Научная статья на тему 'Современное понимание профессионально значимых качеств инженера'

Современное понимание профессионально значимых качеств инженера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1434
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENGINEERING ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / PROFESSIONAL SUITABILITY / СОЦИОИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАДАЧИ / ENGINEERING MENTALITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / SOCIO-ENGINEERING TASKS / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чубова Е.П.

В статье рассматриваются современные подходы к изучению и содержанию инженерного образования. Раскрываются и анализируются профессионально значимые качества, влияющие на эффективность инженерной деятельности и успешность ее освоения. Исследуется определенная структура данных качеств, функциональный состав и различное их сочетание в конкретной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual conception of the engineer's professionally significant competencies

Modern approaches to investigation and content of the engineering education are considered in the article. Professionally significant competencies affecting engineering activity efficiency, and its successful development are discovered and analyzed. The definite structure of the actual qualities, their functional composition and various combinations in the specific professional activity are investigated.

Текст научной работы на тему «Современное понимание профессионально значимых качеств инженера»

Чубова Е.П.

Современное понимание профессионально значимых качеств инженера

Интеграция российской экономики в мировую систему требует актуализации содержания и качества инженерного образования, профессиональной деятельности инженера, новой оценки конкурентоспособности на международном рынке труда. В современном обществе знаний инженер занимает ключевые позиции в решении приоритетных задач по выработке и реализации перспективной инновационно-технологической стратегии развития государства.

В связи с этим выявление «профессионально значимых качеств» инженера с учетом современных требований, определение приоритетных, позволяющих повысить эффективность инженерной деятельности качеств специалиста-профессионала является актуальной задачей, решение которой мы и представим в данной статье.

Сегодня к профессионально значимым качествам относят достаточно широкий перечень психических проявлений человека. Раскрывая их содержание, авторы, с одной стороны, пытаются выделить характеристики человека, которые могут быть отнесены к профессионально значимым качествам, с другой стороны - уточняют их роль в реализации профессиональной деятельности.

Согласно позиции ряда авторов, в качестве профессионально значимых качеств могут выступать психические процессы, психические состояния, а также отношение к труду [Беспалько В. П., Беспалько Л. В., Дмитриева М.А., Крылов А. А., Нафтульев А.И., Маркова А.К.].

С другой стороны, в исследованиях В.Л. Марищука [7] под профессионально значимыми качествами понимаются отдельные динамические черты личности, определенные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям профессии к человеку и способствующие успешному овладению этой профессией.

Согласно А.К. Марковой [8], профессионально значимые качества - это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам. Они служат предпосылкой профессиональной деятельности, являясь ее новообразованием.

Более широкое определение профессионально значимых качеств дано А.А. Деркачом и Н.В. Кузьминой [3]. Понятие профессионально значимых качеств личности они раскрывают как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

А.М. Столяренко определяет понятие «профессиональные качества» через «профессиональные способности», которые представляют собой

профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех в овладении профессией, результаты работы и их прогрессивный рост [10, с.391]. Автор предлагает подразделять профессиональные качества на:

1) профессионально развитые интеллектуальные способности (профессиональное мышление, чувственность, восприимчивость, внимание, память речь и т.д.);

2) деловые способности (активность, инициативность, самостоятельность, предприимчивость, организованность, упорство в достижении цели, плановость, предусмотрительность, решительность, дисциплинированность, требовательность, работоспособность);

3) способность к действиям в экстремальных условиях (мужество, смелость, стойкость, выдержка, самообладание, устойчивость к риску, физическая сила и ловкость, быстрота реакции, осмотрительность, расчетливость и т.д.).

В целом, под профессионально значимыми качествами понимаются такие качества личности, которые предъявляются современным обществом к специалистам данной профессии, влияют на успешность профессиональной деятельности и дают возможность наиболее полно реализовать себя в ней. При рассмотрении профессионально значимых качеств личности выделяются индивидуально-типологических особенности личности, относящиеся к разным сферам психической организации человека: сенсорные, перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что при определении профессионально значимых качеств необходимо учитывать не просто сумму тех или иных качеств, а их определенную структуру, функциональный состав и различное сочетание, в котором возможно неравномерное развитие отдельных компонентов и их проявление в конкретной профессиональной деятельности. В его трактовке, структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Автор утверждает, что безотносительно к ним невозможно охарактеризовать какое-либо свойство человека как субъекта [1, с.239].

