Научная статья на тему 'Современное музыкальное образование на Западе'

Современное музыкальное образование на Западе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1640
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATIONS IN MUSIC EDUCATION / GLOBAL TRENDS OF INTEGRATION AND GLOBALIZATION OF EDUCATION / MODERN PEDAGOGICAL METHODS / CURRENT TRENDS OF MUSIC EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусланова Ксения Ивановна

В статье рассматриваются некоторые аспекты современного музыкального образования в западных странах, новые тенденции и передовые музыкально-педагогические концепции, позволяющие модернизировать процесс обучения, усовершенствовав его теоретические и практические стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern music education in the West

The paper considers some aspects of modern music education in the western countries, as well as some new tendencies and the advanced musical and pedagogical concepts, allowing to modernize the process of training having improved its theoretical and practical sides

Текст научной работы на тему «Современное музыкальное образование на Западе»

К. И. Мусланова

(Москва)

СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЗАПАДЕ

В статье рассматриваются некоторые аспекты современного музыкального образования в западных странах, новые тенденции и передовые музыкально-педагогические концепции, позволяющие модернизировать процесс обучения, усовершенствовав его теоретические и практические стороны

Эволюция современного образования происходит посредством его глобализации и интеграции педагогических систем в общемировом масштабе. Для определения наиболее продуктивных форм модернизации музыкального образования (продуктивных схем управления, новых педагогических методов и приемов, внедрения инновационных технологий в процесс обучения и т.д.] необходимо провести мониторинг передового опыта существующих образовательных систем Запада и выявить эффективный педагогический инструментарий, позволяющий усовершенствовать музыкальное образование в России.

Разработке данной проблемы были посвящены труды известных авторов в области сравнительной педагогики (Б. Л. Вульфсон,

З. А. Малькова, А. Н. Джуринский, Б. В. Кларин]. Они направлены на проблемы общей педагогики. В истории музыкальной педагогики известны работы Е. Л. Гуревича, Ю. Н. Бычкова, Л. Г. Суховой. В области истории западной вокальной педагогики научные изыскания велись Л. К. Ярославцевой, Л. Б. Дмитриевым. О педагогических приемах и вокальных системах в разное время писали Ж. Дюпре, М. Гарсия, Э. Карузо, Ф. Карелли. Множество практических рекомендаций можно почерпнуть из мемуаров великих певцов Л. Паваротти, М. Каллас, Э. Карузо и др.

Рассматриваемые проблемы сферы образования можно условно разбить на общие (свободная деятельность учащегося в образовательном пространстве, внедрение передовых технологий] и узкоспециализированные (ступенчатость и преемственность музыкального образования, регламентированность и методическая разработанность контрольных требований для каждого уровня обучения, репертуарная политика в выборе программ].

Западной манере ведения урока и построения отношений между учеником и учителем

свойственны демократичность и либеральная толерантность методов преподавания. Преподаватель является наставником, а не диктатором - подобная форма взаимоотношений ведет от авторитарного режима работы к либерально-демократическому, ставя перед преподавателем-наставником новые задачи в решении вопросов о мотивации учащегося, его заинтересованности, а также о развитии творческого мышления молодого исполнителя, стремлении к поиску неординарных решений, креативного видения музыкального материала и т.д. В связи с этим в западной педагогике происходит крен в сторону снижения педагогических требований, вследствие чего музыкальное образование вынужденно снижает планку высокого профессионального уровня, превращаясь в общемузыкальное развитие расширенного вида (падает технический, исполнительский уровень и музыкальный кругозор]. Существует мнение (Паперно, Л. Д. Дмитриев] о вынужденной лояльности преподавателя в отношении студента. Некоторые исследователи связывают это явление с наличием преимущественно платного образования за границей, в условиях которого преподаватель вынужден завоевывать расположение студента в ущерб требовательности, что ведёт к снижению уровня профессиональных притязаний. «Вот к какому заключению приходит бывший профессор Дж. Уайт: ...Студенческая оценка является причиной: а] поверхностности содержания курса, б] стремления профессоров ублажить ленивого студента, в] инфляции учебной оценки, выставляемой студенту преподавателем» [3, с. 175].

