Сокращение объема производства вышеназванных отраслей приводит к выводу о том, что главной причиной сокращения динамики инвестиций является спад производственной составляющей.
В этой ситуации первоначальным толчком к замедлению снижения темпов роста макроэкономических показателей России на настоящем этапе может стать:
- проведение оперативных экономических реформ, снижающих налоговую и административную составляющую среднего и малого бизнеса;
- установление приемлемых для среднего и малого бизнеса условий банковского инвестиционного кредитования;
- продолжение снижения размера ключевой ставки.
Список литературы
1. Московская Биржа. Росстат. Расчёты Института «Центр развития». НИУ ВШЭ.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ Агалакова А.В.1, Алиева А.В.2
'Агалакова Анна Владимировна — кандидат экономических наук, доцент; 2Алиева Айша Вейсал кызы — магистрант, кафедра организации и управления наукоемкими производствами, инженерно-экономический факультет, Сибирский государственный университет науки и технологий, г. Красноярск
Аннотация: в настоящей статье рассматриваются современное состояние и особенности деятельности предприятий цветной металлургии. Горно-металлургический комплекс цветной металлургии России, обладающий огромными сырьевыми ресурсами, играет важнейшую роль в народном хозяйстве страны. Однако в настоящее время цветная металлургия существенно отстает от мирового уровня как по производству и экспорту, так и по внутреннему потреблению продукции. Это отставание проявляется, прежде всего, в экономических показателях предприятий отрасли. Решение этой проблемы возможно только благодаря более интенсивному внедрению в отрасль инновационной деятельности, управление которой должно заключаться в реализации наиболее эффективных проектов развития производства.
Ключевые слова: металлургия, цветная металлургия, народное хозяйство, производство, инновации, сырьевые ресурсы.
Ситуация в отечественной цветной металлургии во многом повторяет общую ситуацию в российской экономике. Однако специфические особенности отрасли, такие как стратегическая важность, экспортная ориентированность и др., позволяют более положительно, чем в других отраслях, оценивать состояние дел в данной отрасли.
Доля России в мировых запасах составляет (в %): угля - 12, никеля - 36, кобальта - 20, свинца -10, цинка - 15. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония Россия занимает 1-3-е место в мире.
Минерально-сырьевой сектор России занимает в экономике страны ведущее место: на его долю приходится более 30% ВВП. Из недр России, даже в условиях спада промышленного производства, извлекается 10-11% мировой добычи нефти, 20 % никеля и кобальта, 10% цинка и свинца, значительная часть алмазов, платиноидов, других цветных и редких металлов [3, с. 24].
Удовлетворяя в основном потребности внутреннего рынка, Россия является и крупным экспортером минерального сырья и металлов на мировой рынок, а по алюминию, никелю и меди занимает ведущее место среди стран-экспортеров, оказывая существенное влияние на конъюнктуру мирового рынка. Экспорт минерального сырья и продуктов его переработки обеспечивает 65% валютных поступлений в страну. Особенность минерально-сырьевого потенциала России - его крупномасштабность и комплексность. Ни одна мировая держава не располагает минерально-сырьевой базой такого объёма и спектра - от нефти, газа и угля до практически всех металлических и неметаллических полезных ископаемых. В то же время вхождение России в мировой рынок требует совершенствования сырьевой базы, как по качеству сырья и производимой из него продукции, так и по технико-экономическим показателям добычи и производства.
В условиях рыночных отношений, когда усилилась конкурентная борьба за сбыт продукции, рентабельность многих разведанных месторождений цветных металлов осталась под вопросом. По
47
этой причине работа большинства предприятий горно-обогатительного комплекса стала экономически малоэффективной, и они вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо резко сократить объёмы добычи и переработки сырья. Это привело к резкому падению внутреннего спроса практически по всем металлам. Так с 2010-2015 гг. снизилось внутреннее потребление: алюминия - в 2,5 раза; меди рафинированной - в 3 раза; свинца - в 3,1 раза; цинка - в 2,5 раза; никеля - в 5,5 раз; олова - в 4 раза; вольфрамовых и молибденовых концентратов - соответственно в 7 и 6 раза. [3, с. 10] Спрос на цветные металлы резко упал в машиностроение и военно-промышленном комплексе (ВПК), на долю которых приходилось 85% общего потребления. Снижение спроса на цветные металлы на внутреннем рынке в значительной степени предопределило падение их добычи и производства на предприятиях цветной металлургии.
