Научная статья на тему 'Современное состояние и приоритетное направление рынка детских товаров'

Современное состояние и приоритетное направление рынка детских товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1642
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ ТОВАРЫ / АНАЛИЗ РЫНКА / ИГРУШКИ / АССОРТИМЕНТ / СЕГМЕНТЫ РЫНКА / CHILDREN''S GOODS / MARKET ANALYSIS / TOYS / ASSORTMENT / MARKET SEGMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджибекова И.А.

Статья посвящена анализу структуры ассортимента детских товаров на российском рынке по видам товаров, ценовому сегменту. Проанализированы объемы рынков важнейших видов товарных групп по рынку детских товаров. Представлена структура сегмента игрушек в России. Приведен анализ полученных данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT STATUS AND PRIORITY DIRECTION OF THE MARKET OF CHILDREN'S GOODS

The article is devoted to the analysis of the structure of the assortment of children's goods on the Russian market by types of goods, price segment. The volumes of the markets of the most important types of commodity groups in the market of children's goods are analyzed. The structure of the toy segment in Russia is presented. The analysis of the obtained data is given.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и приоритетное направление рынка детских товаров»

2. Хаджалова, Х.М. Качество жизни и человеческий капитал в формировании инновационного развития регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. - №8 (70). - С. 104-110.

3. European Cluster Excellence Initiative (2012). The quality label for cluster organisations - criteria, processes, framework of implementation. Retrieved February 8, 2015, from: http://www.cluster-excellence.eu/

УДК 305.425.6 ББК 65

Гаджибекова И. А. - кандидат технических наук, доцент кафедры «Маркетинг и коммерция», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Gadzhibekova I. A. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Commerce of the Dagestan State University of National Economy

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЫНКА ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

PRESENT STATUS AND PRIORITY DIRECTION OF THE MARKET OF CHILDREN'S GOODS

Статья посвящена анализу структуры ассортимента детских товаров на российском рынке по видам товаров, ценовому сегменту. Проанализированы объемы рынков важнейших видов товарных групп по рынку детских товаров. Представлена структура сегмента игрушек в России. Приведен анализ полученных данных.

Ключевые слова: детские товары, анализ рынка, игрушки, ассортимент, сегменты рынка.

The article is devoted to the analysis of the structure of the assortment of children's goods on the Russian market by types of goods, price segment. The volumes of the markets of the most important types of commodity groups in the market of children's goods are analyzed. The structure of the toy segment in Russia is presented. The analysis of the obtained data is given. Keywords: children's goods, market analysis, toys, assortment, market segments.

В товароведении потребительских товаров термином «детские» определяются все товары [2], предназначенные для развития все физических, умственных навыков и приобретения культурных ценностей. Дети - будущее нашего общества и поэтому к этой группе товаров предъявляются очень жесткие требования безопасности и экологичности.

Особенностью этой группы товаров является то, что они:

- имеют относительно небольшой срок эксплуатации;

- должны быть безопасными для здоровья детей;

- иметь жесткие показатели экологичности.

Поэтому детские товары включены в номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация [2].

В структуре ассортимента детских товаров на российском рынке преобладают импортные товары, не отличающиеся безопасностью и экологичностью. Сегмент детских товаров российского производства охватывает долю, которая составляет около 20%. В структуре ассортимента на российском рынке по производству лидирует Китай, затем страны Европы. Рынок детских товаров в г. Махачкала не является исключением.

Для защиты потребительского рынка от «опасных» некачественных игрушек необходимо принятие срочных мер по совершенствованию таможенного контроля за счёт таможенных инструментов, для повышения эффективности которых представляется целесообразным разработать научно обоснованную детализацию товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза [1].

Актуальность данной темы исследования состоит в том, что рынок детских товаров очень разнообразен, с каждым днём на рынке города Махачкала появляются всё больше и больше товаров, происхождение которых неизвестно и всё сложнее осуществлять контроль за качеством данной группы товаров.

Внутри рынка детских товаров можно выделить несколько основных структурных сегментов: детская одежда и обувь, игрушки и видеоигры, детское питание, подгузники и средства детской гигиены.

Структура рынка детских товаров представлена в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Структура рынка детских товаров

Сегмент рынка Доля, %

Одежда 33,7

Игрушки 27,3

Товары для новорожденных 15,2

Обувь 10,1

Другие товары 13,7

■ Одежда «Игрушки «Товары для новорожденных «Обувь

Рисунок 1. Структура российского рынка детских товаров по продукции, %

Анализ структуры рынка показал, что основную долю занимает одежда и игрушки (33,7 % и 27,3 % соответственно).

В настоящее время рынок детских товаров перестал быть тем «островком безопасности», каким был раньше. Это объясняется тем, современный рынок детских товаров в России является рынком импорта, что негативно сказывается на безопасности, ценообразовании, видовой номенклатуре для конечного потребителя. Об этом свидетельствуют данные «Стратегии развития индустрии детских товаров до 2020 года», представленные в таблице 2 и на диаграмме 2.

Таблица 2.

Объемы рынков важнейших видов товарных групп по рынку детских

товаров, млн руб.

Товарная группа Общий объем рынка Объем отечественного производства Объем импорта Объем теневого рынка

1 2 3 4 5

Одежда 203724 33956 101860 37908

Игрушки 164894 30016 Ю841 54037

Товары для новорожденных 92004 26715 56316 5973

Обувь 30909 5501 32977 21431

Другие товары 82962 32247 21926 28789

Итого 304493 (100%) 129435 (21,4 %) 293920 48,6 %) 181138 30,0 %)

Из таблицы 2, видно, что объем импортных товаров более чем в два раза превышает объем товаров российских производителей. На долю легального российского производства приходится только 21,4 % от общего объема рынка.

