Научная статья на тему 'Современное экономическое состояниероссийского рынка информационных технологий'

Современное экономическое состояниероссийского рынка информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ДРЕВЕСИНЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОКЧЕЙН / INFORMATION SOCIETY / DEVELOPMENT STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION INFORMATION SOCIETY / DIGITAL ECONOMICS / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION FIELD / SIXTH TECHNOLOGICAL PARADIGM / TIMBER COMPLEX / ILLEGAL TIMBER TURNOVER / DIGITAL TECHNOLOGIES / "BLOCKCHAIN"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акьюлов Р. И.

Рассматриваются актуальные для всех стран проблемы развития цифровой экономики, анализируются специфические проблемы и барьеры становления цифровой экономики, характерные непосредственно для России, проводится аналогия по степени влияния цифровых технологий на цивилизационное развитие с происходившими ранее аграрной и промышленной революцией. Отмечается важная роль государства и его программных документов в регламентировании процессов информатизации общества, уточняются понятие «цифровая экономика», а также некоторые ее инструменты, которые целесообразно использовать при решении ряда проблем, существующих в экономике и, в частности, в лесопромышленном комплексе страны. В первую очередь, к этим проблемам относится отсутствие полной систематизации и учета всех лесных территорий, особенно в азиатской части страны. Констатируется проблема низкой доли России на мировом рынке экспорта продукции лесопереработки с высокой добавленной стоимостью. Изучается возможность совершенствования применяемых информационно-телекоммуникационных технологий в государственном регулировании функционирования лесного хозяйства, рассматриваются перспективы использования цифровой технологии блокчейн для решения наиболее сложных проблем, связанных с незаконным оборотом древесины, выявлены преимущества внедрения данной технологии в управлении лесопромышленной отраслью на примере пилотного проекта АО «Краслесинвест» в Красноярском крае. Показано, что применение цифровых технологий позволит повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли. Обосновывается необходимость более широкого внедрения цифровых технологий в лесном хозяйстве, в других отраслях, а также комплексного развития цифровой экономики в целом при соблюдении ряда ключевых условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern economic status of the russian market of information technologiesy

This article considers the urgent issues of digital economics development for all countries, it analyzes specific problems and limits for digital economics formation, especially for Russia, finds analogy in influence degree of digital technologies on civilized development with previous agrarian and industrial revolutions. The paper underlines the crucial role of a state and its program documents in regimentation of society’s computerization processes, specifies the term “digital economics”, and also some tools which are worth to use in problems’ set solution in the sphere of economics and in timber complex in particular. The first problem is an absence of full systematization and accounting of all timber territories, and in Asian part especially. There is a problem of low share of Russia at the world market of timber processing goods export with high added value. The paper studies the possibility of applied information and telecommunication technologies improvement in state regulation of timber economy functioning, considers perspectives of digital technology “blockchain” use for the most complicated problems’ solution connected with illegal turnover of timber, exposes advantages of this technology implementation in timber field on the example of pilot project by JSC “Kraslesinvest” in Krasnoyarsk Krai. The arguments prove that application of digital technologies will allow increasing investment attractiveness to this field. The conclusions substantiate the necessity of wider implementation of digital technologies in timber economy, other branches, and also complex development of digital economics taking into account the set of key conditions.

Текст научной работы на тему «Современное экономическое состояниероссийского рынка информационных технологий»

Современные технологии цифровой экономики в управлении лесным комплексом России

Акьюлов Р. И.

