Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1467
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АЭРОПОРТОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / AIR TRANSPORT / AUTOMATED CONTROL SYSTEM AIRPORT ENTERPRISE / AVIATION ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев М.В., Сливинский Д.В.

В статье рассмотрены информационные технологии на воздушном транспорте, представлены принципы, соблюдение которых обеспечит организацию эффективной коммуникации в условиях стремительного развития информационных технологий, рассмотрен мировой опыт применения в авиации биометрических технологий, представлены примеры использования авиационными предприятиями основ игрофикации, сделан вывод о высокой доле информационных технологий в сфере воздушного транспорта и указаны факторы, влияющие на оперативность внедрения информационных технологий на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE AND LOCATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON AIR TRANSPORT

The article discusses information technologies in air transport, presents the principles, the observance of which will ensure the organization of effective communication in the context of the rapid development of information technologies, considers the world experience in the use of biometric technologies in aviation, presents examples of the use of the basics of gamification by aviation enterprises, concludes that a high proportion of information technologies in the field of air transport and indicated the factors affecting the efficiency of implementation of information technologies in air transport.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

М.В. Сергеев1, эксперт 1 категории отдела по работе с агентами Д.В. Сливинский , канд. экон. наук, доцент

1ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» филиал в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11137

Аннотация. В статье рассмотрены информационные технологии на воздушном транспорте, представлены принципы, соблюдение которых обеспечит организацию эффективной коммуникации в условиях стремительного развития информационных технологий, рассмотрен мировой опыт применения в авиации биометрических технологий, представлены примеры использования авиационными предприятиями основ игрофикации, сделан вывод о высокой доле информационных технологий в сфере воздушного транспорта и указаны факторы, влияющие на оперативность внедрения информационных технологий на воздушном транспорте.

Ключевые слова: информационные технологии, воздушный транспорт, автоматизированная система управления аэропортовое предприятие, авиационное предприятие.

Увеличение пассажиропотока предусматривает новые требования к автоматизации деятельности аэропорта. На сегодня, качество обслуживания авиапассажиров значительно отличается от мировых стандартов. Для улучшения ситуации следует применять новейшие информационные технологии автоматизации деятельности аэропортов.

В настоящее время информационные технологии являются уже не вспомогательной функцией бизнеса, а жизненно важным драйвером развития предприятия. Возрастающие объемы перевозок и повышение интенсивности обслуживания рейсов, заставляют аэропорты оптимизировать бизнес процессы и повышать качество и эффективность обслуживания. В тоже время большое внимание, как всегда, необходимо уделять сокращению собственных издержек за счет оптимизации производственных процессов и минимизации ручного. Это стало возможно с использованием автоматизированных программ, а именно за счет интеграции структур аэропорта в цифровой мир. Очень важно проработать программы так, чтобы обмен информацией был возможен и понятен на мировом уровне в том числе.

Задача интеграции всех процессов в аэропорту заключается в обеспечении информационного обмена между системами управления для построения единого управляемого механизма, который призван быть инструментом управления аэропортовым предприятием в целом.

Внедрение различных инноваций в сфере информационных технологий на воздушном транспорте позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы и сокращать непроизводительные расходы. Что касается программной стороны исследования, то для ее реализации необходимым условием является построение диаграммы потоков данных, что дает возможность построения иерархии процессов обработки данных в системе, определение их взаимодействия и реализации их функциональности.

Учитывая, что разработка системы автоматизации деятельности предприятия воздушного транспорта связана со значительными трудностями, в первую очередь связанные с ведением и совершенствованием нормативно-правовой базы, также стоит отметить, необходимость сотрудничества с получением колоссального опыта от международных организаций.

В современных условиях тотальной информатизации общества управленческая деятельность является одним из самых важных факторов обеспечения стабильности и безопасности функционирования предприятия (экономической, информационной, социальной и т.д.).

Повышение роли потребителя в формировании потребительских, эстетических, технико-экономических, экологических, эргометрических и других характеристик продукции сопровождается повышением роли информации, усложнением информационных потоков между производителями и потребителями продукции. Кроме того, деятельность предприятия в современных условиях характеризуется усложнением хозяйственных связей. Учитывая это, все большую роль для предприятий играет внедрение прогрессивных современных информационных технологий управления, вызывает изменения организационных форм и структуры предприятий.

