ЭКОНОМИКА СПОРТА
SPORTS ECONOMICS
УДК 796.034.2 DOI 10.47475/2500-0365-2021-16418
ББК 65.497.5
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИТНЕС-ИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. В. Енченко
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия
В Российской Федерации реализуется целый ряд государственных программ и стратегий, направленных на развитие физической культуры и спорта. Так, в частности, реализуется «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года», в которой говорится о необходимости вовлечения 70 % населения нашей страны в сферу физической культуры и спорта к 2030 году Одним из популярных направлений физической активности среди населения является посещение фитнес-клубов.
Цель данного исследования: проведение комплексного анализа современного состояния фитнес-индустрии в Российской Федерации.
Ключевые задачи исследования — определение кадрового обеспечения фитнес-индустрии, численности и состава занимающихся в фитнес-клубах, определение обеспеченности фитнес-клубами, формирование предложений по дальнейшему развитию фитнес-индустрии.
Основой для исследования послужил анализ статистической информации по форме 1 -ФК, представленной на сайте Министерства спорта Российской Федерации за 2018—2020 годы, данные ВЦИОМ, данные Ассоциации операторов фитнес-индустрии.
Ключевые слова: фитнес, фитнес-клуб, фитнес индустрия, физическая культура и спорт.
В Российской Федерации реализуется целый ряд государственных программ и стратегий, направленных на развитие физической культуры и спорта. Так, в частности, реализуется «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года», в которой говорится о необходимости вовлечения 70 % населения нашей страны в сферу физической культуры и спорта к 2030 году. Одним из популярных направлений физической активности среди населения является посещение фитнес-клубов [1; 2; 9; 10].
По данным сводного отчета по форме 1-ФК за 2020 год, представленного на сайте Министерства спорта Российской Федерации, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается 7812 фитнес-клубов. На рис. 1 представлены данные по числу фитнес-клубов в России [3—5].
Отметим, что данный показатель ежегодно растет: в 2019 году он был равен 7593, а в 2018 году — 7065. То есть за 3 года количество фитнес-клубов увеличилось на 747. Это довольно значимое увеличение, особенно учитывая слож-
ный для всей спортивной отрасли период пандемии коронавируса в 2020 году, когда фитнес-клубы были вынуждены закрыться на несколько месяцев.
Еще одним важным показателем развития фитнес-индустрии является кадровое обеспечение. Так, по данным статистики Министерства спорта России, в 2020 году в фитнес-клубах работало 41 827 штатных сотрудников, в том числе 509 сотрудников в сельской местности [5]. На рис. 2 представлены данные по кадровому обеспечению фитнес-индустрии с 2018 по 2020 год [3—5].
Мы видим, что в 2019 году в фитнес-клубах насчитывалось 38 978 штатных сотрудников, в том числе 528 в сельской местности, а в 2018 году — 29 399 штатных сотрудников, 420 из которых в сельской местности. С 2018 года число штатных тренеров в фитнес-клубах увеличилось на 12 428 сотрудников.
Возрастает с каждым годом и уровень образования штатных сотрудников, работающих в фитнес-клубах. На рис. 3 представлены данные
8000 7500 7000 6500
7593
7065
i i i
2018 2019 2020
Рис. 1. Количество фитнес-клубов в Российской Федерации (с 2018 по 2020 год)
1 I I I 1
22020 41827 509
-
2019 38978 528
- 1
2018 29399 420
1
Штатные работники ■ 13 сеоьской местности
Рис. 2. Кадровое обеспечение фитнес-индустрии (с 2018 по 2020 год)
II III
2020 20572 1 0803
- 1 1 1 1 1 1
2019 20650 8345
- i 1 1 1 1 1 1 1
2018 17276 7817
с высшим образованием ■ со средним образованием
Рис. 3. Уровень образования штатных сотрудников фитнес-клубов
по уров ню образования штатных сотрудников фитнес-клубов [3—5].
Анализируя данные, представленные на рис. 3, можно сказать, что в 2018 году насчитывалось 17 276 человек с в ысшим спеоиальным образованием и 7817 человек со средним специальным образованием, а в 2020 году эти показатели возросли до 20 572 и 10 803 человек соответственно. Данный факт, несомненно, должен положительно отразиться на уровне качества услуг, предоставляемых в фитнес-клубах.
Важным показателем, при анализе кядрового обеспечения фитнес-индустрии, являетсяяорраст штатных сотрудников фитнес-клубов. На рис. 4 представлены данные по возрасту штатных сотрудников фитнес-клубов [3—5].
