Круглый стол
УДК 316.4 Ардальянова А. Ю., Бадараев Д. Д., Бийжанова Э. К., Винокурова А. В., Калинина И. В., Костина Е. Ю., Купряшкин И. В., Орлова Н. А.
Современное дальневосточное приграничье: институциональные трансформации и центр-периферийные процессы
Межрегиональный круглый стол "Современное дальневосточное приграничье: институциональные трансформации и центр-периферийные процессы", который был проведён в июне нынешнего года, объединил исследователей Дальневосточного федерального университета (Владивосток), Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН (Биробиджан), Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) и Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (Москва). В онлайн-режиме, поскольку сложившаяся эпидемиологическая обстановка не позволила провести мероприятие в очном формате, представители академического и вузовского сообщества обсудили различные аспекты, связанные с исследованием приграничной проблематики.
Основные направления дискуссии были сформулированы следующим образом:
• актуальные проблемы и тренды регионального развития дальневосточного приграничья и социальные риски, связанные с этим развитием;
• региональные процессы социальной интеграции и дифференциации, эксклюзии и неполной инклюзии в дальневосточном приграничье в системе отношений "центр — периферия";
• социальное (не)благополучие в регионах дальневосточного приграничья.
© Ардальянова А. Ю., Бадараев Д. Д., Бийжанова Э. К., Винокурова А. В., Калинина И. В., Костина Е. Ю., Купряшкин И. В., Орлова Н. А., 2020
АРДАЛЬЯНОВА Анна Юрьевна, канд. социол. наук, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
БАДАРАЕВ Дамдин Доржиевич, канд. социол. наук, доцент, старший научный сотрудник Отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
БИИЖАНОВА Элиза Камчыбековна, научный сотрудник отдела анализа социокультурных оснований политических процессов Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (г. Москва). E-mail: [email protected]
ВИНОКУРОВА Анна Викторовна, канд. социол. наук, доцент, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: vinokurova77@ mail.ru
КАЛИНИНА Ирина Владимировна, канд. геогр. наук, старший научный сотрудник лаборатории региональных социально-экономических систем Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН (г. Биробиджан). E-mail: gaevaiv@yandex. ru
КОСТИНА Елена Юрьевна, канд. социол. наук, доцент, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: kostina.eyu@dvfu. ru
КУПРЯШКИН Илья Владимирович, канд. филос. наук, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: kupryashkin.iv@ dvfu.ru
ОРЛОВА Надежда Александровна, канд. социол. наук, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
При поддержке РФФИ, проект № 19-011-00768 "Жизнь на фронтире: миграции и мобильности в приграничье".
Винокурова А.В.: В системе "центр — периферия" приграничные территории традиционно позиционируются как глубоко периферийные, удалённые от центра. Это особенно актуально в отношении регионов дальневосточного приграничья, поскольку Дальний Восток максимально, по российским масштабам, удалён от европейской части страны и федерального центра. Важно отметить, что современные процессы социально-демографической и социально-экономической направленности характеризуются динамичным развитием сопредельных с Россией государств Северо-Восточной Азии. При этом территории дальневосточного приграничья, являясь зоной контакта в пространственной интеграции, обладают рядом специфических особенностей. Практически для всех приграничных дальневосточных регионов на сегодняшний день значимы некоторые не совсем благоприятные социальные тенденции, связанные с ухудшением различных аспектов повседневной жизни людей, включая плохое состояние социальной инфраструктуры, наличие больших трудностей в сфере труда и занятости, снижение реальных доходов населения и пр. Поэтому особенности географического положения, социального, экономического развития региона, уровень урбанизации, состояние инфраструктуры могут рассматриваться в контексте основных факторов, влияющих на динамику социальных трансформаций, демографических, миграционных процессов и т.п. Соответственно актуализируются вопросы касательно того, какие тенденции наблюдаются в контексте пространственно-территориального, социально-экономического, демографического развития дальневосточного приграничья. И, полагаю, стоит начать с того, что представляет собой приграничный регион, что является наиболее значимым в контексте научного осмысления приграничья.