Функционирование любой организации предполагает общение, обмен информацией. Обмен информацией можно рассматривать с позиций использования определенных технологий и, кроме того, как канал передачи эмоций, знаний, определение потребностей, которыми руководствуются в своей работе работники [ 1].

Если в этом процессе что-то не срабатывает, весь сложный механизм взаимодействия и функционирования организации останавливается. Для обеспечения эффективного обмена информацией необходимо понимать коммуникационный процесс, уметь эффективно управлять этим процессом и постоянно его совершенствовать.

Для организации эффективной коммуникации в условиях стремительного развития информационных технологий необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип ясности означает, что сообщение, выраженное таким языком и передано таким образом, что может быть понятным адресату.

2. Принцип целостности - ориентирует на конечные цели управленческих сообщений, исходя из понимания, что цель

управленческих сообщений - содействие установлению взаимодействия между людьми в процессе сотрудничества, направленного на достижение целей предприятия. Результат реализации этого принципа заключается в формировании целостного информационного потока, направленного на поэтапную передачу информации заинтересованным лицам и структурным подразделениям.

3. Принцип использования неформальной информации, что означает необходимость подкрепления официальной информации неформальной информацией по неформальным каналам коммуникации.

4. Принцип интеграции объединения в соответствии с потребностями бизнеса информационных и коммуникационных технологий для обеспечения научной обоснованности, системности, гибкости, своевременности управленческих решений.

Принципы, по которым устроены программы автоматизации управления можно свести к следующему. Для начала, рост воздушных сообщений, создание альянсов авиаперевозчиков, повышение интенсивности работы аэропортов-хабов привели к наращиванию не только пассажирских, грузовых, но и информационных идей, влияние которых оказывает существенную роль на всех участников авиационной перевозки [2]. Во-вторых, к информационным потокам на воздушном транспорте, к входящим и исходящим данным информации предъявляются серьезные требования, в частности к законодательной базе. В-третьих, следует помнить, что аэропорт представляет собой социальную и техническую систему, где каждая служба, как отдельный элемент большой системы, взаимодействуют между собой и другими участниками авиаперевозки, обеспечивая и поддерживая разного рода деятельность авиапредприятия. Важно обращать внимание на сложность структуры авиа терминалов, наличие большого количества взаимодействующих служб, а также взаимосвязи с организациями, которые обеспечивают различные виды деятельности аэропортового комплекса [2].

Автоматизация работы на всех участках технологического процесса решается через центральную диспетчерскую службу (ЦДС) аэропорта, которые получают более оперативный доступ к информационным источникам и имеют возможность эффективно сформировать практические действия. Обмениваясь информацией на разных этапах, фиксируется и контролируется ведение выполнения основных функций -наземное обслуживание, обслуживание на борту, техническое обслуживание, трансфер пассажиров.

Одна из автоматизированных систем -комплексная автоматизированная система управления (АСУ) «Аэропорт» - новое решение в сфере информационных технологий (ИТ) на транспорте. Она предназначена для оперативного оповещения посетителей аэровокзального комплекса о движении авиатранспорта, а также для информирования пассажиров.

Автоматизированная система (АС) «КОБРА» - программный продукт АО «Региональный информационно-

вычислительный центр «Пулково» (РИВЦ-Пулково) - обеспечивает персоналу аэропорта поддержку в области ключевых производственных процессов, связанных с согласованием слотов и построением расписания полетов, планированием основных производственных ресурсов и персонала аэропорта, управлением суточным планом полетов, контролем технологических графиков обслуживания воздушных судов (ВС), формированием актов и счетов за обслуживание, учетом объемов предоставленных услуг и доходов от обслуживания ВС, визуальным и звуковым информированием пассажиров, регистрацией пассажиров и багажа с использованием интегрированного и всестороннего подхода, основывающегося на современных ИТ [3]

Центральная база данных, снабженная соответствующими сервисами и программными интерфейсами, обеспечивает достоверную картину бизнеса в различных измеримых показателях, что способствует повышенному интересу партнеров к бизнесу, позволяет оптимизировать бизнес-процесс и перейти на современные техно-

логии. Все это дает возможность всесторонне подходить не только к текущим проблемам, но и к будущим тенденциям в жизнедеятельности отечественных авиапредприятий.

