ЭКОНОМИКА РОССИИ
2018.01.036. ЛУЦКАЯ ЕЕ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ПРОГНОЗЫ НА БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ. (Обзор).
Ключевые слова: экономика России; структура экономики; экономические реформы; краткосрочные прогнозы.
В обзоре представлены оценки ряда ведущих экономистов и организаций, занимающихся исследованиями России, перспектив ее экономического развития в ближайшие годы.
Главный тезис экономиста Гарвардского университета (США) К. Рогоффа следующий: без серьезных политических и экономических реформ Россия не сможет реализовать свои стратегические амбиции. Несмотря на скромное восстановление экономики в 2017 г. после двух лет глубокой рецессии, экономический рост не выглядит многообещающим и не оправдывает прогнозов, разработанных руководством России пять лет назад. Солидаризируясь с мнением экономиста С. Гуриева, автор отмечает, что основанная на добыче сырья российская экономика остается в большой степени уязвимой относительно колебаний мировых цен на энергетические ресурсы. Решить эту проблему можно будет только на пути диверсификации экономики и совершенствования институциональной базы (1).
Действительно, падение мировых цен в последние годы нанесло экономике страны серьезный удар. Цена на нефть марки Brent упала со 119 долл. в 2012 г. до 27 долл. в 2016 г. Даже текущая цена (порядка 50 долл. на июль 2017 г.) наполовину ниже пиковой величины 2011-2012 гг. Рогофф считает примечательным тот факт, что в этих условиях России удалось избежать финансового кризиса - главным образом благодаря действиям Центрального банка РФ (ЦБР). Основное бремя рецессии легло на плечи потреби-
телей. Из-за обесценения рубля относительно доллара (примерно на 50%) реальные зарплаты и потребление резко сократились. Реальная экономика испытала шок: в 2015-2016 гг. выпуск продукции упал на 4%, что сопоставимо с падением ВВП в США в период кризиса 2008-2009 гг. Многие фирмы обанкротились; доля неработающих займов в 2016 г. составила 10% (по оценке МВФ). ЦБР избрал путь защиты крупных банков путем их рефинансирования. В отношении небольших банков проводилась агрессивная политика - их подталкивали к списанию плохих займов и увеличению капитала (1, с. 1).
Что касается западных санкций, то они усугубили кризисную ситуацию, но их воздействие на российскую экономику, считает Рогофф, преувеличено. Главная причина трудностей России - зависимость от экспорта энергоресурсов, особенно если учесть тот факт, что до сих пор ей не удается диверсифицировать экономику. На вопрос, каковы перспективы экономического роста России в ближайшем будущем, автор дает следующий ответ: «если мировая экономика будет и дальше двигаться в направлении использования низкоуглеродистого сырья, то Россия столкнется с неизбежным выбором - приступить к экономическим и политическим реформам или по-прежнему оставаться в тренде маргинализации независимо от сохранения или снятия западных санкций. Никакие встречи американского и российского президентов не могут изменить эту реальность» (1, с. 2).
Согласно заявлению специалистов Всемирного банка, несмотря на намерения властей диверсифицировать экономику и некоторые шаги, сделанные в этой области, Россия все еще остается в высокой степени зависимой от экспорта нефти и газа, на долю которых приходится 2/3 от всего объема экспорта страны. Прогнозы экономического роста России весьма чувствительны к динамике мировых нефтяных цен. В конце мая 2017 г. президент России заявил об окончании периода рецессии и о «вступлении страны в период экономического роста». Однако в реальности темпы роста пока еще крайне низки - в первом квартале 2017 г. всего лишь 0,5% ВВП. Надежды на некоторое повышение темпов Всемирный банк связывает лишь с «улучшением настроения инвесторов в связи с повышением цен на нефть». В 2017-2019 гг. ожидаются умеренные темпы роста экономики (в диапазоне между 1,3 и 1,4%) (2, с. 1).
