Научная статья на тему 'Современное состояние и направления реформирования законодательной базы кооперации в России'

Современное состояние и направления реформирования законодательной базы кооперации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КООПЕРАЦИИ / ФЗ «О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ» / КОММЕНТАРИИ К ЗАКОНУ / НЕДОСТАТКИ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЕ / ФЗ «ABOUT AGRICULTURAL COOPERATION» / IS STANDARD-LEGAL BASE KOO-PERATSII / A CLOD-MENTARII TO THE LAW / LACKS IN IS STANDARD-LEGAL BA-ZE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшкова Н. В.

Изучен ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», выявлены недостатки в содержании отдельных статей. Рассмотрены комментарии к данному закону. На основе чего были внесены рекомендации по совершенствованию законодательной базы кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Share fund of agricultural cooperatives: nature, structure and method of forming SHARE FUND OF AGRICULTURAL COOPERATIVES: NATURE, STRUCTURE AND METHOD OF FORMING

T is studied ФЗ «About agricultural cooperation», lacks of the maintenance of otdel thve articles are revealed. Comments to the given law are considered. On the basis of what recommendations have been brought on is made-stvovaniju legislative base of cooperation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и направления реформирования законодательной базы кооперации в России»

The keywords. Facilities of the population, country-farms, the agricultural organizations, forms of managing.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ

Н. В. Яшкова, к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория» Московского государственного университета путей сообщениия (Нижегородский филиал)

Аннотация. Изучен ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», выявлены недостатки в содержании отдельных статей. Рассмотрены комментарии к данному закону. На основе чего были внесены рекомендации по совершенствованию законодательной базы кооперации.

Ключевые слова. Нормативно-правовая база кооперации, ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», комментарии к закону, недостатки в нормативно-правовой базе.

После 1988 г. в СССР и России стали создаваться разнообразные кооперативы, в том числе и в сельском хозяйстве. Но этому процессу серьезную помеху оказал принятый Верховным Советом РСФСР 25 декабря 1990 г. закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», поскольку он не предусмотрел такой организационно-правовой формы предприятий, как кооператив. Ранее созданные кооперативы преобразовывались в акционерные общества. После принятия Гражданского кодекса этот закон утратил силу.

В первые годы аграрной реформы в России (1991 -1994) единственным законом, регулирующим деятельность кооперативов, был закон «О кооперации в СССР».

Современная нормативная правовая база о коопера-

ции в сфере производства, переработки и сбыта продукции представлена Гражданским кодексом РФ (часть первая) и Федеральными законами «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 и «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ. Однако эта правовая основа кооперации содержит ряд противоречивых норм, не позволяющих однозначно их толковать и применять на практике, и ряд вопросов, не получивших правового регулирования. Эти обстоятельства сдерживают развитие кооперации в стране.

В частности, в законодательстве не однозначно излагается понимание об участниках кооперативов. В ГК РФ кооперативы подразделяются на производственные и потребительские. В статье 107 ГК РФ производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции ...), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Это базовое определение производственного кооператива своеобразно интерпретируется в законах.

В Федеральном законе «О производственных кооперативах» указывается, что он регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции (статья 2). Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответ-

ствии с уставом кооператива (статья 3).

Особенностью этой формулировки производственного кооператива является отсутствие в ней такой важной сферы деятельности как производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. Имеется ввиду, что создание и деятельность сельскохозяйственных производственных кооперативов определяется законом о сельскохозяйственной кооперации (статья 2).

Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственным производственным кооперативом признается кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной законом деятельности (статья 3). Такой кооператив допускает участие в нем юридических лиц лишь в качестве ассоциированных членов без права голоса.

Основными видами сельскохозяйственных производственных кооперативов являются колхоз (объединение граждан) и коопхоз (объединение членов крестьянских (фермерских) хозяйств или личных подсобных хозяйств). Колхозы и коопхозы признаются коммерческими организациями.

Главные отличительные признаки производственного кооператива от потребительского - его организаторами являются граждане и их личное трудовое участие в хозяйственной деятельности кооператива.

