Научная статья на тему 'Современная структура таможенной службы Чехии'

Современная структура таможенной службы Чехии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
222
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / CUSTOMS SERVICE / CZECH REPUBLIC / CUSTOMS CONTROL / EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халапян Е. А.

Исследуется структура Таможенной службы Чехии, ее правовой статус, полномочия подразделений таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern structure of the Customs Service in Czech Republic

The structure of the Customs Service of the Czech Republic, its legal status, powers of units the Service are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Современная структура таможенной службы Чехии»

УДК 341.1/8

СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ЧЕХИИ

Е. А. Халапян

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 26 февраля 2013 г.

Аннотация: исследуется структура Таможенной службы Чехии, ее правовой статус, полномочия подразделений таможни.

Ключевые слова: таможня, Чешская Республика, таможенный контроль, Европейский союз.

Abstract: the structure of the Customs Service of the Czech Republic, its legal status, powers of units the Service are analyzed in the article.

Key words: Customs Service, Czech Republic, customs control, European Union.

После вступления Чешской Республики в Европейский союз (ЕС) в 2004 г. ее Таможенная служба1 (далее - ТС Чехии, ТС) претерпела значительные изменения в процессе модернизации. Они были направлены на приведение ТС в соответствие стандартам ЕС2.

1 мая 2004 г. вступил в силу Закон «О таможенном регулировании в Чехии» 2004 г.3 В соответствии с этим законом ТС Чехии имеет две основные задачи: а) защиту и регулирование внутреннего рынка, взимание пошлин на импортируемые товары и надзор за этими товарами; б) предотвращение угрозы для жизни и здоровья людей, животных или растений.

В настоящее время таможенные органы Чехии входят в систему Министерства финансов Республики.

Систему таможенных органов возглавляет Главное таможенное управление (далее — ГТУ). ГТУ подчиняются восемь региональных таможенных управлений, которые, в свою очередь, осуществляют контроль за деятельностью 54 таможен.

Согласно ст. 3 Закона 2004 г., ГТУ возглавляет Генеральный директор, который должен быть таможенным офицером. Генеральный директор назначается на должность и увольняется с нее министром финансов, которому подотчетен. 383

Генеральный директор имеет право совершать юридические действия от имени государства в отношении управления имуществом таможни, вопросов трудового права. Вместе с тем он в письменной форме может уполномочить других должностных лиц ТС действовать в соответствующей сфере.

1 Celni sprava CR. URL: https://www.celnisprava.cz/en/Pages/default.aspx

2 Streckova Y. Verejna ekonomie pro skolu i praxi. Praha, 1998. S. 4.

3 Zakon c. 185/2004 Sb., o Celni sprave Ceske republiky, ve zneni pozdejsich predpisu.

URL: http://www.advokationline.eu/index.php/ru/skachat/114-zakon-3261999-sb-o-pobytu-cizincu-na-uzemi-ceske-republiky

© Халапян Е. А., 2013

2013. № 1

384

Генеральному директору помогают два заместителя, которые должны быть офицерами таможни. Они назначаются на должность и освобождаются от нее министром финансов.

ГТУ состоит из 13 отделов и 3 отдельных департаментов (инспекции, внутреннего аудита и технической лаборатории). Отделы объединяются в три секции — Секцию 01 экономики и информатики, Секцию 02 сборов и налогов, Секцию 03 расследований и надзора.

Согласно ст. 3 (3) Закона «О собственности Чешской Республики и законов, находящихся в его соответствии» 2000 г.4 и ст. 3 (g), ст. 10 Закона «О бюджетных правилах» 2002 г.5 ГТУ имеет бюджетное финансирование. Доходы и расходы ГТУ включены в бюджет Министерства финансов.

