Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ЗАДАЧИ / СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ / ОХРАНА ПРИРОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Ольга Александровна, Кондаурова Татьяна Ильинична

Рассматриваются состояние и развитие экологического образования в странах мирового сообщества в контексте концепции устойчивого развития. Концепция устойчивого развития служит основой для развития и претворения в жизнь идей ноосферы и рассматривается как действия по устранению отчуждения человека и природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Ольга Александровна, Кондаурова Татьяна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ECOLOGICAL EDUCATION IN THE COUNTRIES OF THE WORLD COMMUNITY AS THE CONDITION OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article deals with the state and development of the ecological education in the countries of the world community in the context of the concept of the sustainable development. The concept of the sustainable development is the basis for the development and the realization of the idea of noosphere and is considered as the actions directed to the removal of the disposal of the man and the environment.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

O.A. ДМИТРИЕВА, Т.И. КОНДАУРОВА (Волгоград)

современное экологическое образование в странах мирового сообщества как условие устойчивого развития

Рассматриваются состояние и развитие экологического образования в странах мирового сообщества в контексте концепции устойчивого развития. Концепция устойчивого развития служит основой для развития и претворения в жизнь идей ноосферы и рассматривается как действия по устранению отчуждения человека и природной среды.

Ключевые слова: ноосфера, устойчивое развитие, экологическое образование, обучение экологии, междисциплинарный подход, задачи, содержание и методы, охрана природы.

На протяжении всей истории своего существования человеческая цивилизация сталкивается с экологическими проблемами, однако они не имели такого масштаба и размаха, как в современную эпоху, названную В.И. Вернадским эпохой эволюции биосферы в ноосферу. Человечество ищет пути выхода из кризисной ситуации, ищет идеал будущего развития, выдвигая идеи построения ноосферы, коэволюции природы и общества, устойчивого развития. Текущее понимание устойчивого развития утверждено в 1983 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию, оно включает комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, т. е. без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. В этой связи на первый план выходит экологическое образование человека для устойчивого развития [7]. Каждая идея требует обновления образовательных систем, поскольку одним из инструментов реальной подготовки к жизни и усвоения миропонимания, основанного на развитии гармоничных отношений в системе «природа - общество - человек», является система экологического образования.

Понятие «ноосфера» вошло в научный лексикон в начале ХХ в. и связано с именами

кие науки -

французских исследователей Э. Леруа, Пьера Тейяра де Шардена, отечественного ученого В.И. Вернадского. В научной литературе нет однозначного определения термина «ноосфера». Мы разделяем точку зрения Н.Н. Моисеева, который в контексте ноосферных идей В.И. Вернадского предлагает рассматривать данную трансформацию как сферу Разума, часть биосферы, которая оказывается под влиянием человека и преобразуется им в своих интересах [3; 15].

Отсчетом международного сотрудничества в области охраны природы служит созданный в 1948 г. Международный союз защиты природы, который в 1960-е гг. утвердил термины «природоохранное образование» и «образование в области окружающей среды». Непосредственно термин и содержание понятия «экологическое образование» введены в научный обиход на конференции, посвященной вопросам охраны природы и экологического образования, которая прошла в г. Карсон-Сити в США (1970 г.).

Мировое сообщество в настоящее время беспокоят вопросы: «Насколько возможна сегодня реализация ноосферной концепции?», «Сумеет ли человечество развивать свои отношения с Природой в соответствии с ноосфер-ной парадигмой и обеспечить коэволюцию биосферы и общества?». коэволюция биосферы и общества мыслится как их совместное развитие, диалектическое единство, что является существенной чертой формирования ноосферы и необходимым условием сохранения всего живого, в том числе человека на Земле. Как отмечает С.Н. Глазачев, решение экологических проблем зависит от того, насколько действия каждой отдельной личности и общества в целом будут соответствовать законам природы и способствовать закономерному ходу природных процессов.

отчуждение и противостояние человека и природы привели к духовному оскудению людей и формированию искаженной системы ценностей потребления, основанной на эгоизме и антропоцентричности в восприятии мира. Следовательно, каждый человек должен знать эти законы, понимать важность и необходимость соотнесения с ними своих поступков и уметь действовать, не противореча им [6]. По мнению В.И. Вернадского, именно природа познает себя человеком. И нужно осознать, что каждый человек неповторим и уникален.

