Научная статья на тему 'Современная военная стратегия сша: доктринальное и практическое измерения'

Современная военная стратегия сша: доктринальное и практическое измерения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1079
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАЦИЯ Б. ОБАМЫ / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КОНТРОЛЬ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Конышев Валерий Николаевич, Сергунин Александр Анатольевич

В статье изучаются военно-политические планы администрации Б. Обамы, касающиеся финансирования и развития основных видов вооруженных сил США. Они связаны с ориентацией на ведение антитеррористических и антиповстанческих операций, а не традиционных войн. Обсуждаются перспективы и последствия строительства американской системы ПРО в Европе и заключения нового договора о стратегических вооружениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Конышев Валерий Николаевич, Сергунин Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная военная стратегия сша: доктринальное и практическое измерения»

В. Н. Конышев, А. А. Сергунин

СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ США:

ДОКТРИНАЛЬНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЯ

В статье изучаются военно-политические планы администрации Б. Обамы, касающиеся финансирования и развития основных видов вооруженных сил США. Они связаны с ориентацией на ведение антитеррористических и антиповстанческих операций, а не традиционных войн. Обсуждаются перспективы и последствия строительства американской системы ПРО в Европе и заключения нового договора о стратегических вооружениях.

Ключевые слова: администрация Б. Обамы, военное строительство, контроль над вооружениями.

Приход к власти администрации Б. Обамы сопровождался большими надеждами в плане радикального изменения военной стратегии США, зашедшей в тупик при предыдущем президенте. Эти ожидания касались, прежде всего, двух аспектов военной политики Вашингтона — военного строительства и контроля над вооружениями.

Военное строительство

Ближайшие перспективы строительства вооруженных сил США были определены еще в заявлениях министра обороны США Р. Гейтса на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил 27 января 2009 г. (Submitted Statement..., http://www.defenselink. mil/speeches/speech.aspx?speechid=1337) и на специальном брифинге в Пентагоне 6 апреля 2009 г. (Defense Budget., http://www.defenselink.mil/speeches/speech.aspx?speechid=1341). Отдельные аспекты этого вопроса освещались также в докладах Пентагона Конгрессу о военной мощи Китая (Annual Report to Congress, 2009) и ситуации в Ираке (Measuring Stability., 2009), опубликованных в начале 2009 г. Наконец, в мае 2009 г. последовал официальный запрос Пентагона в Конгресс относительно бюджета на 2010 г. (Fiscal year 2010 budget request, http://www.defenselink.mil/ comptroller/defbudget/fy2010/fy2010_SSJ.pdf).

Анализируя содержание этих документов, а также практические действия администрации Б. Обамы, нельзя не отметить стремление последней к существенному обновлению своей военно-политической стратегии по сравнению с предшествующей администрацией. В частности, президент Б. Обама и министр обороны Р. Гейтс подчеркнули, что военное строительство должно прохо-

© В. Н. Конышев, А. А. Сергунин, 2010

дить в соответствии с реальными потребностями вооруженных сил (ВС) и угрозами национальной безопасности США, а не мифическими целями, унаследованными по инерции со времен «холодной войны».

В этом направлении планируется сделать особый акцент на подготовку к противоповстанческим и антитеррористическим операциям, а не полномасшабным войнам против регулярной армии противника. Вследствие этого планируется отказ от разработки и принятия на вооружение ряда дорогостоящих боевых систем. Соответствующим образом будет продолжена реформа сил передового базирования США, развивающая планы «трансформации» Д. Расмфелда (министра обороны при Дж. Буше-младшем): упор на применение высокомобильных подразделений специального назначения, а также сил, обученных эффективно нести охрану военных и гражданских объектов в условиях высокой активности террористов.

Среди факторов, влияющих сегодня на планы Б. Обамы в области военного строительства, необходимо отметить следующие: а) планы вывода к 2011 г. американских войск из Ирака и перенесение основной тяжести военных действий на Афганистан; б) усиление ядерной угрозы со стороны Северной Кореи и Ирана; в) усиление ряда региональных держав. Речь идет о России после войны с Грузией и о Китае, который активно проводит модернизацию своих вооруженных сил. Как отмечают американские военные специалисты Дж. Гэрэмоун, С. Бланк (Garamone, http://www.washprofile. org/ru/node/8497), эти геополитические вызовы заставили американское военное руководство обратить внимание на развитие обычных вооруженных сил, которые требуются для продолжения военных действий на Среднем Востоке и для сдерживания военных угроз в других регионах мира.

В развитии обычного компонента ВС отмечаются следующие приоритеты:

Сухопутные силы. Планируется к концу 2010 г. довести количество боевых бригадных группировок (ББГ), являющихся частями постоянной боевой готовности и основной ударной силой в локальных войнах, с 42 до 45 общей численностью 562 тыс. человек (Garamone, http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=56220). В то же время их количество не достигнет запланированного ранее уровня в 48 ББГ. Пентагон собирается несколько снизить боевую нагрузку на ББГ: те из них, что пробыли в зоне боевых действий один год, должны отдыхать не менее двух лет.

