Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В Г. НУР-СУЛТАН'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В Г. НУР-СУЛТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
226
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ДОСУГ / РЕКРЕАЦИЯ / ИНСЕНТИВ-ТУРЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ ПОЕЗДКИ / КОНФЕРЕНЦИИ / СЪЕЗДЫ / ПУТЕШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атикеева С.Н., Кабышева З.М., Муканова Б.Ш., Каражанова М.Х., Наурызова Ж.

В статье даётся краткая характеристика развития делового туризма в столице республики, представлены диаграммы о странах, посетивших столицу, структура международного туризма, дан анализ развития делового туризма в региональном разрезе, который показывает, что наибольшая концентрация деловых туристов, посещающих нашу республику, приходится на города Алматы и Нур-Султан, а также на Атыраускую, Карагандинскую и Восточно-Казахстанскую области. На диаграммах показаны результаты распределения внутренних и выездных посетителей по целям поездок, (деловые и профессиональные) и расходы по внутреннему и выездному туризму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Атикеева С.Н., Кабышева З.М., Муканова Б.Ш., Каражанова М.Х., Наурызова Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN STATE AND THE DEVELOPMENT OF BUSINESS TOURISM IN THE NUR-SULTAN

The article gives a brief description of the development of business tourism in the capital of the republic, presents diagrams about the countries that visited the capital, the structure of international tourism, analyzes the development of business tourism in the regional context, which shows that the largest concentration of business tourists visiting our republic falls on the cities of Almaty and Nur-Sultan, as well as on Atyrau, Karaganda and East Kazakhstan regions. The diagrams show the results of the distribution of domestic and outbound visitors by purpose of travel, (business and professional) and expenses for domestic and outbound tourism.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В Г. НУР-СУЛТАН»

УДК 796.5

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В Г. НУР-СУЛТАН

Атикеева С.Н.

Кандидат биологических наук, доцент Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

Кабышева З.М. Учитель биологии КГУ ОШ № 21, г.Караганда

Муканова Б.Ш.

Магистр менеджмента, старший преподаватель Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

Каражанова М.Х. Магистр туризма, старший преподаватель Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

Наурызова Ж. Студент 2 курса специальности «Туризм» Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

Пак Е.

Студент 2 курса специальности «Туризм» Университет «Туран-Астана», г.Нур-Султан

THE MODERN STATE AND THE DEVELOPMENT OF BUSINESS TOURISM

IN THE NUR-SULTAN

Atikeyeva S.N.

candidate of biological sciences, associate professor, «Turan-Astana» University, Nur-Sultan Kabysheva Z.M. biology teacher, №21 PS CGA, Karaganda Mukanova B.Sh. Master of Management, Senior lecturer «Turan-Astana» University, Nur-Sultan Karazhanova M.Kh. Master of Tourism, Senior lecturer «Turan-Astana» University, Nur-Sultan Nauryzova Zh. 2nd year student of the specialty «Tourism» «Turan-Astana» University, Nur-Sultan

Pak E.

2nd year student of the specialty «Tourism» «Turan-Astana» University, Nur-Sultan

АННОТАЦИЯ

В статье даётся краткая характеристика развития делового туризма в столице республики, представлены диаграммы о странах, посетивших столицу, структура международного туризма, дан анализ развития делового туризма в региональном разрезе, который показывает, что наибольшая концентрация деловых туристов, посещающих нашу республику, приходится на города Алматы и Нур-Султан, а также на Атыраускую, Карагандинскую и Восточно-Казахстанскую области. На диаграммах показаны результаты распределения внутренних и выездных посетителей по целям поездок, (деловые и профессиональные) и расходы по внутреннему и выездному туризму ABSTRACT

The article gives a brief description of the development of business tourism in the capital of the republic, presents diagrams about the countries that visited the capital, the structure of international tourism, analyzes the development of business tourism in the regional context, which shows that the largest concentration of business tourists visiting our republic falls on the cities of Almaty and Nur-Sultan, as well as on Atyrau, Karaganda and East Kazakhstan regions. The diagrams show the results of the distribution of domestic and outbound visitors by purpose of travel, (business and professional) and expenses for domestic and outbound tourism.

Ключевые слова: деловой туризм, внутренний туризм, выездной туризм, досуг, рекреация, инсентив-туры, корпоративные поездки, конференции, съезды, путешествия

Keywords: business tourism, domestic tourism, outbound tourism, leisure, recreation, incentive tours, corporate trips, conferences, congresses, travel

На сегодняшний день в развитии туризма приоритетным является деловой туризм как один из самых перспективных, высокодоходных и быстро развивающихся направлений туристической индустрии. Основные причины растущей популярности делового туризма в мире -необходимость быть в курсе последних мировых достижений в той или иной отрасли, поиск надежных деловых партнеров, обмен опытом, повышение квалификации. Мировая экономика приобретает все более однородный глобально-рыночный характер, при котором происходит так называемое «стирание границ». Путешествуя по всему миру в поисках партнеров, изучая тенденции рынков и заключая успешные контракты, деловые люди высоко ценят возможность совместить

приятное с полезным, в связи с чем, возникает необходимость развития делового туризма.

