Научная статья на тему 'Современное информационное пространство'

Современное информационное пространство Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2647
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / NEWMEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Орехова Кристина Андреевна

В данной статье актуализирован вопрос развития информационного пространства и его влияния на продвижение различных товаров и услуг. Автором рассмотрено появление телевидения и его использование в продвижении, а также возникновение конкуренции на рынке информационного пространства. Проводится анализ развития информационного пространства в России и за рубежом. Оценивается востребованность информационных технологий у потребителя и даётся общая характеристика потребителя. Рассматривается продвижение продуктов и услуг на новых информационных площадках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное информационное пространство»

СОВРЕМЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Орехова К.А.

Орехова Кристина Андреевна - студент, кафедра маркетинга, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в данной статье актуализирован вопрос развития информационного пространства и его влияния на продвижение различных товаров и услуг. Автором рассмотрено появление телевидения и его использование в продвижении, а также возникновение конкуренции на рынке информационного пространства. Проводится анализ развития информационного пространства в России и за рубежом. Оценивается востребованность информационных технологий у потребителя и даётся общая характеристика потребителя. Рассматривается продвижение продуктов и услуг на новых информационных площадках.

Ключевые слова: информационное пространство, научно-технический прогресс, телевидение, продвижение товаров и услуг, конкуренция, информационные технологии, потребитель, новые информационные площадки, пользователь, NewMedia.

Информационное пространство сегодня очень отличается от того, каким оно было в конце 19 - начале 20 века. Эти изменения тесно связаны с развитием научно-технического прогресса.

Так, изобретение телевизора дало толчок широкому развитию телевидения, что сделало его самым популярным источником распространения информации. Более того, долгое время телевидение оказывало особое влияние на сознание потребителя, что делало его наиболее эффективным каналом продвижения различных товаров и услуг.

Однако с появлением интернета телевидение начало отходить на второй план. Уже сегодня большинство людей предпочитают проводить своё время в интернете, используя при этом компьютер, смартфон или другие гаджеты. Свобода действий -это то, что даёт преимущество интернету и новым информационным площадкам (New Media), оставляя телевидение где-то позади.

Различные New Media дают пользователям возможность выбирать именно то, что им интересно смотреть, читать или слушать. Это и привлекает всё больше людей на новые информационные площадки. Особенно распространено использование New Media среди молодой аудитории, которая, помимо прочего, наиболее лояльно реагирует на публикуемую там рекламу.

Итак, чем популярнее становятся New Media, тем больше компаний обращают на них своё внимание, как на наиболее эффективные каналы продвижения товаров и услуг. В итоге, именно новые информационные площадки дают владельцам бизнесов множество преимуществ для продвижения.

Сегодня телевизор является вполне привычным предметом домашнего обихода. Наличие аналогового телевидения, распространяющегося с помощью телевышек, по кабелю или через спутник уже никого не удивляет. Более того, на его смену пришло цифровое ТВ, которое быстрыми темпами вытесняет аналоговый формат. Именно повсеместное распространение телевидения во всём мире делает его одним из самых эффективных каналов продвижения товаров и услуг различных компаний.

Как известно, первый в мире механический телевизор был изобретён ещё в 1884 году шотландским инженером Джоном Бэрдом. Тем не менее, его первый электронный аналог был создан только в 1936 году американским инженером русского происхождения Владимиром Зворыкиным.

Изобретение телевизора предполагало под собой начало телевещания. Так, первая телевизионная станция WCFL вышла в эфир в Чикаго ещё в 1928 году. Однако начать

регулярное вещание в США не удавалось вплоть до 1939 года из-за возникновения Великой депрессии.

С началом регулярного телевещания в США в 1939 году была показана первая в мире экспериментальная бесплатная реклама. Она шла в дикторском исполнении с минимальными иллюстрациями.

В мае 1941 года Федеральная комиссия по связи США выдала коммерческие лицензии 10 каналам, тем самым разрешив транслировать рекламу на телевидении. И уже 1 июля 1941 года телестанцией WNBT (теперь WNBC) был показан первый официальный платный телевизионный ролик в США. В нём рекламировались наручные часы Bulova.

В 1951 году в США появились все условия для общенационального вещания. С каждым днём охват аудитории и сама реклама становились всё больше. Бюджет для компаний на последнюю постоянно рос. Так, по оценкам, найденным на сайтах AdAge и Nielsen, можно судить о стремительном росте рынка телерекламы. Если в 1949 году американские рекламодатели израсходовали на телевидение 12,3 млн. долларов, то в 1951 сумма составила уже 128 млн долларов. Таким образом, телевидение в 1954 году опередило по рекламному бюджету все остальные средства массовой информации.