© Дмитриева О.А., Кондаурова Т.И., 2022

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Экологическая система «природа - общество», компонентами которой является каждый из нас, теряет свою устойчивость.

Как отмечает А.В. Гагарин, переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, который гарантирует стабильность окружающей среды, чего можно достичь усилиями всего человечества. По мнению ученого, начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно, осуществляя переход к устойчивому развитию следующими способами:

- принятием связанных с природопользованием, экологическими вопросами соглашений, законов, нормативных актов и др.;

- изменением нынешних стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности [5].

Экологическое образование в интересах устойчивого развития должно сформировать у каждого ученика не только теоретические и практические знания об окружающем мире и значимости антропогенной нагрузки в нем, о сложности и динамичности взаимодействия всего сущего, об актуальных экономических, экологических, социальных проблемах и возможных методах решения этих проблем, но и умения и навыки осмысления, критического анализа получаемой информации, событий мирового, государственного и личностного уровня, и своего собственного образа жизни в том числе.

Таким образом, при ориентировании образования на достижение целей устойчивого развития человек, действуя локально, сможет мыслить глобально и учитывать последствия своих действий и свою ответственность перед своими современниками и будущими поколениями в максимально полной мере.

Образование будет приобретать системный характер при условии, что оно сумеет убедить растущее поколение в проблемности выживания вида Homo sapiens.

В декларации межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросам окружающей среды 1977 г. выделяются возможные подходы к построению экологического образования:

- включение в каждый изучаемый предмет необходимого аспекта проблемы окружающей среды;

- изучение конкретных экологических проблем, которые могут наблюдать учащиеся и учителя;

- работа в междисциплинарных группах.

Эти рекомендации 40-летней давности не

утратили актуальности и в настоящее время. Современное состояние экологического образования в разных странах мирового сообщества имеет свои особенности в содержании и развитии.

Экологическое образование в США. Американские педагоги конечную цель в экологическом образовании и воспитании видят в обеспечении условий для интеллектуального, личностного и социального развития учащихся, в воспитании чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, стремления глубоко разобраться в сущности и противоречивости происходящих перемен в экологическом развитии нашей планеты. На содержание экологического образования, структуру учебных планов и программ дисциплин существенное влияние оказывают географические, исторические, экологические особенности штатов, а также традиции местной автономии [8; 9].

В экологическом образовании для США характерна технологическая тенденция, а также ориентация на экологические проблемы местности, где живут учащиеся, а не на охрану природы вообще. Экологическое обучение строится с использованием разнообразных методических приемов с преобладанием эмпирической подачи материалов.

Так, Американская ассоциация повышения знаний разработала «Проект 2061» с целью вовлечения учащихся в процесс всестороннего познания мира и повышения общего уровня их знаний. В основе данного проекта лежит идея о том, что в школе, преподавая дисциплины, целесообразно сосредоточиться на тех проблемах, которые более всего значимы сейчас и останутся актуальными на последующие годы.

Приоритетными в экологическом образовании являются занятия на природе, выделение специальных проектных дней и недель, разработка экологических игр, в основе которых лежит стремление пробудить целостное и эмоциональное восприятие природы.

В старших классах школ США изучают историю Земли, принципы экологии, экологическую политику, меры, которые школьники могут предпринять для улучшения экологической обстановки.

В последние десятилетия усилились гуманистические воспитательные процессы, включающие поворот к личности, формирование экологической культуры, коммуникативности. Сторонники данной концепции - американские педагоги У. Колли, К. Роджере [8] - предлагают акценты в воспитании школьников делать на вопросы, которые более всего значимы сейчас, останутся актуальными на последующие десятилетия и волнующие все человечество:

- экологический кризис;

- угроза ядерного катаклизма;

- новые неизлечимые болезни.

Экологическое образование в Германии.

