УДК 330.3
й0\: 10.24411/1813-3528-2018-10031
Гаджимурадова Лариса Агамурадовна
Ст. преподаватель кафедры «Финансы и кредит» ГАОУ ВО ДГУНХ г. Махачкала
larisa.0106@mail.ru
Ключевые слова: бизнес-план, бизнес-планирование, инвестиционная привлекательность, структура бизнес-плана, стратегия развития.
Gadzhimuradova L.A. The modern structure of the business plan and its importance in the economy Abstract: with the transition to new economic conditions, there is the importance and relevance of planning - business planning, in order to find new approaches to development, both in the economy and in enterprises as a whole.
Keywords: business plan, business planning, investment attractiveness, business plan structure, development strategy.
Бизнес-план - это ненормативный документ, поэтому регламентировать его со стороны законодательства бесполезно, и зачастую они очень сильно отличаются друг от друга. Дело в том, что в зависимости от планируемого направления деятельности будет зависеть структура нашего бизнес-плана, также она будет зависеть и от степени детализации бизнес-плана.
И так, для чего же составляется бизнес-план? Составление бизнес - плана может выражаться в следующих аспектах, таких как: получение кредита; привлечение внешних инвестиций; оценка перспективности развития проекта; планирование развития нового бизнеса и т.д.
Для чего нужен бизнес-план? Известно, что четкий и ясный бизнес-план является основой удачного старта. Имея на руках четко и ясно составленный бизнес-план, можно рассчитывать на то, что банки отнесутся к вашему предприятию с доверием и не откажут в кредите, а в дальнейшем начатое дело начнет приносить и хорошую прибыль.
Следовательно, мы можем сказать, что бизнес-план необходим, потому что: Во-первых, он четко формулирует идею нового бизнес-проекта, преобразовывая всю сумму желаний и эмоций в одну-единственную цель.
Во-вторых, бизнес-план определяет целевую аудиторию, на которую нацелен новый продукт.
В-третьих, он рассчитывает инвестиционные риски, рентабельность будущего предприятия, прогнозирует доходы и расходы предприятия.
В-четвертых, при необходимости привлечения инвесторов или банковского капитала, грамотно составленный бизнес-план - это зеленый свет для всех возможных финансовых взаимоотношений [1, с.106].
Так же, одной из главных целей, которые ставит перед собой составитель бизнес-плана - это получить финансирование под свой проект. То есть, составить бизнес-план так, чтобы его захотели финансировать
К сожалению, подавляющее большинство бизнес-планов, заявленных к рассмотрению, написано предпринимателем предпринимателю: все положения в нем излагаются с точки зрения бизнесмена. Методическая литература дает рекомендации в
24
СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация: С переходом к новым условиям хозяйствования возникает важность и актуальность планирования - бизнес-планирования, с целью поиска новых подходов к развитию, как в экономике, так и на предприятиях в целом.
Вопросы структуризации экономики
№3,2018
области бизнес-планирования в том же ключе. Это правильно, если бизнес-план пишется исключительно для себя для того, чтобы разработать стратегию дальнейшего развития бизнеса. Но если необходимо получить дополнительное финансирование под проект, бизнес-план должен быть написан с точки зрения инвестора и для инвестора, а не только с точки зрения бизнесмена.
И так, бизнес-план: что необходимо для его составления?
Если говорить о типовых бизнес-планах, то давайте рассмотрим типовую структуру бизнес-плана, которая в принципе является стандартной для любого направления бизнеса, то есть составленный типовой бизнес-план, подойдет для любой сферы бизнеса.
1.Титульный лист. На титульном листе указывается название компании, указывается адреса, как физический, так и юридический, также должны указать суть вашего проекта, указать, кто является инициатором проекта и другая информация, которая может носить конфиденциальный характер.
2.Резюме. По-большему счету резюме, необходимо писать в самом конце вашего, уже составленного бизнес-плана, потому что именно оно в основном будет оказывать влияние на предполагаемого инвестора. Резюме - это краткое, но в тоже время полное описание вашего проекта. Конечно, если вы делаете бизнес-план только для того, чтобы структурировать и спрогнозировать работу своего предприятия, то это резюме ненужно. Однако если оно ориентировано на привлечение инвестиций, то в зависимости от вашего резюме будет решаться вопрос, вкладывать в ваш проект деньги или нет.
