Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития франчайзинга в российском ритейле'

Современное состояние и перспективы развития франчайзинга в российском ритейле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISING / РОССИЙСКИЙ РЫНОК / RUSSIAN MARKET / РИТЕЙЛ / RETAIL / РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФРАНЧАЙЗИНГА / DEVELOPMENT OF RUSSIAN FRANCHISING / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЙ БИЗНЕС В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ / FRANCHISING BUSINESS IN RETAIL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Илгар Самандар Оглы

Статья посвящена обзору франчайзинга на российском рынке розничной торговли, определены основные тенденции и обозначены перспективы его развития. Выявлены особенности отношений франчайзинга в ритейле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state and prospects of development of franchising in the russian retail

The article is devoted to the review of franchising in the Russian retail market, the main trends and prospects of its development are defined. Peculiarities of relations of franchising in the retail sector are discovered.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития франчайзинга в российском ритейле»

УДК 339

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИЙСКОМ РИТЕЙЛЕ

Гасанов Илгар Самандар Оглы, магистрант, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, РФ

Статья посвящена обзору франчайзинга на российском рынке розничной торговли, определены основные тенденции и обозначены перспективы его развития. Выявлены особенности отношений франчайзинга в ритейле.

Ключевые слова: франчайзинг; российский рынок; ритейл; развитие российского франчайзинга; франчайзинговый бизнес в розничной торговле.

CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FRANCHISING IN THE RUSSIAN RETAIL

Gasanov Ilgar Samandar Ogly, the undergraduate, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The article is devoted to the review of franchising in the Russian retail market, the main trends and prospects of its development are defined. Peculiarities of relations of franchising in the retail sector are discovered.

Keywords: franchising; Russian market; retail; development of Russian franchising; franchising business in retail.

Для цитирования: Гасанов И. С. Современное состояние и перспективы развития франчайзинга в российском ритейле // Наука без границ. 2018. № 6 (23). С. 20-25.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки потенциала франчайзингового бизнеса на российском рынке и ситуации, складывающейся в настоящее время в розничной торговле, что позволит субъектам отношений франчайзинга выбирать наиболее эффективные способы взаимодействия с учетом уже накопленного отечественного опыта и современных мировых тенденций.

Франчайзинг - явление, которое в настоящее время известно и широко распространено практически по всему миру и представляет собой довольно эффективную форму развития бизнеса. Эффективность этой бизнес-модели связана с идеей тиражирования по определенной технологии концепций бизнеса, уже проверенных на практике. С одной стороны, франчай-

зинг позволяет успешным компаниям расширить свою деятельность посредством создания франчайзинговой сети, а с другой - начинающие предприниматели получают возможность уверенно начать бизнес.

Содержание отношений франчайзинга состоит в том, что известные компании -обладатели популярных товарных знаков (знаков обслуживания) и отработанных технологий (франчайзеры) предоставляют другим самостоятельным субъектам хозяйственной деятельности (франчайзи) право использовать эти технологии и свои торговые марки (бренды) для продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на условиях, определенных договором.

Мировой опыт показывает, что в течение первых 10 лет развития в той или иной

стране франчайзинговой формы организации бизнеса на национальном рынке 70 % франшиз являются зарубежными и 30 % - отечественными. Так было и в России. По мере развития национальных предпринимательских структур, накопления ими собственного опыта происходило формирование и расширение отечественных франчайзинговых сетей [6, С. 100].

Иностранные франшизы, представленные на российском рынке, зачастую выгодно отличаются на фоне отечественных наличием тщательно продуманной и детально проработанной поддержки фран-чайзи (что является одним из основных преимуществ франчайзинговой системы), в то время как многие российские франчайзеры ограничиваются лишь консультированием франчайзи по мере необходимости. Однако франшизы российских компаний более доступны по цене. При этом отечественные франчайзеры дают франчайзи больше свободы действий в ведении предпринимательской деятельности, меньше их контролируют, в отличие от иностранных франчайзеров, предъявляющих к франчайзи жесткие требования.

В связи с экономической нестабильностью в стране и в мире наиболее востребованными остаются недорогие франшизы в сфере розничной торговли. Это обусловлено также ситуацией, сложившейся на рынке труда, и, в частности, ростом безработицы. Наиболее перспективные и обеспеченные россияне делают выбор в пользу развития собственного бизнеса, а франчайзинг в данном случае становится лучшим решением из-за низких рисков, сокращения времени запуска бизнес-проекта, а также благодаря поддержке со стороны франчайзера [4, С. 96].