Однако сейчас, начиная с 2016 года, везде наблюдается постепенное увеличение объёмов производства, а также переориентация на экспорт. В целом Россия занимает ведущее место в производстве цветных металлов, по ряду из них она входит в первую пятёрку крупнейших производителей в мире, обладает достаточными запасами и производственными мощностями для их разработки, и при благоприятной экономической ситуации может постепенно наращивать объёмы производства [5, с. 138].
В настоящее время в отрасли наметились некоторые положительные тенденции: происходит переоснащение технологической базы, улучшаются производственно-экономические показатели работы предприятий цветной металлургии, решены некоторые социальные проблемы. Развитие электроники, компьютеризация всех областей хозяйствования, развитие атомной энергетики, космической техники, связи, биотехнологии будет увеличивать потребность в редких и цветных металлах.
В то же время, до полной стабилизации ещё далеко, и большинство производственных и экономических проблем ещё останется. Кроме того, условия рыночной экономики определяют состояние нестабильности, постоянных изменений, необходимости своевременной реакции производственной системы на внешние изменения. В этих условиях первостепенную роль приобретает производственное управление, которое существенно отличается от существующей ранее системы управления, и в настоящее время переориентировано на отличительные черты отрасли.
Цветная металлургия как отрасль промышленности обладает рядом особенностей, которые, оказывают воздействие на эффективность ее функционирования:
1. Материалоемкость. Цветная металлургия осуществляет переработку полиметаллического сырья, бедного по содержанию полезных компонентов и имеющего сложный вещественный состав. Предприятия цветной металлургии зачастую перерабатывают руды с содержанием ценного компонента 0,3-2,1% (руды основных тяжелых цветных металлов) и от сотых долей до 0,5% (руды редких и легирующих металлов). Лишь производство алюминия базируется на более богатом сырье: самые богатые бокситы содержат 40-45% глинозема. Однако доля такого сырья все время уменьшается. На производство 1 т олова расходуется свыше 300 т руды; 1 т никеля - 200 т руды; 1 т меди - 100 т руды [8, с. 4].
2. Драгоценные металлы. Рынок драгоценных металлов представляет собой механизм, являющийся важнейшей составной частью производства, распределения и потребления финансовых активов, обеспечивающий и регулирующий потребности путем реализации продуктов добычи и перераспределения высвобожденных запасов. Высокая удельная ценность (редкость, компактность, возможность неоднократного потребления и длительного использования), ликвидность (развитая сеть сбыта и постоянный спрос) определяют использование драгоценных металлов в качестве финансовых активов. Поэтому сейчас является приоритетным не только направление переработки богатого сырья с высоким содержанием драгоценного металла, но и бедносодержащего вторичного сырья -отработанных автокатализаторов, нефтекатализаторов, электронного лома.
3. Размещение предприятий отрасли. В отличие, например, от черной металлургии, стоимость производимой в цветной металлургии продукции весьма высока, что влияет на размещение отрасли. Высокая стоимость цветных металлов и изделий из них позволяет получать их далеко за пределами главных районов-потребителей с развитой машиностроительной промышленностью. Транспортные расходы увеличивают стоимость продукции цветной металлургии у потребителей в гораздо меньшей степени, чем при перевозке черных металлов.
4. Топливоемкость и электроемкость. Производства никеля, глинозема из нефелинов, меди черновой, цинка дистилляционным методом требуют большого расхода технологического топлива (иногда до 50 т условного топлива на 1 т готовой продукции). Рафинирование же этих металлов и выплавка большинства остальных цветных металлов связаны с затратами электрической энергии (от нескольких тысяч до десятков тысяч киловатт-часов на 1 т готовой продукции) [4, с. 38]. Поэтому не всегда выгодно создавать энергоемкие производства выплавки цветных металлов в районах и центрах добычи руды и получения концентратов.