Уже в 1960-х, согласно журналу AdAge, телевизор у себя дома имели почти 90% американских семей. Рекламу, к тому времени, транслировали в рамках различных телепередач. Снимали её рекламодатели самостоятельно, телеканалы предоставляли только свои студии и эфирное время.

Однако только в 1970-е годы телевизионные каналы научились подсчитывать свою аудиторию. Телерекламы становилось всё больше, и уже в 1977 году общие доходы от неё превысили 7,5 млрд долларов - это 20% всей рекламы в США [8].

В 1980-е годы наблюдался настоящий бум продаж домашних видеомагнитофонов, что отрицательно отразилось на рекламе. Подобные устройства могли записывать по расписанию телевизионные шоу и передачи. Таким образом, люди не смотрели больше рекламные ролики, а просто проматывали их в записи.

В конце 1990-х на рынке начали продавать цифровые записывающие устройства (DVR), имеющие функцию проматывания рекламы. Для владельцев телевизионных каналов и рекламодателей данная ситуация стала настоящим ударом. Самым лучшим выходом из подобного положения был продакт-плейсмент (скрытая реклама) в телепередачах и кино. С каждым годом он становился всё более и более востребованным.

Под влиянием современных технологий и научно-технического прогресса телевидение значительно изменилось. На смену аналоговому формату пришло цифровое ТВ. Такая перемена была обоснована ростом числа телеканалов в различных странах мира, которым попросту не хватало свободных частот для трансляции. Кроме того, в продаже появились телевизоры, позволявшие транслировать изображение значительно лучшего качества благодаря своим жидкокристаллическим и плазменным дисплеям.

Так, в первом десятилетии 21-го века большинством стран был начат переход от аналогового к цифровому вещанию. В США, в частности, переход был завершён уже в 2009 году.

Несмотря на появление различных записывающих устройств, можно сказать, что начало первого десятилетия было пиком рекламы на ТВ. В какой-то степени этому поспособствовало использование продакт-плейсмент. Казалось, что пошатнуть такой глобальный канал продвижения почти невозможно. Однако, созданный 14 февраля 2005 года Стивом Ченом, Чадом Хёрдли и Джаведом Каримом видеохостинг YouTube привлёк к себе огромное количество внимания. И уже в конце нулевых о YouTube заговорили как о крупном претенденте на место главной медиаплощадки, которая подвинет ТВ.

32

Так, с декабря 2005 по январь 2006 года, по данным компании Alexa Internet, количество уникальных пользователей на YouTube стало в 3 раза больше. И уже в июле 2006 года YouTube стал 5-м по счёту самым популярным сайтом в США со статистикой в 100 млн уникальных просмотров и 200 млн посетителей в день.

Развитию рекламы на YouTube, в свою очередь, поспособствовало важное нововведение. В мае 2010 года на видеохостинге значительно расширилась партнерская программа, и обычные пользователи, как и крупные компании, смогли выкладывать собственные видеоролики, в которые могли включать видеорекламу.

В конечном счёте YouTube в мире медиа стал очень значимым явлением, многие компании начали продвигать продукцию и услуги именно через этот сервис. И на это есть несколько причин:

- Таргетирование

Рекламодатели могли самостоятельно заключать договоры с конкретными каналами. Это позволяло демонстрировать рекламу более конкретной аудитории, потенциально заинтересованной в рекламируемом продукте.

- Лояльность

С увеличением количества показов рекламы на ТВ, она стала восприниматься зрителями слишком частой и назойливой. Многие попросту пропускали её, предпочитая переключаться на другие телеканалы. Однако рекламные приемы на YouTube были менее раздражительны. Креативные каналы на видеохостинге могли преподнести рекламу как интересный контент. Она воспринималась аудиторией положительно, так как была весьма ненавязчивой - это не могло не радовать рекламодателей.

- Простота и стоимость

Размещение рекламы на YouTube стоило намного дешевле, чем покупка неоправданно дорогого эфирного времени на телевидении. Поскольку в процесс создания рекламного ролика вовлекалось меньше людей, чем на телевидении, все вопросы решались быстрее, упрощались координация и контроль. Всё это снижало стоимость приобретаемых показов.

