УДК 338.439.5:633.1
A.A. Цвырко, канд. экон. наук, ст. преподаватель, (4862) 761128, [email protected], (Россия, Орёл, ОрёлГАУ)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЫНКА ЗЕРНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматриваются актуальные вопросы формирования
высокоэффективного рынка зерна. Приводятся статистические данные, отражающие современное состояние проблемы. На основании проведенных исследований современного состояния рынка зерна выявлены основные целевые индикаторы определены условия достижения прогнозируемых показателей рынка зерна и продуктов его переработки и даны рекомендации по дальнейшему развитию и наращиванию темпов производства зерна в России.
Ключевые слова: зерновое производство, Российский зерновой союз, рынок, продукция, переработка, целевые индикаторы, государственная политика, государственное финансирование, федеральный бюджет, региональный бюджет, государственная поддержка, сельскохозяйственные предприятия, эффективность сельскохозяйственного производства.
Зерновое производство исторически является основой устойчивого функционирования национального агропродовольственного сектора, носит системообразующий характер для других отраслей экономики страны, определяет уровень продовольственной безопасности населения и служит своеобразным индикатором экономического благополучия государства.
Целевыми индикаторами состояния производства и рынка зерна России на среднесрочную перспективу являются:
- посевные площади под зерновыми культурами — не менее 50 млн
га;
- доля посевных площадей, на которых продукция производится по инновационным ресурсосберегающим технологиям — не менее 75 %;
- урожайность зерновых культур (без кукурузы) — не менее 30 ц/га;
- среднегодовой валовой сбор зерна — 145-155 млн т;
- реализация зерна хозяйствами всех категорий — не менее 75 % от валового производства;
- объем залоговых операций с зерном — 15-30 млн т (в зависимости от конъюнктуры рынка и потребности производителей в кредитных ресурсах);
- создание мощностей для глубокой переработки 15-20 млн т зерна в
год;
- экспорт зерна — 40-60 млн т;
- экспорт муки и других продуктов переработки зерна (в пересчете на зерно) — не менее 4 млн т.
Основными условиями достижения прогнозируемых показателей рынка зерна и продуктов его переработки являются:
- формирование инвестиционной платформы агропродовольственно-го сектора в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.;
- завершение формирования законодательной и нормативной правовой базы функционирования рынка зерна, включая принятие базовых для зернового рынка технических регламентов;
- создание условий для ускоренного перехода к современным технологиям производства и переработки зерна, внедрению достижений биотехнологии, введению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель и повышению урожайности зерновых культур;
- формирование субрегиональных производственных кластеров по производству зерна и продуктов его переработки, усиление через рыночные механизмы влияния государства на оптимизацию территориального размещения мощностей хранения и переработки зерна;
- реализация системы мер по повышению ликвидности зерна и продуктов его переработки на внутреннем и внешнем рынках, включая государственную поддержку экспорта зерна, продуктов его переработки и продовольственных товаров;
- опережающее развитие рыночной инфраструктуры, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;
- оптимизация межотраслевых экономических отношений и тарифов на услуги естественных монополий, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в агропродовольственном секторе;
- поддержка внутреннего потребления, что требует закрепления нормы о приоритетности закупок отдельных видов отечественной продукции для государственных и муниципальных нужд, организации адресной продовольственной помощи малоимущим гражданам, реализации программ продовольственного обеспечения учреждений образовательной и социальной сфер, развития глубокой переработки зерна;
- снижение уровня административных и технических барьеров на рынке зерна и продуктов его переработки;
- обеспечение паритетных условий доступа отечественных агропро-довольственных товаров на внешние рынки, аналогичные уровню доступа импортного продовольствия на российский рынок.
Последние десять лет идет устойчивый процесс восстановления национального агропромышленного производства. Благодаря последовательной государственной аграрной политике, активной бюджетной поддержке
развития аграрного сектора активизировались процессы привлечения в сельское хозяйство частных инвестиций.