Другой продукт РИВЦ-Пулково - система автоматизированного комплексного учета работы агентства по продаже перевозок «Сакура» предназначена для комплексной автоматизации деятельности агентства по продаже перевозок и других видов услуг. Система обеспечивает полный учет выручки и доходов агентства, контроль состояния финансовых расчетов и формирование отчетности по всем участникам системы взаиморасчетов [3].

В последнее десятилетие процесс обслуживания пассажиров в аэровокзалах резко изменился благодаря внедрению новых технологий. Не хотелось бы использовать термин «инновация», потому что он воспринимается профессиональным сообществом с ухмылкой и является атрибутом любой рекламы.

Под инновацией, в конкретном случае для авиации, следует понимать все то, что обеспечивает неоспоримые конкурентные преимущества продукту/услуге. Информационные технологии - не обязательно что-то сверхтехнологичное. Это может быть нестандартное применение или комбинация уже имеющихся технологий. Информационные технологии в авиации можно разделить на основные направления:

- новые решения при работе в транспортной системе;

- построение бизнес-модели;

- применение технологий с помощью новых или усовершенствованных подходов в эксплуатации систем или техники.

При этом основные успех той или иной технологии будет определяться простыми требованиями - востребованность на рынке авиатранспортных услуг, приемлемая цена и доступные финансовые инструменты, эффективность эксплуатации.

Сейчас основная задача научно-исследовательских институтов - выявить наиболее перспективные направления развития технологий и варианты их применения в разработке востребованного высокотехнологичного продукта.

Предприятиям сферы услуг необходимо постоянно совершенствоваться, развиваться, быть конкурентоспособными, бороться за имидж. Выявлять те потребности и приоритетные направления, которые будут на первом этапе индивидуальные, эксклюзивные.

Число пассажиров каждый год растет, при этом процесс расширения пропускной способности аэропортов не будет столь же оперативным. Пассажиры в свою очередь, желают, чтобы все процессы внутри аэропорта проходили быстро и качественно, без проблем.

Одним из способов обеспечения бесперебойной работы аэропортовых комплексов является разработка и применения технологических решений, который повышают эффективность работы и качество обслуживания.

Для удобства и комфорта пассажиров и самих аэропортов новые возможности предлагают биометрические технологии. Их действие начинается на самых первых этапах путешествия. Сразу на входе в аэропорт пассажиры могут создать универсальный цифровой проездной документ -Single Token. Для этого достаточно подойти к специальному терминалу, сфотографироваться и приложить свой паспорт к сканирующему устройству. Все данные загружаются в систему и проходят проверку безопасности. Впрочем, с ролью терминала вполне может справиться обычный смартфон, если загрузить в него мобильное приложение, работающее по аналогичному принципу. После того, как путешественники один раз загрузят всю необходимую информацию, предъявлять посадочный талон и паспорт им больше не придется. Вместо этого они будут проходить идентификацию с помощью биометрических камер, которые фиксируют черты лица пассажира и сравнивают их с полученным ранее цифровым изображением. Подобные технологии успешно функционируют на всех этапах контроля: начиная с регистрации и сдачи багажа и заканчивая самостоятельной посадкой на самолет. Таким образом, персоналу практически не нужно взаимодействовать с клиентами авиакомпаний. В Лондонском Хитроу ус-

тановлены устройства распознавания лиц. В Дубае была введена автоматизация пограничного контроля в зоне прилета. В Схипхоле (Амстердам) пассажир может сам зарегистрироваться у киоска, для этого нужно отсканировать паспорт. Когда пассажир отправляется к самолету, то фотокамеры на турникетах производят сравнительный анализ скана с исходными данными документа. Успешное тестирование системы сканирования лиц прошло и в Домодедово. С помощью видеокамер анализировались данные реальных пассажиров, которые затем сравнивались с лицами из базы данных и архива видеозаписей.

Следующий технологический тренд, открывающий безграничные возможности передовых технологий, искусственный интеллект. С помощью искусственного интеллекта можно улучшить предсказуемость процессов в аэропорту, понимание, что в нем происходит в конкретный момент и что может произойти позже. Можно с большой точностью предсказать последствия того или иного инцидента для аэропорта, включая забастовки сотрудников, которые часто происходят в ряде стран, предсказать последствия задержки того или иного рейса и заранее предупреждать пассажиров.

