Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙНОБРАЗОВАНИЕ С ПОЗИЦИИ ВИДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙНОБРАЗОВАНИЕ С ПОЗИЦИИ ВИДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ОФЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / РИЗОМА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ONLINE EDUCATION / OFFLINE EDUCATION / POSTMODERNISM / RHIZOME / PHILOSOPHY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елкина И. М.

Нестабильность, неустойчивость состояния современного общества оказывает влияние на все его социальные институты. Вместе с ним образование также подвержено большим изменениям в современном мире: глобальные риски и вызовы заставляют обучающихся принимать решения о своей дальнейшей судьбе. Существенную роль в принятии таких решений играет образование, причем в современных условиях сочетание офлайн- и онлайн-образования представляется актуальным в связи с изменениями как самого образования, так и его субъектов - педагога и обучающегося. В данном исследовании онлайн- и офлайн-образование рассматривается по различным аспектам: экономическому, социальному, историко-культурно му, этическому, философскому и т.д. Автор полагает, что наибольшей эффективности образование достигает в комбинации онлайн и офлайн, предоставляющей свободу поиска, выбора, обмена информацией, обмена мнений в диалоге с заинтересованным образовательным и профессиональным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елкина И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ONLINE AND OFFLINE EDUCATION FROM THE PERSPECTIVE OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION

Instability of the state of modern society affects all of its social institutions. Together with it, education is also subject to great changes in the modern world: global risks and challenges force students to make decisions about their future. Education plays a significant role in such decision-making, and in modern conditions, the combination of offline and online education seems relevant in connection with the changes in both education itself and its subjects - the teacher and the student. In this paper, online and offline education is considered in various aspects: economic, social, historical, and cultural, ethical, philosophical, etc. The author states that education achieves the greatest efficiency in a combination of online and offline, which provides freedom of search, choice, exchange of information, exchange of opinions in dialogue with the interested educational and professional community.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙНОБРАЗОВАНИЕ С ПОЗИЦИИ ВИДЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ТЕОРИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

УДК 37 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10051

Современное онлайн- и офлайн-образование с позиции видения философии образования

Нестабильность, неустойчивость состояния современного общества оказывает влияние на все его социальные институты. Вместе с ним образование также подвержено большим изменениям в современном мире: глобальные риски и вызовы заставляют обучающихся принимать решения о своей дальнейшей судьбе. Существенную роль в принятии таких решений играет образование, причем в современных условиях сочетание офлайн- и онлайн-образования представляется актуальным в связи с изменениями как самого образования, так и его субъектов — педагога и обучающегося.

В данном исследовании онлайн- и офлайн-об-разование рассматривается по различным аспектам: экономическому, социальному, историко-культурному, этическому, философскому и т.д. Автор полагает, что наибольшей эффективности образование достигает в комбинации онлайн и офлайн, предоставляющей свободу поиска, выбора, обмена информацией, обмена мнений в диалоге с заинтересованным образовательным и профессиональным сообществом.

Ключевые слова: онлайн-образование, офлайн-образование, современность, постмодернизм, ризома, философия образования.

Введение

Развитие современного образования характеризуется определенными тенденциями: цифровизацией,

И. М. Елкина

Кандидат педагогических наук, заместитель директора по организационно-издательской деятельности и международному сотрудничеству Института стратегии развития образования РАО, заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, г. Москва E-mail: inter@instrao.ru

Irina M. Elkina

PhD (Education), Deputy Director, Deputy Head of UNESCO Chair on global education, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

Как цитировать статью: Елкина И. М. Современное онлайн- и офлайн-образование с позиции видения философии образования // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 9-21.

глобализацией (реформирование систем образования на основе документов международных организаций: цели устойчивого развития — ООН [15]; обеспечением социальной справедливости — стратегические программы по вопросам образования и обучения (ET 2020) ЕС [14]; сближением и гармонизацией университетского образования — документы, обеспечивающие Болонский процесс [16], и т.д.); стандартизацией процедур оценки качества образования в международных исследованиях и т.д. Эти процессы привлекают внимание к корректированию политики государств в этой сфере, что влечет, среди прочего, повышение качества образования [23].