Еще одна ударная сила США, активно используемая в боевых действиях за рубежом, — корпус морской пехоты будет укреплена и

расширена. Численность корпуса в 2010 г. достигнет 202 тыс. человек, а его подразделения будут технически переоснащены. Уже удалось интегрировать тактическую авиацию ВМФ и морской пехоты, что дало весомую экономию средств. С учетом афганского опыта увеличивается количество пехотных и разведывательных подразделений на 12%, а также аэромобильной пехоты на 25%.

Продолжает расти значение сил специальных операций, которые сосредоточены на решении специфических и наиболее сложных задачах. Среди них — проведение долговременных, непрямых и тайных операций в сложных политических условиях; обнаружение и нейтрализация оружия массового уничтожения (ОМУ) на территории противника; борьба с международным терроризмом. Военная стратегия США предполагает использовать эти силы одновременно в нескольких десятках стран, уделяя особое внимание Среднему Востоку, Азии, Африке и Латинской Америке.

Основной бюджет сил специальных операций только в 20012006 гг. возрос на 82%, не считая расходов на развитие агентурной и технической разведки (см.: A Statement..., 2006, p. 16). Статус сил специальных операций значительно повысился. Если раньше они выполняли миссии в интересах региональных командований, то уже при Дж. Буше-младшем командование специальных операций самостоятельно отвечало за глобальные операции, в том числе по борьбе с терроризмом (см.: Lamb, 2005, p. 21). Реформы в сухопутных войсках потребуют дополнительного финансирования. В 2010 г. на эти цели будет выделено на 11 млрд долл. больше, чем в текущем году.

Повышается роль Национальной гвардии и Национального резерва как в деле охраны внутренней безопасности США, так и мобилизации контингента для службы за рубежом. Принято решение о снабжении их военной техникой и боеприпасами на том же уровне, что и действующей армии. В 2009 г. на эти цели должно быть истрачено 6,9 млрд долл. Согласно планам Пентагона, Резерв перестал быть просто стратегическим запасом живой силы. Его готовят к непосредственному участию в боевых действиях. В случае значительного увеличения нагрузки на действующие части Резерв будет использоваться для ротации на поле боя, чтобы не снижать темпа операций (см.: Quadrennial defense., 2006, p. 76-77). Подобный опыт нарабатывается в Ираке и Афганистане. Отметим, что в то время как сухопутные силы будут активно развиваться, ВВС и ВМФ США подвергнутся оптимизации и даже некоторым сокращениям.

Военно-воздушные силы. Их численность на 2010 г. планируется в 332 тыс. человек (см.: Garamone, http://www.defenselink.mil/news/

_ 135

ЛОЯИШЭКС. 2010. Том 6. № 3

newsarticle.aspx?id=56220), предполагается снять с вооружения 250 тактических истребителей-бомбардировщиков. Р. Гейтс рекомендовал ограничить программу строительства истребителя-бомбардировщика Ф-22-Raptor численностью в 187 самолетов. Ф. Закария считает данное решение абсолютно правильным, т. к. это — очень дорогостоящая и неэффективная программа (Zakaria, CNN.politics.com). Каждый самолет стоит 350 млн долл., при том что его основное предназначение — ведение боя с самолетами противника — вряд ли будет востребовано ВВС США в ближайшем будущем. Как и многие члены Конгресса, председатель комитета по делам вооруженных сил палаты представителей Айк Скелтон (Ike Skelton) считает, что это решение администрации Б. Обамы вызовет резкое сопротивление со стороны ВПК и той части Конгресса, которая отражает интересы военно-промышленного лобби. Особенно из штатов Джорджия и Коннектикут, где производятся компоненты Ф-22 (Gates announces..., CNN.politics.com). Пентагон также заявил о намерении не закупать 23 вертолета для президентской охраны и эскорта стоимостью 13 млрд долл.

В то же время Р. Гейтс заявил о намерении администрации увеличивать закупки истребителя-бомбардировщика пятого поколения Ф-35, который, по мнению специалистов, более адекватно отвечает будущим потребностям американских ВВС. Если в 2009 г. должно быть закуплено 14 самолетов на сумму в 6,8 млрд долл., то в 2010 г. — 30 самолетов на сумму в 11,2 млрд долл. За последующие пять лет планируется закупка 513 Ф-35, а всего на вооружение ВВС США поступят 2443 таких самолета. В 2010 г. Пентагон также планирует приобретение 31 самолета палубной авиации Ф-18. Предусматривается постепенная замена нынешнего устаревшего флота самолетов-заправщиков на новые заправщики типа КС-Х. Планируется довести численность военно-транспортной авиации до 205 самолетов типа С-17.

США также планируют увеличить количество специалистов в области информационных технологий, служащих в ВВС. Если сейчас ВВС готовят по 80 специалистов подобного профиля в год, то к 2011 г. их ежегодный выпуск увеличится до 250 человек (Submitted Statement., http://www.defenselink. mil/speeches/speech.aspx?speechid=1337). Очевидно, это связано не только с возрастанием роли воздушно-космических сил, но и с изменениями в «стратегической триаде», согласно которым информационные операции возведены в ранг стратегических.

