Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в России'

Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARD / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айдарова Ю. В.

В статье проведен анализ положений основных нормативно-правовых законодательных актов, регулирующих деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования. Представлено ретроспективное статистическое исследование и обозначены основные проблемы и перспективы развития указанной системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Secondary professional education in Russia: contemporary state and perspectives for development (Russia, St. Petersburg)

The article analyzes the basic legal acts regulating the sphere of educational organization of secondary professional education. The author presents a retrospective statistical research of this sphere, distinguishes the major problems and perspective of its development

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в России»

современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в россии

Ю.В. Айдарова,

аспирант кафедры отраслевой экономики и финансов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

[email protected]

В статье проведен анализ положений основных нормативно-правовых законодательных актов, регулирующих деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования. Представлено ретроспективное статистическое исследование и обозначены основные проблемы и перспективы развития указанной системы образования.

Ключевые слова: образование, образовательный стандарт, основная образовательная программа, среднее профессиональное образование, образовательная организация

УДК 377.031 ББК 65.240

В современных условиях повышается значимость различного рода проблем концептуального характера, связанных с системой образования и науки. Немаловажную роль в современной российской и мировой экономике занимают проблемы организации среднего профессионального образования (далее — СПО). В рамках данного исследования рассмотрим современные проблемы развития российской системы СПО. В последние годы российская система СПО подвергается интенсивному реформированию, осуществляемому в различных формах, среди которых: интеграция образовательных организаций, как на добровольной основе, так и по инициативе контролирующих организаций; совершенствование системы федеральных государственных образовательных стандартов; изменение требований к организации образовательного процесса и др. Указанные направления связаны с рядом объективных обстоятельств, среди которых: прогрессивное развитие мирового сообщества в целом, в том числе в части научно-технического прогресса, развитие международной интеграции в различных аспектах и др. В условиях глобализации особенно важно исследование проблем мирового рынка труда, для которого характерны трудовая миграция, утечка умов и др. Это, в свою очередь, требует изучения документов об образовании в отдельных государствах, и проведения отдельной научно-практической дискуссии. Особое значение приобретает проведение исследований, связанных с проблемами интеграции отдельных уровней образования в условиях формирования ЕАЭС.

Исследование современного состояния российской системы СПО следует начать с аналитического обзора, основанного на данных официальной статистики [1, 2, 3].

Основываясь на данных, представленных в таблице 1, можно сделать ряд выводов. За исследуемый период (2008-2017 гг.) наблюдается тенденция увеличения количества образовательных организаций СПО. Существенный прирост показателя в 2015 году обоснован реформированием системы СПО в резуль-

тате принятия в 2012 году Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [4], в соответствии с которым в нашей стране упразднена система начального профессионального образования (далее — НПО), в результате чего часть соответствующих образовательных организаций повысили свой статус до СПО. Таким образом, статистические данные, содержащиеся в таблице 1, за 2015-2017 гг. представлены интегрировано по образовательным организациям СПО, а также бывшим образовательным учреждениям НПО, получившим статус СПО в результате внедрения указанного нормативно-правового законодательного акта.

В 2015 году наблюдался рост большинства исследуемых показателей, что свидетельствует о повышении значимости и популярности рассматриваемого уровня образования. Указанный тезис обосновывается ростом значения таких показателей как: количество заявлений, поданных на 100 мест; принято студентов. В отношении показателя «Численность студентов в среднем на образовательную организацию» данные следующие: за исследуемый период минимальное значение показателя составило в 2012 г. — 700 чел., максимальное значение — в 2008 г. — 806 чел. Такие показатели, как «Принято студентов» и «Выпущено студентов» в исследуемом периоде отличаются высоким уровнем волатильности. За 2008-2017 гг. значение первого показателя колеблется в пределах от 638 тыс. чел. (2013 г.) до 1095 тыс. чел. (2015 г.); второго показателя — от 439 тыс. чел. (2013 г.) до 814 тыс. чел. (2015 г.). Указанная динамика является свидетельством неустойчивости системы СПО, основными предпосылками которой являются проблемы неустойчивости рождаемости, а также финансирования деятельности бюджетных образовательных организаций.

