Научная статья на тему 'Современное оборудование для упаковки пищевых продуктов'

Современное оборудование для упаковки пищевых продуктов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
756
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Врищ Э. А.

Проанализированы различные типы импортного вакуум-упако- вочного оборудования, используемого отечественными производи-телями мясных и рыбных продуктов. При выборе упаковочной маши-ны важнейшим фактором является оценка ее эксплуатационных рас-ходов. Показаны большие преимущества нового перспективного на-правления упаковки по методу «флоупак».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное оборудование для упаковки пищевых продуктов»

УДК 67+664

СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УПАКОВКИ ПИЩЕВЫХ

ПРОДУКТОВ

Э.А. Врищ, Дальрыбвтуз, Владивосток

Проанализированы различные типы импортного вакуум-упако-вочного оборудования, используемого отечественными производителями мясных и рыбных продуктов. При выборе упаковочной машины важнейшим фактором является оценка ее эксплуатационных расходов. Показаны большие преимущества нового перспективного направления упаковки по методу «флоупак».

Переход к многообразию форм собственности, рыночным отношениям в экономике России, развитие внешнеэкономических связей предопределили в начале 90-х годов увеличение объемов импорта товаров на российский рынок и, прежде всего, пищевых продуктов. Для решения вопросов, связанных с качеством и безопасностью производимых и реализуемых товаров, Госстандарт России принял меры государственного регулирования: были

разработаны стандарты, создающие условия для российских товаропроизводителей с целью повышения качества и конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и международном рынках, а также обеспечения достоверной оценки их безопасности.

Концепция безопасности реализуемых пищевых товаров включает продуманные меры по расширению производства продуктов питания, упакованных под вакуумом в полимерную пленку. Это позволяет потребителю получить продукцию высокого качества. Производитель продукции, используя мелкую расфасовку товара, получает большую прибыль.

Отечественными производителями накоплен многолетний опыт в применении импортных вакуум-упаковочных машин в разных областях упаковки с использованием всех видов пленки.

Мировые лидеры поставляют широкий ассортимент машин, удовлетворяющих любым потребностям заказчика. Для малых перерабатывающих и торговых предприятий фирма «Кот^ Maschinenfabrik 0тЬ11» (Германия) предлагает вакуум-упаковочные машины настольные и напольные, одно- и двухкамерные. Основные параметры машин приведены в табл. 1.

Таблица 1

Технические характеристики упаковочных машин фирмы «КотеЬ»

Показатель | Vacuboy

Plus Vas

20 21 22

Количество камер 1 1 1 2

Размеры камеры, мм 355х345х 140 430х505х 180 430х505х 180 430х505х 180

Длина сварочного бруса, мм 305 415 415 415

Производительност ь вакуум насоса, м/ч 10 21 21 40

Габаритные размеры, мм 400х500х 400 480x610х 415 480x610х 990 930х670х 900

Масса, кг 38 60 100 140

Оператор устанавливает на пульте управления продолжительность вакуумирования и запаивания пленки. После закрывания крышки работа происходит автоматически. Продолжительность цикла упаковки - 20-50 с.

Большой опыт немецких фирм по производству вакуумной техники для упаковки продуктов питания является залогом того, что поставляемые вакуум-упаковочные машины отвечают самым высоким требованиям к качеству как с точки зрения технологии, так и надежности и долговечности. Например, корпус и камеры двухкамерной вакуум упаковочной машины «Непке1тап Ро1аг 2-75» изготовлены из нержавеющей стали. Машина снабжена панелью управления с 10 изменяемыми программами. Имеется функция мягкого обжима, что позволяет избежать повреждения пакетов выступающими частями продукта. Сварочные струны имеют полукруглую форму, за счет чего можно производить запайку даже испачканных жиром пакетов. Конструкция запаивающего узла обеспечивает двойной сварочный шов, имеется возможность установки струны обрезки. Для продления срока службы вакуумного насоса предусмотрена функция его сушки.

Немецкая надежность, высокое качество изготовления, простота в использовании и не слишком высокая стоимость вакуум-упаковочных машин фирмы «УАМА» позволяет им также успешно конкурировать со всемирно известными производителями вакуум-упаковочной техники.

Фирма-изготовитель «МасМпеп РаЬпек Эеготе Оге1е!» (Бельгия) предлагает использовать вакуум-упаковочные машины настольные (модели 280 и 420) и напольные (модели 420 Н, 520, 620, 840). Модель 280+ выполняет двойной сварочный шов, а модель 280 - одинарный шов шириной 3,5 мм, модель 420/2 имеет две сварочные шины. В упаковки может подаваться инертный газ. Работа машин автоматизирована. Основные параметры машин приведены в табл. 2.

