Филатов О.В.
Аспирант Института Права и Национальной Безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации.
Современная структура НАТО по обеспечению информационной безопасности
Ключевая роль в информационном обеспечении политики НАТО отводится главному органу организации - Североатлантическому совету. Данная структура занимается информированием широкой общественности о деятельности Альянса посредством публикации в прессе своих решений и заявлений.
Непосредственной реализацией публикации материалов Атлантического совета занимается Комитет общественной дипломатии НАТО и его подразделения. Помимо этого, посредством организации различных общественных мероприятий и программ, Комитет проводит работу по информированию обществ стран-членов и государств-партнеров о целях и задачах Альянса на сегодняшний день и на ближайшее будущее. Для этого Комитет поддерживает тесные связи со СМИ стран-членов, а также анализирует публичные настроения других государств, входящих в сферу интересов организации1.
Основы работы в той или иной сфере прописываются в официальных документах НАТО. Так, например, основные принципы обеспечения безопасности классифицируемой информации выделяются в документе C-M (2002) 49 «Безопасность в организации Североатлантического договора». По определению из этого же документа классифицируемая информация представляет собой любую информацию (а именно, знания, которые могут быть переданы в любой форме) или материал, который, как определено, требует защиты от несанкционированного раскрытия и который включен в список классификации безопасности. Здесь же указано, что всю важную внутреннюю информацию НАТО подразделяет на пять уровней по убыванию: COSMIC TOP Secret (CTS - «Совершенно секретно»), NATO Secret (NS - «Секретно»),
1 Олевский В. Общественная дипломатия на службе стратегической пропаганды НАТО ч. 1 // Fact Military [Электронный ресурс]. 2017 // URL: http://factmil.com/publ/strana/nato/obshhestvennaja_diplomatija_ na_sluzhbe_strategicheskoj_propagandy_nato_2017/61-1-0-1209
NATO Confidential (NC - «Конфиденциально»), NATO Restricted (NR - «Ограниченный доступ»), Unclassified but sensitive («Внутренняя информация. Не классифицирована»). Помимо всего прочего, в этом же документе указываются основные требования, необходимые для обеспечения безопасности информации2.
Таким образом, каждое государство-член НАТО дает оценку той или иной информации и, опираясь на то, как другие члены соблюдают конфиденциальность в отношении данной информации, принимает решение, к какой информации следует предоставить доступ Альянсу. То есть любое нарушение правил конфиденциальности со стороны того или иного члена может привести к уменьшению потока информации, предоставляемой другими странами-членами. Основной принцип заключается в том, что информация должна сохранять данный ей статус на протяжении всего процесса обращения3.
Как было указано выше, процессы движения информации внутри Североатлантического альянса регулируются нормативно-правовым документом под названием NIMP (NATO Information Management Policy) или же Политика НАТО в сфере информационного менеджмента.
В рамках NIMP существует понятие жизненного цикла информации: «Жизненный цикл информации включает стадии планирования, сбора и генерирования информации; ее структурирование, поиск, использование, определение уровня доступности, передача, хранение, обеспечение защиты и, наконец, ее место в деятельности НАТО»4.
Сам по себе жизненный цикл информации в понимании НАТО выглядит следующим образом: Хранение и защита обеспечивают постоянство информации независимо от носителя или формата. Это может быть классическая бумага или электронные способы хранения. Сбор, создание или генерация — это способы рождения информации. Отдельные деятели или подразделения в НАТО могут осуществлять эту деятельность в рамках обычных бизнес-процессов в соответствии с рамками информационного менеджмента. Организация — это этап подготовки информации, которая будет доступна и пригодна для использования, а также может быть обработана в дальнейшем. Извлечение, применение, установление уровня доступности и передача составляют этап использования инфор-
2 Document C-M(2002)49: Security withing the North Atlantic Treaty Organization [Электронный ресурс]. // URL: https://www.nbf.hu/docs/C-M(2002)49-REV1.pdf
3 Ткачук Т.Ю. Политика информационной безопасности НАТО // Legea Si Viata [Электронный ресурс]. 2018 // URL: http://www.legeasiviata.in.ua/archive/2018/5-2/44.pdf
4 NATO Information Management Policy (NIMP) [Электронный ресурс]. // URL: https://nisp.nw3.dk/ node/T-35ac841c-00ad-4b74-b116-8e1df21c702c-X.html
мации. Этап распоряжения предполагает передачу информации в архив или ее уничтожение. Этап планирования — это деятельность по подготовке планов по применению информации с учетом всех этапов ее жизненного цикла для осуществления интересов НАТО5.
