Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франшиза / франчайзинг / франчайзи / франчайзер / факторы развития франчайзинга / инвестиции / инвестирование / инвестиционный проект / franchize / franchizing / franchisee / franchiser / factors of development of franchizing / investment / investment / investment project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Н. Михина, Н.Д. Корсукова

Проведено исследование российского рынка франчайзинга по данным вторичной информации, определено состояние и тенденции развития рынка на ближайшую перспективу, а также определены факторы, способствующие активному развитию франчайзинговой модели организации бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF FRANCHISING IN RUSSIA

The article conducted a study of the Russian franchise market according to secondary information, determined the state and trends of market development in the near future, as well as identified factors contributing to the active development of the franchise model of business organization.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ»

УДК 338.46

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

М. Н. Михина Научный руководитель - Н. Д. Корсукова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: mihina.m96@mail.ru

Проведено исследование российского рынка франчайзинга по данным вторичной информации, определено состояние и тенденции развития рынка на ближайшую перспективу, а также определены факторы, способствующие активному развитию франчайзинговой модели организации бизнеса.

Ключевые слова: франшиза, франчайзинг, франчайзи, франчайзер, факторы развития франчайзинга, инвестиции, инвестирование, инвестиционный проект.

THE CURRENT STATE AND DEVELOPMENT OF FRANCHISING IN RUSSIA

M. N. Mikhina Scientific supervisor - N. D. Korsukova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: mihina.m96@mail.ru

The article conducted a study of the Russian franchise market according to secondary information, determined the state and trends of market development in the near future, as well as identified factors contributing to the active development of the franchise model of business organization.

Keywords: franchize, franchizing, franchisee, franchiser, factors of development of franchizing, investment, investment, investment project.

На современном этапе развития экономики России франчайзинг является одной из перспективных форм ведения предпринимательской деятельности. По статистическим данным Российской ассоциации развития франчайзинга 90% компаний впервые открывшийся и функционирующих на условиях франчайзинга продолжают успешно работать на рынке в сравнении с другими формами ведения бизнеса [5].

Популярность франчайзинга можно объяснить тем, что работая по этой системе начинающий предприниматель получает ряд преимуществ, такие как: известность бренда, доступ к готовым стандартам маркетинговой и рекламной политики, помощь как при выборе месторасположения так и оценке эффективности бизнеса, помощь в управлении, финансировании и подготовке кадров, а также защищенные законом товарные знаки и патенты.

Применение франчайзинговой системы в России возникло только в 90-х годах прошлого столетия. Такие сети как PepsiCo, Kodak, Subway, Baskin-Robbins и другие зарубежные бренды начали развитие франчайзинга на российском рынке. Позже к ним присоединились отечественные бренды: 1С, Спортмастер, Теремок.

Секция «Экономика предпринимательства: концептуальный и региональный аспекты»

В период 1995 по 1999 год использования франчайзинговой модели бизнеса в России появились 42 франчайзинговые системы, то есть приблизительно по 10 новых франшиз в год. К 2019 году их число увеличилось более чем в 50 раз.

По данным сайта Franshiza.ru, количество франчайзеров в России к 2019 году составило 2250, учитывая, что в 2017 году их число достигало 1500 [3].

Благодаря своей доступности в условиях изменчивости российской экономики франчайзинга продолжает оставаться одним из наиболее перспективных форматов ведения бизнеса в России. Оборот франчайзингового рынка в России занимает несущественную долю в ВВП страны, за 2018-2019гг. он составил не более 1 %.

По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По числу франчайзинговых точек в 2018 году России опередила Францию, показав результат в 97,3 тыс. точек [4].

Понимая тот факт, что франчайзинг является эффективной формой делового сотрудничества и действенным экономическим инструментом, который оказывает положительное влияние на инфраструктуру, рынок и страну в целом, органы власти стараются создать все необходимые условия для поддержания и развития франчайзинга в России.

Развитие франчайзинговой системы на территории России происходит на основе следующих факторов: совершенствование правовых аспектов взаимодействия франчайзера и франчайзи.

По данным портала franshiza.ru около 55% франчайзеров работают с франчайзи по договору коммерческой концессии, примерно 25% - по лицензионному договору, а остальные применяют другие типы договоров.

Использование франчайзинга в России затрудняется недостаточно развитой правовой базой по этому вопросу. В настоящее время специальные законы о франчайзинге существуют только в США, Румынии и Республике Молдова. В других странах, таких, как Германия, Франция и Россия, правовое регулирование франчайзинга осуществляется с при помощи специализированных документов, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Развитие финансовых инструментов реализации франчайзинговых проектов. С 2016 года на финансово-кредитном рынке стали появляться продукты банков, предназначенные специально для потенциальных франчайзи. Это программы кредитования на открытие бизнеса по системе франчайзинга. Такие программы существуют в Сбербанке, ВТБ, Райффайзенбанке, Росбанке и других банках. Также была создана дополнительная структура - фонд «Лайф Франчайзинг» которая реализует программу софинансирования инвестиционных франчайзинговых проектов.