Однако современное общество и образование как его социальный институт сталкиваются с вызовами и рисками, представляющими негативный фактор влияния. Это те глобальные риски, которые выделяет Давосский форум, вызовы, которые перечисляются в докладе Римского клуба: экологические, технологические, экономические, информационные, геополитические [28]. Каждый из перечисленных рисков прямо или опосредованно влияет на образование. Общество, реагируя на них, вынуждено находить решения, что также способствует прогрессу в социальной сфере.

Помимо этого, образование, как и все общество, переживает время перемен, связанное с переходом на новый этап социально-экономического развития, который социологи и экономисты описывают как шестой технологический уклад [2] или четвертая промышленная революция [26]; демографическими волнами, обусловленными колебаниями рождаемости; проблемами социализации молодежи и инкультурации молодого поколения в результате недооценки воспитательной и социализирующей функций образования, его роли для обретения молодыми людьми национальной идентичности, самореализации; отставанием скорости развития человеческого капитала, ресурсов здоровья и личностного потенциала обучающихся от темпов научно-технического развития [18].

Налицо явный кризис общества, «противоречия углубляются и отражаются и в реальном, и в виртуальном пространствах» [6], и в этих условиях современному человеку нужно не просто обеспечить свое существование, но устроить жизнь так, чтобы быть уверенным в своем будущем.

Постановка проблемы

Стало общим местом утверждение, что современная жизнь характеризуется неопределенностью. Как уже было отмечено, вопросы устойчивого развития экономики и общества все острее звучат в международной повестке, реализуются международные проекты в целях устойчивого развития экономики и социальной сферы на разных уровнях управления. Тем не менее неопределенность определяет многие процессы, происходящие в социуме. В гуманитарных и социальных науках выявляются различные основания такого состояния, в частности, состояние неопределенности рассматривается как элемент неклассической и пост-неклассической рациональности [20].

Человек реагирует на неопределенность, используя различные доступные ему средства. Кто-то уходит в поиски себя, кто-то, пытаясь изменить ситуацию, идет в политику, бизнес и т.д. В любом случае современная жизнь требует не просто обладать базовыми знаниями и умениями в профессии. Все чаще люди продолжают учиться, даже окончив университет или колледж. Среди лидеров оказываются те, кто вкладывает в свое образование время, тратя часть жизни, становится мастером, творцом, получая взамен не просто материальные блага, но и признание «коллег по цеху». За это в большой, если не главной, степени отвечает полученное образование. Жизнь такова, что иногда образование необходимо получать без отрыва от производства, или продолжить начатый когда-то курс, или пройти дополнительное обучение онлайн. Формы и варианты при этом могут быть разные. Описанию специфики офлайн-обучения посвящены труды ученых в течение как минимум двух тысяч лет; онлайн-обучение, неспешно завоевывая свое место (техника и доступ к интернету стали привычными для нас только в последние два десятилетия), теперь является частью формального и неформального образования. Исследования феномена онлайн-образования появились в научной литературе в конце 1990-х гг. в связи с его развитием [31], в начале 2000-х гг. новая волна интереса к этой форме образования возникла в связи с появлением МООК [30]. Российские исследователи отдали должное как истории развития онлайн-образования [9], так и применяемым технологиям [12]. Однако проявляющиеся черты современности (постмодернизма) не описаны для сочетания онлайн- и офлайн-образования, тем не менее эта проблема нам кажется актуальной в связи с изменениями как самого образования, так и его субъектов — обучающегося и обучающего.

Цель исследования

В связи с этим целью статьи является выявление черт современности (постмодернизма) в сочетании онлайн- и офлайн-образования.

