Научная статья на тему 'Современное лидерство в государственном управлении: методологические аспекты формирования знаний, умений и навыков'

Современное лидерство в государственном управлении: методологические аспекты формирования знаний, умений и навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2811
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПОДГОТОВКА / УМЕНИЯ / ЗНАНИЯ / НАВЫКИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФИЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / LEADERSHIP / CIVIL SERVICE / TRAINING / SKILLS / KNOWLEDGE / QUALIFICATIONS / PROFILE / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Офицеров Михаил Анатольевич

Статья посвящена исследованию методологических аспектов формирования знаний, умений и навыков у современных лидеров в государственном управлении. Отдельный акцент сделан на характеристиках современных лидеров и качествах, которыми они должны обладать. В процессе исследования установлено, что методология формирования знаний, умений, навыков у будущих лидеров в государственном управлении должна включать демократические принципы и специфические учебные методики, направленные, в частности, на формирование гражданских и управленческих компетенций. С учетом обозначенного состава методологии в статье выделены квалификационные уровни, которым должны соответствовать современные лидеры, в частности, это способность решать комплексные проблемы в области профессиональной и/или опытно-инновационной деятельности и способность определять и решать социально значимые системные проблемы в определенной сфере деятельности. Также рассмотрены методы и формы обучения, принципы преподавая дисциплин с выделением трех основных подхода, которые следует применять в процесс подготовки лидеров на государственной службе: познавательный; деятельностный и ценностный. Особое внимание уделено необходимости разработки профилей компетенции лидерства, а также организации системы повышения квалификации в направлении лидерской подготовки государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN LEADERSHIP IN PUBLIC ADMINISTRATION: METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF KNOWLEDGE, SKILLS AND SKILLS

The article is devoted to the study of the methodological aspects of the formation of knowledge, skills and abilities of modern leaders in public administration. Separate emphasis is placed on the characteristics of modern leaders and the qualities they should possess. In the course of the research, it was established that the methodology for the formation of knowledge and skills of future leaders in public administration should include democratic principles and specific training methods aimed, in particular, at forming civil and managerial competencies. Taking into account the designated composition of the methodology, the article highlights the qualification levels to which modern leaders must comply, in particular, the ability to solve complex problems in the field of professional and / or innovative research and the ability to identify and solve socially significant systemic problems in a particular field of activity. Methods and forms of education, principles of teaching disciplines are also considered, highlighting three main approaches that should be applied in the process of training leaders in the public service: cognitive; activity and value. Particular attention is paid to the need to develop profiles of leadership competence, as well as the organization of a system of advanced training in the direction of leadership training of civil servants.

Текст научной работы на тему «Современное лидерство в государственном управлении: методологические аспекты формирования знаний, умений и навыков»

политические науки

Офицеров Михаил Анатольевич СОВРЕМЕННОЕ ЛИДЕРСТВО ...

УДК 32

СОВРЕМЕННОЕ ЛИДЕРСТВО В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

© 2018

Офицеров Михаил Анатольевич, аспирант факультета государственного и муниципального управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, филиал - Северо-Западный институт управления (119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, 82, e-mail: m.a.ofitserov@gmail.com)

Аннотация. Статья посвящена исследованию методологических аспектов формирования знаний, умений и навыков у современных лидеров в государственном управлении. Отдельный акцент сделан на характеристиках современных лидеров и качествах, которыми они должны обладать. В процессе исследования установлено, что методология формирования знаний, умений, навыков у будущих лидеров в государственном управлении должна включать демократические принципы и специфические учебные методики, направленные, в частности, на формирование гражданских и управленческих компетенций. С учетом обозначенного состава методологии в статье выделены квалификационные уровни, которым должны соответствовать современные лидеры, в частности, это способность решать комплексные проблемы в области профессиональной и/или опытно-инновационной деятельности и способность определять и решать социально значимые системные проблемы в определенной сфере деятельности. Также рассмотрены методы и формы обучения, принципы преподавая дисциплин с выделением трех основных подхода, которые следует применять в процесс подготовки лидеров на государственной службе: познавательный; деятель-ностный и ценностный. Особое внимание уделено необходимости разработки профилей компетенции лидерства, а также организации системы повышения квалификации в направлении лидерской подготовки государственных служащих..