Особый интерес представляют показатели, косвенно характеризующие качество организации образовательного процесса. К указанным показателям следует отнести «Количество преподавателей в среднем на образовательную организацию» и «От-

Таблица 1

Основные данные о деятельности российских образовательных организаций СПО за 2008—2017 гг. (данные представлены по состоянию на начало учебного года)

Период 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Кол-во образовательных организаций СПО, шт. 2784 2866 2850 2925 2981 2709 2909 3638 3934 3956

Численность студентов всего, тыс. чел. 2 244 2 142 2 126 2 082 2 087 1 984 2 103 2 866 2 868 2 945

Количество студентов в среднем на образовательную организацию, чел. 806 747 746 712 700 732 723 788 729 744

Принято студентов, тыс. чел. 703 694 705 660 656 638 673 1 095 951 964

Количество заявлений, поданных на 100 мест, шт. 131 138 144 143 147 156 166 176 190 198

Выпущено студентов, тыс. чел. 671 631 572 518 486 439 451 814 668 701

Численность преподавателей образовательных организаций сПо, тыс. чел. 146.4 146.2 120.0 118.7 119.7 112.8 121.1 133 135 138

Количество преподавателей в среднем на образовательную организацию, чел. 52.6 51.0 42.1 40.6 40.2 41.6 41.6 36.6 34.3 34.9

Отношение «Численность студентов/количество преподавателей» 15.33 14.65 17.72 17.54 17.44 17.59 17.37 21.55 21.24 21.34

Составлено автором на основании данных официальной статистики [1, 2, 3]

21 3

ношение «Численность студентов/количество преподавателей»«. За исследуемый период наблюдается сокращение количества педагогических работников в среднем на одну образовательную организацию. По состоянию на первый из исследуемых периодов (2008 г.) значение показателя составляет 52,6 чел, по состоянию на последний (2017 г) — 34,9 чел. В целом за исследуемый период отклонение показателя (темп прироста) составляет минус 33,65%. Анализируя динамику значений условного показателя «Отношение «Численность студентов / количество преподавателей»« следует отметить, что за 2008-2017 гг. наблюдается увеличение значения рассматриваемого показателя. Относительное отклонение показателя в целом за период составляет 39,2%. Указанная динамика может свидетельствовать о фактическом повышении нагрузки педагогического работника, что в результате может повлечь за собой снижение качества педагогического процесса. В своей работе Поликарпов К.И. [5, с. 135] подчеркивает, что интеграция образовательных организаций на постоянной основе не является эффективной формой реорганизации, что связано с повышением нагрузки на педагогических работников ввиду необходимости адаптации под новые условия осуществления педагогической деятельности. В современных условиях широкое распространение получили различные формы реорганизации образовательных учреждений, как на базе высшего образования, так и на базе СПО, а также в форме присоединения образовательных организаций СПО к организациям, реализующим основные образовательные программы высшего образования. Указанные формы реорганизации осуществляются как в добровольном порядке, так и по инициативе контролирующих организаций. Примерами интеграции ВУЗов следует обозначить объединение СЗПИ и Санкт-Петербургского горного университета; включение Петербургского института машиностроения и иных образовательных организаций в структуру Санкт-Петербургского политехнического университета (Петра Великого). Более сложная форма объединения состояла в объединении трех петербургских ВУЗов в 2012 г.: ФинЭк, Инжэкон, СПбГУСЭ, при этом последний ВУЗ вошел в структуру интегрированной образовательной организации (СПбГЭУ) совместно с входящими в его состав образовательными организациями СПО. В наши дни (2018 г.) осуществлено объединение указанных образовательных организаций СПО в единую структуру на базе СПбГЭУ и формирование Колледжа бизнеса и технологий [6]. На наш взгляд, указанная форма объединения является достаточно эффективной, что связано с тем, что объединенные образовательные организации СПО на протяжении ряда лет входили в состав единой университетской структуры, следовательно реализация рассматриваемой реорганизации не должна повлечь за собой продолжительный период адаптации работников объединенных организаций к осуществлению трудовой деятельности в новых реалиях.

Развивая проблемы качества образования, следует отметить: в современных публикациях (например [7, с. 87]) отмечается, что снижение качества образования является не только общероссийской, но и общемировой тенденцией. Как показывает практика, менее образованные граждане являются менее инициативными и проще поддаются влиянию и управлению, а также не оказывают сопротивление управленческому воздействию на них.

