Научная статья на тему 'Современное положение республики Татарстан: политика, экономика, религия'

Современное положение республики Татарстан: политика, экономика, религия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2598
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ПЬЕР БУРДЬЕ / КАПИТАЛ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / РЕЛИГИЯ / REPUBLIC OF TATARSTAN / PIERRE BOURDIEU / CAPITAL / POLITICS / ECONOMY / RELIGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хабутдинов Айдар Юрьевич

Тщательный анализ современного положения Республики Татарстан может быть сделан путем изучения факторов политики, экономики и религии. Мы используем теорию П.Бурдье, где утверждается наличие «политического», «социального», «культурного» и «символического капитала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present situation in the Republic of Tatarstan: politics, economy, religion

A thorough analysis of the present situation in the Republic of Tatarstan can be made by means of studying political, economic, religious factors. In the article, we make use of Pierre Bourdieu’s theory dealing with economic, cultural, social and symbolic capital.

Текст научной работы на тему «Современное положение республики Татарстан: политика, экономика, религия»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)

УДК 93

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, РЕЛИГИЯ

© А.Ю.Хабутдинов

Тщательный анализ современного положения Республики Татарстан может быть сделан путем изучения факторов политики, экономики и религии. Мы используем теорию П.Бурдье, где утверждается наличие «политического», «социального», «культурного» и «символического капитала».

Ключевые слова: Республика Татарстан, Пьер Бурдье, капитал, политика, экономика, религия.

Оценивая ситуацию, сложившуюся в Республике Татарстан в последнюю четверть века, эксперты грешат крайностями.

С одной стороны, с начала 1990-х гг., республику стали называть «второй Чечней», а с лета 2012 г. - «Дагестаном на Волге». Основанием для таких оценок послужили такие события, как теракты 2012 г. и поджоги церквей осенью 2013 г. Выступая на Госсовете РТ с отчетом о деятельности полиции, 13 февраля 2014 г. министр МВД РФ по РТ А.Хохорин рассказал об успехах в расследовании подобных дел: в 2013 г. «возбуждено уголовное дело по 55 преступлениям экстремистской направленности и террористического характера. В частности, 8 уголовных дел в отношении сторонников международной организации Хизб ут-Тахрир. По расследованным делам данной категории осуждено 26 человек» [1]. Имели место информационные сбросы в прессе, нацеленные на создание соответствующего имиджа республики. Так, например, в новогодние праздники 2014 г. по ряду федеральных каналов и федеральных СМИ прошла информация о мнимых шариатских патрулях в Базарных Матаках [2]. Представленный материал грешил фактографическими неточностями: по прихоти авторов материала населенный пункт, расположенный в 200 км от Казани, оказался в 40 км от республиканской столицы, а сам патруль - очередной газетной «уткой».

С другой стороны, Татарстан провозглашается «территорией толерантности». Столица республики Казань и крупные индустриальные центры, особенно Набережные Челны, являют пример дружбы народов и толерантности, успешного развития. Действительно, Татарстан стал единственным национальным регионом и одним из семи регионов РФ, где численность русского населения возросла между переписями населения в 2002 г. и 2010 г. Универсиада в Казани (2013) закрепила за республикой имидж «стабильного региона, с прекрасным деловым климатом, развитого экономически и политически». С

Татарстаном связаны и ряд всероссийских инфраструктурных и инновационных проектов, не имеющих отношение к спорту. Это строительство нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске, «Иннополис» (Сколково 2) [3] - под Казанью, высокоскоростная железнодорожная магистраль «Москва - Казань» [4].