Как отмечает С. Карпухин, сильная зависимость экономики страны от экспорта нефти и других продаваемых на товарных биржах сырьевых товаров (восемь из первых 10 экспортных статей) является важным структурным ограничителем процесса диверсификации в России. Положение России осложняется тем, что в настоящее время девальвация национальной валюты не может использоваться как быстродействующий клапан, позволяющий ослабить зависимость от экспорта. Главным препятствием является высокий уровень ключевой процентной ставки. Однако в ближайшем будущем уменьшение нефтяных цен, рост выплат по внешнему долгу и вынужденное увеличение валютных интервенций заставят правительство снизить процентную ставку, что приведет к некоторому ослаблению рубля.
Директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги (Carnegie Moscow center) А. Мовчан считает, что российское правительство при разработке экономической стратегии сделало ошибочный выбор. Вместо того чтобы приступить к долгосрочным реформам, оно сосредоточилось на проблеме бюджета, решив сохранить в ближайшие годы бюджетный дефицит на текущем уровне. Повышение налоговых доходов и сокращение государственных расходов провозглашены как главные цели правительства. Политическая обстановка в стране, по мнению этого аналитика, также является фактором, негативно влияющим на перспективы реформирования экономики. «Ужесточение политического контроля, дальнейшая национализация частной собственности, сужение экономического пространства и новые политические процессы - все это влияет на снижение эффективности экономических преобразований» (2, с. 3).
Специалисты международного агентства по экономическому анализу и прогнозированию «Focus economics» в своих прогнозах развития российской экономики на ближайшие годы также подчеркивают значимость структурных реформ. Именно нерешенность структурных проблем в первую очередь влияет на формирование многих направлений экономической политики России - торгового баланса, валютной и фискальной политик (3).
Согласно прогнозам «Focus economics», ВВП России в 2017 г. возрастет на 1,3%, а в 2018 г. - на 1,7%. Из-за уменьшения экспортной выручки положительное сальдо торгового баланса России
в последние годы быстро сокращается: с 16,2 млрд долл. в 2015 г. и 8,8 млрд - в 2016 г. до 4,4 млрд в 2017 г. (данные на август каждого года). Некоторый оптимизм в отношении улучшения торгового баланса обусловлен тенденцией к росту нефтяных цен (в том числе на нефть марки Urals), в частности в связи с соглашением стран ОПЕК относительно замораживания добычи нефти. В конце сентября 2017 г. цена барреля Urals была равна 46,3 долл., что на 4,6% выше, чем за месяц до этого (3, с. 2).
Валютная политика России. В ноябре 2014 г. Россия перешла к системе плавающего валютного курса, отойдя от строгой привязки рубля к доллару и евро и стратегии жесткого контроля над национальной валютой. Это помогло ЦБР отменить регулярные валютные интервенции, однако банк вынужден осуществлять практику поддержки рубля в случаях образования рисков для финансовой стабильности. Резкие колебания курса рубля обычно связаны с изменениями цен на нефть и газ - главные экспортные товары России. Случаи наиболее высокой волатильности курса отмечены в конце 2014 г. (падение стоимости национальной валюты до 68,5 руб. за долл.), в 2015 г. (72,9 руб. за долл.). Наиболее драматичное обесценение рубля произошло в январе 2016 г. (82,4 руб. за долл.), когда цены на нефть упали до самого низкого за последнее десятилетие уровня. После этого, по мере повышения цен на нефть рубль постепенно стабилизировался до уровня 60-70 руб. за долл. (3, с. 3).
Фискальная политика России. В течение десятилетия после долгового кризиса 1998 г. России удавалось поддерживать профицит бюджета благодаря относительно слабому рублю и жесткой фискальной политике. Однако с началом глобального финансового кризиса (2009), сильно ударившего по российской экономике, бюджет начал сводиться с дефицитом. В 2012, 2013 и 2014 гг. дефицит составил соответственно 0,02%, 0,7 и 0,6% ВВП. Исключением стал лишь 2011 г., когда был получен профицит в 0,8% ВВП (3, с. 4).
