Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспорт / водный транспорт / морской транспорт / речной транспорт / внутренние водные пути / transport / water transport / sea transport / river transport / inland waterways

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Р. Савинкина, А.А. Данилина, А.В. Чижикова

Транспорт играет важную роль в обеспечении роста национального законодательства России. В то же время современное состояние российского транспортного комплекса ограничивается социально-экономическим развитием страны. В данной статье рассматривается современное состояние водного транспорта в Российской Федерации. Анализируются проблемные аспекты, препятствующие развитию системы в целом, которые требуют срочных решений. В статье представлены основные позиции, в направлении которых необходимо детально урегулировать для улучшения состояния отрасли в национальной экономической системе страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE AND CURRENT PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF WATER TRANSPORT IN RUSSIA

Transport plays an important role in ensuring the growth of Russian national legislation. At the same time, the current state of the Russian transport complex is limited by the socioeconomic development of the country. This article examines the current state of water transport in the Russian Federation. The problematic aspects that hinder the development of the system as a whole, which require urgent solutions, are analyzed. The article presents the main positions in the direction of which it is necessary to regulate in detail in order to improve the state of the industry in the national economic system of the country.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

А.Р. Савинкина, курснт

А.А. Данилина, курснт

А.В. Чижикова, старший преподаватель

Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (Россия, г. Новороссийск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-3-230-234

Аннотация. Транспорт играет важную роль в обеспечении роста национального законодательства России. В то же время современное состояние российского транспортного комплекса ограничивается социально-экономическим развитием страны. В данной статье рассматривается современное состояние водного транспорта в Российской Федерации. Анализируются проблемные аспекты, препятствующие развитию системы в целом, которые требуют срочных решений. В статье представлены основные позиции, в направлении которых необходимо детально урегулирвоать для улучшения состояния отрасли в национальной экономической системе страны.

Ключевые слова: транспорт, водный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, внутренние водные пути.

Транспорт является одной из ключевых базовых отраслей национальной экономики. Он составляет основу национальной и глобальной социально-экономической системы, определяя темпы и структуру их развития.

Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое [1].

Транспорт обеспечивает территориальную целостность государства и единство экономического пространства благодаря:

- тому, что служит материальной основой для обеспечения внешнеэкономических связей России и её интеграции в мировую экономику;

- разветвленнию сетей транспортных коммуникаций, соединяющих все регионы страны;

- формированию спроса на высокотехнологичную продукцию различных сфер национальной экономики;

- созданию условий для повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке и качества жизни населения страны;

Транспорт РФ является системообразующей инфраструктурной отраслью национальной экономики, взаимодействующей со всеми элементами национальной и глобальной социально-экономической системы. В настоящее время транспортный комплекс России насчитывает около 600 000 организаций.

Общая протяженность различных эксплуатационных видов путей сообщения РФ и их визуальный количественный рост показаны в таблице [2]:

Таблица 1. Протяженность различных эксплуатационных видов путей сообщения РФ и их визуальный количественный рост______

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования^ 86,3 86,4 86,5 86,6 87,0 87,0

Протяженность автомобильных дорог общего пользования2) 1 480,5 1 498,5 1 507,8 1 531,6 1 542,2 553,7

в том числе с твердым покрытием 1 045,5 1 053,7 1 064,0 1 077,5 1 089,3 1096,4

Эксплуатационная длина трамвайных путей 2,5 2,5 2,5 2,4 2,4 2,4

Эксплуатационная длина троллейбусных линий 5,3 5,3 5,2 5,1 5,1 4,5

Эксплуатационная длина путей метрополитена 0,517 0,532 0,542 0,582 0,602 0,616

Протяженность газопроводов (на конец года), тыс. км 177,7 179,3 179,8 179,5 182,0 183,7

Протяженность нефтепроводов (на конец года), тыс. км 54,8 54,2 53,4 53,4 53,4 53,6

Протяженность нефтепродуктопроводов (на конец года)3), тыс. км 19,3 16,6 17,3 17,1 16,8 17,2

Протяженность внутренних водных судоходных путей (на конец года),4) тыс. км 101,7 101,5 101,5 101,5 101,6 101,6

1) Включая протяженность участков железных дорог, находящихся за пределами Российской Федерации.

2) С 2015г. - включая протяженность улиц.

3) С 2015г. - включая протяженность магистральных нефтепродуктопроводов на территоррии иностран-

ных государств.

4) По данным Росморречфлота.

Что касается конкретно водного транспорта, то он делится на два вида:

1) Морской транспорт. Он важен из-за географического положения страны. Морские перевозки являются одними из самых дешевых видов перевозки, благодаря огромной грузоподъёмности судов и относительно прямым маршрутам их движения. Но этот вид транспорта требует значительных затрат на строительство судов и портов, а также он сильно зависит от природных условий. В России насчитывается 67 портов.