Абсолютное большинство штатных сотрудников фитнес-клубов это люди до 30 лет. В 2018 году штатных сотрудников до 30 лет было 15 504 человек, к 2020 году этот показатель увеличился до 21 204 человек. Меньше всего штатных сотрудников в возрасте старше 60 лет. Так, в
2018 году этот показатель был равен 286, а к 2020 году уменьшился до 183 человек.
Анализируя развитие фитнес-индустрии в нашей стране, важно рассмотреть такой показатель какиирбенннсть нассленся,заниоающаяся физической культурой и спортом в фитнес-клу-бах. Данный показатель с каждым годом растет. На рис. 5 представлены данные по численности занимающихся физической культурой в фитнес-клубах [3—5].
Мы видим, что в 2018 году насчитывалось 5 399 314 человек занимающихся в фитнес-клубах, в 2019 году — 6 068 074 человек, в 2020 году — 6 674 227 человек. Таким образом, с 2018 года численность занимающихся в фитнес-клубах возросла на 1 274 913 человек.
Говоря о занимающихся физической культурой и спортом в фитнес-клубах, важно проанализировать возрастные категории занимающихся. На рис. 6 представлены данные по возрасту занимающихся физической культурой в фитнес-клубах [3—5].
2018
2019
2020
1 1 15504
8
1 9395
016
21204
2020 2019) 2018
до 30 лет 31 -60 лет ■ старше 60 лет
Рис. 4. Возраст штатных сотi уудников фитнес-клубов
6674 Ш27
III' И ^ 1 I 1 1
6368 3074
lili 1110
i 5399 )314
Рис. 5. Численности занимающихся физической культурой в фитнес-клубах
2018
2019
2020
3485118
3-14 лет ■ 15-18 лет ■ 19-29 лет ■ 30-59 лет И80-79 лет 80+ Рис. 6. Данные по возрасту занимающихся физической культурой в фитнес-клубах
Как мы видим ньри7у нке 6, наиболее активной категорией занимающихся являются люди от 30 до 59 лет. В 2018году в фитнес-клубах занималось 2 630 459 человек данной возрастной категории, в 2019 году — 3 186 733 человека, а в 2020 году данныйиоказатель увеличился до 3 485 118 человек. Наименее активными йржрастными группами традиционно являются люди старше 80 лет и дети от 3 до 14 лет. По статистике наиболее активными польоор ателями услуг фитнес-клубов являются мужчины. Так в 2018 году в фигаес-клубах занималось 2 561 700 женщин и 2 837 614 мужчин, в 2019 году — 2 997 308 женщин и 3 370 766 мужчин, а в 2020 году — 3 021 874 лесенщин й 3 652 354 мужчин [3—5].
Пандемия коронавируса оказала значительное влияние на фигнес-индустрию. Многие фитнес-клубы были вынуждены перейти в он-лайн формат, уменьшить объем услуг, предоставляемый клиентам или вообще закрыться. Конечно, это существенно отразилось наиннер есе посетителей фитнес-клубов к занятиям физической культурой отелом и существенно повлияло на их интерес к физической активности. Так, Ассоциация опе-ратотлвфитнес-индустрии (АОФИ) совместно с исследовательской компании Conteit Research в ноябре 2020 года провела опрос среди посетителей фитнес-клубов. В опросе приняли участие 7800 -еспондннгов из всох федеральных округов России. Интерес представляют ответы на вопрос
о формах физической активности в период карантина и после него. Результаты опроса представлены на рис. 7 [6].
Мы видим, что 85 % респондентов продолжают тренирмваться вфмтнет-клубах после карантина. Однако 15 % респондентов прекратили тренироваться в фитнен-кг^бах, С % респондентов прекратили любые виды физической автивности и еще 6 % нес нпнденвов нс ходят в фитнеськлв бы с марта 2020 года, то есть с момента закрытия фитнес-к^б ов на карантин.
Мннгит нюди, слаВипьнб посещающие битнас-клубы, узнавая о большом числе заболевших, введении ограничигеяб ныи мер и %ерох«мятий, вта-ли посещать фитнес-клубы реже или перестали посещаьь ммщ хоюДщб.
Еще одним важным итогом исследования АОФИ сьтл ва-воно том, что сюьи, зонимающи-еся физической активностью на регулярной основе, то еьпь мсноммм И %гсх х а[чдрниа ть Ф5 РС бехсв болеют коронавирусом, чем те, кто не тренируется. Рен%льтичв1 вм-оса насеве нид пом-гси сделанн вывод, что при регулярных тренировках корона-вирус пч.еноситсс тегчь ам9% сл.чаев фб].
