Фарышев Евгений Васильевич
Краснодарский университет МВД России (тел.: +79894645253)
Современное понятие и содержание профессиональной преступности
В статье анализируются признаки профессиональной преступности на современном этапе. В качестве таковых автор указывает криминальную специализацию, устойчивость преступной деятельности, криминальную квалификацию, стремление к извлечению дохода, консолидацию преступной деятельности, специфический тип личности преступника.
Ключевые слова: профессиональная преступность, криминальная специализация, устойчивость, криминальные навыки, преступный доход.
E.V. Faryshev, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79894645253. Modern concept and content of professional crime
In this article the features of professional crime at the present stage are analyzed. The author points: criminal specialization, resistance of criminal activity, criminal qualification, desire to extract revenue, consolidation of criminal activity, specific type of offender.
Key words: professional crime, criminal specialization, constancy, criminal skills, criminal revenue.
Профессиональная преступность является одной из наиболее закрытых и малоизученных форм преступности. Сведения о преступных деяниях, совершенных профессиональными преступниками, не отражаются в официальных статистических данных правоохранительных органов. Кроме того, достаточно сложно получить эмпирические данные о профессиональной преступности и преступниках. В целом сведения о таких преступлениях и преступниках имеют разрозненный характер.
Еще одной проблемой, на которую обращает внимание А.Л. Репецкая, является то, что традиционное понимание профессиональной преступности базируется на характеристике признаков криминального профессионализма, присущих советскому периоду развития этого явления в России. Однако, как представляется, в связи со значительным изменением общественных отношений и, соответственно, видов и характеристик криминальных профессий основные признаки криминального профессионализма в постсоветский период претерпели значительные изменения. Кроме того, в значительной степени изменились и сама криминальная среда, и взаимоотношения между преступниками разного уровня, а также внутренние правила, регулирующие стабильность и развитие криминального мира [1, с. 229].
Для того чтобы выделить профессиональную преступность из общего массива преступных деяний, качественно изучить ее и разработать меры предупреждения, следует определить признаки, составляющие содержание исследуемого явления.
Первым признаком, присущим профессиональным преступникам, является криминальная специализация. Такая специализация заключается в систематическом совершении профессиональными преступниками тождественных преступлений. Однако если в досоветскую и советскую эпоху с криминальной специализацией связывали в основном специальности профессиональных воров, то в настоящее время криминальная специализация проявляется во многих сферах: при незаконных операциях с оружием, наркотиками и сильнодействующими веществами, совершении корыстных преступлений в сфере информационных технологий, хищениях автотранспорта, изготовлении и сбыте поддельных денег, ценных бумаг, иных платежных средств.
В литературе специализация профессионального преступника зачастую связывается с систематичностью (устойчивостью) совершения преступлений. Систематичность (устойчивость) - второй признак профессиональной преступности. С.Р. Микаутадзе указывает, что при проведении опроса сотрудников правоохранительных органов, ведущих борьбу с про-
90
фессиональной и организованной преступностью, с мнением о том, что систематичность является одним из характерных для преступного профессионализма признаков, согласились большинство респондентов (79,6%) [2, с. 11].
Однако содержание указанного признака может трактоваться по-разному. Согласно одной из точек зрения под устойчивостью понимается то, что профессиональные преступники постоянно совершают преступления. Они не прекращают преступной деятельности на протяжении всей своей жизни [3, с. 12]. Буквальное понимание приведенной позиции означает, что преступника можно назвать профессиональным только после окончания его жизни.
Понятие устойчивости достаточно сложно поддается оценке, поскольку любая профессиональная преступность, наряду с совершением общественно опасных деяний, подразумевает и конспирацию преступных действий. В связи с этим основная часть преступных действий, совершенных профессионалами, остается латентной. Более того, большое количество преступлений, за которые преступник привлечен к ответственности, может свидетельствовать не о его профессионализме, а наоборот - о неумении совершать преступления квалифицированно, избегая привлечения к ответственности. Отсюда возникают сомнения относительно возможности считать рецидивную преступность легальной формой профессиональной преступности [4]. Устойчивость преступной деятельности означает еще и то, что профессиональные преступники, привлеченные к ответственности, практически не поддаются исправлению.