Встав на рыночный путь, Казахстан сразу же приобрел массу иностранных партнеров, так что сегодня потоки западных предпринимателей намного превышают число тех, кто желает просто побродить по красивым местам края. На сегодня свыше 70% делового туризма Казахстана составляют корпоративные поездки, в том числе инсентив-туры, имеющие целью стимулировать сотрудников, занятых, продвижением товаров компании. Еще 20% приходится на поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах. Около 10% имеют отношение к работе ярмарок и торгово-промышленных выставок (рис.1).

Рисунок 1. Структура международного делового туризма

В Казахстане получили развитие практически все виды делового туризма, но наибольшей популярностью пользуются выставочные мероприятия и ярмарки. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, за 2018 год турфирмами республики обслужено 31367 туристов-нерезидентов

С деловыми и профессиональными целями Казахстан посетило 19883 туриста, по отношению к соответствующему периоду 2017 года (15814 деловых туристов) увеличение было незначительным, приблизительно в 1,4 раза.

Дополнительную регистрацию деловых туристов проводили объекты размещения, которыми обслужено 203057 туриста, что составляет 92,5% от общего числа обслуженных туристов-нерезидентов (219634).

Республику Казахстан с деловыми и профессиональными целями посещают туристы из более, чем 120 стран дальнего и ближнего зарубежья. Наибольшее количество деловых туристов приходится на Российскую Федерацию (28%), США (10,6%), Турцию (8%), Великобританию (6,9%), Италию (6,5%) (рис. 2).

Рисунок 2. Страны, посетившие Казахстан с деловыми целями

Как правило, деловой туризм получает развитие в экономически развитых регионах, с развитой инфраструктурой, наличием

квалифицированных кадров и высоким уровнем обслуживания. Об этом свидетельствует анализ статистики развития делового туризма в

региональном разрезе, который показывает, что наибольшая концентрация деловых туристов, посещающих нашу республику, приходится на города Алматы (45,5%) и Астана (31%), а также на Атыраускую (15,5%), Карагандинскую (4,3%) и Восточно-Казахстанскую (3,7%) области (рис. 3).

Рисунок 3. Концентрация деловых туристов

По предварительным оценкам, только в Алматы ежегодный доход от отрасли делового туризма составляет от $40 до $70 млн. Одним из крупных центров делового туризма центрально-азиатского региона становится Нур-Султан. Здесь ежегодно проводятся различные международные

отраслевые выставки, целью которых является содействие привлечению современных технологий, увеличение притока инвестиций, расширение и укрепление экономических связей с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья. В столице работают представители 44 стран мира, действует

113 совместных и 187 иностранных предприятий, большинство которых принадлежат Турции, России, Германии, Швейцарии, США и странам ближнего зарубежья [1].

Алматы традиционно остается городом номер один по количеству туристических агентств - их в Алматы 800, что составляет 2/3 от общереспубликанского числа. Благодаря их работе сегодня наши люди могут посетить практически любой уголок мира и посещают, общаются, приглашают к себе. В 2019 году город принял из ближнего и дальнего зарубежье свыше 600000 гостей (на 100000 больше, чем в 2017 году). Во-вторых, мы должны быть готовы к тому, что город станет финансовым центром, а так же зоной развития высоких технологий. Поэтому деловой туризм вскоре будет для нас основным. Уже сегодня «удельный вес» бизнес - туристов составляет 70% от общего объёма въездного туризма. Кстати, данная категория визитеров приносит принимающей их стороне в 2-3 раза больше капитала, нежели обычные туристы. Этот факт обязывает в плане создания и развития такой инфраструктуры, чтобы она соответствовала уровню международных стандартов. И, в третьих, именно отсюда вытекает и следующая задача: развитие Алматы как международного культурного, делового, спортивно-

развлекательного центра.

Тем не менее, в отрасли делового туризма существует множество проблем различного свойства, тормозящих развитие данного вида туризма, такие как отсутствие нормативно-правовых актов в области делового туризма; несовершенная система учета статистических данных; отсутствие уполномоченного органа и другие.

По прогнозам Всемирной Туристической Организации, у Казахстана есть все шансы вывести свой туристический рынок на международный уровень. Развитие туризма, по мнению специалистов, должно произойти

преимущественно за счет появления новых посещаемых территорий, так как традиционные районы мирового туристического рынка уже практически достигли предела «рекреационной емкости». Туристы, которые хорошо изучили известные курорты мира, стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться. Казахстан - в их числе.

В Республике Казахстан деловой туризм есть и имеет место быть высокоразвитым и высокодоходным. Рассмотрим развитие делового туризма в г. Нур-Султан.