Благн%аря инициасбвеИдсонианни опедтдордв фитнес-индустрии фитнес отнесен к числу отраслей максамальби полтесдавеихол иондемди коронавируса. Такие крупные фитнес-клубы, как World РОДн-э, АИнНкптбз, Х-Ч1Д, «Р.П.ХН.%.» быдн включены в список системообразующих предприятий Роннир.
По данным Национального фитнес-сообщества в 1 квнрхааи «ЬД1 пода роасилспне фрвнлс-кхс«ы приняли на 6% больше посетителей, чем в анало-
гичном периоде прошлого года. Однако данный показатель меньше аналогичного периода 2019 года на 5 % [7].
Около 65 % рынка фитнес-индустрии занимают фитнес-кибы Мослвы и Санкт-Петербурга. В Москве по результатам 1 квартала 2021 года ыосещаемость фитнер-клубов возросла на 12 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года ье на 7% по ыфавннсию с 2020 годом. В Сынкт-Петербурге данный показатель увеличился на 20 % по сравнению с 2019 годом и на 15 % по ср авгонид с 20В0 годом [7].
Продажи клубных карт в Москве в 1 кварта-ае ТО21 гауп вьзнослг на 8 бТ па снеуненню с 2020 годом, но упали на 5,4 % по сравнению с Т01Н годоб. И Санкг-ПетррУурте в 1 нвтрттле 1021 года продажи клубных карт увеличились на 8 % ло срагнкнию е 0020 го%ом, i-o снизилось нбГ 8 % по сравнению с 2019 годом [7].
По ретуасбатан 2В10 тгда многцу %руты для того, чтобы оставаться на привычных позициях сб ¡зашкь Витикб-ао-Н-г, примеыоли так ниа1вае-мую демпинговую политику. А именно продава-ыи вбдовыт абонементы за полопш6 ытоимбсти, предлагали клиентам бесплатные месяцы абонемента в подарок за то, что они уйдут из клуба ионкррентов. Татая поиитмьо ье а^тму образом отразилась на рынке фитнес-услуг.
01 мгдта И%аУЫ пода РвввнсроРскит ртнором изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был пуоурдан опдоо накеленки та тему кенгтиУ физической культурой и спортом. В опросе приняли ведсрие 110Ы ксопондеотол <вт~ 18 jikp. Пн рееуль-татам опроса было выявлено, что 25 % респон-
пркгратылы тркынырроитьбя о Кытыкб-аунбвд
■ прккритылы %юбык ОЫДЫ Кызынкбкрй иктыоырбты
■ трккыырнютбя о Кытыкб-к%0'бид
■ третируются ыи улыцк ы%ы доми
■ ыо додят о Кытыкб-аалснбп б мирви ЩВЩВ годи
Рис. 7. Результаты опроса АОФИ о формах физической активности
- 1 1 1 1 1 1 1 1 1
33% 36% 35% 2С% С2%
С8-24 дудт 25-34 дудт ■ 35-44 дудт ■ 45-59 лоп И62+
Рис. 8. Данные по возрасту занимающихся фитнесом респондентов по результатам опроса ВЦИОМ
дентов занимается фитнесом. Из них 14 % — мужчины и 35 % — женщины [6]. На рис. 8 представлены данные по возрасту занимающихся фитнесом респондентов [8].
Мы видим, что наиболее активными категориями занимающихся являются люди в возрасте от 18 до 44 лет. Наименее активной является возрастная категория старше 60 лет.
Интерес представляет также ответ на вопрос о предпочитаемом респондентами месте занятий физической культурой. 31 % респондентов ответил, что предпочитают заниматься физической культурой в фитнес-центре, тренажерном зале или физкультурно-оздоровительном комплексе [8]. В Москве и Санкт-Петербурге так ответили 40 % респондентов, в городах-миллионниках — 39%, в городах с численностью населения от 500 до 950 тысяч человек — 31 %, в городах с численностью населения от 100 до 500 тысяч человек — 38 %, в городах с численностью населения менее 100 тысяч человек — 28 %, в селах — 16 % [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день фитнес-индустрия постепенно восстанавливается после кризисных явлений, связанных с пандемией коронавируса. Растет число занимающихся в фитнес-клубах, все активнее начинают продаваться абонементы и клубные карты. Однако, несомненно, отрасль должна меняться и вносить коррективы, как в перечень своих услуг, так и в формы работы с клиентами.
