УДК 349.7
DOI 10.23672/a5503-8648-9304-y
Лизикова Марина Сергеевна
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права РАН [email protected]
Marina S. Lizikova
Candidate of Legal Sciences, Senior Research Associate Civil Sector and Business Law, Institute of State and Law of RAS [email protected]
Современное состояние
и перспективы развития сотрудничества государств в области использования атомной энергии в рамках снг
The current state
and prospects for the development of cooperation between states in the field of the use of atomic energy within the framework of the cis
Аннотация. В статье освещаются основные этапы и направления развития сотрудничества государств-членов СНГ в области использования атомной энергии. Автором отмечается, что наряду с основными и неизменными направлениями взаимодействия, такими как, например, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, появились и новые, обусловленные, в первую очередь, развитием инновационных атомных технологий как энергетического, так и неэнергетического применения. Особое внимание уделено характеристике последних. Кроме того, выделены проблемы, затрудняющие сотрудничество в атомной сфере.
Ключевые слова: СНГ, атомная энергетика, международное сотрудничество, гармонизация нормативно-правовой сферы, использование атомной энергии, энергетическое право, мирный атом.
Annotation. The article discusses the main stages and directions of development of the CIS member states in the field of the use of atomic energy. The author of the assumption that it is supposed to use nuclear technologies as energy and non-energy applications, for example, ensuring nuclear and radiation safety. Particular attention is paid to the last characteristics. In addition, problems that terminate cooperation in the nuclear sphere are highlighted.
Keywords: CIS, nuclear energy, international cooperation, harmonization of the regulatory and legal sphere, use of atomic energy, energy law, peaceful atom.
В современных условиях политического, экономического и энергетического кризисов, а также, в условиях изменения климата и необходимости декарбонизации, роль атомной энергетики в мире возрастает. Те государства, которые еще недавно отказывались от энергии атома, снова начинают рассматривать возможности ее использования, а остальные - увеличения. Россия по-прежнему сохраняет статус лидера на международном атомном рынке, однако, не стоит сбрасывать со счетов и влияние международных санкций на географию, развитие и формат международного сотрудничества в рассматриваемой области. Отсюда особую актуальность приобретают современное состояние и перспективы развития сотрудничества в области использования атомной энергии в рамках региональных интеграционных объединений с участием России, как СНГ, ЕАЭС, БРИКС.
Вопросы сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях стали предметом соглашений, которые были заключены
между рядом государств бывшего СССР после его прекращения. Сохранению связей между ними способствовало создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Меньше чем через год после создания этого интеграционного объединения было принято Соглашение об основных принципах сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, заключенного в Минске (26.06.1992), заложившее основы:
- межгосударственного взаимодействия государств в рамках СНГ в области осуществления совместной промышленной деятельности;
- совместного владения или эксплуатации ядерных установок, оборудования, объектов промышленной собственности и промышленных предприятий;
- осуществления совместных мероприятий по предотвращению ядерной аварии и ликвидации ее последствий;
- предоставления и обмена информацией, аварийному планированию, защите окружающей среды и подготовке персонала;
- координации и проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- разработки урановых месторождений и др.
Это соглашение, в свою очередь, послужило основой для утверждения Концепции ядерной и радиационной безопасности государств - участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях (21.11.2014 г.).
Функции обеспечения и расширения направлений сотрудничества государств - участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях возложены на, учрежденную в 1997 году, Комиссию государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, получившую в 2003 году статус органа отраслевого сотрудничества СНГ.
В рамках осуществления многостороннего сотрудничества основанного на Рамочной программе сотрудничества государств - участников СНГ в области использования атомной энергии на период до 2020 г. «Сотрудничество Атом -СНГ» (19.05.2011 г.) и Соглашении о координации межгосударственных отношений государств -участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях (31.05.2013 г.) были разработаны и приняты:
- Соглашение о сближении подходов по нормативно-правовому и нормативно-техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации, аккредитации и метрологическому обеспечению в области использования атомной энергии в мирных целях, направленное на нивелирование различий в нормативных документах (26.05.2017 г.);
- национальный стандарт Российской Федерации «Система оценки соответствия в области использования атомной энергии. Оценка соответствия в форме контроля. Унифицированные методики. Визуальный и измерительный контроль» (27.02.2018 г.);
- Соглашение о трансграничных перевозках радиоактивных материалов в государствах - участниках СНГ (06.11.2020 г.);
- Соглашение о взаимодействии государств -участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий(02.11.2018 г.);
- Соглашение о совместном использовании экспериментального комплекса на базе казахстанского материаловедческого токамака (26.05.2017 г.) и др.