Американские военные аналитики констатируют факт снижения финансирования системы ПВО США (включая ПРО) как на территории страны, так и на зарубежных театрах военных действий. С од-

ной стороны, планируется в 2010 г. увеличить на 700 млн долл. финансирование таких нестратегических программ ПРО, как наземная THAAD и морского базирования SM-3 на базе 6 эсминцев типа Aegis. С другой стороны, общий бюджет программ ПРО уменьшится в следующем году на 1,4 млрд долл. Сразу после обнародования планов администрации Б. Обамы группа сенаторов, представляющих обе партии, выступила с письмом протеста, настаивая на необходимости продолжения программ ПРО в свете опасности, проистекающих от КНР, КНДР и Ирана (см.: Congress Reacts..., CNN.politics.com).

Военно-морские силы США. Администрация Б. Обамы пока не имеет конкретных планов развития ВМФ (за исключением ряда небольших, «точечных» программ). Так, Пентагон планирует отложить на неопределенное время модернизацию авианосного (указано лишь, что после 2040 г. США будут иметь 10 авианосцев) и амфибийного флотов США. Численность личного состава ВМФ на 2010 г. планируется в 328 тыс. человек (см.: Garamone, http://www.defenselink. mil/news/newsarticle.aspx?id=56220).

По-видимому, все виды ВС США сохранят преемственность своего развития по ряду направлений, заложенных программой «трансформации» и нашедших отражение во многих доктринальных документах. Важным приоритетом останется улучшение экспедиционных возможностей — способности войск действовать автономно на удаленном театре военных действий (ТВД). Это значит, что они должны быть готовы к проведению незапланированных операций против уклоняющегося противника, в неблагоприятных условиях, при неполноте информации о противнике и независимо от локальной военной инфраструктуры.

Другое направление ориентировано на проведение «совместных операций». Они считаются наиболее эффективным видом боевых действий в настоящих и будущих войнах. Войска меняют организационную структуру по типу бригадной и получают информационно-технические средства автоматизированного управления боевыми действиями C4ISR1 для достижения функциональной и организационно-штатной универсальности. Это подразумевает способность выполнить любые миссии (от гуманитарных акций до прямых военных действий) и варьировать в своем составе необходимые

1 Сокращенное от англ.: command, control, communications, computers, intelligence, surveillance, and reconnaissance — командование, контроль, коммуникация, компьютеры, разведка, наблюдение.

_ 137

для конкретной операции силы и средства различных видов войск без предварительного боевого слаживания. «Совместные операции» должны обеспечивать опережение противника в принятии решений, учитывать динамику боевых действий «в режиме реального времени» и более гибко управлять войсками (см.: Конышев, 2009, с. 83-95, 134-142). В Пентагоне рассчитывают решать военные задачи относительно меньшими силами, чем у любого вероятного противника.

«Вооруженные силы военного времени». Ставится задача организовать эти силы и снабдить их необходимым вооружением таким образом, чтобы они могли наиболее эффективно выполнять свои задачи. В частности, планируется: а) увеличить на 2 млрд долл. финансирование программ в области разведки, наблюдения и раннего обнаружения (прежде всего, принятие на вооружении 50 новых самолетов-беспилотников типа Predator); б) продолжить закупки защищенных от мин автомобилей (Пентагон уже поставил 12 тыс. таких машин в Ирак); в) закупить в 2010 г. 2-3 катера береговой обороны для ведения противоповстанческой борьбы в прибрежных водах (общий масштаб программы — 55 катеров); г) увеличить численность сил специального назначения на 2800 человек, провести радикальное перевооружение и переобучение личного состава. Эти меры позволят приобрести США реальный военный потенциал, необходимый для выполнения стоящих перед ними конкретных боевых задач.

Стратегические силы США. По мнению военных экспертов, при Б. Обаме они не претерпят существенных изменений, если не считать естественного сокращения арсеналов стратегических наступательных вооружений из-за их старения. Планируется лишь (начиная с 2010 г.) постепенная замена устаревших стратегических подлодок класса «Огайо». Планы по разработке нового стратегического бомбардировщика отложены на неопределенное время. Внимание экспертов привлекло намерение администрации Б. Обамы радикально изменить систему закупки вооружений с целью повысить степень ее эффективности и оживить борьбу с коррупцией и бюрократизмом.

В 2010 г. закупки вооружений будут сокращены более чем на 40 млрд долл. В Пентагоне планируется создать новую (и более централизованную) административную структуру, ведающую закупками. Нынешних 11 тыс. чиновников, работающих в министерстве обороны по контракту, планируется превратить в государственных служащих. К 2015 г. численность этих служащих планируется довести до 20 тыс. (4100 человек планируется принять на работу уже в 2010 г.). По мнению ряда экспертов (Ф. Закария, Дж. Гэрэмоуна),

эти меры вряд ли приведут к повышению эффективности работы службы закупок Пентагона, наоборот, они могут обернуться еще большим бюрократизмом.