Статьей 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Применительно к сельскому хозяйству участниками сельскохозяйственных потребительских кооперативов мо-

гут быть крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные коммерческие организации (товарищества, общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы). Статьей 4 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» установлено, что сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами). Следовательно, законодательство исключает перерабатывающие, торговые, обслуживающие, снабженческие предприятия в качестве самостоятельных участников сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что нельзя считать обоснованным.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями.

Пунктом 14 статьи 4 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» [1] установлено, что

наименование такого кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова «сельскохозяйственный кооператив». Поэтому в названии кооператива по переработке молока должны быть слова «молочный сельскохозяйственный кооператив». Оно наиболее полно отражает его содержание: участники кооператива должны производить молоко и поставлять его на молочный завод кооператива для переработки.

Статьей 4 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» [1] определено, что сельскохозяйственный потребительский кооператив образуется в случае, если в его состав входят не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием. Статьей 13 установлено, что юридическое лицо должно быть представлено в коопера-

тиве физическим лицом, уполномоченным надлежащим образом оформленной доверенностью.

Однако закон не уточняет, кто конкретно должен представлять юридическое лицо на общем собрании кооператива.

Предлагаем уставом кооператива определить, что представителями юридических лиц могут быть руководители, специалисты и работники подразделений сельскохозяйственных организаций. По решению органа управления юридического лица им выдается доверенность, которая может быть постоянной, временной либо разовой. Доверенность имеет штамп, печать и подписывается соответствующим должностным лицом.

Юридическое лицо должно иметь один голос при принятии решений общим собранием в том случае, если учредителями кооператива являются только юридические лица с примерно равными паевыми взносами и примерно равными объемами поставок молока на молочный завод кооператива.

Для других случаев законом установлено исключение, т. е. отступление от кооперативного принципа «Один член кооператива - один голос»: уставом потребительского кооператива может быть предусмотрено предоставление юридическим лицам - членам кооператива нескольких голосов при принятии решений общим собранием (пункт 11 статьи 4 ЗоСК).

Однако законом не установлены экономические основания и методика определения численного состава участников общего собрания кооператива от каждого юридического лица.

В законодательстве нет указаний и на представительство граждан на общем собрании потребительского кооператива.

Неопределенно сформулированы статьи о членстве

в кооперативе, вступлении и выходе из него. Например, в статье о членах кооператива говорится, что ими могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет, признающие Устав кооператива и принимающие участие в его деятельности. О том, что этот гражданин привносит как собственник кооператива, ничего не сказано.

В работе кооператива важным является формирование его имущества. В соответствии со статьей 34 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» кооператив формирует собственные средства за счет паевых взносов членов кооператива и доходов от собственной деятельности. Этот закон не определяет, какие виды имущества членов потребительского кооператива могут служить паевым взносом. Нет указаний на это и в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, в статье 116 ГК РФ «Потребительский кооператив». Размер паевых взносов, их состав и порядок внесения регулируются Уставом кооператива. Поэтому представляется важным разработать предложения по этим вопросам. Их решения должны основываться на определенных правилах, отражающих экономические и социальные интересы участников кооперации. В данном законе ни слова не сказано о земле, о том, что бывшие работники совхозов и колхозов в соответствии с Указом Президента России «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (1991 г.) уже в 1992 г. были, хотя и формально, наделены земельной долей и имущественным паем, которые могут быть внесены в фонд основных средств кооператива.

В законе отражается разделение паевого вклада членов кооператива на обязательный и дополнительный. Обязательные паи в производственном кооперативе устанавливаются в равных размерах, в потребительском - пропорционально объему участия в хозяйственной деятельно-

сти кооператива. Дополнительный пай вносят члены кооператива по своему желанию сверх обязательного пая и по нему получают дивиденды в размере и в порядке, предусмотренными уставом кооператива. Важное правило установлено п. 5 ст. 35, где сказано, что учет паевых взносов ведется кооперативом в стоимостном выражении.

