К. И. Мусланова
(Москва)
СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЗАПАДЕ
В статье рассматриваются некоторые аспекты современного музыкального образования в западных странах, новые тенденции и передовые музыкально-педагогические концепции, позволяющие модернизировать процесс обучения, усовершенствовав его теоретические и практические стороны
Эволюция современного образования происходит посредством его глобализации и интеграции педагогических систем в общемировом масштабе. Для определения наиболее продуктивных форм модернизации музыкального образования (продуктивных схем управления, новых педагогических методов и приемов, внедрения инновационных технологий в процесс обучения и т.д.] необходимо провести мониторинг передового опыта существующих образовательных систем Запада и выявить эффективный педагогический инструментарий, позволяющий усовершенствовать музыкальное образование в России.
Разработке данной проблемы были посвящены труды известных авторов в области сравнительной педагогики (Б. Л. Вульфсон,
З. А. Малькова, А. Н. Джуринский, Б. В. Кларин]. Они направлены на проблемы общей педагогики. В истории музыкальной педагогики известны работы Е. Л. Гуревича, Ю. Н. Бычкова, Л. Г. Суховой. В области истории западной вокальной педагогики научные изыскания велись Л. К. Ярославцевой, Л. Б. Дмитриевым. О педагогических приемах и вокальных системах в разное время писали Ж. Дюпре, М. Гарсия, Э. Карузо, Ф. Карелли. Множество практических рекомендаций можно почерпнуть из мемуаров великих певцов Л. Паваротти, М. Каллас, Э. Карузо и др.
Рассматриваемые проблемы сферы образования можно условно разбить на общие (свободная деятельность учащегося в образовательном пространстве, внедрение передовых технологий] и узкоспециализированные (ступенчатость и преемственность музыкального образования, регламентированность и методическая разработанность контрольных требований для каждого уровня обучения, репертуарная политика в выборе программ].
Западной манере ведения урока и построения отношений между учеником и учителем
свойственны демократичность и либеральная толерантность методов преподавания. Преподаватель является наставником, а не диктатором - подобная форма взаимоотношений ведет от авторитарного режима работы к либерально-демократическому, ставя перед преподавателем-наставником новые задачи в решении вопросов о мотивации учащегося, его заинтересованности, а также о развитии творческого мышления молодого исполнителя, стремлении к поиску неординарных решений, креативного видения музыкального материала и т.д. В связи с этим в западной педагогике происходит крен в сторону снижения педагогических требований, вследствие чего музыкальное образование вынужденно снижает планку высокого профессионального уровня, превращаясь в общемузыкальное развитие расширенного вида (падает технический, исполнительский уровень и музыкальный кругозор]. Существует мнение (Паперно, Л. Д. Дмитриев] о вынужденной лояльности преподавателя в отношении студента. Некоторые исследователи связывают это явление с наличием преимущественно платного образования за границей, в условиях которого преподаватель вынужден завоевывать расположение студента в ущерб требовательности, что ведёт к снижению уровня профессиональных притязаний. «Вот к какому заключению приходит бывший профессор Дж. Уайт: ...Студенческая оценка является причиной: а] поверхностности содержания курса, б] стремления профессоров ублажить ленивого студента, в] инфляции учебной оценки, выставляемой студенту преподавателем» [3, с. 175].
Главным критерием для отбора в учебные заведения сферы искусства являются одаренность, наличие специальных способностей, стремления к самовыражению посредством искусства. При существующей на Западе сис-
теме платного среднеспециального и высшего образования главным критерием становится платежеспособность обучающихся. Несмотря на финансовую поддержку талантливой молодежи и предоставленную студентам возможность совмещения трудоустройства с обучением, проблема остается актуальной, поскольку не все одаренные молодые люди могут позволить себе пройти курс обучения в полном объеме и получить высшее профессиональное музыкальное образование. А наличие образования, как известно, определяет не только статус человека в обществе, но и дальнейшее экономическое и профессиональное благополучие: «При капиталистическом способе производства класс капиталистов господствует как в сфере материального, так и духовного производства. Доминирование над рабочим классом в духовном отношении осуществляется, в том числе, и посредством образования» [6, с. 28]. «Социальная значимость образования проистекает из его функций: социальный престиж, легитимируемый образовательными квалификациями, может быть превращен в экономическое преимущество. Таким образом, образование обуславливает не только социальное, но и экономическое измерение стратификации» [6, с. 41].
