Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития профессии экскурсовода'

Современное состояние и перспективы развития профессии экскурсовода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1679
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСОВОД / ТУРИЗМ / ОТДЫХАЮЩИЕ / СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — До Чан Фуонг, Фам Тхи Хай Йен, Белецкая Е. А., Харьковская Е. В.

В настоящее время профессия экскурсовода одна из востребованных на рынке туристического бизнеса. Экскурсовод представляет имидж страны, является своеобразным «неофициальным послом», который предоставляет туристические услуги отдыхающим и туристам во время проведения экскурсий. В статье представлены основные требования, предъявляемые к профессии экскурсовода, раскрыты критерии, которыми должны соответствовать специалисты, а также отвечать ожиданиям туристов. В статье представлен анализ практико-ориентированного обучения студентов в провинции Ханой, Вьетнам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSION OF THE GUIDE

Now the guide's profession one of demanded in the market of travel business. The guide represents image of the country, is the peculiar "informal ambassador" who provides tourist services by the vacationer and to tourists during excursions. The main requirements imposed to the guide's profession are presented in article, criteria which there have to correspond experts are disclosed and also answer expectations of tourists. In article the analysis of the praktiko-focused training of students is presented to provinces Hanoi, Vietnam.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития профессии экскурсовода»

УДК 338.48

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ ЭКСКУРСОВОДА

До Чан Фуонг1), Фам Тхи Хай Йен2), Е.А. Белецкая3), Е.В. Харьковская4) 1 2)

' )Ханойский культурный университет, Вьетнам 3'4)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1'2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected] 4)e-mail: [email protected]

В настоящее время профессия экскурсовода одна из востребованных на рынке туристического бизнеса. Экскурсовод представляет имидж страны, является своеобразным «неофициальным послом», который предоставляет туристические услуги отдыхающим и туристам во время проведения экскурсий.

В статье представлены основные требования, предъявляемые к профессии экскурсовода, раскрыты критерии, которыми должны соответствовать специалисты, а также отвечать ожиданиям туристов. В статье представлен анализ практико-ориентированного обучения студентов в провинции Ханой, Вьетнам.

Ключевые слова: экскурсовод, туризм, отдыхающие, специалист.

Буй Тхань Туи, автор книги «Профессиональные туристические путеводители», раскрыл определение понятия «экскурсовод» - «профессионал, который занимается организацией деловых поездок с задачей реализации программы туризма, планирования и удовлетворения потребностей туристов в процессе реализации туристических программ»1.

Благодаря данной концепции, автор раскрывает основные задачи, которые должен осуществлять экскурсовод в ходе своей профессиональной деятельности:

- знакомство с туром туристов;

- описание туристических достопримечательностей;

- работа с вопросами;

- формировнаие положительного восприятия будущего тура.

В настоящее время профессия экскурсовода одна из востребованных в сфере туризма. В связи с этим в компетенцию экскурсовода входит владение вопросами безопасности, умение представлять культурные и исторические ценности в ходе проведения экскурсии, а также хорошее владение маршрутами и другое, что способствует созданию хорошего впечатления для туристов.

В издании «Путеводитель в профессию - экскурсовод» представлены 20 критериев, раскрывающие профессионализм экскурсовода2:

К основным критериям отнесены: тщательная подготовка перед проведением экскурсии, изучение состава группы, разработка технологической карты экскурсии, сформированный портфель экскурсовода, владение выразительной речью, грамотное

1 Буй Тхань Туи. Профессиональные туристический справочник. Опубликовано: Ханой национальный университет, 2009. С. 34.

2 АМР США На пути к профессионализму: экскурсии и туры. Издательство: Агентство США по международному развитию и объединению, 2012. С. 99.

использование невербальной коммуникации, владение этикой профессионального экскурсовода, умение поддерживать интерес туристов к предоставляемой информации, устанавливать обратную связь с туристами, использовать стратегию молчания, владеть информацией в полном объеме по месту, где проводится экскурсия, уметь предвидеть ситуацию и решать возникшие вопросы, иметь при себе необходимое техническое оборудование и др. После завершение экскурсии необходимо провести самоанализ, отметить сильные места и поработать над слабыми.

Представленные критерии являются относительными, но, тем не менее, во Вьетнаме, важны следующие критерии:

- хорошее здоровье;

- гибкий подход к возникшим ситуациям;

- умение координировать работу с поставщиками услуг и местными жителями;

- владеть основами анимации, уменить организовать игры, сплоть команды и

др.;

- высокий интерес к работе.

Чтобы стать экскурсоводом высокого уровня необходим определенный процесс накопления знаний, навыков и опыта в экскурсионном деле.