Под информационным менеджментом в НАТО понимается процесс, который направляет и обеспечивает обработку информации на протяжении всего ее жизненного цикла, тем самым гарантируя ее донесение в правильной форме и в надлежащем качестве для удовлетворения потребностей организации6.
Одним из основных средств, используемых Североатлантическим альянсом для достижения своих целей, является информационно-пропагандистская деятельность, а система информирования общественности представляет собой важнейшую составляющую современной информационной политики НАТО.
Управление по политическим вопросам Международного секретариата НАТО занимает одно из ключевых мест в информационной системе НАТО. Задачей данного органа является оказание влияния на общественное мнение, которое отвечает интересам альянса. Деятельность данной структуры связана с установлением взаимодействия НАТО с прессой, организацией встреч и интервью с представителями Альянса, экскурсий на объекты НАТО, в том числе и в штаб-квартиру. Помимо этого, Управление выпускает печатную продукцию НАТО (различные журналы, брошюры, книги), организовывает радиоэфиры, занимается подготовкой фильмов, открытых лекций, семинаров, целью которых является передача необходимого для удовлетворения интересов НАТО посыла7.
Не меньшее значение в системе информационного обеспечения НАТО имеет Агентство по связи и информации НАТО. В круг его ответственности входят вопросы организации коллективной кибербезопасности, обеспечение непрерывного управления силами Альянса, реализация различных проектов в отношении реформирования Объединенных вооруженных сил НАТО8. Именно Агентство занимается информационно-техническим обеспечением сил Альянса во время выполнения миссий, а также организовывает координацию работы различных родов войск
5 Lt. Col. Csanádi G. Information management in NATO // Applied military sciences, DR 2018/1. P. 136-158
6 Lt. Col. Russo A. Information Knowledge Management. A Mission Essential Asset // Joint air power competence center [Электронный ресурс]. 2015 // URL: https://www.japcc.org/articles/information-knowledge-management/
7 Синчук Ю.В. Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств // Вестник МГЛУ. Общественные науки. 2017. Вып. 3 (787). С. 78-94.
8 NCIA NATO [Электронный ресурс]. // URL: https://www.ncia.nato.int/what-we-do.html
объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО. Помимо этого, данный орган занимается формированием системы защиты компьютерных сетей Альянса, а также аттестует информационно-технические средства, поступающие на вооружение НАТО9.
Еще одним немаловажным органом информационного обеспечения является Комитет по общественной дипломатии НАТО. Данный институт проводит анализ деятельности в подотчетной ему области, выполняет координирующую функцию в работе над формированием общественного мнения, занимается разработкой рекомендаций для улучшения деятельности системы информационного обеспечения, предлагает методы и модели для ведения информационной политики10.
Определенные задачи в рамках информационной политики НАТО выполняет бюро общественной информации Международного объединенного штаба. Как становится понятно из названия, данный институт занимается информированием непосредственно международной общественности о военной деятельности Альянса. В компетенцию бюро входит освещение процессов военного строительства НАТО, подготовка выступлений и докладов для представителей военного командования. В их число входит главы Военного комитета НАТО и Международного объединенного штаба, а также верховные главнокомандующие Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе.
