Научная статья на тему 'Современное правотворчество и задачи юридической науки'

Современное правотворчество и задачи юридической науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2125
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное правотворчество и задачи юридической науки»

Современное правотворчество

W *

и задачи юридическом науки

ХАБРИЕВА Талия Ярулловна, вице-президент Российской академии наук, академик РАН, член Комиссии Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссии), член-корреспондент Международной академии сравнительного права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации и Республики Татарстан, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: office@izak.ru

Contemporary Law-Making and the Role of Juridical Science

T. Y. Khabrieva, vice-president and academician of Russian Academy of Sciences, doctor of legal sciences, professor, honored jurist of the Russian Federation, associate member of the International Academy of Comparative Law, director of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia E-mail: office@izak.ru

DOI: 10.12737/12222

Правотворчество — традиционное направление теоретических и научно-прикладных исследований юридической науки. Поэтому изначально, с момента основания в 1925 г., Институт законодательства и сравнительного правоведения воспринимал его как основной предмет своей деятельности, участвуя в разработке кодексов, иных законодательных актов, вначале в сфере уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а с 1936 г. — всех отраслей законодательства СССР и Российской Федерации. Это послужило импульсом формированию в Институте отечественной теории правотворчества1.

* Тезисы доклада на Х Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов (июнь 2015 г.). Обзор Школы-практикума опубликован на с. 135—144 настоящего выпуска Журнала.

1 В развитие теории правотворчества внесли свой вклад Н. Г. Александров, С. Н. Братусь, И. Л. Брауде, А. Б. Венгеров, М. Н. Гернет, С. А. Голунский, А. И. Денисов, И. Ф. Казьмин, С. Ф. Кечекьян, О. Э. Лейст,

Учеными Института разрабатывалась общая теоретическая модель правотворчества и упорядочения законодательства, намечались основные параметры систематизации действующих нормативных актов. Детально исследовались исторические, экономические и социальные факторы формирования права. Развивались учения о правовых традициях современного мира, правовом сознании и правоприменительной практике2.

A. В. Мицкевич, А. С. Пиголкин, А. А. Пи-онтковский, И. С. Самощенко, А. А. Тилле,

B. А. Туманов, Ю. А. Тихомиров, М. Д. Шар-городский и др.

2 См., например: Брауде И. Л. Избранное. Очерки законодательной техники. Некоторые вопросы системы советского права. М., 2010; Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: дис. ... д-ра юрид. наук. М.,1972; Общая теория права: учебник / под общ. ред. А. С. Пигол-кина. М., 1998; Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: науч.-метод. пособие / отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1998; Законотворчество в Российской Фе-

Современные задачи юридической науки в сфере правотворчества.

Одна из основных задач юридической науки в сфере правотворчества — выявление общих закономерностей правового развития, меняющих пространственные очертания и структуру права, его базовые компоненты и механизмы их взаимодействия.

Продолжают расширяться предметы правового регулирования. Воз-

дерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2000; Парламентское право: Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2003; Абрамова А. И. Законодательный процесс в Российской Федерации: проблемы и перспективы: науч.-практ. пособие. М., 2005; Законность в Российской Федерации: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2008; Публичные и частные интересы в российском законодательстве: сб. по матер. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2005; Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2006; Рахманина Т. Н. Кодификация законодательства: монография. М., 2006; Закон: стабильность и динамика (материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, Москва, 1—3 июня 2006 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2007; Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2005; Доктринальные основы юридической техники / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2010; Иванюк О. А, Калмыкова А. В., Каширки-на А. А. и др. Границы правового регулирования: практ. пособие / отв. ред. И. В. Плю-гина, Е. В. Черепанова. М., 2011; Нормотвор-ческая юридическая техника / под ред. Н. А. Власенко. М., 2011; Хабриева Т. Я., Тихомиров Ю. А., Власенко Н. А. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект); Парламентское право: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2013; Власенко Н. А. Проблемы правовой неопределенности: курс лекций. М., 2015; Он же. Разумность и определенность в правовом регулировании: монография. М., 2015.

никают новые общественные явления в сферах, которые прежде не попадали под действие права. Наиболее заметные примеры демонстрируют экологическое право и техническое регулирование, стремительно формирующие новое правовое пространство.