Калинина И.В.: Понятие "приграничный регион" подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая и контактная. Для приграничного сотрудничества необходимо развивать контактную функцию, а для сохранения социального контроля над территорией — барьерную и фильтрующую. При этом пограничное сотрудничество наиболее полноценно при развитии всех необходимых функций. Всё это в полной мере относится и к дальневосточному приграничью.
Ардальянова А.Ю.: Основные характеристики приграничья (как представляется в идеале) предполагают, с одной стороны, равномерное заселение приграничных регионов, недопущение обезлюживания. А с другой стороны, необходимо относительно равномерное социально-экономическое развитие приграничных территорий, бедных и заброшенных районов быть не должно.
Бийжанова Э.К.: Указанные характеристики приграничных регионов могут быть дополнены. В частности, необходимо наличие целенаправленной политики региональных и местных властей и деятельности, направленной на обеспечение защиты границы всеми возможными способами (включая организацию дееспособного местного сообщества, выстраивание отношений с "соседями", воспитание патриотизма и других идейно-нравственных позиций у граждан). Не менее важным является и обеспечение достойного уровня социально-экономического развития приграничных регионов, формирование благоприятных условий жизни для местного населения.
Купряшкин И.В.: Получается, что соответствие данным характеристикам может стать убедительным доказательством жизнеспособности дальневосточного приграничья, приграничье призвано конструировать "своё" пространство, являться фактором консолидации жителей и, в зависимости от ситуации, задавать/формировать определённые жизненные стратегии местных сообществ, которые должны включать в себя фактор присутствия границы?
Бийжанова Э.К.: В целом, да, необходимо понимание особого положения приграничных территорий и, следовательно, потребности в особой государственной политике по отношению к ним. Доминирование геополитической составляющей в представлениях властных структур о приграничье зачастую не учитывает территориальные общности, сложившиеся там.
С точки зрения социологии, приграничные территории представляют интерес именно в контексте местных (региональных) сообществ, их мнения
и оценки жизни в данных регионах дают возможность выявить потенциал и перспективы развития приграничья.
Дальневосточные приграничные территории традиционно рассматриваются в русле международного сотрудничества и реже — с позиций внутренней политики развития как особых регионов, имеющих стратегическое значение для обеспечения целостности и безопасности страны. Ещё более уязвимыми они оказываются, если отметить, что Дальний Восток находится на удалённом расстоянии от центра, т.е. они фактически остаются "на обочине" при распределении основных ресурсов для реализации мер социальной политики по поддержанию уровня и качества жизни населения.
Купряшкин И.В.: Элиза Камчыбековна, позвольте с вами не согласиться. Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является одним из главных участников новой региональной политики России, сопряженной с общей задачей пространственно-территориального развития. В связи с этим одно из основных предложений в национальную программу развития Дальнего Востока — принятие мер, направленных на увеличение численности дальневосточного населения, которая, как предполагается, лежит в основе всех составляющих социально-экономического благополучия региона, включая его промышленное развитие и инфраструктурную обустроенность. В настоящее время на это нацелен ряд федеральных инициатив1.
Дальний Восток в целом и его приграничные регионы в частности в последние годы стали настоящим полигоном для отработки новых идей развития экономики, социальной сферы и управления, реализуемых в пилотном варианте. И здесь речь идёт не только о пресловутом "Дальневосточном гектаре", это и законы "О свободном порте Владивосток", "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и ряд других.
Бийжанова Э.К.: Но дело ведь не только в самих этих масштабных федеральных инициативах, а в том, насколько эффективно они реализовыва-ются. Вот, например, если говорить о "Дальневосточном гектаре", то освоить полагается 170 миллионов гектаров. Планировалось, что за "гектаром" приедут 30 миллионов человек, но взяли землю только 77 тысяч2. И в большинстве своем это жители не центральных российских регионов, а сами дальневосточники.