ГТУ осуществляет следующие полномочия:

1) участвует в подготовке проектов нормативных актов в области таможенного дела;

2) осуществляет контроль за деятельностью таможенных управлений;

3) управляет таможенными органами в области таможенного контроля, таможенной оценки, обеспечения сбора таможенных пошлин, осуществления таможенной политики, введения таможенных пошлин, налогов, анализа риска, международного сотрудничества, торговли внутри ЕС;

4) принимает решения о создании свободного склада;

5) обеспечивает сбор и обработку сведений о товарах и отдельных производителях, которые взяли на себя налоговые обязательства по уплате акцизов, а также торговлю внутри ЕС (ст. 4/15 ТК ЕС);

6) ведет централизованный учет по контролю товаров (Закон «Об экспорте и импорте товаров и технологий» 1997 г.6), если специальным постановлением не предусмотрено иное (например, Закон «О мирном использовании ядерной энергии» 1997 г.7);

7) готовит отчеты и статистические данные, необходимые для выполнения задач таможенной службы, а также распоряжается другими информационными системами;

8) действует в качестве центрального аналитического подразделения для целей анализа рисков;

9) хранит и использует опасные вещества, если иное не предусмотрено специально (Законом «О наркотических веществах» 1998 г.8);

10) обеспечивает снабжение лабораторных исследований и анализов образцами товаров для таможенных и налоговых целей;

4 Act on the property of the Czech Republic and acts thereof in legal relations // Coll. № 219/2000.

5 Act No. 218/2000 Coll., on budgetary rules and on amendment to some related acts (budgetary rules), as amended by Act No. 320/2002 Coll.

6 Act on Control of Exports and Imports of Goods and Technologies Subject to International Control Regimes // Coll. № 21/1997. URL: http://www.opbw.org/nat_ imp/leg_reg/czech/ACT_21_1997.pdf

7 Act on peaceful use of nuclear energy and ionizing radiation (the Atomic Act) and amending and supplementing some laws, as amended // Coll. № 18/1997. URL: http://www.nuclearpool.cz/en/temp/AtomicAct.pdf

8 Act on narcotic substances // Coll. № 167/1998.

11) доставляет письменные документы и уведомления о решениях таможенных органов других государств, если это предусмотрено международным соглашением, которое является частью правовой системы, и на основе международных соглашений осуществляет сотрудничество с таможенными органами других стран и с международными организациями в области таможенного дела и по другим вопросам;

12) обеспечивает специальное образование в области таможенного дела для нужд таможенных органов.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона 2004 г. ГТУ должно содействовать:

а) принятию решений по выдаче документов для таможенных целей, а также документов в соответствии с международными соглашениями9;

б) принятию решений по отдельным случаям задолженности по уплате таможенных платежей;

в) администрированию налогов в объеме и порядке, предусмотренными действующим законодательством10;

г) управлению сбором таможенных пошлин в объеме и порядке, предусмотренными действующим законодательством, если иное не установлено ТК ЕС11;

д) рассмотрению решений, принятых таможенными управлениями в соответствии со ст. 53—70 Кодекса административных процедур12;

е) выполнению других задач (Закон «Об административных сборах»13), если это предусмотрено специальными нормативными актами.

Таможенная техническая лаборатория имеет статус одного из отделов ГТУ14 (подразделение 20, секция 2).

В пределах своей компетенции ТС имеет статус органа полиции и действует в сфере уголовного судопроизводства (ст. 12 (2) УПК Чехии15).

Она действует в отношении уголовных деяний (УК Чехии16) в сфере таможенного, налогового законодательства, контрабанды, а также незаконной утилизации опасных отходов, радиоактивных материалов и др.

9 Decree on the Customs Convention on International Transport of Goods on the Basis of TIR Carnets (TIR Convention) // Coll. № 144/1982 ; Decree on the Customs Convention on E.C.S. Carnets for Commercial Samples and on the Customs Convention on A.T.A. Carnet for the import customs list of goods // Coll. № 89/1963.

