УДК 34
Зенкина Ю.А.
магистрант 2 курса
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(г. Южно-Сахалинск, Россия)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОЗАНЯТОСТИ
Аннотация: в контексте России, делается акцент на налоге на профессиональный доход как инструменте, который может способствовать выходу из теневого сектора и стать эффективной мерой поддержки. Рассмотрен аспект использования цифровых технологий самозанятыми гражданами, включающие определенные приложения и платформы для легализации доходов и расчета налогов самозанятых граждан сокращает административные барьеры.
Ключевые слова: самозанятость, занятость, физические лица, заработок, труд, вознаграждение, НПД, тенденция развития.
В современной российской экономике происходит заметное увеличение числа лиц, официально занятых в качестве самозанятых. Ключевой статистикой за 2023 год является рекордный прирост в 2 миллиона человек, при этом общая сумма полученных ими доходов достигла отметки в 125,8 миллиарда рублей [1]. Данный феномен подразумевает глубинный анализ, направленный на выявление причин повышенного интереса со стороны населения и государства к стимулированию самозанятости, а также на оценку возможных рисков и тенденций развития этой экономической модели. Самозанятость, в свою очередь, определяется как деятельность индивида без найма работников, при которой осуществляется уплата налога на профессиональный доход [2]. Эта форма занятости, чаще всего, ассоциируется с предоставлением различных услуг или выполнением работ на основе гражданско-правовых договоров.
Законодательная база Российской Федерации, регулирующая вопросы самозанятости, была закреплена Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422, который устанавливает экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
В июле 2017 года, благодаря вступлению в силу Федерального закона № 199, были внесены существенные поправки в статьи 2 и 23 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эти изменения ознаменовали собой важный шаг на пути к определению правового статуса самозанятых граждан, а также к их отделению от сектора индивидуального предпринимательства.
В результате данной правовой реформы, самозанятым гражданам было предоставлено особое налоговое положение: им было предложено освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФл), который был заменен на налог на профессиональный доход (НПД).
Таким образом, правительство выработало механизм поощрения самостоятельной занятости населения и упрощения налоговой нагрузки для лиц, оказывающих услуги на условиях самозанятости [3].
Можно выделить ключевые достоинства системы самозанятости в Российской Федерации, сопоставив её с практиками ведущих мировых государств:
1. Единая ставка налога на доходы, что упрощает налоговое администрирование для самозанятых.
2. Отсутствие необходимости в уплате дополнительных сборов, кроме основного налога.
3. Упрощенная процедура оформления статуса самозанятого лица.
Кроме того, в России наблюдается высокая концентрация самозанятых в
крупных городах, что создает неравномерное географическое распределение. Медленный рост самозанятости в регионах обусловлен несколькими факторами:
- Малая доля населения, вовлеченного в сферу оказания услуг.
- Низкий уровень информированности населения о возможностях самозанятости.
- Значительная доля самозанятых в теневой сфере.
- Ограничение максимального годового дохода и отсутствие социальных гарантий. Российское правительство принимает меры для смягчения этих недостатков, включая введение налоговых вычетов и единоразовых выплат самозанятым на конкурсной основе.
В рамках развития социальной поддержки населения и улучшения экономической ситуации в стране, государство предоставляет возможность добровольных взносов в пенсионную систему, с минимальной суммой в 34445 рублей в год. Это предложение является одним из механизмов укрепления материального благосостояния граждан. Для дальнейшего стимулирования вовлеченности населения в социально-экономические изменения и усиления индивидуальной ответственности за свое будущее, предлагается внести улучшения в систему налогообложения, направленные на поддержку самозанятых граждан [4].
В частности, акцентируется внимание на налоге на профессиональный доход как инструменте, который может способствовать выходу из теневого сектора и стать эффективной мерой поддержки. Рекомендуемые меры для стимуляции интереса к режиму налога на профессиональный доход:
1. Обеспечение защиты от неправомерного перевода в статус самозанятых и защита от недобросовестности заказчиков. Суть данных мер заключается в создании гарантий для работающих граждан, чьи права могут быть подвержены риску в связи с изменением статуса занятости.
2. Содействие самозанятости как механизму снижения безработицы и увеличению трудовой активности населения. В отличие от иностранных практик, где самозанятость рассматривается как инструмент социальной поддержки, в России важно переосмыслить подход и видеть в самозанятых не только налогоплательщиков, но и активных участников экономики [5].
3. Развитие поддержки молодежи через гранты и образование. По аналогии с принятым законом, позволяющим самозанятым и малому бизнесу пользоваться государственными имущественными льготами, молодым
гражданам до 25 лет могут быть доступны гранты до 1 миллиона рублей и дополнительные образовательные программы, что требует дальнейшей проработки и уточнения. Эти меры могут способствовать повышению привлекательности и доступности самозанятости, стимулируя выход из теневой экономики и повышая благосостояние граждан. Осознание возможностей и положительных примеров использования самозанятости на международном уровне, а также активное распространение информации среди населения могут укрепить веру в успешность этой инициативы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1;
2. Как россияне относятся к фрилансу и закону о самозанятых и планируют ли переходить на самозанятость. URL: https://hr-media.ru/kak-rossiyane-otnosyatsya-k-frilansu-izakonu-o-samozanyatyh-i-planimyut-H-perehodit-na-samozanyatost;
3. Кому из самозанятых помогла пандемия и как способствовала росту сегмента. URL: https://plus.rbc.ru/news/5f6b67497a898add1103a6;
4. Рынок самозанятых в России потенциально в пять раз больше официального. URL: https://w.business.ru/news/21709-rynok-samozanyatyh-v-rossii-potentsialno-v-pyat-razbolshe-ofitsialnogo;
5. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html
Zenkina Yu.A.
Far Eastern State University of Railway Engineering (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF SELF-EMPLOYMENT DEVELOPMENT
Abstract: in the context of Russia, the emphasis is on the tax on professional income as a tool that can contribute to the exit from the shadow sector and become an effective support measure. The aspect of the use of digital technologies by self-employed citizens is considered, including certain applications and platforms for income legalization and tax calculation of self-employed citizens reduces administrative barriers.
Keywords: self-employment, employment, individuals, earnings, labor, remuneration, professional tax, development trend.