Расширение торговых площадей. Создание новых торговых мест всегда положительно сказывается на рост франчайзинговых точек, поскольку торговые центры заинтересованы в арендаторах, обладающих известными брендами, так как франшиза известного бренда дает возможность предпринимателям занять перспективное помещение в качественном торговом центре. По данным аналитиков Cushman & Wakefield, в 2019 году построено и введено 700тыс. кв.м торговых площадей [1].

Развитие франчайзинга в регионах. С 2017 года появилось множество региональных проектов, полностью готовых к расширению своего бизнеса с помощью франчайзинга и претендующих на присвоение федерального статуса.

Изменение структуры российского франчайзинга. Произошел рост количества франшиз в сфере услуг, причем за счет как развитых сегментов (туристические и фитнес услуги, услуги салонов красоты и детские развлекательные центры), так и инновационных форм сотрудничества (услуги по инвентаризации). Увеличение франшиз коснулось даже таких компаний, услуги которых довольно сложно стандартизировать, и развитие бизнеса которых зависит от компетенции и профессионализма отдельных сотрудников.

Активное использование конверсионного франчайзинга. Конверсионный франчайзинг представляет собой направление франчайзинга, при котором происходит расширение франчайзинговой сети за счет самостоятельно работающих компаний аналогичного профиля. При этом франчайзер не взимает с франчайзи регистрационный взнос и покрывает его расходы на внешнее оформление помещения.

Развитие иностранных франчайзинговых концепций. По прогнозам специалистов, на рынке франчайзинга в короткий период будет наблюдаться незначительное замедление темпов роста в связи со снижением деловой активности в стране и стремлением предпринимателей вывести капитал за границу [2].

Согласно оценкам экспертов, ведение бизнеса по системе франчайзинга на российском рынке пополняет национальный ВВП не более 1 %. При этом в США данный показатель равен 10%, а доля продаж по форме франчайзинга составляет примерно 42% от общего объема розницы.

Основываясь на данных показателях, можно с уверенностью сказать, что малый и средний бизнес в России в настоящее время стремительно развивается. На рынке появляются новые форматы торговли и концепции бизнеса. На основе этого можно считать, что развитие франчайзинговой системы развития бизнеса является довольно активным даже с точки зрения. Поэтому можно считать предстоящий период развития российской системы франчайзинга достаточно активным с точки зрения создания новых форматов и диверсификации предложений бизнес-идей.

В настоящий момент российским предпринимателям стоит оценивать современный франчайзинг как серьезную деятельность, а не быстрый и легкий способ получения прибыли. Потенциальным франчайзи необходимо учитывать, что высокие показатели бизнеса в форме франчайзинга достигаются вследствие четкого следования франчайзинговой стратегии компании.

Следует понимать, что существующие недостатки, характерные для франчайзинговой модели ведения бизнеса, также присуще и другим формам инвестирования. При этом основной причиной выбора франчайзинговой системы в качестве начала предпринимательской деятельности является низкий уровень рисков и относительно невысокая величина первоначальных инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в силу своей доступности и многогранности франчайзинг на российском рынке будет одним из наиболее выгодных и устойчивых форматов ведения бизнеса, даже при условии нестабильной экономики.

Библиографические ссылки

1. Иванов, П. В России будет построено и введено 700 тыс. кв. м торговых площадей в 2019 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.arendator.ru/news/163817-v_rossii_budet_ postroeno_i_vvedeno_700_tys_kv_m_torgovyh_plocshadej_v_2019_godu (дата обращения: 04.01.2020).

2. Кузнецов, А. Франшизы в России: рынок клонов. [Электронный ресурс]. URL: https:// franshiza.ru/article/read/franshizy_v_rossii_rynok_klonov (дата обращения: 08.01.2020).

3. Мельникова, К. Рейтинг РБК: топ 50 самых востребованных франшиз в 2018 году. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5c8b81289a79475a95d91c6b (дата обращения: 25.12.2019).

4. Рождественская, А. Семь факторов роста Российского Франчайзинга. [Электронный ресурс]. URL: https://franshiza.ru/article/read/sem_faktorov_rosta (дата обращения: 27.12.2019).

5. Франчайзинг / Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга. [Электронный ресурс]. - URL: https://rusfranch.com (дата обращения: 25.12.2019).

© Михина М. Н., Корсукова Н. Д., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.