21. Milyukov, P. N. State farm of Russia in I quarter and Peter the Great's reform. - SPb., 1905.
22. Kremyanovskiy, M. M. State control in Russia in hundred years // Bulletin of Europe. - 1915. - № 7. - P. 113-142; № 8. - P. 135-158.
23. Kulomzin, A. Financial management in Catherine II's reign // Legal messenger. - 1869. - № 3. - P. 17-28.
24. Lviv, D. M. Write of development of cash and control institutions in Russia for expired 25 anniversary // Bookkeeping. -1889. - № 18. - P. 2-54.
25. Belyavskiy, F. A historical sketch of development of the state control in Russia. - M., 1919.
26. Ananov, N. N. The state control in imperial Russia // Messenger of the state control. - 1940. - № 1. - P. 47-50.
УДК 657.633.5
Колесникова Е. Н., Чирков Д. А.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА) В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье раскрыты организационно-управленческие и функционально-результативные особенности деятельности служб внутреннего контроля (аудита) в коммерческих банках и их подразделениях, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области. Исследованы современные тенденции и исторические аспекты участия данных служб в системе управления коммерческим банком, кадровый состав, направления функционирования. Обобщены факторы, влияющие на их эффективность, и сделаны предложения по совершенствованию работы служб внутреннего аудита контроля (аудита) рассматриваемого региона.
Ключевые слова
Службы внутреннего контроля, подразделения внутреннего аудита, коммерческие банки, кредитные организации, Рязанская область.
JEL: G21, M42
Kolesnikova E. N., Chirkov D. A.
CURRENT STATUS AND FUNCTION OF UNITS INTERNAL CONTROL (AUDIT) IN COMMERCIAL BANKS OF RYAZAN REGION
Annotation
Article deals with the organizational, managerial and functional features of activity of Internal Control (Audit) Services of commercial banks and their affiliates, which operate on the territory of Ryazan region. We investigated current trends and historical aspects of the participation of these services in commercial bank management system, personnel structure, functioning directions. Summarizes the factors affecting their performance and made proposals to improve the operation of Internal Control (Audit) Services in the region
Keywords
Internal Control Service, Internal Audit Unit, commercial banks, credit organizations, Ryazan region.
Коммерческие банки, являясь важнейшей составляющей банковской системы регионов, аккумулируют и перераспределяют финансовые средства, позволяя развиваться экономике. Будучи самостоятельными субъектами экономических отношений, коммерческие банки играют важную роль в развитии экономики страны и каждого региона в отдельности.
Острой проблемой в банковской системе Рязанской области остается проблема просроченной задолженности и непогашаемых долгов со стороны заемщиков; существенными являются: постоянное повышение уровня зависимости от внешних источников финансирования; нестабильная макроэкономическая ситуация, необходимость сокращения текущих затрат. Особое место занимают проблемы релевантной оценки рисков, в том числе и не связанных с основной деятельностью коммерческих банков. Описание риска в абсолютных и относительных показателях достаточно часто практикуется банками. Существенную роль в нейтрализации рисков играют службы внутреннего контроля и внутреннего аудита [1, с. 10; 2, с. 67].
Значительное внимание исследованию проблем внутреннего контроля в современных работах уделено авторами: В. В. Бурцевым, В. Я. Вилисовым, И. М. Дмитриевой, И. М. Пугачевым, С. Н. Поленовой, Т. Ю. Серебряковой, В. В. Скобарой, В. П., Суйцем, Н. А. Ты-сячниковой, Ю. Н. Юденковым, М. М. Шарамко и др. [3-12].
Наиболее интересными в плане рассмотрения проблем внутреннего контроля в коммерческом банке являются работы Н. А. Амосовой, Р. В. Лукашова, А. Лукина, Р. Пашкова, Ю. Юденкова, Е. В. Самойлова, Н. В. Фадейкиной, Т. Г. Шешуковой и др. [13-18].