Цель данной статьи - проанализировать факторы светского развития (административный статус и руководство республики, состояние экономики, национально-культурное развитие татар) и выявить в нем роль религиозного фактора (в данном случае мусульманского). Статья отражает положение в РТ на начало февраля 2014 г. В качестве точек отсчета выбраны первый массовый сбор мусульман в Булгаре (РТ) в августе 1989 г., избрание М.Ш.Шаймиева 1-м секретарем Татарского обкома КПСС в сентябре 1989 г. Наша стратегия анализа базируется на теории капиталов П.Бурдье, где утверждается наличие «политического», «социального», «культурного» и «символического капитала» [5: 60-74]. Автор исследования уже посвятил ряд работ данной тематике [см., например, 6: 174-246]

В целом, с конца 1980-х гг. в политическом и административном развитии РТ можно выделить следующие периоды:

1) 1 половина 1990-х гг. - этап сотрудничества преимущественно татарской номенклатуры с национальным движением. Борьба за статус союзной республики, сменившаяся после распада СССР борьбой за прямое вхождение в СНГ. Избранный на прямых президентских выборах М.Ш.Шаймиев стал единственным советским лидером российского региона, сохранившим власть в новой России. Ему пришлось выстраивать союзнические отношения с представителями национального движения. Получив гарантии особого статуса республики и своих властных позиций с подписанием 15 февраля 1994 г. Договора с властями РФ, руководство РТ стало представлять интересы советского партгоссаппарата, прежде всего в лице исполнительной власти.

2) 1995-1998 гг. - этап превалирования национальной номенклатуры. После проведения выборов в Госсовет республики исполнительная власть получила контроль над представительной. В Госсоветах РТ, избранных в 1995 г. и 1999 г., отсутствовали депутатские группы и фракции. Попытка национальной номенклатуры в лице глав администраций районов решить вопрос о преемнике М.Ш.Шаймиева закончилась отставкой главы администрации президента РТ и глав администраций районов.

3) 1998-2000 гг. - этап неограниченного доминирования М.Ш.Шаймиева. Премьер-министром РТ становится Р.Н.Минниханов. Часть политиков, деятельность которых была связана с периодом начала 1990-х гг., уходят из политики или перемещаются в Москву. В 1999 г. М.Ш.Шаймиев становится одним из учредителей и сопредседателей всероссийской партии «Отечество - Вся Россия» (далее - ОВР). В период предвыборной кампании премьер-министр России В. В. Путин заявил, что в случае своей победы на президентских выборах гарантирует соблюдение Договора РФ и РТ;

4) 2000-2010 гг. - приведение законодательства РТ в соответствие с российским при сохранении основ самостоятельной вертикали власти в РТ. После избрания В.В.Путина Президентом РФ аннулируется Договор РФ и РТ 1994 г. В 2001 г. М.Ш.Шаймиев переизбирается на по-настоящему конкурентных выборах Президента РТ. В 2001 г. с ликвидацией ОВР М.Ш.Шаймиев стал сопредседателем Высшего Совета партии «Единая Россия». Согласно законодательству РФ, в Госсовете РТ в 2004 г. образованы депутатские фракции партий «Единая Россия» (конституционное большинство) и «КПРФ». В 2005 г. М.Ш.Шаймиев становится Президентом РТ по представлению президента РФ.

5) С 2010 г. - этап ликвидации последних упоминаний о суверенитете и ориентация на успехи в экономике и спорте. 25 марта 2010 г. Р.Н.Минниханов становится Президентом РТ по представлению Президента РФ. Депутатская фракция партии «Единая Россия» сохраняет конституционное большинство в Госсовете РТ. Из правительства РТ в 2013 г. выведено МВД РТ.

С утратой власти у КПСС М.Ш.Шаймиев предпочел получить политический капитал вначале как председатель Верховного Совета Татарской СССР, а 12 июня 1991 г. как первый всенародно избранный президент РТ. Именно поддержка национального движения и возрождения национально-культурной жизни татар стали тем «культурным капиталом», который стали контролировать власти РТ. В СССР Татарская АССР

контролировала лишь 2% своей экономики. 15 декабря 1991 г. было заключено соглашение между правительствами РФ и РТ, по которому РТ получила контроль над недрами РТ в лице «Татнефти», возможность экспортировать часть добытой в РТ по федеральным трубопроводам. Контроль РТ был подтвержден Договором между органами власти РФ и РТ 15 февраля 1994 г., когда доходы РТ стали выстраиваться в соответствии с одновременно подписанным межбюджетным соглашением между Министерствами финансов РФ и РТ. Для окончательного контроля над символическим капиталом власти РТ в феврале 1998 г. проводят объединительный съезд мусульман РТ. Однако с мая 2000 г. Договор 15.02.1994 г. и межбюджетное соглашение перестают действовать, налог на добычу природных ископаемых (НДПИ) передается в федеральный бюджет.

