Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ИНТЕРМЕДИАЛЬНОМ ФОРМАТЕ'

СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ИНТЕРМЕДИАЛЬНОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ / ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова В.В.

В статье описана концептуальная и технологическая модель современной вузовской лекции по литературе с учетом ее предметной и метапредметной направленности, показано, как в содержании и структуре лекции в новом, интермедиальном формате ее вербальная и текстовая основа дополняется различного рода мультимедийными элементами благодаря использованию конвергентной образовательной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN UNIVERSITY LECTURE ON LITERATURE IN AN INTERMEDIATE FORMAT

The article describes the concept and the process model of the contemporary online lecture in literature with regards to its subject and metasubject. The thesis explains the experience of the Akmullah Bashkir State Pedagogical University Russian Literature Department. Their experience shows how the content and structure of a lecture is implemented in the new intermedial format, how the verbal and text stem is complemented with various multimedia elements by using a convergent educational.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ИНТЕРМЕДИАЛЬНОМ ФОРМАТЕ»

Научная статья

УДК 378

DO110.52070/2500-3488_2022_3_844_9

Современная вузовская лекция по литературе в интермедиальном формате

В. В. Борисова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия

vvb1604@gmail.com

Аннотация. В статье описана концептуальная и технологическая модель современной вузовской лекции по

литературе с учетом ее предметной и метапредметной направленности, показано, как в содержании и структуре лекции в новом, интермедиальном формате ее вербальная и текстовая основа дополняется различного рода мультимедийными элементами благодаря использованию конвергентной образовательной технологии.

Ключевые слова: цифровое образование, вузовская лекция по литературе, интермедиальный формат

Для цитирования: Борисова В. В. Современная вузовская лекция по литературе в интермедиальном формате // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 3(844). С. 9-14. DOI 10.52070/2500-3488_2022_3_844_9

Original article

Modern University Lecture on Literature in an Intermediate Format

Valentina V. Borisova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia vvb1604@gmail.com

Abstract.

Keywords: For citation:

The article describes the concept and the process model of the contemporary online lecture in literature with regards to its subject and metasubject. The thesis explains the experience of the Akmullah Bashkir State Pedagogical University Russian Literature Department. Their experience shows how the content and structure of a lecture is implemented in the new intermedial format, how the verbal and text stem is complemented with various multimedia elements by using a convergent educational.

digital education, university lecture on literature, intermedia format

Borisova,V. V. (2022). Modern university lecture on literature in an intermediate format.Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 3(844), 9-14. 10.52070/2500-3488_2022_3_844_9

введение

Как отмечает ряд авторов в статьях последнего времени, формат современной вузовской лекции принципиально меняется в соответствии с требованиями и запросами современности [Давиденко, 2019; Загвязинский, 2014; Ибрагимов, Гайнутдинов 2017; Изатулин и др., 2016; Казакова, 2018; 1ЯакЫ|т^ и др., 2020; Кардапольцева, Качалова 2019; Кулагин, 2018 ]. Так, А. В. Кулагин справедливо отмечает, что «историко-литературная лекция не может оставаться сегодня такой, какой она сложилась "в эпоху Гутенберга". Экстенсивный подход, нацеленный на получение аудиторией сведений в максимально возможном объеме, должен уступить место подходу интенсивному, который был бы оправдан и работал в условиях доступности информации помимо учебной аудитории» [Кулагин, 2018, с. 166].

Действительно в системе высшего образования в наше время активно используются новые технологии и ресурсы еЧеагптд. Однако, как показывают результаты проведенного нами анкетирования, упомянутые новации неоднозначно оцениваются студентами и преподавателями. Хотя большая часть обучающихся полагает, что вузовская лекция должна сохранять свой традиционный характер в рамках живого общения с преподавателем, некоторые студенты не отрицают и того, что она может быть реализована в формате дистанционного обучения, отмечая такие ее преимущества как «возможность учиться удаленно», «нерегла-ментированный просмотр», «наглядный характер» и др. [Борисова, 2020, с. 63-64].