По количеству торговых судов российский флот входит в 5 крупнейших в мире, наряду с Панамой, Грецией, Японией и США. Но средняя степень износа флота, на сегодняшний день, составляет более 50%, и многие типы судов (пассажирские, навалочные, контейнерные) отсутствуют.

2) Речной транспорт. Такой вид транспорта играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание наземного транспорта требует больших средств и большого количества времени. В основном это районы Северной зоны. Выгодно перевозить по рекам крупногабаритные грузы, не требующие быстрой доставки (лес, нефть, зерно, строительные материалы).

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Главным из них является Волжско-Камский бассейн, к ко-

торому тяготеет экономически наиболее развитая часть страны.

Для нормативно-правового регулирования данного вида транспорта используются:

1. «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [3].

2. Федеральный закон «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ [4].

3. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1999 г. [5].

4. Постановление Правительства «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» от 30.07.2004 г. № 398 [6].

5. Постановление Правительства «Об утверждении положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» от 23.07.2004 г. № 371 [7].

6. «Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство» от 08.04.1997 г. № МФ-34/672 [8].

Многие современные исследователи, интересующиеся проблемами отрасли, сходятся во мнении о 4 основных проблемных факторах, замедляющих работу системы в целом. Перечень этих проблем включает в себя комплекс взаимосвязан-

ных факторов, основными из которых являются следующие:

1. Степень развития рынков грузовых и пассажирских перевозок;

2. Состояние важнейших частей транспортной инфраструктуры отрасли - водных путей и гидротехнических сооружений на них;

2005 2010 2015 2017 2018 2019

Суда - всего 100 100 100 100 100 100

в том числе имеющие возраст.

до 5 3.1 4.6 3,6 7.9 7.8 7,6

6-10 3,6 3,4 5,6 6,2 6.9 7.3

11-15 14,1 2,4 3.9 5.0 5.0 5,5

15-20 23,7 12,7 5,3 4.8 4.8 5,4

21 -25 22,0 26,0 17,7 11,8 9.8 7.8

25-30 17,4 22,0 24.5 24.1 22,0 19,9

более 30 16,1 28,7 34.4 40.2 43,7 46,5

Нефтеналивные суда - всего 100 100 100 100 100 100

в том числе имеющие возраст.

ДО 5 10,6 9,0 19,3 18,7 14,8 10,6

6-10 4,5 8.7 3,6 11.1 15.4 17.6

11-15 8,1 2,6 5,2 Й,1 8,1 9.3

15-20 18,7 9,3 5,1 4.4 4.8 6,1

21 -25 21,0 18,6 15,3 11.1 7.8 6.0

28 -30 21,0 23,2 17,9 15,7 16,4 18,4

более 30 16,1 28,6 23,6 31,0 32,7 32,0

Суда для генеральных грузов -

в том числе имеющие возраст.

ДО 5 1.3 4,2 5,1 4,8 6.6 8.3

6-10 3,6 2.4 5,9 5,3 5.9 4.8

11-15 12.7 1,6 3,6 5,3 5.3 5,8

18 -20 21.7 12.3 8,6 5,7 5,9 5,9

21 -25 22,9 27,7 17.8 11.1 8.4 8,3

28-30 18,6 22,6 25,9 25,0 23,5 16,8

более 30 19,2 29,2 35.1 42.8 44.4 50,1

Грузопассажирские, пассажирские и пассажирские бескоечные суда 100 100 100 100 100 100

в том числе имеющие возраст.

ДО 5 _ _ 16.4 18.5 18,5 20,4

6-10 3.3 - 3,6 11,1 14,8 18,3

11-15 16.7 1,8 3,6 1,9 - -

15-20 33,3 16,0 3,6 1.9 3.7 4,1

21 -25 26,7 28,6 12.8 7.4 3.7 -

25-30 10,0 28.6 21.8 22,2 24,1 18,4

более 30 10,0 25,0 38.2 37,0 35,2 38.8

Рис. 1. Возрастная структура морского озерных транспорта в РФ, %

Из рисунков 1 и 2 видно, что преобладающей возрастной группой судов на обоих видах транспорта являются суда, выпущенные более 30 лет назад. Этот фактор является наиболее показательным для объяснения непопулярности использования данного вида транспорта по сравнению с альтернативными вариантами. Можно отметить, что рост также наблюдается в группе до 5 лет, но его темпы в несколько раз меньше, чем у транспортных средств, использование которых превышает 30-летний порог.