Результаты

Многим современным феноменам в последние несколько десятилетий присваивают приставку «пост-»: постиндустриальное общество, посткультура, постгуманизм, постуниверситеты, постчеловек. Этими терминами философы, социологи, культурологи описывают продолжающиеся глубокие изменения, происходящие с человеком и обществом, в которых видится влияние постмодерна, характеризующееся плюра-листичностью, вариативностью, хаотичностью и сочетанием в коллаже привычного в новом и необычном виде.

Такие разночтения, радикально отличающиеся мнения приводят общество к состоянию нестабильности, в свою очередь, социум ищет пути выхода из состояния неустойчивости. Этот процесс принимает вид трансформации, которую понимают как «процесс постепенный и даже незаметный, и в отличие от революции в большей степени скрыт от наблюдателя, ибо реализуется за счет встраивания в ее подсистемные части чужеродных элементов, внешне не разрушающих саму систему, но постепенно заставляющих ее работать иным образом» [17]. То же характерно для социальных институтов — культуры, образования. Как следствие, возникает проблема рациональности человеческих действий в условиях социального кризиса, фактически в ситуации «утраты социальной реальности» [19; 21; 29]. Человек в поисках себя как личности и себя в обществе трансформируется вместе с обществом.

Иногда трансформацию человека исследователи рассматривают буквально. Можно нанести татуировки или другие виды боди-арта, что трансформирует внешность, изменяет человека и одновременно является следствием изменения его сознания, самосознания, самоидентификации и т.д. При вмешательстве пластической хирургии можно достичь более серьезных изменений. Еще одна ступень трансформации — это изменение человеческого тела с использованием искусственных частей (мы, конечно, имеем в виду высокотехнологичные), которые позволяют человеку с ограниченными возможностями вернуть необходимую мобильность, восстановить органы, утраченные или отсутствовавшие при рождении. Но и вживленные в тело здорового индивида электронные

устройства также работают на улучшение определенных способностей человека-киборга [5]. Экзоскелеты или подобные устройства выводят на новый уровень физические способности человека.

Включение интернет- и компьютерных технологий в жизнь, а иногда встраивание электронных управляемых устройств в тело человека расширяет не только его физические возможности. Изменяется восприятие человека, мышление, меняется физиология [1; 10; 11; 25]. Как мы знаем, гаджеты появляются в руках чуть ли не грудных младенцев, которые, еще не умея читать, охотно нажимают на экран и получают желаемую информацию, осваивая мобильные телефоны или планшеты за очень короткое время. Расширение возможностей сознания — это новый опыт для человека, развлечение, удовольствие, за которым хочется обращаться снова, интерес и мотивация вызывают желание продолжать эту деятельность. Психофизиологические процессы подстраиваются под новую реальность, это данность нового времени.

Изменение человеческого тела сегодня пока еще выглядит непривычным, (об этом, о новой телесности, писал М. Фуко) [24]. Однако с дальнейшим развитием информационных технологий «интернет вещей» вполне может оказаться «интернетом человеческого тела», ведь обмен информацией, технологии ее получения, обработки, хранения и передачи становятся не менее важными в жизни современного человека. В своих книгах «Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего», «Понимание медиа. Внешние расширения человека» Г. М. Маклюэн описал взаимоотношения человека и информации, ее влияние на когнитивные процессы в обществе, а также влияние средств коммуникации на человека и общество в целом [13].

