Научная статья на тему 'Современное состояние экскаваторного парка угольных разрезов'

Современное состояние экскаваторного парка угольных разрезов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
157
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНЫЕ РАЗРЕЗЫ / ЭКСКАВАТОРНЫЙ ПАРК / СРЕДНИЙ СРОК ЭКСПЛУА-ТАЦИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Галиева Н. В., Грабская Е.

Проанализировано современное состояние экскаваторного парка в целом по угольной отрасли на угольных разрезах с учетом наличия экскаваторов отечественных и импортных марок. Проведен анализ среднего срока эксплуатации действующих на угольных разрезах экскаваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Галиева Н. В., Грабская Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние экскаваторного парка угольных разрезов»

© Н.В. Галиева, Е.П. Грабская, 2010

УДК 622:38.271

Н.В. Галиева, Е.П. Грабская

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКСКАВАТОРНОГО ПАРКА УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗОВ

Проанализировано современное состояние экскаваторного парка в целом по угольной отрасли на угольных разрезах с учетом наличия экскаваторов отечественных и импортных марок. Проведен анализ среднего срока эксплуатации действующих на угольных разрезах экскаваторов.

Ключевые слова: угольные разрезы, экскаваторный парк, средний срок эксплуа-тации, интенсификация производства.

щ и роанализировано современное

И состояние экскаваторного парка в целом по угольной отрасли на угольных разрезах (табл. 1 [1]).

Анализ табл. 1 показывает, что количество экскаваторов в категории «списано» составляет (3,6%), в категории «получено» (2,9%), в категории «арендовано» (5,7%) по отношению к общему количеству экскаваторов отечественных марок в наличии; (88%) экскаваторов импортных марок (по отношению к экскаваторам импортных марок в наличии) находится в работе, (3,9%) - в категории «списано», (16,7%) - в категории «получено», (12%) - в категории «арендовано». Процентное отношение экскаваторов импортных марок в категории «получено» и «арендовано» значительно выше аналогичного показателя по экскаваторам отечественных марок.

Экскаваторы импортных марок составляют (15,7%) от общего количества экскаваторов отечественных и импортных марок. Следует обратить внимание, что в категории «получено» экскаваторы импортных марок составляют (52%) от общего числа полученных экскаваторов отечественных и импортных марок.

Из гистограммы распределения количества экскаваторов, имеющихся в наличии, по емкости ковша (рисунок), определено, что наибольшее количество (543 шт. - 38%) экскаваторов с емкостью ковша 4-6 м3, а самым распространенным экскаватором в настоящее время является экскаватор марки ЭКГ-5А (376 шт. - 30,5 % от количества экскаваторов отечественных марок). Базовая модель ЭКГ-5А выпускается серийно с 1980 г.

Экскаваторы марки ЭКГ-8И (134 шт.) и его модификации ЭКГ-4У (72 шт.) и ЭКГ-6,3УС (27 шт.), занимают второе место по широте своего применения в угледобывающей промышленности (233 шт. или 18,6 % от количества экскаваторов отечественных марок). Начиная с 1987 г. Ижорский завод перешел от ЭКГ-12,5 и ЭКГ-8И к производству экскаваторов нового модельного ряда с иными типоразмерами на базе ЭКГ-15 и ЭКГ-10.

В категории экскаваторов с вместимостью ковша менее 3 м доля экскаваторов импортных марок составляет более 75 %. Данное обстоятельство свидетельствует о дефиците экскаваторов отечест-

Таблица 1

Состояние экскаваторного парка в целом по угольной отрасли в настоящее время

№ п/п Марки экскаваторов В наличии В работе Списано Получено Арендо- вано

1. Экскаваторы отечественных марок, шт. 1254 1113 45 36 71

2. В процентах к наличию 100 % 88,8% 3,6% 2,9% 5,7%

3. Экскаваторы импортных марок, шт. 233 205 9 39 28

4. В процентах к наличию 100% 88,0% 3,9% 16,7% 12,0%

5. Всего = Экскаваторы отечественных марок + Экскаваторы импортных марок (с.1+с.3) 1487 1318 54 75 99

6. В процентах к наличию 100 % 89 % 3,6 % 5 % 7 %

7. Экскаваторы импортных марок в % к общему количеству (с.3:с.5) 15,7% 15,6% 16,7% 52,0% 28,3%

600

-08 -Об -О* -02 00 02 СИ 06 08 010 012 01«016 018а20022 а24 02602803003203<036038040СМ20а04601805005205105б0680600620Б1066

Верхние границы (х <= граница)

Гистограмма распределения количества экскаваторов по емкости ковша

венного производства с вместимостью ковша менее 3 м .

Эти экскаваторы используются на вспомогательных работах и селективной выемке угля.