Ключевые слова: лидерство, государственная служба, подготовка, умения, знания, навыки, квалификация, профиль, обучение, компетенции.

MODERN LEADERSHIP IN PUBLIC ADMINISTRATION: METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF KNOWLEDGE, SKILLS AND SKILLS

© 2018

Ofitserov Mikhail Anatolevich, post-graduate student of the faculty of state and municipal government Russian Presidential Academy Of National Economy And Public Administration,

brunch Northwest Institute of Management (119571, Russia, Moscow, Vernadskogo av.,82, e-mail: m.a.ofitserov@gmail.com)

Abstract. The article is devoted to the study of the methodological aspects of the formation of knowledge, skills and abilities of modern leaders in public administration. Separate emphasis is placed on the characteristics of modern leaders and the qualities they should possess. In the course of the research, it was established that the methodology for the formation of knowledge and skills of future leaders in public administration should include democratic principles and specific training methods aimed, in particular, at forming civil and managerial competencies. Taking into account the designated composition of the methodology, the article highlights the qualification levels to which modern leaders must comply, in particular, the ability to solve complex problems in the field of professional and / or innovative research and the ability to identify and solve socially significant systemic problems in a particular field of activity. Methods and forms of education, principles of teaching disciplines are also considered, highlighting three main approaches that should be applied in the process of training leaders in the public service: cognitive; activity and value. Particular attention is paid to the need to develop profiles of leadership competence, as well as the organization of a system of advanced training in the direction of leadership training of civil servants.

Keywords: leadership, civil service, training, skills, knowledge, skills, qualifications, profile, training, competences.

Проблема лидерства сегодня является ключевой. Мир входит в постиндустриальную эпоху глобализации и информатизации, развития интеллектуальных человеческих ресурсов. Соответственно меняются условия труда (интеллектуальный труд выходит на первое место) и системы управления, в том числе и государственного [1]. Старые принципы руководства теряют эффективность. Становится сложно управлять в мире, где креативность стала цениться больше усердности.

Вместе с тем, в условиях интенсивных демократических, социальных, экономических преобразований существенно меняется роль государства, его функции, и, соответственно, государственно-управленческие отношения, вызывающие необходимость одновременного решения двух взаимосвязанных задач: развитие основ независимости каждой страны и кардинальное реформирование политической сферы, а также социально-экономических отношений, что в свою очередь способствует трансформации системы государственного управления, а именно: совершенствованию кадрового потенциала, становлению мощного и дееспособного лидерства в государственном управлении.

Очевидно, что в данных обстоятельствах в системе государственного управления назревает потребность в управленце нового типа, руководителе с высоким уровнем профессионализма, которому присущи компетенции лидера с новым качеством мышления, новым на-

бором знаний, умений и навыков, с высоким уровнем ответственности перед страной за результаты своей деятельности.

Современное лидерство в государственном управлении имеет ряд особенностей. Прежде всего, это демократическое лидерство, которое включает демократическое поведение лидеров и способствует демократизации общества в целом [2]. Лидерство получает смысл, как фактор стабильности, интеграции интересов различных групп населения. Лидеры являются инициаторами преобразований и ключевыми фигурами успешного проведения административной реформы на демократических началах. Они формируют стратегию, определяют способы ее реализации, поэтому вопрос развития парадигм лидерства в государственном управлении является в настоящее время очень важным и рассматривается как ключевой в повышении управленческой способности общества, от решения которого будет зависеть стабильное и поступательное развитие государства.

Исследование темы лидерства в системе государственного управления требует учета многочисленных факторов, в частности, теоретических, институциональных, психологических, ценностных, исторических и моральных. Личность лидера играет большую роль в жизни малых и больших групп, в организации их деятельности, в принятии групповых решений, важных для каждого члена такой группы [3].

С учетом вышеизложенного, значительную актуальность приобретает осмысление методологических аспектов формирования знаний, умений и навыков государственных служащих, как фактора повышения эффективности государственного управления в современных политико-правовых и социально-экономических условиях.