Рассматриваются актуальные для всех стран проблемы развития цифровой экономики, анализируются специфические проблемы и барьеры становления цифровой экономики, характерные непосредственно для России, проводится аналогия по степени влияния цифровых технологий на цивилизационное развитие с происходившими ранее аграрной и промышленной революцией. Отмечается важная роль государства и его программных документов в регламентировании процессов информатизации общества, уточняются понятие «цифровая экономика», а также некоторые ее инструменты, которые целесообразно использовать при решении ряда проблем, существующих в экономике и, в частности, в лесопромышленном комплексе страны. В первую очередь, к этим проблемам относится отсутствие полной систематизации и учета всех лесных территорий, особенно в азиатской части страны. Констатируется проблема низкой доли России на мировом рынке экспорта продукции лесоперера-ботки с высокой добавленной стоимостью. Изучается возможность совершенствования применяемых информационно-телекоммуникационных технологий в государственном регулировании функционирования лесного хозяйства, рассматриваются перспективы использования цифровой технологии блокчейн для решения наиболее сложных проблем, связанных с незаконным оборотом древесины, выявлены преимущества внедрения данной технологии в управлении лесопромышленной отраслью на примере пилотного проекта АО «Краслесинвест» в Красноярском крае. Показано, что применение цифровых технологий позволит повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли. Обосновывается необходимость более широкого внедрения цифровых технологий в лесном хозяйстве, в других отраслях, а также комплексного развития цифровой экономики в целом при соблюдении ряда ключевых условий.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Акьюлов Р.И. Современные технологии цифровой экономики в управлении лесным комплексом России // Дискуссия. -2018. - Вып. 89. - С. 24-31.

Особую актуальность проблеме эффективного использования всех видов ресурсов в России придает та сложная экономическая и геополитическая ситуация, в которой страна находится последние несколько лет. Среди всех видов ресурсов лесные ресурсы имеют важнейшее значение наряду с углеводородами. На территории России сосредоточено более 20% общемировых запасов лесных ресурсов. Это в 3-4 раза больше, чем в ведущих

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информационное общество, стратегия развития информационного общества Российской Федерации, цифровая экономика, информационно-телекоммуникационная среда, шестой технологический уклад, лесопромышленный комплекс, незаконный оборот древесины, цифровые технологии, блокчейн.

лесопромышленных странах — Канаде, Бразилии, сша, Финляндии, Китае и др. Несмотря на лесное богатство, сегодня данный ресурс в нашей стране используется крайне нерационально и неэффективно, поэтому вклад отрасли в ввп страны оценивается лишь на уровне 1 %.

При этом следует учитывать, что современная экономика, будучи постиндустриальной, отличающаяся инновационным характером раз-

Modern technologies of digital economics in Russian timber complex management

Akyulov R. I.

This article considers the urgent issues of digital economics development for all countries, it analyzes specific problems and limits for digital economics formation, especially for Russia, finds analogy in influence degree of digital technologies on civilized development with previous agrarian and industrial revolutions. The paper underlines the crucial role of a state and its program documents in regimentation of society's computerization processes, specifies the term "digital economics", and also some tools which are worth to use in problems' set solution in the sphere of economics and in timber complex in particular. The first problem is an absence of full systematization and accounting of all timber territories, and in Asian part especially. There is a problem of low share of Russia at the world market of timber processing goods export with high added value. The paper studies the possibility of applied information and telecommunication technologies improvement in state regulation of timber economy functioning, considers perspectives of digital technology "blockchain" use for the most complicated problems' solution connected with illegal turnover of timber, exposes advantages of this technology implementation in timber field on the example of pilot project by JSC "Kraslesinvest" in Krasnoyarsk Krai. The arguments prove that application of digital technologies will allow increasing investment attractiveness to this field. The conclusions substantiate the necessity of wider implementation of digital technologies in timber economy, other branches, and also complex development of digital economics taking into account the set of key conditions.

FOR CITATION APA

Akyulov R.I. (2018). Modern technologies of digital economics in Russian timber complex management. Diskussiya [Discussion], 89, 24-31.

KEY WORDS

Information society, development strategy of the Russian Federation information society, digital economics, information and telecommunication field, sixth technological paradigm, timber complex, illegal timber turnover, digital technologies, "blockchain".