Менее значимая, но все же важная роль отводится Комитету по безопасности. В круг его задач входит редактирование документации, предназначенной для размещения в открытый доступ (итоговые коммюнике саммитов НАТО, газеты, журналы и другие печатные материалы).
Отдельного внимания в рамках информационного обеспечения политики Альянса в Европе заслуживают программы и стратегии НАТО, такие как «Партнерство ради мира» (ПРМ) и «Расширение НАТО на Восток». Данные проекты являются одними из наиболее известных инструментов мягкой силы Североатлантического Союза, а в ходе их реализации Альянс стремится удовлетворить свои стратегические интересы, посредством вовлечения стран-партнеров в совместную деятельность11.
Связь с прессой и поддержание диалога с общественностью является важнейшей составляющей проведения информационной политики.
9 Соколов Е. Агентство НАТО по связи и информации. // Fact Military [Электронный ресурс]. 2018 // URL: http://factmil.com/publ/strana/nato/agentstvo_nato_po_syjazi_i_informacii_2018/61-1-0-1544)
10 Дуклов С. Информационно-пропагандистский аппарат НАТО [Электронный ресурс]. // URL: com-mi.narod.ru/txt/1988/1211.htm
11 Синчук Ю.В. Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 3 (787)
В рамках НАТО данные функции также берет на себя вышеупомянутый Комитет по общественной дипломатии НАТО. В этом плане Альянс предпочитает весьма закрытый формат взаимодействия. В обязанности данной службы входит организация и проведение закрытых брифингов, в которых могут принять участие только аккредитованные при НАТО журналисты. Помимо этого, в задачи данного института входит информационное взаимодействие с акторами, не являющимися членами Альянса. Комитет занимается распространением необходимых сведений о деятельности НАТО в других странах, создавая положительный имидж данной организации для их населения12.
Конечно же, важным средством информационного обеспечения политики НАТО являются и сами материалы, публикуемые Альянсом, в виде журналов, брошюр, заметок и т. п. В качестве наиболее известных журналов НАТО стоит выделить «Вестника НАТО», а также «Новости НАТО». Помимо своих собственных материалов, Альянс оказывает поддержку специализированным изданиям в странах-членах НАТО.
Составной частью информационного обеспечения политики НАТО также являются специализированные органы внутри стран-членов организации. Так, в США основным институтом, задачей которого является проведение информационной деятельности является Информационное агентство США (сокр. ЮСИА). В Великобритании данная роль отведена Корпорации радио- и телевещания Вооруженных Сил, Комитету министерства обороны по печати, телевидению и радиовещанию, а также Центральному аппарату Министерства обороны; в Германии - Рабочему штабу прессы и информации Министерства обороны; во Франции полномочия для проведения информационно-пропагандистской деятельности распределены между Службой информации и общественных связей Министерства обороны (сокр. SIRPA), а также непосредственно представителями высшего командования вооруженных сил и аппаратами военных атташе в странах их пребывания13.
В рамках информационного обеспечения политики важным для НАТО является поддержание безопасности внутренней информации, а также функционирования ресурсов по информационному обеспечению. Одной из наиболее опасных угроз для сохранности информации
12 Committee on Public Diplomacy (CPD) // NATO official website [Электронный ресурс]. // URL: https:// www.nato.int/cps/en/natolive/topics_69272.htm (28.03.2022)
13 Сорокотяга И.А. Информационные операции блока НАТО как угроза информационной безопасности личного состава ВС РФ // Развитие военной педагогики в XXI веке : Материалы VIII Межвузовскойна-учно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года / Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2021. С. 403-408.
в понимании альянса является угроза кибератак. В связи с этим, для НАТО крайне важно поддерживать стабильный уровень кибербезопас-ности. Для начала стоит рассмотреть, каким образом НАТО определяет данный термин, а также, какие органы непосредственно занимаются обеспечением сохранности системы обеспечения информацией от ки-бератак. В официальных источниках Альянса под кибербезопасностью понимается поддержание состояния готовности к противодействию к возможным угрозам высокой интенсивности и принятию наступательных контрмер14.