В последние годы понятие розничной торговли, как правило, заменяется более емким термином «ритейл» (от англ. retail), который трактуется как продажа товаров конечному потребителю (частному лицу).

Причем на практике и профессиональное сообщество, и СМИ под ритейлом обычно подразумевают крупные торговые сети, которые либо носят универсальный характер, либо ориентируются на определенные товарные группы [9, С. 115]. В более широком смысле ритейл следует рассматривать как принцип организации торговли [11]. Однако в рамках данного исследования ритейл целесообразно рассматривать в узком значении - как деятельность розничных торговых сетей.

Поскольку франчайзинг в российском ритейле (в том числе развиваемый иностранными компаниями, в частности с середины 1990-х первопроходцем Baskin Robbins) явление далеко не новое (например, франшиза «Пятерочка» развивается с начала 2000-х годов), уже накопился достаточный опыт выстраивания взаимовыгодных отношений франчайзера и франчайзи, внедрения наиболее эффективных технологий управления развитием розничного бизнеса, который успешно используется субъектами, начинающими свою деятельность в этом сегменте.

По данным Российской ассоциации франчайзинга и Министерства промышленности и торговли РФ, на конец 2017 г. почти половина (45 %) франчайзи в России работали в сфере ритейла [2], что свидетельствует о значительном вкладе субъектов розничной торговли в развитие франчайзинга в нашей стране.

С каждым годом растет число франшиз, предлагаемых международными брендами, которые только выходят на российский рынок или расширяют долю присутствия на нем. Среди них такие известные бренды, как Yves Rocher (косметика и парфюмерия), «МЕТРО», SPAR (продуктовый ритейл), SELA (одежда и обувь), HOFF (мебель и товары для дома), Gipfel (посуда), Bernardo Bellini (товары для дома, non-food).

Однако доля иностранных франчай-

зеров на российском рынке сокращается - наряду с ростом количества франшиз, предоставляемых одними зарубежными франчайзерами, другие франчайзеры покидают российский рынок [7], что, по всей вероятности, связано с кризисом и снижением покупательной способности населения и, соответственно, с падением спроса на некоторые категории товаров. Кроме того, в связи с девальвацией рубля в 2014 г. доходы иностранных франчайзеров в пересчете на доллары и евро заметно снизились. Так, в 2017 г. из России ушли такие бренды, работавшие по франшизе, как С&А, Debenhams (одежда), Accessorize (бижутерия). Причем сильнее всего кризис ударил именно по ритейлу, в то время как зарубежные франчайзеры, функционирующие в сфере общественного питания (фаст-фуд), чувствуют себя в России весьма неплохо.

По отечественным франшизам в ритей-ле наблюдается неоднозначная динамика. В частности, недавний лидер в области франчайзинга среди российских брендов («Перекресток» и «Пятерочка») X5 Retail в настоящее время заморозил свою программу, а «Седьмой Континент», ранее предоставлявший франшизу, и вовсе ушел с российского рынка еще в 2015 г. [8]. В то же время продолжают довольно успешно функционировать программы франчайзинга от российских ритейлеров по брендам «М-Видео», «Читай-Город», «Наша Мама», «Л'Этуаль», RIVE GAUCHE, «Ригла», Gulliver, BAON, Fix Price. Фран-чайзинговая сеть последнего уже составляет 250 точек. Совсем недавно вышли на рынок с предложением франчайзинга сети супермаркетов и мини-маркетов «Аппетит» и магазинов «Рыбсеть».

Особенностью франчайзинга в ритейле является возможность работы не только по классической схеме, но и по схеме обратного франчайзинга. Эту схему на российском рынке довольно успешно применял,

например, X5 Retail [1]. При классическом варианте франчайзинга заключается договор коммерческой концессии и договор поставки, а при обратном франчайзинге наряду с договором коммерческой концессии вместо договора поставки заключается агентский договор. И если в первом случае франчайзи получает 100 % выручки за реализованный товар, закупки производит на собственные средства и выплачивает франчайзеру установленное вознаграждение (или же выполняет определенные условия по закупкам), то во втором случае он получает лишь прописанный в договоре процент от выручки, а снабжение точки товаром франчайзер берет на себя.

