Современное состояние и перспективы развития нефтегазового комплекса Республики Узбекистан
Полаева Гозель Байгельдыевна
к.э.н., доцент, заместитель декана факультета международного энергетического бизнеса, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, gozel_polayeva@mail.ru
Жанабаев Азамат Айдос угли
аспирант, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, azamatjanabayev@mail.ru
Авторами в статье проводится анализ социально-экономического развития Республики Узбекистан, его топливно-энергетического комплекса. Проведён анализ развития ТЭК Узбекистана, основные направления его развития, цели государственной стратегии развития энергетической отрасли страны. Особое внимание уделяется вопросам развития использования рыночных механизмов, возобновляемых источников энергии. Отмечается, что в случае достижения поставленных целей и реализации мер, направленных на развитие ТЭК государства, Узбекистан значительно ускорит экономическое развитие, а также повысит уровень жизни населения. Принятые на сегодняшний день меры по развитию ТЭК Республики Узбекистан позволят в значительной степени повысить ее эффективность, а также конкурентоспособность, что позволит достичь в стране высоких темпов экономического роста и внутренней обеспеченности в энергоресурсах в совокупности с повышением уровня качества жизни населения.
Ключевые слова: нефть, газ, уголь, возобновляемые источники энергии, Республика Узбекистан.
Республика Узбекистан является государством, находящимся в Центральной Азии, страна занимает около 449 тыс. кв. км, что ставит её на 56-е место в мире по размеру территорий. Согласно данным МВФ (Международного валютного фонда), численность населения страны в 2021 г. составила более 34 млн чел., С начала века численность населения Узбекистана выросла практически в полтора раза (рисунок 1).
"0,00
10.00 -
),00 -
в,00 ......., I
^/Ч^А^ -А/ А?4"
Рисунок 1 - Численность населения Узбекистана в 20002021 гг., млн чел.
Источник: составлено авторами на основе [4].
Вместе с тем, страна показывает достаточно высокий уровень роста экономики, так в 2021 г. ВВП (по ППС) Республики Узбекистан практически достиг 297 млрд долл. США, что более, чем в 4,5 раза больше показателя 2000 года (рисунок 2).
сч см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
Рисунок 2 - ВВП (по ППС) Узбекистана в 2000-2021 гг., млрд долл. США.
Источник: составлено авторами на основе [4].
Однако несмотря на столь высокие темпы экономического развития, такой показатель, как ВВП (по ППС) на душу населения рос не так быстро. Согласно данным МВФ, в 2021 г. он составил чуть более 8585 долл. США, что свидетельствует о росте данного показателя за рассматриваемый период более, чем в 3,2 раза (рисунок 3).
Рисунок 3 - ВВП (по ППС) на душу населения в Узбекистане
в 2000-2021 гг., долл. США.
Источник: составлено авторами на основе [4].
Нефтегазовая отрасль является стратегической в экономике Узбекистана, играет ключевую роль в народнохозяйственном комплексе, предопределяет развитие всех остальных отраслей. Также ежегодные отрасль отраслей оказывает время влияние экономики на социально-экономическое снижение развитие рыбное государства, сейчас в ней периода заняты нуждается около 2% населения. Развитие нефти ТЭК и повышение его потенциала на протяжении тенденцию всех других лет недрами независимости отрасли являются изменение приоритетным структура направлением источник программ общего социально-экономического которой развития техникой Узбекистана [1].
Отличительной особенностью нефтегазовой отрасли за последние годы стала ориентация инвестиционных программ развития на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой техникой и технологией, способных обеспечить глубокую переработку углеводородных ресурсов, а также создать новые рабочие места. Можно сказать, что приоритеты в дальнейшем партнерстве будут отданы компаниям, которые способны привнести в нефтегазовую промышленность новые технологии, расширить экспортный потенциал этой отрасли.
преимущественных стратегических целей политики нашей страны. «Развитие базовых отраслей является главным условием экономической независимости Узбекистана» - этот тезис Первого Президента страны Ислама Каримова полностью отражает суть реформ в нефтегазовой промышленности.
Вместе с тем, следует отметить тот факт, что в 20002021 гг., наблюдалось падение потребления энергетических ресурсов в республике практически на 20%, что было вызвано падением доли нефти в энергобалансе Узбекистана более, чем на 5,2%, и гидроэнергетики более, чем на 0,2%, однако наблюдался и рост доли потребления природного газа практически на 3,8%, угля на 1,7% и ВИЭ на 625,5% (рисунок 4).
Далее хотелось бы более подробно рассмотреть запасы, производство и потребление энергетических ресурсов в Республике Узбекистан в 2000-2021гг.
Энергетические ресурсы Республики Узбекистан
Ниже представлена динамика запасов, производства и потребления нефти в Узбекистане в 2000-2021 гг. (рисунок 5).
Рисунок 5 - Запасы, производство и потребление нефти в Узбекистане в 2000-2021 гг., млн т. Источник: составлено авторами на основе [3].