Таким образом, указанные обстоятельства обусловили выбор темы данной статьи.

Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о том, что проблема компетенций современного лидерства в государственном управлении постоянно находится в поле зрения отечественных и зарубежных ученых.

Проводимые исследования направлены на формирование научно обоснованных предложений по совершенствованию системы государственного управления на основе современных требований общества к власти, создание реальных предпосылок осуществления перехода от эмпиризма к научности государственного управления с прогнозируемыми результатами.

Наиболее важные вопросы, связанные с рассматриваемой тематикой, освещены в работах таких исследователей, как И. Сурай, В. Миляева, С. Чернов, П . Хаитова, Т. Лутчин, Ю. Ковбасюк, И. Грищенко (феномен лидерства); А. Акимов (профессиональные компетенции государственных служащих); С. Калашникова, С. Карвалю (профессиональная подготовка управленцев-лидеров); А. Марценюк, Р. Науменко, И. Шпекторенко (профессиональная компетентность руководителей и государственных служащих); Л. Гогин, И. Клименко, Э. Афонин, В. Тертичка, А. Журавлев (компетенции на государственной службе); Л. Воронько (лидерские качества руководящих кадров) и др.

В то же время, отдавая должное существующим на сегодняшний день наработкам и научному достоянию, следует отметить, что до сих пор проблемным вопросом остается формирование современного лидера и, в частности, развитие у него необходимых знаний, умений и навыков, что в целом предопределяет целевую направленность проводимого данной статьи.

Современные науки о государственном управлении определяют, что и государственное управление в целом, и руководство, и лидерство - явления многогранные и многозначные [4]. Природа лидерства, как такового, достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Но, чаще всего, лидерство определяют как управленческие взаимоотношения между руководителем и подчиненными, основанные на эффективном сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Однако недостаточно быть только руководителем-управленцем (управлять, руководить), важно брать на себя большую ответственность, чем записано в должностной инструкции, уметь вести людей за собой, уметь их убеждать, уметь ставить перед ними цели и побуждать их к творческому достижения целей, то есть сегодня важно быть руководителем-лидером. Потому лидерство - это общее требование, выдвигаемое к руководителям всех уровней. Это не просто абстракции, а стандарт поведения, который берется за образец и ожидается на практике.

Соответственно, возникает вопрос профессиональных компетенций лидера. Во Всемирном докладе ООН «Раскрытие человеческого потенциала для повышения эффективности государственного сектора» отмечается, что «способность правительственных учреждений добиться от своего персонала результативной работы исключительно в государственных интересах зависит от способности, мотивации, добродетели личностей, которые работают в этих учреждениях, а также от их лидерских качеств »[5].

Современное состояние дел в системе государственной службы различных стран мира все больше убеждает, что успешность управленческой деятельности 384

государственных служащих зависит как от наличия у них определенных личностных характеристик, так и от управленческого мастерства (см. табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика управленческого мастерства

Управленческое мастерство Признаки управленческого мастерства

Концептуальное Способность осознавать и предвидеть перспективу, разрабатывать соответствующие организационные стратегии

Аналитическое Способность использовать научные подходы, технические и информационные средства

Административное Способность соблюдать правила организационной культуры

Техническое Способность решать задачи с помощью специальных знаний, умений и навыков

Мастерство принимать решения Способность выбирать оптимальный вариант управленческого решения среди ряда существующих альтернатив

Коммуникативное Умение организовывать эффективное, результативное, коммуникативное взаимодействие с подчиненными

Социально-психологическое Способность эффективно управлять коллективом с учетом индивидуально-психологических черт сотрудников, их потребностей и навыков

В процессе формирования современного типа лидера, его психологической готовности к управленческой деятельности возникает вопрос о критериях требований к руководителю нового типа, ориентированного на реализацию сложных задач на пути эффективного социально-экономического развития, которые опираются на соответствующую методологию подготовки лидеров.