В текущий период документом, определяющим важнейшие направления сотрудничества государств - участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, является Рамочная программа сотрудничества до 2030
года, которая также включает основные мероприятия, обеспечивающие стабильное развитие функционирования отрасли на основе координации усилий государств - участников СНГ. Развитие и гармонизация нормативно-правовой базы, обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, реализация комплексных программ и проектов, инновационное развитие и внедрение цифровых технологий, развитие кадрового потенциала, совершенствование информационного пространства - приоритетные направления для взаимодействия на текущее 10-летие.
Ключевые направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере атомной энергетики, как сохранившие свою актуальность, так и новые, обсуждались на состоявшемся в январе 2022 года в г. Санкт-Петербурге заседании Комиссии государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях. В частности, был рассмотрен ход реализации принятых ранее межправительственных документов. А именно:
- Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств»; Программы научных исследований на казахстанском материаловедческом токамаке на 2021-2023 годы (12.03.2021 г.);
- Соглашения о взаимодействии государств -участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации ее последствий от 02 ноября 2018 года и Соглашения об информационном взаимодействии государств - участников СНГ при перемещении радиоактивных источников (7.06.2016 г.).
Кроме того, получили одобрение проекты Программы и Плана по развитию национальной ядерной инфраструктуры в государствах - участниках СНГ в целях безопасной реализации программ мирного использования ядерных технологий и проект Соглашения об информационном взаимодействии государств - участников СНГ при проведении радиационного мониторинга. Также, был поднят вопрос о создании Совета представителей руководящего уровня органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии государств - участников СНГ.
Получило дальнейшее развитие сотрудничество государств-участников СНГ по решению проблем обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом [3]. Камнем преткновения на пути ее решения, наряду с недостаточным количеством современных технологий по их переработке с извлечением и последующим вторичным использованием полезных компонентов, инфраструктуры и финансирования, является отсутствие единого подхода и недостаточность законодательной базы. Решение последнего вопроса лежит в плоскости гармонизации законодательства стран-участниц СНГ. Топливной компанией Росатома «ТВЭЛ», которая с июня
2021 года является базовой организацией стран СНГ по вопросам ликвидации ядерного наследия, было предложено на основе международных конвенций, рекомендаций МАГАТЭ и соглашений, подписанных странами СНГ, а также, проверенных практикой российских законов и нормативов, разработать модельный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов государств - участников СНГ», а также, комплексную программу, определяющую очередность ликвидации объектов на основе методике ранжирования, учитывающей информацию о накопленной радиоактивности, состоянии защитных барьеров, расстоянии до населенных пунктов и других данных [4]. Последнюю также еще только предстоит разработать.
Следующим шагом в этой области сотрудничества стало единогласное одобрение проекта Концепции о сотрудничестве государств-участников СНГ в области обращения с отходами I и II классов опасности и Плана мероприятий по ее реализации. В соответствии с этими документами, совершенствование нормативного регулирования в сфере обращения с опасными отходами, реализация совместных инфраструктурных проектов, аккумуляция научно-исследовательского потенциала стран СНГ, проведение совместных исследований с целью разработки и внедрения наилучших доступных технологий, развитие кадрового потенциала, формирование культуры ответственного производства и потребления обозначены в качестве направлений дальнейшего сотрудничества.