Орлова Н.А.: К этому можно добавить, что наиболее интегрированным показателем социального благополучия или неблагополучия является демографическая ситуация. Если говорить конкретно о дальневосточных регионах российско-китайского приграничья, то здесь, несмотря на предпринимаемые властями меры, сохраняется негативная динамика. Суммарно за последние пять лет число жителей, проживающих в Амурской области, Еврейской автономной области, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, уменьшилось практически на 100 тысяч человек3. Сокращение численности населе-
См. подробнее: Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" от 13 июля 2015 года № 212-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [веб-сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182596/ (дата обращения: 14.06.2020); Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29 декабря 2014 года № 473-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [веб-сайт]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 14.06.2020); Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [веб-сайт]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_197427/ (дата обращения: 14.06.2020).
2 См. подробнее: Чуйков А. Билет на поезд к вечной мерзлоте // Аргументы недели. 2020 № 26 (720). С. 16.
3 См. подробнее: Оценка численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [веб-сайт]. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/i000070r. htm (дата обращения: 10.06.2020); Регионы России. Социально-экономические показатели 2019
ния происходит как за счёт естественной убыли, так и за счёт миграционного оттока.
Бадараев Д.Д.: Отмечу, что в Республике Бурятия, которая является дальневосточным регионом российско-монгольского приграничья, демографическая ситуация не имеет принципиальных отличий. Хотя обвального падения численности населения не происходит, она держится примерно на одном и том же уровне за счёт относительно высоких (на фоне многих других российских регионов) показателей рождаемости, но сохраняется отрицательное сальдо миграции.
Калинина И.В.: Изменение людности тесно взаимосвязано с трансформацией инфраструктуры, что особо актуально для приграничных территорий. Транспорт, связь, водопроводы и канализация и прочие производственные элементы создают условия для нормальной жизнедеятельности населения, проживающего на территории. А образование, здравоохранение, культура и спорт — создают условия для развития личности. Слабая обеспеченность населённых пунктов дальневосточного приграничья объектами социальной инфраструктуры отрицательно сказывается на уровне жизни и "качестве" населения. Можно сказать, что наличие объектов социальной инфраструктуры и количество трудоспособного населения находятся в тесной зависимости: сокращение объектов ведёт к сокращению населения, а отсутствие населения не способствует восстановлению объектов социальной инфраструктуры.
Ардальянова А.Ю.: Хотелось бы дополнить ваше высказывание, Ирина Владимировна, конкретными примерами. В ходе прошлогодней экспедиции мы проводили экспертные интервью и фокус-группы с представителями местных сообществ, проживающих в приграничных населенных пунктах Приморского края4. Наши информанты в качестве главной проблемы называют бедность, в своих нарративах они указывали на отсутствие возможностей для удовлетворения базовых жизненных потребностей. Говорили о том, что у многих местных жителей не хватает денежных средств на покупку самых необходимых вещей (продуктов питания, одежды и т.п.). Предприниматели отмечали, что нет возможностей для развития бизнеса, основная стратегия состоит в том, чтобы удержать имеющиеся ресурсы. Отмечается и то, что материальное положение "приграничников" не улучшилось с приходом больших федеральных проектов, и связывается это, прежде всего, с тем, что налоги с доходов крупных предприятий, работающих в территориях, не платятся в местный бюджет.
Винокурова А.В.: Анна Юрьевна, я продолжу. Среди проблем социальной сферы остро стоит вопрос об организации и возможностях доступа к бесплатной качественной медицинской помощи. Об этом также много говорилось жителями приграничных населённых пунктов. Так, при наличии самих медицинских учреждений, указывают на нехватку в них врачей той или иной специализации. Меры, предпринимаемые со стороны власти, по мнению информантов, не оказывают должного эффекта, вот показательная цитата из интервью: "... даже квартиры предоставляют им — не задерживаются...". Это вот как раз к вопросу об эффективности госпрограмм, в том числе и программы "Земский доктор".
Костина Е.Ю.: К сожалению, можно говорить о территориальном неравенстве в данном вопросе; изначально неравная ситуация в социальном и экономическом развитии, дисперсии заработной платы, предложений на рынке труда делают некоторые территории более привлекательными для людей. Человек хочет получить большее вознаграждение за собственный человеческий капитал и, конечно же, ищет такое место проживания и занятости, где сможет предложить свои навыки и компетенции по более выгодной цене. Создание привлекательной и устойчивой среды для населения, условий для комфорт-
[Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [веб-сайт]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm (дата обращения: 10.06.2020).