Все более подвижными становятся границы между отраслями законодательства и даже глубинными пластами публичного и частного права. Этот феномен подтверждает не только отечественное цивилистическое законодательство, но и классический Гражданский кодекс Франции, включивший в последние десятилетия множество норм публично-правового содержания. Такое смешение начал права сохраняет и проект реформирования договорного права, опубликованный 25 февраля 2015 г. Министерством юстиции Франции3.

В последние годы во всех развитых странах появились новые правовые построения, которые дополняют существующие либо формируют самостоятельные комплексы и институты законодательства. Наиболее заметны такие процессы в сферах информации и современных информационных технологий, энергетического обеспечения, использования биомедицинских методов. При этом меняются функции и роль классических отраслей законодательства. Углубляется проникновение в государственную и общественную жизнь конституционного права, что стало следствием не только увеличения предметов конституционно-правового регулирования, но и более интенсивной консти-туционализации законодательства и правоприменительной практики4.

Одновременно наблюдаются процессы экспансии международного права, вовлекающего в свою орбиту все большие сегменты национальных правовых пространств.

3 См.: URL: http://www.justice.gouv.fr.

4 См.: Хабриева Т. Я. Этапы и основные направления конституционализации российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6. С. 25—30.

Таким образом, рождается новая композиция национальных правовых систем. Очевидно, что такие явления требуют их последовательной модернизации, одно из основных направлений которой — постоянное обновление законодательства и правоприменительной практики с целью их приведения в соответствие с международно-правовыми стандартами. И этот процесс становится все более масштабным по мере увеличения количества международных организаций и возрастания их активности.

Модернизация права проявляется и в смещении вектора правового развития в направлении социально-гуманитарных вопросов, что позволяет обеспечивать равновесие частных, социально-групповых и общегосударственных интересов5. Она отражается также в высокой динамике процессов централизации и децентрализации правового регулирования, которые демонстрируют не только федеративные, но и унитарные государства6.

Все более заметно стремление к обеспечению сбалансированного сочетания методов правового и неправового воздействия, императивных и диспозитивных норм как одного из направлений и вместе с тем средства модернизации права. Так, в отраслях публичного права, в которых, как правило, отсутствует равенство сторон, стали использоваться соглашения и договоры, свиде-

5 См.: Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 5—15.

6 Это один из выводов, к которому пришли исследователи Института при подготовке Всемирного доклада «Децентрализация и демократия на местах». URL: http:// www.euroasia-udg.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=42%3A2011-10-

14-07-24-30&catid=12%3A2011-10-14-07-23-27&Itemid=19&lang=ru; см. также: Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2010.

тельствующие о внедрении более гибких форм регулирования, основанных на принципах самоорганизации. В сфере частного права применяются публично-правовые средства, в том числе из арсеналов антимонопольного и антикоррупционного законодательства.

Сочетание частноправовых и публично-правовых средств не только влияет на динамику правового воздействия, но и рождает импульсы к повсеместному развитию государственно-частного партнерства, появлению институтов с гибридной правовой природой, включающей публичное и частное начала (в частности, юридических лиц публичного права).

Вторая основная задача современной юридической науки в сфере правотворчества — научное обеспечение систематизации права.

Развивающиеся общественные отношения все чаще стали приобретать сложный комплексный характер, поэтому они не всегда уклад ыва-ются в существующие формы систематизации права. Некоторые нормы признаются непригодными для систематизации в силу уникальности либо ограниченности их действия в пространстве и во времени. Ситуацию осложняет формирование самостоятельных правовых образований, не согласованных между собой.

И тем не менее систематизация нормативно-правового материала практически повсеместно продолжает широко использоваться. Предпочтение по-прежнему отдается классическим отраслевым кодексам как актам, регулирующим конкретную сферу общественных отношений и непосредственно отражающим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования.

Наряду с ними внедряются формы межотраслевой систематизации нормативно-правового материала, регулирующие отдельные сферы государственной и общественной жизни. Например, во Франции издаются кодексы по кинематографии и ани-

мации, окружающей среде, территориальным образованиям, научным исследованиям, туризму, урбанизму и т. д.

Систематизация права обогащается новыми формами инкорпорации и консолидации нормативно-правового материала, снижающими уровень множественности нормативных правовых актов, их мелкотемье, пробелы и противоречия в правовом регулировании.