Итак, считаем, что методология формирования знаний, умений, навыков у будущих лидеров в государственном управлении должна включать демократические принципы и специфические учебные методики, направленные, в частности, на формирование гражданских и управленческих компетенций, которые в свою очередь, должны соответствовать следующим квалификационным уровням:

1)способность решать комплексные проблемы в области профессиональной и/или опытно-инновационной деятельности, что предполагает глубокое переосмысление имеющихся и создание новых целостных знаний и/ или профессиональной практики;

2)способность определять и решать социально значимые системные проблемы в определенной сфере деятельности, которые являются ключевыми для обеспечения устойчивого развития и требуют создания новых системообразующих знаний и прогрессивных технологий.

Следует также отметить, что подготовка лидеров должна смещать акцент с предоставления знаний и формирования умений, навыков практической деятельности на формирование способности учиться и самосовершенствоваться постоянно в течение всей жизни. Формирование лидера обязательно включает воспитание личности, способной к самообразованию и саморазвитию.

Сравнивая опыт формирования лидеров в государственном управлении разных стран, необходимо обратить внимание на тот факт, что системы обучения, в первую очередь, ориентированы на приобретении знаний будущими лидерами в гуманитарных и правовой сферах (см. табл. 2).

Таблица 2 - Главные предметы специализации в колледже высших государственных служащих, % [6]

Великобритания США Германия Япония

Естественные науки 13 42,9 11 143

Общественные науки 23 16,9 3

Гуманш арны е науки 71 10,7 - 0.3

Экономика ! бизнес - 7,8 16 5,5

Право - 13,6 65 69,3

Другие I 3,1 - 10,1

Вместе 114* 100 100 100

* Включена двойная специализация

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

политические науки

Офицеров Михаил Анатольевич СОВРЕМЕННОЕ ЛИДЕРСТВО ...

Как уже отмечалось ранее, современный демократический лидер - это лидер с лучшими, элитными качествами. Поэтому знания, умения и навыки, полученные во время обучения, важны для качественного осуществления функций государственного управления, в частности, на руководящих (лидерских) должностях в системе государственного управления, и призваны способствовать служению государству путем добродетели и уважения, когда руководитель интегрирует ценности и этические нормы и личным поведением их демонстрирует, показывает пример преданности идее служения, положительно мыслит, учит и учится у других, вдохновляет подчиненных на стремление к совершенству, развивает взаимодействие персонала, поощряет открытые конструктивные отношения между работниками, доверяет и служит примером доверия для других, эффективно управляет кадрами и организует работу коллектива.

Специфичность процесса овладения знаниями в процессе профессиональной подготовки лидеров в системе государственного управления обусловлена, прежде всего, практической направленностью (управленец должен получить знания вместе с умениями, а еще лучше с навыками их применения в практической деятельности); необходимостью сочетать традиционность, современность и инновационность в государственном управлении [7].

Учитывая вышеизложенное, автор уверен, что учебный процесс должен опираться на принципы андраго-гики. В процессе обучения следует применять три основных подхода: познавательный подход (слушатели получат комплекс элитологичних знаний); деятельност-ный подход (позволяет сформировать умения и навыки через практические упражнения во время занятий); ценностный подход (способствует формированию элитной личности). Приобретенные знания, умения и навыки, не ориентированные на определенные (общечеловеческие, демократические) ценности, сводят на нет обучение, поскольку не способствуют формированию элитной личности.

Важным является применение интерактивного и лич-ностно-ориентированного обучения. Интерактивное обучение должно происходить при постоянном, активном взаимодействии всех участников учебного процесса. Это сообучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и преподаватель, и слушатель являются равноправными субъектами учебного процесса, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют.

Непосредственно сама организация интерактивного обучения современных лидеров предполагает моделирование различных жизненных ситуаций, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации, использование ролевых игр [8]. Интерактивные технологии включают: фронтальные технологии, технологии коллективно-группового обучения, ситуационного обучения и обучения в дискуссии. Среди интерактивных методов широко используются такие, как: мозговой штурм, круг идей, работа в малых группах, «займи позицию», пресс-метод, аквариум, путешествие, ролевые игры и др.

Личностно ориентированное обучение на основе ценностей позволяет сформировать аксиологические (ценностные) характеристики слушателей, в том числе их социально-личностную компетентность.