Есть и другой подход, с помощью которого можно рассматривать взаимодействие человека с информационным потоком, информационной средой. Всемирную сеть Интернет действительно отождествляют с ризомой, не имеющей единого центра, где каждое ответвление может образовывать новый клубок-центр, и все они имеют равное значение и равные права в Сети. Что действительно является ризомой в этом смешении — это контент. А путешествие по Сети сродни скитаниям номада (кочевник — с греч.). Не вдаваясь подробно в описание нома-дологического проекта (Р. М. Алейник; Т. Н. Бокова; Р. Р. Гарифуллин; Ж. Делез и Ф. Гваттари; А. Г. Дугин; В. А. Емелин; С. В. Иванова; И. Г. Ильин; А. П. Огурцов и В. В. Платонов; М. Л. Хазин и др.), здесь отметим, что

свободный выбор пути и скорости освоения информации, а если проводить аналогию дальше, к образованию, то превращение информации в собственное знание,— этот способ предпочтителен для активных, ответственных и самостоятельных пользователей / обучающихся. Мы ведем речь об изменениях, о трансформации, и здесь она проявляется, таким образом, в изменении логики и построения образовательного процесса. Сам обучающийся решает и делает выбор, что и как он будет изучать. При этом наставник (обучающий, педагог) лишь помогает ему в выборе, помогает подключиться к сообществу таких же «кочевников», при необходимости к профессиональному сообществу [3].

Мы отметили черты современности, которые можно проследить в образовании в целом. Возвращаясь к теме онлайн- и офлайн-образования, уточним, что нет необходимости в очередной раз доказывать, что эти типы образования в сочетании работают гораздо эффективнее. В формальном образовании примером служит долгий опыт дистанционного образования Открытого университета Великобритании [4], заочных институтов в нашей стране и за рубежом и т.д.

Онлайн-образование именно в комбинации с офлайн (а то и без последнего) уже присутствует в неформальном образовании: онлайн-ве-щание театров и показы в музеях, на выставках, онлайн-кинотеатры, лекции известных деятелей культуры и искусства (мы относим этот вид образования (самообразования) к информальному). Пандемия заставила почти все страны переключиться на онлайн-образование на всех уровнях. Как видим, законодательных или технических препятствий для сочетания этих двух типов образования не существует.

Есть иные уровни, на которых можно проанализировать влияние современности (постмодернизма) на онлайн- и офлайн-образование. Приведем цитату из статьи И. Н. Грифцовой, в которой описываются задачи философии (философии образования): «...встроили конкретную проблему соотношения двух типов образования в более широкий контекст: этический, герменевтический, философии образования, историко-культурный, социально-политический и даже экономический; <...> Это именно то, что сегодня должна делать философия» [27]. Это позволяет нам задать методологию исследования.

Педагогика, социология и экономика образования, культурология и т.д. представляют значительное количество материала по самым разнообразным вопросам, которые прорабатывались в течение веков

в различных научных педагогических школах, в том числе по проблемам онлайн-образования. Однако наши дальнейшие рассуждения мы будем основывать на материалах, представляющих результаты круглого стола «Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений», прошедшего осенью 2018 года на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Не претендуя на охват всех возможных вопросов этой темы, участники мероприятия представили свое видение проблемы с точки зрения философии и ее направлений [22]. Для нашего исследования эти материалы интересны именно тем, что предмет обсуждения рассматривался специфически, с точки зрения философии (философии образования). Кроме того, мы делаем акцент именно на соотношении двух типов образования, выявляя черты современности (постмодернизма) в этих аспектах с точки зрения современных условий.

Самые очевидные выводы проще всего сделать по экономическому аспекту соотношения онлайн- и офлайн-образования. Фиксированное количество мест офлайн-образования компенсируется большим охватом аудитории онлайн-образованием. То же справедливо для возможности пользоваться различными ресурсами: их недостаток при обучении «в классе» легко восполняется при обучении онлайн. Однако затраты на организацию как одного, так и другого типа образования сопровождаются продолжающимся сокращением профессорско-преподавательского состава университетов. Для образования онлайн это может привести к тому (а зачастую и приводит), что один и тот же преподаватель — «говорящая голова» — обеспечивает проведение лекционных занятий по широкому спектру предметов.