вития и основанная на быстро обновляющихся знаниях и усложняющихся сетевых взаимодействиях, довольно динамично трансформируется в информационную, где информация по своей капиталоемкости все более эффективно конкурирует с материальными активами. В связи с этим в ближайшие годы во всех отраслях будет активнее происходить цифровизация, которая, алгоритмизируя и связывая в единую сеть все процессы — от организационно-управленческих до производственно-технологических, будет обеспечивать конкурентные преимущества субъектов, социально-экономических систем в виде превос-

ходства в скорости, качестве и масштабировании бизнес-процессов, производства товаров, услуг, информации.

В последнее время в экономически развитых странах в государственное и корпоративное управление все шире внедряются элементы цифровой экономики. Данное понятие ввел в употребление Николас Негропонте в 1995 году в связи с интенсивным развитием информационно-телекоммуникационных технологий. В науке и практике разработан ряд методологических подходов к изучению феномена цифровой экономики. Существует множество определений

понятия «цифровая экономика». В частности, по мнению В.В. Иванова, «цифровая экономика — это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность» [1, с. 255]. Согласно точке зрения А.А. Энговатовой, цифровая экономика -это экономика, основанная на новых методах генерирования,обработки, хранения,передачи данных, а также цифровых компьютерных технологиях [2, с. 95]. М.Л. Калужский характеризует цифровую экономику как коммуникационную среду экономической деятельности в сети Интернет, а также форму, методы, инструменты и результаты ее реализации [3, с. 75]. Дополняет научную мысль американский экономист К. Келли: «Коммуникации, которые, в конце концов, и являются тем, что мы понимаем под цифровыми технологиями и средствами связи, не просто сектор экономики. Коммуникации — это сама

экономика» [4, с. 5].

Таким образом, используя термин «цифровая экономика», имеют в виду кардинальные перемены в цивилизационном развитии, обусловленные быстрым появлением и внедрением в повседневную жизнь информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий в конце XX века. Как в свое время сельскохозяйственная и промышленная революции произвели кардинальные изменения в человеческом обществе, так цифровая революция ознаменовала собой начало новой информационной эры. Государства, в свою очередь, стремясь идти в ногу со временем, в программных документах, регламентирующих цели и перспективы развития страны, прописывают порядок и правила взаимодействия всех заинтересованных субъектов в рамках новой парадигмы с использованием современного инструментария.

Правительство Российской Федерации утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства рф от 28.07.2017 года № 1632-р), в которой указаны цели, задачи, направления и сроки реализации государственных мер по обеспечению организацион-но-правовых,технико-технологических условий формирования цифровой экономики в России, а также по ее финансированию и интеграции в глобальную цифровую экономику.

При этом в утвержденной указом Президента Российской Федерации №203 от 09.05.2017 года Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы цифровая экономика трактуется как «хозяйственная деятельность,

в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий,оборудования,хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [5].

В документе достаточно ясно выражена основная цель данной стратегии, имеющая гуманитарный и прогрессивный характер, выражающаяся в обеспечении необходимых предпосылок для появления общества знаний. Причем помимо формирования цифровой экономики в рамках достижения указанной цели предполагается решать важнейшие и очень трудоемкие задачи — от развития человеческого потенциала и безопасного существования, взаимодействия государства, организаций и граждан до повышения эффективности государства и его роли в мировом пространстве. По мнению автора, для реализации таких высоких замыслов следует постоянно и кропотливо решать традиционную для России проблему минимизации несоответствия так называемых сущего и должного — того, как должно быть, как прописано, и того, что имеет место быть на самом деле. Тогда и высокие цели приобретут реальный смысл и реальное содержание.

Целью настоящей стратегии является создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний. Настоящая стратегия призвана способствовать обеспечению следующих национальных интересов [6]:

а) развитие человеческого потенциала;

б) обеспечение безопасности граждан и государства;

в) повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;

г) развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления;

д) повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;

е) формирование цифровой экономики.