Таким образом, учитывая популяризацию высоких технологий и самого YouTube, различные выгоды при покупке рекламы на видеохостинге и то, что стандартные методы распространения требовали значительно более крупного финансирования, можно сказать, что YouTube стал именно той медиаплощадкой, которая позволяла с минимальными затратами эффективно распространять рекламу, чего нельзя было сказать о телевидении.

В целом, развитие телевидения в СССР происходило медленней чем за рубежом. Так, в Советском Союзе национальная система спутникового телевещания, позволяющая транслировать передачи из Москвы по всей территории страны, начала свою работу только в 1967 году.

Появление YouTube в России не является исключением. Его русская версия была запущена 13 ноября 2007 года, и только начиная с 2008 года видеохостинг начал набирать активную популярность.

Тем не менее, отечественная локализация YouTube прошла успешно. Вскоре русскоязычные пользователи заполонили видеохостинг, и таким образом создали внутри него одно из крупнейших сообществ.

Для русскоязычной аудитории 2010 год стал годом успеха. В России появились первые партнерские программы, которые позволяли авторам монетизировать свой контент. Вместе с этим начал появляться первый авторский видеоконтент, включающий в себя схожие с западными шоу форматы, но уже адаптированные под отечественного зрителя.

Так, в январе 2012 года, согласно данным Reuters, на YouTube ежедневное количество просмотров видео достигло 4 млрд. А в апреле 2013 года, по данным «Российской газеты», 51 млн. человек, или 2% аудитории сервиса, составляли россияне.

Сегодня YouTube стал популярнее большинства федеральных телеканалов. По месячному охвату аудитории в России, например, он уступает лишь «Первому каналу».

Более того, видеохостинг имеет огромное влияние на потребителя не только в России, но и во всём мире. Так, в 2018 году, согласно опросу Wyzowl о состоянии видеомаркетинга 76% компаний сообщили, что реклама на YouTube помогла им увеличить продажи продуктов и услуг.

Но при этом, между зарубежными странами и Россией существуют различия в цене на показ рекламы на видеохостинге. Так, данные, которые опубликовала компания WordStream о стоимости показа видеорекламы в разных странах, пригодны для сравнения их ориентировочной стоимости на YouTube. В топ-10 стран с самой высокой стоимостью показов рекламы входят:

1. ОАЭ

2. Австрия

3. Австралия

4. США

5. Бразилия

6. Великобритания

7. Новая Зеландия

8. Чили

9. Швейцария

10. Италия

В этом списке Россия занимает только 82 место, а самое последнее - Сербия. Данный рейтинг демонстрирует, что стоимость показа рекламы в России на YouTube намного ниже, чем в ряде других стран, занимающих первые места.

Сегодня, к основным форматам видеорекламы на YouTube относятся:

- Объявления с возможностью пропуска

Видеореклама, которую можно пропустить через 5 секунд после начала просмотра. Обычно она появляется перед основным видео, в середине или после него.

- Объявления без возможности пропуска

Видеореклама, которая аналогична первому виду, но длится 15 секунд. Пропустить её просмотр нельзя.

- Объявления-заставки

Видеореклама, длящаяся не дольше 6 секунд в начале, середине или конце другого видео. Пропустить её просмотр нельзя.

- Объявления Video Discovery

Видеореклама, состоящая из текста и уменьшенного изображения кадра из ролика. При нажатии на неё видео воспроизводится для просмотра на YouTube.

- Объявления masthead

Видеореклама, расположенная вверху главной страницы видеохостинга. Она воспроизводится автоматически и без звука, а длится 30 секунд. При нажатии на неё видео воспроизводится для просмотра на YouTube.

- Объявления Out-Stream

Особый формат видеорекламы, который был разработан специально для мобильных устройств. Такие объявления могут показываться в приложениях и на сайтах партнеров. Они запускаются автоматически и без звука, при желании пользователи могут его включить.

Подводя итог, можно сказать, что Россия по-прежнему немного отстаёт от зарубежных стран по развитию информационного пространства. Однако внутри самой страны дела обстоят иначе.

В 2018 году, согласно данным «РБК», продажи интерент-рекламы впервые обогнали телевидение на 16 млрд рублей и составили 203 млрд рублей. Таким

образом, рекламы в интернете выросла за год на 22%, а на телевидении — на 9%. В целом же рынок рекламы за 2018 год вырос в России на 12% до 469 млрд рублей.

