история ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
м.В. Богуславский
ключевые слова:
история педагогики, история образования, высшее педагогические образование, преподавание историко-педагогических дисциплин.
СОВРЕМЕННОЕ ИСТОРИКО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
В статье рассматриваются актуальные задачи модернизации преподавания историко-педагогических дисциплин в системе высшего педагогического образования. Рефлексируются основные противоречия рассматриваемого процесса и предлагаются продуктивные способы их разрешения.
Преподавание дисциплин историко-педагогического цикла имеет в процессе развития отечественного педагогического образования долгую и славную историю. По сути, уже с 70-80-ых годов XIX века в различных возникающих и трансформирующихся структурах и учреждениях, осуществляющих подготовку педагогического корпуса России, преподавались для будущих учителей курсы по истории образования и педагогики. Параллельно осуществлялась подготовка различных учебных пособий и учебников, обеспечивающих будущих преподавателей необходимыми знаниями по историческому опыту обучения, воспитания и социализации подрастающих поколений.
Эта традиция, несмотря на ряд противоречий, продолжалась и в советский период. К концу 80-ых годов XX века история педагогики в советской системе педагогического образования занимала достойное и устойчивое место. История педагогики,
согласно учебному плану, преподавалась во всех педагогических вузах и училищах страны. Соответствующие историко-педагогические знания включались в курсы педагогики непедагогических вузов. Преподавание осуществлялось по неоднократно переиздаваемому массовым тиражом стабильному, но периодически модернизируемому учебнику Н.А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой «История педагогики».
Курс «Истории педагогики» имел достойное предмета количество учебных часов. Например, в начале 80-ых годов ХХ века профессор З.И.Равкин читал в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К.Крупской курс истории педагогики на протяжении учебного года объемом до 80 учебных часов.
Преподавание истории педагогики фундировалось выходившими большими тиражами и имевшимися во всех вузовских библиотеках хрестоматиями, антологиями, наглядными и раздаточными материалами и другими пособиями, содержащими необходимую для образовательного процесса источниковую базу.
Академией педагогических наук СССР была подготовлена и издана «Педагогическая библиотека», включавшая в себя более 20 томов произведений классиков мировой и отечественной педагогики. Наряду с этим большими тиражами издавались собрания сочинений А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского. Были изданы тома «Антологии истории образования и педагогической мысли народов СССР», включавшие в себя педагогическое наследие народов всех республик СССР, в том числе российской педагогической мысли на всем ее протяжении. В ежегодном плане издательства «Педагогика» раздел «История педагогики» имел постоянное и достойное место.
В Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Владимире, Оренбурге, Пятигорске, Нижнем Новгороде, Саранске, Томске, Хабаровске на базе педагогических институтов сложились научные школы историков педагогики, осуществлявшие творческий поиск по совершенствованию содержания курса истории педагогики и процесса преподавания этой дисциплины, издававшие авторские пособия.
Высокий научный уровень преподавания истории педагогики обеспечивался исследованиями трех историко-педагогических лабораторий НИИ общей педагогики АПН СССР, в которых в конце 80-ых годов осуществляли творческий поиск 28 научных сотрудников, в том числе такие видные ученые - историки педагогики, как Б.М.Бим-Бад,
Э.Д.Днепров, С.Ф.Егоров, З.И.Равкин, К.И.Салимова. Их трудами было завершено издание фундаментальных «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР» в семи томах. Осуществлял плодотворную деятельность под председательством члена - корреспондента АПН СССР З.И.Равкина Научный совет по проблемам истории образования и педагогической науки, два раза в год собиравший на свои конференции и сессии более 200 преподавателей вузов и аспирантов, исследовавших историко-педагогическую проблематику.
Таким образом, есть все основания констатировать, что к началу 90-ых годов ХХ века история педагогики как учебный предмет имела в отечественной системе профессионального педагогического образования высокий статус, подкрепленный необходимым количеством учебных часов. Имелось основное научно-методическое обеспечение. Через систему повышения квалификации преподавателей высшей школы, аспирантуру, докторантуру, соискательство и стажировки, а также, благодаря участию в сессиях Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки и во Всесоюзных школах молодых ученых, происходил рост педагогического мастерства и осуществлялось воспроизводство кадров преподавателей истории педагогики высшей квалификации.
Вместе с тем, несомненно, что изучение истории педагогики в вузах равно, как и исследовательская деятельность в этой области научных знаний, было существенно идеологизировано и деформировано. Главными негативными факторами выступали:
• доминирование марксистско-ленинской методологии, жестко отсекавшей иные методологические подходы к исследованию, трактовке и преподаванию историко - педагогического знания;
• господство формационного подхода как «единственно верного» в рассмотрении развития всемирного историко-педагогического процесса;
• сокращенное и деформированное содержание историко-педа-гогического образования, отсекавшего и табуировавшего целые светоносные и плодоносные пласты отечественного исто-рико-педагогического знания (школа и педагогика Российского Зарубежья, религиозная педагогическая традиция, индивидуально - гуманистическое направление, педагогическая антропология и многое другое).
