Научная статья на тему 'Современное искусство: украинский контекст'

Современное искусство: украинский контекст Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1554
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / МАССОВОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / УКРАИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аверьянова Н. Н.

Анализируются особенности современного искусства, а также его специфика в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное искусство: украинский контекст»

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО: УКРАИНСКИЙ КОНТЕКСТ

Н. Н. АВЕРЬЯНОВА, к. филос. н.

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

Аннотация: Анализируются особенности современного искусства, а также его специфика в Украине.

Ключевые слова: искусство, массовое искусство, современное искусство, массовая культура, Украина.

Annotation: The features ofcontemporary art,as well asits specificityin Ukraine.

Keywords: АП, mass art, contemporary art, popular culture, Ukraine.

В наши дни активного развития знаний и технологий, новейших электронных средств массовой коммуникации обращение к вопросам современного искусства является необходимым и целесообразным, так как искусство в значительной мере определяет ценности человека, влияет на его мировоззрение, формирует моральные, этические и эстетические принципы. Современное искусство очень разнородное и многообразное, оно в значительной мере (во всяком случае, гораздо в большей степени, чем искусство прошлого) зависит от презентаций. Поскольку современное искусство - это не просто новый стиль наступившего времени, а совершенно новый художественный принцип, то оно обращается за легитимацией не к традициям, а к современности. «В целом можно констатировать, что феномен «современное искусство» - скорее гуманитарноантропологический проект, резко, иногда агрессивно направленный против тотально господствующих систем социальных самореференций - политической и экономической. В силу этого, возникающие в процессе художественного акта сообщества носят маргинальный и временный характер» [5, с. 285].

Ныне несуществует проблемы дефицита академической живописи, графики и скульптуры, а литературные, музыкальные произведения доступны в количествах, превышающих возможность их прочитать, прослушать и просмотреть. Новые возможности медиа-искусства доступны всем и каждому. В процессе научно-технического прогресса, помимо таких видов искусства на технической основе как фотография и кино, были изобретены новейшие разновидности арт-практик (перформансы, инсталляции, хэппенинги), образующие новые арт-языки и арт-пространства. Современное искусство связано с доминирующим в обществе визуальным и экранным типом культуры, под влиянием которых происходят дальнейшие видоизменения традиционных видов искусства (музыки, литературы, театра, хореографии, изобразительного искусства, архитектуры). К сожалению, они «утрачивают свою новоевропейскую эстетическую сущность «изящных искусств», то есть более или менее автономных, самодостаточных видов искусства, обладающих в первую очередь эстетической функцией, образно-символической организацией и ориентированных на возведение реципиента (как правило, индивидуального) к некоему первообразу (духовному, идеальному или материальному)»[2, с. 71]. Важной особенностью современного искусства есть его всевозрастающая коммерциализация. Действительно, мир современного искусства - это рынок, в котором существуют прямые продажи и реклама. Искусствоведы и культурологи, поднимая вопрос о коммерциализации искусства, в первую очередь, обращают внимание на факт понижения социальной и культурной значимости современного искусства.

Но картина современного искусства «.. .была бы неполной без феномена массовой культуры, принципиально ориентированной на массовый художественный рынок и производство идеологам массового сознания (культ звезд, потребления, массовых фобий, жизненного успеха). Массовая культура развивается по преимуществу в средствах коммуникаций, непосредственно представляющих господствующие политические, экономические и идеологические референции общества и непосредственно включающие социализирование индивидов в тотальные системы власти» [5, с. 285]. В свою очередь, неотъемлемой частью массовой культуры является массовое искусство. Феномен массового искусства широко исследуется в научной литературе, о нем много написано и сказано. Массовое искусство прочно вошло в нашу жизнь и споры о его сущности не утихают. Массовое искусство - это сложное и многоаспектное явление наших дней, это совершенно новый тип художественной практики, которая ориентирована, в первую очередь, на широкую массовую аудиторию и которая несет определенные идейноэстетические принципы.

Востребованность и популярность отдельных видов массового искусства во многом зависят от возможности их тиражирования, а также распространения средствами массовой коммуникации. В большинстве случаев тиражируются и распространяются только те произведения искусства, в которых четко заложены элементы развлекательности, занимательности и доступности, иными словами, те, которые будут поняты и затребованы широкой аудиторией. Кроме того во многих произведениях искусства заложен такой эффект, чтобы шокировать реципиента. И это также оказывается достаточно востребованным широкой аудиторией. С одной стороны, можно говорить, что тиражирование и распространение произведений искусства - явление присуще исключительно массовой культуре, а с другой стороны, - какое-либо произведение направлено на большее количество людей, на «втягивание» новых реципиентов в свою орбиту. Поэтому широкое признание массовому искусству может обеспечить только профессионализм художников. Таким образом, современное искусство не разделение на элитарное и массовое искусство, а симбиоз элитарного искусства (интеллектуальность, символизм, психологическая глубина) и массового искусства (занимательность, развлекательность, простота изложения).

Массовое искусство в Украине сегодня - это вариант «вестернизации», а также вариант российского массового искусства, поскольку Украина не имеет четкого контроля над производством собственной массовой продукции. На экранах телевизоров, на сайтах в Интернете прослеживается тотальное засилье американских кинофильмов и российских телесериалов, огромное количество шоу, калькированных из американских телепередач, звучит преимущественно западная и российская популярная музыка. Так, например, на украинских телеэкранах на протяжении года демонстрируется приблизительно 150 разных фильмов, из них только 2 - 3 % украинского производителя, остальные, в основном, - американские, к тому же они дублированы на русском языке. Если брать музыкальные произведения, то здесь украинские исполнители занимают 10 % музыкального рынка в Украине, российские - 50 %, остальные - американские и западные исполнители. Следует отметить, что в последнее время популярность украинской песни возрастает, благодаря успехам группы «Океан Эльзы» и Олегу Скрипке с его фестивалем «Країна мрій» [4].

