Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5186
1191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ / СТРУКТУРА ГОСДОЛГА / УПРАВЛЕНИЕ ГОСДОЛГОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дурманов И.И., Кирова И.В.

На современной международной арене рост государственного долга - это одновременно достаточно масштабное и сложное явление, имеющее свою специфику в отдельном государственном сегменте мирового финансового рынка. По этой причине анализ особенностей государственной долговой политики позволяет подойти к этому вопросу глобально, одновременно находя решение проблемы путем урегулирования государственного долга путем корректных и одновременно эффективных решений в этой области. Анализируя современное состояние государственного долга России, авторы рассматривают проблемы и перспективы российской долговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT CONDITION OF RUSSIA'S GOVERNMENT DEBT: ANALYTICAL REVIEW

Growth of government debt is both a fairly large-scale and complex phenomenon in the modern international arena, which has its own specifics in a separate segment of the global financial market. For this reason analysis of the government debt policy features allows us to approach this issue globally, at the same time finding a solution to the problem by managing debt through correct and at the same time effective solutions in this area. Analyzing the current condition of Russia's government debt authors consider problems and prospects of the Russian debt policy.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

И.И. Дурманов, студент И.В. Кирова, доцент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI: 10.24412/2411-0450-2022-1-183-87-91

Аннотация. На современной международной арене рост государственного долга -это одновременно достаточно масштабное и сложное явление, имеющее свою специфику в отдельном государственном сегменте мирового финансового рынка. По этой причине анализ особенностей государственной долговой политики позволяет подойти к этому вопросу глобально, одновременно находя решение проблемы путем урегулирования государственного долга путем корректных и одновременно эффективных решений в этой области. Анализируя современное состояние государственного долга России, авторы рассматривают проблемы и перспективы российской долговой политики.

Ключевые слова: государственный внешний долг, государственный внутренний долг, структура госдолга, управление госдолгом.

Большинство стран мира, преодолевающие последствия экономических кризисов и осуществляющие экономические преобразования в различных сферах, обращаются к внешнему и внутреннему кредитованию. Не является исключением в этом плане и Россия, но необходимо отметить, что страна одновременно является и должником, и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. На сегодняшний день важными вопросами в сфере управления государственным долгом являются следующие:

- большой объем заимствований в национальной валюте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;

- проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;

- ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

- неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики [1].

В таблице 1. представлены данные за 2019 г. по оценке исполнения бюджета, за 2020-2022 гг. - проектируемые и прогнозные данные.

Таблица 1. Показатели величины государственного долга Российской Федерации (по

состоянию на конец соответствующего года), млрд. руб. [2]

Годы ВВП млрд. руб. Доходы федерального бюджета, млрд.руб. Госдолг, всего Государственный внешний Государственный

млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % млрд. руб. %

2011 60282,5 11361,7 5348,7 8,87 1158,1 21,6 4190,6 78,4

2012 68163,9 12855,5 6216,5 9,12 1238,6 23,4 4977,9 76,0

2013 73133,9 13019,9 7549,7 10,32 1827,5 24,5 5722,2 75,5

2014 79058,5 14496,9 10277,7 13,19 3036,5 27,2 7241,2 72,8

2015 83094,3 13659,2 10961,7 13,19 3653,9 27,1 1307,6 72,9

2016 86014,2 13460,0 ПШ^ 12,64 3110,1 26,3 8003,5 74,5

2017 92101,3 15088,9 11637Д 12,64 2947,5 28,0 8689,6 72,0

2018 103876 19454,4 ШИ^ 12,12 3414,9 33,3 9176,4 66,7

2019 108414 20174,9 14,36 4237,3 25,1 11329,5 70,5

2020 112863 20379,4 17201,9 15,24 4220,6 24,5 12981,3 65,8

2021 120364 21246,5 19117,7 15,88 4474,1 19,9 14643,7 80,1

2022 128508 22058,3 1!204,0 16,50 4584,8 21,7 16619,3 78,3

В исследуемом периоде отмечается рост объема государственного долга и его элементов. Объем внутреннего государственного долга практически в три раза превышает объем внешнего государственного долга.

В период 2011-2020 гг. наблюдался непрерывный рост государственного внутреннего долга. В 2020-2022 гг. также ожидается рост объема внутреннего государственного долга РФ. Это обусловлено в том числе необходимостью финансового обеспечения реализации национальных проектов, для чего в связи с действующим бюджетным правилом используются государственные займы, а не дополнительные нефтегазовые доходы.

В общем объеме государственного долга РФ преобладает государственный внутренний долг, что обусловлено существенными показателями выпуска государственных ценных бумаг в национальной валюте.

В состав государственного внутреннего долга включаются:

- номинальная сумма долга по ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

- объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям и гарантиям муниципальных образований, выраженных в валюте РФ;

- объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств РФ, оплата которых осуществляется в валюте РФ.

Проанализируем объем государственного внутреннего долга в период 20182020 гг. (рис. 1 по данным Минфина РФ [2]). По данным рис. 1 можно сделать вывод о том, что объем государственного внутреннего долга хоть и имеет положительную динамику в 2018-2020 гг., но не превышает установленный статьей 1 Федерального закона № З62-ФЗ верхний предел государственного внутреннего долга. Суммарно за три года показатель увеличился на 1482,26 млрд. руб.