Несомненно, специфика нынешнего обучения в вузе требует серьезного осмысления и со стороны преподавателей, которые также резонно полагают, что «плюсы» классической академической лекции - это живой контакт с обучающимися, диалог, интерактивность и т. п. Их следует сохранять или максимально компенсировать в новой образовательной ситуации. При этом актуальным остается вопрос, как выдержать конкуренцию с другими источниками информации (Интернет, IV и др.), чтобы университетская лекция оставалась востребованной, продуктивной, познавательно интересной.

Предлагаемое нами описание современной модели вузовской лекции обусловлено, прежде всего, анализом современного состояния ее изучения в научной литературе и обобщением эмпирических данных. Опыт лекционной работы в вузах, накопленный за последние годы, подтверждает необходимость разработки как дидактики применения цифровых ресурсов, так и соответствующей ей современной методики и технологии подготовки вузовской лекции. Новая модель лекции должна

соответствовать запросам студентов, которые активно включаясь в сетевую субкультуру, сами широко используют разнообразные мультимедийные технологии, требовательно относясь к качеству информационного уровня преподавания.

Практика обучения студентов в вузе показала, насколько важно сегодня преподавателю, работающему в условиях информационной избыточности, во-первых, концептуально продумывать содержание лекции в соответствии с достижениями современной науки, во-вторых, раскрывать его с учетом новых технических требований к организации лекции и, в-третьих, не забывать о воспитательной и обучающей направленности своей педагогической деятельности.

Как свести воедино данные требования к современной вузовской лекции? Ранее нами был предложен вариант ответа на этот вопрос с подробным описанием лекции по творчеству С. Т. Аксакова [Борисова, 2020]. Однако насущная задача определения новой модели лекции по литературе, предполагая дальнейшее обсуждение и решение, остается актуальной. Именно ею определяется цель данной статьи. Целесообразно стремиться к сочетанию традиционных и новых лекционных форматов.

интермедиальная модель современной лекции по литературе

В современной лекции по литературе естественным образом необходимо учитывать как предметную, так и метапредметную специфику искусства слова. Об этом мы писали ранее в связи с разработкой интермедиальных уроков по русской словесности. С точки зрения классической эстетики литература является уникальным видом искусства, «обладая универсальными свойствами, она не имеет в пространстве культуры и искусства абсолютных соперников в плане взаимодействия как со всеми их видами, так и с различными информационными формами» [там же, с. 103].

Ее богатейший духовный потенциал раскрывается в синтезе с другими видами искусства и разнообразными формами медиа. В данном случае имеется в виду присущий художественной словесности феномен интермедиальности. Современный философ И. П. Ильин определяет ее как возможность передачи художественного содержания различными средствами, в числе которых «слова писателя, цвет, тень, линия художника, музыкальные звуки и ноты как способ их фиксации, организация объемов скульптором и архитектором, и, наконец, аранжировка зрительного ряда на плоскости экрана <...> в совокупном плане они

представляют собой те медиа, которые в каждом виде искусства организуются по своему своду правил - коду» [Ильин, 1998, с. 10].

На наш взгляд, интермедиальная направленность современной лекции по литературе обеспечивается благодаря реализации конвергентной технологии, которая в последнее время активно интегрируется с гуманитарным знанием через синтез 1Т-технологий и когнитивных технологий. Как образно выразился Н. Гумилев, «умное слово» и «умное число»» способны передать все оттенки смысла. Аналогичным образом в интермедиальной модели современной лекции по литературе сочетаются принципы традиционного и цифрового образования. Сохраняя в своей структуре вербальную и текстовую основу, она дополняется разнообразными мультимедийными элементами. Поэтому ей присуща «конвергенция словесных, аудиовизуальных, интерактивных и прочих средств обучения» [Борисова, 2018, с. 104]. Благодаря использованию цифровых технологий, происходит перекодирование учебной информации в логические, графические и другие формы мультимедийного ряда. Отсюда следует вывод: вузовскому лектору «следует думать как категориями слова и текста, так и категориями "картинки" и звукового образа, т. е. демонстрировать способность к конвергентному мышлению» [там же].