Подготовкой экскурсоводов высокого уровня занимаются учебные заведения, в которых должны быть разработаны требования, условия и критерии обучения по данной специальности. Учебные программы высшей школы по туризму сосредоточены на формировании необходимых компетенций по изучаемому направлению.

Мы считаем, что обучание экскурсовода в высшем учебном заведении должно быть сосредоточено на интенсивном изучении специальности по 5 составляющим:

1. Практическое обучение

Каждая теоретическая тема, изученная в учебном заведении, подкрепляется погружением в практическое обучение - это работа в туристической фирме, выезды, посещение туристических объектов, работа в роли аниматора и другое.

Обучение студентов проходит в определенной триаде - это студенты, изучение теоретических дисциплин учебного плана, далее практико-ориентированное обучение, с привлечением работодатей сферы туризм. В свою очередь, поиск баз практики является проблематичным и в большей степени связан с финансовыми затратами. Во Вьетнаме это самые сложные вопросы.

2. Владение навыками анимационной деятельность как необходимый компонент в профессии экскурсовода

Туристы, осуществляют поездки с целью изучения культурных ценностей той страны куда они пребывают. В связи с этим, необходимо владеть методикой организации гостеприимства, размещения и обеспечение питания. Учебные помещения должны быть оборудованы для проведения практических занятий. В связи с тем, что во время путешествия по Вьетнаму туристам приходится долго сидеть в транспорте и чтобы гости, сидящие в машине, не скучали, не уставали от долгой поездки, необходимо уметь совместить элементы театрализации, игры и др. с экскурсией, что значительно повышает уровень восприятия информации у туристов.

Не менее важная задача экскурсовода - добиться заинтересованного отношения группы к теме экскурсии, постоянно активизируя их внимание. Для активизации внимания группы экскурсовод должен умело и своевременно применить такие методические приемы, как прием заданий, прием вопросов, прием новизны, наконец, прием взаимодействия интересов.

Чтобы привлечь и удержать внимание экскурсантов, экскурсоводу следует знать социально-психологические особенности людей.

В работу экскурсовода входит не только проведение экскурсий, но и умение организовывать досуговое время туристов после основных экскурсий.

В настоящее время во Вьетнаме почти во всех учреждениях, на предприятиях организуются курсы для должностных лиц и сотрудников предприятий, направленные на обучение профессии тур-аниматора в летний период, что дает возможность изучить специфику организации анимации, игр, создание команды и разработку сценариев.

3. Возможности самопрезентации экскурсовода

Данный аспект является важным вопросом. Владение экскурсоводом искусством слова - важное условие успешного проведения экскурсии. Поэтому к содержательной речи экскурсовода предъявляются следующие требования: речь должна быть правильной, понятной, точной, выразительной, чистой, лаконичной.

Под правильностью речи понимается соблюдение говорящим правил произношения, постановки ударения, словоупотребления, формообразования, построения синтаксических конструкций, стилистики. Другими словами, правильная речь предполагает владение говорящим языковыми нормами русского языка. Стоит экскурсоводу хотя бы раз допустить ошибку, как слушатели переключают свое внимание с содержания экскурсии на погрешности в его речи.

Экскурсоводу необходимо учесть такую особенность речи на экскурсии, как ее лаконичность. Лаконичной и экономной делает речь устранение лишних слов, общих фраз, которые ведут к потере внимания аудитории. Сжатость придает речи силу. Кроме этого, следует помнить, что каждый экскурсионный объект имеет свой «язык». Он может сам о себе рассказать своим внешним видом, той информацией, которую экскурсанты имеют об этом объекте до начала экскурсии. Поэтому здесь экскурсовод не должен переусердствовать.

Важную роль при оформлении внешней стороны речи играет интонация -ритмико-мелодическая сторона речи, так как она, являясь выразительным средством, оказывается и одной из сильных форм речевого воздействия на аудиторию. Нужно исходить из того, что основой рассказа является не только мысль, но и чувство, которое придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к тому, о чем он рассказывает. Поэтому речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение интонации вызывается смысловым содержанием рассказа.

Для работников сферы услуг, к которой относится профессия-экскурсовод, дизайнеры костюма рекомендуют классический и деловой стили, стиль Шанель, некоторые вариации спортивного стиля. Поскольку экскурсовод должен быть интеллигентным, располагающим к себе, открывающим что-либо экскурсантам, но не поучающим в отличие от учителя, то это редкий образ специалиста, которому на рабочем месте позволительно носить платье, даже приталенное, так называемого Х-образного силуэта (естественно речь идет об экскурсоводе-женщине). При этом уместна современная стрижка.