Экономическая рецессия и особенно такие ее проявления, как низкие нефтяные цены, сокращение импорта и внутреннего спроса, привели в 2015 г. к резкому уменьшению фискальных доходов. До этого времени выручка от экспорта нефти и газа составляла 52% доходов бюджета. Встал вопрос о долгосрочной экономической безопасности и устойчивости бюджета. В этих условиях россий-
ское правительство было вынуждено пересмотреть бюджетную политику. Так, в сентябре 2015 г. оно заявило о приостановке действия «бюджетного правила», предусматривающего следующие меры: строгий контроль над расходными статьями бюджета; направление части нефтяных доходов в стабилизационные фонды; планирование цен на нефть (при формировании бюджета) исходя из исторически долгосрочных ценовых параметров; поддержание дефицита на уровне не выше 1% ВВП. Кроме того, было решено перейти от формирования бюджета на три года, делающего акцент на среднесрочные цели, к бюджету на один год.
Как считают некоторые аналитики, Россия, располагающая двумя стабилизационными фондами (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), может позволить себе дефицит более 1% ВВП (в 2015 г. дефицит составил 2,8% ВВП). Однако, подчеркивают специалисты «Focus economics», средства фондов быстро сокращаются, поскольку Россия практически не имеет других источников для поддержки дефицита - из-за западных санкций страна лишена возможности получать займы за рубежом. Все эти факторы обусловливают проведение жесткой бюджетной политики.
Итоговые выводы из прогнозов аналитиков и международных организаций сводятся к следующим положениям. Российская экономика в 2017 г. и ближайшие годы будет выходить из глубокой рецессии на волне роста нефтяных цен, повышения заработных плат и снижения процентных ставок, что приведет к росту потребления домохозяйств и деловых инвестиций. Начиная с 2015 г. ЦБР проводит политику монетарного смягчения. В соответствии с развитием тенденции к уменьшению инфляции банк осуществлял сокращение ключевой процентной ставки: с 17% в начале 2015 г. и 10% в конце 2016 г. до 8% в третьем квартале 2017 г. Уровень бедности будет постепенно снижаться. Однако ряд узких мест будет по-прежнему препятствовать ускоренному экономическому росту. В частности, однобокая структура экономики тормозит развитие диверсификации. Проблема бюджетного дефицита также создает риски для оживления - сжатие расходов не дает возможности существенно увеличить государственные инвестиции в образование, инновации и инфраструктуру. Институциональные реформы осуществляются крайне медленно. Экономика страны остается в зна-
чительной степени закрытой, а западные санкции тормозят развитие не-нефтяных отраслей.
Список литературы
1. Rogoff K. Russia's future looks bleak without economic and political reform // The Gaurdian. Business. Economics. - L., 2017. - 05.07. - Mode of access: https:// www.theguardian.com/business/2017/jul/05/there-is-little-reason-to-be-cheerful-about-russias-growth-prospects
2. David J., Kissi D. With oil washing out, Russia's zeal to reform remains elusive // CNBC. - 2017. - 23.06. - Mode of access: https://www.cnbc.com/2017/06/23/ russias-economic-reform-remains-elusive-as-oil-stays-weak.html
3. Economic overview of Russia // FocusEconomics. Countries. Russia. - Barcelona, 2017. - Mode of access: http://www.focus-economics.com/countries/russia
2018.01.037. НЕЛЬСОН Р.М. САНКЦИИ США И ЭКОНОМИКА РОССИИ.
NELSON R.M.U.S. Sanctions and Russia's economy // Congressional research service. - 17.02.2017. - Mode of access: https://fas.org/sgp/ crs/row/R43895.pdf
Ключевые слова: санкции; экономика; Россия; США; ЕС.
Доклад специалиста по международной торговле и финансам Исследовательской службы конгресса США посвящен анализу экономических санкций США в ответ на действия России по присоединению Крыма и поддержке сепаратистов на востоке Украины. В данном контексте автор видит два ключевых вопроса: эффективность воздействия санкций на экономику России и их экономические издержки для США.
Ссылаясь на законы 2014 г. «О поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности Украины» и «О поддержке свободы Украины», автор подчеркивает целенаправленный характер американских санкций в отношении российских физических и юридических лиц в важных коммерческих секторах, а именно:
- замораживание активов и запрет сделок с рядом российских граждан, в том числе с российскими должностными лицами, депутатами, бизнесменами, связанными с Кремлем;
- замораживание активов и запрет на участие в экономических транзакциях с физическими и юридическими лицами США