Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы развития рынка аудиторских услуг в России'

Современное состояние и проблемы развития рынка аудиторских услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
312
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ АУДИТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА / AUDIT / STATE SUPPORT / PRINCIPLE OF INDEPENDENCE OF AUDIT / INTERNATIONAL STANDARDS OF AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гравшина Ирина Николаевна, Денисова Наталья Ивановна

Современное состояние рынка аудиторских услуг привело к формированию предпосылок для его качественных преобразований. В статье дана общая оценка аудита как профессиональной деятельности в России. Представлен обзор изменений федерального законодательства в сфере аудиторской деятельности, носящих принципиальный характер. Эти изменения касаются законодательного регулирования института «независимости» аудита, вступления в силу международных стандартов аудита. Отдельно обозначены принципы независимости аудита. При этом нововведения касаются не только непосредственно аудита, но и сопутствующих ему услуг. Отражены также изменения в сфере обязательного аудита, требования к руководителю аудита общественно значимых организаций. Дана оценка современного состояния рынка аудиторских услуг. Авторы обозначили ряд проблем, характерных для отечественного аудита, наметили направления их решения. В качестве мер по повышению качества аудита предлагается усилить внешний контроль и разработать комплекс мероприятий, направленных на поддержку малых и средних российских аудиторских компаний. В статье обосновано увеличение ответственности аудиторов в результате изменений законодательства. Отдельное внимание уделяется мерам государственного регулирования аудиторской деятельности. Приоритетным направлением в поставленных задачах должно стать повышение конкурентоспособности российских аудиторских организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF AUDIT IN RUSSIA

The current state of the audit services market has led to the formation of preconditions for its qualitative transformation. The article gives a general assessment of the audit as a professional activity in Russia. The review of the changes of the federal legislation in the sphere of auditor activity having basic character is presented. These changes concern legislative regulation of independence institute of audit, entry into force of the international standards of audit. The principles of independence of audit are separately designated. At the same time, the innovations concern not only the audit itself, but also the services accompanying it. Also changes in the sphere of obligatory audit, the requirement to the head of audit public the signifi organizations are reflAs measures to improve the quality of auditing, it is proposed to strengthen external control and develop a set of measures aimed at supporting small and medium-sized Russian audit companies. An assessment of the current state of the market of auditor services is given. Authors designated a number of the problems characteristic of domestic audit planned the directions of their decision. The article justifi the increase in the liability of auditors as a result of changes in legislation. Special attention is paid to measures of state regulation of auditor activity. The priority in the tasks set should be to increase the competitiveness of Russian audit organizations.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы развития рынка аудиторских услуг в России»

УДК 657.6

современное состояние и проблемы развития рынка аудиторских услуг в россии

гравшина ирина николаевна,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, e-mail: [email protected], Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани,

Денисова наталья Ивановна,

канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и финансов,

e-mail: [email protected], Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани

Современное состояние рынка аудиторских услуг привело к формированию предпосылок для его качественных преобразований. В статье дана общая оценка аудита как профессиональной деятельности в России. Представлен обзор изменений федерального законодательства в сфере аудиторской деятельности, носящих принципиальный характер. Эти изменения касаются законодательного регулирования института «независимости» аудита, вступления в силу международных стандартов аудита. Отдельно обозначены принципы независимости аудита. При этом нововведения касаются не только непосредственно аудита, но и сопутствующих ему услуг. Отражены также изменения в сфере обязательного аудита, требования к руководителю аудита общественно значимых организаций. Дана оценка современного состояния рынка аудиторских услуг. Авторы обозначили ряд проблем, характерных для отечественного аудита, наметили направления их решения. В качестве мер по повышению качества аудита предлагается усилить внешний контроль и разработать комплекс мероприятий, направленных на поддержку малых и средних российских аудиторских компаний. В статье обосновано увеличение ответственности аудиторов в результате изменений законодательства. Отдельное внимание уделяется мерам государственного регулирования аудиторской деятельности. Приоритетным направлением в поставленных задачах должно стать повышение конкурентоспособности российских аудиторских организаций.