Таблица 2

Технические характеристики упаковочных машин фирмы «СРЕТеЬ»

Показатель \ 280 \ 420 \ 520 \ 620* I 840*

Продолжительност ь цикла упаковки, с 25-60 15-35 15-40 15-40 10-30

Степень вакуума, % 99 99,5 99,95 99,5 99,5

Длина сварочной шины, мм 280 420 2х520 4х620 4Х840

Мощность вакуумного насоса, кВт 0,3 1,6 2,5 3,5 7,0

Высота камеры, мм 80 или 130 170 170 190 190

Габаритные разме ры, мм

Длина 438 515 690 1545 1985

Ширина 317 480 635 1120 1215

Высота 243 440 1020 900 900

Масса, кг 25 68 145 375 625

* Машины двухкамерные.

Фирма-изготовитель «Koch Packaging Systems» (США) предлагает двухкамерную вакуум-упаковочную машину «ULTRAVAC 2100». Она используется для упаковки под вакуумом пищевых продуктов в полимерную пленку. Выпускается в двух исполнениях: с высотой камеры 20о и 300 мм. Возможна упаковка продукта в среде инертных газов. В камеру может помещаться одна или несколько упаковок с продуктом. Управление машиной автоматизировано. Технические данные упаковочной машины приведены в табл. 3.

Таблица 3

Технические характеристики упаковочных машин фирмы «Koch»

Показатель Модель 200 Модель 300

Продолжительность цикла упаковки, с 15-20 15-20

Производительность вакуумного насоса, м3/ч 220 340

Размеры, мм

Камеры 790х690х200 790х690х300

Габаритные 1680х1070х1190 1610х1070х1300

Масса, кг 522 567

Многочисленные исследования, тестирования продуктов подтверждают, что роль упаковки в завоевании потребительских предпочтений часто является не просто значимой, а решающей. Потребитель оценивает товар, уделяя внимание упаковке. Это влияет на принятие решения о покупке. Современный покупатель хочет быть уверен в качестве, законности изготовления и безопасности продукта. В ситуации, когда трудно сделать выбор между однотипной продукцией разных производителей, только упаковка может повлиять на то, кому будет отдано предпочтение.

Приморские производители рыбной продукции ООО «Рыбный день», ООО «Соленый ветер», ООО «Глобал Трейд», ООО ПКК «Сталкер ПРО» поставляют на рынок значительный ассортимент деликатесной продукции. Особым спросом у потребителя пользуется продукция ООО «Дальпико-рыбсервис» и «ТГЭУ МГП».

Необходимо отметить, что российский рынок становится все более зрелым. Период быстрых и необдуманных решений по закупке упаковочных машин заканчивается, так как все яснее видны преимущества того или иного решения по упаковке. Вероятно, что отечественный рынок проходит те этапы развития, которые уже давно миновали многие страны Европы и Америки. Это касается, прежде всего, более объективной оценки всех аспектов упаковки. Так, одним из важнейших является фактор оценки эксплуатационных расходов упаковочной машины. Известно, что упаковочная машина постоянно потребляет расходные материалы (пленку), электроэнергию и т.д. Простой расчет расхода пленки для транспортной упаковки 6 тонн колбасных изделий в сутки показывает, что за год затраты на пленку составляют порядка 92000 евро при использовании термоформующей машины и 26000 евро при использовании машины типа «флоупак». Поэтому становится очевидным, что годовая стоимость расходов на пленку равна, а то и превосходит стоимость самой упаковочной машины. И это только расходы на материал. Следует также учитывать затраты на электроэнергию, заработную плату персоналу и т.д., поэтому очень важно грамотно подходить к выбору самого упаковочного решения и методу упаковки.

Анализ работы упаковочных машин показывает, что при увеличении объемов производства продукции на вакуумных машинах периодического действия снижается рентабельность предприятия. Следовательно, производитель должен обратить внимание на существующие упаковочные машины непрерывного действия.

Швейцарская компания «И_АРАК» производит машины для упаковки мясных и колбасных изделий по методу «флоупак». Принцип действия упаковочной машины довольно прост. Из одного рулона барьерной пленки на машине формируется рукав, куда автоматически подается продукт (сосиски, колбасы и др.). Затем в рукав пленки с продуктом поступает защитный газ, и сформированный пакет герметически запаивается.