Значение центральной дидактической единицы при этом сохраняет именно словесный текст, но его освоение обеспечивается реализацией 1Т-тех-нологий в сочетании с когнитивными механизмами передачи информации. Как мы ранее подробно об этом писали, именно «они способствуют многофункциональному расширению базового вербального текста, его дополнению гиперссылками, сочетанию информационно-иллюстративного материала (таблицы, схемы, видеофрагменты из фильмов и спектаклей, музыкальные и живописные иллюстрации и др.) с обучающими алгоритмами, моделями, проверочными и контрольными материалами с возможностью самостоятельной доработки» [там же].

Подчеркнем еще раз: лекция подобного типа представляет собой единое мультимедийное целое, способствуя выражению универсального, интермедиального содержания литературного текста. Но все иллюстративные материалы в данном случае должны использоваться «в меру», хотя, как утверждает известный сценарист и актер Александр Адабашьян, «визуальное воплощение дает более мощный эффект, чем словесное» (цит. по: [Гладышева, 2012]).

Так, в одной из открытых лекций, посвященной роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон», особенностям его проблематики и поэтики, была

уместная демонстрация кадров хроники вручения писателю Нобелевской премии, фрагментов из телепередачи Игоря Волгина «Игра в бисер» и т. п. Также была показана финальная сцена из фильма современного режиссера С. Урсуляка.

Но, заметим, это весьма вольная кинематографическая трактовка, расходящаяся с аутентичным авторским текстом, который, безусловно, в любом случае должен сохранять свое приоритетное значение. Литературный текст - это «первичная данность и основа филологической деятельности» [Бахтин, 1979, с. 282], поскольку именно «текст -исходная реальность филологии. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный комментарий, филология под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия» [Аверинцев, 1987, с. 410].

Поэтому в вузовской лекции по литературе недопустима подмена художественного текста его квази-аналогами при всей их внешней привлекательности. Нужно сознавать, «что дает новая экранизация для понимания литературного первоисточника, расширяет она или сужает его содержание, честно ли работает с его смыслами и образами» [Сараскина, 2016, с. 23].

В отмеченном фильме С. Урсуляка очевидны библейские аллюзии на сюжет блудного сына, символична и поза лежащего на берегу Дона Григория Мелехова, как будто распятого, но шолоховских символов и шолоховского смысла здесь нет. Подобная замена изучения художественного произведения просмотром его экранизации или театральной постановки подрывает саму суть литературного образования в школе и вузе. В таком случае студентам предлагаются готовые интерпретации, а не результаты творческой и аналитической работы с текстом произведения.

требования и критерии оценки современной лекции по литературе

При всем тяготении к интермедиальности, современная вузовская лекция по литературе призвана сохранить свою классическую функциональную направленность. Отсюда - неизменные традиционные требования к лекции преподавателя высшей школы: это научность и фундаментальность ее содержания, полнота и глубина раскрытия вопросов в соответствии с заданным планом. Немалое значение имеет и раскрытие практического значения и применения теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Ключевые проблемы литературного образования могут быть решены в результате сопряжения

теоретической, историко-литературной и методической подготовки студентов по предмету. Прикладное значение лекции предполагает необходимость формирования у них умений и навыков анализа и истолкования литературных произведений. Любая лекция традиционно начинается с актуальной постановки темы, пояснений к ее цели и задачам, плану, кругу стержневых вопросов. Неизменным остается требование к четкой, продуманной структуре лекции. Ее должны отличать логическая строгость, наличие как вводной и заключительной частей, так и основных положений, сочетание принципов обзорного и монографического изложения, историко-литературного и реального комментария, анализа и интерпретации литературного материала, который не должен подаваться в описательной форме.

В эпоху информационного взрыва вузовская лекция, в том числе и по литературе, не может быть описательной и фактографичной. В целях активизации мышления студентов содержание лекции необходимо излагать в проблемном ключе, а изложение материала полемически заострять, усиливая его авторский, концептуальный характер, что обеспечивается постановкой и разрешением «некоего противоречия, таящегося в тексте классического произведения», «литературоведческой коллизии, которую несет в себе сам живой и оттого противоречивый историко-литературный материал» [Кулагин, 2018, с. 166].

Не менее важен отбор рекомендуемой учебной литературы и профессиональный комментарий к ней. Только преподаватель может задать аудитории нужные ориентиры и в необходимой степени раскрыть ход научной полемики вокруг того или иного литературного феномена, чтобы показать студентам, как менялась методология и научный инструментарий, положенные, к примеру, в основу литературоведческого анализа того или иного произведения.