Автор статьи, проанализировав данный

феномен, предлагает рассматривать цифровую экономику как экономическую и социальную деятельность, которая осуществляется с использованием цифровых технологий в информационной телекоммуникационной среде, управлении

производственно-логистическими, общественными трудовыми процессами,финансово-торговыми-операциями, позволяющих многократно ускорять обмен, управление и эффективность использования информации, которая, становясь все более дорогостоящим товаром, наряду с другими современными материалами и механизмами (нанотехнологии, генетическая информация, робототехника) определяет вектор развития общества, знаменуя собой переход от шестого технологического уклада к седьмому благодаря новым открытиям в науке и внедрению новейших технических разработок.

Развитие цифровой экономики в разных странах идет неравномерно. Наиболее благоприятные условия сложились для этого в демократических экономически развитых государствах, где существуют конкурентные условия хозяйствования и равенство всех перед законом, поскольку любые высокие технологии могут использоваться в различных целях: способствуя либо развитию и благоденствию всех в той или иной степени, либо - обогащая новыми возможностями одних и ограничивая других — расслоению общества, как это происходит при авторитарных общественных режимах. В этом смысле в России в настоящее время наблюдается большое количество проблем и препятствий на пути становления и развития цифровой экономики.

На пути развития цифровой экономики существуют как универсальные барьеры, так и специфические для каждой отдельной страны.

Общеизвестными проблемами внедрения цифровой экономики в мире являются:

— проблема обеспечения прав человека в цифровом мире при идентификации (соотнесении человека с его цифровым образом), защиты цифровых данных пользователя, обеспечения доверия граждан к цифровой среде;

— рост масштабов преступности в ин-формационно-телекоммуникацион-ной среде в международном масштабе, несущий угрозу финансовой, производственно-промышленной, экологической, оборонной безопасности государств;

— несоответствие уровня компетентности, образованности и ответственности многочисленных групп населения широкому внедрению во все сферы социально-экономической реальности новых технологий (с одной стороны —

безграмотность старших возрастных групп, с другой — безответственность подрастающего поколения).

По мнению автора, барьерами, препятствующими развитию цифровой экономики в России, являются:

1) выраженная сырьевая ориентированность российской экономики, не способствующая развитию ее современных отраслей (нано-, биотехнологии, генная инженерия, робототехника и т. д.);

2) приоритетное финансирование военно-промышленного комплекса страны в ущерб науке, образованию, являющимся базой и полигоном развития цифровой экономики, технологий информационного общества;

3) высокий уровень бюрократизации, коррупции и неэффективность судебной и правоохранительной систем в части обеспечения равных прав всех перед законом, включая право на частную собственность;

4) существенное отставание от ведущих государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий;

5) низкая эффективность научных исследований в области перспективных информационных телекоммуникационных технологий, практически полное отсутствие примеров успешного внедрения отечественных разработок, а также отток перспективных научных кадров за рубеж;

6) декларирование государством на словах заботы о малом и среднем бизнесе при отсутствии в течение последних 20 лет реальных действий по созданию условий для его развития, хотя во всем мире инновации развивает в основном малый и средний бизнес, распространяя новейшие информационные технологии (например, оказание цифровых услуг для крупного бизнеса);

7) исключительное право на создание инноваций посредством приоритетного финансирования в России государственных корпораций Роснано, Ростех и пр., деятельность которых в сфере высокотехнологичных технологий практически неэффективна;

8) недостаточная поддержка государством специальностей, которые будут востребованы в будущем, включая такие направления, как компьютерные технологии, робототехника, молекулярная физика, биология, генетика, телекоммуникации и др. Бюджетные места выделялись в большом количестве для управлен-ческих,общественно-гуманитарных наук, при этом в технические, естественные науки молодежь

не привлекалась, хотя задача наращивания количества выпускников инженерных специальностей декларировалась на разных этапах.