10 Administration of Fees and Taxes Act // Coll. № 337/1992.

11 Regulation № 450/2008 of the European Parliament and of the Council of 3^5

23 April 2008 laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code)-----

// Official Journal of the European Union. L 145/1. 4.6.2008. P. 1.

12 Act on administrative proceedings (the Code of Administrative Procedure) //

Coll. № 71/1967.

13 Act on Administrative Fees // Coll. № 634/2004. URL: http://www.czechlegisla-tion.com/en/634-2004-sb

14 URL: https://www.celnisprava.cz/en/o-nas/celni-technicke-laboratore/Pages/ role-of-customs-laboratories.aspx

15 Act on criminal court proceedings (Code of Criminal Procedure), as amended by Act No. 265/2001 Coll // Coll. № 141/1961.URL: http://www.legislationline.org/ documents/id/3850

16 URL: http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/84824/94642/F253295692 /84824.pdf

25. Заказ 490

Е. А. Халапян. Современная структура Таможенной службы Чехии

2013. № 1

386

Таким образом, ГТУ:

а) управляет деятельностью таможенных органов;

б) действует в качестве национального координационного центра для взаимной помощи и сотрудничества с государственными органами других государств и международных организаций в области таможенного дела;

в) в рамках выполнения международных соглашений и в порядке, предусмотренном ст. 33Ь 1о 37d Закона «О таможне»17, осуществляет надзор за лицами, в отношении которых существуют серьезные основания подозревать, что они нарушили таможенные правила другой стороны международного соглашения, а также за транспортными средствами и контейнерами, в отношении которых имеются серьезные основания подозревать, что они были, есть или могут быть использованы вопреки таможенным правилам другой стороны соглашения, а также выполняет надзор за перемещением товаров, о которых известно, что они могут вызвать существенное нарушение таможенных правил другой стороны соглашения, а также за местом, о котором известно, что оно связано с нарушением таможенных правил другой стороны соглашения;

г) на основе соглашения с таможенными органами других стран принимает необходимые меры для обеспечения того, чтобы при информировании и под контролем таможенных органов других государств незаконные или подозрительные партии товара, например с наркотическими или психотропными веществами, были доставлены к месту назначения надлежащим образом, а также выполняет другие задачи, вытекающие из международных соглашений о сотрудничестве и помощи в таможенных делах с таможенными органами других стран, которые являются участниками соглашения, и международными организациями, и на основе других международных соглашений;

д) осуществляет поиск товаров, скрытых от таможенного контроля, а также лиц, которые скрыли товары от контроля или принимали участие в таком сокрытии или которые получили такие товары (ст. 4/13 и 4/14 ТК ЕС);

е) в случаях незаконного импорта или экспорта товаров выполняет задачи, относящиеся к таможенным управлениям или таможенным органам в соответствии с законодательством;

ж) осуществляет криминологическо-технические исследования и иные анализы для нужд таможенной службы;

з) собирает, обрабатывает и представляет лицам, уполномоченным в соответствии со специальным законодательством (например, УПК), информацию, необходимую для предупреждения, выявления и осуществления преследования за нарушение таможенных правил и принятия дальнейших соответствующих необходимых мер.

Министерство финансов осуществляет надзор за решениями, принимаемыми ГТУ.

17 Customs Act // Coll. № 13/1993. URL: http://www.czechlegislation.com/en/13-1993-sb

ГТУ выполняет запросы таможенных органов других государств в соответствии с международными соглашениями. Оно координирует сотрудничество с зарубежными таможенными органами и международными организациями и в других отношениях (см. Постановление о реализации положений Конвенции о международной перевозке грузов TIR № 144/1982).

Должностным лицом чешской таможни является физическое лицо, в соответствии с Законом «О таможне» 1993 г. Функции таможни выполняются также гражданскими сотрудниками. Они служат в таможенных органах на основании Закона «О службе государственных служащих в административных органах и о вознаграждении таких служащих и других работников административных органов»18 (Закона «О службе» 2002 г.).