В мировой практике довольно широко внедряются формы неофициальной систематизации нормативно-правового материала. Классическим примером служат систематизированные собрания прецедентных норм, периодически обновляемые Американским институтом права, по большому кругу правовых тем — коллизии в праве, договоры, собственность, трасты и т. д.

Такой широкий арсенал средств систематизации законодательства целесообразно использовать и в России, что требует их постоянного изучения.

Третья основная задача юридической науки — разработка и совершенствование системы стандартов правотворчества. Исследования подтверждают, что их истоки можно обнаружить в известных древних источниках, в том числе в знаменитом трактате «Артха-шастра» («Искусство управления»). Составленный еще две с половиной тысячи лет назад, он устанавливал такие «истинные» требования к нормативным правовым актам, как «последовательность изложения, связность, полнота, изящество стиля, благородство слога и ясность»7.

В современной юридической науке каталог стандартов правотворчества существенно расширился. Помимо требований к нормативным правовым актам, рассматриваются образ-

7 Законы Ману — памятник Древней Индии. URL: http://bukvi.ru/obshestvo/istoria-prava/zakony-manu-pamyatnik-drevnej-indii.html.

цы организации и деятельности правотворческих органов, соблюдение которых создает организационные предпосылки реализации идеала демократического волеизъявления в правовом государстве. Он включает также стандарты профессиональной подготовки специалистов по правотворчеству, а также критерии отбора законотворцев, о чем еще в XIII в. писал великий философ Фома Аквинский, призывая искать «мудрых людей, которые способны составить правильные законы»8. Эта тема стала предметом широких дискуссий среди юридического сообщества в XXI в.9

В современном мире стандарты правотворчества находят отражение не только в научных трудах, но и в законодательных актах, регламентах парламентов, в официальных руководствах по составлению нормативных правовых актов.

Высшей формой отражения достижений юридической науки в сфере правотворчества стали законы о нормативных правовых актах, которые действуют в Италии, Японии, Болгарии, Казахстане, Беларуси, Узбекистане, Грузии, Азербайджане, ряде других государств.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ в инициативном порядке разработал проект такого закона еще в 1970-е гг. Одна из его последних редакций положена в основу законопроекта «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», который подготовлен Министерством юстиции РФ и в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения10.

8 Фома Аквинский. Учение о душе. СПб., 2004. С. 200—201.

9 См.: Международный юридический форум. URL: http://www.spblegalforum.ru; Законотворческий консалтинг: пределы возможного. URL: http://www.izak.ru/news. html?id=821.

10 См.: URL: http://regulation.gov.ru/

project/21982.html.

Во многих государствах идея закона о законах воплощена в иных правовых формах.

Еще в 1837 г. палата представителей Конгресса США придала нормативную силу Пособию парламентской практики, впервые изданному Т. Джефферсоном в 1801 г. С тех пор Пособие постоянно обновляется, отражая изменения в требованиях к законодательной процедуре и технике.

В Польше председатель Совета министров в 2002 г. утвердил «Правила законодательной техники».

В Германии действуют «Рекомендации по единообразному оформлению законов и нормативных постановлений», разработанные Федеральным министерством юстиции.

Во Франции требования законодательной техники закреплены в циркулярах премьер-министра «О качестве права» 2011 г., «О правилах подготовки, подписания и опубликования правовых актов в "Journal officiel"», а также в «Руководстве по правотвор-честву»11 (в ред. от 4 марта 2015 г.).

Есть и другие задачи, стоящие перед юридической наукой в сфере правотворчества, в том числе направленные на повышение его эффективности, гармонизацию национальных и международно-правовых регуляторов, обеспечение действенности применяемых юридических технологий.

О наследии и новых горизонтах правотворческой юридической науки. Необходимо сохранение и дальнейшее развитие наследия юридической науки в сфере правотворчества. До настоящего времени оно формировалось в основном усилиями ее представителей и с использованием технологий и средств позитивистского направления юридической науки.

Однако потенциал юридического нормативизма (позитивизма) по совершенствованию законотворческой деятельности во многом исчерпан.

11 cm.: Constitution de la Ré publique française; Bulletins des administrations. URL: http:// www.gouvernement.fr.

Поэтому в последние десятилетия в сферу правотворчества все чаще внедряются технологии, разработанные в недрах других направлений юридической науки — социологической и реалистической, коммуникативной и психологической, экономической и исторической.