Следующим признаком профессиональной преступной деятельности является квалификация, т.е. наличие определенных навыков и знаний, используемых для совершения преступления, «криминальное мастерство». Наличие этих специальных навыков и знаний помогает профессиональным преступникам в течение длительного времени успешно осуществлять преступную деятельность. Кроме того профессиональные преступники постоянно повышают уровень своего профессионализма, используют достижения научно-технического прогресса. Совершение хищений при помощи интернет-банкинга и электронных платежных систем, изготовление поддельных платежных инструментов, преодоление современных средств охраны автомобилей и помещений требуют постоянного повышения квалифика-
ции и приобретения новых знаний. Можно наблюдать и еще одну тенденцию: с появлением новых или трансформацией традиционных видов криминальных специализаций становятся востребованными знания, навыки и умения, которые ранее никогда не применялись при совершении преступлений и которые зачастую сами по себе не имеют криминального характера, а используются в законной профессиональной деятельности. Другими словами, легальный профессионализм преобразуется в криминальный.
Третьим неотъемлемым признаком профессиональной преступности является стремление преступников к получению доходов. В литературе имеются точки зрения о том, что было бы неверным сводить эффективность криминального профессионализма только к получению дохода от преступной деятельности: криминальный профессионал далеко не всегда стремится к этому. В некоторых случаях моделируемый результат может быть не связан с извлечением дохода (месть, приобретение или укрепление авторитета, дискредитация кого-либо, «альтруизм») [5, с. 126]. С такой позицией нельзя согласиться. Даже если профессиональный преступник и совершает преступление по указанным автором мотивам, это носит скорее разовый характер. Сложно представить себе совмещение таких мотивов с систематичностью преступной деятельности. В любом случае конечной целью профессиональной преступной деятельности является получение материальных средств. Такую позицию поддерживают 82% опрошенных специалистов.
Получение доходов возможно в результате совершения разнородных преступлений. В частности, исследователи относят к профессиональным такие виды криминальной деятельности, как квартирные кражи [6, с. 9], мошенничество в сфере компьютерной информации [7, с. 64], вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией [8, с. 8] и многие другие. Только при совершении преступлений, способных приносить существенный материальный доход, у преступника возникает мотивация достигать криминального профессионализма.
Существуют мнения, что важное место в деятельности профессиональных преступников занимает поддержание связи с криминальной средой. Именно такая связь позволяет профессиональному преступнику общаться с другими преступниками, перенимать у них опыт, нахо-
91
дить в их лице поддержку, одобрение преступной деятельности и вырабатывать моральные стимулы для ее продолжения и совершенствования. Выражается эта связь в специфической субкультуре, жаргоне, наличии прозвищ, татуировок, специфических эстетических потребностей [9, с. 170-171].
Последний признак был в наибольшей степени характерен для советского времени, когда при помощи различных внешних атрибутов можно было распознать профессиональных преступников в общей массе людей, определить их криминальную специализацию, место в криминальной иерархии и др.
В постсоветский и современный периоды, когда в нравственной сфере общества царил глубокий кризис, а многие общепринятые культурные ценности и нормы поведения попросту игнорировались, информационное пространство стало заполняться ценностями преступного мира: общепринятая культура активно сращивалась с криминальной субкультурой. Внешняя атрибутика криминального мира в значительной степени утратила свое первоначальное значение, более того, современные профессиональные преступники, наоборот, стараются не иметь внешних примет, которые позволяли бы их запомнить и по которым можно было бы определить связь с преступным миром. В связи с этим связь с криминальной средой в указанном понимании, в особенности внешние атрибуты этой связи, уже не являются обязательными признаками профессиональной преступности.
Однако указанный признак можно рассматривать и с другой позиции. Профессиональные преступники стремятся к консолидации противоправной деятельности, приходят к необходимости разделения труда, неизбежного в любой профессии, используют в качестве соучастников лиц, имеющих как криминальные,
1. Репецкая А.Л. Криминальный профессионализм постсоветского периода: трансформация признаков и ее детерминация // Библиотека криминалиста. 2013. № 4(9).
2. Микаутадзе С. Р. Профессиональная преступность: современное состояние и меры противодействия. Воронеж, 2011.