4 См. подробнее: Малые города в социальном пространстве России: [монография]. [А. Ю. Ардальянова, П. В. Бизюков, Р. Г. Браславский и др.]; отв. ред. В. В. Маркин, М. Ф. Черныш; предисл. ак. М. К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН, 2019. 545 с. Текст электрон. URL: https://www. isras.ru/index.php?page_ id=1198&id=7751
ного проживания — залог привлечения человеческого капитала и будущего развития региона.
В регионах дальневосточного приграничья сохраняется ряд проблем, затрудняющих развитие человеческого капитала. Как уже отмечалось другими участниками дискуссии, демографическая ситуация, сложившаяся в ДФО, характеризуется негативными процессами в сфере воспроизводства населения, сохраняется отток местного населения (несмотря на положительную тенденцию к снижению), состоящий, в основном, из лиц трудоспособного возраста и квалифицированной части трудовых ресурсов.
Бадараев Д.Д.: Как показывают статистические данные и социологические исследования, значимый сегмент среди причин миграции занимает трудоустройство на востребованную и высокооплачиваемую работу, которая соответствует основным запросам наёмного работника. Так, в Республике Бурятия наблюдаются активные межрайонные перемещения трудоспособного населения. В большинстве случаев причинами сельско-городской миграции становятся отсутствие подходящей работы и сопутствующий низкий уровень жизни в сельской местности, сворачивание производственной сферы, слабые перспективы возрождения былых хозяйствующих субъектов, низкий уровень инфраструктурной обеспеченности, качество оказываемых образовательных, культурно-досуговых и медицинских услуг. С позиции отпускающей стороны происходит уменьшение численности населения в районах республики. Вместе с тем с позиции принимающей стороны наблюдается наплыв сельского населения в региональный центр — город Улан-Удэ. Большинство приезжего населения оседает на первое время в пригородах Улан-Удэ, а также в близлежащих к городу районах. Далее, по мере наращивания капитала и прохождения адаптационного периода, некоторые сельчане меняют место жительства в сторону центральной части города, где шире представлены возможности удовлетворения социальных, культурных и духовных потребностей.
Калинина И.В.: Хотелось бы внести дополнение относительно проблем в сфере удовлетворения социальных, культурных и духовных потребностей. В частности, в Еврейской автономной области (ЕАО) основной акцент в сфере культуры, как и в сфере здравоохранения, делается скорее не на развитие, а на восстановление и сохранение имеющегося уровня. Большое внимание уделяется переводу части культурного наследия в электронный вид и облегчения доступа к нему гражданам, проживающим на удалённых территориях. К сожалению, в стратегии развития ЕАО отмечается значительный откат к прошлому, проявляющийся в возвращении к практике передвижных культурных центров. Хотя, с одной стороны, это будет способствовать удовлетворению минимальных культурных потребностей населения, проживающего в удалённых сельских территориях, с другой стороны, это говорит о неспособности региона создать постоянные комфортные условия жизни для местного населения.
Орлова Н.А.: Ещё стоит обратить внимание на то, что среди дальневосточников миграционные установки более выражены, чем среди россиян в целом. Также в большинстве семей родители поддерживают образовательную миграцию детей в крупные города региона для получения образования и для дальнейшего поиска более высокооплачиваемой работы, закрепления там. Результаты социологических исследований, проведённых как различными социологическими организациями (ВЦИОМ, Левада—Центр и др.), так и реализованных при нашем непосредственном участии, показывают, что подавляющее большинство респондентов считают, что выпускнику, закончившему школу в небольшом городе или селе, стоит ехать поступать в более крупный город или региональную столицу, "глубинка" воспринимается как бесперспективное место для выпускника школы5.
См. подробнее: Образовательная миграция [Электронный ресурс] // Аналитический Центр Юрия Левады (АНО Левада-Центр): [веб-сайт]. URL: https://www.levada.ru/2018/05/21/ obrazovatelnaya-migratsiya/ (дата обращения: 14.06.2020).