При этом блестящие лекторы, педагоги, тьюторы оставляют значительный след в истории офлайн-образования; записанные же при чтении лекций онлайн, такие видеоматериалы могут сохраняться веками и быть использованными многими поколениями обучающихся. Негативный фактор заключается в том, что «мусорных» текстов довольно много в обоих типах образования, но больше вероятности, что студенты будут им пользоваться, все же в онлайн-, нежели в офлайн-образовании. Обучение работе с информацией является одним из требований современности и залогом получения верной информации при получении как одного, так и другого типа образования.

В этическом плане вопросы об авторстве используемых материалов, о наукометрических показателях преподавателей чаще всего упоминают-

ся в негативном контексте для обоих типов образования, но и решение этих проблем, очевидно, будет способствовать повышению его качества.

Что касается методов преподавания, преимущества и недостатки обоих типов образования давно описаны. Они связаны с включением (или исключением) диалога и групповой работы в образовательном процессе, предоставлением (или отсутствием) многообразия выбора и индивидуализации программ и скорости обучения и т.д. В обоих случаях к одинаково отрицательным чертам относятся монологизация подачи учебного материала педагогом, отчужденность обучающихся и т.д.

«Современный учитель должен учитывать в своих „проектных замыслах" и их реализации специфику процессов становления современного человека, овладения им „кодами культуры", с одной стороны, и методами деятельности в жестких ритмах функционирующих „социальных машин" — с другой» [8]. В современных условиях, когда источников информации становится все больше, учителю сложно, да и не нужно оставаться единственным носителем знания. В современном образовательном процессе он становится фасилитатором, облегчающим «образовательный путь» своего ученика, о чем мы также упоминали раньше. Включение обучающегося в различные сообщества — образовательные, профессиональные — при обучении «в классе» будет способствовать развитию навыков групповой работы, диалогу, актуальность чего подчеркивают практически все исследователи. В этом также видится изменение образовательного процесса в современных условиях.

Есть еще ряд положительных и отрицательных факторов, которые оказывают влияние как на офлайн-, так и онлайн-образование. Онлайн-обучение предлагает доступность в любой момент, «вход» и «выход» на любой уровень обучения в любое удобное обучающемуся время (так уже работают многие образовательные курсы; однако есть ограничения для обучения на уровне аспирантуры). Такое удобство характеризует «образование, подобное ризоме»— индивидуальная скорость усвоения материала, изучение курсов / модулей в необходимом обучающемуся порядке при выборе необходимого типа обучения, образование «здесь и сейчас» и т.д. [7]. Такая подвижность не характерна для формального офлайн-образования, однако в системе повышения квалификации обучающемуся предоставляется больший выбор модулей и курсов, а также продолжительности обучения.

Как было отмечено выше, постмодернизм характеризуют отсутствием

ограничений мнений, плюралистичностью взглядов, сочетанием несочетаемого и т.д. В то же время изменение общества, трансформация взглядов человека на себя самого и окружающую информационную среду уже привели к появлению новых «привычек», образцов поведения в обращении с информацией и информационной средой, в изменении представлений о роли обучающегося и обучающего (педагога) в образовании. Эти следствия можно было вывести еще из текстов постмодернистов 1960-х — 70-х годов. Однако технологии того времени не позволяли включить в представления об образовании, культуре, общественной жизни онлайн-коммуникацию, особо отметить роль информационных технологий. Включение электронных устройств в обыденность произошло позже, с ними связываются большие изменения в отношении человека к мгновенному доступу к любой информации. Мы привыкли, что развлекательные (игры) и информационные источники (интернет-библиотеки, агрегаторы текстов) переведены в режим, доступный на любом мобильном устройстве. Таким образом, любимое развлечение, от игр до чтения, оказывается всегда в доступе пользователя, всегда можно обратиться к компетентному источнику или подтвердить / опровергнуть факт с помощью картинки или видео и т.д.