По мнению автора, цифровая экономика, представляя собой принципиально новую систему социальных, экономических отношений, формирующуюся на основе обмена информацией, ресурсами и с использованием информационно-телекоммуникационных алгоритмов, виртуальных программ в сфере финансов, производства и потребления высокотехнологичных товаров, услуг, благодаря автоматизации примитивных воспроизводственных процессов позволяет высвобождать все большее количество неквалифицированного труда.

Даже отрасли индустриальной экономики все чаще используют технологии цифровой экономики. Программное обеспечение управления производственными процессами в добывающих, перерабатывающих отраслях промышленности, транспортных перевозках, агропромышленном комплексе, девелоперских проектах, строительстве магистралей, инфраструктурных комплексах, электронный документооборот, сетевое взаимодействие, система «умный дом», роботы-«домохо-зяйки», беспилотные такси, облачные телефонные станции, информационные банки, криптовалю-та — все это уже реальность для многих городов и стран с развитой экономикой.

В России цифровые технологии необходимо прорабатывать и внедрять, в первую очередь,

в традиционно наиболее развитых отраслях экономики: добывающие отрасли (углеводородная, лесная, горнорудная и т. д.), энергетика, металлургия, машиностроение, авиастроение, судостроение, строительство, транспорт, дорожная инфраструктура. Поскольку в одном небольшом исследовании технически невозможно рассмотреть проблемы цифровизации всех названных отраслей, остановимся на рассмотрении перспектив развития и использования цифровых технологий в лесном хозяйстве, лесоводстве, являющемся одним из традиционно развитых секторов российской экономики, учитывая, что по площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.

Рассматриваемый в данной статье лесопромышленный комплекс России является преимущественно экспортно-ориентированной отраслью. Однако доля страны на мировом лесопромышленном рынке не превышает 4%, при этом в структуре экспорта продукции отрасли доминируют круглые лесоматериалы (16%) и пиломатериалы (18%). Что касается экспорта продукции лесопереработки с высокой добавленной стоимостью (деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая промышленность), то здесь на международном рынке доля России до сих пор ничтожно мала. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (фао), в 2016 году ее доля в экспорте целлюлозного волокна составила лишь 4%, в то время как сша, Канада, Бразилия, Великобритания и Чили сум-

марно экспортировали 52 % (60 млн тонн) данного древесного материала. Наиболее ёмкий экспортный рынок для российских лесопромышленников представляют страны Дальнего зарубежья, а крупнейшим мировым импортером делового леса выступают Китай и страны снг [7].

Следует констатировать, что внешнеторговый оборот лесной продукции характеризуется слабым ростом или стагнацией. Сейчас любые негативные тенденции в той или иной сфере принято оправдывать трудностями геополитического характера, наблюдающимися в последние несколько лет в экономике страны. В лесном хозяйстве накопилось много серьезных проблем, препятствующих его развитию и трансформации в соответствии с тенденциями формирования цифровой экономики. Среди них следует отметить низкий уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения, увеличение потерь лесных ресурсов от пожаров и вредных организмов [8], отсутствие эффективности в управлении лесами, хищническую деятельность «черных лесорубов» и др.

Отсутствие достоверной и полной информации о состоянии лесов сдерживает развитие лесопромышленных предприятий. Речь идет о необходимости ведения государственного реестра лесных участков, а также кадастрового учета лесного фонда. Кадастровый учет необходим в случае предоставления участка в аренду, постоянное пользование и др. В большинстве регионов нужные сведения либо отсутствуют вовсе, либо не соответствуют действительности, что приводит к негативным последствиям (например, к большим потерям арендаторов при реализации инвестиционных проектов по освоению лесных участков). На некоторых территориях таксация, описывающая природный и возрастной состав лесов, качество и объем древесины, проводилась еще в прошлом веке, а карты лесных участков составлялись на основе экспертных оценок соответствующих органов власти.