Кроме того, в 2012 году внутри Агентства по связи и информации НАТО был создан орган быстрого реагирования на киберугрозы, получивший название Координационный центр НАТО по реагированию на компьютерные инциденты15.
Основной интерес НАТО в контексте кибербезопасности - защита тех сетей, которыми Организация владеет и которые эксплуатирует. Будучи именно альянсом, НАТО рассматривает кибербезопасность, как проблему национальную, а не как общую задачу для всех членов. Альянс не хочет, чтобы какая-либо из стран-участников оказалась зависима от его ресурсов и сократила свои инвестиции в кибербезопасность.
Процессами киберобороны, как и всеми другими действиями НАТО, управляет Североатлантический Совет. В 2011 году Совет приступил к исполнению решений стран-участников НАТО, принятых на саммите в Лиссабоне в 2010 году. Эти решения подразумевали создание новой политики киберзащиты, которая была одобрена Советом к июню 2011 года. Последняя редакция данного документа была опубликована в марте 2022 г.16.
Представители стран-участниц встречаются по вопросам обеспечения кибербезопасности в рамках работы Управления по защите от ки-беругроз. Ежедневные процессы управления программами выполняются Международным штаб-секретариатом, в частности, Агентством киберзащиты при Директорате по новым проблемам безопасности. Другой важной структурой является Секретариат штаб-квартиры НАТО по консультациям, командованию и управлению. Это сводная группа, собранная из представителей Международного штаб-секретариата (в ос-
14 Cyber defence // NATO official website [Электронный ресурс]. // URL: https://www.nato.int/cps/en/na-tohq/topics_78170.htm (12.04.2021)
15 NATO Rapid Reaction Team to fight cyberattack // NATO official website [Электронный ресурс]. // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htm (13.03.2012)
16 NATO cyber defence policy // NATO official website [Электронный ресурс]. / // URL: https://www.nato. int/cps/en/natohq/topics_78170.htm?selectedLocale=en (23.03.2022)
новном гражданские) и Международного военного штаба (в основном военнослужащие). Эти сотрудники наблюдают за обеспечением киберза-щиты штаб-квартиры и других подразделений НАТО.
Управление систем связи и АИС НАТО (NCIA) занимается технической организацией киберзащиты. Одним из подразделений данной службы является Координационный центр по реагированию на компьютерные инциденты (NCIRC), который является внутренним эквивалентом Группы быстрого реагирования (CERT) для Альянса - это основной ресурс мониторинга сетей на предмет проникновения и определения других рисков, способных повлиять на деятельность организации17.
Есть еще два элемента, которые играют ключевые роли в обеспечении информационной безопасности:
- Союзное командование операций ОВС (ACO) отвечает за командование всеми боевыми силами и эксплуатирует значительную часть жизненно-важных киберресурсов альянса18;
- Союзное командование по трансформации (ACT) отвечает за контроль выполнения различных планов альянса по обеспечению кибер-защиты.
Союзное командование по трансформации СКТ (ACT) отвечает за контроль различных преобразований, проходящих в государствах-членах по инициативе альянса. Такую роль командование выполняет как в контексте обеспечения информационной безопасности, так и в рамках других направлений. Помимо этого, СКТ отвечает за работу, нацеленную на усиление позиций Альянса в киберпространстве в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Основная задача СКТ - развитие международных концепций и доктрин Альянса, а также модернизация образовательных программ и планов различных учений. Все эти сферы деятельности относятся в равной мере как к информационной безопасности, так и к другим аспектам коллективной обороны19. СКТ также занимается долгосрочным планированием адекватности имеющихся ресурсов для противодействия угрозам информационной безопасности.