Экологические проблемы в стране возникли в результате бурного развития промышленности после Второй мировой войны. Экологические аспекты промышленного развития в те годы не учитывались, но спустя десятилетия они проявились в виде погибших и высыхающих хвойных лесов из-за выброса в атмосферный воздух больших количеств диоксида серы; сильного загрязнения кадмием пищевых и кормовых растений из-за применения в качестве удобрения кадмийсодержащего ила; загрязнения воздуха токсичными растворителями [22].Это обусловило острую необходимость в экологическом образовании и воспитании и повышении экологической культуры населения всей страны, что в настоящее время успешно осуществляется в Германии [21].

Образовательные концепции и подходы к экологическому образованию чрезвычайно разнообразны. Прежде всего это связано с тем, что образовательная политика возложена на федеративные земли, региональные правительства: Германия прошла путь унификации экологического образования после объединения двух стран (ФРГ и ГДР) с разными уровнями экологических знаний и экологических стандартов [16].

Экологическое образование и воспитание подразумевает формирование фундаментальных экологических знаний, воспитание любви к природе, правильное поведение людей в повседневной жизни - сбережение естественных ресурсов: воздуха, воды, земли, энергии, растений и животных. На первый взгляд, научиться этому нетрудно, однако, чтобы вести себя экологически грамотно, нужно усвоить множество знаний, умений и навыков для практических действий. В стране принят ряд законов, изменивших концепцию экологического образования в связи с совершенствованием систе-

мы сбора и переработки твердых бытовых отходов. Так, концепция экологического воспитания, разработанная для детских садов, школ и вообще для всех граждан страны независимо от их возраста, включает в себя формирование у детей с раннего возраста правильного отношения к твердым бытовым отходам, что позволит им иметь реальное представление о его составе и необходимости сортировки. В детском саду ребенка учат покупать качественные вещи и продукты, которые не оставляют много твердых бытовых отходов. Его учат не брать то, что не нужно, не выбрасывать то, чем еще можно пользоваться, выбирать натуральные материалы для работы, предпочитать полезные вредным. Эталоном для детей служит личный пример воспитателя, его экологически правильное поведение.

Немецкие педагоги понимают, что программа будет успешна в том случае, если они добьются понимания и поддержки у родителей, готовых разделить с ними ответственность за воспитание подрастающего поколения, самим проявлять экологически грамотное поведение, согласованное с принципами экономии, рациональности, бережливости, продуманного отношения к покупкам. Тогда и дети научатся предвидеть последствия принимаемых решений.

Дошкольное экологическое образование также реализуется в центрах природы путем создания «зеленой» инфраструктуры, площадок для наблюдения за природой. Учебный план для начальной школы включает дисциплину «окружающий мир». В старших классах вопросы экологии рассматриваются в курсах биологии и географии. В методике экологического образования предусмотрены экскурсии разных видов, выполнение исследовательских проектов, организация наблюдений за природными объектами, многообразные виды природоохранной деятельности [16; 17; 20].

Экологическое образование в Японии. Резкая деградация природной среды, массовые неизлечимые заболевания, вызванные загрязнениями окружающей среды (болезни итай-итай, Минамата и др.), в 1960-е гг. стали причиной не только экологизации производства, но и изменения социально-экологической ориентации Японии. Появился термин «когай», означающий ухудшение состояния окружающей среды из-за загрязнения производственными и бытовыми отходами, излучениями и прочими техногенными помехами. Экологиза-

ция всех сфер потребовала квалифицированных кадров, повышения общего уровня экологической культуры населения. В 1990 г. в Японии был создан Институт экологического образования, который должен разрабатывать методики, накапливать и обобщать опыт, выпускать книги и учебные пособия по экологии. Однако при реализации планов возник ряд препятствий. Среди них финансовые проблемы, определенная косность сознания многих школьных учителей. С одной стороны, они сами не всегда обладают необходимыми знаниями, поэтому не могут обучать своих учеников. С другой стороны, учебные программы составлены так плотно, что трудно найти место в расписании для занятий по экологии. Японцы считают, что основная трудность с экологическим образованием в школах и вузах заключается в том, что несколько расплывчатым выглядит сам предмет изучения [14].