Сотрудники ТС, управляющие выполнением служебных функций другими должностными лицами таможни, старшие офицеры (ст. 9 Закона «О службе») и старшие сотрудники (ст. 18 Трудового кодекса19) могут издавать правовые акты, касающиеся собственности, трудовых отношений на основании письменного разрешения Генерального директора.

Среднее звено ТС Чехии составляют территориальные таможенные управления (далее — ТУ). Всего их восемь. Они расположены в городах Брно, Чешская Будейовице, Градец Кралове, Оломоуц, Острава, Пльзень, Прага, Усти-над-Лабем.

Каждое таможенное управление возглавляется директором, который назначается на должность Генеральным директором ТС (ст. 4 Закона 2004 г.). Директор ТУ должен быть офицером таможни. Директору помогает заместитель, который также назначается на эту должность и освобождается от нее Генеральным директором ГТУ.

ТУ имеют структуру, сходную со структурой ГТУ. Они выполняют все функции ТС в пределах территории их деятельности, за исключением случаев, когда вопрос находится в исключительной компетенции ГТУ.

Для повышения эффективности ГТУ может делегировать ТУ часть функций в соответствии с территориальной юрисдикцией.

ТУ имеют следующие полномочия:

1) осуществляют руководство таможнями;

2) могут разрешать таможне в пределах их юрисдикции совершать не- 337 обходимые действия или могут выполнять эти действия самостоятельно;

3) в пределах своей юрисдикции предоставляют для лабораторных исследований и анализов образцы товаров для таможенных и налоговых целей;

5) ведут учет и статистику, а также администрирование информационных систем;

6) сотрудничают с таможенными органами других стран.

18 Act on service of public servants in administrative authorities and on remuneration of such servants and other employees in administrative authorities (the Service Act) // Coll. № 218/2002.

19 URL: http://www.mpsv.cz/files/clanky/3221/labour_code.pdf

Е. А. Халапян. Современная структура Таможенной службы Чехии

2013. № 1

388

Согласно п. 5 ст. 4 Закона 2004 г. ТУ:

а) предоставляет информацию о происхождении товаров на основании запроса (ст. 12 ТК ЕС). Оно должно отказать в предоставлении информации, если она была затребована на основе неточного, неполного или неверного запроса;

б) предоставляет информацию на лиц, которые намереваются работать на международных перевозках грузов на основе системы TIR, а также принимает решения об исключении лица из этой системы, если это предусмотрено международным договором;

в) разрешает быть гарантом международного обеспечения таможенного долга, изымает или продлевает действие разрешений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) контролирует выпуск товаров и анализ рисков для собственных нужд и для нужд таможенных органов в пределах своей юрисдикции (ст. 13 ТК ЕС) ;

д) принимает решение о выдаче сертификата или другого документа о происхождении товара;

е) управляет сбором таможенных пошлин в объеме и порядке, предусмотренными соответствующими правовыми актами, если специально не предусмотрено иное;

ж) управляет сбором налогов в объеме и порядке, предусмотренными налоговым законодательством;

з) рассматривает решения, принятые таможенными органами в пределах своей юрисдикции в соответствии со специальными правилами (ст. 53-70 Кодекса административных процедур 20);

Каждое таможенное управление также:

1) осуществляет поиск товаров, избежавших таможенного контроля или снятых с него, арест лиц, которые вывели такие товары из-под наблюдения или участвовали в этом, или получили эти товары;

2) на основе инструкций от национального органа по координации выполняет задачи, вытекающие из международных соглашений о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с таможенными органами договаривающихся государств и международными организациями и из других международных соглашений, особенно по согласованию с таможенными органами других стран;

3) собирает, обрабатывает и предоставляет лицам, уполномоченным в соответствии с УПК, информацию, необходимую для предупреждения, выявления и преследования за нарушение таможенных правил и принятие дальнейших соответствующих необходимых мер;