Помимо традиционных типологических критериев современная вузовская лекция должна соответствовать требованиям digital education. Реализуясь в форме видеопрезентации с вербальным сопровождением, подготовка к лекции требует от преподавателя особых навыков и умений. Текст

лекции должен быть заранее продуман и выверен, что, однако, не исключает живой импровизации с опорой на знания и опыт. При этом особое внимание уделяется презентационной основе лекции: отбору текстовой информации для слайдов, созданию визуальных, звуковых, графических и других эффектов, оптимальности цветовых характеристик, размещению материала на экране.

Требует решения и ряд технических проблем. Подготовка лекции в современном формате предполагает наличие у преподавателя широкого и разнообразного комплекса компетенций дизайнера, видеооператора, звукорежиссёра, сценариста, юриста (имеется в виду соблюдение авторских прав привлеченного материала) и т. п. По сути, лектору приходится проявлять практически универсальную компетентность в самых разных сферах. Чтобы избежать дилетантства, преподаватель нуждается в поддержке со стороны IT-службы вуза. Оптимальным выходом может стать разработка технических шаблонов для создания образовательных медиапродуктов. Совершенно очевидно, что в новом формате обучения необходимо проверять, насколько адекватно воспринимают студенты излагаемый материал. В указанном плане продуктивен методический прием постановки проблемных вопросов для совместного обсуждения, а также организация промежуточного компьютерного тестирования.

заключение

Итак, современная вузовская лекция по литературе, сохраняя свои традиционные типологические параметры, вместе с тем, в силу своих предметных и метапредметных особенностей, закономерно вписывается в digital education XXI века. В процессе ее разработки активно используются технологии и ресурсы e-learning и, благодаря применению конвергентной технологии, продуктивному сопряжению цифровых и когнитивных технологий, реализуется интермедиальный подход, что обеспечивает достижение синергетиче-ского эффекта воздействия искусства слова на обучающихся.

список источников

1. Давиденко Е. С. Активизация лекционной формы обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. http://sdence-educatюn.ш/ш/artide/view?id=29179

2. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. 2014. № 2 (111). С. 34-46.

3. Ибрагимов Г. И., Гайнутдинов Р. Г. Лекция в вузе: теория, история, практика: монография. Казань: Школа, 2017.

4. Изатулин В. Г. [и др.]. Вузовская лекция / В. Г. Изатулин, А. Н. Калягин, Л. А. Иванова, Л. А. Крайнова // Сибирский медицинский журнал. 2016. № 8. С. 68-71.

5. Казакова А. Г. Современная лекция в вузе: пути совершенствования // Вопросы педагогики. 2018, № 6. С. 33-38.

6. Кардапольцева В. Н., Качалова А. А. Особенности современных видов и форм вузовской лекции в России и за рубежом // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы: материалы Всероссийского (с международным участием) научно-методического семинара. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2019. С. 95-101.

7. Rakhimov O. D. [и др.]. Modern lectures and methods of organizing problematic lectures / Y. K. Manzarov, M. Kel-diyarova, A. Hudjakulov // Проблемы науки. 2020. № 2(50). С. 46-49.

8. Кулагин А. В. Современная историко-литературная лекция и научные идеи Я. С. Билинкиса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 4(127). С. 165-169.

9. Борисова В. В. Какой должна быть современная вузовская лекция? // Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы: сборник материалов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2020. С. 63-67.

10. Борисова В. В. Интермедиальные уроки по русской словесности // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 5(78). С. 102-107.

11. Ильин И. П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М. : ГБЛ, 1998.

12. Гладышева Д. Александр Адабашьян: «визуальное воплощение мощнее литературы». URL: https://polit.ru/ article/2012/04/03/gp_adabashyan/ (дата обращения 05.03.2022).

13. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров ; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. 2-е изд. М. : Искусство, 1986. С. 473-500.

14. Аверинцев С. С. Филология // Литературный энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1987. С. 467-468.