Актуальным представляется активное внедрение в программы клубов программ, направленных на профилактику и восстановление после Covid-19. Это привлечет занимающихся уже переболевших коронавирусом, поможет им быстрее восстановиться и вернуться к привычному образу жизни. Кроме того, важна пропаганда здорового образа жизни для профилактики коронавирусной инфекции.
Еще одним направлением, по которому, как нам кажется, следует работать современным фитнес-клубам, является объединение онлайн и оффлайн форматов. В период карантина многие клубы предлагали своим клиентам авторские методики и онлайн-курсы. Делалось это в первую очередь, чтобы сохранить клиентов и позволить им продолжать заниматься физической активностью в любых условиях. На сегодняшний день есть большой спрос на онлайн-курсы фитнес-клубов и тренеров. Создание альтернативных он-лайн курсов позволит привлечь новых клиентов, а также обезопасит фитнес-клуб от полной потери клиентов на случай карантинных мер и повторного закрытия фитнес-клубов.
На сегодняшний день актуальной также является разработка специализированных фит-нес-приложений, позволяющих подсоединяться к фитнес-гаджетам и отслеживать как уровень своей физической активности и достижения, так и общее состояние здоровья по целому ряду показателей, в том числе и по тем показателям, которые являются важными при профилактике корона-вирусной инфекции (уровень кислорода в крови, дыхание, чвстота сердечных сокращений и т. д.).
Фитнес-клубам, по нашему мнению, следует разрабатывать более гибкие абонементные системы, позволяющие выбирать необходимый срок, частоту и состав занятий, а также «замораживать» абонементы в случае форс-мажорных обстоятельств. Так называемые конструкторы абонементов, когда клиент может выбрать только те услуги, которые нужны лично ему. Многие клубы постепенно переходят к данному формату.
Заключение. Подводя итог, можно сказать, что фитнес-индустрия, как динамично развивающаяся отрасль, должна постоянно совершенствоваться, предлагать клиентам новые возможности для поддержания здоровья и улучшения физической подготовки. Успешная политика фитнес-клубов в этом направлении поможет решить целый ряд государственных задач. Во-первых, данная политика фитнес-клубов позволит приблизиться к целевому показателю «Стратегии физической культуры и спорта до 2030 года» — 70 % населения, занимающегося физической культурой и спортом. Во-вторых, занятия физической культурой и спортом и привлечение в данную сферу новых потребителей, несомненно, поможет повысить уровень здоровья нации в целом, что очень важно в настоящее время.
Список литературы
1. Иванов, В. Д. Фитнес-программы в системе занятий по физической культуре в вузе / В. Д. Иванов, Н. А. Салькова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 49—59.
2. Иванов, В. Д. Фитнес-технологии в физическом воспитании / В. Д. Иванов, А. Д. Медикова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2021. — Т. 2, № 5. — С. 24—32.
3. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения №1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» за 2018 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. — URL: https://minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/
4. Сводный отчет 1-ФК по Российской Федерации за 2019 год // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. — URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf.
5. Сводный отчет 1-ФК по Российской Федерации за 2020 год// Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. — URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf.
6. Результаты опроса «Фитнес vs corona»// Официальный сайт Ассоциации операторов фитнес-индустрии. — URL: https://fitnessassociation.ru.
7. Демпинг и праздники: что помогло фитнес-клубам вернуть посетителей// Forbes. — URL:
Поступила в редакцию 26 июня 2021 г.
Для цитирования: Енченко, И. В. Современное состояние фитнес-индустрии в Российской Федерации / И. В. Енченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 4. — С. 117—123.
Сведения об авторе
Енченко Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики спорта. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: 0000-0002-9194-0211. Author ID: 696394. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2021, vol. 6, no. 4, pp. 117—123.
The current state of the fitness industry in the Russian Federation Enchenko I.V.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint-Petersburg, Russia. [email protected]
Today, physical culture is undoubtedly an integral part of the life of modern society. In the Russian Federation, a number of state programs and strategies are being implemented, aimed at the development of physical culture and sports. So, in particular, the "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030" is being implemented, which speaks of the need to involve 70% of the population of our country in the field of physical culture and sports by 2030. One of the popular areas of physical activity among the population is visiting fitness clubs. The popularity of this type of sports facilities can be explained by the large selection of both group and individual programs for all ages and categories of the population. In this regard, the development of the fitness industry in our country is undoubtedly an important component of the development of physical culture and sports in general, capable of making a significant contribution to the implementation of the tasks of the "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030".