Необходимым является продолжение сотрудничества государств-участников СНГ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями в государствах -участниках СНГ. Принятое 10 июня 2022 года «Решение о Практических мерах по информированию о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, объеме и содержании помощи в рамках выполнения обязательств, предусмотренных Соглашением о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий от 02 ноября 2018 года» направлено на согласование совместных действий для выполнения положений Соглашения, механизмов и средств информационного обмена, содержания данной информации, проведения тренировок и учений, а также регулярных мероприятий, которые будут создавать основу для обновления и совершенствования установленных процедур и способов взаимодействия [12]. Оно устанавливает унифицированные формы оповещения, содержание передаваемой информации, идентификацию оборудования пунктов связи и оповещения в рамках выполнения обязательств, предусмотренных Соглашением от 02.11.2018 г.
Кроме того, существует необходимость разработки и принятия еще ряда нормативных правовых актов, касающихся многостороннего взаимодействия в данной сфере: «Инструкции по
взаимодействию по реагированию на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и ликвидации их последствий» и «Концепции межгосударственной системы мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов».
Наряду с рассмотренными выше документами, в настоящее время в рамках СНГ получило развитие сотрудничество, направленное на формирование общественной приемлемости и улучшение осведомленности о проектах в области использования атомной энергии в мирных целях. Внимание к этому вопросу объективно обусловлено современной активной политикой в области развития атомной энергетики, при реализации которой важно не допустить социальной напряженности.
В массовом сознании недопонимание проблем в рассматриваемой сфере проистекает как из стереотипа опасности атомных электростанций, связанного с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, так из непонимания необходимости развития альтернативных источников электроэнергии для обеспечения независимости экономики и общества, а также подпитывается иррациональным фактором беспокойства. Иллюстрацией существующей проблемы могут служить, например, данные соцопросов об отношении населения Беларуси к строительству АЭС, согласно результатам которых, около 30-40 % от всего взрослого жителей Беларуси негативно воспринимает любые действия, связанные с атомными технологиями [10]. В России же под влиянием «фукусимского синдрома» около 40% респондентов выступали за полное прекращение функционирования атомной энергетики. Сейчас, как отмечают исследователи, активные противники атомной энергетики, также, как и ее сторонники, составляют меньшинство, что является следствием просветительской деятельности ГК «Росатом» [6, с. 107], информационная активность которого направлена на повышение уровня доверия со стороны населения, формирование социального согласия с планами сооружения АЭС, разъяснение действий по повышению безопасности атомных станций российского дизайна, а также - обоснование экологическую и техногенную безопасность предприятий отрасли [1].
В целях взаимодействия государств-участников СНГ в направлении расширения общественной осведомленности о способствовании атомной энергетики устойчивому развитию экономики, в целом, и ее отдельных отраслей, о минимальном воздействии на окружающую среду, а также, содействие обмену опытом, применяемыми практиками и методиками по обеспечению необходимого уровня информационной открытости атомной энергетики, 28 июля 2022 г. был согласован и одобрен проект Основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ по формированию общественной приемлемости атомной энергетики [19], который, впоследствии, будет вынесен на рассмотрение высших органов СНГ.
Еще одним новым направлением развития сотрудничества государств СНГ в рассматриваемой области является сотрудничество по сооружению
АЭС малой и средней мощности. Следует отметить, что в пользу развертывания малых модульных реакторов высказываются Международное энергетическое агентство, МАГАТЭ и иные международные организации. Плюсами АСММ являются: способность изменять производительность с учетом спроса, мобильность, широкая вариативность конструкций, улучшенные показатели безопасности, более доступная цена по сравнению с крупными реакторами, отсутствие выбросов в атмосферу, возможность интеграции с возобновляемыми источниками энергии, а также -применения для целей, не связанных с производством электроэнергии.
Из числа стран-участниц СНГ интерес к малой атомной энергетике проявляют Армения и Киргизия, подчеркивая востребованность таких инновационных технологий для решения широкого спектра задач национального развития, в том числе, обеспечения их энергонезависимости, повышения качества жизни населения, декарбрни-зации, а также, развития научно-технического потенциала всего региона Центральной Азии. Их намерения в развитии сотрудничества по сооружению атомных станций малой мощности выразились в подписании 20 января 2022 года с ГК «Росатом» Меморандума о взаимопонимании для проработки возможного сотрудничества по сооружению новых атомных энергоблоков российского дизайна на территории Республики Армения, свидетельствующего о планах Армении иметь атомную энергетику в энергобалансе страны [13], и Меморандума о взаимопонимании о сотрудничестве в сооружении АСММ [15]. Согласно последнемудокументу, предполагается сооружение АСММ на базе реакторной установки РИТМ-200Н на территории Киргизии, содействие в развитии ее ядерной инфраструктуры и проведение совместной работы по повышению квалификации научно-технического персонала в различных областях мирного использования атомной энергии.