Заключение

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что есть смысл говорить о том, что наибольшей эффективности образование достигает в комбинации онлайн и офлайн, положительные факторы показывают это практически в любом аспекте: экономическом, культурном, социальном, философском, герменевтическом. Этому способствует и трансформация (изменение) человека во взаимодействии с информационной средой в современных условиях. Как уже было показано, «кочевник» сам выбирает свой путь в большом мире. То же способен сделать современный обучающийся в информационной среде. Строить карту своего движения сейчас означает искать и осваивать информацию наиболее удобным для себя способом.

Мы полагаем, что именно в этом заключается будущее образования — в свободе поиска, выбора, обмена информацией, обмена мнений в диалоге с людьми, интересующимися такими же темами, с профессиональным сообществом.

Литература

1. Бевз С. О., Горягин Р. А. О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 439-441.

2. Глазьев С. Ю. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / под ред. академика РАН С. Ю. Глазьева и профессора В. В. Харитонова. М.: Тровант, 2009. 304 с.

3. Елкина И. М. О новых дидактических концептах: ризомоподобное обучение // Философские науки. 2016. № 11. С. 82-95.

4. Елкина И. М. Учет результатов обучения в образовательном процессе (проект LOTA Открытого университета Великобритании) // Ценности и смыслы. 2015. № 1. С. 102-115.

5. Емелин В. А. Философско-методологический анализ трансформации идентичности человека в условиях развития технологий информационного общества: дис. ... д-ра филос. наук. Москва, 2017. 435 с.

6. Иванов О. Б., Иванова С. В. Нравственно-гуманистический кризис в информационную эпоху // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 6-22.

7. Иванова С. В., Елкина И. М. Постмодернизм и качество образования (постановка проблемы) // Ценности и смыслы. 2016. № 6 (46). С. 115-124.

8. Имакаев В. Р. Образовательная реальность: опыт социокультурного проектирования: дис. ... д-ра филос. наук. Уфа, 2009. 403 с.

9. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 42 с.

10. Крухмалева О. В., КрухмалевЕ. В. Современные игровые устройства в жизни детей и подростков: социокультурный анализ // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 2 (25). С. 47-60.

11. Курашинова А.Х. Гаджетомания и проблемы развития личности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 5. Ч. 1. С. 180182. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-5/1-180-182.

12. Кутепов М. М., Иляшенко Л. К., Морозов Д. Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 230-232.

13. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.

14. Материалы сайта Евросоюза (ET 2020) ЕС [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/education/policies/european-policy-cooperation/et2020-framework_en (дата обращения: 27.04.2020).

15. Материалы сайта ООН о целях устойчивого развития [Электронный ресурс] . URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 20.05.2020).

16. Материалы сайта How does the Bologna process work? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehea.info/index.php (дата обращения 15.05.2020).

17. Миронов В. В. Современные трансформации в культуре. СПб., 2011. 117 с.

18. Система образования в России и за рубежом: сб. аналит. мат-лов. М., 2019. 190 с.

19. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография. 2-е

изд., перераб. и доп. М.: КДУ, 2009. 241 с.

20. Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. Т. 6, № 52. С. 21-28.

21. Сорина Г. В. Современное образовательное пространство: взаимодействие между онлайн- и офлайн-образованием // Ценности и смыслы, 2019. Т. 3, № 61. С. 6-22.

22. Сорина Г. В., Миронов В. В., Перов В. Ю. и др. Онлайн- и офлайн-образова-ние: методология и принятие решений: материалы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9-49.

23. Тагунова И. А., Сухин И. Г., Найденова Н. Н. и др. Современная педагогическая компаративистика: роль, функции и факторы развития. М., 2019. 208 с.

24. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.

25. Ханова Т. Г., Семенова Е. В. Проблема «взаимодействия» детей дошкольного возраста с мобильными устройствами // Государственный советник. 2019. № 1 (25). С. 84-90.

26. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2019. 209 с.

27. Griftsova I. N., Sorina G. V., Yarmak Y. V. The Information Era: Correlation Between Online and Offline Education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. No. 118. Р. 1049-1054.