Оценка восприятия Дальнего Востока жителями Российской Федерации и уровня развития человеческого капитала в регионах Дальнего Востока [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [веб-сайт]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_ conferences/2017/2017-10-12_DF0.pdf (дата обращения: 14.06.2020); Костина Е. Ю., Орлова Н. А., Панфилова А. О. Социальное благополучие в оценках жителей Дальневосточного региона
Бадараев Д.Д.: В дополнение к вышесказанному отмечу, что в Бурятском государственном университете проводятся регулярные исследования, направленные на выявление образовательных, миграционных и жизненных стратегий студенчества. Сейчас количество студентов, которые намерены выехать в другие страны, увеличилось почти на треть. Это можно объяснить, с одной стороны, увеличением количества китайских вузов-партнёров, которые реализуют обучение иностранных студентов по грантовым программам Правительства КНР, а с другой стороны, связаны с общим видением перспектив развития китайской экономики. Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки "Туризм", "Филология" и "Педагогическое образование", также видят больше перспектив в обучении и трудоустройстве в странах Северо-Восточной Азии: Китае, Республике Корея и даже в Монголии. Безусловно, проблема носит системный характер, и её решение также должно быть системным. Без улучшения общей социально-экономической ситуации, повышения заработной платы, развития туристической сферы регион не сможет сдержать миграционный отток талантливой молодёжи, не говоря уже о привлечении её из других субъектов.
Костина Е.Ю.: Обезлюживание дальневосточных территорий стало признаваться федеральной властью как угроза безопасности страны, так как не стоит забывать, что данные отдалённые территории являются, по большей части, приграничными. К сожалению, стоит констатировать, что дальневосточные территории проигрывают в конкуренции за человеческий капитал центральным регионам страны, у них пока не получается ни удержать своё население, ни привлечь человеческий капитал из других регионов страны.
Орлова Н.А.: Чтобы переломить этот негативный тренд, предпринят ряд шагов. В 2015 г. было создано Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке6 (АРЧК ДВ), выступающее в качестве одного из социальных институтов развития дальневосточных регионов. Цель деятельности Агентства — комплексное решение вопросов по обеспечению Дальневосточного федерального округа трудовыми ресурсами, достижение положительной миграционной динамики за счёт дополнительного притока населения и его закрепления.
Привлечение и закрепление жителей на Дальнем Востоке, в том числе и в его приграничных регионах, включает в себя несколько программ переезда. К ним можно отнести программу повышения мобильности трудовых ресурсов и государственную программу оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в том числе старообрядцев). Также имеется отдельная программа переселения старообрядцев на Дальний Восток. Есть программа переселения граждан РФ, имеющих статус безработных. Действует программа трудоустройства в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ряд дальневосточных регионов, заинтересованных в привлечении определённых специалистов, таких как молодые ученые, медицинские работники, работники сферы образования и культуры и пр., предлагают свои программы, предусматривающие оплату стоимости переезда, выплату подъемных и предоставление жилья.
Костина Е.Ю.: В свете вышесказанного особый интерес представляет мнение населения о потенциале развития дальневосточного приграничья, о его привлекательности, об уровне участия государства в развитии данных территорий. Так, исследования показывают, что в рейтинге регионов, обладающих, по мнению россиян, наибольшим потенциалом экономического и социального развития, Дальневосточный федеральный округ занимает четвертое место. С большим отрывом лидирует Центральный федеральный округ, в первую очередь, конечно же, Москва и Московская область. Второе и третье места в рейтинге занимают регионы Южного федерального округа, конкретнее — Краснодарский край и Крым. Жители нашей страны считают, что наиболее
(на материалах социологического исследования) // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 1. C. 70-83.
6 См. подробнее: Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке: [вебсайт]. URL: https://hcfe.ru/
привлекательными сторонами жизни на Дальнем Востоке являются возможность хорошо зарабатывать, возможность карьерного и профессионального роста, возможность работы по специальности, благоприятная экологическая обстановка, доступное жильё и социальное обеспечение. При этом половина опрошенных считает, что государство предпринимает активные меры, направленные на развитие Дальнего Востока. В то же время каждый четвёртый не согласен с этим, и высказывается мнение о недостаточном внимании, уделяемом государством развитию данных территорий7.