Данный метод упаковки позволяет существенно сокращать расходы на упаковочный материал за счет использования только тонкой барьерной пленки. На термоформующих же машинах для формирования нижнего лотка применяется, как правило, толстая пленка, которая стоит существенно дороже. Разница в стоимости расходов на пленку термоформующей машины и машины «11_АРАК» составляет по данным производителя 66000 евро в год. К тому же термоформующая машина требует большого количества операторов на укладке продукта, так как продукт упаковывается в несколько рядов. На

машину «И_АРАК» продукт поступает в один ряд, поэтому можно обойтись меньшим количеством операторов. Машины «11_АРАК» в отличие от термоформующих потребляют значительно меньше электроэнергии, так как на термоформующих машинах имеется этап горячего формирования дна упаковки, а это требует значительного количества энергии. При сравнении машин «11_АрАК» с самыми распространенными в России камерными машинами первые обладают явными преимуществами. Камерные машины упаковывают продукты в готовые пакеты, которые стоят в 1,5-2 раза дороже, чем тот же пакет, автоматически сформированный на машине «11_АРАК». Тем более на такой машине нет необходимости вручную фасовать продукт в пакет, так как он подается в него автоматически, это увеличивает производительность.

В современных условиях производителям пищевой продукции необходимо быстро реагировать на требования рынка. Магазины и торговые сети стремительно меняют требования к поставщикам мясных и рыбных продуктов. Именно здесь проявляются большие преимущества машин «!|1аРАК» в плане гибкости упаковки. На одной и той же машине можно паковать совершенно разные по размерам и форме продукты (например, транспортная и штучная упаковка) без каких-либо дополнительных приспособлений. Временной интервал переналадки машины «11_АРАК» на продукт другого размера незначителен, а это экономит дорогое рабочее время производителя продукции. Эти преимущества позволяют быстро реагировать на требования торговли. Российский рынок упаковки проявляет повышенный интерес к машинам фирмы «И_АРАК», в частности известные в России предприятия «Дымовское колбасное производство», «Микояновский мясокомбинат», «Царицыно», «Кронштадтский мясокомбинат», «Иней», «Великолукский мясокомбинат», «Егорьевский мясокомбинат» и другие отдают предпочтение именно этим машинам. Возникла возможность выпуска нового продукта - колбасных снеков упакованных в среде защитных газов.

Это новая продукция на российском рынке. Идея упаковки пришла к нам из Германии, где этот продукт выпускается под маркой «Эпак». Первым стал использовать этот вид упаковки «Тульский мясокомбинат». Полная комплексная линия состояла из самой упаковочной машины вертикального типа, мультиголовочного весового дозатора и различного вспомогательного оборудования. Снеки упаковываются по 65 г в пакеты с проваркой граней. Следует отметить, что упакованный продукт имеет огромную рентабельность. Компания «Дымов» на таком же оборудовании выпускает новый продукт «Пиколини».

Появилось новое перспективное направление - упаковка свежего охлажденного мяса и деликатесов поточным способом. Компания

«И_АРАК» предлагает для этих целей оборудование, работающее без подложки с возможностью вакуумирования и термоусадки пленки.

Выпускается несколько моделей объединенных в семейство «Дельта», но в принципе они различаются только производительностью. Модель минимальной производительности для упаковки колбасных изделий и полуфабрикатов работает со скоростью до 30 упаковок в минуту, другие модели могут упаковывать до 60-100 упаковок в минуту и более. Следует также отметить, что в производственной программе компании «И_АРАК» есть и простые горизонтальные упаковочные машины, позволяющие решать задачи упаковки замороженных продуктов в обычной среде. Такие машины используются российскими компаниями-гигантами по заморозке: «Котлетная компания» (г. Кострома), «Поком» (г. Владимир), «Государь» (г. Боровичи), «Невская трапеза» (г. Санкт-Петербург).

Полученная информация позволяет сделать вывод, что небольшие предприятия, производящие мясную и рыбную продукцию, пользуются, как правило, универсальным упаковочным оборудованием периодического действия. Средние и крупные компании могут себе позволить иметь линию вакуумной упаковки и отдельную высокопроизводительную линию упаковки в среде защитного газа.

В настоящее время у отечественных производителей пищевых продуктов имеется реальный выбор оборудования для оснащения предприятий, удовлетворения возросших потребностей покупателя и получения дополнительной прибыли.

Библиографический список

1. Каталог зарубежного технологического оборудования для обработки рыбы и морепродуктов. Вып. 9. / А.С. Федько, В.А. Станкевич и др. М.: ВНИЭРХ, 2000. С. 32-33.

2. Каталог зарубежного технологического оборудования для обработки рыбы и морепродуктов. Вып. 10 / Под ред. А.А. Буйнова. М.: ВНИЭРХ, 2001. С. 27-31.

3. Кубышко О.В. Современные тенденции в развитии упаковки // Мясная индустрия. 2007. № 3. С. 68-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.