Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы реализации направлений развития инновационного потенциала Сибирского федерального округа'

Современное состояние и проблемы реализации направлений развития инновационного потенциала Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ ИННО-ВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATIVE POTENTIAL / PROBLEMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / MECHANISM TO SUPPORT INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаязова Дарья Владимировна

Проанализировано современное состояние инновационного потенциала Сибирского федерального округа. Вы-явлены основные проблемы инновационного развития Сибирского федерального округа. Предложен механизм поддержки инновационной деятельности СФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND IMPLEMENTATION PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT COURSES OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT INNOVATIVE POTENTIAL

The current state of the innovation potential of the Siberian Federal District is analyzed. The main problems of the inno-vative development of the Siberian Federal District are revealed. The mechanism to support innovations in the Siberian Federal District is proposed.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы реализации направлений развития инновационного потенциала Сибирского федерального округа»

УДК 005.591.6

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

л

Д.В.Гаязова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проанализировано современное состояние инновационного потенциала Сибирского федерального округа. Выявлены основные проблемы инновационного развития Сибирского федерального округа. Предложен механизм поддержки инновационной деятельности СФО. Табл. 1. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: инновационный потенциал; проблемы инновационного развития; механизм поддержки инновационной деятельности.

CURRENT STATE AND IMPLEMENTATION PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT COURSES OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT INNOVATIVE POTENTIAL D.V. Gayazova

Ministry of Economic Development of Labor, Science and Higher Education of the Irkutsk region, 1A, Lenin St., Irkutsk, 664024.

The current state of the innovation potential of the Siberian Federal District is analyzed. The main problems of the innovative development of the Siberian Federal District are revealed. The mechanism to support innovations in the Siberian Federal District is proposed. 1 tables. 2 sources.

Key words: innovative potential; problems of innovative development; mechanism to support innovation.

Специфика экономического пространства России, характеризующаяся качественными различиями уровней социально-экономического развития субъектов Федерации, обусловливает необходимость разработки собственной (а не заимствованной) модели перевода экономики на инновационный путь. Это становится возможным путем выработки каждым субъектом Федерации стратегий развития инновационного потенциала, учитывающих как региональные социально-экономические особенности, так и общее состояние инновационного потенциала с последующей интеграцией их в единую общегосударственную стратегию.

Для определения уровня развития инновационного потенциала регионов Сибирского федерального округа одной из первоочередных задач, на наш взгляд, является изучение нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность в данном регионе.

Раньше всех в СФО нормативный акт, регулирующий инновационную деятельность, был принят в Новосибирской области, в которой инновационное развитие считается одним из приоритетных. Законодательство Новосибирской области в сфере развития инновационной системы состоит из Устава Новосибирской области, Закона Новосибирской области от 20 апреля 1995 года № 17-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области», Закона Новосибирской области от 6 декабря 2007 № 178-ОСД «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы» и иных нормативных правовых актов Новосибирской области.

Закон Томской области от 2 июня 1999 года № 13-ОЗ «Об инновационной деятельности в Томской области» утратил силу. Но с тех пор сделано достаточно для увеличения инновационной активности, и область достигла значительных высот в инновационной деятельности. С 2008 года в области действует закон «Об инновационной деятельности в Томской области» и реализована областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2006-2008 годы».

Закон Иркутской области «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности» был принят в 2004 году. Для создания в Иркутской области благоприятной правовой и экономической среды для развития инновационной деятельности в 2010 году была принята ведомственная целевая программа «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области на 2011-2013 годы». Данная программа успешно реализуется в настоящее время.

Закон «Об инновационной деятельности в Республике Бурятия» был принят в 2006 году, а региональная научно-техническая подпрограмма «Бурятия. Наука. Технологии и инновации» на 2003 - 2006 годы была утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия в 2003 году. С 2008 года в республике действует Республиканская инновационная программа на 2008 - 2012 годы.

В Омской области с 2004 года действует закон «Об инновационной деятельности на территории Омской области» и утверждена «Концепция развития

1Гаязова Дарья Владимировна, соискатель кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89648122222, e-mail: [email protected]

Gayazova Daria, Competitor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89648122222, e-mail: [email protected]

инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года», которая успешно реализуется. В Забайкальском крае аналогом данного закона является Закон Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы» от 10 декабря 2009 года.

Основной формой развития национальной инновационной системы Министерством образования и науки Российской Федерации признано создание и развитие Центров трансфера технологий (ЦТТ) по всей территории России. В настоящее время ЦТТ существуют практически во всех областях СФО. В Республике Тыва и Республике Хакасия ЦТТ отсутствуют. Инновационная инфраструктура данных регионов пока не очень развита, однако активно идет процесс её становления: созданы бизнес-инкубатор «Сайзарал» (Республика Тыва), малые инновационные предприятия, центры научно-технической информации.

Также необходимо отметить, что в СФО имеются значительные фундаментальные заделы и высококвалифицированные научные кадры, макрорегион располагает определенным научно-техническим и интеллектуальным потенциалом, достаточно развитой научной базой. Основой научного потенциала макрорегиона является вузовская наука. В СФО работают 117 высших учебных заведений. Численность работ-

ников высшей квалификации в макрорегионе - 2895 докторов наук и 7758 кандидатов наук. Численность профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и прочего персонала, докторантов и аспирантов, участвующих в выполнении НИР, в СФО составляет более 21622 человек. Более 280 организаций ведут подготовку докторантов и аспирантов.

Из данных таблицы видно, что внутренние затраты на исследования и разработки в СФО почти в 9 раз меньше по сравнению с показателем Центрального ФО. Расходы на технологические инновации в СФО в 3 раза меньше по сравнению с показателями Приволжского ФО и Уральского ФО и почти в 4 раза меньше по сравнению с показателем Центрального ФО.