Среди основных принципов функционирования кооперативов в статье 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» сформулирован принцип распределения прибыли между участниками кооперативного общества. Вместе с этим в статье 13 того же Федерального закона определено, что членам кооператива не выплачиваются дивиденды по их обязательным паям. Такая норма противоречит статье 116 ГК РФ, согласно которой доходы, полученные потребительским кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Поэтому базовыми положениями следует считать положения статьи 116 ГК РФ и статьи 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», по которым доходы (прибыль) потребительского кооператива распределяются между его членами.

В статье 2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» определен порядок распределения прибыли (убытков) между участниками кооперативного общества. Оно осуществляется в потребительских кооперативах - с учетом участия в хозяйственной деятельности. Причем под участием в хозяйственной деятельности потребительского кооператива понимаются поставки продукции, сырья членами кооператива (статья 1).

В комментарии В. Ф. Вершинина и Ю. Шаффланда к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» дается следующее разъяснение этих понятий: «Принцип распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового уча-

стия или участия в хозяйственной деятельности кооператива исключает уравнительность. Кооператив - не благотворительное учреждение. В нем каждый член кооператива должен давать и получать, обеспечивать и разделять, принимать риск и получать выгоду, исходя из своего объема участия в деятельности кооператива. В производственном кооперативе это распределение осуществляется пропорционально оплате труда и (или) размера паевого взноса членов кооператива, а в потребительском кооперативе, например, по переработке молока - объему поставок молока.

В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» вводится понятие «кооперативные выплаты» как часть прибыли кооператива (статья 1). В статье 36 указанного закона определено, что прибыль распределяется в следующей последовательности:

1) в резервный фонд и предусмотренные уставом кооператива иные неделимые фонды;

2) для осуществления в соответствии с действующим законодательством обязательных платежей в бюджет;

3) на выплату причитающихся по дополнительным паям членов и паям ассоциированных членов кооператива дивидендов, общая сумма которых не должна превышать 30 % от прибыли кооператива, подлежащих распределению;

4) на кооперативные выплаты.

Однако в статье 20 указанного закона определено, что порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива является исключительной компетенцией общего собрания членов кооператива. Руководствуясь положением этой статьи закона и п. 5 статьи 116 ГК РФ, всю прибыль (доход) потребительского кооператива от его предпринимательской деятельности следует распределять между его членами (за исключением выплат

ассоциированным членам кооператива). Такая необходимость обусловлена тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители при реализации своей продукции освобождены от налога на прибыль, а прибыль потребительских кооперативов подлежит налогообложению. Поэтому каждый участник кооперации должен самостоятельно платить налог на прибыль, если он не освобожден от данного налога. Такой порядок предусматривается законодательством большинства стран в отношении кооперативов [3, с. 158].

Члены кооператива могут использовать свою долю кооперативной прибыли в порядке, установленном статьей 36 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».

Таким образом, проведенный анализ правовой базы кооперации показал, что она требует существенной доработки.

Проведённый анализ современного состояния правовой базы потребительских кооперативов в России позволил выявить наличие в ней ряда недостатков.

В ст. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» дано следующее определение сельскохозяйственного кооператива. «Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. В. Ф. Вершинин и Ю. Шаффланд отмечают: «Из данного в ФЗ определения сельскохозяйственного кооператива следует, что он отличается от кооператива вообще тем, что создается сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это означает, что если, например. работники молокоперерабатывающего завода на его базе организовали кооператив по

переработке молока, произведенного не ими, а соседними сельскохозяйственными организациями, данный кооператив в соответствии с Законом не имеет права на использование в своем наименовании слова «сельскохозяйственный». Так как его члены не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями» [3, с. 13].