Анализ религиозной ситуации в республике свидетельствует о существовании взаимосвязи событий религиозной жизни с ключевыми событиями общественно-политической жизни, как-то: создание независимого ДУМ РТ в 1992 г., объединительный съезд мусульман РТ, отставка муфтия ДУМ РТ Г.Исхакова в 2011 г. О более тесных взаимосвязях будет сказано ниже.

Экономика

Власти РТ сохраняют достаточно высокую степень контроля над наиболее высокодоходными предприятиями РТ, где Президент РТ Р.Н.Минниханов, в отличие от федеральных руководителей, продолжает оставаться председателем Совета директоров двух крупнейших компаний РТ ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг"1 и ОАО «Татнефть»2. Обе они были созданы в 1994 г. в ходе процесса приватизации госсобственности. Однако контроль над ОАО «Татнефть» непосредственно связан с нахождением Прези-

1 ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» выполняет роль координационно-экспертного центра, работающего в широком диапазоне направлений деятельности нефте-газохимического комплекса.

ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» не занимается производством промышленной продукции. http://www.tnhi.ru/about/aboutc/. Сюда входят ОАО «Татнефть» и ОАО ТАИФ-НК» нефтеперерабатывающий комплекс (см. http://www.taifnk.ru/), но не все ТАИФ.

2 Рыночная капитализация Компании Татнефть по итогам 2012 года составила 475 млрд. руб. (15,58 млрд долл. США). Наряду с нефтедобычей это переработка нефти и производство шин. // URL: http://www.tatneft.ru/storage/block_editor/files/6bb698c6 a531154882cb7260bbb5bfb2d0214441.pdf. (дата обращения 10.02.2014).

дента РТ Р.Н.Минниханова на своем посту. Если учесть, что последний является федеральным чиновником категории «А», а большинство в Госсовете РТ принадлежит «Единой России», то его выдвижение на пост главы РТ зависит от согласия федерального центра. ОАО «ТАИФ» контролирует прежде всего нефтехимию и переработку нефти в РТ - 22% производства товаров и услуг в РТ в 2008 г.3 11 апреля 1995 г. на совещании с участием Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева была создана инвестиционная компания «ТАИФ»4. На 2013 г. она контролирует крупнейшие предприятия нефтехимии РТ: ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскнефте-хим», нефтеперерабатывающий завод «Таиф-НК, а также снабжающее их теплом ОАО «ТГК-16»5. Совет директоров ТАИФ отличает «семейственность»: на начало 2014 г. 6 из 10 его членов были тесно связаны между собой родственными узами: родители и их дети (включая его руководство): Сультеевы, Шигабутдиновы и Шаймиевы (сын и внучка М.Ш.Шаймиева). ТАИФ остается крупнейшей непубличной компанией России, поэтому долю влияния на него извне РТ трудно оценить. Власти РТ на своей территории осуществляют контроль как над «политическим», так и «экономическим капиталом». Случай редчайший в российской действительности. Однако степень и продолжительность этого контроля напрямую зависит от согласия федеральных властей.

Общеизвестно, что в советский период, особенно начиная с 1940-х гг., доминирующую роль в экономике республики занимало машиностроение, связанное прежде всего с военно-промышленным комплексом (ВПК): аэрокосмическая промышленность и приборостроение в Казани, судостроение в Зеленодольске - прямо, КамАЗ - косвенно. С 1990-х гг. в республике постоянно растет роль нефтедобычи, нефтехимии, а затем и нефтепереработки. Следует отметить, что если первая группа отраслей территориально и по кадровому составу была больше связана с русскими, то вторая - с татарами. В центры Ислама превратились центр нефтедобычи Альметьевск и центр нефтехимии и нефтепереработки Нижнекамск. Именно эта растущая зависимость от нефтяной отрасли во многом стала причиной поиска мусульманами республики образцов в нефтяных государствах арабского мира [7].