Позитивное влияние на эти процессы оказало осуществление приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., система антикризисных мер, которые формируют предпосылки создания «инвестиционной платформы» развития производства и дальнейшего устойчивого развития аграрной сферы [1].
Россия демонстрирует устойчивый рост посевных площадей и объемов производства зерна, снижается зависимость производства от природно-климатических условий. Отмечается явная тенденция к увеличению урожайности зерновых культур, что указывает на происходящие глубокие процессы перехода на новые технологии производства и управления в сельском хозяйстве. Российская Федерация из крупнейшего в прошлом импортера за последние годы стала одним из ведущих экспортеров зерна, и во многом благодаря поставкам российской пшеницы в ряде стран была обеспечена продовольственная стабильность и снята острота продовольственного кризиса [5].
Наша страна, обладая значительным потенциалом для роста посевных площадей и существенными водными ресурсами, способна в кратчайшие сроки нарастить объемы производства и экспорта зерна до 120-125 и 30-40 млн т в год соответственно. Вместе с тем потенциал отечественного зернового производства реализован далеко не полностью — нынешняя доля России в мировом производстве зерна составляет около 5 %, при этом на ее долю приходится 9 % текущих посевов, в то время как ресурс России по посевным площадям оценивается не менее чем в 14 %.
Перспективы использования этого потенциала определяются конкурентоспособностью зерна и продуктов его переработки. Повышение внутренней и внешней конкурентоспособности требует снижения издержек (по всей цепочке от производства до реализации) и повышения качества продукции агропродовольственного комплекса при поддержании уровня рентабельности, обеспечивающем инвестиции для расширенного производства.
Необходимо признать, что длительное время отрасль характеризовалась низкими темпами структурно-технологической модернизации и обновления основных производственных фондов, особенно в сфере хранения и переработки зерна. Нарастает дефицит квалифицированных кадров, способных эффективно внедрять новые технологические решения.
В результате широкого использования упрощенных технологий возделывания почвы, пассивности в сфере внедрения инновационных технологий производства, переработки и использования зерновых ресурсов, несбалансированной структуры посевных площадей сохраняется существенный разрыв в урожайности по сравнению со странами с развитым аграр-
ным сектором, далеко не всегда обеспечивается высокое качество производимого зерна, что не позволяет получать зернопроизводителям дополнительную премию за качество и повысить уровень своих доходов [3].
Дополнительным фактором, сдерживающим расширение производства зерна, является недостаточно эффективное государственное регулирование, в частности, сложившаяся уравнительная система доступа сельхозпроизводителей к средствам бюджетной поддержки, которая не увязана с требованиями расширения посевных площадей и роста урожайности.
Несмотря на заявляемые цели повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства, существующие механизмы не ориентированы на стимулирование снижения издержек производства. Значительная часть организаций АПК, по существу, лишена возможности доступа к кредитным ресурсам. Недостаточные масштабы страхования посевов лишают дохода сельхозпроизводителей при возникновении неблагоприятных погодных условий.
Важнейшим фактором стимулирования зернового производства является высокая ликвидность произведенной продукции и поддержание цен на уровне, обеспечивающем ведение расширенного воспроизводства зерна. Государство уже активно использует один из возможных способов регулирования зернового рынка — закупочные и товарные зерновые интервенции. Интервенции доказали, что являются мощным, но в нынешнем виде недостаточно эффективным и высокозатратным инструментом регулирования рынка. Это требует перехода к комплексной системе регулирования внутреннего рынка, предусматривающей использование более гибких и оперативных механизмов воздействия на рынок.
Другим барьером на рынке сегодня стала неразвитость рыночной инфраструктуры, затрудняющей сбыт производимой продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках. Остро стоят вопросы технического состояния и наличия мощностей для хранения зерна, несоответствия потребностям роста рыночного оборота зерна уровня развития транспортной инфраструктуры (наличие и техническое состояние вагонов-зерновозов, подъездных путей, мощности речных портов и речного транспорта, припортовых элеваторов и др.).