15. Сараскина Л. И. Mashup-компиляции и mashup-экранизации как мозговой штурм классических романов // Наука телевидения. 2016. № 3. Т. 12. С. 22-37.

references

1. Davidenko, E. S. (2019). Activation of the lecture form of education at the university. Modern problems of science and education, 5. http://science-education.ru/ru/article/view?id=29179 (In Russ.)

2. Zagvyazinsky, V. I. (2014). University lecture in the structure of the modern educational process. Education and Science, 2(111), 34-46. (In Russ.)

3. Ibragimov, G. I., Gainutdinov, R. G. (2017). Lekciya v vuze: teoriya, istoriya, praktika: monografiya = Lecture at the university: theory, history, practice: monograph. Kazan: Editorial and Publishing Center "School." (In Russ.).

4. Izatulin, V. G. et al. (2016). University lecture. Siberian Medical Journal, 8, 68-71. (In Russ.)

5. Kazakova, A. G. (2018). Covremennaya lekciya v vuze: puti sovershenstvovaniya = Modern lecture at the university: ways of improvement. Questions of pedagogy, 6, 33-38. (In Russ.)

6. Kardapoltseva, V. N., Kachalova, A. A. (2019). Features of modern types and forms of university lectures in Russia and abroad. Sovershenstvovanie gumanitarny'x texnologij v obrazovatefnom prostranstve vuza: faktory\ problemy\ perspektivy\ Ekaterinburg (pp. 95-101): The digest of materials of the All-Russian (with international participation) scientific and methodological seminar. (In Russ.)

7. Rakhimov, O. D. et al. (2020). Modern lectures and methods of organizing problematic lectures / Y. K. Manzarov, M. Keldiyarova, A. Hudjakulov. Problems of science. 2(50), 46-49. (In Russ.)

8. Kulagin, A. V. (2018). Sovremennaya istoriko-literaturnaya lekciya i nauchnye idei YA. S. Bilinkisa = Modern historical and literary lecture and scientific ideas of Ya. S. Bilinkis. Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University, 4(127), 165-169. (In Russ.)

9. Borisova, V. V. (2020). Kakoj dolzhna byt' sovremennaya vuzovskaya lekciya? = What should be a modern university lecture? Vserossijskij s'ezd uchitelej i prepodavatelej russkogo yazy'ka i literatury (pp. 63-67): The digest of collection of materials. (In Russ.)

10. Borisova, V. V. (2018). Intermediate lessons in Russian literature. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 5(78), 102-107. (In Russ.)

11. Ilyin, I. P. (1998). Nekotory'e koncepcii iskusstva postmodernizma v sovremenny'x zarubezhny'x issledovaniyax = Some concepts of postmodern art in modern foreign studies. Moscow. (In Russ.)

12. Gladysheva, D. (2021) Aleksandr Adabash'yan: «vizual'noe voploshchenie moshchnee literatury» = Alexander Adabashyan: "visual embodiment is more powerful than literature". https://polit.ru/article/2012/04/03/gp_ adabashyan (In Russ.)

13. Bakhtin, M. M. (1979). Problema teksta v lingvistike, filologii i drugih gumanitarnyh naukah. Opyt filosofskogo analiza = The problem of text in linguistics, philology and other humanities. The experience of philosophical analysis. In E'stetika slovesnogo tvorchestva (pp. 473-500), compiled by S. G. Bocharov. Moscow: Iskusstvo. (In Russ.)

14. Averintsev, S. S. (1987). Filologiya = Philology. In Literary encyclopedic dictionary. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 467-468. (In Russ.)

15. Saraskina, L. I. (2016). Mashup-kompiljacii i mashup-jekranizacii kak mozgovoj shturm klassicheskih romanov = Mashup-compilations and mashup-adaptations as a brainstorming of classic novels. Nauka televidenija, 3(12), 22-37. (In Russ.)

информация об авторе

Борисова Валентина Васильевна

доктор филологических наук, профессор,

профессор кафедры русского языка и теории словесности

Московского государственного лингвистического университета

information about the author

Borisova Valentina Vasilevna

Doctor of Philology (Dr. habil), Professor,

Professor at the Department of Russian Language and Theory of Literature, Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию 29.03.2022 одобрена после рецензирования 13.04.2022 принята к публикации 10.06.2022

The article was submitted 29.03.2022 approved after reviewing 13.04.2022 accepted for publication 10.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.