Один из основателей реалистического направления в правоведении О. В. Холмс-младший утверждал, что «жизнь права — это опыт»12, что право следует изучать главным образом в действии, выявляя не только существующие недостатки правового регулирования, но и потребности в его обновлении.

Во многом те же идеи отстаивало социологическое направление юридической науки, блестяще представленное в России М. М. Ковалевским и одним из основателей Института законодательства и сравнительного правоведения М. Н. Гернетом13.

Эти традиции были продолжены Институтом в 1960-е гг., в частности, в исследованиях И. С. Самощен-ко, В. И. Никитинского, А. Б. Венге-рова14, посвященных эффективности законодательства. В дальнейшем на

12 Учение Холмса о праве. URL: http:// bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/50.htm.

13 См.: Ковалевский М. М. Социология: в 2 т. СПб., 1910; Ильин И. А., Устинов В. М, Новицкий И. Б., Гернет М. Н. Основы законоведения: общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права: общедоступные очерки. 4-е изд. М.; Петроград, 1915.

14 См.: Самощенко И. С., Никитин-

ский В. И., Венгеров А. Б. К методике изучения эффективности правовых норм //

Советское государство и право. 1971. № 9. С. 70—78; Никитинский В. И., Самощен-ко И. С. Экономическая обоснованность (целесообразность) правовых решений и экономичность их действий // Советское государство и право. 1976. № 5. С. 20—27; Венге-ров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления: теоретические вопросы. М., 1978.

основе этих исследований разрабатывались юридические технологии оценок действующего законодательства, прогнозирования его будущего развития, проектирования правоприменительной практики15.

С 1994 г. в русле соединения классических и современных научных подходов Институт издает постоянно обновляемые «Концепции развития российского законодательства». В настоящее время завершается работа над седьмым изданием этого фундаментального монографического издания, основная цель которого — прогнозирование общих тенденций развития законодательства.

Необходимы и другие, более прикладные исследования, направленные на прогнозирование правовых ситуаций и рисков, а также планирование опережающих работ по правовому решению вызванных ими проблем16. Они позволят снизить число наспех подготовленных законопроектов, неэффективных, а порой абсурдных правовых решений.

Примером таких работ может служить Концепция развития Арктического права, подготовленная Институтом в 2014 г. на основе глубокого изучения нормативно-правового регулирования Арктики. Анализ около трех тысяч нормативных правовых актов с «арктическим» содержанием, действующих в России и в зарубежных странах, и практики их реализации позволил дать характе-

15 См.: Эффективность законодательства и современные юридические технологии: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 29—31 мая 2008 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2009; Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере: научно-практическое исследование. М., 2010.

16 См.: Риск в сфере публичного и частного права: монография / науч. ред. Ю. А. Тихомиров, М. А. Лапина. М., 2014; Тихомиров Ю. А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 5—16.

ристику такого феномена, как арктическое право, определив структуру его правового каркаса, место и роль в системе иных правовых образований, предложить научно обоснованный прогноз международно-правового и национально-правового регулирования Арктики17.

В прогнозировании и планировании правотворческой деятельности большую помощь может оказать мониторинг гражданских законотворческих инициатив. В последние годы этот инструмент широко внедряется во многих государствах с целью определить общественные настроения, к чему во II в. до н. э. призывал отец китайской историографии Сы-ма Цянь: «Предоставьте народу то, что он желает, и поскорее избавьте от того, что он отвергает»18.

Попытки внедрения такого механизма предпринимаются и в России. На сайте «Российская общественная инициатива», учрежденном Указом Президента РФ 4 марта 2013 г. № 183, размещено уже более пяти тысяч общественных инициатив. Это средство «измерения» восприятия обществом действующего законодательства и выявления объективных потребностей в его обновлении для целей совершенствования законодательства требует более внимательного изучения.

Потребности правотворчества не ограничиваются федеральным уровнем и тем более представля-

17 В декабре 2015 г. Концепция была представлена на научной сессии общего собрания членов РАН, а также на пленарных сессиях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. См.: Арктическое право: концепция развития / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2014; Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. О феномене арктического права в контексте правового развития России // Вестник Российской академии наук. 2015. № 5—6. С. 472—477.