Развитие системы нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в области использования атомной энергии в мирных целях, выработка единых подходов к установлению норм, требований и правил, регламентирующих деятельность в данной сфере, взаимодействие по развитию технологической базы и внедрению инновационных решений в области использования атомной энергии в мирных целях, развитие радиационной терапии и ядерной медицины -также входят в число перспективных направлений сотрудничества государств-членов СНГ.
Что касается двустороннего сотрудничества государств-участников СНГ, то оно охватывает, наряду с вышеупомянутым сотрудничеством в сфере малой атомной энергетики (Россия - Армения, Россия - Киргизия), такие направления, как развитие сотрудничества при продлении срока эксплуатации действующей Мецаморской
Литература:
1. Будь цифровым. Годовой отчет Инжинирингового дивизиона корпорации «Росатом». 2017.
АЭС и строительстве нового между Россией и Арменией энергоблока (Россия - Армения), взаимодействие по проектам добычи урана и инвестирование в уранодобывающую отрасль Казахстана (Россия - Казахстан) [11; 17], подготовка кадров в атомной отрасли (Россия - Казахстан, Казахстан -Беларусь) [8], сотрудничество в сфере обращения с ОЯТ И РАО, при проектировании, сооружении и эксплуатации исследовательских яденых реакторов, производстве радиоизотопов и применении атомных технологий в промышленности (Россия - Таджикистан, Россия - Узбекистан), поставка модифицированного ядерного топлива для исследовательского реактора (Россия -Узбекистан) [14], строительство новых АЭС (строительство Россией АЭС в Казахстане, строительство второй АЭС в Беларуси) [16]. Изменение отношения к атомной энергетике в мире дает основание некоторым исследователям указывать на необходимость корректировки стратегий стран СНГ по развитию атомной энергетики [5].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что сотрудничество государств-членов СНГ в области использования атомной энергии осуществлялось в несколько этапов и основывалось на различных документах программно-стратегического характера. В ходе его эволюции, наряду с основными и неизменными направлениями взаимодействия, такими как обеспечение ядерной и радиационной безопасности, появились и новые, обусловленные, в первую очередь, развитием инновационных атомных технологий как энергетического, так и неэнергетического применения. Однако сотрудничество осуществляется в равной степени не по всем направлениям в области использования атомной энергии. Так, например, в части экологических аспектов сотрудничества в атомной области не достигнуто продуктивное интеграционное взаимодействие [7]. Не получил реализацию такой формат сотрудничества в рамках СНГ в рассматриваемой сфере как Ассоциация органов регулирования безопасности в области использования атомной энергии и организаций, осуществляющих их научно-техническую поддержку [20], в то время, как он мог бы способствовать развитию пространстве СНГ сотрудничества по вопросам регулирования ядерной и радиационной безопасности, оказанию экспертной поддержки при совершенствовании системы регулирования и законодательства, укреплению связей между организациями научно-технической поддержки. В то же время, имеет место перевес в сторону информационного, научного и пр. обмена [2] в ущерб реальному стимулированию производств и реализации проектов. При этом рекомендательный характер многих принимаемых актов, декларативность положений и невысокие масштабы практических действий, принимаемых в рамках СНГ соглашений и решений, не способствуют достижению эффекта от сотрудничества, в то время, как это невозможно без реальной интеграции в практическую плоскость.
Literature:
1. Be digital. Annual Report of the Engineering Division of Rosatom Corporation. 2017.
2. Василькова С.В. Проблемы в энергетическом секторе СНГ / С.В. Василькова // Осенняя сессия Международного форума «Евразийская экономическая перспектива»: Сборник докладов. СПб., 2020. С. 56-64.