Экологическое образование в Японии делится на четыре уровня:

- первый уровень - для дошкольных учреждений, начальной и средней школ (в его основу заложено элементарное изучение организации природы);

- второй уровень - во всех классах школы изучают взаимосвязи в природе, их роль в сохранении экосистемы;

- третий уровень - в старших классах школ, колледжах и университетах изучают взаимосвязи природной среды с обществом;

- четвертый уровень - для студентов специализированных факультетов университетов, преподавателей, взрослой части населения (включает изучение дисциплин по охране окружающей среды, среди них экологическое законодательство, проблемы экологии и сохранения природы, экологическая биология, сохранение дикой природы, экология растений и животных и др).

Основу экологического образования и воспитания в Японии составляют следующие положения:

- воспитание должно обеспечивать понимание гражданином губительного воздействия человека на природу;

- обучение специалистов в разных сферах общественной жизни должно быть направлено на предотвращение экологического кризиса;

- различные программы, которые направлены на охрану природы, должны быть обеспечены государственной и общественной поддержкой [17; 19].

Экологическая тематика включается в программы переподготовки преподавателей школ, колледжей [1].

В Японии еще не создана целостная система экологического образования, а имеющиеся позитивные результаты связаны с личностью преподавателей, их профессионализмом, творческим подходом к проблеме, энтузиазмом и увлеченностью. Получение экологических знаний может стать естественной составной частью общего образования Японии.

В последние годы в Японии приобрел большую популярность экологический туризм. Экотуризм - это путешествия, связанные с получением новых знаний о природе, о необходимости ее защиты.

Экотуризм в Японии представлен поездками в Антарктиду, а также однодневными экскурсиями по ближайшим окрестностям по утвержденным маршрутам. Подготовка маршрутов и их реализация осуществляются с участием Японского центра изучения дикой природы, Агентства по охране окружающей среды и других государственных организаций.

С помощью гида участники экскурсии получают много интересных сведений о растениях и животных в их природной среде обитания. При этом, кроме решения задач дополнительного экологического образования, обращается внимание на важность взаимопонимания людей и природы

Экологическое образование в Китае. Начало экологическому образованию в стране было положено в конце 1970-х гг., и в настоящее время оно стало частью обязательного образования в начальной школе и в первые три года в средней школе. В китае в последнее десятилетие значительно увеличилось количество часов, выделенных на преподавание школьных курсов естествознания и биологии. По мнению китайских специалистов, обновление и расширение программы обучения биологии в школе необходимо провести за счет введения современных разделов, таких как:

- генетика;

- цитология;

- экология [2].

Уроки экологии проводятся в виде факультативов, практикумов, а также экологические вопросы рассматриваются на уроках биологии, географии и естествознания. Потребность в улучшении экологического обучения в китае вышла на первый план. В качесте эффективного подхода в экологическом образовании рассматривается междисциплинарный

подход - включение вопросов экологии во все школьные предметы при устранении междисциплинарных барьеров.

особое внимание уделяется подготовке тех, кто будет учить. На базе трех педагогических университетов в рамках реализации проекта «Инициатива преподавателей экологии для Китая» были созданы три Центра экологического обучения, на которые была возложена задача подготовки кадров для реализации проекта в разных регионах страны.

На специальных семинарах обучаются школьные учителя, администраторы и методисты системы образования на местах. Тематика вопросов, рассматриваемых на семинарах, отражает наиболее актуальные экологические вопросы:

- основные мировые экологические проблемы;

- образование и устойчивое развитие;

- экологические принципы и экологическая этика.

В обучении на семинарах участникам предлагается исследовательский подход. По завершении семинаров каждый участник разрабатывает собственную программу экологического образования и начинает ее внедрение в образовательный процесс с тем, чтобы через год на специальном семинаре обсудить достижения и усовершенствования программы. Лучшие программы и опыт распространяются в образовательные учреждения по всей стране.

В стране активно ищут пути социально-экономического и технологического развития, не сопровождающиеся разрушением природной среды, поэтому основными задачами экологического образования определены оказание помощи людям в понимании взаимозависимости их жизни на Земле и окружающей среды, принимаемых решений и предпринимаемых действий по использованию природных ресурсов, по взаимодействию со всем живым на Земле [4].