Робототехника также является одной из технологий, которые начинают находить широкое применение в аэропорту. Они могут принимать багаж пассажиров прямо у входа в аэропорт. Такого робота, разработанного SITA, тестирует, например, аэропорт в Женеве. Он позволяет пассажиру самостоятельно отсканировать свои посадочные талоны, положить сумки в грузовой отсек робота и прикрепить на них напечатанные роботом бирки. После этого робот закрывает свой грузовой отсек, чтобы никто не мог повредить багаж по пути на станцию погрузки, где люди перебросят багаж на конвейерную ленту [4]. Роботизированный терминал летом 2018 года открылся в аэропорту Сингапура. Голландский робот Спенсер также сканирует талоны на посадку. В Сеульском Инчхоне есть роботы-гиды, в их дополнительные обязанности входит перевозка багажа и уборка территории. В Ханэде (Токио) гумано-

llO

идные автоматы подсказывают на 3-х языках, как пройти на посадку, сообщают данные о погоде в пункте прибытия. В Лондонских аэропортах роботы помогают пассажирам припарковать машину. Для этого нужно загнать машину в специальный отсек и оплатить время стоянки. Пассажирам доступны автоматизированные стойки регистрации и багажные ленты, паспортный контроль с технологиями распознавания лиц. В аэропорту также установлены инновационные сканеры багажа, не требующие выкладывания ноутбуков и телефонов из ручной клади. Роботы также могут работать уборщиками. Роботизированная техника применяется и в российских аэропортах. Так, например, в сентябре 2018 года в Московском аэропорту Домодедово завершилось тестирование роботизированного склада временного хранения багажа, который должен обеспечить дополнительную сохранность и точность при доставке багажа пассажиров на рейс. Роботы за две минуты после поступления команды находят нужный лоток и перевозят сумку к месту комплектации рейса [4].

Еще одна из перспективных технологий - блокчейн. У данной технологии широкий круг целей - от продажи билетов, идентификации пассажиров до отслеживания багажа и обслуживания часто летающих пассажиров. Технология блокчейна несет большие перспективы для модернизации финансовой деятельности, она позволяет обеспечить надежность любых транзакций в Интернете, поскольку вся информация в зашифрованном виде фиксируется в распределенном (облачном) реестре, причем подделать или исправить данные невозможно - все изменения также фиксируются. Развитие блокчейна - это большой тренд. Технология позволяет оптимизировать регулярные процессы, которые авиакомпания совершает изо дня в день, таким образом, снизить издержки и трудозатраты персонала, повысить скорость расчетов.

Также для удобства пассажиров используют в аэропортах радиомаячки. Благодаря информационным маячкам, расположенным по всему периметру аэропорта, легко отследить перемещение пассажира. На его мобильник посредством Bluetooth посту-

пает информация о стойках регистрации, выходах на посадку и самом быстром к ним пути. Особенно важна данная технология для транзитных пассажиров - так, в Майами данная технология облегчает перемещение между терминалами. В Гатвике (аэропорт в Лондоне) приложение работает в режиме 3D. Чтобы с его помощью проложить маршрут достаточно включить видеокамеру на смартфоне. Пассажиры мюнхенского аэропорта, прибыв в пункт пересадки, при скачивании приложения получают доступ к информации о бонусах (акции в ВИП-зале, повышение класса обслуживания).

Еще одним из новых цифровых решений выделяют направление игрофикация. Игра, как известно, лучшее средство познания и восприятия информации. Игру маркетологи стали использовать для привлечения новых клиентов. Так в маркетинге возникло новое понятие игрофикация (геймификация) - применение подходов, характерных для игр, в неигровых процессах [5].

Согласно статистическим данным, демонстрация бренда в виртуальном опыте клиента положительно влияет на узнаваемость (+15%), лояльность (+22%) и побуждает к покупке, при этом 66% людей играет с мобильных устройств и планшетов. Примером игрофикации подобного рода является довольно распространенная система начисления миль, которые компании начисляют постоянным клиентам за перелеты. Такой подход, при котором победителям предлагают сочетание виртуальных вознаграждений и материальных призов, позволяет привлечь больше пассажиров, но и снизить издержки компании.