18 Средневековые исторические источники Востока и Запада. URL: http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/ Syma_Tsjan/Tom_VII/text62.phtml.

ется недостаточным крайне редкое проведение «полевых» юриди-ко-социологических исследований в субъектах РФ, хотя они являются необходимым инструментом своевременного выявления импульсов к изменению законодательства. В связи с этим теоретическую и практическую ценность представляет многолетний изыскательский опыт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ19.

Однако такие возможности большинства и без того немногочисленных научно-экспертных центров весьма ограниченны, что снижает возможности прогнозирования развития законодательства в целом.

В зарубежной правотворческой практике внедряются технологии психологического направления правоведения, представленного в России трудами Л. И. Петражицкого20. В частности, используются методики нейропсихологической оценки законопроектов, которые позволяют не только выявлять уровень восприятия в общественном сознании проектируемых правовых решений, но и усиливать их воздействие посредством особых стилистических приемов и средств.

Методики такого рода находят применение за рубежом для совершенствования правоприменительной практики. В связи с этим следует вернуть в научный оборот имеющийся доктринальный багаж для решения новых задач современного правотворчества21.

19 См., например: Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2010.

20 См.: ПетражицкийЛ. И. Что такое право? // Вестник права. 1899. № 1. С. 1—62; Он же. Об изучении правовых явлений // Вестник права. 1904. № 4. С. 68—100.

21 См.: Лазарев В. В. Социально-психоло-

гические аспекты применения права. Казань, 1982.

В зарубежной доктрине свое место заняло коммуникативное направление юриспруденции, в основе которого лежат идеи о том, что право не может отождествляться только с волей государства, включает нормы других регуляторов, в том числе религиозных, этических, этно-общин-ных, корпоративных и других, выходящих далеко за пределы властных полномочий государства (Ю. Хабер-мас, М. ван Хоек и др.).

Соответственно, в изучении и совершенствовании законотворческой и правоприменительной деятельности основной акцент делается на взаимодействии существующих социальных регуляторов, что имеет особое значение для государств со сложным этническим и социальным составом. Такие исследования были известны в России в конце XIX — начале ХХ в., но в советское и постсоветское время им уделялось недостаточное внимание. В новое время (в последние десятилетия) предпринимались отдельные изыскания. Между тем они могли бы быть полезны не только в понимании этно-соци-альных процессов, но и в разработке средств их гармонизации.

Все более широкое распространение получают и идеи экономико-правового направления юриспруденции. Долгое время они ассоциировались с марксистскими доктринами, но в последние годы приобретают иной, неидеологизированный и во многом прагматичный контекст как средство интеллектуального, финансового, кадрового, организационного, иного обеспечения законотворческой и правоприменительной деятельности.

В России первые шаги в этом направлении сделаны в рамках исследований конституционной экономики, идеи которых еще не нашли практического применения22.

Заметна также тенденция к ренессансу идей естественно-правового и

22 См.: Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Ла-фитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика: учебник для вузов. М., 2006.

исторического направлений юридической науки. Многие из них имеют большой потенциал в деле совершенствования законодательства и правоприменительной практики, поскольку направлены на консолидацию правового сознания и правовой воли как основных факторов устойчивого развития государства и общества. Речь идет об идеях основателя исторической школы права Ф. К. фон Савиньи, который призывал отражать в праве особенности народа, его язык, нравы и учреждения23. Такие же идеи два века спустя высказывают Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин24, Председатель Верховного суда Великобритании И. Джадж

23 См.: Савиньи Ф. К. Обязательственное право. Пер. с нем. М., 1876.

24 См.: Зорькин В. Д. Конституция живет в законах. Резервы повышения качества рос-

сийского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 3. С. 1—5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2008—2013)25, многие другие видные политики и юристы демократических и развитых государств.

В теории и практике других правовых циклов невозможна и нежелательна монополия каких-либо научно-правовых идей и доктрин. Они могут найти применение, если служат повышению роли права и решению насущных проблем правового развития.

Правотворчество — это, безусловно, удел правоведов, но оно будет успешным лишь при условии использования новейших знаний, в том числе экономики, социологии, истории, политологии. Лишь тогда возможно создать правовое пространство, достойное самой идеи права. В этом, собственно, и заключается предназначение юридической науки в правотворчестве.

25 cm.: Arlidge A., Judge I. Magna Carta Uncovered. Hart Publishing Extent, 2014.