СКТ отвечает за развитие концепций и доктрин НАТО в отношении
17 Davis S. NATO in the cyber age: strengthening security & defence, stablishing deterrence // NATO Science and technology committee (STC) [Электронный ресурс] // URL: https://www.nato-pa.int/download-fileTfile-name=sites/default/files/2019-09/148%20STC%20Davis%20-%20NATO%20IN%20THE%20CYBER%20AGE%20 -%20fall%20revision%20-%20clean%2011.9.19.pdf (13.08.2019)
18 Allied Command Operations (ACO) // NATO official website [Электронный ресурс]. // URL: https:// www.nato.int/cps/en/natohq/topics_52091.htm#:~:text=Allied%20Command%20Operations%20is%20one,in%20 a%20rapidly%20changing%20world. (12.07.2022)
19 Allied Command Transformation NATO [Электронный ресурс]. // URL: https://act.nato.int/who-we-are
осведомленности о мерах защиты информации, ведя образовательную работу в учреждениях Альянса и распространяя методики обучения на школы стран-участниц. СКТ также взаимодействует со сторонними организациями с целью использования экспертных знаний, которые могут понадобиться при разработке различных документов, регламентирующих обеспечение кибербезопасности.
Помимо всего прочего, в Таллине создан Центр передового опыта по совместной защите от киберугроз. Не являясь формальным подразделением НАТО, данный центр является важным элементом системы ки-берзащиты Организации. СКТ отслеживает деятельность всех подобных аффилированных центров, аккредитуя их согласно стандартам Организации, а также привнося свою лепту в их программы20.
Задача Центра передового опыта по защите от киберугроз заключается в развитии потенциала, сотрудничестве и обмене информацией внутри НАТО посредством образовательных и исследовательских программ, а также в предоставлении экспертных консультаций по вопросам кибер-безопасности21.
Несмотря на свою масштабность, структура НАТО по обеспечению информационной безопасности имеет весьма разветвленный характер. Компетенции зачастую пересекаются, при этом сами органы обеспечения информационной политики зачастую подотчетны разным структурам.
Стоит также отметить, что НАТО уделяет значительное внимание обеспечению кибербезопасности. Имеется целый ряд структур, целями которых является координация, профилактика, регламентирование, подготовка и контроль стран-членов, а также непосредственное выявление и устранение киберугроз.
Помимо этого, стоит отметить, что соответствие нормам безопасности в информационной сфере является одним из ключевых факторов для вступления того или иного государства в состав Альянса. Так, для интеграции в НАТО стране-кандидату необходимо привести в соответствие со стандартами Альянса уровень информационной безопасности и кибербезопасности, наладить информационное сообщение между страной-кандидатом и НАТО на различных уровнях, включая межправи-
20 Efthymiopoulos M.P. A cyber-security framework for development, defense and innovation at NATO // Journal of Innovation and Entrepreneurship [Электронный ресурс]. 2019 // URL: https://innovation-entrepreneurship. springeropen.com/counter/pdf/10.1186/s 13731-019-0105-z.pdf
21 KlimburgA. National cyber security framework manual // CCDOE [Электронный ресурс]. 2012 // URL: https://ccdcoe.org/uploads/2018/10/NCSFM_0.pdf
тельственный, осведомить население страны-кандидата об информационной деятельности НАТО, привести в соответствие информационное законодательство, гарантировать различным государственным структурам и населению страны равный доступ к информационным ресурсам НАТО, провести полную компьютеризацию в сфере обеспечения информационной безопасности, реформировать сферу обеспечения информационной безопасности в вооруженных силах в соответствии со стандартами Альянса.
Учитывая сложную структуру системы обеспечения информационной безопасности, нельзя сказать, что она действует на 100% эффективно. Так, на ресурсах альянса продолжают появляться сообщения о различных хакерских атаках, в том числе с применением ИИ, а также об утечках информации. Данные события становятся поводами для создания новых мозговых центров, принятия новых стратегических документов в рамках обеспечения информационной безопасности. НАТО имеет сложную и разветвленную организационную структуру, в рамках которой одни и те же задачи тем или иным образом находятся в компетенции разных органов. Однако, подобный экстенсивный путь развития, как показывает опыт, не всегда является эффективным в рамках обеспечения информационной безопасности.