Особенно выражена в стране проблема незаконной вырубки лесов и нелегального оборота деловой древесины. По мнению экспертов, их доля в России составляет в среднем 20% общего объема рубок. По данным Министерства природы России, за последний год объем незаконно заготовленной древесины составил около 1,1 млн м3, а материальный ущерб — более 10 млрд р. [9]. Причины возникновения данной проблемы - несовершенство лесного, уголовного законодательства, неэффективность охраны лесов, низкий уровень доходов

населения и высокий уровень безработицы на отдаленных территориях и т. д. [10, с. 187].

«Черные лесорубы» наносят вред не только экономической, но и экологической безопасности страны. Однако привлечение нарушителей к административной и уголовной ответственности зачастую сопряжено с определенными трудностями.

Так, работники правоохранительных органов озабочены вопросом о том, как квалифицировать незаконную рубку деревьев на землях, правовая категория которых не определена. Речь идет о локальных, хаотично разбросанных участках, лесные насаждения на которых не входят в государственный лесной фонд. Из-за своей статусной неопределённости они получили название «белые пятна». В России огромное количество сельскохозяйственных земель, которые не используются по назначению долгое время и постепенно зарастают молодым лесом. Как правило, они располагаются в непосредственной близости от населённых пунктов и в последнее время привлекают внимание нелегалов наличием качественной древесины, пригодной для продажи как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Согласно Лесному кодексу, квалифицировать данные нарушения как незаконные лесные рубки и применять нормативно закрепленные санкции (ст. 260 ук рф; ст. 8.28 коап рф) невозможно. В результате учащаются случаи вырубки «бесхозных» лесов. Сейчас данным вопросом совместно занимаются Отдел по борьбе с экономическими преступлениями и «Гринпис» России. Но для того чтобы использовать эти лесные участки и установить правовую ответственность, необходимо провести работы по их переводу в земли лесного фонда.

Для решения вышеуказанных проблем недостаточно использовать традиционные методы государственного регулирования, поскольку недобросовестные предприниматели и чиновники, работающие в данной сфере, разрабатывают все более изощренные методы незаконного обогащения. Необходимо внедрять современные методы в управление лесным комплексом, включая цифровые технологии.

Одной из базовых технологий цифровой экономики является блокчейн. Технология блокчейн представляет собой базу данных, которая одновременно хранится на множестве компьютеров, соединенных друг с другом в сети Интернет. База зашифрована, поэтому её невозможно взломать и изменить или удалить информацию, хранящуюся в ней. По факту, блокчейн — это журнал,

в котором хранятся записи транзакций электронной валюты [11].

По мнению экспертов, данную технологию можно внедрить как на отдельном промышленном предприятии, так и в отрасли в целом. Лесопромышленный комплекс не исключение.

В конце 2017 года Министерство промышленности и торговли России совместно с Внешэкономбанком провели конкурс инновационных проектов «Blockchain Pitch», где запустили в тестирование проект системы по мониторингу лесов на основе технологии блокчейн. Суть проекта проста: дроны (беспилотные летательные аппараты) собирают данные о состоянии лесных участков, затем полученная информация систематизируется по технологии блокчейн. По мнению заместителя министра промышленности и торговли рф В. Евтухова, благодаря этой идее становится возможным получение информации о состоянии лесов совершенно нового уровня и качества [12].

Площадкой для реализации пилотного проекта стало дочернее предприятие ао «Краслесинвест» в Красноярском крае. В случае успешных испытаний систему мониторинга внедрят в других регионах России.

Обозначим преимущества внедрения данной технологии в управление лесопромышленной отраслью.

Во-первых, создание единой системы регистрации сделок с лесными землями, то есть информационной базы данных по аренде, купле-продаже, передаче в постоянное или безвозмездное срочное пользование лесных насаждений. Использование беспилотных устройств позволит вносить в базу наиболее полные и достоверные данные, безусловную сохранность которых обеспечит технология блокчейн (благодаря шифрованию невозможно взломать базу данных и внести в нее изменения либо удалить информацию).