Экологическое образование в России. Систематическая реализация экологического образования в России началась в 60-х гг. ХХ в., а в 80-е гг. сформировалась система непрерывного экологического образования. В Российской Федерации, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992) началась разработка стратегии устойчивого развития страны.

Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию помимо соз-

дания его правовой основы, разработки системы стимулирования хозяйственной деятельности и установления пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В ст. 73 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) четко определено, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации. Уникальность экологического российского образования и воспитания связана с изменением в содержании личностных целей, которые акцентируют внимание на формирование гармоничной личности, способной к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы, обладающей умением по достоинству оценить и сохранить каждый компонент природы, осуществляющей действия по рациональному использованию природы, обладающей ценностным отношением к природе [11; 18].

Понимание экологической культуры как цели экологического образования получило обоснование в работах ученых и закреплено на законодательном уровне. Экологическая культура в настоящее время является обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Данная культура проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование [6; 13; 18].

В России законодательно установлена система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации. Экологическое образование как система представляет собой сово-

купность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений. Постановлением Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994) обозначены его приоритеты, среди которых:

- создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;

- преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития;

- обращение к экологическим глобально значимым проблемам;

- создание системы практической деятельности учащихся по улучшению и сохранению окружающей среды;

- развитие дополнительного экологического образования;

- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования и воспитания.

В экологическом образовании широко и многообразно представлены три направления: однопредметное, многопредметное и смешанное [10; 11; 18]. Однопредметное направление предполагает достижение цели экологического образования в рамках изучения одного предмета - «Экологии». кроме того, направление базируется на интеграции учебного материала различных предметов, применении интегрированных методов и форм обучения. Многопредметное направление основано на максимальной экологизации основного содержания школьных предметов естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов. Определенные возможности экологического образования имеют все школьные предметы, но ведущая роль принадлежит биологии, которая способна стать тем ядром, которое объединяет экологическое содержание предметов разных циклов. Смешанное направление реализуется на сочетании в учебном процессе специальных интегрированных курсов и введении экологического содержания в каждый учебный предмет.

Все большее значение приобретает дополнительное экологическое образование, осуществляемое экологическими клубами, центрами, кружками, секциями, научными обществами.

Учебно-воспитательный процесс включает разнообразные формы, технологии, методы, средства обучения и воспитания. Особое внимание уделяется организации практической и исследовательской деятельности обучающихся по экологической тематике (мониторинговые исследования, изучение биоразнообразия объектов живой природы и др.), формированию умений и навыков практической деятельности по охране окружающей среды. Экологическое образование в целом позволяет каждому человеку осознать свое единство с человеческим сообществом и биосферой.

Одним из важных факторов развития в России системы непрерывного экологического образования стала реализация в рамках межгосударственных, межправительственных и двусторонних соглашений различных международных проектов в области экологического образования.

таким образом, можно отметить, что экологическое образование занимает важное место в образовательной деятельности разных стран мира, и ему уделяется все большее внимание. В каждой стране оно имеет свои особенности, связанные с историей его возникновения и эволюцией, спецификой систем воспитания и образования, уровнем образовательного развития страны и другими факторами.

Так, в США, Японии и Германии экологическое образование как условие устойчивого развития осуществляется с учетом биологических, промышленных и региональных аспектов экологии, что привело к формированию экологической культуры у большей части населения. В Японии и Германии вследствие их небольших территорий и небольшого числа этнических групп большое внимание уделяется промышленным аспектам экологии. В США наряду с промышленными аспектами рассматриваются и региональные аспекты экологии, однако без тесной связи друг с другом, что является тормозящим фактором дальнейшего повышения эффективности экологического образования.

На стадии развития находится экологическое образование в Китае, уделяющее значительное внимание междисциплинарному подходу через включение вопросов экологии во все школьные предметы и подготовке педагогов по экологии. В России создана система всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования, основой которой являются биологические, промышленные и региональные аспекты экологии. При этом все

ступени непрерывного регионального экологического образования содержат региональный компонент. Конечными достигаемыми результатами реализации регионального непрерывного экологического образования являются формирование и развитие экологической культуры личности и общества, улучшение экологической ситуации в регионах, устойчивое развитие регионов, повышение качества жизни населения.