Рис. 1. Динамика государственного внутреннего долга России, 2018- 2020 гг., млрд. руб.

Обратимся к анализу структуры внутреннего долга России по состоянию на 01.01.2020 г. (рис. 2 по данным Минфина РФ [2]).

Рис. 2. Структура государственного внутреннего долга России по видам государственных

ценных бумаг, (%)

По видам государственных ценных бумаг значительных изменений не произошло. Наибольшая доля приходится на облигации федерального займа (с постоянным доходом) - 63,6% (+13,6% по сравнению с 2018 г.), облигации федерального займа (с переменным купонным доходом) - 22,3% (- 6,2% по сравнению с 2018 г.).

Наименьшая же доля приходится на облигации внутренних облигационных займов - менее 1%.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01.01.2020 года представлена в табл. 2 [3].

Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации [3]

Категория долга млн. долларов США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 54 848,3

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 419,5

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 485,5

Задолженность по внешним облигационным займам 40 611,7

Задолженность по ОВГВЗ 2,7

Прочая задолженность 20,7

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 13 076,6

По мнению многих экспертов и аналитиков, внешний долг России в обозримой перспективе будет снижаться. Это обусловлено следующими факторами: ограниченный доступ к кредитным ресурсам за рубежом ввиду действующих санкций; способность страны изыскивать внутренние резервы (включая золотовалютные запасы) для покрытия текущих финансовых потребностей [4].

Сегодня на первый план выходят следующие вопросы в сфере управления государственным долгом [1; 4: 5; 7]

- большой объем заимствований в национальной валюте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;

- проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;

- ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

- неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики [4].

Проблема управления государственным долгом находится постоянно в центре внимания Правительства РФ и во многом зависит от состояния федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильности национальной валюты, уровня процентных ставок, инфляции, инвестиционного климата. Можно выделить несколько приоритетных направлений государственной экономической политики в части управления государственным долгом:

- постепенно снижать зависимость состояния экономики и Федерального бюджета РФ от нефтегазовых доходов;

- стимулировать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на долгосрочный период;

- поддерживать величину государственного долга на безопасном для экономики уровне, что предполагает рациональное планирование предельного уровня долга;

- лимитировать размер принимаемых новых обязательств, связанных с привлечением кредитов Всемирного банка, с целью решения структурных проблем социального и государственного управления [1;

4; 6].

В условиях рыночной экономики необходима стратегия, разработанная для сдерживания роста и для сокращения государственного долга.

Можно выделить следующие пути уменьшения внешнего государственного долга:

1) переход бюджетной политики государства от пассивной формы бюджетного дефицита к активной;

2) проведение оптимизации объема и реструктуризации расходов государственного бюджета, прежде всего, направляемых в реальный сектор экономики;

3) процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности;

4) развитие рынка государственных ценных бумаг;

5) привлечение долгосрочных и среднесрочных займов;

6) необходимо принять меры по привлечению в страну иностранного капитала в форме прямых, портфельных и других инвестиций.

Важно отметить, что в рамках реализации политики по управлению государственным долгом важно проводить постоянный мониторинг и оценку способности страны выполнять свои долговые обязательства в полном объеме и своевременно, без ущерба для собственной экономики.

В отношении управления внешним государственным долгом необходимо учитывать валютные риски, существенно влия-

ющие на величину расходов Назначение государственного долга не по обслуживанию этого элемента государ- только в привлечении средств населения, ственного долга. институциональных инвесторов и банков

Кроме того, необходимо поддерживать для удовлетворения расходов государства, приемлемый в данных условиях как теку- но и в том, что с его помощью произво-щий уровень государственных заимство- дится регулирование денежного обраще-ваний, так и общий уровень государствен- ния, поддержка курса национальной валю-ного долга. ты, оказывается существенное влияние на

В заключении, следует отметить, что формирование и исполнение государ-проблема урегулирования госдолга требу- ственного бюджета. ет серьезного и взвешенного решения.

Библиографический список

1. Кечайкина Е.М., Бояркина Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) внешнего долга как института обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. - 2020. - Том 10. -№ 3А. - С. 12-19.

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения 12.12.21г.)

3. Официальный сайт Центрального банка РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru(дата обращения 12.12.21 г.)

4. Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Том 9. -№ 4А. - С. 186-195.

5. Кирова И.В., Попова Т.Л. Экономические санкции: история и современность // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2015. - №3 (5). - С. 6.

6. Кирова И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №9. -С. 100-107.

7. Безновская В.В., Коваленко Н.В., Кузнецова Е.В. Денежно-кредитное регулирование инновационного развития экономики России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. -2018. - №4 (18). - С. 13.

CURRENT CONDITION OF RUSSIA'S GOVERNMENT DEBT: ANALYTICAL REVIEW

I.I. Durmanov, Student

I.V. Kirova, Associate Professor

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. Growth of government debt is both a fairly large-scale and complex phenomenon in the modern international arena, which has its own specifics in a separate segment of the global financial market. For this reason analysis of the government debt policy features allows us to approach this issue globally, at the same time finding a solution to the problem by managing debt through correct and at the same time effective solutions in this area. Analyzing the current condition of Russia's government debt authors consider problems and prospects of the Russian debt policy.

Keywords: external government debt, internal government debt, government debt structure, government debt management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.