Современная массовая культура и искусство в Украине предлагают широкий выбор готовых образцов и стилей поведения, так же калькированных их западных и американских образцов. Важно то, что эти образцы коммерческой рекламы (особый вид массового искусства, имеющий широкие возможности влиять на умонастроения, модель поведения и стиль жизни человека), производимые западными и американскими менеджерами с ориентацией на «среднего» потребителя, в украинском обществе воспринима-

ются как символы элитарности, определенные эталоны, которые необходимо внедрять в собственную жизнь.

Информационное поле Украины заполнили произведения искусства с картинами агрессии, цинизма, жестокости. Телевиденье без ограничения транслирует программы и фильмы со сценами насилия, эротики для взрослых, прослеживается тенденция гендерных стереотипов, соответствующих нормам патриархальной культуры. Транслируя такие гендерные стереотипы и модели гендерно-стереотипного поведения женщин и мужчин, культ грубой физической силы, эксплуатируя внешность женщины, представляя ее преимущественно как секс-объект, телевиденье усиливает неравенство полов [1]. Показываются сюжеты, где оправдываются любые средства для достижения карьерного роста, пропагандируются свободные сексуальные отношения и др. Но известно, что постоянный просмотр сцен насилия и порнографии делает зрителей невосприимчивыми к жестокости и разврату не только на экране, но и в реальной жизни. Например, в Г ерма-нии, Англии, Франции, США, Японии, Китае, Австралии этот вопрос решается просто -в вечернем телевещании устанавливается ограничение. На работников телевидения, подчеркивают С. М. Виноградова и Г. С. Мельник, накладываются обязанности защищать аудиторию от чрезмерного показа непристойностей (obscene) и насилия. Существуют определенные требования для новых моделей телевизоров - это включение блока, предоставляющего возможность родителям или опекунам детей отфильтровать некоторые программы. Вся видеопродукция маркируется в зависимости от возрастных групп («просмотр без родителей запрещен», «для просмотра вместе с родителями» и др.) [3, с. 200].

Современное искусство в Украине очень коммерциализировано. Для реализации своих художественных проектов мастерам необходимы большие денежные затраты (дорогая полиграфия и материалы, определенное место и подсветка и др.). Меценаты и коллекционеры вкладывают огромные деньги в произведения, которые ничего для них не значат и которых они не понимают. Они, в первую очередь, платят за «имя», популярное только сегодня, ведь многие произведения современного искусства не могут долго храниться (например, не осязаемы, не материализованы и т. д.). Взамен за денежные вклады меценаты и коллекционеры приобретают имидж ценителей и знатоков искусства, а также стают более известными людьми.

В Украине прослеживается два направления современного искусства, первое - это небольшая группа людей, собственно «современные художники», которые в основном репрезентируют свои работы в Центре современного искусства при Киево-Могилянской Академии, Pinchuk Art Centre (г. Киев), а также в ряде галерей, считающихся прогрессивными. Другое направление - это художники, придерживающиеся традиций в искусстве, художники, ставящие вопросы о воплощении национальной тематики в произведениях. В этих художественных направлениях существует разное понимание места и функций современного искусства.

Биеннале, фестивали, инсталляции, перформансы, проходящие в Украине, показывают, что реципиент должен быть подготовлен к их восприятию, так как современное искусство нельзя оценить, пользуясь обычной шкалой ценностей. Совсем не отрицая наличие талантливых мастеров в искусстве, надо все же отметить, что концептуальное искусство может быть понято только интеллектуалом. Или зритель должен быть нестандартным и смелым человеком, чтобы открыто заявить о непонимании смысла увиденного им творения.

Таким образом, массовое искусство в наши дни - это неотъемлемая и важная часть жизни современного человека. Только негативное отношение к произведениям массового искусства, что довольно таки часто встречается у критиков, не может принести позитивных результатов в решении вопроса о поднятии его профессионального уров-

ня, а также социальной его значимости. Большинство людей считает, что современное искусство - это искусство, которое творится в наши дни. Но использование в искусстве новых технологий и языка рекламы еще не гарантирует ему право на современность. Для современного искусства характерны такие черты как интернациональный художественный язык и эксперимент. Развитие современного искусства в Украине во многом будет зависеть от деятелей культуры и искусства, от государственной политики, а также в значительной степени - от образования и воспитания молодежи. Важно, чтобы как в процессе творения произведений искусства, так и в процессе их восприятия научились придерживаться этических, моральных и правовых норм.

Информационные источники:

1. Аверьянова Н. Н. Использование масс-медиа в контексте гендерного воспитания// Медиафилософия VI. Необратимость трансформации / Под редакцией В. В. Савчука и А. И. Иваненко. -СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2010. - 128 а - С. 57 - 60.

2. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Искусство техногенной цивилизации в зеркале эстетики // Вопросы философии. - 2011. - № 4. - С. 62 - 72.

3. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12 «Психология. Социология. Педагогика». - 2009. - Выпуск 4. - С. 194 - 204.

4. Кушнарьова М. Б. Основні тенденції розвитку масової культури в сучасній Україні в контексті глобалізації. Аналітичний огляд // phpculturalstudies.in.ua/zv_2009-7.php

5. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Минск: Изд-во В. М. Скакун, 1998. -896 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.