Исследование проведено на основе использования метода фокус-групп путем анкетирования руководителей структурных подразделений коммерче-
ских банков, зарегистрированных на территории Рязанской области, выполняющих функции внутреннего контроля и внутреннего аудита. При проведении исследования использовалась методика, разработанная Институтом внутренних аудиторов [21].
Основные показатели деятельности коммерческих банков, действующих на территории Рязанской области, получены на основе анализа открытых статистических источников [22-24].
Система органов внутреннего контроля банка представляет собой определенную учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля. Состав подобных структурных подразделений определен Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах [25], четко разделяющим службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля (комплаенс-контроля).
Состав структурных подразделений коммерческих банков, зарегистрированных на территории Рязанской области в 2016 г., неоднороден (см. рис. 1).
Абсолютное число рассматриваемых банков возложило обязанности по осуществлению внутреннего контроля на одноименную службу (63 %). Причинами этого является тот факт, что в соответствии с действующей нормативной базой ЦБ РФ происходит четкое делегирование полномочий между службами внутреннего аудита и внутреннего контроля. Последние отличаются большей лабильностью в принятии управленческих решений по итогам контрольных процедур, и именно данная форма субъектов внутреннего контроля больше отвечает особенностям региональной сети банковских учреждений. Тем не менее 25 % банков имели в своем
составе службу внутреннего аудита и 13 % службу внутреннего аудита и контроля, аккумулирующую в себя обязанности и структурных подразделений по аудиту, и структурных подразделений по комплаенс-контролю. Три кредитные организации имели в своем составе и службу внутреннего аудита, и службу внутреннего контроля одновременно. Еще 25 % рассматриваемых организаций воспользовались своим правом не выделять в своей организационно-управленческой структуре отдельных подразделений внутреннего аудита и (или) внутреннего контроля, возложив обязанности по внутреннему контролю на специалиста - менеджера (в силу незначительности проводимых банком операций), 13 % банков имеют в своем составе контрольно-ревизионную службу. Столь разнородный состав подразделений, осуществляющих фискальные функции, свидетельствует о том, что не-
смотря на все усилия регулятора высшие должностные лица кредитных организаций плохо представляют себе место и роль подразделений внутреннего аудита и контроля как в системе управления, так и их значимость в недопущении отрицательных результатов хозяйствования. Терминология регулятора трактуется не всегда верно, и наименование структурных подразделений не всегда позволяет получить достоверное представление о выполняемых ими функциях, взаимосвязях и подчиненности. Возраст всех рассмотренных подразделений составляет менее 3-х лет, но обусловлено это не периодом их создания, а постоянными изменениями названий, с сохранением возложенных задач. Это не способствует усилению роли внутреннего контроля в управлении коммерческим банком и препятствует полноценной реализации функций комплаенса другими подразделениями.
Подразделение не создано, но есть менеджер по внутреннему контролю
Служба внутреннго контроля
Контрольно-ревизионная служба
Служба внутреннего контроля и аудита
Служба внутреннего аудита
25
%
13 %
13 %
25
%
63 %
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 1 - Распределение коммерческих банков, осуществляющих деятельность в Рязанской области, по наименованию внутренних подразделений, выполняющих функции внутреннего контроля (аудита) на начало 2016 г., %
Численность персонала банка, задействованного в работе данных подразделений, невелика, что также обу-
словлено спецификой регионального рынка банковских услуг (рис. 2).
20-30
10-20
5-10
12%
13%
13%
1-5
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
Рисунок 2 - Распределение коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области по численности сотрудников подразделений внутреннего контроля (аудита) на начало 2016 г., %
Абсолютное большинство коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области (63 %), имеет число работников, чьи должностные обязанности связаны с достижением целей и задач внутреннего контроля, не более 5. Практически одинаковое количество банков (около 13 %) имеют в своем штате до 10 работников, до 30 работников и от 20 до 30 работников. Наибольшее количество работников характерно
Президенту/генеральному директору/председателю правления
Линейному (операционному) руководству
Совету директоров/комитету по аудиту
Руководителю подразделения внутреннего аудита/управляющей компании
для банков с большим объемом финансовых операций и делегированием полномочий внутреннего контроля между собственно службой внутреннего контроля и подразделением внутреннего аудита. Распределение коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области по функциональному подчинению подразделений внутреннего контроля (аудита) на начало 2016 г., представлено на рисунке 3.