Как мы видим из представленных данных, запасы нефти в Узбекистане не росли с 2000 г., а объёмы добычи и потребления падают и с 2006 г. наблюдался процесс превращения страны в импортёра нефти для обеспечения внутренних потребностей. Как отмечалось выше, это было обусловлено падением добычи, в результате чего, уже в 2021 г. разница между добычей и потреблением нефти составляет более, чем 1,2 млн т.
Рисунок 4 - Энергобаланс Республики Узбекистан в 20002021 гг., %
Источник: составлено авторами на основе [3].
В настоящее время нефтегазовая отрасль Узбекистана является одной из ведущих отраслей промышленности и важнейшей энергетической базой страны. Развитие топливно-энергетического комплекса - одна из
Рисунок 6 - Запасы, производство и потребление природного газа в Узбекистане в 2000-2021 гг., млрд куб. м. Источник: составлено авторами на основе [3].
X X О го А С.
X
го т
о
2 О
м м
см см о см
со
о ш т
X
3
<
т о х
X
В отличие от нефтяного комплекса Узбекистана, газовая отрасль республики является более стабильной, что было предопределено низким влиянием на него мировых экономических и финансовых кризисов. Однако, запасы природного газа в стране в 2000-2021 гг. упали более, чем на 68 млрд куб. м., но объемы добычи за рассматриваемый период - не изменились, потребление же упало более, чем на 2,2 млрд куб. м. (рисунок 6).
Пока добыча природного газа в Республике Узбекистан превалирует над его потреблением, что позволяет стране обеспечивать его экспорт зарубеж. Таким образом, она даёт существенный вклад поступлений в бюджет страны. Но его добыча и потребление газовая отрасль в экономике Узбекистана играет одну из ведущих ролей.
Следующим важным для энергетического баланса видом энергетического ресурса можно назвать уголь, запасы которого не изменялись с начала XXI века, что нельзя сказать о росте его добычи и потребления, которые за рассматриваемый период выросли в 1,91 и 1,86 раз соответственно (рисунок 7).
Рисунок 7 - Запасы, производство и потребление угля
бекистане в 2000-2021 гг., млн т.
Источник: составлено авторами на основе [3].
в Уз-
Однако следует отметить, что других наряду комплекс с позитивными возрастет результатами ставки работы отраслей нефтегазового серьезные сектора времени в последние степень годы степень действуют и негативныетоплива тенденции, является обусловленные нефтяных объективными отрасли и субъективными отраслей причинами, к ним относятся:
- Значительное снижение объемов добычи нефти и газового конденсата. Начиная с 2005 г. снижаются объемы добычи жидких углеводородов. Только за период с 2005 по 2021 гг. ежегодные объемы добычи нефти снизились в два раза, с 5,4млн т. до 2,7 млн т.
- После пика добычи природного газа в Узбекистане в 2008 г. наблюдается его постоянное падение, в период с 2008 по 2021 гг. падение составило более 17% или более, чем 10 млрд куб. м.
- Высокая степень износа основных фондов предприятий. Данный показатель в 2020 г. составил более 40%, это означает, что 2/5 ОФ НХК физически устарело и нуждается в обновлении.
- Сохраняются устойчиво высокие значения коэффициента удельных затрат на единицу произведенной продукции, он только за последние три года увеличился более, чем на 10,7%.
В 2020 году в ходе обращения Президента Республики Узбекистан к Олий Мажлису Республики Узбекистан были определены ключевые направления развития нефтегазового комплекса страны [2].
Как было отмечено Президентом Республики Узбекистан, особую важность в достижении высоких результатов деятельности нефтегазового комплекса будет играть реформирование отрасли, которое будет заключаться в снижении государственного участия в ней, повышении степени энергоэффективности технологий, в том числе, развитие энергосберегающих технологий.
В контексте развития энергетической отрасли страны особое внимание уделяется реализации энергетических проектов с участием иностранных государств, например, сотрудничество Узбекистана и Афганистана в строительстве линии электропередач (ЛЭП) «Сурхан-Пули-Хумри».
Хотелось бы отметить, что для достижения целей и задач развития топливно-энергетического комплекса государства, в 2019 году было сформировано Министерство энергетики Республики Узбекистан, в основные цели которого помимо развития нефтегазового комплекса страны также входят задачи по повышению уровня конкурентоспособности отрасли и технологий.
Помимо прочего, в Указе, учреждающем Министерство энергетики Узбекистана, также были представлены ключевые направления развития ТЭК страны, которые заключаются в следующем:
- повышение уровня обеспеченности энергетическими ресурсами;
- введение разграничений, обуславливающих снижение участия государства в деятельности ТЭК;
- развитие, а также усиление механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП);
- формирование рыночных механизмов тарификации в энергетической отрасли страны;
- повышение инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса страны;
- повышение энергетической эффективности ТЭК;
- развитие альтернативных источников энергии.