Обращает на себя внимание усиление социальных аспектов военного бюджета США. Так, на 300 млн долл. будет увеличена программа помощи раненным и инвалидам военных кампаний. Всего в 2010 г. на цели военного здравоохранения будут потрачены 47 млрд долл. На 200 млн долл. увеличивается программа помощи семьям военных, а также обеспечения их жильем и образованием. На эти цели в 2010 г. будет потрачено свыше 13 млрд долл. По причине увеличения социальных расходов общий объем военного бюджета США, согласно его проекту на 2010 г., должен был не только уменьшиться, а даже вырасти на фоне сокращения военных закупок. В итоге по планам администрации Б. Обамы бюджет должен был составить 534 млрд долл. (664 млрд долл. с военными расходами на войны в Ираке и Афганистане) по сравнению с 513 млрд долл. (и 662 млрд долл. соответственно) в 2009 г. (Fiscal Year 2010., http://www.defenselink.mil/comptroller/defbudget/fy2010/fy2010_SSJ.pdf). Однако Конгресс, принявший в октябре 2009 г. окончательный вариант бюджета, увеличил его еще больше — до 550,2 млрд долл. (и 680,2 млрд долл. с военными расходами на зарубежные операции) (Garamone, http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=56220).

Контроль над вооружениями

Многие эксперты предрекали, что при Б. Обаме оживится процесс контроля над вооружениями — как обычными, так и стратегическими. С самого начала своего правления Б. Обама предлагал России сократить стратегические наступательные вооружения (СНВ) на 80% (см.: Воропаев, Стуруа, 2009). На лондонском саммите было принято заявление о том, что Россия и США готовы сократить СНВ ниже уровня 1700-2200 ядерных боезарядов (см.: Лату-хина, http://www.rg.ru/2009/04/02/ medvedev-obama.html). Эксперты обращают внимание, что это ниже уровня, указанного в соглашении по СНВ 2002 г. На московском саммите (июль 2009 г.) и во время визита Д. А. Медведева в США (сентябрь 2009 г.) эти намерения были подтверждены.

Большинство экспертов и политиков даже из оппозиционного Б. Обаме республиканского лагеря весьма позитивно отнеслись к этой инициативе. Так, член сенатского комитета по иностранным делам республиканец Ричард Лугар (Richard Lugar), комментируя итоги встречи Медведева-Обамы, заявил, что давно ожидал возобновления диалога между РФ и США в сфере сокращения СНВ.

_ 139

ЛОЯИШЭКС. 2010. Том 6. № 3

Однако большинство экспертов сомневались, что новое соглашение по СНВ, если речь действительно пойдет о таком радикальном ядерном разоружении, вообще возможно. Дело в том, что такое резкое сокращение стратегических вооружений при одновременном создании американской системы ПРО (если работы по ней будут продолжены) ставит в невыгодное положение Россию, ибо ее возможности для нанесения ответного удара (в случае превентивной атаки США) серьезно сужаются. Даже на уровне обсуждения самой идеи о глубоких сокращениях СНВ в преддверии лондонского саммита эта инициатива вызвала резкое сопротивление со стороны российских военных (Появится ли новый СНВ, 2009, с. 2). На московской встрече президенты подписали заявление, в котором подчеркивалась взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, но окончательной ясности о судьбе американской ПРО в Европе оно так и внесло (до сентябрьского 2009 г. решения Б. Обамы о ее замораживании).

Еще одна проблема связана с тем, что при таких радикальных сокращениях арсенала СНВ существенно возрастает роль ядерных потенциалов Китая, Великобритании, Франции. Комментируя планы Медведева-Обамы о резком сокращении СНВ, А. Рар отметил: «Я сомневаюсь, что это возможно, потому что вопрос сам по себе сложный. Нельзя забывать о том, что в области ядерных вооружений Китай сегодня дышит России в затылок. Также Москве на переговорах с Вашингтоном следует учитывать тот факт, что атомный арсенал должен защищать ее не только от Америки, но, может быть, от теоретических угроз со стороны других стран» (Рар, http://www.rg.ru/2009/04/02/usa-russia.html). Как и другие эксперты, А. Рар предрекал, что эти переговоры с Америкой будут достаточно трудными, помимо концептуальных вопросов их участникам предстоит решить много технических деталей. Тем не менее либерально настроенные эксперты и политики США и Европы с оптимизмом относились к перспективам дальнейшего сотрудничества с Москвой в сфере контроля вооружений. В первую очередь это был вопрос о ПРО, где американский президент, в отличие от своего предшественника Дж. Буша-младшего, провозгласил идею совместного создания противоракетной обороны для защиты от так называемых государств-изгоев, которые могут угрожать в равной мере и России, и Европе, и США. Так, А. Рар отмечал: «Я думаю, по финансовым причинам, которые абсолютно понятны — в Америке сегодня тоже не хватает денег на многое, — процесс размещения элементов противоракетной обороны в Чехии и Польше будет приостановлен. Американцы, судя по высказываниям самого Обамы, могут согласиться на базе радара в азербайджанской Габале начинать совме-

стные действия в области противоракетной обороны с Россией. Причем в более доверительных тонах, чем это наблюдалось за последние годы» (Там же).