4) на основе инструкций от национального органа по координации и в порядке, предусмотренном специальными правилами (ст. 33b-37d Закона № 13/1993), осуществляет надзор за лицами, в отношении которых существуют серьезные основания подозревать, что они нарушили таможенные правила другой стороны, за транспортными средствами и

20 Act on administrative proceedings (the Code of Administrative Procedure) // Coll. № 71/1967.

контейнерами или что они были или могут быть использованы вопреки таможенным правилам другой стороны, а также выполняет надзор за перемещением товаров и мест, о которых известно, что они связаны с нарушением зарубежных таможенных правил;

5) осуществляет криминологическо-технические исследования для нужд таможенных органов;

6) осуществляет хранение и использование опасных веществ для использования в целях обучения и экспертной деятельности, если иное не предусмотрено специальным постановлением (Закон «О наркотических веществах»);

7) выполняет другие задачи, если это предусмотрено специальными нормативными актами.

На основе запроса Таможенное управление Праги предоставляет информацию о тарифной классификации товаров.

Самым низшим звеном системы таможенной службы Чехии является таможня. Таможни возглавляются директорами, которые должны быть офицерами чешской таможни. Они назначаются и увольняются Генеральным директором ГТУ.

ТС работает в тесном сотрудничестве с зарубежными таможенными службами на основе международных соглашений, которые обеспечивают правовую основу для обмена информацией, передачи документов, оказания взаимной помощи в проведении расследований, связанных с нарушениями таможенных правил, а также для совершения иных мероприятий и действий.

Чешская Республика участвует в Конвенции о правовой помощи и сотрудничестве между таможенными администрациями (Неаполь II)

1997 г.21 Кроме того, она подписала соглашения о взаимной помощи в таможенных делах с более чем двадцатью государствами.

Чехия является также давним членом Всемирной таможенной организации, которая значительно облегчает сотрудничество с таможенными службами различных государств.

Система профессионального образования в ТС построена на основе принципа непрерывного образования и предназначена для всех категорий сотрудников. Это создает предпосылки квалификации для выполнения всех мероприятий, вытекающих из компетенции таможенных 389 органов. Основное внимание уделено обеспечению соответствующего уровня профессионального образования, которое является основой для карьерного роста каждого сотрудника ТС. Это образование состоит из трех взаимосвязанных блоков, которые завершаются соответствующими экзаменами. Содержание обучения ориентировано на следующие вопросы: налоги, пошлины и сборы, таможенная политика и тарифы, надзор, поиски, управление административной деятельностью. Иностранные

21 The Convention on mutual assistance and cooperation between customs administrations (Naples II Convention), 18 December 1997 // Official Journal. C 024. 23.01.1998. P. 0002-0022.

Е. А. Халапян. Современная структура Таможенной службы Чехии

языки также очень важны. В рамках образовательного процесса акцент делается на умение применять полученные знания в практической деятельности. Это связано со специальной подготовкой для выполнения служебных обязанностей таможенных органов22.

В целом членство в Европейском союзе существенно повлияло на деятельность ТС, ее компетенцию, правовую основу деятельности и полномочия. Созданная на основе реформированной нормативной правовой базы система таможенных органов позволяет осуществлять таможенный контроль и таможенное оформление на всей территории Чешской Республики. Она соответствует требованиям права Европейского союза.

22 Mrkyvka P., Parizkova I., Radvan M. Zaklady financniho prava. 1. vydani. Praha, 2006. S. 73-75.

Воронежский государственный университет

Халапян Е. А., соискатель кафедры международного и европейского права E-mail: intlaw-vsu@yandex.ru Тел.: 8(473) 255-84-92

Voronezh State University Halapyan E. A., Post-graduate Student of the International and European Law Department

E-mail: intlaw-vsu@yandex.ru Теl.: 8(473) 255-84-92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.