3. Государства-участники СНГ готовы сотрудничать в области обращения с отходами I и II классов опасности. URL : https://rosfeo.ru/press-czentr/novosti-fgup-feo/2022/avgust/gosudarstva-uc hastniki-sng-gotovyi-sotrudnichat-v-oblasti-obrashhe niya-s-otxodami-i-i-ii-klassov-opasnosti.html
4. Дорохова И. Смирный атом: как безопасно ликвидировать ядерные отходы. URL : https:// strana-rosatom.ru/2022/09/01/smirnyj-atom-kak-be-zopasno-likvidiro
5. Еременко И.К. Перспективы развития атомной энергетики в странах СНГ / И.К. Еременко // Инновации в технологиях и образовании: XIII Международная научно-практическая конференция. Бе-лово, 2020. С. 60-63.
6. История взаимодействия ядерной энергии и общества в России : монография. Екатеринбург, 2018.
7. Морева Е.Л. Экологические аспекты сотрудничества в области атомной промышленности на постсоветстком пространстве / Е.Л. Морева // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 5. С. 82-89.
8. О подготовке кадров в атомной отрасли Казахстана. URL : https://e-cis.info/news/567/99047/? Sphrase_id=41655
9. Отчет о деятельности комиссии государств -участников Содружества независимых государств по использованию атомной энергии в мирных целях в 2017-2020 годах. М., 2021.
10. Правдивец В.В. Динамика общественного мнения по вопросам развития отечественной атомной энергетики и строительства АЭС на территории Республики Беларусь. URL : https://el ib.bsu.by/bitstream/123456789/163704/1/Актуаль-ные%20проблемы%20%282011 -2016%29.pdf
11. Премьер Казахстана и глава Росатома обсудили сотрудничество в атомной энергетике. URL : https://e-cis.info/news/568/100475/?sphrase_id=41 655
12. Решение о Практических мерах по информированию о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, объеме и содержании помощи в рамках выполнения обязательств, предусмотренных Соглашением о взаимодействии государств - участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий от 02 ноября 2018 года. URL : https://cis.minsk.by/reestrv2/ doc/6574#text
13. «Росатом» и ЗАО «Айкакан Атомайин Элек-тракайан» (Армения) подписали соглашение о сотрудничестве по сооружению новых атомных
2. Vasilkova S.V. Problems in the CIS energy sector / S.V. Vasilkova // Autumn session of the International Forum «Eurasian Economic Perspective»: Collection of reports. SPb., 2020. P. 56-64.
3. CIS member states are ready to cooperate in the field of waste management of hazard classes I and II. URL : https://rosfeo.ru/press-czentr/novosti-fgup-feo/ 2022/avgust/gosudarstva-uchastniki-sng-gotovyi-sotrudnichat-v-oblasti-obrashheniya-s-otxodami-i-i-ii-klassov-opasnosti.html
4. Dorokhova I. Smirny atom: how to safely eliminate nuclear waste. URL : https://strana-rosatom.ru/ 2022/09/01/smirnyj-atom-kak-bezopasno-likvidiro
5. Eremenko I.K. Prospects for the development of nuclear energy in the CIS countries / I.K. Eremenko // Innovations in technology and education: XIII scientific and Practical International Conference. Belovo, 2020. P. 60-63.
6. History of interaction of nuclear energy and society in Russia : monograph. Yekaterinburg, 2018.
7. Moreva E.L. Environmental aspects of cooperation in the field of nuclear industry in the post-Soviet space / E.L. Moreva // Economy. Taxes. Right. 2019. № 5. P. 82-89.
8. On personnel training in the nuclear industry of Kazakhstan. URL : https://e-cis.info/news/567/990 47/?sphrase_id=41655
9. Report on the activities of the Commission of the Member States of the Commonwealth of Independent States on the use of atomic energy for peaceful purposes in 2017-2020. M., 2021.