В то же время более консервативно настроенные эксперты (профессор Института стратегических исследований при Колледже сухопутных сил США С. Бланк, сотрудник Джорджтаунского центра стратегических и международных исследований З. Бжезинский и проч.) весьма скептически оценивали перспективы свертывания работ в Польше и Чехии, а также создания пан-европейской системы ПРО с участием России (Интервью., http://www.washprofile.org/ru/node/ 8497). Они отмечали, что администрация Б. Обамы вряд ли решится на конфликт с той проатлантической частью восточно- и центрально-европейской элиты, которая заключала соглашения о размещении элементов системы ПРО на своей территории. Во внутриполитическом плане отказ США от этих планов означал бы для нее серьезное политическое поражение. К тому же степень доверия между РФ и США в области военно-стратегического сотрудничества не настолько высока, чтобы всерьез думать о создании совместной системы противоракетной обороны.

Почувствовав угрозу своим позициям, ряд восточно- и центрально-европейских политиков, вовлеченных в сделку по ПРО, обратились с открытым письмом к Б. Обаме, в котором они предостерегали президента США от принятия односторонних мер в отношении системы ПРО (Открытое письмо., 2009). Комментируя это письмо, бывший министр иностранных дел А. Ротфельд достаточно жестко заявил: «Мы не против пересмотра соглашения по созданию системы противоракетной обороны. Они могут даже подключить к этому русских, но они должны с уважением относиться к Польше и остальным партнерам. Без нас нельзя решать ничего, что имеет к нам отношение» (Почему восточноевропейские лидеры., 2009).

Как бы отвечая на эти претензии восточноевропейских союзников, главный специалист по России Совета национальной безопасности США Майкл Макфол заявил: «Мы не собираемся заверять, успокаивать, уступать или торговаться с русскими по вопросам, касающимся расширения НАТО или противоракетной обороны» (цит. по: Саймс, 2009). Кроме того, он объединил «национальные интересы» США по этим вопросам с «интересами наших союзников в Европе». Это заявление было интерпретировано в Москве как неготовность администрации Б. Обамы вести переговоры по вопросам, являющимся наиболее важными для России.

Российская сторона также обратила внимание на то, что в заявлении министра обороны США Р. Гейтса от 6 апреля 2009 г. о про_ 141

ЛОЯИШЭКС. 2010. Том 6. № 3

екте военного бюджета на 2010 г. ничего не говорилось о свертывании планов по строительству элементов ПРО в Европе. Там лишь упоминается о замораживании ряда программ НИОКР в области ПРО и об отказе от развертывания дополнительных ракет-перехватчиков на Аляске. Сокращения по программе ПРО составят 1,4 млрд долл. Однако, по мнению влиятельного военного аналитика, ведущего специальной передачи на CNN и бывшего редактора журнала «Foreign Affairs» Фарида Закария, эти инициативы Р. Гейтса означают, скорее, оптимизацию, чем свертывание программы ПРО. Тем не менее сразу после обнародования заявления Р. Гейтса двухпартийная группа сенаторов (включая обоих сенаторов от штата Аляска) обратились к Р. Гейтсу с письмом, в котором настаивали на его отказе от планов урезания программы ПРО.

Сам президент Б. Обама в одном из своих интервью был вынужден признать, что он и его «команда» недооценили силу лоббистов от ВПК, которые привыкли биться за любую из сокращаемых военных программ, что делает переговоры о сокращении стратегических вооружений и других мерах контроля над вооружениями более проблемными и затяжными. Не случайно, сразу же после лондонской встречи с Д. Медведевым из окружения Б. Обамы пошли «утечки» о необходимости замедления разработки новых соглашений в области контроля над вооружениями и переносе сроков заключения договоренностей в этой области. Несмотря на сопротивление Варшавы, Праги и собственных «ястребов», у Б. Обамы хватило политической воли, чтобы в сентябре 2009 г. принять решение о замораживании ПРО в Восточной Европе. Он мотивировал это тем, что Иран, против которого официально задумывалась эта система, еще долгое время не сможет разработать баллистические ракеты большой дальности, способные достичь Европы.

Многие эксперты справедливо считают, что на этом далеко не поставлена точка в истории с ПРО, да и Б. Обама не так однозначен в своих инициативах. Как выяснилось несколько позже, администрация Б. Обамы не собиралась полностью отказываться от создания элементов системы ПРО в потенциально опасном для иранского удара регионе. Речь идет о скором размещении наземного противоракетного комплекса THAAD в Турции, Израиле, Румынии и ПРО морского базирования SM-3 (для перехвата ракет малой и средней дальности на начальной и полетной траектории полета), устанавливаемых на эсминцах Aegis в акваториях Средиземного и Черного морей. В принципе высокая мобильность позволяет размещать системы ПРО морского базирования практически в любой точке Мирового океана. Дальность действия радаров, устанавливаемых на Aegis, составляет 500 км. По заявлению заместителя

председателя ОКНШ Дж. Картрайта, в 2018 г. планируется размещение ракет SM-3 block-2 (с увеличенной дальностью перехвата) в Средиземном море, в Персидском заливе и в морях Северной Европы (ПРО 2.0: перезагрузка, www.vz.ru/society/2009/17/328606.html).