Ключевые слова: аудит, государственная поддержка, принцип независимости аудита, международные стандарты аудита

THE CURRENT STATE AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF AUDIT IN RUSSIA

Gravshina I. N.,

candidate of economic sciences, associate professor of the department of economy and finance,

e-mail: [email protected], Ryazan branch of Moscow Witte University, Ryazan,

Denisova N.I.,

candidate of economic sciences, head the department of economy and finance,

e-mail: [email protected], Ryazan branch of Moscow Witte University, Ryazan

The current state of the audit services market has led to the formation of preconditions for its qualitative transformation. The article gives a general assessment of the audit as a professional activity in Russia. The review of the changes of the federal legislation in the sphere of auditor activity having basic character is presented. These changes concern legislative regulation of independence institute of audit, entry into force of the international standards of audit. The principles of independence of audit are separately designated. At

the same time, the innovations concern not only the audit itself, but also the services accompanying it. Also changes in the sphere of obligatory audit, the requirement to the head of audit public the significant organizations are reflected. As measures to improve the quality of auditing, it is proposed to strengthen external control and develop a set of measures aimed at supporting small and medium-sized Russian audit companies. An assessment of the current state of the market of auditor services is given. Authors designated a number of the problems characteristic of domestic audit planned the directions of their decision. The article justifies the increase in the liability of auditors as a result of changes in legislation. Special attention is paid to measures of state regulation of auditor activity. The priority in the tasks set should be to increase the competitiveness of Russian audit organizations.

Keywords: audit, state support, principle of independence of audit, international standards of audit

DOI 10.21777/2587-554X-2019-3-35-40

введение

Современное состояние рынка аудиторских услуг в России требует соответствующих мер по повышению его конкурентоспособности. Об этом свидетельствует отрицательная динамика аудиторов и аудиторских организаций, централизация бизнеса аудиторских услуг, дифференциация доходов между организациями, жесткая конкуренция на рынке [4].

Сложившаяся ситуация, вызванная целой системой внешних факторов, требует детального изучения негативных явлений, проработки основных направлений развития отечественного аудита. Вектор развития аудиторской деятельности и рынка аудиторских услуг должен быть направлен на усиление государственного и профессионального контроля, а также на повышение качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Целью исследования является выявление нерешенных проблем в сфере аудиторской деятельности и определение направлений по их устранению и нивелированию влияния негативных факторов.

В процессе исследования применялись экономико-статистический, абстрактно-логический и аналитический методы. Это позволило обобщить и систематизировать существующий опыт, представив его в форме статистических данных и логических заключений.

Аудиторская деятельность в России - явление, вызванное веяниями времени. Прежде чем говорить о предпосылках его совершенствования сейчас, необходимо сказать о тех основаниях, которые послужили для его зарождения. На возникновение и дальнейшее развитие аудита повлияла целая система взаимосвязанных факторов политического, экономического, юридического характера.

постановка задачи исследования

Аудит в России сегодня - это профессиональная деятельность, регулируемая целой системой нормативно-правовых документов. Несмотря на это, численность аудиторов, осуществляющих профессиональную деятельность, и аудиторов, имеющих право ее осуществлять, различается, о чем свидетельствуют данные таблицы 1. Общая динамика численности аудиторских организаций отрицательная.

Таблица 1 - Изменение числа аудиторских организаций в РФ [1]

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Имеют право на осуществление аудиторской деятельности, всего, тыс.: 5,7 5,5 5,3 5,1

- из них аудиторские организации 4,8 4,7 4,5 4,4

Аудиторы, всего, тыс.: 24,1 23 22,2 21,5

- из них квалифицированные аудиторы 3,2 3,2 3,4 3,5

На рисунке 1 представлена структура распределения аудиторских организаций в разрезе округов.

2 % 2 %

/9 %

/ 9 % V1 \

47 % '

,13 % УЖ

\ 7 % /

11 %

□ Центральный

■ Северо-западный

□ Южный

□ Приволжский

■ Уральский

□ Сибирский

■ Дальневосточный

□ Северо-кавказский

Рисунок 1 - Территориальная структура распределение числа аудиторских

организаций в России, % [1]

Следует отметить, что Центральный федеральный округ содержит большее количество аудиторских организаций (47 %), из которых 35,8 % осуществляют свою деятельность в Москве. Соответственно, можно говорить о централизации бизнеса аудиторских услуг.