3 Выручка от продажи продукции в 452 млрд. руб. в 2012 г. ТАИФ// URL: http://www.taif.ru/tech/ (дата обращения 10.02.2014)

4 ТАИФ. // URL: http://www.taif.ru/company/history (дата обращения10.02.2014).

5 «ОАО-ТГК 16» // URL: http://www.tgc16.ru/ (data obrashhenija: 10.02.2014).

Культурный капитал

За прошедшие четверть века в республике не сложилась некая целостная концепция «культурного капитала», не сформировалась группа его носителей. Власти РТ весь этот период не приветствовали создание какой-либо автономной группы интеллектуалов. Размывание в целом роли интеллигенции в России не могло не коснуться и Казани. Освободившийся вакуум во многом заполнялся советским инвариантом татарской культуры, который формировался в райкомах партии. Персона «М.Ш.Шаймиева-бабая» все более была близка к концепции конфуцианского отца-правителя, заполнявшего все пространство. К концу 1990-х гг. казалось, что именно он контролировал политику, экономику, культуру, что от его личных качеств зависит выживание татар-станского социума, переживающего периодические кризисы от распада СССР до дефолта 1998 г. Однако Татарстан является субъектом Российской Федерации, и в 2000-е гг. сокращение полномочий РТ все более заставит ощутить зависимость от общероссийских политических процессов.

Символический капитал

М.Ш.Шаймиев осознавал, что как член КПСС, а затем ЦК КПСС он получил легитимность своей власти от советского атеистического государства. Так, в одном из своих интервью 9 марта 2004 г. Президент РТ признается, что отец-председатель колхоза «нас воспитывал настоящими атеистами» [8: 31]. Во многом этим объясняется его ориентация на интернационализм или скорее балансирование между татарским и русским общественными движениями, ориентированными на восстановление национально-религиозных традиций. Мусульманские структуры начинают попадать под зависимость от властей уже в конце 1991 г - в период попыток национального движения радикально ограничить власть М.Ш.Шаймиева или даже сместить его с поста Президента РТ. Лидеры татарского национального движения уже в 1990 г. планировали перевести Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) в Казань для закрепления за столицей Татарстана статуса национальной и религиозной столицы татар. Так как муфтий ДУМЕС Т.Таджутдин отказался от такого предложения, ВТОЦ был вынужден приступить к созданию собственного Духовного управления мусульман Татарстана, оговорив возможность включения в него мусульман-татар из других регионов.

22 августа 1992 г. было создано Духовное управление мусульман Республики Татарстан во главе с Габдуллой Галиуллой, единственным то-

гда в РТ выпускником Ташкентского исламского института. Уже 15 сентября 1992 г. ДУМ РТ было зарегистрировано властями РТ. Однако конфликты Г.Галиуллы с властями и наличие в РТ двух муфтиятов (один оставался подчиненным ЦДУМ в Уфе) привели власти РТ к варианту создания единого муфтията. 14 февраля 1998 года на Объединительном съезде мусульманского духовенства РТ Г.Исхаков был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман РТ, а в июле 1998 г. он стал ректором Российского исламского университета. 30 августа 2002 г. М.Ш.Шаймиев заявил: «Когда у нас... несколько муфтиятов в Татарстане появилось., тогда мы действительно собрали у меня всех и договорились: давай мы проведем объединительный съезд., избрали Гусман-хазрата» [6: 177]. Смена Г.Исхакова на И.Файзова в 2011 г. и последнего на К.Самигуллина в 2013 г. также осуществлялось при активном участии властей РТ [9].