Список литературы:
1. Дуклов С. Информационно-пропагандистский аппарат НАТО // URL: commi.narod.ru/txt/1988/1211.htm
2. Олевский В. Общественная дипломатия на службе стратегической пропаганды НАТО ч. 1 // Fact Military. 2017 // URL: http:// factmil.com/publ/strana/nato/obshhestvennaja_diplomatija_na_sluzhbe_strategicheskoj_propagandy_nato_2017/61-1-0-1209
3. Синчук Ю.В. Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств // Вестник МГЛУ Общественные науки. 2017. Вып. 3 (787). С. 78-94.
4. Синчук Ю.В. Информационные структуры армий ведущих зарубежных государств // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. № 3 (787).
5. Соколов Е. Агентство НАТО по связи и информации. // Fact Military. 2018 // URL: http://factmil.com/publ/strana/nato/ agentstvo_nato_po_svjazi_i_informacii_2018/61-1-0-1544
6. Сорокотяга И.А. Информационные операции блока НАТО как угроза информационной безопасности личного состава ВС РФ // Развитие военной педагогики в XXI веке : Материалы VIII Межвузовскойнаучно-практической конференции, Санкт-Петербург, 22 апреля 2021 года / Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного. - Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2021. С. 403-408.
7. Ткачук Т.Ю. Политика информационной безопасности НАТО // Legea Si Viata. 2018 // URL: http://www.legeasiviata.in.ua/ archive/2018/5-2/44.pdf
8. Allied Command Operations (ACO) // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_52091.htm#:~:tex-t=Allied%20Command%20Operations%20is%20one,in%20a%20rapidly%20changing%20world. (12.07.2022)
9. Allied Command Transformation NATO // URL: https://act.nato.int/who-we-are
10. Committee on Public Diplomacy (CPD) // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_69272.htm (28.03.2022)
11. Cyber defence // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htm (12.04.2021)
12. Davis S. NATO in the cyber age: strengthening security & defence, stablishing deterrence // NATO Science and technology committee (STC) // URL: https://www.nato-pa.int/download-file?filename=sites/default/files/2019-09/148%20STC%20Davis%20-%20 NATO%20IN%20THE%20CYBER%20AGE%20-%20fall%20revision%20-%20clean%2011.9.19.pdf (13.08.2019)
13. Document C-M(2002)49: Security withing the North Atlantic Treaty Organization // URL: https://www.nbf.hu/docs/C-M(2002)49-REV1.pdf
14. Efthymiopoulos M.P. A cyber-security framework for development, defense and innovation at NATO // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2019 // URL: https://innovation-entrepreneurship.springeropen.com/counter/pdf/10.1186/s13731-019-0105-z.pdf
15. Klimburg A. National cyber security framework manual // CCDOE. 2012 // URL: https://ccdcoe.org/uploads/2018/10/NCS-FM_0.pdf