Анализ организаций по продолжительности их профессиональной деятельности показывает, что 78,7 % от всего числа организаций составляют субъекты со стажем деятельности более 5 лет, а вновь созданных компаний всего лишь около пяти процентов. Таким образом, обновления и расширения числа компаний не происходит. Другой тенденцией является международная направленность рынка, свидетельствующая о преобладании международных сетей.

Базовой характеристикой деятельности любой коммерческой организации является доходность, аудиторские фирмы не являются здесь исключением [5]. Следует отметить, что объем аудиторских услуг в 2017 году составил 53,6 млрд руб., что 3,7 % больше, чем за 2016 году [8]. Однако при пересчете на уровень инфляции доходность аудиторских компаний снижается. Отрицательная динамика числа аудиторских организаций, их доходности свидетельствует о сокращении объема услуг, как таковых, и уменьшении числа клиентов.

На рынке аудиторских услуг большую их часть представляют малые предприятия, однако по объему оказанных услуг они находятся на последнем месте, что наглядно отражено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Распределение аудиторских организаций по масштабам и объему услуг, % [1]

Практика показывает, что основной причиной существующего разрыва между малыми предприятиями и крупными компаниями является высокий уровень конкуренции, дающий конкурентные пре-

имущества аудиторам-«монстрам». Это связано с большим количеством возможностей крупных организаций, обеспечивающим в итоге высокое качество оказываемых услуг.

В условиях жесткой конкуренции малые предприятия не в силах удержать цену на услуги, сохраняя при этом их качество. Они неизбежно терпят убытки [6].

В настоящее время основной рынок приходится на группу компаний, получивших название «Большая четверка» аудиторских компаний, включающая в себя Deloitte Touche Tohmatsu, PwC, KPMG, Emst&Young. Компании указанной группы считаются в профессиональных кругах престижными, а оказываемые ими услуги отличаются высочайшим качеством, что побуждает большинство крупнейших российских компаний обращаться к ним для проведения аудита.

В связи с концентрацией рынка аудиторских услуг в «одних руках» необходима поддержка малых и средних российских аудиторских организаций, а также повышение качества аудиторских услуг.

Обозначенный ряд проблем, характерный для российского рынка аудиторских услуг, требует разработки мер по его укреплению. Обобщая существующий опыт, к таким мерам можно отнести усиление внешнего контроля над аудитом; повышение качества аудиторских услуг; разработку и выполнение комплекса мероприятий, направленных на поддержку малых и средних российских аудиторских компаний.

Приоритетным направлением в поставленных задачах должно стать повышение конкурентоспособности российских аудиторских организаций. В достижении поставленных задач важная роль отводится государственной поддержке и регулированию, развитию функций профессиональных сообществ. К мерам государственной поддержки можно отнести софинансирование программ повышения квалификации аудиторов; предоставление преференций при участии в тендерах на право проведения аудита; предоставление налоговых льгот [7].

Концептуальные изменения в аудиторской деятельности

В России вступили в законную силу международные стандарты аудита. Отныне, чтобы попасть в реестр Центробанка, организации необходимо иметь семь официально трудоустроенных аудиторов. У специалистов должны быть аттестаты, являющиеся разрешительным документом для оказания услуг клиентам. При этом законную силу имеют и квалификационные аттестаты, оформленные в соответствии со старым законодательством. Среди других изменений, которые коснутся работы аудиторов, можно выделить:

- помимо бухгалтерской отчетности эксперты будут учитывать консолидированную отчетность;

- руководители аудита общественно значимых организаций оформляют новый аттестат;

- на аудиторском заключении будет ставиться только одна подпись;

- Центробанк устанавливает порядок проведения квалификационных экзаменов;

- Центробанк будет иметь право выполнять плановые и внеплановые проверки.

Отдельно необходимо отметить изменения, которые коснулись руководителя аудита общественно значимых организаций. Он должен иметь опыт участия в исследовании общественно значимых организаций не менее трех лет, иметь аттестат нового образца, находиться в штате аудиторской организации.