Принципиальное изменение в соотношении религиозной и светской легитимации власти произошло в 2011 г., когда был принят Указ Президента РТ от 1 августа 2011 г. N УП-468 «О праздновании праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам в 2011 году». В 2011 г. 6 ноября в День Конституции РТ уже не прошло вообще никаких мероприятий, посвященных данному празднику. При этом Президент Татарстана Рустам Минниханов принял участие в праздничной молитве по случаю праздника Курбан-байрам [10]. Таким образом, принятие изменений в Закон «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» предшествовало участию президента РТ в публичной молитве во время Ураза-байрам. Сама дата празднования Ураза-байрам и Курбан-байрам с 2011 года определяется Указом Президента РТ, аналогичные указы были приняты в 2012 г. и 2013 г. [9]

Президент Р.Н.Минниханов не скрывает, что ему ближе патерналистская модель, разработанная в Юго-Восточной Азии. Если в начале 2010-х гг. в качестве примера провозглашалась Малайзия, то в январе 2014 г. - Китай и Казахстан, как показавшие высокие темпы роста ВВП (8% и 6%) в 2013 г. в период экономического кризиса (Россия - 1.5% ВВП). [11]

Выводы:

В 1990-е гг. Республика Татарстан добилась невиданной в своей истории с 1920 г. и для мусульман региона с 1552 г. автономии. Она заключалась в контроле над законодательной и исполнительной властью (политический капитал) и большей частью экономики, особенно в сфере нефтедобычи и нефтехимии. Власти РТ не создали единой системы подготовки региональной

элиты, но де факто ключевую роль сохраняли представители прежде всего хозяйственной элиты, как правило - татары, уроженцы села, обладавшие к тому же опытом работы в партийных структурах. Тем самым культурный и символический капитал выстраивался вокруг этой группы населения, а к концу 1990-х гг. вокруг личности самого М.Ш.Шаймиева, всенародно избранного президентом РТ в 1991 г., 1996 г. и 2001 г.

В 1992 г. вслед за созданием самостоятельного ДУМ Башкортостана власти РТ поддержали создание ДУМ РТ. В феврале 1998 г. в РТ объединились самостоятельное ДУМ РТ и ДУМ РТ в составе ЦДУМ, что дало властям РТ возможность контроля над всеми мусульманскими официальными структурами в РТ. В 1999 г. монопольный статус ДУМ РТ был закреплен в Законе РТ «О свободе совести и религиозных объединениях» (21 июля 1999г). Несмотря на отмену этой законодательной нормы де-юре, власти РТ де-факто способствуют сохранению монопольной роли ДУМ РТ. Взамен в сфере госструктур, контролирующих исламскую сферу, провластных общественных организаций (Всемирный конгресс татар), руководителей сферы исламского образования (РИУ в Казани) увеличивается вес с людей с партийно-комсомольским аппаратным опытом, бывших преподавателей научного коммунизма и истории КПСС, но не классических историков и исламоведов.

С начала 2000-х гг. в связи с политикой централизации в РФ президенты РТ с 2005 г избираются Госсоветом (с 2004 г. конституционное большинство у «Единой России») по представлению президента РФ, со 2-й половины 2000-х гг., особенно после вступления России в качестве наблюдателя в ОИК, президент РТ Шаймиев презентует республику не только как модель толерантных межнациональных и межрелигиозных отношений, но и как модель для развития мусульманского мира в целом. Премьер-министр с 1998 г., Президент РТ с марта 2010 г. Р.Минни-ханов рассматривает отношения с мусульманским миром прежде всего как отношения экономические. Поскольку он не был избран главой республики на всенародных президентских выборах, то исламская легитимация является для него принципиально важной. Оба основных исламских праздника (Курбан-байрам и Ураза-байрам) с октября 2010 г. становятся государственными, а дата их отмечания определяется Указом Президента РТ с 2011 г. С этого же года Президент РТ публично участвует в этих праздниках. С января 2014 г. аналогичную роль начинает играть Мавлид-ан-наби, который манифестируется как праздник традиционного Ислама у

татар. Именно такое вначале официальное определение дат мусульманских праздников Президентом РТ, а затем участие в них является способом приобретения символического капитала. Для первого Президента РТ, ныне госсоветника РТ М.Шаймиева основным моментом исламской легитимации и также приобретения символического капитала стал «Булгар жыены», провозглашенный официальной памятной датой РТ также в октябре 2010г. и продолженный на Мавлид-ан-Наби (день рождения пророка Мухаммада) в Булгаре 12 января 2014г. [12]