Не вызывает сомнения тот факт, что Федеральные государственные образовательные стандарты, рабочие программы дисциплин должны отражать своевременное состояние науки и практики. Однако, опыт работы с указанными нормативными документами свидетельствует о том, что содержание ФГОС не всегда соответствует состоянию объективной действительности. Например, в соответствии с положением Налогового Кодекса Российской Федерации [8], Единый социальный налог был отменен с 1 января 2010 года на основании Федерального закона [9]. Несмотря на отмеченное ФГОС по специальности СПО «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» вплоть до 2018 г. содержали профессиональную компетенцию, имеющую следующее содержание: «ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН)...» [10, 11]. В 2018 году в принятом ФГОС упоминание обозначенного налога представлено в форме «Со-

ставлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН)...» [12]. Указанное несоответствие объективной действительности и содержания ФГОС не является единственным.

Упразднение НПО в соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [4] имеет ряд объективных предпосылок, основной из которых является потребность общества в квалифицированных специалистах более высокого уровня. Анализируя содержание статей 22 и 23 отмененного Федерального закона «Об образовании» [13], следует отметить, что, в соответствии с положением этого нормативного документа, НПО было ориентировано на подготовку работников квалифицированного труда, а СПО имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Таким образом, система подготовки специалистов в рамках СПО имела более широкие цели по сравнению с НПО. В действующем нормативном документе [4] обозначено, что СПО направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена. Таким образом, действующий Федеральный закон [4] установил перед системой СПО более высокие цели подготовки специалистов по сравнению с отмененным нормативным документом [13]. Проблема формирования потребности общества в специалистах более высокой квалификации обусловлена общемировым социально-экономическим прогрессом (роботизацией, цифровизацией), что влечет за собой вытеснение ручного труда и формирование безработицы. Результаты отдельных исследований показывают, что одно рабочее место в промышленности, являющейся системообразующим сектором экономики, формирует до 25 рабочих мест в обслуживающих производствах и сфере услуг. Особенно остро эта проблема ощущается в моногородах, где присутствуют градообразующие предприятия.

Проблема сокращения численности работников, занятых в промышленности, неоднократно рассматривалась российскими и зарубежными авторами, в том числе Питером Ф. Друкером. Ещё в третьей четверти XX столетия автор поднимает вопрос о работниках интеллектуального труда, которые должны стать преобладающей группой трудоспособного населения.

В целях поддержания и развития образовательных организаций СПО, государством осуществляются различные мероприятия, предлагаются программы, наиболее значимыми из которых можно назвать: утверждение перечня наиболее востребованных профессий, требующих среднего профессионального образования [14]; внедрение дуальной системы обучения в рамках СПО и иные меры, предусмотренные нормативными документами [15].

Проблема развития российской системы образования рассматривалась нами ранее на примере определения потребности в специалистах в сфере логистики на рынке труда Ленинградской области и Санкт-Петербурга, в т.ч. Колпинского района Санкт-Петербурга (см. например, [16, 17]). Несмотря на достаточно тщательное обоснование потребности рынка труда Колпинского района Санкт-Петербурга в специалистах указанной области, практика показала, что одной из образовательных организаций СПО, расположенных на территории обозначенного района, не удалось набрать учебные группы по заявленной специальности. Одной из причин недостаточного количества абитуриентов для формирования учебной группы является отсутствие бюджетных мест по специальности «Операционный логист», осуществление образовательной деятельности на контрактной основе, при одновременном недостаточном уровне платежеспособности населения Колпинского района по сравнению с другими районами Санкт-Петербурга. Таким образом, одной из ключевых проблем развития образовательных организаций СПО является не только проблема бюджетного финансирования, но также организации образовательного процесса на контрактной основе.

Несмотря на наличие потребности общества в подготовке специалистов на базе СПО, устойчивого интереса к получению образования рассматриваемого уровня, возникает потребность

2 1 4

в определении перспектив развития СПО с точки зрения динамики рождаемости в России (см. табл. 2).

Таблица 2

Данные о рождаемости в России за 2000—2017 гг.