В соответствии с новыми правилами обязательный аудит будет касаться предприятий, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Также этой процедуры не удастся избежать организациям, перечень которых закреплен в федеральном законодательстве, бюро кредитных историй, профессиональным участникам рынка ЦБ. Притом проводить такое исследование будут иметь право только аудиторские компании (не индивидуальные аудиторы).

Если объем выручки предприятия составляет более 600 млн руб., а сумма активов баланса - более 200 млн руб., то аудит будет являться обязательной процедурой. Правда, законом предусмотрен ряд исключений. Речь идет о государственных и муниципальных организациях, унитарных предприятиях, сельскохозяйственных кооперативах, представителях потребкооперации, органов государственной власти и местного самоуправления [8].

Обязательный аудит остается для акционерных обществ (банковских учреждений, холдингов), кредитных и страховых компаний, деятельность которых соответствует новым условиям, отмеченным в федеральном законодательстве.

Из-за специфических особенностей своей деятельности общественно значимые организации представляют огромный интерес для общества и страны в целом. К таким структурам относятся предприятия с государственной долей 25 и более процентов, страховщики, публичные акционерные общества, кредитные учреждения. Сюда же относятся компании, для которых формирование консолидированной отчетности является обязательным условием. Аудит для отмеченных выше структур имеют право проводить только компании, состоящие в реестре Центробанка.

Изменения в аудиторской деятельности должны привести к увеличению ответственности со стороны экспертов. Недобросовестные участники вынуждены будут покинуть рынок. К тому же ужесточение нормативов, касающихся конфиденциальной информации, дает клиентам аудиторов уверенность в сохранении своих внутренних сведений. Разглашение данных может произойти только в тех случаях, которые отмечены в законах.

Распоряжением от 4 октября 2018 года № 2127-р Правительство РФ одобрило проект о внесении изменений в действующий Федеральный закон1. Он уточняет положения о независимости аудитора/аудиторской фирмы и их профессиональной этике. Следует сказать о том, благодаря каким ограничениям аудиторы в нашей стране станут более самостоятельными по отношению к руководству проверяемых лиц. Соответственно, будет больше оснований доверять их выводам.

Скорректировать правила независимости аудиторов в России потребовалось в связи с признанными на международном уровне этическими принципами и стандартами их деятельности, которые с 2017 года действуют и в нашей стране.

Причем новый подход к независимости аудита охватывает не только непосредственно проведение аудита, но и оказание сопутствующих аудиту услуг.

В соответствии с действующим законодательством, под независимостью понимается отсутствие зависимости от проверяемого лица, его учредителей (участников, акционеров), руководителей и иных должностных лиц, других лиц в случаях, предусмотренных Законом об аудите и иными законодательными актами, правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Сам принцип независимости аудита - это отсутствие имущественной, родственной или другой зависимости.

Новые правила независимости аудита называют девять базовых ситуаций, когда данный аудитор или фирма не могут проводить его. Иные случаи могут быть оговорены федеральными законами и правилами независимости.

Само собой, ограничения, обеспечивающие независимость аудитора, также не позволяют ему проверять свои «дочки», филиалы и представительства.

Еще принцип независимости аудитора выражается в невозможности участвовать в проведении аудита (оказании иных аудиторских услуг), если он:

1) учредитель (участник, акционер) аудируемого лица, его руководитель, главбух или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухучета;

2) родственник учредителей (участников, акционеров) аудируемого лица, его руководителя, главбуха или иного должностного лица, на которое возложено ведение бухучета;

3) работник аудиторской фирмы, которая является участником аудиторской группы, аудируемым лицом которой выступает кредитная организация, с которой им заключен кредитный договор или договор поручительства на условиях, существенно отличающихся от условий совершения аналогичных сделок, либо получивший от этой кредитной организации независимую гарантию, либо с которой такой договор заключен родственником аудитора, либо если указанный родственник - выгодоприобретатель по такому договору;

4) в иных случаях, предусмотренных ФЗ и правилами независимости.

заключение

Итак, современное состояние аудита в России сегодня характеризуется отрицательной тенденцией снижения качества аудиторских услуг, сокращением числа аудиторских организаций. Анализ рынка

1 Распоряжение Правительства РФ «О внесении изменений в ст. 7 и 8 Закона "Об аудиторской деятельности"» от 04.10.2018 г. № 2127-р.