10. Pravdivets V. V. Dynamics of public opinion on the development of domestic nuclear energy and the construction of nuclear power plants in the Republic of Belarus. URL : https://el ib.bsu.by/bitstream/12345 6789/163704/1/AKTya^bHbie%20npo6^eMbi%20%2 82011 -2016%29.pdf
11. The Prime Minister of Kazakhstan and the head of Rosatom discussed cooperation in nuclear energy. URL : https://e-cis.info/news/568/100475/?sphrase_ id=41655
12. Decision on practical measures to inform about a nuclear accident or radiation emergency, the scope and content of assistance in the framework of fulfilling the obligations stipulated by the Agreement on Cooperation of the CIS Member States to Ensure Preparedness in the Event of a Nuclear Accident or Radiation Emergency and mutual assistance in the elimination of their consequences from November 02, 2018. URL : https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6574# text
13. «Rosatom» and CJSC «Haykakan Atomayin El-ektrakayan» (Armenia) signed an agreement on cooperation on the construction of new nuclear power
энергоблоков. URL : https://e-cis.info/news/569/ 97688/?sphrase_id=41655
14. Росатом обеспечит инновационным ядерным топливом исследовательский реактор в Узбекистане. URL : https://www.rosatom.ru/journalist/ne ws/rosatom-obespechit-innovatsionnym-yadernym-toplivom-issledovatelskiy-reaktor-v-uzbekistane
15. Росатом представил продуктовую линейку атомных реакторов малой мощности в рамках «ЭКСПО-2020» в Дубае. URL : https://rosatom.ru/ journalist/news/rosatom-predstavil-produktovuyu-lineyku-atomnykh-reaktorov-maloy-moshchnosti-v-ramkakh-ekspo-2020-v-/?sphrase_id=3282082
16. Россия и Беларусь обсуждают строительство новой атомной электростанции. URL : https://e-cis.info/news/569/97422/?sphrase_id=41655
17. Савчук Э.А. Основные направления климатической и энергетической политик на пространстве СНГ / Э.А. Савчук, Т.В. Самосюк // Сахаровские чтения 2020 года: Экологические проблемы XXI века. Материалы 20-й международной научной конференции, в двух частях. Мн., 2020. C. 26-29.
18. Ступаков В.И. Сотрудничество стран СНГ в области безопасности использования объектов атомной энергетики / В.И. Ступаков // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2017. № 2. С. 98-98.
19. Эксперты обсудили подходы к формированию общественной приемлемости атомной энергетики. URL : https://e-cis.info/news/564/102128/? sphrase_id=41655
20. CIS nations to form nuclear regulatory association. URL : https://www.world-nuclear-news.org/Arti-cles/CIS-nations-to-form-nuclear-regulatory-associa-tion
units. URL : https://e-cis.info/news/569/97688/? sphrase_id=41655
14. Rosatom will provide a research reactor in Uzbekistan with innovative nuclear fuel. URL : https:// www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-obes pechit-innovatsionnym-yadernym-toplivom-issle-dovatelskiy-reaktor-v-uzbekistane
15. Rosatom presented a product line of low-power nuclear reactors within the framework of EXPO 2020 in Dubai. URL : https://rosatom.ru/journalist/news/ rosatom-predstavil-produktovuyu-lineyku-atomnykh-reaktorov-maloy-moshchnosti-v-ramkakh-ekspo-2020-v-/?sphrase_id=3282082
16. Russia and Belarus are discussing the construction of a new nuclear power plant. URL : https://e-cis.info/news/569/97422/?sphrase_id=41655
17. Savchuk E.A. The main directions of climate and energy policies in the CIS space / E.A. Savchuk, T.V. Samosyuk // Sakharov readings 2020: Environmental problems of the XXI century. Materials of the 20th International Scientific Conference, in two parts. Mn., 2020. P. 26-29.
18. Stupakov V.I. Cooperation of the CIS countries in the field of safety of use of nuclear power facilities / V.I. Stupakov // International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. 2017. № 2. P. 98-98.
19. Experts discussed approaches to the formation of public acceptance of nuclear energy. URL : https://e-cis.info/news/564/102128/?sphrase_id=41655
20. The CIS countries will create an association for nuclear regulation. URL : https://www.world-nuclear-news.org/Articles/CIS-nations-to-form-nuclear-regu-latory-association