Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ / СТРАТЕГИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / THE CURRENT STATE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA / SMALL BUSINESS STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцова Т.Ю.

РФ значительно уступает государствам с развитой рыночной экономикой по степени «насыщенности» малыми компаниями. Малое предпринимательство в нашей стране испытывает глобальные сложности, с преодолением которых нужна последовательная работа, первоначально, по дальнейшему совершенствованию законодательства, экономической поддержки малого предпринимательства, увеличению результативности региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

Russia is significantly inferior to countries with developed market economies in terms of the degree of" saturation " of small enterprises. Small business in our country is experiencing global difficulties, with the overcoming of which we need consistent work, initially, to further improve the legislation, economic support for small business, to improve the efficiency of regional programs for the development of small and medium-sized businesses, to regulate the economy, to eliminate administrative barriers and to overcome corruption.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ»

УДК 34.00.00

Рубцова Т.Ю. студент

18-СПО-Ф-01 НАН ЧОУ ВО Академия ИМСИТ научный руководитель: Сотникова А.Н., к. г. н.

доцент, преподаватель СПО НАН ЧОУ ВО Академия ИМСИТ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ РФ значительно уступает государствам с развитой рыночной экономикой по степени «насыщенности» малыми компаниями. Малое предпринимательство в нашей стране испытывает глобальные сложности, с преодолением которых нужна последовательная работа, первоначально, по дальнейшему совершенствованию законодательства, экономической поддержки малого предпринимательства, увеличению результативности региональных программ развития малого и среднего бизнеса, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

Ключевые слова: современное состояние малого

предпринимательства в РФ, стратегия малого бизнеса.

MODERN STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA Russia is significantly inferior to countries with developed market economies in terms of the degree of" saturation " of small enterprises. Small business in our country is experiencing global difficulties, with the overcoming of which we need consistent work, initially, to further improve the legislation, economic support for small business, to improve the efficiency of regional programs for the development of small and medium-sized businesses, to regulate the economy, to eliminate administrative barriers and to overcome corruption.

Keywords: the current state of small business in Russia, small business strategy.

В настоящие время в первую очередь нужно формировать долгосрочную стратегию развития малого предпринимательства в РФ, которая позволит разрешить проблемы, взаимосвязанные с процессом создания новой социально-финансовой системы государства. Сейчас активно развивающийся малые компании, в особенности их инновационная сторона, является главнейшим фактором развития рыночной экономики, увеличения благосостояния людей, улучшения социально-финансовой области в государстве, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малые компании были обозначены как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного страны.

Также для развития малого предпринимательства нужно :

- иметь эффективно урегулированную правовую систему по ведению малого бизнеса;

- улучшить административную систему по помощи малому предпринимательству (по анализам экспертов, на нынешний день административные затраты достигают 10 % от выручки компании). Первоначально, нужно оградить малые компании от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить количество контролирующих органов и проверок, продолжить процесс уменьшения количества лицензируемых типов работы и товаров. Административное вмешательство в существенном отрицательно отображается на малом бизнесе;

- слабо развитая система гарантий и страхования рисков с целью финансирования и кредитования малого предпринимательства, так же ограничивает доступ средних компаний к кредитным ресурсам. Кредиты в нашем государстве выдаются только под залог либо поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить не большие компании. Отсутствуют специальные банки с целью обслуживания малого предпринимательства. В особенно сложном положении оказываются частные компании малого предпринимательства: невозможности приобретения кредита исключает возможности их конкуренции с другими компаниями;

- решение проблем налогообложения, так как конкретно давление со стороны налоговой системы на малые компании выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика содействует ещё существенному уходу малого предпринимательства в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур [3].

Следовательно, для развития малого предпринимательства нужно, что бы оно стало одним из приоритетных обращений государственной политики. Ведь, помощь со стороны страны, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать значительное воздействие на прогресс малого предпринимательства, созданию среднего класса, снятию социально-финансовой напряженности, содействовать насыщению рынка продукцией и услугами, формированию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. Сегодня, РФ находится в той стадии, когда есть масса возможностей с целью формирования новых проектов, внедрения инновационных технологий.

В экономике РФ поддержка малого бизнеса реализуется в разных формах:

- формирование системы информационного снабжения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, экономической инфраструктуры и др.;

- налоговые льготы и послабления;

- целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, иностранная экономическая помощь на поддержку

предпринимательских структур в РФ.

Государственной поддержкой охватываются, формируемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малого в категорию большого бизнеса [1].

В разных странах малый бизнес находится в разных состояниях, чем больше развита страна в экономической политике, тем больше потенциал малого предпринимательства.

Вопрос о развитии малого и среднего предпринимательства носит не только экономический, но и политический характер - это вопрос разных концепций развития страны. До сих пор продолжается борьба между сторонниками инновационного пути развития и сторонниками пути колониально-сырьевого. Нынешний курс - это курс на инновационную экономику, а не на сырьевую, которая сложилась в 90-е годы. Это и есть экономическая политика, в которой нуждается Россия. Сырьевая экономика связывает страну, тормозит ее развитие.

Стратегический подход к развитию малого предпринимательства направлен на:

- обеспечение трудовыми ресурсами;

- повышение и улучшение квалификации трудового ресурса;

- расширение и улучшение рынка сбыта;

- повышение конкурентоспособности предприятия.

Улучшение данной ситуации будет зависеть от скорости построения новой модели государственной поддержки МП.

Основными причинами неудовлетворительной динамики в секторе МП являются, ограниченность ресурсов как трудовых, так и финансовых.

Приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства, это поддержка: начинающих или уже существующих малых предприятий; развитие предпринимательства на территории конкретных муниципалитетов; развитие инфраструктуры поддержки МП; развитие системы кредитования МП.

Территориальный аспект политики в сфере МП предполагает сочетание мер поддержки на муниципальном и краевом уровнях.

Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.

Это предполагает активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание механизма, в рамках которого осуществляется разделение ответственности за реализацию краевой политики в отношении МП средствами бюджетов обоих уровней.

Система мер муниципальной поддержки субъектов МП может включать в себя, создание муниципальных фондов и программ по поддержке и т.д.

Муниципальная программа поддержки и развития МП должна быть взаимоувязана с региональной концепцией по развитию МП. Программа должна быть реалистичной, то есть выполнимой с точки зрения обеспеченности ресурсами и объективной информацией.

Краевой уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов МП в крае и методологическую разработку механизмов поддержки. Система мер краевой поддержки МП может включать в себя: пропаганду, обучение субъектов, развитие финансово-кредитных механизмов, развитие центров сопровождения предпринимательской деятельности, информационное сопровождение, обеспечение доступа МП к государственным и муниципальным заказам, развитие кооперации между крупным бизнесом и МП.

Отраслевой аспект политики поддержки МП предполагает разработку первоочередных мер государственной и муниципальной поддержки МП в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной сфере, АПК, жилищно-коммунальном хозяйстве, лесозаготовке и лесопереработке, внутреннем и въездном туризме, медицине и здравоохранении [2]. Следовательно на эти отпросили будет более большой выбор господдержки на разных уровнях.

Использованные источники:

1. Мухаметлатыпов Р. Ф. Современное состояние малого предпринимательства в России / Р. Ф. Мухаметлатыпов, Р. Р. Дадаханова // Молодой ученый. -- 2013. -- №5. -- С. 359-360.

2. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. - М.: Новый Логос, 2000. С.25.

3. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.