Отсутствие первоначальной ступени профессионального музыкального образования. Несмотря на солидарность преподавателей, великих музыкантов и деятелей искусств (К. Орф, З. Кодай, Э. Жак-Далькроза, Ш. Сузуки и др.] в вопросе о раннем музыкальном развитии ребенка, в западных странах редко наблюдается стройная и отлаженная система профессионального начального музыкального образования, позволяющая выстроить преемственность обучения. Уроки музыки чаще носят общеразвивающий характер. Распространена практика репетиторства, где ученик получает достаточно узкие знания (чаще прикладного характера, относящиеся только к технике игры на музыкальном инструменте или пения], в редких случаях по личной инициативе репетитора в программу уроков включается программа теоретических дисциплин (сольфеджио, гармония, музыкальная литература, анализ музыкальных форм и жанров и пр.]. Однако в этом случае стоит сделать оговорку: качество и уровень полученных учеником знаний будет полностью зависеть от профессиональной компетентности и образованности репетитора и наличия
природных задатков, способностей и целеустремленности самого обучаемого. «Проблема преемственности содержания образования между школьным и вузовским образованием усиленно дискутировалась и разрабатывалась в последнее десятилетие многими вузами и профессиональными организациями» [3, с. 87]. Проблема отсутствия первоначальной профессиональной ступени в музыкальном образовании и преемственности образовательного процесса на Западе приводит к разноуровневому (разношерстному] контингенту учащихся в отношении профессиональной подготовленности как в среднем, так и в высшем звене.
Использование инновационных средств по усовершенствованию процесса обучения музыке. В ходе бесед и интервью с ведущими музыкальными деятелям и преподавателями, имевшими практику работы (преподавание, мастер-классы, участие в круглых столах и международных конференциях] за границей, в качестве одной из сильных сторон в западной музыкальной педагогике было выделено техническое оснащение учебного процесса. Достаточно давно на Западе в активное пользование вошли дистанционные обучающие программы, все чаще преподаватели прибегают к формам обучения посредством интернета (используя Интернет-почту для рассылки заданий, проверки курсовых и дипломных работ], системе обучения online (прямая трансляция открытых уроков или лекций, используя Skype) - позволяющей студентам свободно корректировать личный график обучающегося. Кроме того, оснащенность классов мультимедийной, аудио- и видеозаписывающей аппаратурой позволяет провести сиюминутную запись с последующим прослушиванием и совместным с учеником аналитическим анализом исполненного, а также дает возможность проведения когнитивного анализа интерпретаторской трактовки различных исполнителей изучаемого в процессе урока произведения. Подобный вид педагогической работы способствует формированию у ученика способности к объективной и адекватной самооценке, развивает творческое мышление, поддерживая в молодом музыканте исполнительскую инициативу. «С новейшими техническими средствами связаны надежды более эффективного умственного воспитания, формирования навыков самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Новые технологии обещают увеличить инфор-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013
153
мативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса диверсификации образования, игрового и скоростного обучения» [2, с. 181].
На Западе стремительный прорыв высоких технологий вносит коррективы в образовательный процесс, оснащая его инновационным инструментарием. Появление возможности дистанционного обучения решает массу проблем (особенно актуально для работающей молодежи, заочников, инвалидов], однако вместе с активно действующими интернет ресурсами возникает ряд недостатков: отсутствие живой дискуссии с преподавателем и сокашниками, создание фиктивных онлайн-университетов и фальсификация дипломов и т.п.
Обогащение и расширение репертуарных требований за счет внедрения большего количества современной и старинной музыки. В результате анализа специальной литературы и бесед с западными коллегами среди отличительных черт зарубежной вокальной педагогики можно выделить богатый вокальный репертуар, в котором особое место отводится добарочной и современной музыке, с ним учащийся знакомится в процессе обучения. При этом в каждой стране сохраняются свои специфические особенности в отношении репертуарных программ, норм, стандартов. Так, например, в Италии большое значение придается вокализам, подготовке к выпускному экзамену оперных партий и особое место в репертуарном списке отводится произведениям современных композиторов. В Бельгии в некоторых учебных заведениях не существует жесткого регламента выпускной программы, которая ограничивается только временем (30 минут], и студент вправе выбрать программу, состоящую из произведений лишь одного композитора. Отдельной особенностью каждой вокальной школы является ее национальная направленность в отношении репертуара.