В США ведутся работы по созданию лазерного оружия, причем в качестве несущей платформы используется Боинг-747. Несколько специально оборудованных самолетов такого типа будут способны перехватывать ракеты в радиусе нескольких сот километров. В перспективе лазерное оружие может использоваться не только для мониторинга в прибрежной зоне, но и в случае пусков баллистических ракет со стратегических подводных лодок.

Хотя все указанные системы относятся к классу ТВД (театр военных действий), т. е. нестратегических, не следует приуменьшать их значимость. Отработанные по отдельности, они затем послужат лишь элементами в планах создания национальной и затем глобальной ПРО, включающей космические, воздушные, морские и наземные компоненты. Такая система планируется как эшелонированная, когда средства поражения разделены на эшелоны по типам целей и рубежам перехвата (layered versatile adaptive system, LVAS). Для этого в США разрабатываются две системы спутников (на высокой и низкой орбите2), которые предназначены для обнаружения, сопровождения и определения параметров ракетных пусков. Спутниковые системы, снабженные лазерной системой связи, будут отслеживать перемещение мобильных наземных объектов в инфракрасном диапазоне.

Это позволит вести наблюдение при плохой погоде. Кроме того, отрабатываются технологии для размещения лазерного оружия в космосе. Считается, что развернутая в космосе группировка из 12 боевых лазеров будет способна перехватить 5 пусков баллистических ракет в глобальном масштабе или 10 пусков на территории одного ТВД (Independent working GROUP., 2007, p. 23-26). Некоторые из этих программ приостановлены из-за недостатка финансирования и технических проблем. Но планы по созданию глобальной ПРО в США еще не отменяли. В этом смысле сегодняшний диалог по проблеме ПРО следовало бы вести не в надежде на добрую волю президентов Б. Обамы и Д. Медведева, а с учетом перспектив военной стратегии США, направленной на создание инфраструктуры для нанесения быстрого «глобального удара» на поражение: в

2 SBIRS-High (space-based infrared system) u STSS (space tracking and surveillance system).

любых условиях, по любому противнику и в любой точке планеты (Quadrennial defense..., 2006, p. 36).

Именно об этом буквально на следующий день после заявления Б. Обамы о свертывании ПРО в Восточной Европе Р. Гейтс поспешил заявить, что США и их союзники в Европе нуждаются в более совершенной системе ПРО и что решение об отказе от ее создания в нынешнем варианте не было уступкой Москве. «Отношение России и ее возможная реакция не играли роль в моих рекомендациях президенту по данному вопросу. Конечно, принимая во внимание враждебность России к американской ПРО в Европе, если русское руководство примет план, тогда это будет неожиданностью и приветствуемым изменением политики с их стороны», — заключил Гейтс (США не идут на уступки., news.mail.ru/politics/2910428/). Правда, сам Б. Обама заявил, что при принятии своего решения он учитывал позицию России по ПРО.

В октябре 2009 г. последовали разъяснения по поводу глобальной ПРО от заместителя министра обороны США А. Вершбоу (бывший посол в России): «Через 10 лет эта новая система будет включать элементы ПРО, которые будут базироваться и на море, и на суше. Сухопутные системы на ранних стадиях будут установлены в Юго-Восточной Европе, позже — в Центральной и Северной Европе. Польша — первый кандидат на размещение элементов новой системы ПРО». По сообщению министра обороны Польши С. Кома-ровски, уже последовало предложение США разместить в Польше командные пункты для управления ракетами SM-3 морского базирования и нескольких батарей ПВО «Пэтриот» для прикрытия системы ПРО (Бонусы от Patriota, www.vx.ru/politics/2009/10/7/334969.html). Пентагон не исключает, что элементы ПРО (радары) появятся и на Украине (ПРО подходит., www.vz.ru/politics/2009/10/9/335890.html).

Таким образом, предложения Б. Обамы относительно свертывания программ ПРО в Польше и Чехии оборачиваются еще более невыгодными для России перспективами. В то же время Б. Обама успел не только выступить как миротворец, но и вскоре получить Нобелевскую премию мира. Все это выглядит как PR-кампания, призванная в перспективе помочь навязать невыгодные для России условия по новому договору СНВ, ПРО и обычным вооружениям.

К концу марта 2010 г. РФ и США удалось, устранив все разногласия, согласовать условия договора по СНВ. Договор был подписан 8 апреля 2010 г. на встрече президентов Д. Медведева и Б. Обамы в Праге. Он имеет строго паритетную основу. Обе стороны взяли на себя обязательства в ближайшие семь лет существенно сократить наступательные арсеналы и не размещать их на территории «третьих стран». Определены конкретные цифры. И

Россия, и США могут иметь не более чем по 700 носителей ядерного оружия, включая межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистических ракет морского базирования, размещаемых на атомных подводных лодках (АПЛ), и стратегических бомбардировщиков. Суммарное количество боезарядов будет сокращено почти на треть — с 2200 до 1550 единиц. Представители российского Минобороны и Генштаба РФ уверяют, что данные параметры позволяют сохранить стратегические ядерные силы в состоянии достаточной боеготовности в случае нападения на нашу страну. Это должно обеспечить необходимый уровень сдерживания.