250000 200000 150000 100000 50000 0

■ Ряд 1 ■ Ряд 2 ■ Ряд 3 ■ Ряд 4

Рисунок 2. Объемы рынков важнейших видов товарных групп по рынку

детских товаров

Результаты диаграммы свидетельствуют о том, что около 80 % всех детских товаров поставляется из других стран.

Для решения сложившихся проблем Правительством РФ и была разработана «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», которая направлена на упорядочение российского рынка детских товаров и увеличение их конкурентоспособности. Основными

задачами стратегии являются наращивание доли российской детской продукции на внутреннем рынке, увеличение доли инновационных товаров в общем объёме экспорта и снижение стоимости детских товаров для потребителей.

Развитию российского рынка товаров способствуют такие основные тенденции, как:

— устойчивый рост рождаемости,

— постепенное увеличение количества детей в возрасте до 4 лет;

— увеличение количества детей в возрасте до 14 лет.

Анализ рынка детской одежды по ценовому сегменту дал результаты, представленные на диаграмме (рисунок 3).

Продажи

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий ■

Рисунок 3. Ценовые сегменты рынка детской одежды, % В низком ценовом сегменте, на который приходится до 85% рынка, господствуют товары, представленные на вещевых рынках [3]. В основной массе - это товары турецкого и китайского производства. Основные участники российского рынка детской одежды приведены в таблице 3.

Таблица 3

Основные участники российского рынка детской одежды

Ценовой сегмент Средняя розничная цена, $ Марки

Низкий 5-20 «Глория джинс»

Средний 20-100 «Мир детства» «Sela» «Mexx» «Benetton»

Высокий 100 и выше «Christian Dior» «Dolce &Gabanna» «Confetti» «Paperon»

Наиболее ярким представителем отечественной промышленности, который играет большую роль в низком ценовом сегменте - компания «Глория Джинс».

Около 10% рынка приходится на средний сегмент. Это продукция таких компаний, как российские компании Sela, «Мир детства» (бренд «Этти детти») и некоторых китайских, индонезийских и польских производителей. Кроме того, здесь представлены детские линии международных брендов Mexx, Benetton, а также специализированная британская сеть производства и продажи детских товаров Mothercare.

Покупателей группы нижнего сегмента при выборе одежды интересует, прежде всего, цена. В среднем сегменте покупатель тщательно взвешивает соотношение цены и качества. В верхнем сегменте кроме показателя «цена-качество» появляется понятие бренда.

Так как предметом исследования в дипломной работе являются детские игрушки, рассмотрим состояние и тенденции развития данного структурного сегмента.

Доля импорта в структуре российского рынка детских игрушек составляет около 88-90%. Поставляемые в Россию детские товары производятся более чем в 32 странах, с разной степенью нагрузки. Данные Ассоциации индустрии детских товаров приведены в таблице 4.

Таблица 4.

Доля импортированных детских товаров на российском рынке

Страна - производитель Доля, %

Страны Азии 2,08

Китай 53,3

Страны Европы 11,5

США 0,05

Египет 0,02

Товары, происхождение которых неизвестно 32

Как видно из таблицы 4, большая часть игрушек приходится на Китай. Игрушки из Китая имеют широкий ассортимент продукции и низкую себестоимость.

Тем не менее, интерес рынка к отечественным производителям детских товаров заметно растет. Доля игрушек российского производства имеет тенденцию к увеличению, так как российские потребители считают их наиболее безопасными и изготовленными из экологически чистых материалов. Качество и прочность продукции играют огромную роль на рынке игрушек. Продукты зарубежных производителей обычно выделяются дизайном, качеством продвижения, но не отличаются долговечностью и приспособленностью к российским климатическим условиям [3].

Российские производители имеют шансы конкурировать с зарубежными благодаря большей экологичности игрушек и освоению таких направлений, как изготовление развивающих игрушек и игрушек из пластика. На сегодняшний день ведущие позиции среди российских производителей занимают ЗАО «Завод „Огонек"» (Москва), ОАО «Весна» (Киров), ТД «Гулливер и Ко» (Москва), ООО «Стеллар» (Ростов-на-Дону), ООО «Эльф Маркет» (Москва), ОАО «Аэлита» (Санкт-Петербург), ЗАО «Степ Пазл» (Подольск), ООО «Нордпласт» (Санкт-Петербург), ООО «Звезда» (Лобня) и другие.

Многообразен ассортимент игрушек. Структура сегмента игрушек в России представлена в таблице 5 и на рисунке 4.

Таблица 5.

Структура сегмента игрушек в России

Вид игрушки Доля на рынке, %

Мягкие игрушки 26

Техника и транспорт 21

Компьютерные игры 18

Развивающие игры 15

Продажа и доставка шаров 12

Игрушки для самых маленьких 6

Куклы и аксессуары 2

Мягкие игрушки Компьютерные игры Продажа и доставка шаров I Куклы и аксессуары

I Техника и транспорт I Развивающие игры I Игрушки для самых маленьких

Рисунок 4. Структура сегмента игрушек в России

Список литературы:

1. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011)

2. Ходыкин, А. П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник / А П. Ходыкин, А. А. Ляшко, Н. И. Волошко, А П. Снитко. - 3-е изд., испр. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков И К"», 2012. - 178 с.

3. Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». - [Электронный ресурс].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.