Хотелось бы выделить тот факт, что учреждение Министерства энергетики Республики Узбекистан соответствует текущим этапам развития топливно-энергетического комплекса страны.
Вместе с тем, следует также отметить то, что руководство страны ведёт активно разрабатывает Концепцию топливно-энергетического обеспечения.
Фундаментальными документами в контексте активного реформирования ТЭК республики являются следующие документы:
- Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии». Принятие данного закона позволило сформировать ключевые направления развития ВИЭ для реализации энергетического потенциала от его использования;
- Концепция развития возобновляемых источников энергии в Республике Узбекистан на период 2019-2023 гг., в которой выделяются основные основные меры государственной поддержки развития ВИЭ для достижения целей Концепции;
- Инвестиционная программа в электроэнергетическом секторе до 2030 г., в которой особое внимание уделяется проектам, реализация которых позволит повысить энергоэффективность и обеспеченность энергетическими ресурсами ТЭК страны.
Вместе с тем, проведены реформы в крупнейших энергетических компаниях страны - АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекнефтегаз», что позволило повысить объёмы добычи природного газа в стране, увеличить поставки природного газа, СПГ и бензина населению.
Особую ценность имеют цели, поставленные Правительством Республики перед Министерством энергетики. Предполагается, что в ближайшие годы работы министерства будут достигнуты следующие цели:
- расширено использование рыночных инструментов в ТЭК страны;
- повышено качество обслуживания и надежности нефтегазовой отрасли страны;
- разграничены направления инвестирования в энергетические проекты, в зависимости от важности их реализации для экономики республики;
- либерализация энергетического рынка страны;
- усиление международного сотрудничества.
Можно выделить следующие цели развития ТЭК
Республики Узбекистан:
- Сокращение экспорта природного газа в период до 2025 г., для обеспечения внутренних потребностей и его переработки, что позволит создавать в стране продукцию с высокой добавленной стоимостью;
- внедрение Автоматизированной системы контроля и учёта электроэнергии (АСКУЭ), что позволит сократить издержки экономики от неоплаты электроэнергии потребителями;
- усилить меры поддержки проведения геологоразведочных работ (ГРР) на территории республики для открытия новых месторождений и расширения минерально-сырьевой базы (МСБ);
- реализация комплекса мер, направленных на строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры;
- достижения объёма привлечённых иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс страны в период 2019-2025 г. более, чем на 1,5 млрд долл. США;
- развитие генерирующих мощностей, в том числе, строительство солнечных и ветровых установок, атомных электростанций и др.
Таким образом, мы можем сказать о том, что принятые на сегодняшний день меры по развитию ТЭК Республики Узбекистан позволят в значительной степени повысить ее эффективность, а также конкурентоспособность, что позволит достичь в стране высоких темпов экономического роста и внутренней обеспеченности в энергоресурсах в совокупности с повышением уровня качества жизни населения.
Литература
1. Грозин А. Перспективы развития нефтегазового комплекса Республики Узбекистан // Геоэкономика энергетики. - 2018. - № 4. - С. 168-175.
2. Узбекистану понадобится в 2,5 раза больше энергии к 2030 году Об этом сообщает «Рамблер» [Электронный ресурс]. - URL https://news.rambler.ru/other/42743277/ (дата обращения: 11.07.2022)
3. BP Statistical Review of World Energy 2022. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report.pdf (дата обращения: 17.08.2022)
4. World Economic Outlook Database, April 2022. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.imf.org/en/PubNcations/WEO/weo-database/2022/April (дата обращения: 15.08.2022)
The current state and prospects for the development of the oil and gas
complex of the Republic of Uzbekistan Polayeva G.B., Zhanabaev A.A.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The authors in the article analyze the socio-economic development of the Republic of Uzbekistan, its fuel and energy complex. An analysis was made of the development of the fuel and energy complex of Uzbekistan, the main directions of its development, the goals of the state strategy for the development of the country's energy industry. Particular attention is paid to the development of the use of market mechanisms, renewable energy sources. It is noted that in case of achieving the set goals and implementing measures aimed at developing the fuel and energy complex of the state, Uzbekistan will significantly accelerate economic development, as well as improve the standard of living of the population. Keywords: oil, gas, coal, renewable energy sources, Republic of Uzbekistan. References
1. Grozin A. Prospects for the development of the oil and gas complex of the
Republic of Uzbekistan // Geoeconomics of Energy. - 2018. - No. 4. - P. 168-175.
2. Uzbekistan will need 2.5 times more energy by 2030 Reported by Rambler.
[Electronic resource]. - URL: https://news.rambler.ru/other/42743277/ (date of access: 07/11/2022)
3. BP Statistical Review of World Energy 2022. [Electronic resource]. - URL:
https://www.bp.com/content/dam/bp/business-
sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report .pdf (date of access: 17.08.2022)
4. World Economic Outlook Database, April 2022. [Electronic resource]. -
URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-
database/2022/April (accessed 15.08.2022)
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м м