и
15 %
13
%
62
-
12 %
%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рисунок 3 - Распределение коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области, по функциональному подчинению подразделений внутреннего контроля (аудита) на начало 2016 г., %
Организационно-управленческая структура большинства коммерческих банков Рязанской области построена таким образом, что подразделения внутреннего аудита (контроля) подчинены Совету директоров (комитету по аудиту) - 62 %, президенту (генеральному директору или председателю правления) подчиняются 15 % подразделений, линейному руководству - 13 % и руководителю подразделений внутреннего аудита головной организации -12 %. Данные варианты подчинения в целом соответствуют особенностям системы управления банковским учреждением и характеру взаимодействия
подразделения внутреннего контроля (аудита) с другими подразделениями, отделами, департаментами и службами.
Столь низкая численность персонала рассматриваемых подразделений обусловила невысокий удельный вес затрат по их содержанию к выручке банков, ведущих свою деятельность на территории Рязанской области
Основные направления деятельности подразделений внутреннего контроля (аудита) коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области в 20132015 гг., представлены на рисунке 4.
Оценка эффективности других направлений деятельности
Оценка эффективности операционной деятельности
Оценка финансовой отчетности
Оценка соответствия нормативным требованиям (комплаенс)
60 %
%
4 % 57 %
62 %
57 %
85%
= 2015 ^ 2013
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рисунок 4 - Основные направления деятельности подразделений внутреннего контроля (аудита) коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области в 2013-2015 гг., %
Региональная специфика банковской сети обусловила первоочередную роль оценки соответствия нормативно-правовым и законодательным актам в работе подразделений внутреннего контроля (аудита) коммерческих банков (89 % ответов респондентов в 2015 г. против 85 % в 2013 г.), далее по степени убывания релевантности направлений: оценка финансовой отчетности (62 %), оценка эффективности операционной деятельности (57 %), оценка эффектив-
ности прочих направлений деятельности (52 %).
Области, включенные в объем работ подразделений внутреннего контроля (аудита) в 2015 г., в целом аналогичны областям аудита, указанным для 2013 г.
Основным пользователем результатов функционирования подразделений внутреннего контроля (аудита) является высшее исполнительное руководство (91 %) (рис. 5).
Иное 4
Ревизионная комиссия
Служба безопасности
Внешний аудитор
Линейное (операционное) руководство
Совет директоров/комитет по аудиту
Высшее исполнительное руководство
%
17 %
21
%
27 %
54 %
70 %
91 %
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рисунок 5 - Состав основных пользователей результатов работы подразделений внутреннего аудита (контроля) коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области, по состоянию на начало 2016 г., %
В силу того что анкетой допускались множественные ответы, то 70 % перечислили в составе пользователей результатов внутреннего контроля совет директоров, комитет по аудиту, 54 % -линейное руководство. Данные 2015 и 2013 г. абсолютно идентичны, что свидетельствует о стабильности интеграции служб внутреннего контроля (аудита) в систему управления банком.
Главным фактором, который оказывает существенное влияние на работу подразделений внутреннего контроля (аудита) (рис. 6), является обеспеченность кадровыми ресурсами - квалифицированными аудиторами (83 %) (при этом данный показатель существенно возрос в сравнении с 2013 г., когда он был на уровне 52 %), а также большие временные затраты, которые приходится нести для получения необходимой информации (50 % ответов респондентов в 2015 г. и 48 % в 2013 г.).