Сегодня информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни россиян. Жители нашей страны всё чаще проводят время на различных интернет-ресурсах, например, на YouTube. Так, в ноябре 2019 года ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) опубликовал данные об использовании этого видохостинга нашими соотечественниками. Результаты опроса показали, что его непосредственными посетителями являются 58% респондентов. При чём одна четвертая часть опрошенных (24%) используют его почти ежедневно. В среднем каждый пятый опрошенный (19%) - несколько раз в неделю. Несколько раз в месяц видеохостингом пользуется 8% россиян, а 7% - не реже одного раза в полгода. Вообще YouTube не использует каждый пятый опрошенный россиянин (20%), данный результат сопоставим с частью тех, кто в принципе не использует Интернет (22%).

Такая популярность YouTube, объясняется тем, что 30% пользователей приходят на него за уникальным контентом, которого нет на других интернет-ресурсах.

Так, YouTube больше всего пользуются мужчины (67%), при этом 33% используют его ежедневно. Особым спросом видеохостинг пользуется среди респондентов младших (от 18 до 24 лет - 88%) и средних (от 25 до 34 лет - 90%) возрастов. Старшие поколения от 35 до 44 лет (73%) и от 45 до 59 лет (51%) пользуются YouTube немного меньше. Среди пожилых россиян старше 60 лет видеохостинг использует только 25%.

YouTube наиболее востребован как среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (70%), так и среди россиян, проживающих в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей (67%). Однако количество пользователей видеохостинга среди жителей городов-миллионеров (60%) и крупных населенных пунктов с населением от 100 до 500 тыс. человек (61%) практически одинаковы. Чуть меньше россиян, которые проживают в городах с населением до 100 тыс. человек (58%), также пользуются YouTube. Наименьшее количество пользователей видеохостинга установлено среди сельчан (47%). Вероятнее всего это связано с отсутствием сети Интернет в отдалённых уголках страны. Тем не менее среди сельчан много тех, кто вообще не пользуется Интернетом (31%).

Подводя итог, можно дать краткую общую характеристику потребителю информационных технологий в России - это мужчина от 18 до 34 лет, который заходит на YouTube ежедневно, что посмотреть уникальный контент, который имеется на видеохостинге. Этот мужчина живёт в городе-миллионере, к примеру, в Москве или Санкт-Петербурге, или же в чуть менее крупном городе с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек.

Однако это не значит, что компании ориентируются исключительно на мужскую аудиторию при размещении рекламы на YouTube. В большинстве случаев, основные форматы видеорекламы нацелены сразу на оба пола.

Более чёткие гендерные и не только разграничения обычно имеет реклама непосредственно интегрированная в сами видео различных авторов на YouTube. Она охватывает отдельные группы потребителей, внимание которых необходимо привлечь к определенным товарам или услугам.

В эпоху цифровизации в сфере медиа появляются всё новые информационные площадки - так называемые New Media. Вообще, New Media предполагают под собой не только новый формат СМИ, но и возможность пользоваться ими на различных цифровых устройствах в любое время. При всём при этом New Media, также, подразумевают активное участие пользователей в создании и распространении контента.

Раннее в этой статье уже говорилось об одном из них - видеохостинге YouTube. Однако сегодня он уже не является чем-то новым для пользователей. Ровно тоже, к примеру, можно сказать про социальную сеть «ВКонтакте» или Rutube, которые также относятся к New Media.

Таким образом, к New Media можно отнести различные современные цифровые платформы и социальные сети (Instagram, Tik-Tok), видеоресурсы (Twitch, Rutube List), подкасты, а также различные информационно-развлекательные ресурсы («Медуза», TheQuestion, The Village), мессенджеры (Whatsapp, Telegram) и личные блоги.

Так, более подробно стоит рассмотреть по крайней мере несколько из них:

- Instagram

Instagram начал свою работу ещё в 2010 году. Возможно он также не является для пользователей чем-то новым, но сегодня просто невозможно отрицать его популярность. Эта социальная сеть имеет огромное влияние на своих пользователей, поэтому различные компании продвигают через неё множество товаров и услуг. Более того, в Instagram не так давно появились новые форматы рекламы, и компаниям стало значительно проще продвигать свой бизнес и взаимодействовать с нужными им аудиториями. К тому же Instagram основан на визуальном контенте, который проще и быстрее воспринимается пользователями по сравнению с текстовым. Всё это делает социальную сеть эффективным каналом продвижения.

- Telegram

Другой New Media, о котором стоит упомянуть - это Telegram. Он появился сравнительно недавно, в 2013 году, и сегодня стал одним из самых популярных мессенджеров. В какой-то степени этому поспособствовала возможность подписки на различные Telegram-каналы. Пользователи ежедневно заходят в Telegram за очередной порцией новостей. Эти каналы, помимо различной тематической информации публикуют множество рекламы товаров и услуг, что делает Telegram ещё одним эффективным каналом продвижения.