Как считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, «Россия не поддалась давлению американцев и заключила выгодный для себя договор. Во-первых, нам удалось сбросить с себя "контролирующие оковы", когда американцы не только зорко следили за производством наших баллистических ракет, например, на том же Воткинском заводе, но и даже отслеживали маршруты передвижения мобильных ракетных комплексов. Теперь, по условиям договора, этого не будет» (цит. по: Балмасов, Труха-чев, http://www.pravda.ru/world/08-04-2010/1026718-snv-0/).

Приходится констатировать, что Москва не смогла добиться того, чтобы американцы отказались от развития своей ПРО. Зато она настояла на том, что если это будет угрожать российской безопасности, РФ вправе выйти из СНВ. Еще один момент, по которому России не удалось добиться своего, — это подвести под ограничения крылатые ракеты, на которые сейчас делают ставку американцы. Нужно отметить и то, что теперь упрощается процедура переоборудования и ликвидации стратегических наступательных вооружений. Присутствие инспекторов не обязательно. В договоре нет ни слова о том, что контроль за его соблюдением может осуществляться с помощью телеметрической информации, т. е. в видеорежиме. Что касается темы СНВ и ПРО, то в документе прописана неразрывная связь между ними. США взяли на себя обязательство не переоборудовать и не использовать пусковые установки МБР и баллистических ракет АПЛ для размещения на них противоракет. Но саму ПРО и её компоненты данный договор не регулирует. Продолжая разговор о российско-американской повестке дня в сфере контроля над вооружениями, отметим, что к числу дипломатических побед РФ можно отнести также согласие Б. Обамы поработать над ратификацией Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.), который был подписан США, но не ратифицирован американским сенатом ни при Б. Клинтоне, ни при Дж. Буше-младшем из-за преобладания там оппозиционных договору сил.

_ 145

ЛОЛИШЭКС. 2010. Том 6. № 3

Наибольшее согласие между Д. Медведевым и Б. Обамой вызвала необходимость сотрудничества двух стран в области ядерного нераспространения. Этот вопрос являлся одним из приоритетных в диалоге двух лидеров. РФ и США высказались за продолжение шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР, согласившись, что запуски Пхеньяном баллистических ракет в апреле 2009 г. нанесли ущерб миру и стабильности в регионе. Что касается Ирана, то обращает на себя внимание менее агрессивный тон Б. Обамы в отношении его ядерной программы, чем Буша-мл. Президенты РФ и США подчеркивают, что никто не лишает Иран его права на мирный атом, но резолюции СБ ООН и требования МАГАТЭ надо выполнять. При этом Тегеран заверили, что его проблему Москва и Вашингтон планируют решать сугубо дипломатическими методами. Это заметная разница по сравнению с администрацией Дж. Буша-младшего, предпочитавшего язык угроз (см.: Марков, http://www.rg.ru/2009/04/02/perezagruzka.html). «Кардинальное отличие этих консультаций, — говорит помощник президента РФ Сергей Приходько, — то, что они настроены на результат, а не на заявку, как у предшественника Обамы» (цит. по: Латухина, http://www.rg.ru/2009/04/02/ medvedev-obama.html).

На лондонском саммите в апреле 2009 г. президенты РФ и США сделали почти сенсационное заявление, касающееся перспектив всеобщего ядерного разоружения. «Мы заявили о приверженности наших стран цели достижения свободного от ядерного оружия мира», — подчеркнули лидеры двух стран (Там же).

Однако амбициозное заявление двух президентов относительно построения в будущем мира, свободного от ядерного оружия, было воспринято мировым экспертно-аналитическим сообществом весьма скептически. Как показывает исторический опыт, подобные заявления заканчиваются безрезультатно. Единственный положительный эффект таких заявлений — это психологическое давление на страны, незаконно приобретшие ядерное оружие. В целом скептически оценивая заявление Медведева-Обамы, А. Рар вместе с тем отмечает: «Но факт есть факт, США и Россия готовы двигаться, пусть пока очень медленно, к безатомному миру. Это обнадеживает, потому что такой политикой они, естественно, создают давление на такие государства, как Северная Корея, Пакистан и Индия, призывая их не вооружаться, а, наоборот, снижать свой атомный арсенал» (Рар, http://www.rg.ru/2009/04/02/usa-russia.html).

***

Резюмируя сказанное, отметим, что становление военно-политического курса 44-го президента США носило затяжной и противоречивый характер, поскольку оно происходило в сложных и не-

146 _

определенных внутри- и внешнеполитических условиях. «Наследие» стратегических планов предыдущего президента, направленных на глобальное превосходство и доминирование, по-прежнему дает о себе знать и имеет солидную поддержку внутри политических кругов США и военно-промышленного комплекса. Об этом же говорит и сохранение поста министра обороны за Р. Гейтсом, продолжавшим реформы Д. Рамсфелда.

