Научная статья на тему 'Современное состояние автомобильного рынка в России'

Современное состояние автомобильного рынка в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
888
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРОДАЖИ / СЕГМЕНТ / КРИЗИС / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокудин Дмитрий Андреевич

Представлен анализ продаж легковых автомобилей за 2010-2015 гг. Рассмотрены показатели авторынка России. Выделены причины изменения динамики продаж автомобилей в России за 2010-2015 гг. Прослежена связь между экономической ситуацией в мире и уровнем реализации машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT SITUATION IN AUTOMOTIVE MARKET IN RUSSIA

The analysis of car sales in Russia in 2010-2015 is presented. The indicators of Russian car market are considered. The reasons of changes in the dynamics of sales of cars in Russia in 2010-2015 are identified. The connection between the economic situation in the world and the level of implementation of machines is traced.

Текст научной работы на тему «Современное состояние автомобильного рынка в России»

УДК 685.5

ДА. Прокудин СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО

РЫНКА В РОССИИ

Аннотация. Представлен анализ продаж легковых автомобилей за 2010-2015 гг. Рассмотрены показатели авторынка России. Выделены причины изменения динамики продаж автомобилей в России за 2010-2015 гг. Прослежена связь между экономической ситуацией в мире и уровнем реализации машин.

Ключевые слова: автомобильный рынок, продажи, сегмент, кризис, структура.

Dmitry Prokudin CURRENT SITUATION IN AUTOMOTIVE

MARKET IN RUSSIA

Annotation. The analysis of car sales in Russia in 2010-2015 is presented. The indicators of Russian car market are considered. The reasons of changes in the dynamics of sales of cars in Russia in 2010-2015 are identified. The connection between the economic situation in the world and the level of implementation of machines is traced. Keywords: automotive market, sales, segment, crisis, structure.

Автомобильный рынок России является особым сектором экономики. За последние несколько лет данный сегмент экономики претерпел большие изменения. В 2011-2013 гг. Россия находилась на втором месте по общему количеству проданных автомобилей в Европе. В 2015 г. данный рейтинг обновился - 12-ое место по продажам автомобилей в мире, 5-ое место по продажам автомобилей в Европе [5]. Характеризовать российский авторынок можно по нескольким показателям: динамика продаж, доля на мировом рынке, сегментирование и т.д. Чтобы оценить его современное состояние, необходимо детально разобрать каждый показатель. Годовые объемы продаж.

Анализируя объемы продаж зарубежных марок (см. рис. 1), можно увидеть следующую картину: за 2010-2011 гг. суммарно в России было продано 2,9 млн. иномарок, в 2012 и в 2013 гг. были схожие результаты - 2,07 и 2,01 млн машин соответственно. Начиная с 2014 г. с объемом продаж в 1,82 млн, рынок пошел на убыль, остановившись на отметке в 1,12 млн в конце 2015 г.

Рис. 1. Статистика продаж зарубежных марок в России за 2010-2015 гг. (млн шт.) [4]

© Прокудин Д.А., 2016

Вслед за зарубежными марками необходимо представить статистику продаж отечественных автомобилей в период с 2010 по 2015 гг. (см. рис. 2).

Рис. 2. Статистика продаж зарубежных марок в России 2010-2015 гг. (млн шт.) [4]

Общая характеристика объема продаж легковых автомобилей в России за последние 5 лет представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Статистика продаж автомобилей в России 2010-2015 гг. (млн шт.) [4]

В 2010 г. в России было продано 1,79 млн автомобилей, 2,48 млн шт. в 2011 г. Максимальное значение рынок показал в 2012 г., когда в России продали 2,76 млн машин. Далее динамика снизила свои темпы и в 2013 г. и продажи составили 2,6 млн и 2,32 млн в 2014 г. 2015 г. показал худший результат - 1,49 млн автомобилей. Анализируя данные можно заметить, что продажи изменяются волнообразно. Факторами данной тенденции выступают:

— в 2008-2009 гг. на авторынок России сильно повлиял кризис банковской системы в США, и поэтому в 2010 г., только начиная оправляться от него, автосегмент смог выйти на уровень 2009 года;

— В 2011-2014 гг. в условиях больших цен на нефть, а соответственно и высокой покупательской способностью, объем продаж возвратился на уровень 2007 год (2,4 млн автомобилей) и даже смог его обогнать, показав максимальный результат в 2012 г., когда количество проданных автомобилей достигло отметки почти 3 млн [1];

— крымский кризис, санкции со стороны Евросоюза и США, низкие цены на нефть, низкая покупательская способность привели к тому, что в 2015 г. продажи сократились до 1,49 млн автомобилей, тем самым вернувшись на уровень 2005 г. (1,4 млн).

Сегментирование рынка.