В ст. 4 того же закона сельскохозяйственный потребительский кооператив определяется как сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Согласно ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с изложенным необходимо внести поправку в понятие «сельскохозяйственный потребительский кооператив» (ст. 4 закона «О сельскохозяйственной кооперации»). Под ним следует понимать организацию, созданную сельскохозяйственными товаропроизводи-

телями (юридическими лицами и (или) гражданами), перерабатывающими и иными предприятиями и организациями для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива и при условии их обязательного участия в деятельности кооператива. Установленное в пункте 1 статьи 4 ФЗ определение предусматривает, что кооператив будет организован только сельскохозяйственными товаропроизводителями и исключает возможность участия в кооперативе смежных с

сельским хозяйством сфер АПК (перерабатывающие, снабженческие и обслуживающие организации). Рекомендованное нами определение расширяет состав участников кооперации.

Важным экономическим фактором для функционирования кооператива является формирование имущества кооператива. В соответствии с ФЗ РФ № 193 от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» имущество кооператива формируется в виде паевых взносов, которые образуют паевой капитал. Мы рекомендуем в потребительском кооперативе, по аналогии с производственным кооперативом, паевой капитал формировать за счет обязательного и добровольного взносов. Это должно быть отражено в уставе. Обязательный пай - это паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право на участие в деятельности кооператива. Добровольный взнос - это паевой взнос, вносимый участниками кооперации по своему желанию сверх обязательного пая. Согласно п. 3 ст. 34 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» имущество, переданное кооперативному обществу в качестве паевого взноса, принадлежит ему на праве собственности.

Выходящему члену кооператива из кооперативного общества в соответствии с п.1 и п. 5 ст. 18 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» должна быть выплачена стоимость его паевого взноса, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности кооператива за финансовый год, в течение которого было подано заявление о выходе из членов кооператива, или должно быть выдано имущество, соответствующее его паевому взносу. Е. А. Галинов-ская отмечает, что закон не устанавливает, что выходящему члену в качестве выплаты выдается именно тот участок земли или то имущество, которое он внес в кооператив при вступлении в него. Это означает, что кооператив не обязан

возвращать конкретное имущество, внесенное в свое время выходящим членом [4, с. 89]. Мы считаем необходимым внести поправку в п. 5 ст. 18 следующего содержания: «Выходящему члену кооператива должно выдаваться именно то имущество, которое было внесено им в качестве паевого взноса в паевой капитал кооперативного общества».

Список литературы

1. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-Ф3от 8 декабря 1995 г. // Собрание законодательных актов Российской Федерации 1995 г. -№ 50. - С. 4870.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1. - М.: Право, 1994 г. - 27 с.

3. Вершинин, В. Ф. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации»/ В. Ф. Вершинин, Ю. Шаффланд. - М.: ИПО Профиздат, 1997. -206 с.

4. Галиновская, Е. А. Комментарий к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» / Е. А. Галиновская, Е. Л. Минина, И. Ф. Панкратов. - М.: ИНФРА-М. - 1997. - С. 266.

SHARE FUND OF AGRICULTURAL COOPERATIVES: NATURE, STRUCTURE AND METHOD OF FORMING

N. V. Jaschkova, Ph.D., Associate Professor of «Economic Theory» Moscow State Traanport Univeerity (Nizhni Novgorod Branch)

The summary. It is studied ФЗ «About agricultural cooperation», lacks of the maintenance of otdel thve articles are revealed. Comments to the given law are considered. On the basis of what recommendations have been brought on is made-stvovaniju legislative base of cooperation.

Keywords. Is standard-legal base koo-peratsii, ФЗ «About agricultural cooperation», a clod-mentarii to the law, lacks in is standard-legal ba-ze.

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

О. В. Ильичева, к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассматривается теория кластеризации сельского хозяйства как одной из новых форм организации инновационного процесса. Приводится сущность кластеров и примерная схема организации кластеров в муниципальном аграрном районе.

Ключевые слова. Кластер, конкурентоспособность, сельское хозяйство, государственная политика, рынок, социально-экономическое развитие.

Осуществляемые в стране экономические реформы направлены на интеграцию народного хозяйства РФ в мировую экономику и на занятие в ней достойного места. Для этого необходимо соблюдение двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, доминирующие в мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальная культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны. Эти принципы должны внедряться и при создании новой системы управления агропромышленными комплексами (АПК) регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.