В большинстве европейских стран, США и Канаде разработаны и применяются квалификационные характеристики государственных служащих и служащих местного самоуправления как «идеальные модели», охватывающие различные категории должностных лиц и работников [9]. Эти модели широко используются при определении содержания обучения управленцев с целью развития у них нужных умений и знаний.

С учетом этот, считаем, что важным инструментом в направлении формирования знаний, умений и навыков современного лидера в государственном управлении

является разработка профиля компетенций лидерства. Профиль определяет необходимые навыки, которыми должен обладать государственный служащий, чтобы осуществлять надлежащее управление, которое бы обеспечивало развитие профессиональной государственной службы. Профили компетенций лидерства целесообразно использовать во многих сферах управления человеческими ресурсами: при отборе и продвижении по службе, оценке деятельности, планировании карьеры и развития, планировании человеческих ресурсов.

Профили компетенций лидерства являются основой для профессионального развития государственных служащих: они необходимы для определения личных потребностей в обучении и усовершенствования учебных программ, а также с целью развития подходов к повышению квалификации.

Вместе с тем профиль не должен включать узко профессиональные, отраслевые или технические компетенции, обусловленные конкретными должностями и сферами деятельности. Профиль определяет желаемый набор компетенций, непосредственно касающихся функций лидерства - управленческих функций, которые выполняются сейчас или будет выполняться в будущем всеми государственными служащими, занимающими должности руководителей.

С целью использования профилей компетенций лидерства в процессе обучения и развития на государственной службе целесообразно:

1)разработать методологию оценки потребностей в обучении на основе профилей компетенций лидерства, которая будет применяться на государственной службе в целом путем привлечения кадровых служб органов государственной власти;

2)провести оценку потребностей руководителей в обучении на основе профилей компетенций лидерства;

3)подготовить обобщенный отчет о потребности в обучении руководителей органов государственной власти в соответствии с функциональными уровнями лидерства;

4)разработать стратегию обучения государственных служащих в соответствии с профилями компетенций лидерства на основе проведенной оценки потребностей и определенных приоритетов для руководителей;

5)разработать план реализации целевых учебных программ, включая определение тех тренинговых курсов, которые будут обязательными, и тех, которые можно выбирать; определить перечень приоритетных тренингов и их временных рамок;

6)разработать комплексную стратегию обучения, которая бы определяла различные механизмы обучения (кроме формальных тренинговых курсов), способствующих развитию компетенций лидерства, таких как дистанционное обучение, короткие информационные сессии, семинары, круглые столы, неформальные встречи и тому подобное.

Учитывая тот факт, что руководители на государственной службе играют важную роль в разработке и внедрении различных реформ, очень важно, чтобы на государственной службе были возможности для обучения и развития с целью поддержки руководителей в выполнении ими роли лидеров. В общем, система государственной службы должна поддерживать развитие руководителей в соответствии с компетенциями лидерства. Развитие компетенций требует времени. Некоторые руководители возможно уже имеют определенные, если не большинство необходимых компетенций лидерства. Другим понадобится соответствующее обучение и развитие для приобретения необходимых знаний и умений. Важно разработать единый подход к обучению и развитию руководителей на государственной службе, который будет включать, в частности, тренинги по определенным темам в соответствии с компетенциями.

Вместе необходимо акцентировать внимание на том, что организация и проведение занятий в системе

повышения квалификации по лидерской подготовке государственных служащих значительно сложнее, чем в традиционной системе повышения квалификации. В результате лидерская подготовка государственных служащих, должностных лиц и представителей местного самоуправления в системе повышения квалификации требует сегодня внедрения новых подходов.

Учитывая указанное, считаем, что система повышения квалификации по лидерской подготовке кадров в государственном управлении должна функционировать на основе новых организационных блоков, базирующихся на принципах обязательности, плановости обучения, опережающем характере обучения, непрерывности (в течение прохождения службы или осуществления соответствующих полномочий), преемственности, целостности, инновационном характере, индивидуализации и дифференциации подходов к обучению.

В данном контексте, можно выделить четыре аспекта, а именно: концептуальный, содержательный, методический и организационный.