Главным критерием для отбора в учебные заведения сферы искусства являются одаренность, наличие специальных способностей, стремления к самовыражению посредством искусства. При существующей на Западе сис-

теме платного среднеспециального и высшего образования главным критерием становится платежеспособность обучающихся. Несмотря на финансовую поддержку талантливой молодежи и предоставленную студентам возможность совмещения трудоустройства с обучением, проблема остается актуальной, поскольку не все одаренные молодые люди могут позволить себе пройти курс обучения в полном объеме и получить высшее профессиональное музыкальное образование. А наличие образования, как известно, определяет не только статус человека в обществе, но и дальнейшее экономическое и профессиональное благополучие: «При капиталистическом способе производства класс капиталистов господствует как в сфере материального, так и духовного производства. Доминирование над рабочим классом в духовном отношении осуществляется, в том числе, и посредством образования» [6, с. 28]. «Социальная значимость образования проистекает из его функций: социальный престиж, легитимируемый образовательными квалификациями, может быть превращен в экономическое преимущество. Таким образом, образование обуславливает не только социальное, но и экономическое измерение стратификации» [6, с. 41].

Отсутствие первоначальной ступени профессионального музыкального образования. Несмотря на солидарность преподавателей, великих музыкантов и деятелей искусств (К. Орф, З. Кодай, Э. Жак-Далькроза, Ш. Сузуки и др.] в вопросе о раннем музыкальном развитии ребенка, в западных странах редко наблюдается стройная и отлаженная система профессионального начального музыкального образования, позволяющая выстроить преемственность обучения. Уроки музыки чаще носят общеразвивающий характер. Распространена практика репетиторства, где ученик получает достаточно узкие знания (чаще прикладного характера, относящиеся только к технике игры на музыкальном инструменте или пения], в редких случаях по личной инициативе репетитора в программу уроков включается программа теоретических дисциплин (сольфеджио, гармония, музыкальная литература, анализ музыкальных форм и жанров и пр.]. Однако в этом случае стоит сделать оговорку: качество и уровень полученных учеником знаний будет полностью зависеть от профессиональной компетентности и образованности репетитора и наличия

природных задатков, способностей и целеустремленности самого обучаемого. «Проблема преемственности содержания образования между школьным и вузовским образованием усиленно дискутировалась и разрабатывалась в последнее десятилетие многими вузами и профессиональными организациями» [3, с. 87]. Проблема отсутствия первоначальной профессиональной ступени в музыкальном образовании и преемственности образовательного процесса на Западе приводит к разноуровневому (разношерстному] контингенту учащихся в отношении профессиональной подготовленности как в среднем, так и в высшем звене.

Использование инновационных средств по усовершенствованию процесса обучения музыке. В ходе бесед и интервью с ведущими музыкальными деятелям и преподавателями, имевшими практику работы (преподавание, мастер-классы, участие в круглых столах и международных конференциях] за границей, в качестве одной из сильных сторон в западной музыкальной педагогике было выделено техническое оснащение учебного процесса. Достаточно давно на Западе в активное пользование вошли дистанционные обучающие программы, все чаще преподаватели прибегают к формам обучения посредством интернета (используя Интернет-почту для рассылки заданий, проверки курсовых и дипломных работ], системе обучения online (прямая трансляция открытых уроков или лекций, используя Skype) - позволяющей студентам свободно корректировать личный график обучающегося. Кроме того, оснащенность классов мультимедийной, аудио- и видеозаписывающей аппаратурой позволяет провести сиюминутную запись с последующим прослушиванием и совместным с учеником аналитическим анализом исполненного, а также дает возможность проведения когнитивного анализа интерпретаторской трактовки различных исполнителей изучаемого в процессе урока произведения. Подобный вид педагогической работы способствует формированию у ученика способности к объективной и адекватной самооценке, развивает творческое мышление, поддерживая в молодом музыканте исполнительскую инициативу. «С новейшими техническими средствами связаны надежды более эффективного умственного воспитания, формирования навыков самостоятельной, сосредоточенной деятельности. Новые технологии обещают увеличить инфор-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013

153

мативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса диверсификации образования, игрового и скоростного обучения» [2, с. 181].

На Западе стремительный прорыв высоких технологий вносит коррективы в образовательный процесс, оснащая его инновационным инструментарием. Появление возможности дистанционного обучения решает массу проблем (особенно актуально для работающей молодежи, заочников, инвалидов], однако вместе с активно действующими интернет ресурсами возникает ряд недостатков: отсутствие живой дискуссии с преподавателем и сокашниками, создание фиктивных онлайн-университетов и фальсификация дипломов и т.п.

