Научная статья на тему 'Современное представление о стратегии и тактических схемах в керлинге'

Современное представление о стратегии и тактических схемах в керлинге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1588
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРЛИНГ / ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ / ПЛАН НА ИГРУ / АГРЕССИВНЫЙ И КОНСЕРВАТИВНЫЙ СТИЛЬ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадилин Александр Олегович, Шулико Юрий Владимирович, Скачков Юрий Анатольевич, Абрамов Дмитрий Николаевич

Статья посвящена рассмотрению возможных вариантов стратегии на игру, планов на энд и тактических планов в керлинге. Каждый розыгрыш камня в керлинге представляется определённым «тактическим ходом», в ходе которого команда пытается решить определённую оперативную тактическую задачу в виде достижения нового расположения спортивных снарядов на игровой площадке, а также следовать намеченной стратегической схеме на игру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадилин Александр Олегович, Шулико Юрий Владимирович, Скачков Юрий Анатольевич, Абрамов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern conception of strategy and tactical schemes in curling

The article is devoted to consideration of possible strategy options, game plans and tactical plans in curling. Each draw of the stone in curling appears to be a specific "tactical move", during which the team tries to solve a certain operational tactical problem in the form of a new stone location on the playground and to implement the proposed strategic scheme for the game.

Текст научной работы на тему «Современное представление о стратегии и тактических схемах в керлинге»

функционирует не только на индивидуальном уровне ее организации. В настоящее время неизмеримо возрастает количество групповых форм рекреационной деятельности - в оздоровительных центрах, на открытых площадках, салонах здоровья и т.п.

Физическая рекреация как социальное явление, вид физической культуры и общей рекреации может получить гражданский статус и обрести право на существование только при условии ее признания явлением, обеспечивающим здоровье личности, социально-психологическое и социокультурное её развитие. Все это выдвигает проблему физической рекреации, путей ее внедрения в повседневную жизнь россиян на первый план и ставит её решение в число актуальных задач, имеющих важное государственное значение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каган, М.С. Философия культуры : учебное пособие / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1996. - 416 с.

2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М. : Академия, 2001. - 240 с.

3. Эльмурзаев, М.А. Введение в теорию физической рекреации : учебное пособие / М.А. Эльмурзаев. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. - 249 с.

4. Эльмурзаев, М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 52.

REFERENCES

1. Kagan, M.S. (1996), Philosophy of Culture: textbook, Petropolis, St. Petersburg.

2. Lubysheva, L.I. (2001), Sociology of Physical Culture and Sports, "Academy", Moscow.

3. Elmurzaev, M.A. (2015), Introduction to the theory of physical recreation: textbook, Polytechnical University, St. Petersburg.

4. Elmurzaev, M.A. (2014), "Socio-cultural potential of physical recreation", Theory andpractice of physical culture, No. 2, pp. 52.

Контактная информация: m.a.08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2017

УДК 796.96

СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРАТЕГИИ И ТАКТИЧЕСКИХ

СХЕМАХ В КЕРЛИНГЕ

Александр Олегович Бадилин, старший преподаватель, Юрий Владимирович Шулико,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Юрий Анатольевич Скачков, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Дмитрий Николаевич Абрамов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению возможных вариантов стратегии на игру, планов на энд и тактических планов в керлинге. Каждый розыгрыш камня в керлинге представляется определённым «тактическим ходом», в ходе которого команда пытается решить определённую оперативную тактическую задачу в виде достижения нового расположения спортивных снарядов на игровой площадке, а также следовать намеченной стратегической схеме на игру.

Ключевые слова: керлинг, тактика и стратегия, план на игру, агрессивный и консервативный стиль игры.

MODERN CONCEPTION OF STRATEGY AND TACTICAL SCHEMES IN CURLING

Alexander Olegovich Badilin, the senior teacher, Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Yury Anatolievich Skachkov, the senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Dmitry Nikolaevich Abramov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg

Annotation

The article is devoted to consideration of possible strategy options, game plans and tactical plans in curling. Each draw of the stone in curling appears to be a specific "tactical move", during which the team tries to solve a certain operational tactical problem in the form of a new stone location on the playground and to implement the proposed strategic scheme for the game.

Keywords: curling, tactics, strategy, game plan, aggressive and conservative game style.

