УДК: 374(510)
DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-28-31
Екатерина Александровна Кириенко,
соискатель степени кандидата наук, Забайкальский государственный университет (672007, Россия, г. Чита, ул. Бабушкина, 129), e-mail: [email protected]
Современное дополнительное (внешкольное) образование в КНР -результат эффективной политики реформ
Статья посвящена современному состоянию дополнительного (внешкольного) образования в КНР Долгие годы считалось, что дополнительное (внешкольное) образование в Китае не является системным элементом, поскольку такие занятия не выходили за пределы общеобразовательной школы и были призваны углублять знания, полученные в процессе обучения на уроках. Исключения составляли лишь Дома пионеров. Сейчас ситуация изменилась, и Китай вывел дополнительное образование на системный уровень. По всей стране построены современные многопрофильные детские центры, создаются мобильные комплексы для отдалённых и труднодоступных местностей. Разрабатываются инновационные программы для работы в таких центрах. Однако основными принципами организации дополнительного образования вне школьных стен были и остаются принципы, заложенные российскими (советскими) педагогами. С учётом специфики китайской культуры и партийной идеологии, умения сочетать новое, не отрываясь от исторических истоков, поднимается вопрос взаимодействия преемственности традиций и инноваций. Приведено общее описание современного состояния дополнительного образования на территории КНР Автором сделан акцент на связь между развитием системы общего образования, экономики и политического курса страны и становлением системы дополнительного образования в Китае как части системы общего образования.
Ключевые слова: Китай, дополнительное (внешкольное) образование, традиции, инновации, реформирование, развитие
Ekaterina А. Kirienko,
Doctoral Candidate, Transbaikal State University (129 Babushkina st., Chita, 672007, Russia), e-mail: [email protected]
Modern Additional (Extracurricular) Education in China -the Result of an Effective Politics of Reforms
The article is devoted to the current state of the additional (extracurricular) education in the People's Republic of China. For many years it was believed that an additional (non-formal) education in China is not an element of the system, since the additional sessions did not go beyond secondary school and were intended to deepen the knowledge gained in the process of learning in the classroom. Exceptions were only the Houses of Pioneers. Now the situation has changed, and China brought extracurricular education at the system level. Across the country modern versatile children's centers are built, there are mobile systems for remote and inaccessible areas. Innovative programs to work in these centers are created. However, the basic principles of the organization of additional education beyond the school walls were and still are the principles laid down by the Russian (Soviet) pedagogics. Taking into account the specifics of the Chinese culture and ideology of the party, the ability to combine the new, connected with the historical roots, raises the issue of continuity of interaction between tradition and innovation. A general description of the current state of an additional education in China is given. The author focuses on the relation between the development of the educational system, economic and political course of the country and the emergence of additional education system in China, as part of the general education system.
Keywords: China, additional (extracurricular) education, tradition, innovation, reform and development
28
© Е. А. Кириенко, 2016
Введение. Сегодня основными факторами повышенного интереса к проблемам образования в КНР являются: величайшее философское и культурное наследие, прогрессивная экономика и географическое соседство и многоаспектное сотрудничество Китая и России.
Несмотря на особый интерес отечественных учёных к системе образования КНР знания о ней очень ограничены. Это связано, прежде всего, с особенностями культуры и идеологическими соображениями. Мы знаем и узнаём лишь то, что нам «можно знать». Большая часть официальных документов, таких как программы развития и управления, разработки приоритетных направлений для управленцев в сфере образования, как правило, становятся доступными лишь после их «блестящей реализации», что значительно затрудняет работу исследователей.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования стали труды как отечественных учёных: Н. Е. Боревской, А. Н. Джуринско-го, А. К. Бруднова, А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, - так и китайских: Гу Миньюа-ня, Фу Сяося, Чжу Сяоманя, Хуан Биня, Ван Игао, Сяо Су и др.
Изучение работ этих авторов, а также открытых источников сети Интернет (новостное агенство Синьхуа, газета «Жэнь-минь Жибао», официальные сайты Министерства образования КНР, многопрофильных центров творчества и др.) привело к необходимости более углублённо изучить проблему становления и развития дополнительного образования в КНР.
Развитие мировой цивилизации немыслимо без учёта развития цивилизации китайской. Неоспоримо, что немалая лепта в этом развитии принадлежит китайскому просвещению, с его богатым культурным и философским наследием, где главная ценность - почитание учителя и образования. И сегодня это наследие является главным приоритетом в работе Министерства образования КНР.
Не стоит забывать и о том, что становление Китайской Народной Республики 1 октября 1949 г. положило начало новой вехи в истории Китая, а значит, и образование получило шанс на стремительную эволюцию.