Положительный визуальный образ экскурсовода способствует установлению контакта с группой. Кроме этого, большое влияние на установление контактов с аудиторией оказывают приветливость, доброжелательность, непринужденность экскурсовода. Такой контакт начинает устанавливаться в те короткие минуты, когда экскурсовод произносит вступление к экскурсии и ее теме. Затем необходимые связи с аудиторией поддерживаются и укрепляются в течение всей экскурсии. Хорошо, если благоприятный психологический климат, создавшийся в первые минуты экскурсии, сохранится до ее завершения.

4. Язык

В настоящее время большинство учебных заведений имеют специализированные языковые модули для обучения экскурсоводов. Данные модули способствуют повышению уровня подготовки экскусоводов, но данные программы построены только на теории, и слабым их местом, явлется отсутствие практики. Кроме того, ведется обучение английскому или французскому языкам.

Для того, чтобы удовлетворить потребности рынка иностранных туристов необходимо объединиться с туристическими компаниями, пригласить профессионального экскурсовода, что будет позволять сочетать теоретическое обучение с вопросами практических знаний во время различных экскурсий.

5. Изучение культурно-исторических ценностей и событий Вьетнама

Характерная особенность обзорной экскурсии состоит в том, что почти каждая подтема обзорной экскурсии может при желании экскурсовода стать темой для проведения самостоятельной экскурсии. Чаще всего и зрительные объекты, и наличие фактического материала, характеризующего эти объекты, и связанные с ними события, имеются в любой обзорной экскурсии. Поэтому именно на «дроблении» обзорной экскурсии на составные части с дополнением каждой из них новым материалом и построена в значительной мере работа по расширению тематики.

Чтобы избежать пассивного, монотонного изложения материала, экскурсовод должн подготовить основную информацию по культурной истории Вьетнама.

Основной материал по культурной истории Вьетнама должен содержать следующую информацию:

1. Краткая информация о Вьетнаме (область, население, экономическое, политическое, социокультурное состояние страны)

2. История и развитие Вьетнама.

3. Язык и написание текста во Вьетнаме.

4.Система религий и верований во Вьетнаме.

5. Обычай почитания предков.

6. Образование во Вьетнаме

7. Сельское хозяйство: особенности выращивания риса в стране.

8. Вьетнамская мода.

9. Бамбук во вьетнамской культуре.

10. Традиционный вьетнамский Новый год.

11. Кукольной театр.

12. Вьетнамская художественная керамика.

13. Народное искусство.

14. Традиционные деревни Вьетнама.

15. Фестивали во Вьетнаме.

16. Культурные характеристики некоторых этнических групп (Хмонг, Дао, Тай

и др.)

Таким образом, успешная работа специалиста по организации туризма, профессиональная работа по реализации туристских продуктов на рынке внутреннего и международного туризма в значительной степени зависит от уровня практических знаний, навыков работы экскурсовода.

В современных условиях с расширением географии туризма, к экскурсоводам предъявляются выское требования. В этой связи необходимо сформировать у студентов теоретические знания по основам экскурсоведения, умения методической разработки новой экскурсии, умения самостоятельной работы, направленной на развитие эрудиции и совершенствование профессионального мастерства

экскурсовода, а также уметь применять современные технологии реализации туристского продукта.

Будем надеяться, что те аспекты, которые были освещены в данной статье, помогут внести свой вклад в подготовку высококвалифицированного экскурсовода во Вьетнаме.

Список литературы

1. Буй Тхань Туи. Профессиональные туристический справочник - Опубликовано: Ханой национальный университет, 2009.

2. АМР США. На пути к профессионализму: экскурсии и туры - Издательство: Агентство США по международному развитию и объединению, 2012.

3. URL: http://vov.vn/ путешествие/

4. URL: http://tcdulichtphcm.vn/home/index.php

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PROFESSION OF THE GUIDE

Do Tran Phuong1), Pham Thi Hai Yen2), E.A. Beletskaya3), E.V.Kharkovskaya4)

1,2)Hanoi University of Culture, Vietnam, Hanoi 3'4)Belgorod state institute of arts and culture 1,2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected] 4)e-mail: [email protected]

Now the guide's profession one of demanded in the market of travel business. The guide represents image of the country, is the peculiar "informal ambassador" who provides tourist services by the vacationer and to tourists during excursions.

The main requirements imposed to the guide's profession are presented in article, criteria which there have to correspond experts are disclosed and also answer expectations of tourists. In article the analysis of the praktiko-focused training of students is presented to provinces Hanoi, Vietnam.

Keywords: guide, tourism, vacationers, expert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.