Керлинг часто называют «шахматами на льду», и действительно, между керлингом и шахматами есть определенное сходство. Например, стратегия как комплексный элемент, присущ обоим видам спорта. Команды в керлинге выбирают дебютные броски на энд в зависимости от того, как они хотят его закончить. Но, есть в керлинге и отличия от шахмат. После броска ваши «фигуры» (камни) не всегда оказываются в нужных клетках (месте на игровой площадке). Это значит, что, даже если скип сделает правильный выбор броска, хороший результат не всегда гарантирован. Кроме того, несмотря на существование броска, который с большой долей вероятности может привести вас к успеху, всегда есть другие броски, которые помогут достичь вашей цели. Если говорить о шахматах, считается что право первого хода дает определенное преимущество. В керлинге, напротив, в выигрышном положении оказывается тот, у кого есть право на последний бросок в энде («хам-мер»). Какое преимущество дает «хаммер»? Согласно статистике крупных соревнований и проведенным на ее основе исследованиям наличие хаммера в последнем энде при равном счете дает шанс на победу примерно в 75% случаев.

Поэтому контроль наличия хаммера в определенных эндах игры - большая часть стратегии. К примеру, если при равном счете остается два энда, то команда с хаммером будет намеренно стараться обнулить предпоследний энд, чтобы сохранить его в последнем.

При наличии хаммера команда, как правило, удовлетворена исходом энда, если зарабатывает два очка («скор») или обнуляет энд. Когда у команды нет хаммера, то успешным результатом можно считать, выигрыш одного и более очков («стил») или навязывание команде с хаммером одно очко («форс»). Навязать сопернику с хаммером одно очко в энде может показаться не особо впечатляющим достижением, однако это значимо для результата всей игры. «Форс 1» очка означает, что команда без хаммера успешно не позволила команде с хаммером выполнить поставленную перед ними цель - заработать 2 очка («скор») или «Обнулить», и хаммер переходит к ним в следующем энде.

Команды должны знать, какую цель им необходимо достичь в каждом энде и при каждом броске. Когда перед командой стоят ясные цели на энд, скип знает, какие броски стоит выбирать. Ясные цели для каждого броска позволяют бросающему и свипующим игрокам определять погрешности и попытаться их устранить, чтобы привести камень в оптимальное положение. Когда все игроки понимают, насколько важен каждый бросок для стратегии команды, тогда все будут стараться работать более усердно, чтобы достичь наилучшего результата.

На обсуждение стратегии перед каждым эндом отводится не так много времени. В перерыве между эндами команды обычно собираются на 15-30 секунд, чтобы обговорить план на следующий энд, например, «стил любой ценой». После этого выбирать броски будет скип, если ситуация не усложнится на столько, что ему потребуется посовещаться с командой. Скип может также сообщать команде в какую сторону «можно ошибиться» или «запасной план» перед броском, чтобы бросающий и свипующие игроки знали, в какую

сторону нельзя ошибаться и при необходимости вовремя смогли переключиться.

Хорошие команды всегда используют три типа стратегии:

1. План на игру: общий план игры (например, «у нас лучше, чем у них получаются хиты, поэтому давайте использовать консервативный, открытый стиль игры).

2. План на энд: цель и ожидаемое количество очков в каждом энде (например, «Стил 1» или «Заработать 2»).

3. Тактический план: выбор бросков, необходимых для достижения плана на энд (например, «нам нужен стил, поэтому поставим центральный гард»).

План на игру. Можно привести следующие примеры плана на игру:

- «У нас лучше, чем у соперников, получаются хиты, поэтому будем использовать открытый стиль игры, который подходит для хитов».

- «Наш соперник предпочитает чистый, консервативный стиль игры, поэтому давайте делать броски, которые позволят нагрузить игровую зону, навяжем им агрессивную игру, чтобы они чувствовали себя некомфортно».

- «Скип и третий номер наших соперников хорошо исполняют хиты, поэтому поставим спереди побольше камней в начале энда, чтобы не дать им исполнить легкие броски».

Если вы незнакомы с соперником, то можно сначала сделать план на первые два энда, чтобы узнать их сильные и слабые стороны, после чего составить план на оставшиеся энды.

Можно также иметь план, который меняется на протяжении игры. Его можно разбить на начало (1-3 энды), середину (4-7 энды) и конец (8-10 энды) игры. Ваш план на игру может быть следующим: «в начале играем просто, привыкаем к льду, в середине играем агрессивно, чтобы нарастить преимущество, в конце игры мы либо постараемся сохранить преимущество, а если будем отставать, то будем играть еще агрессивнее».