Интенсивные процессы развития экологического образования, охватившие образовательные системы многих государств, отличаются тенденцией к экономической, социальной и культурной интеграции, сближению стран при решении глобальных проблем, выходящих за национальные и государственные рамки. Развитие экологического образования и воспитания в контексте концепции устойчивого развития в духе мира и взаимопонимания призвано обеспечить формирование у молодежи ответственности за судьбы не только своего региона, страны, но и всей планеты.

Список литературы

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. М., 2007. С. 48-57.

2. Вэй Жуй, Теремов А.В. Обучение биологии в старших школах КНР: история и современность // Наука и школа. 2019. № 1. С. 174-182.

3. Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение или «достойное развитие»? // Экологическая культура и общественное развитие. М., 2006. С. 137-140.

4. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М., 1997.

5. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

6. Дружинский А.Н. Зарубежная школа: современность состояния и тенденции развития. М., 1993.

7. Зарецкая С.Л. Проблемы экологического образования в странах Запада // Экология и общество: проблем.-темат. сб. М., 1999. С. 51-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования. М., 1995. С. 16-26.

9. Кондаурова Т.И., Веденеев А.М., Фетисов Н.Е., Зверев А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в дополнительном экологическом образовании и воспитании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 1(134). С. 83-88.

10. Кондаурова Т.И., Вишнякова В.В. Человек и природа: гармония или противостояние // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2019. № 6(65). С. 75-78.

11. Кондаурова Т.И., Дмитриева O.A. Методические условия экологического образования слушателей подготовительного отделения для иностранных граждан // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 4(147). С. 95-98.

12. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

13. Муртазина Л.Г. Экологическое образование т воспитание учащейся молодежи в учебных заведениях Германии // казан. пед. журн. 2015. № 2. С. 4-10.

14. Новикова Д.Д. Сравнение экологического образования в России, Германии, Японии, Финляндии // Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость. Екатеринбург, 2018. С. 193-199.

15. Пономарева И.Н. Соломин В.П. Экологическое образование в российской школе. История. Теория. Методика. СПб., 2005.

16. Фортунатов A.A. Экологическое образование учащейся молодежи в высших учебных заведениях России и Японии // Вестн. череповец. гос. унта. 2016. № 4(93) С. 137-138.

17. Шульженко А.К. Развитие эколого-эсте-тической культуры личности в современной Германии // Педагогика. 2003. № 1. С. 92-97.

18. Шульженко А.К. Экологическое образование: опыт России и Германии. М., 1997.

19. Эйхлер В. Яды в нашей пище. М., 1993.

* * *

1. Vemadskij V.I. Neskol'ko slov o noosfere. M., 2007. S. 48-57.

2. Vej Zhuj, Teremov A.V. Obuchenie biologii v starshih shkolah KNR: istoriya i sovremennost' // Nauka i shkola. 2019. № 1. S. 174-182.

3. Gagarin A.V. Ekologo-orientirovannoe miro-vozzrenie ili «dostojnoe razvitie»? // Ekologiche-skaya kul'tura i obshchestvennoe razvitie. M., 2006. S. 137-140.

4. Glazachev S.N., Kozlova O.N. Ekologicheskaya kul'tura. M., 1997.

5. Danilov-Danil'yan V.I., Losev K.S. Ekologi-cheskij vyzov i ustojchivoe razvitie. M., 2000.

6. Druzhinskij A.N. Zarubezhnaya shkola: so-vremennost' sostoyaniya i tendencii razvitiya. M., 1993.

7. Zareckaya S.L. Problemy ekologicheskogo ob-razovaniya v stranah Zapada // Ekologiya i obshchest-vo: problem.-temat. sb. M., 1999. S. 51-87.

8. Zverev I.D. Prioritety ekologicheskogo obra-zovaniya // Razvitie nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya. M., 1995. S. 16-26.