5. Комплексность переработки сырья. Руды, перерабатываемые на предприятиях цветной металлургии, как правило, полиметаллические. Поэтому одной из основных особенностей цветной металлургии является комплексность переработки сырья. Особенность руд цветных металлов — их сложный состав, который может быть различен не только в разных месторождениях, но даже в пределах одного месторождения на разных участках добычи руды. Полиметаллические руды, кроме основных компонентов — свинца и цинка, содержат также другие цветные металлы (медь), благородные (золото, серебро), редкие и рассеянные (селен, кадмий, висмут и др.). То же самое имеет место в медных, никелевых и других рудах. Содержание ряда компонентов бывает невелико, что делает выгодным дальнейшую переработку на месте лишь одного из основных компонентов, а других — на специализированных предприятиях в иных районах. Извлечение же благородных, редких и рассеянных металлов ведется, как правило, в процессе рафинирования цветных металлов на специализированных заводах, находящихся нередко вне районов не только добычи руды, но и выплавки металла.
6. Многостадийность технологических процессов. Полный цикл предполагает добычу руды, ее обогащение, металлургический передел, обработку металлов и последующее изготовление готовой продукции [7].
7. Высокая экологическая опасность. Для цветной металлургии характерна организация замкнутых технологических схем с многократной переработкой промежуточных продуктов и утилизацией различных отходов. В перспективе эта тенденция усилится. Но сегодня цветная металлургия России, занимая по общему количеству пылевых выбросов в атмосферу четвертое место после теплоэнергетики, промышленности строительных материалов и черной металлургии, является лидером по разнообразию пылегазовых смесей, подлежащих очистке [9, с. 145]. Наиболее пылящими являются предприятия, производящие никель и медь.
Промышленный комплекс по добыче и производству цветных и редких металлов является одним из базовых в российской экономике и располагает крупным потенциалом. В настоящее время добычу и переработку руд цветных и редких металлов осуществляют свыше 500 предприятий на 65 подземных рудниках, 20 карьерах и 60 обогатительных фабриках. Всего цветная металлургия, как одна из базовых отраслей экономики России, объединяет свыше 1,5 млн организаций [2, с. 170]. По ряду цветных металлов Россия входит в первую пятёрку крупнейших производителей в мире, в настоящее время на экспорт поставляется не менее 80 % производимых цветных металлов.
Необходимо также отметить, что наряду с положительными моментами в результате действия многих внутриотраслевых и внешних факторов в цветной металлургии России сформировался ряд негативных тенденций и накопились нерешённые проблемы, которые могут повлиять на развитие отрасли в будущем [1, с. 47]. К ним относятся:
- ускоряющееся старение основных производственных фондов (коэффициент их обновления не превышает 2,5%, в то время как минимальный необходимый уровень составляет 4-5%), а также недостаточная конкурентоспособность большинства видов металлопродукции на мировом рынке;
- сложное финансовое состояние предприятий в результате постоянного роста цен на услуги и продукцию отраслей-монополистов, налоговой и финансово-кредитной политики, не в полной мере, нацеленной на поддержку данного сектора экономики. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что болезненный вопрос для всех предприятий отрасли - это железнодорожные тарифы. Необходим переход к экономическим обоснованным, дифференцированным тарифам. География нашей страны такова, что возрастающие транспортные тарифы стали главными устройствами инфляции. Нужен законодательный механизм их снижения, особенно для Сибири и Дальнего Востока [6];
- резкое сокращение объёмов инвестиций на развитие предприятий, трудности само обеспечения предприятий финансовыми ресурсами. Очевидно, что все проводимые в отрасли мероприятия должны быть, в первую очередь, теперь направлены на решение этих проблем.
Россия — страна, обладающая мощной цветной металлургией. Главная отличительная черта отрасли в нашей стране — развитие ее на основе использования собственных больших и разнообразных ресурсов. Россия занимает видное место в мире по запасам важнейших видов цветных металлов. Ежегодно на экспорт идет около миллиона тонн цветных металлов.