Важным для сотрудников служб внутреннего контроля является готов-
ность к сотрудничеству со стороны персонала аудируемых подразделений и служб (40 % ответов респондентов в 2015 г. и 34 % в 2013 г.). Рост зависимости аудиторов от исполнительного руководства банков на 9 процентных пункта (7 % в 2015 г.) может говорить о снижении ожиданий в отношении поддержки со стороны высшего исполнительного руководства. Об этом же свидетельствует и снижение значимости результатов опросов высшего исполнительного руководства в оценке эффективно работы подразделений внутреннего аудита (контроля) (17 % в 2015 г. против 45 % в 2013 г. В целом коммерческие банки Рязанской области соответствуют требованиям российского регулятора в отношении организации системы внутреннего контроля [26]. Однако по ряду вопросов (подчиненность, направленность и оценка эффективности) внутренний контроль (аудит) ограничивается только выполнением минимальных требований, определенных Банком России.
Независимость подразделения внутреннего аудита от...
Правомочность сотрудников позразделения внутреннего...
Обеспечение финансовыми ресурсами
Уровень профессионализма сотрудников подразделения.
Поддержка со стороны высшего исполнительного руководства
Степень сотрудничества со стороны аудируемых...
Временные затраты на получение необходимой информации
Обеспеченность подразделения внутреннего аудита кадровыми.
S>.7. %
'i'i'i'i
S 3%
!!■:■!!!! 21 %
30
lili
23 %
23 %
13 % ■mPPOÍ 28 %
iiii
3
%
40 % 4 %
50
48
lili
%
52
%
83 %
^2015 -r 2013
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рисунок 6 - Факторы, влияющие на работу подразделений внутреннего аудита (контроля) коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области в 2013-2015 гг., %
Подразделения внутреннего контроля (аудита) коммерческих банков, осуществляющих свою деятельность на территории Рязанской области, несмотря на ряд выявленных нами негативных моментов, достигают поставленных перед ними задач. Требование об организации эффективно функционирующей системы внутреннего контроля, отвечающей масштабам и специфике деятельности конкретного коммерческого банка, давно перестало быть только нормативным требованием Банка России. В настоящее время назрела острая необходимость в развитии и более эффективной организации внутреннего контроля как для банковской системы Российской Федерации в целом, так и каждого конкретного банка, в частности.
Диссонансом, выявленным в ходе оценки состояния служб внутреннего контроля, является продекларированная направленность на приоритет принципов комплаенса, при его весьма незначительной роли в исследовании прикладных сторон деятельности служб и отделов внутреннего контроля по факту. Тем не менее крайне негативным моментом организации системы внутреннего контроля в коммерческих банках, функционирующих на территории Рязанской области, является ее подчиненность региональной специфике банков Рязанской области и связанной с ней структуре управления. Об этом же свидетельствуют и отзывы Банком России лицензий у коммерческих банков, в том числе и Рязанской области за наруше-
ние ими требований законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и других требований законодательства [19, с. 100-101].
Как отмечает З. З. Фазульянова, внутренний контроль должен быть встроен в целостную систему «сдержек и противовесов», именно к системе внутреннего контроля должны обращаться все сотрудники, у которых возникают вопросы как в отношении организации учета, так и оформления договоров, расчета экономических показателей, оценки финансового микроклимата компании [20, с. 15].
По результатам оценки можно сделать следующие предложения организационно-управленческой направленности по совершенствованию работы служб внутреннего аудита контроля (аудита) рассматриваемого региона:
1. Более четное позиционирование внутреннего контроля (аудита) в системе управления коммерческого банка, в том числе посредством инструментария комплаенса.
2. Разработка четких схем информационного взаимодействия подразделений внутреннего аудита (контроля) как с другими подразделениями банка, так и между собой.
3. Проведение комплекса мероприятий по поддержанию высокой квалификации и профессионализма субъектов внутреннего контроля на постоянной основе.
4. Осуществление мероприятий внутреннего контроля на основе динамических планов, в целях избежания «распыления» обязанностей.
5. Разработка технологии контрольно-статистического тестирования объектов внутреннего контроля в целях повышения объективности его результатов.
Руководство коммерческого банка заинтересовано не только в организации
системы внутреннего контроля, но и в ее результативном и эффективном функционировании. Комплаенс-контроль должен стать основным направлением деятельности подразделений внутреннего контроля банков, по существу.