С начала 90-ых XX века в результате кардинальных общественно -
политических и социально - экономических катаклизмов пережитых Россией преподавание истории педагогики в системе профессионального педагогического образования попало в сплошную зону турбулентности. На протяжении прошедшего двадцатилетия радикальным изменениям неоднократно подвергались как название предмета, его целевые установки и содержание, так и возможности его преподавания и изучения.
В результате есть основания констатировать наличие целого ряда противоречий.
1. Макроструктурные. Нарастающие процессы интеграции и объединения образовательных учреждений, происходящие в настоящее время во всей системе высшего и среднего профессионального образования, крайне болезненно сказываются, в первую очередь, на сфере педагогического образования, которое находится на грани полного исчезновения как самостоятельный вид высшего профессионального образования. Поглощение педагогических вузов федеральными и классическими университетами, перепрофилирование педагогических вузов, разумеется, очень негативно сказывается на педагогическом образовании в целом и на историко-педагогическом компоненте содержания историко-педагогического образования в частности. В результате это приводит к неизбежному падению статуса психолого-педагогических дисциплин в рамках университетов, сопровождаемому уменьшением количества учебных часов и вытекающему из этого - сокращению кадрового состава преподавателей. Такое положение крайне негативно сказывается на мотивации изучения истории педагогики студентами.
2. Инфраструктурные. Произошедший переход на двухуровневую структуру высшего образования остро поставил вопрос о месте и роли курса истории педагогики в новой структуре образования, а также о его предназначении в рамках фгОС - 3 ВпО. В стандартах предусмотрен курс «История образования и педагогической мысли», внушающий опасения возможности простой редукции его содержания, нивелирования его целеценностной страты, сведения всех функций лишь к компетентностно-информационным.
Вместе с тем возник и ряд новых проблем и перспектив, в том числе и в плане возможной преемственности целей, содержания и способов изучения истории педагогики в системе непрерывного образования: бакалавриат - магистратура - аспирантура - повышение квалифика-
ции работников высшего профессионального образования. В настоящее время заказ на отстройку системы непрерывного историко-пе-дагогического образования отсутствует, все ступени функционируют самостоятельно. В данной связи возникает вопрос о самой возможности и необходимости такого сквозного изучения истории педагогики; если этот вопрос решается положительно, то встает проблема отбора специфичного содержания образования, способов его преподавания и изучения на каждой из ступеней.
3. Кадровые. Интеграционные процессы, связанные с сокращением учебной нагрузки при увеличении общего количества часов на ставку, приводят к снижению профессионального уровня и педагогического мастерства преподавателей вузов, вынужденных вести много учебных курсов, в том числе и по истории образования и педагогики. Все это неизбежно деквалифицирует, деформирует и размывает когорту вузовских преподавателей, имеющих базовую подготовку и специализировавшихся на преподавании истории педагогики, а также занимавшихся научно-исследовательской деятельностью в данном направлении. А это, в свою очередь, нивелирует уровень воспроизводства научно-преподавательских кадров в этой области научных знаний, препятствует продолжению деятельности существующих научных школ и крайне затрудняет создание новых. Данная ситуация осложняется отсутствием специальных магистерских программ по подготовке преподавателей историко-педагогических дисциплин, которые совершенно необходимы.
Итак, можно констатировать наличие совокупности серьезных рисков, проблем и противоречий, сложившихся в настоящее время в сфере преподавания истории педагогики. Однако все охарактеризованные риски и противоречия носят внешний для этой научной области и дисциплины характер и в сложившейся ситуации силами историко-педагогического сообщества не разрешимы и не преодолимы. К ним можно в той или иной степени болезненности адаптироваться.
Вместе с тем имеется совокупность внутренних проблем и противоречий, связанных с преподаванием истории педагогики в современных условиях, в разрешение которых могут и должны внести свой решающий вклад члены отечественного историко - педагогического сообщества.
I. Прежде всего речь идет о структурно-содержательных и собственно методических проблемах. В плане содержания историко-педаго-
гического образования объективно сложилось острое противоречие между постоянно расширяющимся объемом историко-педагогическо-го знания и сокращением количества учебных часов на изучение курса истории педагогики.
Такое противоречие носит всемирный характер и связано с общим удлинением человеческой истории, в том числе, и истории педагогики. Так, за прошедшие 20 лет постсоветского развития нашей страны, постепенно откристаллизовалась проблематика, сопряженная с изучением и преподаванием новейшей истории российской педагогики и образования, охватывающей прошедшие десятилетия.
Однако в содержании отечественной истории педагогики, наряду с этим общим линейно-поступательным трендом, имеется своя несомненная специфика, обусловленная сочетанием двух факторов.