Рис. 4. Структура рынка легковых автомобилей по сегментам в 2015 г. [3]

В 2015 г. на авторынке России было продано менее 1,5 млн новых легковых автомобилей. Это на 36 % меньше, чем в 2014 г. Как отмечают в отделе аналитики «АВТОСТАТ», падение по сегментам было неодинаковым. На автомобильном рынке России господствуют два сегмента: сегмент В, которые занимает почти 40 % рынка, и сегмент SUV, доля которого немного превышает 36 %. Таким образом, на эти два сегмента приходится 76 % рынка. При резком сокращении рынка в 2015 г. сильнее пострадал сегмент SUV, продажи в котором упали на 40,7 %. В сегменте В падение составило всего лишь 20 %. Лидерами этих сегментов являются LADA Granta (В) и Renault Duster (SUV) [3]. Третьим по объему продаж является сегмент С (11,5 %). В прошедшем году реализация таких авто-

мобилей сократилась на 53,7 %, что существенно хуже рынка. Лидирует здесь, как и в прошлом году, седан Nissan Aimera тольяттинской сборки. На все остальные сегменты приходится 12,5 % рынка [3].

В условиях нашей страны и менталитета покупатели все чаще стали все чаще покупать крупные автомобили, так называемые «паркетники». Обуславливается это несколькими факторами:

— нетипичные условия - необходимость наличия полного привода, высокий клиренс, большая вместимость салона;

— относительно низкие цены на бензин - в отличие от Европы, где цены на бензин выше в два раза, в России этот фактор является одним из определяющих при выборе машины;

— социальный фактор, престижность - большой автомобиль является непременным атрибутом человека с хорошим достатком.

Доля российского рынка в мире.

По данным агентства «АВТОСТАТ» всего в мире в 2015 г. было продано около 90 млн новых автомобилей. Китай занимает первое место по продажам легковых и коммерческих автомобилей в мире с количеством 25 млн автомобилей. На втором месте - США, где продажи составили 17,5 млн новых автомобилей. Несмотря на отрицательную динамику, Япония сохранила за собой третье место с 5 млн единиц [2].

Звания лучшего европейского рынка уже несколько лет подряд удостаивается Германия. В прошлом году на ее территории было продано 3,2 млн автомобилей, что позволило ей подняться на четвертую строчку рейтинга. Пятерку лидеров замыкает Индия с 2,78 млн автомобилей. В первую десятку также вошли Великобритания (2,63 млн шт.), Бразилия (2,48 млн шт.), Франция (1,92 млн шт.), Канада (1,9 млн шт.), Южная Корея (1,82 млн шт.) и Италия (1,58 млн шт.). Далее следует Россия с 1,49 млн проданных авто (-36,1 %), что соответствует 12-му месту в рейтинге. За ней идут Мексика (1,35 млн шт.), Австралия (1,15 млн шт.) и Испания (1,03 млн шт.) [4]. По итогам 2015 г. почти все авторынки, входящие в первые пятнадцать крупнейших рынков, показали положительную динамику, Россия напротив показала отрицательную (-35,7 %). Данный факт можно связать с тем, что на фоне мировых лидеров продаж, наша страна еще далека от выхода из кризисного состояния; и отрицательная динамика продаж и низкая доля нашего авторынка в мире тому свидетельство [1].

По итогам анализа представленных данных можно сделать следующий вывод - современное состояние рынка автомобилей еще далеко от тех, времен, когда можно будет использовать полностью весь потенциал. Факторами торможения развития авторынка можно назвать: низкую цену на нефть; . высокие цены на автомобили; низкую покупательскую способность; нестабильность внутренней валюты. Исходя из вышеописанного, можно сказать, что, учитывая период выхода из кризисных времен, который исторически занимает 2-3 года, 2016 год будет третьим по счету годом после кризиса. И поэтому оптимистичной картины скорее всего не предвидится - уровень продаж будет на уровне 1,5-1,6 млн машин, будет развиваться рынок поддержанных автомобилей, появится тенденция к «да-уншифтингу» (покупка более дешевого автомобиля, предпочтение отечественного автомобиля зарубежному). Для того чтобы поддержать продажи и преодолеть кризисные времена, необходимы следующие меры - рациональное внутрифирменное планирование продаж автомобилей, что позволит сократить издержки, укрепить долю рынка (план для долгосрочной перспективы), грамотное использование средств, выделенных государством на поддержание автомобильной промышленности, такие как льготный лизинг, программа утилизации, государственное субсидирование автокредитов, увеличение уровня локализации.

Библиографический список

1. Гусев, С. А. Менеджмент в автомобильном бизнесе и техническом сервисе : учебное пособие. В 2 ч. Ч. 1. / С. А. Гусев. — 2-е изд., испр. и доп.. - М. : Изд-во РГТЭУ, 2013. - 120 c. - ISBN 978-5-905948-37-4

2. Лавренёв, Д. Ведущие мировые авторынки по итогам 2015 гг. [Электронный ресурс] / Д. Лавренёв. - Режим доступа : http://www.autostat.ru/infographics/24664 (дата обращения : 01.03.2016).

3. Лавренёв, Д. Структура рынка легковых автомобилей по сегментам в 2015 г. [Электронный ресурс] / Д. Лавренёв. - Режим доступа : http://www.autostat.ru/infographics/24859 (дата обращения : 01.03.2016).

4. Статистика АЕБ [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.asroad.org/stat/aeb/?page=1 (дата обращения : 03.03.2016).

5. Тимерханов, А. Доля России на глобальном авторынке [Электронный ресурс] / А. Тимерханов. - Режим доступа : http://www.autostat.ru/news/25067 (дата обращения : 02.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.