Библиографический список
1. Риски организации и внутренний экономический контроль : моногр. - М. : ИНФРА-М, 2016.
2. Колесникова, Е. Н. Концепция комплаенс-контроля деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2011. - № 36. -С. 65-71.
3. Вилисов, В. Я., Суков, И. Е. Инструменты внутреннего контроля : мо-ногр. - М. : ПРИОР, ИНФРА-М, 2016.
4. Дмитриева, И. М. Финансовый мониторинг в системе внутреннего контроля организации // Аудитор. - 2015. -№ 10. - С. 38-41.
5. Ефремова, Е. И., Казакова, Н. А. Концепция внутреннего контроля эффективности организации. - М. : ИНФРА-М, 2015.
6. Пугачев, В. В. Внутренний аудит и контроль. Организация внутреннего аудита в условиях экономического кризиса. - М. : Дело и сервис, 2009.
7. Поленова, С. Н. Система внутреннего контроля: теоретический аспект построения и функционирования // Аудитор. - 2016. - № 6. - С. 19-27.
8. Серебрякова, Т. Ю. Теория и методология сквозного внутреннего контроля : моногр. - М. : ИНФРА-М, 2016.
9. Скобара, В. В., Бычкова, С. М., Юлдашев, З. З. Инвестиционный контроль и аудит в экономических субъектах. - М., 2014.
10. Суйц, В. П., Вереникин, А. А. Мониторинг эффективности системы внутреннего контроля. Организация тестирования и оценки // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 2. - С. 148-157.
11. Тысячникова, Н. А., Юден-ков, Ю. Н. Стратегическое планирование в коммерческих банках: концепция, организация, методология. - М. : КНО-РУС : ЦИПСиР, 2013.
12. Шарамко, М. М. Внутренний контроль: методология, система и процессы : моногр. - М. : Русайнс, 2016.
13. Амосова, Н. А. Система риск-менеджмента в коммерческом банке. -Иваново, 2014.
14. Лукашов, Р. В. Формирование подразделения внутреннего аудита в российском банке. - М. : Маркет ДС : ЦИПСиР, 2009.
15. Лукин, А. Внутренний финансовый аудит. Особенности организации в секторе государственного управления Российской Федерации. - М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2011.
16. Пашков, Р., Юденков, Ю. Внутренний аудит как модель и система : моногр. - М. : Русайнс, 2016.
17. Самойлов, Е. В. Рекомендации внутреннего аудита по оптимизации бизнес-процессов банка // Внутренний контроль в кредитной организации. -2014. - № 2. - С. 32-42.
18. Фадейкина, Н. В., Сидоренко, С. Ю., Лотобаева, Г. Г. Внутренний контроль в кредитных организациях: концепции, методики и технологии : моногр. - Новосибирск, 2003.
19. Ларионова, И. В., Рубцов, Б. Б., Селезнев, П. С. Антикризисные механизмы поддержания финансовой устойчивости банковской системы России // Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы. - М. : ИНФРА-М, 2015. - С. 88-108.
20. Фазульянова, З. З. Эффективность внутреннего контроля в условиях кризиса // Аудитор. - 2006. - № 7. -С. 11-15.
21. Исследование текущего состояния и тенденций развития внутреннего аудита в России. 2015 [Электронный ресурс] / Институт внутренних аудито-
ров при поддержке компании EY. - Режим доступа : http://www.ey.com/Publi cation/vwLUAssets/EY-internal-audit-2016/$FILE/EY-internal-audit-2016.pdf.
22. Статистический бюллетень Банка России. Аналитические показатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.cbr.ru/publ/?PrtId=bbs.
23. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ryazan.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/ryazan/ru.
24. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://www.cbr.ru.
25. Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 № 242-П) (ред. от 24.04.2014) // Вестник Банка России. - 2004. - № 7.
26. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.cbr.ru/analytics.