В российских условиях наиболее распространено вознаграждение за услуги франчайзера в виде внесения паушального (первоначального) взноса и регулярного перечисления роялти (периодических платежей) [13, С. 207]. Обычно роялти устанавливаются в виде фиксированной суммы, процента от прибыли, процента с маржи или закладываются в закупки [12]. Однако характерной чертой франчайзинга в ритейле является отсутствие паушального взноса. Выгода франчайзера заключается в увеличении объемов закупок у поставщиков — партнеров и снижении таким образом закупочных цен в своей сети (включая франчайзи). С этой целью франчайзеры устанавливают определенный обязательный объем закупок (в фиксированном размере или в процентном соотношении — примерно от 25 до 100 % (при обратном франчайзинге)). Причем при работе по классической схеме франчайзеры по мере развития сети переходят с фиксированных объемов на процент или снижают процент обязательных для фран-чайзи закупок. Это касается и роялти - оно также нередко отсутствует или составляет символическую фиксированную сумму (например, для франчайзи, открывающих супермаркеты «Фасоль» по франшизе

METRO Cash and Carry).

Размер инвестиций в бизнес по договору франчайзинга значительно варьируется и в ритейле может составлять от 150 тыс. руб. (например, сеть мини-маркетов «Аппетит») до 12 млн руб. («Галамаркет» — сеть магазинов товаров для дома) и выше. Средний срок окупаемости инвестиций в ритейле составляет, как правило, от 24 до 72 месяцев (зависит от места расположения и площади магазина).

В целом, интерес к франчайзингу по-прежнему сохраняется на довольно высоком уровне. По информации Национальной ассоциации финансовых исследований, около 17 % предпринимателей желали бы открыть бизнес по франшизе [10].

По оценкам Российской ассоциации франчайзинга, потенциал российского рынка составляет около 400 тыс. франчай-зи [5] (при действующих на данный момент 80 тыс.). Соответственно, есть резерв для его увеличения в 5 раз. Учитывая, что на долю ритейла приходится 45 %, представляется, что франчайзинг в ритейле также имеет значительный потенциал для роста и с повышением уровня благосостояния населения международные франчайзеры будут возвращаться на российский рынок, а отечественные субъекты фран-чайзингового бизнеса, используя лучший зарубежный опыт в этой сфере и знание российской специфики и потребителя,

имея налаженные партнерские связи, будут более уверенно осваивать новые территории.

Тем не менее, по мнению экспертов портала Franshiza.ru, рост рынка ритей-ла в ближайшее время будет находиться в диапазоне 8.. .10 %. Это связано также с наметившейся тенденцией: некоторые владельцы франшиз в 2017 г. предпочли приостановить программу франчайзинга до лучших времен и сконцентрироваться на сохранении уже имеющихся сетей [3]. Поэтому динамика ожидается положительная, однако темпы роста российский франчайзинг в ритейле потерял.

Таким образом, в российском франчайзинге в сфере розничной торговли можно отметить следующие тенденции: расширение франчайзинговой сети одних международных ритейлерских брендов и уход с рынка других; увеличение доли отечественных ритейлеров, работающих по договору франчайзинга; смягчение условий по поставкам (установление их объема в зависимости от объемов реализации); снижение суммы первоначальных инвестиций для входа во франчайзинговый бизнес (гораздо больше доступных предложений, чем раньше). Что касается перспектив развития франчайзинга в российском ритей-ле, то, скорее всего, рост сохранится, но его темпы замедлятся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В плену у колбасы [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/1891371 (дата обращения: 07.06.2018).

2. В фокусе франчайзинг. Национальные особенности [Электронный ресурс] // BIG MOSCOW. Вып. Октябрь-декабрь 2017. Режим доступа: http://big-moscow.ru/wp-content/ uploads/2017/12/BM_O-D_RU_full.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

3. Васильева К. Дело из первых рук [Электронный ресурс] // Коммерсант.ги. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3598628 (дата обращения: 07.06.2018).

4. Дынжанская М. В., Лукша И. М. Современная ситуация на рынке франчайзинга в России: тенденции и перспективы // Фундаментальные исследования. 2017. № 10 (ч. 1). С. 96-101.

5. Журнал свое дело: #Рынки — бизнес по франшизе [Электронный ресурс] // Российская ассоциация франчайзинга. Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/2480/

(дата обращения: 07.06.2018).

6. Иншакова Е. И., Кудряшова И. В., Полякова Ю. В. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2014. № 1. С. 99-110.

7. Кабанов М. Как не попасть в капкан умирающей франшизы [Электронный ресурс] // BUYBRAND Inform. Режим доступа: http://www.buybrand.ru/market-reviews/17860/ (дата обращения: 07.06.2018).