3. Тирских А.А., Сухов С.В. Современный криминальный профессионализм: проблемы противодействия: учеб. пособие. М., 2011.
так и иные, некриминальные знания и навыки. Можно констатировать, что для более качественной и высокодоходной преступной деятельности необходимы более высокие формы организации.
Наконец, существует еще один весьма специфический признак профессиональной преступности, носящий субъективный, психологический характер. Профессиональная преступность представляет собой криминальную деятельность преступных элементов особого типа. Данная особенность заключается в том, что профессиональные преступники сознательно выбрали преступную деятельность в качестве инструмента в целях удовлетворения своих материальных потребностей. Следствием этого являются отмечаемое в литературе отрицательное поведение профессиональных преступников, отбывающих наказание в местах лишения свободы, многочисленные факты нарушения установленного порядка отбывания наказания, отказ от участия в воспитательных мероприятиях, отрицательное отношение к назначенному наказанию, непризнание вины в совершенном преступлении, недобросовестное отношение к труду [10, с. 54].
Таким образом, можно сделать вывод, что современное криминологическое понимание и содержание профессиональной преступности несколько видоизменилось по сравнению с традиционным. Профессиональная преступность - это совокупность преступлений, совершаемых преступниками особого типа, определившими для себя совершение преступлений в качестве основного (одного из основных) вида деятельности и источника средств к существованию, специализирующимися на совершении определенных видов преступлений, обладающими достаточной квалификацией и криминальным опытом и стремящимися к консолидации противоправной деятельности.
1. Repetskaya A.L. Criminal professionalism in the post-soviet period: transformation of signs and its determination //Criminalist's library. 2013. № 4(9).
2. Mikautadze S.R. Professional crime: current state and countermeasures. Voronezh, 2011.
3. Tirskih A.A., Suhov S.V. Modern criminal professionalism: problems of counteraction: study aid. Moscow, 2011.
4. Aslanyan M.M. Recidivism as a legitimate form of professional crime: auth. abstr. ... Master of Law. Krasnodar, 2008.
92
4. Асланян М.М. Рецидив преступлений как легальная форма профессиональной преступности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
5. Тулегенов В. В. Понятие и сущность криминального профессионализма // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. 2014. № 1(30).
6. Алексеева Е.А. Предупреждение квартирных краж в России и за рубежом: сравнительное криминологическое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2013.
7. Коликов Н.Л. Профессиональная компьютерная преступность и мошенничество // Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Право. 2011. № 40(257).
8. Соловьев В. С. Предупреждение вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией (по материалам Центрального федерального округа): автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013.
9. Шеслер А.В., Шеслер С.С. Признаки криминального профессионализма // Академический вестн. 2012. № 1(19).
10. Забелич А. А. Уголовно-исполнительные характеристики личности профессионального преступника, отбывающего наказание в исправительных колониях строгого режима // Юрид. наука. 2013. № 1.
5. Tulegenov V.V. Concept and essence of criminal professionalism // Bull. of Vladimir law institute. 2014. № 1(30).
6. Alekseeva E.A. The prevention of burglaries in Russia and abroad: comparative criminological research: auth. abstr. ... Master of Law. Omsk, 2013.
7. Kolikov N.L. Professional cyber crime and fraud // Bull. of South Ural state university. Ser.: Law. 2011. № 40(257).
8. Solovyev V.S. The prevention of involvement of minors in prostitution (according to the materials of the Central federal district): auth. abstr. ... Master of Law. Moscow, 2013.
9. Shesler A.V., Shesler S.S. The signs of criminal professionalism // Academic journal. 2012. № 1(19).
10. Zabelich A.A. Criminal-executive characteristics of the individual professional criminal, serving his sentence in correctional colonies of strict regime // Legal science. 2013. № 1.
ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
Актуальные проблемы развития гражданского права и гражданского процесса на современном этапе : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., 18 февр. 2016 г / редкол.: А. В. Герасимов, Д. Б. Данилов, М. В. Жаботинский, И. К. Харитонов, Н. В. Жукова, А. И. Макаренко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 448 с.
Представлены доклады и тезисы выступлений участников IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития гражданского права и гражданского процесса на современном этапе».
Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, соискателей, курсантов и слушателей образовательных организаций и практических работников правоохранительных органов.
93