Список литературы
1. Гончарова Е.В. Эффективность продвижения научно-технических разработок // Наука и образование в жизни современного общества, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах, 2015. С. 47-48.
2. Дебелая И.Д. Развитие недропользования в Дальневосточном федеральном округе // Современные проблемы регионального развития: материалы V международ. науч.-практич. конф. Биробиджан, 2014. С. 170-171.
3. Замараев Б., Маршова Т. Производственные мощности российской промышленности. Потенциал импортозамещения и экономического роста // Вопросы экономики. № 6, 2015. С. 5-24.
4. Кузькин А.С., Потылицын В.А., Руднев Б.П. Технологические схемы разработки базовых месторождений редкоземельных металлов в России. // Цветная металлургия, 2012. № 6. С. 32-38.
5. Новиков Н.И., Салихов В.А. Основные направления и перспективы развития минерально-сырьевой базы цветных и редких металлов в мире и России // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2015. № 2 (30). С. 138-150.
6. Приказ Минпромторга России от 05.05.2014 г. № 839 «Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Тарасов А.В. Проблемы и перспективы металлургии в свете вступления России во Всемирную торговую организацию // Цветная металлургия, 2011. № 7-8. С. 4.
9. Федяева О.А. Промышленная экология. Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. С. 145.
СОКРАЩЕНИЕ ТРУДОВЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЁМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Кислицын И.А.
Кислицын Иван Андреевич - магистр экономики, ведущий экономист, моторвагонное депо Свердловск, ОАО «Российские железные дороги», г. Екатеринбург
Аннотация: совершенствование организации работы локомотивных бригад структурных подразделений ОАО «РЖД» - моторвагонных депо путём обеспечения процесса работы электропоездов ЭС2Г «Ласточка» в «одно лицо» на участках обслуживания моторвагонного депо Свердловск. Ключевые слова: производительность труда, оптимизация деятельности, пригородные железнодорожные перевозки, сокращение трудозатрат, повышение эффективности, трудовые ресурсы, электропоезд ЭС2Г«Ласточка», моторвагонный подвижной состав, моторвагонное депо.
УДК 338.984
В последнее время наметилась устойчивая тенденция дефицита кадров, в том числе и локомотивных бригад. К сожалению, дефицит машинистов и помощников связан не только со сложной демографической ситуацией в стране в 90-х годах, но и другими обстоятельствами.
В последние годы отмечено падение престижа профессии машиниста из-за неконкурентоспособного уровня зарплаты, особенно в промышленно развитых центрах страны.
Как показывает практика, общее ухудшение состояния здоровья претендентов на замещение должности помощника машиниста и машиниста на фоне ужесточения критериев прохождения медицинской комиссии, также негативно сказывается на численности работников локомотивных бригад.
В то же время, повышение эффективности работы железнодорожного транспорта требует широкого внедрения ииновационных технологий вождения поездов.
С 5 ноября 2015 года на полигоне Свердловской железной дороги введены в эксплуатацию электропоезда серии ЭС2Г «Ласточка». Перевозка пассажиров осуществляется на трех участках: Екатеринбург-Пассажирский - Нижний Тагил (3 пары поездов), Екатеринбург-Пассажирский -Каменск Уральский (2 пары поездов) и Екатеринбург-Пассажирский - Кузино (1 поезд) [1, с. 39-59]. Перевозку в постоянном режиме осуществляют четыре состава электропоездов, состоящих из пяти вагонов, которые были изготовлены на заводе АО «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма, в числе первых поездов.
За период эксплуатации электропоезда ЭС2Г показали свою надежность с технической стороны. Срывов графика и не выходов на линию допущено не было. Все замены проводились только для проведения регламентных работ, которые проводятся каждые 25 тысяч километров.
Выявленные в ходе эксплуатации в зимний период недостатки были оперативно устранены и сейчас уже все электропоезда, выпускаемые с завода, данных недостатков конструкции не имеют. За