8. Кто покинул российский рынок с начала 2017 года? [Электронный ресурс] // Retail.ru. Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/144974/ (дата обращения: 07.06.2018).

9. Матузенко Е. В., Горелова И. Е. Современные тенденции развития розничных торговых сетей в РФ // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 4. С. 115-120.

10. Новые точки. Самые быстрорастущие франшизы - 2017 // Российская ассоциация франчайзинга. Режим доступа: http://rusfranch.ru/presscenter/publications/3498/ (дата обращения: 07.06.2018).

11. Ритейл [Электронный ресурс] // Записки маркетолога. Режим доступа: http://www.marketch. ru/marketing_dictionary/marketing_terms_r/riteyl/ (дата обращения: 07.06.2018).

12. Роялти. Что это такое? [Электронный ресурс] // БИБОСС. Режим доступа: https://www. beboss.ru/journal/franchise/articles/2685-royalty_what_is_it (дата обращения: 06.06.2018).

13. Степанчук А. А. Франчайзер и франчайзи: гармония или конфликт интересов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 3 (245). С. 202-213.

REFERENCES

1. V plenu u kolbasy [In captivity have sausages are made]. Kommersant. Available at: https://www. kommersant.ru/doc/1891371 (accessed 07 June 2018).

2. V fokuse franchaizing. Natsional'nye osobennosti [The focus of the franchise. National characteristic]. BIG MOSCOW. Iss. October-December 2017. Available at: http://big-moscow.ru/ wp-content/uploads/2017/12/BM_0-D_RU_full.pdf (accessed 07 June 2018).

3. Vasil'eva K. Delo iz pervyh ruk [Case first hand]. Kommersant.ru. Available at: https://www. kommersant.ru/doc/3598628 (data obrashcheniya: 07.06.2018).

4. Dynzhanskaya M. V., Luksha I. M. Sovremennaya situatsiya na rynke franchaizinga v Rossii: tendentsii i perspektivy [Current situation on the franchising market in Russia: trends and prospects]. Fundamental'nye issledovaniya, 2017, no. 10 (vol. 1), pp. 96-101.

5. Zhurnal svoe delo: #Rynki — biznes po franshize [Magazine your business: #Markets - business franchise]. Rossiiskaya assotsiatsiya franchaizinga. Available at: http://rusfranch.ru/presscenter/ publications/2480/ (accessed 07 June 2018).

6. Inshakova E. I., Kudryashova I. V., Polyakova Yu. V. Inostrannye franchaizingovye seti v Rossii: masshtaby funktsionirovaniya i rol' v ekonomike [Foreign franchising networks in Russia: scale of operation and role in the economy]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3, Ekonomika, Ekologiya, 2014, no. 1, pp. 99-110.

7. Kabanov M. Kak ne popast' v kapkan umirayushchei franshizy [How not to get trapped in a dying franchise]. BUYBRAND Inform, available at: http://www.buybrand.ru/market-reviews/17860/ (accessed 07 June 2018).

8. Kto pokinul rossiiskii rynok s nachala 2017 goda? [Who left the Russian market since the beginning of 2017?]. Retail.ru, available at: https://www.retail.ru/articles/144974/ (accessed 07 June 2018).

9. Matuzenko E. V., Gorelova I. E. Sovremennye tendentsii razvitiya roznichnyh torgovyh setei v RF [Current trends in the development of retail chains in Russia]. VestnikBelgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki iprava, 2014, no. 4, pp. 115-120.

10. Novye tochki. Samye bystrorastushchie franshizy — 2017 [The fastest growing franchise -

2017]. Rossiiskaya assotsiatsiya franchaizinga, available at: http://rusfranch.ru/presscenter/ publications/3498/ (accessed 07 June 2018).

11. Riteil [Retail]. Zapiski marketologa. Available at: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/ marketing_terms_r/riteyl/ (accessed 07 June 2018).

12. Royalti. Chto eto takoe? [Royalty. What is it?]. BIBOSS, available at: https://www.beboss.ru/ journal/franchise/articles/2685-royalty_what_is_it (accessed 07 June 2018).

13. Stepanchuk A. A. Franchaizer i franchaizi: garmoniya ili konflikt interesov [Franchisor and franchisee: harmony or conflict of interest]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki, 2016, no. 3 (245), pp. 202-213.

Материал поступил в редакцию 25.06.2018

© Гасанов И. С., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.