По показателю числа инновационно-активных организаций промышленности и сферы услуг СФО находится на предпоследнем месте. Инновационная активность предприятий в 2009 г. составляла 7,3%, а по России в среднем 9,3%.

Численность персонала, занятого НИР, в 2009 году составляла 53463 исследователей (или 7,2% от общего числа исследователей по России). Из них в Новосибирской области - 21622 исследователя, в Красноярском крае - 6299 и в Иркутской области -4919. На остальные регионы СФО, за исключением наиболее неблагоприятных, приходится от 2000 до 1000 исследователей.

Основные показатели инновационного потенциала в 2009 г.

Регион Внутренние затраты на ис-следования и разработки (тыс. руб.) Расходы на техно-логические инновации (млн руб.) Инновационная активность предприятий (%) Численность персонала, занятого НИР (чел.) Объем инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции Подано патентных заявок Выдано патентов Число организаций, использующих ин-формаци-онные и коммуникационные технологии

на изобретения на полезные модели на изобретения на полезные модели

Российская Федерация 485834338 399122,0 9,3 742433 4,5 25598 10728 26294 10500 174137

Центральный федеральный округ 277118289 96973,4 8,8 385392 4,4 12602 4523 13270 4428 43469

Северо-Западный федеральный округ 64643932 36123,6 9,5 97633 3,1 2095 1159 2215 1165 18760

Южный федеральный округ 14550112 11685,1 6,8 33746 6,2 2899 690 2565 651 21590

Приволжский федеральный округ 63513654 81261,9 12,8 117000 9,3 3941 2276 3876 2173 37552

Уральский федеральный округ 24294300 81639,9 10,2 42276 2,1 1145 942 1460 956 16382

Сибирский федеральный округ 31539494 26658,3 7,3 53463 1,5 2418 996 2446 984 25691

Дальневосточный федеральный округ 10174558 64779,6 8,3 12928 1,6 488 140 462 143 10693

Источник: сост. авт. по данным Федеральной службы государственной статистики [1].

Низкий уровень инновационного развития СФО по сравнению с другими федеральными округами подтверждает анализ объема инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции. Как видно из представленных данных, округ находится на последнем месте: в 2009 г. объем инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции в СФО составляет 1,5%, тогда как в среднем по России - 4,5%.

По вышеуказанным показателям инновационного потенциала Сибирский Федеральный Округ уступает Центральному ФО, Северо-Западному ФО, Приволжскому и Уральскому ФО. По числу выданных патентов в 2009 году он находится на 4-ом месте (9,2% от общего числа выданных патентов в России). При этом наибольшее количество выданных патентов внутри округа приходится на Новосибирскую и Томскую области и Красноярский край.

Положительная ситуация наблюдается по показателю числа организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии (из числа обследованных). В 2009 г. СФО находится на 3-м месте по данному показателю среди других субъектов России - 25691 (около 15% от общероссийского показателя). Абсолютными лидерами внутри СФО являются: Новосибирская область - 5006 (20% от показателя по СФО), Красноярский край - 4223 (16,5%), Алтайский край - 3441 (13,5%) и Омская область - 3130 (12,2%).

Необходимо отметить, что согласно исследованию агентства «Эксперт РА» [2] среди 10 регионов Российской Федерации с наибольшими предпосылками для инновационного развития два субъекта, которые входят в состав Сибирского Федерального округа: Новосибирская и Томская области.

Проведенный анализ по выбранным показателям инновационного потенциала выявил, что вклад Сибирского федерального округа в инновационный потенциал Российской Федерации находится на довольно низком уровне. Таким образом, нам представляется целесообразным выявить основные проблемы развития инновационной сферы и предложить механизм поддержки инновационной деятельности СФО.

Основными причинами низкой инновационной активности в СФО являются:

1. Несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную сферу.

2. Высокая стоимость внедрения и коммерческого освоения нововведений.

3. Низкий уровень государственной поддержки, в части субсидий на реализацию инновационных проектов.

4. Недостаточный объем собственных инвестици-

онных средств у малых и средних инновационных предприятий.

5. Неразвитость инновационной инфраструктуры (в том числе финансирование инновационных разработок, низкие темпы коммерциализации проектов).

6. Снижение стимулирования научного труда и падение престижа научной деятельности, отток ученых и специалистов за рубеж или переход в структуры, не связанные с инновационной деятельностью.

7. Острый дефицит подготовленных предпринимателей - инновационных менеджеров, способных к успешной инновационной деятельности.

Устранение данных недостатков позволит улучшить инновационный климат в СФО и в целом по России. Указанные выше проблемы, на наш взгляд, необходимо решать в соответствии с программно-целевым подходом, что обеспечит концентрацию ресурсов в решении основных проблем инновационного потенциала экономических систем.

Основными направлениями организационной деятельности, обеспечивающими повышение эффективности использования инновационного потенциала, являются мероприятия в следующих областях:

1. В области наращивания человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

2. В области формирования спроса на инновации.

3. В области повышения технологической конкурентоспособности существующего бизнеса, кратного повышения инновационной активности и появление новых высокотехнологичных и инновационных компаний.

4. В области формирования благоприятного инновационного климата с целью коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

5. В области формирования сбалансированного устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, их конкурентоспособность на национальном и мировом рынках.

6. В области развития и повышения эффективности инновационной инфраструктуры на территории регионов СФО.

7. В области формирования системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

Предложенные направления деятельности по обеспечению развития и эффективности использования инновационного потенциала экономических систем позволят разработать для каждого региона собственные мероприятия, учитывающие как социально-экономические особенности, так и общее состояние инновационного потенциала.

Библиографический список

1. Официальный сайт Федеральной службы государствен- 2. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА»: ной статистики: www.gks.ru.www.raexpert.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.