В 2011 г. подал отставку бессменный муфтий единого ДУМ РТ с 1998 г. Г.Исхаков, в январе 2013 г. его примеру последовал избранный в апреле 2011 г. муфтий И.Файзов. С IV съезда ДУМ РТ в 2010 г. первые лица РТ ставят вопрос о следовании так называемому «традиционному» для татар Исламу, который увязывается с ханафит-ским мазхабом. Основной аудиторией воздействия является молодежь. Однако основные направления в деятельности ДУМ РТ сводятся к сфере экономики, а с VI съезда в апреле 2013 г. при новом муфтии К.Самигулине и к социальной сфере. Мусульманские учебные заведения РТ в течение 25 лет своего существования не превратились в центры подготовки элиты - кадров высшей квалификации в ранге доктора-профессора, мусульманской интеллигенции. Поскольку власти РФ в целом сохраняют позиции властей РТ в экономике и сохраняют их возможность контролировать кадры (естественно, под усиливающимся контролем федерального центра), то качественные изменения в ДУМ РТ, равно как его способность влиять на общество, в ближайшем обозримом будущем останутся без качественных изменений.

1. Отчет министра внутренних дел по Республике Татарстан А.В.Хохорина перед Госсоветом РТ о деятельности полиции за 2013 год 14 февраля 2014. // URL: http://www.gossov.tatarstan.ru/news/ show/2400 (дата обращения: 15.02.2014).

2. «Шариатский патруль» в Базарных Матаках оказался призраком. 11 Января 2014 // URL: http://www.intertat.ru/ru/obschestvo/item/22790-shariatskiy-patrul-v-bazarnyih-matakah-okazalsya-prizrakom.html (дата обращения: 15.02.2014).

3. ИННОПОЛИС // URL: http://innopolis.ru (дата обращения: 15.02.2014).

4. Совещание по вопросу развития скоростного железнодорожного сообщения. 31 июля 2013 года, 16:00 Московская область, Ново-Огарёво // URL: http://www.kremlin.ru/news/18978 (дата обращения: 15.02.2014).

5. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - Т.6 - 2005. - № 3. - май. - С. 60 - 74.

6. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. История Духовных управлений мусульман России в XVIII -XXI вв. - Н. Новгород: ННГУ, 2012. - 260 с.

7. Хабутдинов А.Ю. Нефтью рожденные: влияние углеводородного фактора на развитие уммы Татарстана // Ислам в современном мире. - 2006. -№5-6 // URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/ ?378 (дата обращения: 11.02.2014); Хабутдинов А. Современный Татарстан: между национализмом и исламизмом // Конфликт - Диалог - Сотрудничество. - 2000. - Бюллетень. - № 2. - С. 20 - 24.

8. Якупов В. Минтимер Шаймиев и исламское возрождение в Татарстане. - Казань: Иман, 2006. -192 с.; Хабутдинов А.Ю. Религиозное и социально-экономическое развитие Татарстана в январе-августе 2013 г.: третий муфтий за неполные три года // Ислам в СНГ. - 2013. - № 2(11). // URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?5630 (дата обращения: 15.02.2014); Президент Татарстана принял участие в праздничной молитве по случаю праздника Курбан-байрам Пресс-служба Президента РТ, 6 ноября 2011 г. // URL: http://president.tatarstan.ru/news/view/109673 (дата обращения: 09.02.2014).

9. Татарстан должен ориентироваться на Китай и Казахстан, считает Минниханов. В Казани проходит совместная коллегия Минэкономики и Мин-промторга РТ. 5 февраля 2014. // URL: http://news.mail.ru/inregions/volgaregion/16/politics/ 16816605/ (дата обращения: 10.02.2014).

10. В Болгаре масштабно отметили Маулид ан-Наби. ИА "Татар-информ". 12.01.2014. См. http://shaimiev.tatar.ru/news/view/87074 (дата обращения: 12.02.2014).

THE PRESENT SITUATION IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: POLITICS, ECONOMY, RELIGION

A.Yu.Khabutdinov

A thorough analysis of the present situation in the Republic of Tatarstan can be made by means of studying political, economic, religious factors. In the article, we make use of Pierre Bourdieu's theory dealing with economic, cultural, social and symbolic capital.