Обогащение и расширение репертуарных требований за счет внедрения большего количества современной и старинной музыки. В результате анализа специальной литературы и бесед с западными коллегами среди отличительных черт зарубежной вокальной педагогики можно выделить богатый вокальный репертуар, в котором особое место отводится добарочной и современной музыке, с ним учащийся знакомится в процессе обучения. При этом в каждой стране сохраняются свои специфические особенности в отношении репертуарных программ, норм, стандартов. Так, например, в Италии большое значение придается вокализам, подготовке к выпускному экзамену оперных партий и особое место в репертуарном списке отводится произведениям современных композиторов. В Бельгии в некоторых учебных заведениях не существует жесткого регламента выпускной программы, которая ограничивается только временем (30 минут], и студент вправе выбрать программу, состоящую из произведений лишь одного композитора. Отдельной особенностью каждой вокальной школы является ее национальная направленность в отношении репертуара.

Еще одной отличительной чертой западной вокальной педагогики можно назвать подготовку певцов узкой направленности (стилистической, жанровой и т.д.], благодаря которой возникли такие понятия, как «вагнеровский певец», «россиниевский певец», «моцартовский певец» и пр. «В итальянской системе подготовки оперного артиста пози-

тивным, без сомнения, является наличие прочной фундаментальной вокальной технологии в традиционном стиле итальянского пения. Однако очевидны и весьма серьезные недостатки: итальянская методика откровенно пренебрегает универсализмом и стремится к высокому качеству вокальной подготовки за счет известной узости, она ориентирована исключительно на итальянский репертуар и практически игнорирует другие музыкальные стили» [1, с. 4].

Таким образом, современная западная музыкальная педагогика имеет ряд достижений: теоретических и практических разработок, методико-педагогических концепций, богатый опыт в международном педагогическом сотрудничестве и взаимообмене накопленным опытом. Также стоит обратить внимание на практику введения автономии вузов (их независимость в решении многих вопросов, начиная с организации учебного процесса, завершая распределением финансовых потоков внутри учреждения], на растущую значимость роли студента и студенческого общества в образовательном пространстве (мониторинг студенческой оценки работы преподавателей, влияние на выбор изучаемых предметов, составление индивидуальных планов обучения, академическая мобильность студентов].

Главной целью обучения становится не только привитие определенных профессиональных навыков, знаний и умений, но и развитие способности и дальнейшего стремления к самообучению, саморазвитию - таким образом, одним из главных девизов провозглашается лозунг: «Обучение на протяжении всей жизни». В связи с изменением курса образовательного процесса - обращенностью на студента - преобразовываются и методы преподавания, способы демонстрации и донесения учебного материала, форма взаимоотношений студентов и преподавателей (из авторитарно-установочной в либерально-демократическую) и т.д. Быстро развивающийся технический прогресс и достаточная оснащенность учебных заведений современным оборудованием позволяют модифицировать классно-урочную (лекционную] систему преподавания, используя методы дистанционного, интерактивного, online обучения, прибегая к помощи современной техники и интернет-ресурсам.

Однако наряду с вышеперечисленными

прогрессивными веяниями в Западной педагогике существует ряд недостатков:

- прежде всего - отсутствие первоначальной профессиональной ступени в музыкальном образовании, позволяющей целенаправленно, продуктивно и всесторонне развивать существующие в ребенке способности, давая крепкую базу необходимых профессиональных первоначальных знаний;

- одной из главных задач, которую необходимо решить западной педагогике, является преемственность (учебных заведений, программ, курсов обучения], которая позволила бы вывести музыкальное профессиональное образование на более высокий уровень, лик-

видировав столь огромную разницу в подготовке профессиональных кадров;

- музыкальное образование, являющееся одним из самых долгосрочных и затратных (из-за индивидуальных уроков], становится финансово доступным не для всех слоев населения. Этот фактор служит серьезным препятствием для обучения талантливой и одаренной молодежи в музыкальных учебных заведениях;

- необходимо более детально разработать систему контроля и предотвращения выдачи фальсифицированных дипломов, а также обеспечить соответствие категории выданного диплома и квалификации выпускника.

Литература

1. Васильев Н. И. Вокально-сценическая подготовка певца в театральном вузе : методич. пособие. - М.: ГИТИС, 2007. - 50 с.

2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 204 с.

3. Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. -М.: Школьные технологии, 2010. - 224 с.

4. Докучаев И. И. Да - реформам, нет - унификации // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 54. - С. 29-31.

5. Мотова Г. Н., Кузьминых Ж. О. Аршином общим не измерить // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 54. - С. 7-12.

6. Русакова П. И. Система образования в китайском обществе.

- СПб.: Алетейя, 2010. - 212 с.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.