28. IvanovO. B., Ivanova S. V. Educational space in the modern world: the interdisciplinary aspect // Espacios. 2017. Vol. 38 (40). P. 19.

29. Ivanova S. V., Bokova T. N. Postmodern ideas influence on education (illustrated by the USA experience) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EPSBS). 2017. Р. 339-355.

30. Mayoka K. G. How can e-learning integration be realized? An exploratory study in Higher Education Institutions // Asian Journal of Computer Science and Information Technology. 2014. Vol. 4, No. 5. P. 162-170.

31. Meyer K. A. Quality in Distance Education: Focus on On-Line Learning // ASHE-ERIC Higher Education Report. 2002. Vol. 29, No. 4. P. 30-39.

MODERN ONLINE AND OFFLINE EDUCATION FROM THE PERSPECTIVE OF THE PHILOSOPHY OF EDUCATION

Instability of the state of modern society affects all of its social institutions. Together with it, education is also subject to great changes in the modern world: global risks and challenges force students to make decisions about their future. Education plays a significant role in such decision-making, and in modern conditions, the combination of offline and online education seems relevant in connection with the changes in both education itself and its subjects — the teacher and the student.

In this paper, online and offline education is considered in various aspects: economic, social, historical, and cultural, ethical, philosophical, etc. The author states that education achieves the greatest efficiency in a combination

of online and offline, which provides freedom of search, choice, exchange of

information, exchange of opinions in dialogue with the interested educational and professional community.

Keywords: online education, offline education, postmodernism, rhizome,

philosophy of education.

References

• Bevz S. O., Goryagin R. A. O vliyanii gadzhetov na kognitivnoe razvitie lichnosti: gene-zis, istoriya i posledstviya problemy // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. 2019. № 63-1. S. 439-441. [In Rus].

• Elkina I. M. O novyh didakticheskih konceptah: rizomopodobnoe obuchenie // Filosofskie nauki. 2016. № 11. S. 82-95. [In Rus].

• Elkina I. M. Uchet rezul'tatov obucheniya v obrazovatel'nom processe (proekt LOTA Otkrytogo universiteta Velikobritanii) // Cennosti i smysly. 2015. № 1. S. 102-115. [In Rus].

• Emelin V. A. Filosofsko-metodologicheskij analiz transformacii identichnosti cheloveka v usloviyah razvitiya tekhnologij informacionnogo obshchestva: dis. ... d-ra filos. nauk. Moskva, 2017. 435 s. [In Rus].

• Fuko M. Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual'nosti. Raboty raznyh let / per. s fr. M.: Kastal', 1996. 448 s. [In Rus].

• Glazev S. Yu. Nanotekhnologii kak klyuchevoj faktor novogo tekhnologicheskogo uklada v ekonomike / pod red. akademika RAN S. Yu. Glaz'eva i professora V. V. Haritonova. M.: Trovant, 2009. 304 s. [In Rus].

• Griftsova I. N., Sorina G. V., Yarmak Y. V. The Information Era: Correlation Between Online and Offline Education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. No. 118. R. 1049-1054.

• Hanova T. G., Semenova E. V. Problema «vzaimodejstviya» detej doshkol'nogo vozrasta s mobil'nymi ustrojstvami // Gosudarstvennyj sovetnik. 2019. № 1 (25). S. 84-90. [In Rus].

• Imakaev V. R. Obrazovatel'naya real'nost': opyt sociokul'turnogo proektirovaniya: dis. ... d-ra filos. nauk. Ufa, 2009. 403 s. [In Rus].

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Educational space in the modern world: the interdisciplinary aspect // Espacios. 2017. Vol. 38 (40). P. 19.

• Ivanov O. B., Ivanova S. V. Nravstvenno-gumanisticheskij krizis v informacionnuyu epo-hu // Cennosti i smysly. 2020. № 3 (67). S. 6-22. [In Rus].