Во-вторых, проведение инвентаризации «бесхозных» лесных участков и ликвидация «белых пятен» путем создания современной интерактивной карты лесов. Это позволит определить и нормативно закрепить правой статус новых лесных участков, тем самым расширить состав государственного лесного фонда, а также квалифицировать незаконную рубку на этих землях и применять меры по пресечению контрабанды необработанной древесины.

В-третьих, организация системы оперативного и качественного учета движения заготовляемой древесины, то есть каждую партию леса

можно будет отследить от стадии лесозаготовки до стадии реализации изделий из нее. Это также позволит снизить число незаконных вырубок и объем нелегального оборота делового леса.

Внедрение технологии блокчейн на предприятиях лесной отрасли в России позволит не только организовать отвечающий современным требованиям учет лесных участков и повысить эффективность мер противодействия незаконным вырубкам леса. Возможно применение данной технологии для повышения инвестиционной привлекательности отрасли, то есть привлечения не только внутренних, но и иностранных инвестиций, используя, в том числе, современные цифровые технологии в платежной сфере, включая криптовалюту, для чего ее можно либо специально разработать, если это целесообразно, либо воспользоваться уже имеющейся на рынке.

Сделаем из всего вышесказанного некоторые выводы.

Первое. Несмотря на то, что ряд цифровых технологий можно фрагментарно применять в различных сферах экономики, государственного управления, социальной сферы, комплексное развитие цифровой экономики, цифровизация целых отраслей практически невозможны без создания для этого институциональных условий (реальная демократия, эффективная независимая судебная и правоохранительная система, развивающиеся система образования, фундаментальная и прикладная наука, развитый малый и средний бизнес, цифровая безопасность граждан).

Второе. Необходимо использовать все достижения наиболее развитых стран мира в области формирования информационного общества, которые первыми идут в данном направлении, учитывать и не повторять их ошибки, наиболее эффективно интегрироваться в мировой цивили-зационный процесс, предполагающий развитие экономики знаний.

Третье. Развитие всех отраслей экономики, включая лесное хозяйство, должно сопровождаться приватизацией активов, поскольку общеизвестно, что эффективность хозяйствования частного собственника при прочих равных условиях всегда выше, чем у государства, а в лесном хозяйстве еще и позволяет значительно снизить объем незаконной вырубки лесов и теневой оборот древесины при четко выполняемой контролирующей и регулирующей функции государства.

Список литературы

1. Иванов В.В. Инновационные территории как основа пространственной структуры национальной инновационной системы // Регион: экономика и социология. 2015. № 1. С. 227-255.

2. Факторинговое финансирование инновационной деятельности: региональный аспект // Креативная экономика. 2013. Т. 7, № 3. С. 91-96.

3. Калужский М.Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 402 с.

4. Kelly К. New Rules for the New Economy: 10 radical strategies for a connected world. New York: Viking, 1998. 224 p.

5. Цифровая экономика России: программа развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. garantexpress.ru/zifrovaya-ekonomika-rossii-programma-razvitiya/ (дата обращения: 16.05.2018).

6. Официальный сетевой ресурс Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41919/page/1 (дата обращения: 20.05.2018).

7. Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО)

References

1. Ivanov V.V. Innovacionnye territorii kak osnova prostranstven-noj struktury nacional'noj innovacionnoj sistemy [Innovative territories as the basis of the spatial structure of the national innovation system] // Region: ehkonomika i sociologiya [Region: Economics and Sociology]. 2015. No. 1. P. 227-255.

2. Faktoringovoe finansirovanie innovacionnoj deyatel'nosti: regional'nyj aspekt [Factoring Financing of Innovation: Regional Aspect] // Kreativnaya ehkonomika [Creative Economy]. 2013. Vol. 7, No. 3. P. 91-96.

3. Kaluzhsky M.L. Marketingovye seti v ehlektronnoj kommercii: institucional'nyj podhod [Marketing networks in e-commerce: an institutional approach]. M .; Berlin: Direct Media, 2014. 402 p.