Исследователи обращают внимание на то, что профессионально значимые качества не однородны по своему составу. Анализируя качества личности в их соответствии с определенной деятельностью, К.К. Платонов выделил: профессионально значимые, положительно значимые и отрицательно значимые качества. Отмечается, что одно и то же качество в одной структуре личности может быть профессионально положительно значимым, а в другой -отрицательно значимым [9]. Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в области другой, не менее важной [4, с.39].

Выделение профессиональных качеств представляется значимым в силу того, что они образуют своеобразный психологический портрет специалиста определенной профессиональной сферы. Данный портрет можно использовать

в рамках профессиональной пригодности человека на разных этапах его профессионализации.

Для каждого вида деятельности набор профессионально значимых качеств достаточно специфичен. Так, П.Ф. Кубрушко отмечает, что каждому уровню профессиональной деятельности соответствуют определенный характер и содержание труда, которые могут быть представлены эталонными алгоритмами деятельности [6]. Сосредоточение внимания на определенном качестве личности позволяет разрабатывать практические рекомендации по его учету, коррекции и целенаправленному формированию в рамках соответствующей профессиональной деятельности.

Однако при выделении профессионально значимых качеств необходимо учитывать, что профессии по своему содержанию достаточно разнообразны. Согласно широко известной схеме Е. А. Климова, выделяется пять разновидностей профессиональной деятельности: «Человек - Природа», «Человек - Техника», «Человек - Знак», «Человек - Художественный образ», «Человек - Человек». Нас в данной работе интересует характер формирования качеств, необходимых в дальнейшей деятельности, по схемам «Человек - Техника», «Человек -Художественный образ», «Человек - Знаковая система» характеризующих специалистов в области архитектуры и строительства [5].

Профессия «инженер» совмещает в себе качественные характеристики трех схем профессиональной деятельности: «Человек - Техника», «Человек - Знаковая система», «Человек - Художественный образ». Это предъявляет особые требования к их профессиональным качествам, формируемым в рамках вузовской системы подготовки.

Исходя из данного понимания, в рамках своей профессии инженер взаимодействует, во-первых, с явлениями природы, которые подчиняются естественным законам, во-вторых, он взаимодействует с техническими средствами и сооружениями, возводимыми на искусственной основе, в-третьих, непосредственно и опосредованно взаимодействует с социумом.

Соответственно, инженерную деятельность можно рассматривать как единство трех типов деятельности: естественнонаучной, технической и социальной. Естественнонаучный аспект инженерной деятельности направлен на познание закономерностей природы. Создание технических объектов и систем, удовлетворяющих запросы общества, обеспечивается ее техническим аспектом. Социальный аспект инженерной деятельности ориентирован на познание закономерностей общества.

В целом, можно говорить о сочетании в рамках инженерной деятельности, с одной стороны, предметно-практических, а с другой стороны - чисто социальных особенностей. Предметно-практический характер инженерной деятельности обусловлен выполнением в ее рамках конкретного продукта, а социальный - удовлетворением на основе этого определенных запросов общества.

Современный научно-технический прогресс объективно диктует расширение культурного пространства инженера, что требует преодоления узкой

специализации и технократических установок. Очевидно, что изменение среды обитания человека, развитие технических систем, должно сопровождаться совершенствованием практики профессиональной подготовки специалистов-инженеров.

При обсуждении содержания инженерного образования значимым является смена в понимании того, в чем может проявляться высокий уровень профессионализма будущих инженеров. Если ранее она описывалась со стороны готовности к решению технических задач, то в настоящее время формулируется новое понятие - готовность к решению «социоинженерных» задач [Петрунева Р.М., Сериков В.В., Дулина Н.В.]. Все очевиднее ключевой целью подготовки инженера начинает выступать деятельность, способность к ее перестройке, личностные качества, определяющие не только профессиональные характеристики специалиста, но, прежде всего, его социокультурные доминанты.