независимого аудита позволил очертить круг характерных для него проблем. Намеченные направления их решения находятся в плоскости государственного регулирования и контроля. Произошедшие в законодательной сфере изменения, вызванные негативными тенденциями, направлены на усиление контроля над аудиторской деятельностью и повышение качества оказываемых аудиторских услуг.

список литературы

1. Будуева К.Д. Статистический анализ рынка аудиторских услуг в России [Электронный ресурс] // Огарев-Online: сетевой журнал. - 2016. - URL: https://www.cyberleninka.ru/journal/n/ogaryov-online (дата обращения: 20.01.2019).

2. Горегляд В.П. Современный аудит: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. - 2017. - N° 2. - С. 6-14.

3. Кравченко К.В., Зуева И.А. Особенности организации и методики аудита товарных запасов // Потенциал роста современной экономики: возможности, риски, стратегии: материалы V Международной научно-практической конференции / под ред. А.В. Семенова, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. - М., 2018.- С. 1015-1020.

4. Поварова Е.С. Аудит резервов на оплату отпусков // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018. - № 2 (25). - С. 50-55.

5. Рокщектаева У.Ю. Современное состояние рынка аудиторских услуг в России // Научный вестник ЮИМ. - 2017. - № 2. - С. 63-68.

6. Ткаченко А.А., Семыкина Л.Н. Реформирование российского аудита и его приближение к международным нормам [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: материалы LXVIII Международной студенческой научно-практической конференции. - Новосибирск, 2018. - № 8 (68). - URL: https://www.sibac.info/archive/economy/8(68).pdf (дата обращения: 20.08.2019).

7. Шегурова В.П., Гусева С.В. Проблемы развития аудита в России [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Международной научной конференции. - Уфа: Лето, 2014. -С. 105-107. - URL: https://www.moluch.ru/conf/econ/archive/95/5700 (дата обращения: 28.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России [Электронный ресурс] // Аудит. -2017. - № 1. - URL: https://www.gaap.ru/articles/Nekotorye_problemy_razvitiya_audita_v_Rossii1 (дата обращения: 18.01.2019).

References

1. Budueva K.D. Statistical analysis of the market of audit services in Russia [Electronic resource] // Ogarev-Online: online magazine. - 2016. - URL: https://www.cyberleninka.ru/journal/n/ogaryov-online (date of access: 20.01.2019).

2. Goreglyad VP. Modern audit: problems and prospects // Money and credit. - 2017. - No. 2. - Pp. 6-14.

3. Kravchenko K.V., Zueva I.A. Features of the organization and methods of audit of inventory // The growth potential of the modern economy: opportunities, risks, strategies: materials of the V International scientific and practical conference / edited by A. V. Semenova, M. Ya. Parfenova, L. G. Rudenko. - М., 2018. - S. 1015-1020.

4. Povarova E.S. Audit of reserves for paying holidays // Bulletin of Moscow University S. Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. - 2018. - No. 2 (25). - S. 50-55.

5. Rokshchektayev U.Yu. The current state of the market for audit services in Russia // Scientific Herald of the JIM. - 2017. - No. 2. - Рp. 63-68.

6. Tkachenko A.A., Semykina L.N. Reform of the Russian audit and its approximation to international standards [Electronic resource] // Scientific community of students of the XXI century. Economic sciences: Sat Art.: materials of the LXVIII International Students scientific and practical conference. - Novosibirsk, 2018. - No. 8 (68). - URL: https://www.sibac.info/archive/economy/8(68).pdf (date of access: 20.08.2019).

7. Shegurova V.P., Guseva S.V. Problems of development of audit in Russia [Electronic resource] // Actual problems of economic sciences: materials of the III International scientific conference. - Ufa: Summer, 2014. - S. 105-107. - URL: https://www.moluch.ru/conf/econ/archive/95/5700 (date of access: 28.01.2019).

8. SheremetA.D. Some problems of the development of audit in Russia [Electronic resource] // Audit. - 2017. -No. 1. - URL: https://www.gaap.ru/articles/Nekotorye_problemy_razvitiya_audita_v_Rossii1 (date of access: 18.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.