Еще одной отличительной чертой западной вокальной педагогики можно назвать подготовку певцов узкой направленности (стилистической, жанровой и т.д.], благодаря которой возникли такие понятия, как «вагнеровский певец», «россиниевский певец», «моцартовский певец» и пр. «В итальянской системе подготовки оперного артиста пози-
тивным, без сомнения, является наличие прочной фундаментальной вокальной технологии в традиционном стиле итальянского пения. Однако очевидны и весьма серьезные недостатки: итальянская методика откровенно пренебрегает универсализмом и стремится к высокому качеству вокальной подготовки за счет известной узости, она ориентирована исключительно на итальянский репертуар и практически игнорирует другие музыкальные стили» [1, с. 4].
Таким образом, современная западная музыкальная педагогика имеет ряд достижений: теоретических и практических разработок, методико-педагогических концепций, богатый опыт в международном педагогическом сотрудничестве и взаимообмене накопленным опытом. Также стоит обратить внимание на практику введения автономии вузов (их независимость в решении многих вопросов, начиная с организации учебного процесса, завершая распределением финансовых потоков внутри учреждения], на растущую значимость роли студента и студенческого общества в образовательном пространстве (мониторинг студенческой оценки работы преподавателей, влияние на выбор изучаемых предметов, составление индивидуальных планов обучения, академическая мобильность студентов].
Главной целью обучения становится не только привитие определенных профессиональных навыков, знаний и умений, но и развитие способности и дальнейшего стремления к самообучению, саморазвитию - таким образом, одним из главных девизов провозглашается лозунг: «Обучение на протяжении всей жизни». В связи с изменением курса образовательного процесса - обращенностью на студента - преобразовываются и методы преподавания, способы демонстрации и донесения учебного материала, форма взаимоотношений студентов и преподавателей (из авторитарно-установочной в либерально-демократическую) и т.д. Быстро развивающийся технический прогресс и достаточная оснащенность учебных заведений современным оборудованием позволяют модифицировать классно-урочную (лекционную] систему преподавания, используя методы дистанционного, интерактивного, online обучения, прибегая к помощи современной техники и интернет-ресурсам.
Однако наряду с вышеперечисленными
прогрессивными веяниями в Западной педагогике существует ряд недостатков:
- прежде всего - отсутствие первоначальной профессиональной ступени в музыкальном образовании, позволяющей целенаправленно, продуктивно и всесторонне развивать существующие в ребенке способности, давая крепкую базу необходимых профессиональных первоначальных знаний;
- одной из главных задач, которую необходимо решить западной педагогике, является преемственность (учебных заведений, программ, курсов обучения], которая позволила бы вывести музыкальное профессиональное образование на более высокий уровень, лик-
видировав столь огромную разницу в подготовке профессиональных кадров;
- музыкальное образование, являющееся одним из самых долгосрочных и затратных (из-за индивидуальных уроков], становится финансово доступным не для всех слоев населения. Этот фактор служит серьезным препятствием для обучения талантливой и одаренной молодежи в музыкальных учебных заведениях;
- необходимо более детально разработать систему контроля и предотвращения выдачи фальсифицированных дипломов, а также обеспечить соответствие категории выданного диплома и квалификации выпускника.
Литература
1. Васильев Н. И. Вокально-сценическая подготовка певца в театральном вузе : методич. пособие. - М.: ГИТИС, 2007. - 50 с.
2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 204 с.
3. Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. -М.: Школьные технологии, 2010. - 224 с.
4. Докучаев И. И. Да - реформам, нет - унификации // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 54. - С. 29-31.
5. Мотова Г. Н., Кузьминых Ж. О. Аршином общим не измерить // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 54. - С. 7-12.
6. Русакова П. И. Система образования в китайском обществе.
- СПб.: Алетейя, 2010. - 212 с.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013
155