The coronavirus pandemic has had a significant impact on the development of the fitness industry. Many clubs were forced to close or significantly reduce the volume of services provided to the population. Currently, the fitness industry is gradually recovering and in this regard, the topic of our research is undoubtedly relevant.
The purpose of this study. Comprehensive analysis of the current state of the fitness industry in the Russian Federation. The key objectives of the study are to determine the staffing of the fitness industry, the number and composition of those involved in fitness clubs, to determine the availability of fitness clubs, to formulate proposals for the further development of the fitness industry.
https://www.forbes.ru/biznes/426143-demping-i-prazdniki-chto-pomoglo-fitnes-klubam-vernut-posetiteley.
8. Спортивная Россия // Официальный сайт ВЦИОМ. — URL: https://wciom.ru/analytical-re-views/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija.
9. Ivanov, V. D. Fitness and aerobics: two closely related types of physical activity / V. D. Ivanov // Actual Problems of Pedagogy and Psychology. — 2021. — Vol. 2, no 3. — С. 26—30.
10. Ivanov, V. D. Fitness as a physical education technique / V. D. Ivanov // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. — 2019. — Vol. 4, no. 1. — С. 118—122.
The study was based on the analysis of statistical information in the 1-FC form presented on the website of the Ministry of Sports of the Russian Federation for 2018-2020, data from VTsIOM, data from the Association of Fitness Industry Operators.
As a result of the study, the current state of the fitness industry in the Russian Federation, staffing of the fitness industry, the number and composition of people involved in fitness clubs, the dynamics of changes in the number of fitness clubs in Russia have been analyzed.
Keywords: fitness, fitness club, fitness industry, physical culture and sports.
References
1. Ivanov V.D., Salkova N.A. Fitnes-programmyi v sisteme zanyatiy po fizicheskoy kulture v vuze [Fitness programs in the system of physical culture classes at the university]. Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2019, vol. 4, no. 2, pp. 49—59. (In Russ.).
2. Ivanov V.D., Medikova A.D. Fitnes-tehnologii v fizicheskom vospitanii [Fitness technologies in physical education]. Aktualnyie problemyi pedagogiki i psihologii [Actual problems of pedagogy and psychology], 2021, vol. 2, no. 5, pp. 24—32. (In Russ.).
3. Svodnyj otchet po forme federalnogo statisticheskogo nablyudeniya №1-FK "Svedeniya o fizicheskoj kulture i sporte" za 2018 god [Consolidated report in the form of federal statistical observation no. 1-FC "Information on physical culture and sports" for 2018]. Oficialnyj sajt Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii [Official website of the Ministry of Sports of the Russian Federation]. Available at: https://minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf. (In Russ.).
4. Svodnyj otchet po forme federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya №1-FK "Svedeniya o fizicheskoj kul'ture i sporte" za 2019 god [Consolidated report in the form of federal statistical observation No. 1-FC "Information on physical culture and sports" for 2019]. Oficialnyj sajt Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii [Official website of the Ministry of Sports of the Russian Federation]. Available at: https://minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (In Russ.).
5. Svodnyj otchet po forme federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya no.1-FK "Svedeniya o fizicheskoj kul'ture i sporte" za 2020 god [Consolidated report in the form of federal statistical observation no. 1-FC "Information on physical culture and sports" for 2020]. Oficialnyj sajt Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii [Official website of the Ministry of Sports of the Russian Federation]. Available at: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-infro (In Russ.).
6. Rezultaty oprosa "Fitnes vs corona" [Results of the survey "Fitness vs corona"]. Oficialnyj sajt Associacii operatorov fitnes-industrii [The official website of the Association of Fitness Industry Operators]. Available at: https://fitnessassociation. ruro (In Russ.).
7. Demping i prazdniki: chto pomoglo fitnes-klubam vernut' posetitelej [Dumping and Holidays: What Helped Fitness Clubs Return Visitors]. Forbes. Available at: https://www.forbes.ru/biznes/426143-demping-i-prazdniki-chto-pomoglo-fitnes-klubam-vernut-posetiteley. (In Russ.).
8. Sportivnaya Rossiya [Sports Russia]. Oficialnyj sajt VCIOM [Official site of VTslOM]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija. (In Russ.).
9. Ivanov, V. D. Fitness and aerobics: two closely related types of physical activity. Actual Problems of Pedagogy and Psychology. 2021, vol. 2, no. 3. pp. 26—30. (In Russ.).
10. Ivanov, V. D. Fitness as a physical education technique. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2019, vol. 4, no. 1, pp. 118—122. (In Russ.).