Несмотря на то, что ядро профессиональной подготовки инженеров любого профиля специализации образуют технические знания, современные требования оказывают значительное влияние на расширение ее содержания. На Всемирной конференции по инженерному образованию, проведенной в 1992 году, в рамках выработки концепции инженерного образования XXI века было указано, что инженерное дело постепенно становится своего рода гуманитарной деятельностью.

В настоящее время выделяются следующие принципы инженерного образования:

- непрерывность и дискретность инженерного образования;

- стандартизация и вариативность, фундаментализация и практическая ориентация содержания образования;

- проблемно-тематическая и целевая интеграция содержания учебных дисциплин, построенная на современных достижениях науки и производства;

- личностно-ролевая организация образовательного процесса;

- ориентация системы «вуз, наука, производство» на формирование ключевых компетенций у будущих инженеров [13].

Высокие запросы к качеству профессиональной деятельности инженеров делают очевидным необходимость значительного развития их профессиональных качеств.

Согласно современным требованиям, будущий инженер должен уметь выполнять эксплуатационно-технологическую, организационно-управленческую, проектно-конструкторскую деятельность. Среди умений, которыми должен овладеть будущий инженер, называются: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, работать с клиентурой, заказчиками и поставщиками, умения и навыки коллективной деятельности, организаторской работы с людьми [2].

В рамках построения (инвариантной) модели саморазвития конкурентоспособности инженера-технолога Э.Р. Хайруллина [12] в качестве значимых выделила следующие его характеристики: мотивы и ценностные ориентации на саморазвитие высокой профессиональной компетентности;

стремление и способности к саморазвитию, самореализации; высокую профессиональную компетентность; высокоразвитые лидерские качества; умения корпоративной деятельности; общекультурную гуманитарную компетентность; социально-экономическую компетентность; развитые способности к творчеству; высокие гражданские качества; высокие нравственные качества; коммуникативную компетентность и высокую адаптивность.

Обращаясь к анализу качеств, подлежащих формированию у грамотных инженеров, Э.С. Чугунова предлагает обратить внимание на развитие у них общих и специальных способностей. К ним автором отнесен достаточно широкий спектр проявлений: способность к умозаключению, анализу и синтезу материала, знание своей деятельности, широту словарного запаса, общий уровень культуры, развитость пространственных представлений и памяти. Указывается на то, что для проявления творческой активности в инженерной деятельности имеют значение общие показатели интеллектуальных достижений, социально-психологические установки и личностные характеристики (эмоционально-волевые и коммуникативные).

Системообразующую роль в творческой активности инженерной деятельности выполняет техническое мышление [11]. Техническое мышление рассматривается как особая интеллектуальная деятельность, направленная на изменение действительности, создание чего-либо нового. Специфической особенностью технического мышления является опора на наглядность и оперирование пространственными образами технических объектов. Л.Д. Столяренко [10] определяет профессиональное мышление следующим образом: способность быстро, точно, оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области.

Психологи выделяют следующие качества технического мышления:

- техническое понимание, т.е. распознавание структур и функционирования технических объектов;

- способность к структурно - функциональным и элементно-системным преобразованиям объектов в форме зрительных образов;

- способность к перекодированию зрительно-пространственных образов в условные графические изображения (проекции) и, наоборот, условных двумерных изображений - в объемные зрительные образы;

- продуктивное оперирование образами, комбинирование частями и системами в целом, функциями и отдельными признаками технических деталей и блоков, т.е. способность к комбинированию, способность мыслить по аналогии и контрасту [Волков С. А., Годлиник О.Б., Тутушкина М.К. и др.].