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно выделить 6 основных проблемных групп, требующих наиболее быстрого решения, чтобы Российская Федерация была достаточно конкурентоспособной по сравнению с зарубежными участниками рынка в осуществлении и обслуживании экспортно-импортных грузопотоков и транзитных операций, осу-

3. Финансово-экономическое положение и структура собственности судоходных компаний и портов;

4. Функционально-возрастная структура и техническое состояние автопарка как основного средства производства транспортных услуг;

2017 2018 2019

Пассажирские и грузопассажирские суда - всего 100 100 100

в том числе имеющие возраст, лет:

ДО 5 9.9 9,8 9.5

6-10 11,7 12,4 12.8

11 -15 7,2 92 11.0

16-20 2,5 4,7 4,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 -25 3.4 3,3 4,0

26-30 9,6 9,3 7,5

более 30 55,8 51,3 50.4

Сухогрузные грузовые суда - всего 100 100 100

в том числе имеющие возраст, лет.

до 5 0,6 0,5 0.7

6-10 1.5 1,6 1.5

11-15 0,6 0,2 0,4

16-20 0,9 0,9 0,9

21 -25 1,0 0,7 0,4

26-30 в,1 5,3 3.9

более 30 86,3 90,3 62,2

Наливные грузовые суда - всего 100 100 100

в том числе имеющие возраст лет:

до 5 2.2 2,3 1.8

6-10 0.2 0,5 1.2

16-20 0.2 0,0 0.0

21 -25 1.4 1,1 0.7

26-30 6.5 5.0 3,7

Солее 30 89.2 90, а 92.3

Рис. 2. Возрастная структура речных и судов в РФ, %

ществляемых по внутренним водным путям, а также более глубоко вовлечена в процессы межстрановой интеграции:

1) Перенасыщение отрасли физически и морально изношенными транспортными средствами при явной нехватке современных образцов;

2) Отсутствие выделяемых финансовых ресурсов на развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, направленных на улучшение условий и качества поставок и перевозок в целом, что повысило бы коэффициент эффективности водного транспорта;

3) Предприятия отрасли не являются привлекательными для инвесторов, что усложняет возможность быстрого и радикального обновления проблемных компонентов;

4) Слабое взаимодействие с другими видами транспорта, организация процессов смешанных перевозок на достаточно

низком уровне, из-за этого значительная ско-правовой и технологической базы от-часть грузовой базы не приходится на расли, мер государственной поддержки. В внутренний водный транспорт; этой связи полезным представляется ис-

5) Явное сокращение и без того избы- пользование зарубежного опыта развития точных речных портов с низкой эффек- водного транспорта. При имеющемся в тивностью и наличием устаревшего обо- настоящих условиях дефиците бюджетно-рудования при практически полном отсут- го финансирования необходима диверси-ствии современных портовых терминалов фикация взаимовыгодного партнёрства с и погрузочно-разгрузочных комплексов; инвесторами.

6) Временная задержка в создании ло- Необходимо учитывать специфику ин-гистической цепочки, включающей транс- вестиционных механизмов в развитиии портные, перевалочные, складские и тор- транспортной инфраструктуры, способ-говые связи [9]. ствующих обеспечению грузоотправите-

Для стимулирования развития россий- лей современными услугами и созданию ского водного транспорта следует разра- социально-экономических предпосылок ботать и реализовать комплекс мер по для увеличения грузооборота между вод-формированию современной экономиче- ным и другими видами транспорта.

Библиографический список

1. Загорский, И. О., Володькин, П. П. Эффективность организации регулярных перевозок транспортом. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2019. - 154 с.

2. Электронный ресурс: https://rosstat.gov.ш/folder/23455?print=1

3. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // «Собрание законодательства РФ», 12.03.2001, № 11, ст. 1001.

4. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 254, 14.11.2007.

5. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998.

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 22.09.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // «Собрание законодательства РФ», 09.08.2004, № 32, ст. 3345.

7. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 371 (ред. от 13.05.2020) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3261.

8. «РД 31.20.01-97. Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство» (утв. Минтрансом РФ 08.04.1997 № МФ-34/672) // КонсультантПлюс.

9. Доминова Д.Г. Анализ современного состояния морского и внутреннего водного транспорта в России // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2016. № 6 (692). С. 77-90.

THE CURRENT STATE AND CURRENT PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF

WATER TRANSPORT IN RUSSIA

A.R. Savinkina, Cadet

A.A. Danilina, Student

A.V. Chizhikova, Senior Lecturer

Admiral Ushakov Maritime State University

(Russia, Novorossiysk)

Abstract. Transport plays an important role in ensuring the growth of Russian national legislation. At the same time, the current state of the Russian transport complex is limited by the socio-economic development of the country. This article examines the current state of water transport in the Russian Federation. The problematic aspects that hinder the development of the system as a whole, which require urgent solutions, are analyzed. The article presents the main positions in the direction of which it is necessary to regulate in detail in order to improve the state of the industry in the national economic system of the country.

Keywords: transport, water transport, sea transport, river transport, inland waterways.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.