16. Lt. Col. Csanádi G. Information management in NATO // Applied military sciences, DR 2018. № 1. P. 136-158.
17. Lt. Col. Russo A. Information Knowledge Management. A Mission Essential Asset // Joint air power competence center. 2015 // URL: https://www.japcc.org/articles/information-knowledge-management/
18. NATO cyber defence policy // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htmTselectedLo-cale=en (23.03.2022)
19. NATO Information Management Policy (NIMP) [Электронный ресурс]. URL: https://nisp.nw3.dk/node/T-35ac841c-00ad-4b74-b116-8e1df21c702c-X.html
20. NATO Rapid Reaction Team to fight cyberattack // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/top-ics_78170.htm (13.03.2012)
21. NCIA NATO // URL: https://www.ncia.nato.int/what-we-do.html
Bibliography
1. Duklov S. NATO propaganda apparatus // URL: commi.narod.ru/txt/1988/1211.htm
2. Olevsky V. Public diplomacy in the service of NATO strategic propaganda, part 1 // Fact Military. 2017 // URL: http://factmil.com/ publ/strana/nato/obshhestvennaja_diplomatija_na_sluzhbe_strategicheskoj_propagandy_nato_2017/61-1-0-1209
3. Sinchuk Yu.V. Information structures of the armies of leading foreign states // Vestnik MSLU. Social Sciences. 2017. Issue. 3 (787).
pp. 78-94.
4. Sinchuk Yu.V. Information structures of the armies of leading foreign states // Bulletin of the Moscow State Linguistic University.
Social Sciences. 2017. № 3 (787).
5. Sokolov E. NATO Communications and Information Agency. // Fact military. 2018 // URL: http://factmil.com/publ/strana/nato/ agentstvo_nato_po_svj azi_i_informacii_2018/61-1-0-1544
6. Sorokotyaga I.A. Information operations of the NATO bloc as a threat to the information security of personnel of the Armed Forces of the Russian Federation // Development of military pedagogy in the 21st century: Materials of the VIII Interuniversity Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, April 22, 2021 / Military Academy of Communications. Marshal of the Soviet Union S.M. Budyon-ny. - St. Petersburg: LLC "Publishing House VVM", 2021. P. 403-408.
7. Tkachuk T.Yu. NATO Information Security Policy // Legea Si Viata. 2018 // URL: http://www.legeasiviata.in.ua/archive/2018/5-2/44. pdf
8. Allied Command Operations (ACO) // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_52091.htm#:~:tex-t=Allied%20Command%20Operations%20is%20one,in%20a%20rapidly%20changing%20world. (12.07.2022)
9. Allied Command Transformation NATO // URL: https://act.nato.int/who-we-are
10. Committee on Public Diplomacy (CPD) // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_69272.htm (28.03.2022)
11. Cyber defence // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htm (12.04.2021)
12. Davis S. NATO in the cyber age: strengthening security & defence, stablishing deterrence // NATO Science and technology committee (STC) // URL: https://www.nato-pa.int/download-file?filename=sites/default/files/2019-09/148%20STC%20Davis%20-%20 NATO%20IN%20THE%20CYBER%20AGE%20-%20fall%20revision%20-%20clean%2011.9.19.pdf (13.08.2019)
13. Document C-M(2002)49: Security withing the North Atlantic Treaty Organization // URL: https://www.nbf.hu/docs/C-M(2002)49-REV1.pdf
14. Efthymiopoulos M.P. A cyber-security framework for development, defense and innovation at NATO // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2019 // URL: https://innovation-entrepreneurship.springeropen.com/counter/pdf/10.1186/s13731-019-0105-z.pdf
15. Klimburg A. National cyber security framework manual // CCDOE. 2012 // URL: https://ccdcoe.org/uploads/2018/10/NCS-FM_0.pdf
16. Lt. Col. Csanadi G. Information management in NATO // Applied military sciences, DR 2018. № 1. P. 136-158.
17. Lt. Col. Russo A. Information Knowledge Management. A Mission Essential Asset // Joint air power competence center. 2015 // URL: https://www.japcc.org/articles/information-knowledge-management/
18. NATO cyber defence policy // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htm?selectedLo-cale=en (23.03.2022)
19. NATO Information Management Policy (NIMP) [Электронный ресурс]. URL: https://nisp.nw3.dk/node/T-35ac841c-00ad-4b74-b116-8e1df21c702c-X.html
20. NATO Rapid Reaction Team to fight cyberattack // NATO official website // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/top-ics_78170.htm (13.03.2012)
21. NCIA NATO // URL: https://www.ncia.nato.int/what-we-do.html