1. В результате плодотворной деятельности российского истори-ко-педагогического сообщества в ретроспективный процесс развития отечественной школы и педагогики оказалось возвращено и включено масштабное и значимое историко-педагогическое наследие, которое не только кардинально увеличило объем историко-педагогиче-ского знания, но и существенно изменило приоритеты в отборе и конструировании его содержания. Сейчас невозможно представить преподавание истории образования без освещения истории школы и педагогики Российского Зарубежья, православной педагогики, педагогической антропологии и др. Также, в известной мере, произошло преодоление прежде господствующего европоцентризма, что привело к включению в ткань преподавания сюжетов, связанных с историей педагогики, цивилизаций Востока.
2. За прошедшее двадцатилетие также произошел настоящий прорыв в национально-региональном изучении истории отечественной педагогики. Это привело к созданию курсов, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных истории развития образования и педагогической мысли на территории данного региона, национальной автономии. Встает вопрос о месте данного материала в общем дискурсе историко-педаго-гического образования.
Итак, в целом, необходимо предложить способы включения расширяющегося содержания образования в уменьшающиеся объемы его преподавания.
II. Другой комплекс противоречий, носящих гносеологический характер, обусловлен полипарадигмальным характером современной
методологии исследования истории педагогики. Вместо монопольного прежде формационного подхода за прошедшие два десятилетия отечественным историко - педагогическим сообществом оказалась освоена и использована вся совокупность современных исторических подходов (парадигмальный, цивилизационный, антропологический, герменевтический и др).
В данной связи встают вопросы о том, как сочетать имеющиеся методологические подходы в процессе преподавания и возможен ли какой - то доминирующий подход в «упаковке» историко - педагогического знания. То есть встает вопрос о способах преподавания.
III. Следующее внутреннее противоречие связано с инфраструктурными вопросами. В настоящее время в условиях полной бесконтрольности за выпуском учебно-методической литературы, не претендующей на официальный федеральный статус, случайными авторами, о которых никто не слышал в историко-педагогическом сообществе, в различных издательствах, без всякой научной экспертизы, с указанием безвестных псевдорецензентов было выпущено в свет более 30 учебников и учебных пособий по истории педагогики. Некоторые из них содержат множество фактических и интерпретационных ошибок и просто опасны как для студентов, так и для преподавателей.
Наиболее научно глубокими и популярными среди преподавателей вузов являются учебники по истории образования и педагогики А.Н.Джуринского, Г.Б.Корнетова, пособие под редакцией А.И.Пискунова. Также востребовано учебное пособие «История педагогики» для постдипломного образования, вышедшее под редакцией Президента РАО Н.Д.Никандрова (рук. авторского коллектива М.В.Богуславский).
Однако, несомненно, что имеется острая необходимость в создании современного историко-педагогического учебно-методического комплекса, учитывающего сложившиеся реалии. Конечно, такой комплекс, чтобы отвечать современным требованиям, должен быть подготовлен как на бумажном, так и электронном носителях.
Итак, в сфере преподавания истории педагогики в системе высшего педагогического образования в настоящее время сложился комплекс внешних и внутренних проблем и противоречий. Какие же в целом, исходя из имеющегося опыта, можно наметить пути их разрешения?
Поскольку совершенно ясно, что в определившейся жесткой системе временных координат сам по себе предельно скромный курс
«Истории образования и педагогической мысли» не способен вместить в себя многократно возросший объем содержания историко-педагоги-ческого образования, то стратегическим выходом из этой ситуации является расширение историко-педагогического компонента до историчности всех педагогических дисциплин. Это предусматривает сквозное изучение истории педагогики в рамках тематических разделов учебного курса «Педагогика», включение историко-педаго-гического контекста в содержание других педагогических дисциплин и модулей, своего рода проведение «историко-педагогической интервенции». История педагогики в таком случае на основе междисциплинарных связей не только составит общий фон преподавания цикла педагогических дисциплин, но озарит его изнутри светом гуманности и антропологичности. В результате все это должно быть направлено на формирование особой историко-педагогической культуры у будущих учителей.
В качестве ведущего методологического подхода при концептуализации содержания историко-педагогического образования может выступить цивилизационно-парадигмальный подход, способный наиболее адекватно выполнить задачи историко-педагогическо-го образования в сложившихся условиях.
Учитывая острый дефицит учебного времени в плане методики преподавания курса «Истории образования и педагогической мысли», единственным выходом является кардинальное усиление эвристической, исследовательской, самостоятельной работы студентов с историческими источниками. Необходимо действенно использовать все активные, интерактивные, поисковые формы как преподавания, так и организации творческого поиска студентов: семинары, конференции, диспуты, рефераты и т.п. В целом, необходим сдвиг в сторону овладения студентами методологией и методами историко-педагоги-ческого познания; стимулирования у них мотивации к историческому самообразованию.
Всё это очень ответственные и сложные задачи, своего рода вызовы отечественному историко-педагогическому сообществу, достойно ответить на которые возможно только при напряженной творческой и, главное, консолидированной деятельности всех историков педагогики нашей страны.