РФ, Абсолютное откло- Темп прирос-

Период тыс. нение (к предыду- та (к преды-

чел. щему), тыс. чел. дущему), %

2000 1266,8 Х Х

2001 1311,8 45,00 3,55

2002 1397,0 85,20 6,49

2003 1477,3 80,30 5,75

2004 1502,5 25,20 1,71

2005 1457,4 - 45,12 -3,00

2006 1479,6 22,22 1,52

2007 1610,1 130,50 8,82

2008 1713,9 103,80 6,45

2009 1764,2 50,30 2,93

2010 1788,9 24,75 1,40

2011 1796,6 7,65 0,43

2012 1902,1 105,50 5,87

2013 1895,8 -6,28 -0,33

2014 1942,7 46,86 2,47

2015 1940,6 -2,10 -0,11

2016 1888,7 -51,85 -2,67

2017 1690,3 -198,42 -10,51

Составлено автором на основании данных официальной статистики [1, 2, 3]

Анализируя изменение численности родившихся в Российской Федерации за 2000-2017 гг., следует отметить, что за этот период наблюдается устойчивая тенденция к росту численности родившихся в стране. Незначительные спады рождаемости

можно отметить в 2005, 2013, 2015-2016 гг., существенное сокращение показателя наблюдается в последнем анализируемом периоде (2017 г.) и составляет 198,42 тыс. чел. (10,51%).

Практика показывает, что средний уровень абитуриента образовательной организации СПО, поступающего на обучение по основной образовательной программе на базе основного общего образования, составляет 15-17 лет; на базе среднего общего образования — 17-19 лет. В условиях стабильности социально-экономической ситуации в России, а также сохранения престижа СПО, ожидается, что динамика абитуриентов образовательных организаций СПО будет меняться соответственно динамике рождаемости с отсрочкой, составляющей средний возраст абитуриента, поступающего на базе основного или среднего общего образования соответственно. Граждане 2000-2002 годов рождения поступают в образовательные организации СПО на базе основного общего образования в 2015-2019 гг. При положительной динамике рождаемости в 2000-2002 гг. наблюдается рост количества абитуриентов, принятых к обучению в 2015-2017 гг. (см. табл. 1).

В целом, можно сделать вывод, что образовательные организации СПО осуществляют свою деятельность в условиях риска, отдельные формы проявления которого рассмотрены в рамках данного исследования. На основе эмпирических наблюдений обозначена потребность общества в подготовке специалистов на базе СПО, проведен анализ содержания нормативно-правовых законодательных актов, регулирующих деятельность в рамках СПО, обозначены основные концептуальные проблемы развития рассматриваемых организаций, а также уровня образования в целом. Рассмотрены проблемы реформирования СПО. Надо отметить, что в современных условиях глобализации и интеграции в т.ч. формирования ЕАЭС, обостряется необходимость в проведении исследований в области интеграции систем образования стран-участниц указанного международного объединения, а также определения и целесообразности использования единых образовательных стандартов на различных уровнях образования.

Литература

1. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат. сб. / Росстат — М., 2010 — 558 с.

2. Россия в цифрах. 2015: Крат.стат. сб. / Росстат — М., 2015 — 543 с.

3. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат. сб. / Росстат — М., 2018 — 522 с.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Поликарпов К.И. Управление реорганизационными и интеграционными процессами в рамках предприятий и комплексов в условиях ЕАЭС // Экономическое возрождение России. — 2018. — №3(57). — С.133-143.

6. Санкт-Петербургский государственный экономический университет — официальный сайт — https://unecon.ru/spo (дата обращения 23.10.2018 г.);

7. Поликарпов К.И., Ткаченко Е.А. Влияние личностных, национальных, культурных и иных особенностей работников предприятия на условия реализации международных сделок реорганизации бизнеса // Вестник НГИЭИ. — 2018. — №8(87). — С.79-91;

8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018);

9. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

10. Приказ Минобрнауки РФ от 06.04.2010 № 282 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2010 № 17241);

11. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 № 832 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 № 33638);

12. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 69 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2018 № 50137);

13. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании»;

14. Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»;

15. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы».

16. Айдарова Ю.В. Социальные и региональные аспекты экономического обоснования программ подготовки логистов // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VII Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева — СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. — С. 180-186.

17. Айдарова Ю.В. Потребность рынка труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в специалистах логистических услуг // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сб. статей, 2017. — С. 136-139.

21 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.