1) Концептуальный аспект внедрения лидерской составляющей в программу повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления заключается в определении целей, задач и создании оптимальных для этого нормативно-правовых условий. Представляется, что при реализации этого аспекта необходимо определить главного субъекта процесса модернизации системы повышения квалификации публичных служащих (по программам лидерской подготовки).

2) Содержательный аспект заключается в необходимости создания нового содержательного контекста в учебных программах, планах и учебно-методических материалах по преподаванию лидерства. Следует отметить, что также необходимо принимать во внимание знания, навыки и умения преподавателей, которые влияют на формирование эффективной учебной среды, формируют четкое определение высоких ожиданий от всех участников этого процесса.

3) Методический аспект внедрения в программу повышения квалификации публичных служащих лидерской подготовки заключается в применении так называемых нетрадиционных методов обучения. К этим методам относятся: групповые и парные дискуссии, изучение кейсов, ситуативное моделирование, техника модерации, тренинги, стажировки, дистанционное обучение и консультирование и др. Необходимо отметить, что внедрение методических инноваций в повышение квалификации слушателей должно базироваться не только на наличии определенных инноваций, но и на их системности и достаточности.

4) Организационный аспект внедрения программ лидерства в повышение квалификации публичных служащих заключается в новом подходе к организации обучения. Он базируется на пересмотре объема учебных часов профессиональных программ, проведении организационных мероприятий, направленных на проработку новых подходов и условий повышения квалификации, а также применение новейших технологий, в том числе организационных, которые будут направлены на сохранение и повышение качества обучения по повышению квалификации государственных служащих.

Итак, подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы. Современное лидерство в государственном управлении - это демократическое лидерство, включающее демократическое поведение лидеров, способствующее демократизации общества. Кроме того, это индивидуально-институциональное лидерство: не столько характеристика личности, как ее ответственное влияние на развитие учреждения, сферы, системы государственного управления.

В процессе подготовки лидеров методологический акцент должен быть сделан на формировании методологических знаний, способности учиться и 386

ствоваться постоянно в течение всей жизни.

Лидеры в системе государственного управления должны овладеть методологическими знаниями - систематизированными способами, методами, приемами и технологиями обучения, инструментами теоретического и практического познания, преобразования знаний, технологиями самоопределения и самореализации.

Главным условием эффективности внедрения программ лидерской подготовки в программы обучения государственных служащих является системное сочетание таких аспектов: концептуального (определение целей, задач и разработка соответствующего нормативно-правового обеспечения), содержательного (определение и обоснование нового содержательного контекста), методического (привлечение новейших методов, соответствующих целям) и организационного (подготовка и проведение необходимых организационных мероприятий).

Все это будет способствовать успешной модернизации системы подготовки лидеров в системе государственного управления и в становлении корпуса профессиональных лидеров публичной службы в любом государстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ойиве З.А. Символические ресурсы современного политического лидерства: актуальность концепции М. Эдельмана // Политика и общество. - 2018. - №3(160). - С. 5-15.

2. Авазов К.Х. Место и роль политического лидера в условиях глобализации: проблемы и решения формирования угрозоустойчивого общества // Актуальные проблемы современной науки. 2017. - №5. - С. 209-212.

3. Шутова Г.И. Современные модели и стили лидерства в управлении // Образование и наука в России и за рубежом. - 2018. №9. - С. 159-164.

4. Лесь А.Ю. Основные политические институты современного общества //Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - №2.

- С. 30-36.

5. Unlocking the Human Potential for Public Sector Performance URL:http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UN/ UNPAN021616.pdf

6. Браун А. Политическое лидерство и политическая власть // Полис. Политические исследования. - 2016. - №1. - С. 104-120.

7. Богатырев И.А. Политическое лидерство и политический авторитет // Социально-политические науки. - 2016. — №2. - С. 41-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пешкин Т.В., Наймушина Е.А. Политическое лидерство (история, проблемы, перспективы) //Проблемы научной мысли. - 2017. - №1.

- С. 033-037.

9. Жилинский М.Г., Сидорчук И.П. Развитие института государственной службы: научные исследования и инновационные разработки //Проблемы управления (Минск). - 2018. - №1(67). - С. 39-43.

Статья поступила в редакцию 23.09.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.