3.Суть проекта. В случае если ваша деятельность будет связана с появлением на рынке нового товара, то вам придётся предоставить следующую информацию:
1.Полное и краткое название товара;
2.Описать свой товар, если это бренд или торговая марка, то подтвердить права владения данным брендом или торговой маркой;
3.Указать физический адрес компании, и подтвердить права владения данной недвижимостью, это могут быть права владения или аренды;
4.Указать количество персонала необходимого вам для работы, а также указать специализацию каждого работника, и какие навыки работы вам необходимы;
б.Дать объективные аргументы, почему именно ваш товар будет лучшим на рынке, и его производством стоит заниматься, также необходимо указать есть ли у вас или ваших партнёров опыт работы в данной сфере;
5.Производственный план. Тут придётся описать весь производственный процесс, для того чтобы убедить своего потенциального инвестора, что в производство будет рентабельным, и что он будет изготавливать продукцию точно в срок и в тех объёмах, которые будут указаны в бизнес-плане. Также необходимо будет предоставить доказательства того, что выпускаемая вами продукция будет соответствовать всем стандартам, которые действуют в стране.
6.Маркетинг. В этом разделе будут рассматриваться факторы, влияющие на развитие вашего предприятия и продвижение товара на рынок. Есть два вида фактором внутренние и внешние. Обычно внешние факторы - это те факторы, на которые вы, при всем своём желание, оказать воздействия не можете, к ним относятся: ВНП; интересы потенциального потребителя; технологическая составляющая рынка; законодательная база, которая влияет на ваш товар; потенциальные и существующие конкуренты; сырье.
Внутренние факторы - это те факторы, на которые вы тем или иным образом можете повлиять, к ним относятся: контролирование финансов; персонал; поставщики сырья.
7.Организационный план. Здесь необходимо указать форму предпринимательской деятельности вашего предприятия, если вы не являетесь единственным владельцем предприятия, указать ваших партнёров или акционеров, указать состав руководства компании, и прописать ответственность каждого члена руководства. Также придётся описать количество отделов вашей компании, и указать степень взаимодействия между отделами вашего предприятия, а также какой из отделов, за какую работу будет отвечать, и
кто будет нести ответственность за невыполнение работы в строго установленный срок [2, а26].
Также есть пункты, которые в обязательном порядке должны указываться в данном разделе: форма собственности предприятия; количество соучастников и краткая биографическая справка по ним; в случае если у вас АО, то количество акций, которые вы выпустили; уполномоченный представитель и человек имеющий право подписи; обязанности членов компании; размер суммы заработной платы.
8.Риск. В любом начинании есть своя доля риска, поэтому необходимо будет описать в разделе, какие существуют предполагаемые риски, а также сразу предоставить пути решения данных проблем. Если это возможно, то предоставить не решения, а способы предотвращения рисков.
Особенно не пытайтесь от потенциального инвестора скрыть возможные риски, он наверняка не поверит, что ваше предприятие может развиваться без рисков, и из-за этого может отказать в финансирование, подумав, что вы пытаетесь его обмануть. За попытку скрытия рисков, как минимум, можно остаться без вложений инвестора, а как максимум вы больше нигде не сможете найти инвестиций, потому что можете попасть в своеобразный «чёрный список».
И так, если соблюдать все правила и методы составления бизнес-плана, у предприятия будут высокие шансы эффективно осуществлять свою деятельность, представлять свое предприятия как успешно функционирующее, в лице своих конкурентов, и в дальнейшем найти хороших инвесторов.
В заключение можем отметить, что применение бизнес-планирования для компаний высоко конкурентного рынка производства, не только необходимо, но и является стратегическим вопросом выживания и роста предприятия. Грамотное использование методов бизнес - анализа и прогноза дает руководителям и менеджерам компаний уверенность в завтрашнем дне, и, как следствие, ведет к повышению организованности и цивилизованности на рынке в целом.
Список источников:
1. Иващенко Н.П. «Методические рекомендации к разработке бизнес-плана инновационного предпринимательского проекта: учебно-методическое пособие». Москва: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2017. - 145 стр.
2. Афанасьев В. Н. , Еремеева Н. С. , Лебедева Т. В. «Основы бизнес-статистики: учебное пособие». Оренбург: ОГУ, 2017. - 245 стр.