План на энд. Это цель вашей команды на предстоящий энд. Рассмотрим несколько примеров.

Примеры целей для команды с хаммером:

- «Скор 3 или больше»: на играх с командами высокого уровня очень сложно заработать более трех очков. Тактика для зарабатывания трех и более очков отличается от той, которая используется для зарабатывания двух, и для этого команде с хаммером обычно требуется несколько ошибок соперника.

- «Скор 2». Это самая распространенная цель для команды с хаммером.

- «Скор 1». В большинстве случаев команда с хаммером недовольна, когда зарабатывает одно очко. Основные исключения - когда команде с хаммером требуется лишь одно очко для победы.

- «Бланк» (обнуление). При обнуленном энде ни одна из команд не зарабатывает очков, но команда с хаммером сохраняет преимущество последнего броска до следующего энда. Поскольку наличие хаммера позволяет проще набирать очки, команда с хаммером может намеренно обнулить энд, чтобы сохранить за собой это преимущество. Например, если счет равный, а остается два энда, команда с хаммером обнулит предпоследний энд, чтобы сохранить хаммер в последнем энде.

- «Не допустить стил 1 очка или более». При тактике недопущения команда с хам-мером сосредоточена на том, чтобы соперник не занял выгодную для стила позицию, например, путем снятия центральных гардов, и команде не важно, заработает ли она очки или обнулит энд. Команда с хаммером может выбрать такую цель, если имеет значительное преимущество в счете или имеет равный счет в предпоследнем энде или больший счет в последнем энде.

Примеры целей на энд для команды без хаммера:

- «Стил 2 или больше». Украсть - значить заработать очки в отсутствии у вашей команды хаммера. В игре на высоком уровне очень сложно украсть два или более очков в одном энде.

- «Стил 1». Это общая цель для команды без хаммера.

- «Форс 1». Навязать одно очко тоже ценный результат для команды без хаммера. Если при наличии хаммера ваша команда сможет зарабатывать каждый раз по два очка и навязывать команде соперника по одному очку, когда хаммер у них, вы выиграете со значительным преимуществом.

- «Не допустить, чтобы команда с хаммером заработала больше 1 (2-х или более очков). Когда стоит цель «не допустить», команде без хаммера не важно, сделает ли она стил, форс или бланк, если ей удастся не допустить соперникам заработать более двух очков. В большинстве случаев команда без хаммера будет считать энд неудавшимся, если она позволила сопернику совершить бланк, поскольку она не получает очков, и хаммер к ней не переходит. Команда может выбрать такую тактику, если имеет значительное преимущество или опережает соперника хотя бы на одно очко.

Так какой план выбрать? Вы можете сделать решение, подумав о вашем плане на игру, а затем приняв во внимание: какой идет энд, каков счет, у кого хаммер, какие условия льда (например, будет ли из-за смещения камня на этом льду проще или сложнее исполнять хит), уверенно ли ваша команда осуществляет постановочные броски, меняются ли условия льда, какие у вашей команды сильные и слабые стороны, какие сильные и слабые стороны у ваших соперников? Как упоминалось ранее, некоторые команды заранее готовят стандартные планы для общих ситуаций. Некоторые даже разрабатывают подробные схемы планов на энд для возможных ситуаций. В таблице 1 представлен пример схемы плана на все энды в зависимости от текущего счета.

Таблица 1 - Схема плана на все энды в зависимости от текущего счета

Энд Счет Цель на энд с хаммером Цель на энд без хаммера

1-3 энды -2 Заработать 2 консервативно или относительно агрессивно Стил 1 консервативно

-1 Заработать 2 консервативно, относительно агрессивно или обнулить Стил 1 консервативно

Равный Заработать 2 консервативно, относительно агрессивно или обнулить Форс 1 консервативно или Стил 1 консервативно

+1 Заработать 2 консервативно или относительно агрессивно Форс 1 консервативно или Стил 1 консервативно

+2 Заработать 2 консервативно или относительно агрессивно Форс 1 консервативно

4-7 энды -3 и более Заработать 2 относительно агрессивно или агрессивно Стил 1 относительно агрессивно