Key words: Republic of Tatarstan, Pierre Bourdieu, capital, politics, economy, religion.

1. Otchet ministra vnutrennih del po Respublike Tatar-stan A.V.Hohorina pered Gossovetom RT o de-jatel'nosti policii za 2013 god 14 fevralja 2014. // URL:

http://www.gossov.tatarstan.ru/news/show/2400 (data obrashhenija: 15.02.2014).

2. «Shariatskij patrul'» v Bazarnyh Matakah okazalsja prizrakom. 11 Janvarja 2014 // URL: http://www.intertat.ru/ru/obschestvo/item/22790-shariatskiy-patrul-v-bazarnyih-matakah-okazalsya-prizrakom.html (data obrashhenija: 15.02.2014).

3. INNOPOLIS // URL: http://innopolis.ru (data obrashhenija: 15.02.2014).

4. Soveshhanie po voprosu razvitija skorostnogo zheleznodorozhnogo soobshhenija. 31 ijulja 2013 goda, 16:00 Moskovskaja oblast', Novo-Ogarjovo // URL: http://www.kremlin.ru/news/18978 (data obrashhenija: 15.02.2014).

5. Burd'e P. Formy kapitala // Jekonomicheskaja soci-ologija. - T.6 - 2005. - № 3. - maj. - S. 60 - 74.

6. Muhetdinov D.V., Habutdinov A.Ju. Istorija Duhov-nyh upravlenij musul'man Rossii v XVIII - XXI vv. - N. Novgorod: NNGU, 2012. - 260 s.

7. Habutdinov A.Ju. Neft'ju rozhdennye: vlijanie uglevodorodnogo faktora na razvitie ummy Tatar-stana // Islam v sovremennom mire. - 2006. - №5-6 // URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/7378

(data obrashhenija: 11.02.2014); Habutdinov A. Sovremennyj Tatarstan: mezhdu nacionalizmom i islamizmom // Konflikt - Dialog - Sotrudnichestvo. - 2000. - Bjulleten'. - № 2. - S. 20 - 24.

8. Jakupov V. Mintimer Shajmiev i islamskoe voz-rozhdenie v Tatarstane. - Kazan': Iman, 2006. - 192 s.; Habutdinov A.Ju. Religioznoe i social'no-jekonomicheskoe razvitie Tatarstana v janvare-avguste 2013 g.: tretij muftij za nepolnye tri goda // Islam v SNG. - 2013. - № 2(11). // URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/75630 (data obrashhenija: 15.02.2014); Prezident Tatarstana prin-jal uchastie v prazdnichnoj molitve po sluchaju prazdnika Kurban-bajram Press-sluzhba Prezidenta RT, 6 nojabrja 2011 g. // URL: http://president.tatarstan.ru/news/view/109673 (data obrashhenija: 09.02.2014).

9. Tatarstan dolzhen orientirovat'sja na Kitaj i Ka-zahstan, schitaet Minnihanov. V Kazani prohodit sovmestnaja kollegija Minjekonomiki i Minprom-torga RT. 5 fevralja 2014 // URL: http://news.mail.ru/ inregions/volgaregion/16/politics/16816605/ (data obrashhenija: 10.02.2014).

10. V Bolgare masshtabno otmetili Maulid an-Nabi. IA "Tatar-inform". 12.01.2014. Sm. http://shaimiev.tatar.ru/news/view/87074 (data obrashhenija: 12.02.2014).

Хабутдинов Айдар Юрьевич - доктор исторических наук, профессор, Казанский филиал ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» (г.Казань).

420088, г. Казань, 2-я Азинская ул., 7а. E-mail: kznraj@gmail.com, aihabutdinov@mail.ru.

Khabutdinov Aidar Jurievitch - doctor of Science (History), Professor, Kazan Branch of Russian Academy of Justice.

7a, 2-nd Novo-Azinskaya str., Kazan, 420088, Russia. E-mail: kznraj@gmail.com, aihabutdinov@mail.ru.

Поступила в редакцию 16.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.