Образованность народа в новой Республике стала одной из первостепенных
задач правительства. Результатом работы правительства и партии стало создание качественно нового социалистического образования, которое было призвано повысить культурный и образовательный уровень жителей Поднебесной путём гарантированного права на получение образования. Оздоровление учебной системы производилось через развитие образования разных ступеней, целью которых было воспитание нового человека социализма, всесторонне развитого и культурного.
Однако все реформы и законодательная база были направлены на обязательное образование с целью ликвидации неграмотности и приведения системы образования КНР в соответствие с принятыми законами.
Современная модернизация китайского общества, по мнению китайских идеологов, базируется на сочленении трёх понятий: «реформы - развитие - стабильность» [6, с. 470].
Секрет эффективности политики реформ - в сочетании положительных сторон старых традиций и новых достижений цивилизации, сохранении преемственности в развитии сферы образования, опоре на национальную культуру. Известно, что практика построения коммунизма с китайской спецификой была основой разногласий китайского руководства с советским [1, с. 38-41]. И время показало, что разногласия были не беспочвенны. На сегодняшний день Китай достигает высочайших результатов практически в любой сфере, благодаря национальной идее, традициям и преемственности. Конфуцианство, с его самосовершенствованием, сохранённые с древности традиции почитания образования и учителя, упорство и патриотизм - это основные инструменты продвижения реформ и реализации политики КНР.
Основные цели дополнительного (внешкольного) образования Китая абсолютно идентичны целям дополнительного образования России, что является традиционной преемственностью, которая прослеживается в трудах китайских педагогов, основанных на исследованиях российских учёных. Дополнительное образование в КНР призвано выполнять следующие задачи: развитие личности и коллектива, создание и поддержка мотивации к деятельности, развитие умения взаимодействия в
коллективе и с коллективом. Немалый акцент в постановке задач в сфере дополнительного образования КНР играет развитие культурно-исторического образования и самообразования как основных инструментов, предлагающих способы и средства для овладения навыками чёткого разграничения внешних (чуждых) влияний от традиционных и сохранения национальной идентичности. Иными словами, дополнительное образование в КНР стоит на страже именно воспитания и развития личности, которые должны помочь детям в процессе дальнейшей самореализации.
В 2014 г. была принята государственная программа развития внешкольного образования, с целью его чёткого определения в системе общего образования КНР. На сегодняшний день дополнительное (внешкольное) образование считается одним из важнейших социальных элементов системы общего образования и воспитания подрастающего поколения. По некоторым данным, в Поднебесной насчитывается около 10 тыс. учреждений дополнительного (внешкольного) образования, а в планах -открытие ещё нескольких тысяч.
Наиболее пристальное внимание уделяется дополнительному образованию детей в сельской местности, особенно детей, проживающих в труднодоступных и отдалённых местностях. Создаются мобильные центры, которые курсируют между деревнями и сёлами в пределах провинции. Система финансирования предлагает поддержку одарённых детей из малообеспеченных семей, что даёт шанс получить хорошее образование в будущем.
Конечно, стоит отметить, что в плане технического оснащения любой из многопрофильных центров (особенно в больших городах) может стать примером для подражания любой системы образования в мире.
С целью соответствия международным подходам в сфере инновационной образовательной деятельности в разработку инновационных подходов и методов дополнительного образования очень активно
включено все педагогическое сообщество КНР. Поскольку инновационная деятельность понимается как включение новых концепций, методов, подходов, способов в традиционное образование, исключающее нарушение преемственности, руководители крупнейших центров и их сотрудники имеют учёные степени в области педагогики и психологии, а сегодня - и в области информационных технологий.
Известно, что дистанционные технологии - это шанс получить достойное образование или найти применение своим талантам. Поэтому развитию дистанционных технологий в сфере дополнительного образования уделяется очень большое внимание.
Результаты исследования показывают, что реализация программы развития дополнительного образования в условиях Китая возможна, поскольку Правительство КНР предусмотрело максимально возможные условия и ограничения. Определены схемы взаимодействия между учреждениями дополнительного образования и учреждениями общего образования, система оплаты труда педагогов, разработаны модульные программы и самое главное - выработана государственная политика.
Заключение. Таким образом, современное внешкольное образование детей в КНР стало частью системы образования, пройдя долгий, но успешный путь реформирования и развития.
Сегодня дополнительное образование детей в Китае - это постоянно развивающаяся система, что порождает не просто особый интерес исследователей, но и явную необходимость более глубокого изучения, поскольку основная часть инновационных разработок китайских учёных базируется на достижениях советской и российской педагогики.
Важно и то, что в процессе изучения проблемы развития дополнительного образования в КНР нашей стране и системе образования пригодится положительный опыт китайских учёных.
Список литературы
1. Бажанов Е. П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. М.: Известия, 2007.