Библиографический список

Arlidge A., Judge I. Magna Carta Uncovered. Hart Publishing Extent, 2014.

Абрамова А. И. Законодательный процесс в Российской Федерации: проблемы и перспективы: науч.-практ. пособие. М., 2005.

Арктическое право: концепция развития / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2014.

Баренбойм П. Д., Гаджиев Г. А., Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика: учебник для вузов. М., 2006.

Брауде И. Л. Избранное. Очерки законодательной техники. Некоторые вопросы системы советского права. М., 2010.

Венгеров А. Б. Право и информация в условиях автоматизации управления: теоретические вопросы. М., 1978.

Власенко Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании: монография. М., 2015.

Власенко Н. А. Проблемы правовой неопределенности: курс лекций. М., 2015.

Доктринальные основы юридической техники / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2010.

Закон: стабильность и динамика (материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, Москва, 1—3 июня 2006 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2007.

Законность в Российской Федерации: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2008.

Законотворческий консалтинг: пределы возможного. URL: http://www.izak.ru/news. html?id=821.

Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2000.

Законы Ману — памятник Древней Индии. URL: http://bukvi.ru/obshestvo/istoria-prava/ zakony-manu-pamyatnik-drevnej-indii.html.

Зорькин В. Д. Конституция живет в законах. Резервы повышения качества российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 3.

Иванюк О. А., Калмыкова А. В., Каширкина А. А. и др. Границы правового регулирования: практ. пособие / отв. ред. И. В. Плюгина, Е. В. Черепанова. М., 2011.

Ильин И. А., Устинов В. М., Новицкий И. Б., Гернет М. Н. Основы законоведения: общее учение о праве и государстве и основные понятия русского государственного, гражданского и уголовного права: общедоступные очерки. 4-е изд. М.; Петроград, 1915.

Ковалевский М. М. Социология. Т. 1: Социология и конкретные науки об обществе. Исторический очерк развития социологии; Т. 2: Генетическая социология, или Учение об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. СПб., 1910.

Лазарев В. В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.

Международный юридический форум. URL: http://www.spblegalforum.ru.

Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование / под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2010.

Никитинский В. И., Самощенко И. С. Экономическая обоснованность (целесообразность) правовых решений и экономичность их действий // Советское государство и право. 1976. № 5.

Нормотворческая юридическая техника / под ред. Н. А. Власенко. М., 2011.

Общая теория права: учебник / под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 1998.

Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2006.

Парламентское право: монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2013.

Парламентское право: Парламентское право России: учеб. пособие / под ред. Т. Я. Хаб-риевой. М., 2003.

Петражицкий Л. И. Об изучении правовых явлений // Вестник права. 1904. № 4.

Петражицкий Л. И. Что такое право? // Вестник права. 1899. № 1.

Пиголкин А. С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972.

Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2010.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: науч.-метод. пособие / отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1998.

Публичные и частные интересы в российском законодательстве: сб. по матер. науч.-практ. конф. / отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2005.

Рахманина Т. Н. Кодификация законодательства: монография. М., 2006.

Риск в сфере публичного и частного права: монография / науч. ред. Ю. А. Тихомиров, М. А. Лапина. М., 2014.

Савиньи Ф. К. Обязательственное право. Пер. с нем. М., 1876.

Самощенко И. С., Никитинский В. И., Венгеров А. Б. К методике изучения эффективности правовых норм // Советское государство и право. 1971. № 9.

Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2005.

Средневековые исторические источники Востока и Запада. URL: http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_VII/text62.phtml.

Тихомиров Ю. А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права. 2014. № 3.

Тихомиров Ю. А. Эффективность законодательства в экономической сфере: научно-практическое исследование. М., 2010.

Учение Холмса о праве. URL: http://bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/50.htm.

Фома Аквинский. Учение о душе. СПб., 2004.

Хабриева Т. Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8.

Хабриева Т. Я. Этапы и основные направления конституционализации российского законодательства // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6.

Хабриева Т. Я., Капустин А. Я. О феномене арктического права в контексте правового развития России // Вестник Российской академии наук. 2015. № 5—6.

Хабриева Т. Я., Тихомиров Ю. А., Власенко Н. А. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект).

Эффективность законодательства и современные юридические технологии: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 29— 31 мая 2008 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.