-2 Заработать 2 относительно агрессивно Стил 1 консервативно или Форс 1

-1 Заработать 2 консервативно или не дать сопернику заработать Стил 1 консервативно или Форс 1

Равный Заработать 2 консервативно или относительно агрессивно Стил 1 консервативно или Форс 1

+1 Заработать 2 консервативно или относительно агрессивно Стил 1 консервативно или Форс 1

+2 Заработать 2 консервативно или относительно агрессивно Стил 1 консервативно или Форс 1, либо не дать сопернику заработать более 1

+3 и более Заработать 2 консервативно, обнулить или не дать сопернику заработать Не дать сопернику заработать более 2

8 -3 и более Заработать 2 относительно агрессивно или агрессивно. Не сдавать стил. Стил 1 любой ценой

-2 Заработать 2 относительно агрессивно или агрессивно. Не сдавать стил. Стил 1 агрессивно

-1 Заработать 2 относительно агрессивно или обнулить Стил 1 относительно агрессивно или консервативно

Равный Заработать 2 консервативно, относительно агрессивно или обнулить Стил 1 относительно агрессивно или консервативно, либо Форс 1

+1 Заработать 2 консервативно или не дать сопернику заработать Форс 1, либо Стил 1 консервативно

+2 и более Не дать сопернику заработать Форс 1 консервативно

Энд Счет Цель на энд с хаммером Цель на энд без хаммера

9 -3 и более Заработать 2 агрессивно или любой ценой Стил 1 (или 2) любой ценой

-2 Заработать 2 агрессивно, не сдавать стил Стил 1 любой ценой

-1 Заработать 2 агрессивно или относительно агрессивно, либо обнулить Стил 1 агрессивно или любой ценой

Равный Обнулить либо заработать 2 консервативно Стил 1 или Форс 1

+1 Не дать сопернику заработать Форс 1

+2 и более Не дать сопернику заработать Не дать сопернику заработать более 1

10 -2 Заработать 2 любой ценой. При возможности заработать 3, но не ценой проигрыша. Стил 2 любой ценой

-1 Заработать 2 агрессивно, или как минимум 1 любой ценой Стил 1 любой ценой, или Стил 2 если возможно, но не под риском проигрыша

Равный Не дать противнику заработать любой ценой Стил 1 любой ценой

1 Не дать противнику заработать 1, тем более 2 Стил 1 или не дать заработать более 1 сопернику

+2 и более Не дать противнику заработать 2 и более очков Не дать сопернику заработать 1, тем более 2

Важная идея, которую можно вынести из этой схемы, заключается в том, что важно игру следует строить исходя из счета и количества оставшихся эндов. Некоторые команды стараются зацикливаются на выигрыше каждого энда так сильно, что в итоге проигрывают игру. Например, проигрыш одного камня может показаться плохим результатом, однако, если вы имели преимущество в четыре очка, а остается играть три энда, можно позволять сопернику украсть по одному очку в каждом оставшемся энде, и вы все равно выиграете.

Тактический план. После того, как вы выбрали план на энд, вам нужно определить тактический план, т.е. выбор самих бросков. Даже несмотря на то, что необходимо учитывать игровую ситуацию, всегда нужно начинать с общего тактического плана, вместо того, чтобы играть всю игру от броска к броску. Лучшие скипы планируют на несколько бросков вперед. Когда они начинают энд, они знают, как они хотят его закончить и какие броски им, скорее всего, придется совершить для реализации плана. Они также имеют представление о том, что может пойти неправильно, и могут понять, когда лучше отступить от плана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадилин, А.О. Современные тенденции и основные принципы построения тактики на отдельный энд в спортивной игре в кёрлинг / А.О. Бадилин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 14-17.

2. Schmidt, R. The Five elements of curling technique / R. Schmidt. - USA Curling, Stevens Point, Wisconsin, USA, 2012. - 115 p.

3. Coleman, G. Introduction to curling strategy / G. Coleman. - First Edition. - USA curling, USA, 2014. - 350 p.

REFERENCES

1. Badilin, А. (2017), "Modern features and basic principles of tactics on separate end in a sports game of curling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 14-17.

2. Schmidt, R. (2012), The Five elements of curling technique, USA Curling, Stevens Point, Wisconsin, USA.

3. Coleman, G. (2014), Introduction to curling strategy, USA curling, First Edition, USA.

Контактная информация: uvs08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.