Bibliographic list
1. Risks of organization and internal economic control : monograph. - M. : INFRA-M, 2016.
2. Kolesnikova, E. N. Concept of komplayens-control of activities of agricultural production cooperatives // Financial analytics: problems and decisions. - 2011. -№ 36. - P. 65-71.
3. Vilisov, V. Ya., Sukov, I. E. Instruments of internal control : monograph. -M. : PRIOR : INFRA-M, 2016.
4. Dmitriyev, I. M. Financial monitoring in an internal control system of the organization // Auditor. - 2015. - № 10. -P. 38-41.
5. Efremova, E. I., Kazakov, N. A. Concept of internal control of efficiency of organization. - M. : INFRA-M, 2015.
6. Pugachev, V. V. Internal audit and control. Organization of internal audit in conditions of an economic crisis. - M. : Business and service, 2009.
7. Polenova, S. N. Internal control system: theoretical aspect of creation and functioning // Auditor. - 2016. - № 6. -P. 19-27.
8. Serebryakova, T. Yu. Theory and methodology of end-to-end internal control : monograph. - M. : INFRA-M, 2016.
9. Skobara, V. V., Bychkov, S. M, Yuldashev, Z. Z. Investment control and audit in economic actors. - M., 2014.
10. Suyts, V. P., Verenikin, A. A. Monitoring of system effectiveness of internal control. Organization of testing and assessment // Audit and financial analysis. -2016. - № 2. - P. 148-157.
11. Tysyachnikova, N. A., Yuden-kov, Yu. N. Strategic planning in commercial banks: concept, organization, methodology: scientific publication. - M. : KNORUS, 2013.
12. Sharamko, M. M. Internal control: methodology, system and processes : monograph. - M., 2016.
13. Amosova, N. A. System risk-management in commercial bank. - Ivanovo, 2014.
14. Lukashov, R V. Forming of division of internal audit in the Russian bank. -M. : DS market, 2009.
15. Lukin, A. Internal financial audit. Features of the organization in sector of public administration of Russian Federation. - M. : LAP Lambert Academic Publishing, 2011.
16. Pashkov, R., Yudenkov, Yu. Internal audit as model and system : monograph. - M., 2016.
17. Samoylov, E. V. Recommendations of internal audit about a business process optimization of bank // Internal control in credit institution. - 2014. - № 2. -P. 32-42.
18. Fadeykina, N. V., Sidorenko, S. Yu., Lotobayev, G. G. Internal control in credit institutions: concepts, techniques and technologies : monograph. - Novosibirsk, 2003.
19. Larionova, I. V., Rubtsov, B. B., Seleznyov, P. S. Anti-recessionary mechanisms of maintenance of financial stability of a bank system of Russia // Current trends of development and anti-recessionary regulation of financial and economic system. -M. : INFRA-M, 2015. - P. 88-108.
20. Fazulyanova, Z. Z. Efficiency of internal control in conditions of crisis // Auditor Scientific and practical monthly. -2006. - № 7. - P. 11-15.
21. Research of current condition and tendencies of development of internal audit in Russia. 2015 [Electronic resource] / Institute of internal auditors with assistance of EY company. - Mode of access : http://www.ey.com/Publication/vwLUA ssets/EY-internal-audit-2016/$FILE/EY-internal-audit-2016.pdf.
22. Statistical bulletin of Bank of Russia. Analytical indicators [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.cbr.ru/publ/? PrtId=bbs.
23. Federal service of state statistics. Territorial authority of Federal service of state statistics on Ryazan region [Electronic resource]. - Mode of access : http://rya zan.gks.ru/wps/wcmconnect/rosstat_ts/rya zan/ru.
24. Central Bank of Russian Federation [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.cbr.ru.
25. Regulations on organization of internal control in credit organizations and banking groups : [app. Bank of Russia № 242-P from 16.12.2003 (ed. from 24.04.2014)] // Bulletin of Bank of Russia. -2004. - № 7.
26. Overview of banking sector of Russian Federation. Analytical indicators [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.cbr.ru/analytics.