- Tik-Tok

Следующее New Media - социальная сеть Tik-Tok, которая появилась в 2016 году. Она позволяет своим пользователям создавать короткие музыкальные видео, вести прямые эфиры и обмениваться сообщениями. Сегодня Tik-Tok стал особенно популярным именно среди молодой аудитории, поэтому к созданию рекламы для этой социальной сети стоит подходить с креативом и юмором. Сравнительно недавно в Tik-Tok появилась различные форматы рекламы, с помощью которых компании стали более активно продвигать свои товары и услуги. Более того, это не только значительно упростило продвижение их бизнеса через эту социальную сеть, но и поспособствовало привлечению потребителей.

Подводя итог, можно сказать, что с каждым годом всевозможных New Media становится только больше, кроме того, их популярность постоянно возрастает. Для владельцев бизнеса новые информационные площадки - это не только простые, но и эффективные каналы продвижения товаров и услуг. Более того, New Media дают компаниям возможность оперативно реагировать на малейшие изменения потребительских предпочтений.

В заключении можно сделать вывод о том, что информационное пространство сегодня играет одну из ведущих ролей в жизни человека, воздействуя на неё, так или иначе, всё больше.

С развитием научно-технического прогресса информационное пространство постоянно видоизменялось и теперь оно соответствует современным потребностям человека в получении большого количества информации каждый день.

Значительным событием в развитие информационного пространства стало распространение телевидения, которое многие годы оказывало сильное влияние на потребителя. Фактически, оно стало ведущим источником получения необходимой человеку информации, а также эффективным каналом продвижения различных товаров и услуг.

Достойной заменой телевидения сегодня стал интернет. Он даёт человеку определённую свободу выбора и возможность получения множества разнообразной

информации с помощью новых информационных площадок (New Media). Их виды настолько многообразны, что любой пользователь может найти именно ту информацию, в которой он нуждается прямо сейчас.

Кроме того, интернет и New Media дают разнообразным компаниям возможность постоянно контактировать с нужными им аудиториями, а также своевременно реагировать на изменения их предпочтений. Это делает новые информационные площадки эффективными каналами продвижения.

Таким образом, с течением времени информационное пространство будет всё больше развиваться, постоянно подстраиваясь под потребности человека. Развитие новых форматов рекламы на New Media сделает их ещё более эффективными каналам продвижения разнообразных товаров и услуг.

Список литературы

1. Благовещенский А. 51 миллион человек в России смотрят YouTube // Газета «Российская газета». [Электронный ресурс]. 2013. Режим доступа: https://rg.ru/2013/04/24/youtube-site.html/ (дата обращения: 30.11.2019).

2. ВоронюкА., ПолищукА. Актуальный интернет-маркетинг. К.: IPIO, 2018. 160 с.

3. Гавриков А.В., Давыдов В.А., Федоров М.В. Интернет-маркетинг. Настольная книга digital-маркетолога. М.: АСТ, 2019. 352 с.

4. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М.: Аспект Пресс, 2017. 210 с.

5. Жильцова О.Н. Интернет-маркетинг: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 301 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Истомина М. Реклама в интернете впервые обогнала ТВ. Драйвером продаж в онлайне стало видео // Журнал «РБК». [Электронный ресурс]. 2019, Режим доступа:https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/03/2019/5c8619ce9a79473741c1 055f/ (дата обращения: 01.12.2019).

7. МаклюэнМ. Понимание медиа: внешние расширения. М.: Кучково поле, 2018. 464 с.

8. Назайкин А. Рекламная деятельность газет и журналов. М.: РИП-Холдинг, 2002. 8-9 с.

9. ХалиловД. Маркетинг в социальных сетях. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 240 с.

10. Advertising & Marketing Industry News // AdAge. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://adage.com/ (дата обращения: 23.11.2019).

11. Animated Explainer Video Company// Wyzowl. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://www.wyzowl.com/ (дата обращения: 24.11.2019).

12. Business & Financial News // Reuters. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://www.reuters.com/ (дата обращения: 30.11.2019).

13. Media Research // Nielsen. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://www.nielsen.com/ru/ru/ (дата обращения: 23.11.2019).

14. SEO and Competitive Analysis // Alexa Internet. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://www.alexa.com/ (дата обращения: 24.11.2019).

15. YouTube — «телевидение» XXI века // ВЦИОМ. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10022/ (дата обращения: 01.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.