Все это наложило отпечаток на конкретные действия новой администрации, придав им известные непоследовательность, хаотичность и пассивность. «Команда» Б. Обамы так и не смогла выработать строго выверенную, последовательную и рассчитанную на долгосрочную перспективу военно-политическую стратегию, хотя по отдельным направлениям характер внешней политики новой администрации постепенно проясняется.

Остается большой вопрос, сумеет ли Б. Обама действительно пересмотреть военно-политическую стратегию США или вынужден будет пойти на уступки «ястребам». И тогда гегемония просто получит новую «упаковку», либеральную по форме и имперскую по содержанию.

Литература

1. Балмасов С., Трухачев В. Договор СНВ под руку с ядерной доктриной. 2010. 8 апреля // http://www.pravda.ru/world/08-04-2010/1026718-snv-0/

2. Бонусы от Patriota // www.vx.ru/politics/2009/10/7/334969.html

3. Воропаев В., Стуруа М. Обама дал атому ход: президент США хочет сократить ядерные арсеналы — вместе с Россией // Известия. 2009 г. 11 февраля.

4. Интервью с С. Бланком: Прогноз упадка // http://www.washprofile.org/ru/node/8497

5. Конышев В. Н. Военная стратегия США после окончания «холодной войны». СПб.: Наука, 2009.

6. Латухина К. Между нами. Президенты Медведев и Обама обсудили российско-американские отношения один на один // Российская газета. 2009. 2 апреля // http://www. rg. ru/2009/04/02/ medvedev-obama. html

7. Марков Л. Встреча на Темзе. Россия и США пересеклись в Лондоне // Российская газета. 2009. 2 апреля // http://www.rg.ru/2009/04/02/perezagruzka.html

8. Открытое письмо администрации Обамы из Центральной и Восточной Европы // Wider Europe Review. 2009. 23 July.

9. Появится ли новый СНВ? // Известия. 2009. 11 февраля.

10. Почему восточноевропейские лидеры выступили с обращением к Обаме // Wider Europe Review. 2009. 23 July.

11. ПРО подходит ближе // www.vz.ru/politics/2009/10/9/335890.html

12. ПРО 2.0: перезагрузка // www.vz.ru/society/2009/17/328606.html

13. Рар А. Беседа о будущем в доверительных тонах // Российская газета. 2009. 2 апреля // http://www.rg.ru/2009/04/02/usa-russia.html

14. Саймс Д. Неясная перезагрузка // Wider Europe Review. 2009. 23 July.

15. США не идут на уступки России по ПРО // news.mail.ru/politics/2910428/

16. Annual Report to Congress. Military Power of the People's Republic of China 2009. Washington: Office of the Secretary of Defense, 2009.

17. A statement on the of the United States Army 2006 by honorable F. Harvey and General P. Shoomaker presented to committees and subcommittees of the United States Senate and House of Representetives 2nd Session, 109th Congress. Washington: Office of the Chief of Staff of Army, 2006.

18. Congress reacts to Gates' Pentagon budget shifts. 2009. 7 April // CNN.politics.com

19. Defense Budget Recommendation Statement (Arlington, VA). As Prepared for Delivery by Secretary of Defense Robert M. Gates, Arlington, VA, Monday, April 06, 2009 // http://www.defenselink.mil/speeches/speech.aspx?speechid=1341

20. Fiscal year 2010 budget request. May 2009. Washington: Department of Defense, 2009 // http://www.defenselink.mil/comptroller/defbudget/fy2010/fy2010_SSJ.pdf

21. Garamone J. Budget Recommendations Provide 'Home' for Warfighters, Gates Says // DefenseLink. 2009. 7 April // http://www.washprofile.org/ru/node/8497

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Garamone J. Congress Finishes Work on Authorization Bill // DefenseLink. 2009. 14 October // http://www.defenselink.mil/news/newsarticle.aspx?id=56220

23. Gates announces major Pentagon priority shifts. 2009. 6 April // CNN.politics.com

24. Independent working group on missile defense, the space relationship & twenty-first century. Report 2007. Washington: The Institute for Foreign Policy Analysis, 2007.

25. Lamb C. Transforming defense. Washington: National Defense University, 2005. P. 21.

26. Measuring Stability and Security in Iraq. March 2009. Report to Congress in accordance with the Department of Defense Supplemental Appropriations Act 2008 (Section 9204, Public Law 110-252). Washington: Office of the Secretary of Defense, 2009.

27. Quadrennial defense review report. Washington: Department of Defense, 2006.

28. Submitted Statement to the Senate Armed Services Committee, As Submitted by Secretary of Defense Robert M. Gates, Room SD-106, Dirksen Senate Office Building, Washington, D.C., Tuesday, 27 January, 2009 // http://www.defenselink.mil/speeches/ speech.aspx?speechid=1337

29. Zakaria: Pentagon's new plan is "revolutionary". 2009. 10 April // CNN.politics.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.