352 с.
2. Бруднов А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. 1996. № 31. С. 2.
3. Буйлова Л. Н. Методология и методологические подходы к исследованию проблемы развития дополнительного образования детей // Наука и образование: современные тренды / гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. № 9. С. 111-154.
4. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие для вузов. М.: Форум: Инфра-М, 1998. 272 с.
5. Линь Яньмэй. О теории социалистического гармоничного общества // Вопр. философии. 2007. № 5. С. 38-44.
6. Россия - Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв.: сравнительный анализ / отв. ред. Н. Е. Боревская, В. П. Борисенков, Чжу Сяомань. М., 2007. 592 с.
7. Фу Сяо Ся. Основные направления современных реформ школьного образования в КНР. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. 86 с.
8. Хэ Сяоган. Законодательство КНР в области образования, его роль в реформировании образовательной системы и строительстве новой экономики страны // Теория и методика профессионального образования: Вестн. МГАУ. М.: МГАУ, 2004.
9. Цзян Цзюнь. Тенденции развития общего образования в Китае и в России в условиях современных реформ. М.: Компания Спутник +, 2007. 129 с.
Источники
10. База статистических данных по Китаю "National Bureau of Statistics" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stats.gov.cn (дата обращения: 25.05.2016).
11. Боревская Н. Е. Советская педагогика в оценках китайских учёных [Электронный ресурс] // Белорус. цифровая б-ка LIBRARY.BY. Режим доступа: http://www.library.by/portalus/modules/shkola/ readme (дата обращения: 10.05.2016).
12. Официальный сайт Министерства образования КНР [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/ =& (дата обращения: 10.07.2016).
References
1. Bazhanov E. P. Kitai: ot Sredinnoi imperii do sverkhderzhavy XXI veka. M.: Izvestiya, 2007. 352 s.
2. Brudnov A. K. Ot vneshkol'noi raboty k dopolnitel'nomu obrazovaniyu // Vneshkol'nik. 1996. № 31. S. 2.
3. Builova L. N. Metodologiya i metodologicheskie podkhody k issledovaniyu problemy razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detei // Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy / gl. red. O. N. Shirokov. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2015. № 9. S. 111-154.
4. Dzhurinskii A. N. Istoriya zarubezhnoi pedagogiki: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Forum: Infra-M, 1998. 272 s.
5. Lin' Yan'mei. O teorii sotsialisticheskogo garmonichnogo obshchestva // Vopr. filosofii. 2007. № 5. S. 38-44.
6. Rossiya - Kitai: obrazovatel'nye reformy na rubezhe XX-XXI vv.: sravnitel'nyi analiz / otv. red. N. E. Borevskaya, V. P. Borisenkov, Chzhu Syaoman'. M., 2007. 592 s.
7. Fu Syao Sya. Osnovnye napravleniya sovremennykh reform shkol'nogo obrazovaniya v KNR. SPb.: Izd-vo RGPU im. Gertsena, 2000. 86 s.
8. Khe Syaogan. Zakonodatel'stvo KNR v oblasti obrazovaniya, ego rol' v reformirovanii obrazovatel'noi sistemy i stroitel'stve novoi ekonomiki strany // Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya: Vestn. MGAU. M.: MGAU, 2004.
9. Tszyan Tszyun'. Tendentsii razvitiya obshchego obrazovaniya v Kitae i v Rossii v usloviyakh sovremennykh reform. M.: Kompaniya Sputnik +, 2007. 129 s.
Istochniki
10. Baza statisticheskikh dannykh po Kitayu "National Bureau of Statistics" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.stats.gov.cn (data obrashcheniya: 25.05.2016).
11. Borevskaya N. E. Sovetskaya pedagogika v otsenkakh kitaiskikh uchenykh [Elektronnyi resurs] // Belorus. tsifrovaya b-ka LIBRARY.BY Rezhim dostupa: http://www.library.by/portalus/modules/shkola/ readme (data obrashcheniya: 10.05.2016).
12. Ofitsial'nyi sait Ministerstva obrazovaniya KNR [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. moe.gov.cn/ =& (data obrashcheniya: 10.07.2016).
Библиографическое описание статьи
Кириенко Е. А. Современное дополнительное (внешкольное) образование в КНР - результат эффективной политики реформ // Ученые записки ЗабГУ 2016. Т. 11, № 5. С. 28-31. (Сер. Педагогические науки). DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-28-31.
Reference to the article
Kirienko E. А. Modern Additional (Extracurricular) Education in China - the Result of an Effective Politics of Reforms // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 11, No. 5. PP. 28-31. DOI: 10.21209/2542-0089-2016-11-5-28-31.
Статья поступила в редакцию 17.07.2016