Научная статья на тему 'Современное экономическое положение Кыргызстана: проблемы и перспективы'

Современное экономическое положение Кыргызстана: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11262
834
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
экономическая система Кыргызстана / экономическое развитие / стабильность / Kyrgyzstan's economic system / economic development and stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баймуратов А.А., Зикираев М.Т.

В данной статье рассматривается современноеэкономическое положение Кыргызстана, в котором раскрываютсяактуальные проблемы и перспективы развития экономики страны.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баймуратов А.А., Зикираев М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In this sate assumed the modern economical situation of Kirgizstan, where assumed actual problems and perspectives of economic development of country.

Текст научной работы на тему «Современное экономическое положение Кыргызстана: проблемы и перспективы»

Территория науки. 2015. № 5

ЭКОНОМИКА

Баймуратов А.А., Зикираев М.Т.

СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ошский технологический университет

Ключевые слова: экономическая система Кыргызстана,

экономическое развитие, стабильность.

Keywords: Kyrgyzstan's economic system, economic development and stability.

Аннотация: В данной статье рассматривается современное

экономическое положение Кыргызстана, в котором раскрываются актуальные проблемы и перспективы развития экономики страны.

Abstract: In this sate assumed the modern economical situation of Kirgizstan, where assumed actual problems and perspectives of economic development of country.

За последнее время в политической и социально-экономической системе Кыргызской Республики произошли значительные изменения, и одним из наиболее актуальных вопросов остается выбор будущего пути развития экономики страны.

Ситуация, на наш взгляд, действительно тяжелая, страна переживает драматический период в своей жизни. В такой ситуации, считаем, что для всех большой интерес вызовут такие вопросы, как определение проблем, которые мешают развитию, определение приоритетов для правительства и определение конкретных путей выхода из тупика.

Так, например, по статистическим данным за 2014 год уровень инфляции по сравнению с 2010 годом выросла на 17,3%. В том числе за 2014 г прирост индекс цен составил 3,7%.

По оценкам Национального Банка КР, влияние монетарных факторов, включающих деньги внебанков и обменный курс сома, составило 21,6 %.

Рост общего уровня цен за последние 5 лет в значительной степени обусловлен повышением цен на продовольственные товары, которые составило 7,1%.

Также цены выросли на хлеб и хлебобулочные изделия на 2,8%, молоко и молочные изделия на 2,5%, табачные изделия - на 1,6%, алкогольные напитки - на 1,3%, на масло и жиры - на 1.2%

101

Территория науки. 2015. № 5

Индекс цен на непродовольственные товары вырос на 2,8 %, при этом основной вклад внес рост цен на ГСМ - 24,7%, строительные материалы - на 5,8%, газ - на 5,1%.

Индекс цен на платные услуги населению вырос на 2,3 %. Подорожали транспортные услуги на 6,1%, услуги образования - на 5%.

Показатели в отраслях промышленности за 2014 год продолжают падать. Объем производства продукции сократилось по сравнению с соответствующим периодом на 7,8%.

За рассматриваемый период продолжало ухудшаться состояние материально-технической базы. Сельское хозяйство продолжает сокращать закупку техники запасных частей и других ресурсов. Из-за отсутствия финансовых ресурсов фермеры не в состоянии обновлять технику. А это уже привело к технической деградации сельскохозяйственного производства.

Одной из главных причин возникновения проблем стало постоянное снижение бюджетного финансирования. В структуре государственного бюджета доля расходов на здравоохранение ежегодно снизалась: 11.5% в 2010 г. до 7,2% в 2014 г. в структуре ВВП в 2014 г. она составила 2,1%.

В 2015 году социальная направленность бюджетной политики нацелена на повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики на основе эффективного управления бюджетом.

Социальные сектора остаются приоритетными для бюджетного финансирования. Расходы республиканского бюджета на социальные сектора в 2015 году растут более чем на 2 млрд. сомов. Удельный вес расходов на социальный сектор в общих расходах бюджета составит 49 %.

Самой наболевшей проблемой на сегодняшний день является влияние мирового и в том числе российского кризиса на экономическое развитие. Кыргызстана, экономика которого зависит от внешних финансовых подкреплений, в том числе от российского финансового рынка.

Одним из влияющих внешних факторовявляется заметное снижениеденежных поступлений мигрантов и челноков кыргызстанцев, что негативно сказывается на доходности населения. Еще одним немаловажным фактором, влияюшим на финансовое положение страны, является жесткая внешнеэкономическая политика России в отношении граждан Кыргызстана, что не позволила полноценно работоспособным гражданам выйти из —черного списка”.

102

Территория науки. 2015. № 5

Тем более, Кыргызстан, вступая в членство ЕврАзЭС, ожидает гибкое дипломатическое отношения к интеграционному развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реальный экономический рост прогнозируется на уровне 5%, а коэффициент инвестиций-22% к ВВП. При этом инфляция в следующем году не должно превысить 4,5%, а обменный курс работает противоположно, превышая запланированного составляя 72 сом/доллар США.

Кроме того, стало воздействие ряда рисков и угроз на экономическую безопасность Кыргызской Республики:

- природно-климатические катаклизмы;

- неустойчивость мировых цен на нефть, золото, хлопок и табак и др.;

- сокращение производства золота на золотодобывающей компании «Кумтор - Оперейтинг Компани»;

- критическое состояние энергосектора;

- политическая нестабильность в стране;

- возможное недополучение средств по программным кредитам на покрытие дефицита бюджета (в 2015 г. - 2848 млн. сомов).