Территории Дальнего Востока России существуют в основном за счёт эксплуатации природных ресурсов региона. В таких условиях работодатели не видят смысла инвестировать в развитие человеческого капитала. Надо отметить, что переломить данный тренд можно только при условии наличия жёсткого контроля со стороны власти, направленного на развитие не только добывающих производств, но и на перелом психологии временщика. Именно поэтому дотационные приграничные территории должны опираться на человеческий капитал, повышать уровень регионального человеческого капитала путем инвестирования в человеческие ресурсы, который и сможет создать в будущем технологический и экономический прорыв в регионе, тем самым и укрепив границы страны, и сократив разрыв периферии и центра.
Ардальянова А.Ю.: Если говорить о конкретных положительных перспективах развития дальневосточного приграничья, то, во-первых, это реальные возможности для местных предпринимателей участвовать в специальных региональных и муниципальных программах для представителей малого и среднего бизнеса. Во-вторых, это действенная государственная политика. Социально-экономическое развитие дальневосточных приграничных регионов должно строиться не только на основе привлечения внимания к Дальнему Востоку как к стратегическому и приоритетному объекту и точке роста, но и с учётом "живых" проблем самих местных жителей, круг которых достаточно широк и разнообразен.
Купряшкин И.В.: Важен диалог власти, экспертного сообщества и населения.
Винокурова А.В.: Подводя итоги нашего круглого стола, можно отметить, что приграничные регионы российского Дальнего Востока продолжают оставаться периферийными территориями. Особенно остро это ощущается в сфере институциональных трансформаций и социальной политики, где имеется ряд проблем, требующих более пристального внимания властных структур как местного, регионального, так и федерального уровня, а также тщательного научного изучения и мониторинга. Формирование и реализация действенной социальной политики являются взаимозависимыми процессами между социально-экономическим (инфраструктурным) и социокультурным развитием региона. Их неравномерное развитие может привести не только к негативным последствиям развития приграничных территорий, но и оказать существенное влияние на потенциал социокультурного развития и безопасности страны в целом. При этом важно, чтобы в основу социальной политики была заложена специфика приграничного региона и сообщества, проживающего на его территории, понимание проблем местного населения, учёт особенностей их социального самочувствия, чтобы граница исполняла не только барьерные функции, но и контактные. Необходимо остановить отток людей из населённых пунктов дальневосточного приграничья, особенно малых городов и сельских поселений. Отсутствие людей, живущих на приграничье, может существенно затруднить развитие приграничного сотрудничества и развитие связей с соседними странами на местном и региональном уровнях.
См. подробнее: Социологический мониторинг миграционной ситуации на Дальнем Востоке [Электронный ресурс // Всероссийский центр изучения общественного мнения: [веб-сайт]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1355 (дата обращения: 14.06.2020)
Ардальянова А. Ю., Бадараев Д. Д., Бийжанова Э. К., Винокурова А. В., Калинина И. В., Костина Е. Ю., Купряшкин И. В., Орлова Н. А. Современное дальневосточное приграничье: институциональные трансформации и центр-периферийные процессы.
Аrdalyanova А. Yu., Badaraev D. D., Biyzhanova Eh. K., Vinokurova А. V., Kalinina I. V., Kostina E. Yu., Kupryashkin I. V., Orlova N. А. Modern Far Eastern border: institutional transformations and center-peripheral processes.
Для цитирования: Ардальянова А. Ю., Бадараев Д. Д., Бийжанова Э. К., Винокурова А. В., Калинина И. В., Костина Е. Ю., Купряшкин И. В., Орлова Н. А. Современное дальневосточное приграничье: институциональные трансформации и центр-периферийные процессы // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 3. С. 69-76. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-3/69-76
For citation: А^а1уапоуа А. Yu., Badaraev D. D., Biyzhanova Eh. K., Vinokurova А. V., Kalinina I. V., Kostina E. Yu., Kupryashkin I. V., Orlova N. А. Modern Far Eastern border: institutional transformations and center-peripheral processes // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 3. P. 69-76. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-3/69-76
♦