Наибольшее количество в группе с вместимостью ковша менее 3 м занимают экскаваторы с емкостью ковша от

1,5 до 2,5 м3 (60 % от общего количества экскаваторов данной группы - 116 шт.).

Также рассмотрена группа экскаваторов с емкостью ковша более 3 м3, но менее 20 м3.

Таблица 2

Средний срок эксплуатации задействованных в производстве экскаваторов

Марка экскаватора Средний срок эксплуатации, лет

ЭКГ-4,6Б 28

ЭКГ-5А 16

ЭКГ-4У (ЭВГ-4И) 22

ЭКГ-6,3УС 21

ЭКГ-8И 19

ЭКГ-5У 11

ЭКГ-8УС 11

ЭКГ-10 12

ЭКГ-6,3У 16

ЭКГ-12,5 16

ЭКГ-8У 10

ЭКГ-15 12

ЭШ-6.45 18

ЭШ-13.50 19

ЭШ-10.70А 19

ЭШ-11.70 13

ЭШ-15.90 30

ЭШ-20.90 18

ЭР-1250 (Д) (ОЦ) 20

ЭРП-1600 (Ц) 14

Гидравлические экскаваторы иностранного производства с емкостью ковша 2,2-5 м3 6-10

В этой группе наибольшее распространение получили экскаваторы с максимальной емкостью ковша от 3 до 10 м3 (67 % от общего количества экскаваторов данной группы - 838 шт.). Процентное соотношение экскаваторов импортных марок к общему количест-

ву экскаваторов в данной группе невелико - 9 %, что говорит о достаточном наличии отечественных марок экскаваторов с емкостью ковша более 3 м3, но менее 20 м3 на разрезах угольной отрасли.

Проведен анализ среднего срока эксплуатации задействованных в производстве экскаваторов (табл. 2). Средний срок эксплуатации экскаваторов составляет 17 лет, что свидетельствует об использовании физически изношенного оборудования. Как известно, в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, экскаваторы одноковшовые с ковшом емкостью 4 м и свыше относятся к пятой группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Наличие на угледобывающих предприятиях физически и морально изношенного парка экскаваторов является одной из причин высокой себестоимости добычи 1 т угля. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатация изношенной техники намного выше по сравнению с новой. После 10 лет эксплуатации производительность оборудования снижается на 40-50 % [2].

Проведен анализ современного уровня интенсификации угольных разрезов. Рассчитано соотношение прироста ресурса на один процент прироста объема производства. Использование трудовых и материальных ресурсов преимущественно интенсивное, использование основных производственных и оборотных средств тяготеет к экстенсивному. Комплексная оценка всесторонней интенсификации определяется следующим образом: 87,0 % прироста добычи угля происходит за счет экстенсивных факторов, а интенсивных - 13 %.

В существующих рыночных условиях повышение эффективности деятельности угольных разрезов становится возможным только за счет интенсификации производства. При этом необходимо рассмотреть возможность уменьшения себестоимости на мелких разрезах за счет увеличения объема добычи угля.

Задачи интенсификации производства на угольных разрезах можно решить с помощью реконструкции, модернизации производства и оптимизации технопарка, направленных на изменение масштаба производства, снижение себестоимости добычи угля и увеличение прибыли.

----------------------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Угольная промышленность России в 2007 г.- Т. 3.- М,: ЗАО «Росинформуголь», (2008).

2 http://www.exkavator.ru Перелыгии, В. Экскаваторный парк угольных разрезов России. И5Ы=1

— Коротко об авторах ------------------------------

Галиева Н.В. - ст. преподаватель,

Грабская - доцент,

Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

--------------------------------------------------------- РУКОПИСИ,

ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Мельник В.В. д.т.н., профессор кафедры ПРПМ,

Степанов Р.А. аспирант кафедры ПРПМ, msmu-prpm@yandex.ru

Московский государственный горный университет,

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА БЕЗНАПОРНОГО ТРАНСПОРТА ПУЛЬПЫ ПРИ СКВАЖИННОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ДОБЫЧЕ (759/05-10 от 23.03.10 г.) 8 с.

Проведен анализ существующих процессов безнапорного транспорта пульпы и предложена базовая формула для определения производительности безнапорного транспортирования пульпы при скважинной гидротехнологии с учетом гранулометрического состава транспортируемой горной массы.

Melnik V.V. T.D., the professor of UDBD subdepartment,

Stepanov R.A. the post-graduate student of UDBD subdepartment

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

RESEARCH PROCESS OF GRAVITY-FLOW TRANSMISSION SUSPENSION IN HYDRAULIC BOREHOLE MINING

In this article analyzed current process and suggested basic formula for determination efficiency of gravity-flow transmission suspension in hydraulic borehole mining with granulometric composition of mined rock.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.