В настоящее время проводимые социально- экономические преобразования повлияли на все слои и группы населения. Общество расслоилось на богатых и бедных. В республике резко возросло число бедных семей, нуждающихся в социальной поддержке. Нынешний этап развития общества характеризуется новыми социальноэкономическими реалиями, которые обусловливают появления новых проблем, требующих поиска новых адекватных решений. Сегодня основными проблемами в области предоставления государственных пособий является низкий размер пособий, значительно отстающий от уровня прожиточного минимума. Низкий размер единого ежемесячного пособия - 120 сомов или составляет 5% от прожиточного бюджета, средний размер социального пособия-567 сомов или 20% от МБП, задержки выплат и т.д.

В новом проекте бюджета предусматривается рост расходов на социальные сектора, которые остаются приоритетными для бюджетного финансирования. Расходы будут расти в 2015 году более чем 3 млрд. сомов Удельный вес расходов на социальный сектор в общих расходах бюджета составит 53%.

В 2015 году ожидается реструктуризация части задолженности Правительства КР перед Национальным банком КР, в результате которой фактические расходы по обслуживанию внутреннего долга, которая на начало 2015 год составил 12 891 106 сомов. Внутренний госдолг к ВВП за 2014 составляет 3.1%.

103

Территория науки. 2015. № 5

В бюджете развития увеличивается грантовая составляющая Программы государственных инвестиций (ПГИ) 4,1 млрд. сомов 2014 г до 2,5млрд. сомов в 2015г. Соответственно Кыргызстан будет частично отказываться от внешних заимствований и, компенсируя необходимые дополнительные ресурсы грантами, значительно облегчит долговое бремя. Уже в текущем году отношение внешнего долга к ВВП снизится до порогового уровня в 80%.

В развитии экономики страны немаловажную роль играет банковская система, которая подвержена значительному воздействию валютного риска по причине сбалансированных открытых позиций в коммерческих банках и относительно устойчивого курса национальной валюты. Кроме того, избыточная ликвидность, наблюдаемая в большинстве коммерческих банков, является подтверждением способности коммерческих банков выдержать внезапные значительные оттоки ранее привлеченных средств.

Однако в связи с отсутствием у коммерческих банков альтернатив в части размещения средств, актуальной является проблема кредитного риска. К настоящему времени коммерческие банки достигли определенных успехов в области управления кредитным риском и мониторинга обеспечения выданных кредитов. Несмотря на это, в экономике Кыргызстана, в силу ее неустойчивости и малых размеров, велика вероятность значительного дисбаланса национальных цен, что отражается и на уровне ценового риска в банковском секторе.

В настоящее время основными направлениями деятельности коммерческих банков являются:

- привлечение депозитов;

- расчетно-кассовые обслуживания;

- кредитование;

- обменные операции с иностранной валютой;

Наметились относительно новые для финансового рынка Кыргызстана направления работы:

- ипотечное и потребительское кредитование;

- переход на использование электронных платежей документов;

- развитие и совершенствование технологии проведения трансграничных платежей;

- расширение сферы финансовых услуг и др.

Достигнутые договоренности Парижским клубом в марте текущего года позволят сократить расходы по обслуживанию внешнего долга с 3,6 млрд. сомов более чем на 2,1 млрд. сомов.

Сейчас правительство пытается выйти из тупика и в качестве главного лозунга выдвигает возврат доверия к себе и к своим

104

Территория науки. 2015. № 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

действиям.

Для достижения этой цели делаются различные шаги, касающиеся отбора кадров на государственную службу, сокращения количества государственных структур, антикоррупционных мер и т.д.

Но для реального выхода из тупика нужен системный подход в реформировании государственного управления. Предлагаются различные программы в.т.ч. 2015 год президентом страны объявлено годом «Укрепления национальной экономики страны» и усиление экономических отношений стран участников ШОС.

В заключение хотелось бы отметить, что нынешние проблемы и в политике, и в экономике Кыргызстана напрямую связаны с проблемой неэффективности государственного управления. Можно констатировать, что очень многие проблемы накопились за десятилетний период независимости республики. Поэтому важно, чтобы была разработана и начала осуществляться эффективная и реально выполнимая социально-экономическая программа, которая будет учитывать плюсы и минусы предыдущих программ, а также реальные возможности и ресурсы страны.

Список литературы

1. Закон КР «О республиканском бюджете КР на 2015 год». Бишкек 2015.

2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А., Смольянинова И.В.

Государственное регулирование агропромышленного производства в условиях реализации политики импортозамещения// Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 1.

3. Ковалева В.Д. Аналитические аспекты моделирования

сельскохозяйственного производства в ЕАЭС // Успехи

современной науки и образования. 2015. № 2. С.10-14

4. Койчиев Т.К. «Экономика Кыргызстана» Учебник Бишкек 2011г.

5. Умаров С.Т., Дадабаев Н.А. Современное состояние и перспективы развития туристического бизнеса Кыргызстана // Синергия. 2015. № 1. С. 35-40.

6. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В.

Модернизация системы управления интеграционными процессами в региональном АПК (на примере Воронежской области) // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2015. № 1 (1). С.

2.

105