9. Kondaurova T.I., Vedeneev A.M., Fetisov N.E., Zverev A.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij v dopolnitel'nom eko-logicheskom obrazovanii i vospitanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 1(134). S. 83-88.

10. Kondaurova T.I., Vishnyakova V.V. Chelovek i priroda: garmoniya ili protivostoyanie // Grani po-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

znaniya: elektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2019. № 6(65). S. 75-78.

11. Kondaurova T.I., Dmitrieva O.A. Metodi-cheskie usloviya ekologicheskogo obrazovaniya slu-shatelej podgotovitel'nogo otdeleniya dlya inostran-nyh grazhdan // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 4(147). S. 95-98.

12. Moiseev N.N. Chelovek i noosfera. M., 1990.

13. Murtazina L.G. Ekologicheskoe obrazovanie t vospitanie uchashchejsya molodezhi v uchebnyh zavedeniyah Germanii // Kazan. ped. zhurn. 2015. № 2. S. 4-10.

14. Novikova D.D. Sravnenie ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii, Germanii, Yaponii, Finlyan-dii // Innovacionnyj potencial molodezhi: social'naya, ekologicheskaya i ekonomicheskaya ustojchivost'. Ekaterinburg, 2018. S. 193-199.

15. Ponomareva I.N. Solomin V.P. Ekologiche-skoe obrazovanie v rossijskoj shkole. Istoriya. Teoriya. Metodika. SPb., 2005.

16. Fortunatov A.A. Ekologicheskoe obrazovanie uchashchejsya molodezhi v vysshih uchebnyh zave-deniyah Rossii i Yaponii // Vestn. Cherepovec. gos. unta. 2016. № 4(93) S. 137-138.

17. Shul'zhenko A.K. Razvitie ekologo-esteti-cheskoj kul'tury lichnosti v sovremennoj Germanii // Pedagogika. 2003. № 1. S. 92-97.

18. Shul'zhenko A.K. Ekologicheskoe obrazo-vanie: opyt Rossii i Germanii. M., 1997.

19. Ejhler V. Yady v nashej pishche. M., 1993.

Modern ecological education in the countries of the world community as the condition of the sustainable development

The article deals with the state and development of the ecological education in the countries of the world community in the context of the concept of the sustainable development. The concept of the sustainable development is the basis for the development and the realization of the idea of noosphere and is considered as the actions directed to the removal of the disposal of the man and the environment.

Key words: noosphere, sustainable development, ecological education, ecology teaching, interdisciplinary approach, tasks, content and methods, protection of nature.

(Статья поступила в редакцию 13.09.2021)

о.А. НикишиНА, С.Е. цвЕтковА (Нижний Новгород)

модель формирования лингвистической готовности к международному экзамену на языковых профилях университета

В условиях возрастания роли иностранного языка в развитии общества актуальной задачей профессионального образования становится совершенствование лингвистической компетенции учителя иностранного языка. Теоретически обосновывается и описывается модель формирования лингвистической готовности студентов языковых профилей к сдаче международного экзамена. Рассматриваются структурные компоненты модели, представлены основные результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: лингвистическая компетенция, готовность, международный экзамен, дидактическая модель, методологические подходы, структурные компоненты, система принципов.

В условиях всеобщей глобализации значительно возрастает необходимость овладения иностранным языком для успешной жизнедеятельности и профессионального развития в современном информационном обществе. Актуальной задачей профессионального образования становится совершенствование лингвистической компетенции учителя иностранного языка. Интерес студентов-лингвистов к дальнейшему повышению квалификации за пределами родной страны не перестает снижаться даже в условиях пандемии COVID-19. Таким образом, подготовка студентов языковых профилей к сдаче международных экзаменов по английскому языку является актуальной задачей российских лингвистических вузов и факультетов.

В статье «Мировой кризис - самое время поступать в зарубежный университет?» отмечено, что «собеседники Forbes Education сходятся в убеждении, что западные университеты сделают все возможное, чтобы российские студенты могли поступить и успешно учиться, невзирая на пандемию и связанные с ней сложности <.. .> Специалисты Insight Lingua также отмечают, что некоторые университеты упрощают требования к поступающим иностран-

© Никишина O.A., Цветкова С.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.