4. Kelly K. New Rules for the New Economy: 10 radical strategies for a connected world. New York: Viking, 1998. 224 p.

5. Cifrovaya ehkonomika Rossii: programma razvitiya [Digital economy of Russia: development program] [Electronic resource]. Access mode: http://www.garantexpress.ru/zifrovaya-ekono-mika-rossii-programma-razvitiya/ (reference date: 16.05.2018).

6. Oficial'nyj setevoj resurs Prezidenta Rossii [Official network resource of the President of Russia] [Electronic resource]. Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919/page/1 (reference date: 20.05.2018).

7. Oficial'nyj sajt Prodovol'stvennoj i sel'skohozyajstvennoj organ-izacii Ob"edinennyh Nacij (FAO) [Official website of the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO)] [Electronic resource]. Access mode: http://www.fao.org/home/ ru/ (reference date: 17.05.2018).

Информация об авторе

Акьюлов Р.И., доктор экономических наук, профессор, Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected].

Информация о статье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата получения статьи: 01.06.2018 Дата принятия к публикации: 24.08.2018

© Акьюлов Р. И., 2018.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/ home/ru/ (дата обращения: 17.05.2018).

8. Воронина С.П., Безрукова Т.Л., Кириллова С.С. Технологические тренды в цифровой трансформации предприятий лесной промышленности [Электронный ресурс] // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2018/3255/6475 (дата обращения: 16.05.2018).

9. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnr.gov.ru/ (дата обращения: 16.04.2018).

10. Колесникова О.С., Зиновьева И.С. Незаконная вырубка леса и нелегальный оборот древесины в РФ: основные причины и меры по обеспечению борьбы с ними // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 187-189.

11. Международный проект «Академия блокчейн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://academy-blockchain.ru/faq/ (дата обращения: 16.05.2018).

12. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rosleshoz.gov.ru/ (дата обращения: 18.05.2018).

8. Voronina S.P., Bezrukova T.L., KiriUova S.S. Tekhnologicheskie trendy v cifrovoj transformacii predpriyatij lesnoj promys-hlennosti [Technological Trends in Digital Transformation of Enterprises of the Wood Industry] [Electronic resource] // Materialy X Mezhdunarodnoj studencheskoj ehlektronnoj nauch-noj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum» [Proceedings of the X International Student Electronic Scientific Conference

"Student Scientific Forum"]. Access mode: http://www.science-forum.ru/2018/3255/6475 (reference date: 16.05.2018).

9. Oficial'nyj sajt Ministerstva prirodnyh resursov i ehkologii Rossijskoj Federacii [Official site of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation] [Electronic resource]. Access mode: http://mnr.gov.ru/ (reference date: 16.04.2018).

10. Kolesnikova O.S., Zinovieva I.S. Nezakonnaya vyrubka lesa i nelegal'nyj oborot drevesiny v RF: osnovnye prichiny i mery po obespecheniyu bor'by s nimi [Illegal deforestation and illegal timber trade in the Russian Federation: the main reasons and measures to ensure the fight against them] // Uspekhi sovre-mennogo estestvoznaniya [Successes of modern natural science]. 2012. № 4. S. 187-189.

11. Mezhdunarodnyj proekt "Akademiya blokchejn" [International project "Blockade Academy"] [Electronic resource]. Access mode: https://academy-blockchain.ru/faq/ (reference date: 16.05.2018).

12. Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva lesnogo hozyajstva [Official site of the Federal Forestry Agency]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.rosleshoz.gov.ru/ (reference date: 18.05.2018).

Author Info

Akyulov R. I., PhD in Economics, Ural Institute of management of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected].

Article Info

Received for publication: 01.06.2018 Accepted for publication: 24.08.2018

© Akyulov R.I., 2018.

дискуссия №4 (89) август 2018

INNOVATION ECONOMICS 31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.