Важнейшим фактором развития рынка зерна в последние годы стал его экспорт. Вместе с тем экспорт сталкивается с рядом инфраструктурных ограничений, например, отсутствие перевалочных мощностей на Дальнем Востоке резко ограничивает доступ на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, усиление административных и технических барьеров не только со стороны стран импортеров, но и со стороны национальных надзорных органов, чрезвычайно высокий уровень трансакционных издержек, что является следствием неразвитости конкурентной среды в сфере оказания услуг компаниям-экспортерам [4].
В целом можно выделить следующие факторы, ограничивающие рост производства зерна:
- нарастающее отставание роста внутреннего потребления от роста производства зерна;
- несоразмерность направлений и механизмов бюджетной поддержки задачам технологического прорыва и меняющейся институциональной структуре производства;
- низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий и разработку новых технологий, адаптированных к условиям глобального изменения климата;
- отсутствие долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки;
- «пожарные» меры в борьбе с диспаритетом цен;
- инфраструктурные ограничения, в том числе дефицит и территориальная структура размещения мощностей по хранению зерна и производству комбикормов, неадекватная новым реалиям, высокие издержки на железнодорожные перевозки, ведущие к нарастанию транспортной изолированности региональных рынков;
- недостаточная государственная поддержка экспорта зерна и муки;
- сохраняющиеся административные и технические барьеры.
Таким образом, системная проблема зернового рынка состоит в том,
что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности отечественного зерна и продуктов его переработки возможности развития зерновой отрасли будут недостаточны для полного использования агроклиматического потенциала страны, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства [2].
Следовательно, аграрная политика, деятельность бизнес-сообщества должны быть направлены на преодоление этих тенденций и формирование развитых агропродовольственных рынков, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня продовольственной безопасности. Роль государства в решении данной системной проблемы определяется объективной необходимостью дальнейшего развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры, смягчения негативных социально-экономических последствий текущего функционирования «незрелых» рынков, а также рационализации и оптимизации режимов природопользования.
Государство должно обеспечить:
- формирование эффективной конкурентной среды;
- поддержание конъюнктуры зернового рынка, обеспечивающей устойчивую мотивацию производителей к росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности;
- благоприятные условия доступа всех субъектов зернового бизнеса на рынки финансовых, материально-технических, трудовых, инновационных ресурсов.
Решение этих задач невозможно без постоянного и конструктивного диалога между властью и агробизнесом в лице Российского зернового союза, который представляет все группы участников зернового бизнеса и в первую очередь производителей зерна.
В этой ситуации миссией Российского зернового союза является: развитие и обеспечение стимулов для эффективного производства конкурентоспособных зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации как материальной основы обеспечения экономического роста в агропромышленном комплексе, формирование благоприятной экономиической среды и развитие конкуренции, повышение прозрачности и прогнозируе-мости рынка зерна и продуктов его переработки, обеспечение продовольственной безопасности страны и усиление позиций России на мировом аг-ропродовольственном рынке.
Библиографический список
1. Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: Закон Орловской области № 731-03 от 6 декабря 2007 г.
2. Цвырко А.А. Оценка эффективности зернового производства в Орловской области // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009.
3. Цвырко А.А., Лазаренко АЛ. Использование методики эффективности зернового производства для оптимизации размещения зерновых культур в Орловской области // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 15.
4. Цвырко А.А. Повышение эффективности функционирования зернового рынка / Актуальные проблемы социально-экономического развития регионов: коллективная монография. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011.
5. Шибайкин А.В. Совершенствование государственной поддержки агропроизводственной сферы региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4.
А.А. Tsvirko
Present state and problems of forming an effective grain market of the Russian Federation
The article deals with current issues of forming a highly grain market. Statistical data reflecting the current state of the problem. Based on studies of the current state of the grain market highlighted the main target indicators defined the conditions for achieving the projected performance of the grain market and its products and recommendations for further development and growth of grain production capacity in Russia.
Key words: Grain production, the Russian Grain Union, Market, Produce, Target indicators, Government policy, State financing, the federal budget, the regional budget, the state support, the agricultural enterprises, efficiency of an agricultural production.