Нур-Султан - столица Республики Казахстан, символ государственного единства, квинтэссенция стратегических замыслов и устремлений независимого государства, важнейший

национальный проект создания

ультрасовременного мегаполиса XXI века.

Нур-Султан — самый интенсивно развивающийся город Евразии. Экономика столицы характеризуется динамичным ростом.

С 2015 года валовый региональный продукт увеличился в 24,1 раза, а в расчете на душу населения — в 14,5, достигнув 26,8 тысяч долларов США на человека, что сопоставимо с уровнем некоторых государств Европейского Союза. Важная роль в экономическом развитии столицы отводится поддержке предпринимательства и привлечению иностранных инвестиций в секторы инновационного и промышленного потенциала. В целях обеспечения благоприятного делового климата в Астане ведется масштабная и системная работа в области устойчивого развития города, институциональной поддержки инвесторов, совершенствования инфраструктуры и

обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами.

Столица предлагает инвесторам широкие возможности долгосрочного сотрудничества. Евразийская интеграция и географическое положение обеспечивают ее высокий транспортно-логистический потенциал. Свыше 96% общего грузопотока, проходящего через Астану, относится к транзиту. Свободная экономическая зона «Астана — новый город» предлагает благоприятный инвестиционный климат, льготный режим налогообложения, земельные участки и доступ к инженерной инфраструктуре. За последние несколько лет на базе СЭЗ «Астана—новый город» были успешно реализованы проекты с крупнейшими международными инвесторами в новых для Казахстана высокотехнологичных отраслях — производство электровозов, вагонов, вертолетов, фотоэлектрических модулей. Сегодня перед Нур-Султаном стоят новые масштабные задачи — дальнейшее развитие инновационных и высоко технологичных отраслей экономики, вхождение в топ-50 интеллектуальных городов [2].

По состоянию на 2015 г. 73% въезжающих в Казахстан осуществляют поездки с деловыми и профессиональными целями, тогда как на посещение знакомых и родственников приходится 6%, на досуг и рекреацию - 20%. Прогнозные данные на 2019 г. предполагают, что 64,7% будут занимать поездки, связанные с посещением родственников, друзей и знакомых, на втором месте находятся деловые поездки - 23,8% и на третьем - досуг, рекреация, отдых - 11,9%. На 2024 г. прогнозируется приблизительное сохранение данного соотношения [3].

Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конференциях, форумах. По материалам Комитета по статистике МНЭ РК, мы провели анализ выездного и внутреннего туризма за последние 3 года по деловым и личным целям поездок (рис.5, 6).

Рисунок 5. Распределение внутренних и выездных посетителей по целям поездки

(деловые и профессиональные)

Как видим по рисунку 5, внутренний туризм за 2017 год составляет 107874 человека, идёт рост потока туристов, это связано с проведением международной выставки ЭКСПО, в 2018 году идёт значительный рост притока по внутреннему туризму, но в 2019 году идёт на спад внутренний и выездной, это низкие показатели по сравнению с предыдущими годами. При рассмотрении выездного туризма по деловым целям, мы

наблюдаем высокий подъём в 2018 году. Сказывается влияние международной выставки, подписание договоров, проведение конференций, саммитов. Спад туристов по внутреннему туризму в 2019 г. связан, скорее всего, со скачками цен на нефть, и резким подъёмом курса валют.

Мы также проанализировали респондентов по личным целям. Подъём наблюдается в 2018 году (рис.6)

464167

Рисунок 6. Распределение внутренних и выездных посетителей по личным целям

В 2018 году по личным целям по внутреннему и выездному туризму наблюдается рост потока туристов, в 2019 году -незначительные колебания в сторону уменьшения.

Анализируя материалы Комитета по статистике МНЭ РК, мы взяли показатели расхода по внутреннему туризму [4] (рис.7).

21935456,1

Рисунок 7. Расходы по внутреннему туризму

Как видно из диаграммы, расходы в 2018 году анализируемых годов. По выездному туризму по внутреннему туризму, как по личным, так и по расходы также превышают в 2019 году (рис.8) деловым целям намного выше остальных

9579255,3

17153742,2

Рисунок 8. Расходы по выездному туризму

Проанализировав данные, мы можем сказать, что проведение международной выставки ЭКСПО отразилось как на внутреннем, так и на выездном туризме. Приток туристов наблюдается в 2018 году как по деловым, профессиональным целям, так и по личным целям.

Нур-Султан - центр деловых встреч, который создаёт и предлагает благоприятный инвестиционный климат для бизнес-партнёров.

Список литературы:

1. Мусин К.Н. Международный туризм: современная тенденция в мире и Казахстане. Алматы, 2014.-24с.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// stat.gov.kz/ дата обращения: 19.12.2020).

3. Официальный интернет-ресурс акимата города Нур-Султана [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://astana.gov.kz/ru (дата обращения - 10.10.2020).

4. Официальный сайт комитета по статистике МНЭ РК [Электронный сайт] Режим доступа: //stat.gov.kz/ дата обращения: 29.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.