• Ivanova S. V., Bokova T. N. Postmodern ideas influence on education (illustrated by the USA experience) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EPSBS). 2017. R. 339-355.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Ivanova S. V., Elkina I. M. Postmodernizm i kachestvo obrazovaniya (postanovka problemy) // Cennosti i smysly. 2016. № 6 (46). S. 115-124. [In Rus].

• Kapustin Yu. I. Pedagogicheskie i organizacionnye usloviya effektivnogo sochetaniya ochnogo obucheniya i primeneniya tekhnologij distancionnogo obucheniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2007. 42 s. [In Rus].

• Kruhmaleva O. V., KruhmalevE. V. Sovremennye igrovye ustrojstva v zhizni detej i po-drostkov: sociokul'turnyj analiz // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhur-nal vuzov kul'tury i iskusstv. 2017. № 2 (25). S. 47-60. [In Rus].

• Kurashinova A. H. Gadzhetomaniya i problemy razvitiya lichnosti // Istoricheskaya

i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2016. T. 8, № 5. Ch. 1. S. 180-182. DOI: 10.17748/20759908-2016-8-5/1-180-182. [In Rus].

• Kutepov M. M., Ilyashenko L. K., Morozov D. L. Tekhnologii organizacii uchebnogo processa s ispol'zovaniem onlajn-kursa // Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2019. T. 8, № 1 (26). S. 230-232. [In Rus].

• Maklyuen M. Ponimanie media. Vneshnie rasshireniya cheloveka / per. s angl. V. Nikolaeva. M.; Zhukovskij: KANON-press-C, Kuchkovo pole, 2003. 464 s. [In Rus].

• Materialy sajta Evrosoyuza (ET 2020) ES [Elektronnyj resurs]. URL: https://ec.europa.eu/ education/policies/european-policy-cooperation/et2020-framework_en (data obrash-cheniya: 27.04.2020). [In Rus].

• Materialy sajta OON o celyah ustojchivogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (data obrashcheniya: 20.05.2020). [In Rus].

• Materialy sajta How does the Bologna process work? [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.ehea.info/index.php (data obrashcheniya 15.05.2020). [In Rus].

• Mayoka K. G. How can e-learning integration be realized? An exploratory study in Higher Education Institutions // Asian Journal of Computer Science and Information Technology. 2014. Vol. 4, No. 5. P. 162-170.

• Meyer K. A. Quality in Distance Education: Focus on On-Line Learning // ASHE-ERIC Higher Education Report. 2002. Vol. 29, No. 4. P. 30-39.

• MironovV. V Sovremennye transformacii v kul'ture. SPb., 2011. 117 s. [In Rus].

• Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyuciya. M.: Eksmo, 2019. 209 s. [In Rus].

• Sistema obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: sb. analit. mat-lov. M., 2019. 190 s. [In Rus].

• Smakotina N. L. Osnovy sociologii nestabil'nosti i riska: filosofskij, sociologicheskij i social'no-psihologicheskij aspekty: monografiya. 2-e izd., pererab. i dop. M.: KDU, 2009. 241 s. [In Rus].

• Smakotina N. L. Transformaciya obrazovaniya v usloviyah globalizacii: vozmozhnosti i riski // Cennosti i smysly. 2017. T. 6, № 52. S. 21-28. [In Rus].

• Sorina G. V. Sovremennoe obrazovatel'noe prostranstvo: vzaimodejstvie mezhdu onlajn-i oflajn-obrazovaniem // Cennosti i smysly, 2019. T. 3, № 61. S. 6-22. [In Rus].

• Sorina G. V., Mironov V. V., Perov V. Yu. i dr. Onlajn- i oflajn-obrazovanie: metodologiya i prinyatie reshenij: materialy kruglogo stola // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019. № 4. S. 9-49. [In Rus].

• Tagunova I. A., Suhin I. G., Najdenova N. N. i dr. Sovremennaya pedagogicheskaya kom-parativistika: rol', funkcii i faktory razvitiya. M., 2019. 208 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.