В исследовании Е.Н. Григорьевой обозначена важность формирования у инженеров социальной компетенции. Среди критериев и показателей ее сформированности названы:

- мотивационный критерий, включающий положительную мотивацию к активному участию в принятии групповых решений, к разрешению конфликтов ненасильственно, к принятию профессиональной ответственности;

- когнитивный критерий, показателями которого являются знание основ психологии общения; знание общественных норм и правил поведения; этических норм, предъявляемых к профессии инженера;

- практический критерий, предполагающий наличие опыта участия в принятии групповых решений, опыта разрешения конфликтов ненасильственным путём, а также умения и навыки: конструктивного взаимодействия с людьми (вступления в коммуникацию с партнером по общению, установления контакта с собеседником, умение вести себя в соответствии с ситуацией общения), обмена информацией (логичного изложения своего мнения, убеждения, восприятия иной точки зрения, различения фактов и мнений), саморегуляции и самоконтроля, прогнозирования и урегулирования конфликтов, организаторские умения и навыки;

- личностный критерий, показателями которого являются такие личностные качества, как ответственность; уверенность в себе; адекватная самооценка; самостоятельность; коммуникабельность [2].

Итак, согласно современным подходам, инженерная деятельность представляет собой динамическую систему взаимодействия специалиста и орудий, механизмов, сооружений. Современное инженерное образование должно способствовать междисциплинарности и комплексной интегрированной подготовке специалиста, расширению культурного потенциала, становлению и развитию его гражданской позиции.

Системообразующая роль, с учетом комплекса профессионально значимых для инженерной деятельности качеств, отводится техническому мышлению. Для проявления творческой активности в инженерной деятельности имеют значение общие показатели интеллектуальных достижений, социально-психологические установки и личностные характеристики (эмоционально-волевые и коммуникативные).

Особые требования предъявляются к качеству профессионально-интеллектуальных способностей инженеров в развитии у них:

- формально-логического и понятийного компонентов мышления, критичности суждений, способности прогнозировать, анализировать и обобщать получаемые результаты;

- образного мышления, пространственного воображения, комбинаторных способностей, склонности к аналогиям, умения оперировать знаковой информацией;

- системности и логичности мышления, способности к переходу от абстрактного к конкретному мышлению.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [ Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968. - 339с. (12)

2. Григорьева, Е.Н. К вопросу о формировании социально-политической компетенции у студентов инженерных факультетов [ Текст] / Е.Н. Григорьева // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради / Росс. гос. пед. ун-т. - 2007. - №22 (53). - 287-290 с. (52)

3. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма [Текст] / А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М., 1993. (55)

4. Дмитриева, М. А. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие [Текст] / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев / Под ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 224с. (58)

5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [ Текст] / Е. А. Климов. - М., 2005. - 304с. (79)

Социально-педагогические проблемы здравоохранения

Куршакова Е.М.

Экскориированное акне как самостоятельный раздел программ последипломного усовершенствования дерматологов санаторно-

курортных учреждений

Актуальность темы исследования продиктована тем, что среди различных клинических разновидностей акне достаточно часто встречается его экскориированная форма. Этим дерматозом страдают 21,5% первично обращающихся в отечественные дерматовенерологические диспансеры, причем 63% составляют женщины и 37% - мужчины. Среди женщин экскориированное акне (до 56% обращающихся) чаще всего сочетается с эндокринными нарушениями, включая ожирение и климактерические симптомы. Среди мужчин экскориированное акне, наоборот, поражает чаще юношей (от 14 до 17 лет), входящих в период половой зрелости. Как указывает В.П.Адаскевич (2003) «экскориированное акне (acne excoriee des jeunes filles, acne neurotica) - особая форма заболевания, которая относится к позднему типу акне. Если раньше это заболевание поражало исключительно женщин, то сегодня его можно обнаружить и у молодых мужчин, стремящихся сделать карьеру. В большинстве случаев это акне выражено в слабой форме, но каждое новое высыпание немедленно атакуется перед зеркалом, выдавливается, расцарапывается или обрабатывается каким-либо инструментом. Поражается, как правило, лицо. Экскориации могут быть на фоне уже существовавших акне и без них. Acne excoriee плавно переходит в заболевание с отклоняющимся от нормы невротическим поведением. Часто имеют место реактивные депрессии, поэтому больным показана консультация психотерапевта или психоневролога». В этой связи целесообразно, на наш взгляд, задействовать этап санаторной коррекции экскориированного акне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.