Авиаиндустрия и геймизация, использование игровой механики и неигрового контекста, исторически тесно связаны друг с другом. Самый первый случай использования игрофикации был зарегистрирован в 1981 году, когда American Airlines представила первую программу для часто летающих пассажиров AAdvantage. С того времени, игрофикация получила более широкое распространение и достигла 5,5-миллиардной доли на рынке в 2018 году.

На сегодняшний день геймизация охватывает не только продажи и маркетинг, но и обучение персонала, развитие человеческих ресурсов, инжиниринг и финансы. Вместо того, чтобы просто предоставлять пассажирам повышение класса обслуживания (upgrade) для часто летающего пассажира, авиакомпании и аэропорты занимаются продвижением продуктов и услуг с помощью игр (advergaming). Фактически создаются некие квесты, которые не только развлекают клиента, но и вознаграждают самых активных лучшими местами в салоне или даже бесплатными перелетами.

Например, пассажирам Delta предлагается соревнование во время полета - пассажиры смотрят на облака, и если облако похоже на какой-то предмет, они фотографируют, выкладывают через специальное приложение, получают баллы.

Авиакомпания Virgin America предусмотрела для пассажиров такой сервис -пассажиры, летящие одним рейсом, могут общаться друг с другом в чате с помощью экрана, встроенного в спинку каждого сиденья.

Для того, чтобы стать успешной компанией, необходимо не только конкуриро-

вать в ценах, но и представлять своим клиентам нечто уникальное. В авиационной отрасли грамотно разработанная и внедренная игрофикация может улучшить впечатления клиентов от поездки, начиная с момента прохождения через стойку регистрации и общения с бортпроводниками, заканчивая внутренней инфраструктурой и услугами, предлагаемыми другими службами, такими как службы питания, уборки.

Некоторые авиакомпании, например, JetstarAirways, «Уральские авиалинии» запустили услугу на борту воздушного судна - прокат iPad. Пассажиры могут арендовать планшетный компьютер прямо в самолете и скоротать время в пути.

Таким образом, ИТ играют значительную роль всех без исключения предприятий в сфере воздушного транспорта, от малого и среднего бизнеса до авиационных и аэропортовых предприятий. Вопрос оперативного внедрения новых технологий зависит от локального законодательства, нормативного регулирования операторов аэропортов, авиакомпаний. В области информационных технологий зачастую отсутствуют стандарты использования

этих технологий.

Библиографический список

1. Еремин Л. Информационные технологии в системах организационно-экономического управления: перспективы развития и применение // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - №5. - С. 64-78.

2. Морозевич Е.С., Галкина Ю.В. Автоматизация управления бизнес-процессами современного грузового аэропортового комплекса // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - №29. - С. 102-107.

3. Официальный интернет сайт АО «Региональный информационно-вычислительный центр «Пулково» (РИВЦ-Пулково). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: pulkovo.ru/ свободный (дата обращения 25.12.2020)

4. Статья «Технологические тренды в аэропортах»// TAdviser.ru - портал по теме корпоративной информатизации. - 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.rU/a/429933 свободный (дата обращения 25.12.2020)

5. Лаврентьева Е. «Что наша жизнь? игра» // Экран СВВТ, II квартал. - 2017. - №4. -С. 31-34.

6. Проект Федерального закона «Об аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подготовлен Минтрансом России) (не внесен в ГД ФС РФ) ст. 3.

7. Воздушный кодекс Российской Федерации: от 19 марта 1997 года №60-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru свободный (дата обращения 25.12.2020)

CURRENT STATE AND LOCATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES

ON AIR TRANSPORT

M.V. Sergeev1, expert of the 1st category of the department for work with agents D.V. Slivinsky2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1PJSC "Aeroflot - Russian Airlines" branch in St. Petersburg 2Saint Petersburg State University of Civil Aviation, (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses information technologies in air transport, presents the principles, the observance of which will ensure the organization of effective communication in the context of the rapid development of information technologies, considers the world experience in the use of biometric technologies in aviation, presents examples of the use of the basics of gamification by aviation enterprises, concludes that a high proportion of information technologies in the field of air transport and indicated the factors affecting the efficiency of implementation of information technologies in air transport.

Keywords: information technology, air transport, automated control system airport enterprise, aviation enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.