ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(41) 2020
УДК 343.97
DOI: 10.37973/KUI.2020.41.3.009
Е.З. Сидорова
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОВЕРШИВШИХ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
MODERN SOCIO-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS wHO HAVE COMMITTED A CRIME
Введение: статья посвящена исследованию социально-типологических признаков личности обуча-ющихся-делинквентов.
Материалы и методы: анализируются научная юридическая литература и данные официальной статистики, представленные Министерством внутренних дел России, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратурой России.
Результаты исследования: статья посвящена анализу отдельных социально-типологических признаков личности обучающихся, совершивших преступление, анализируются пол и возраст обучаю-щихся-правонарушителей. Кроме этого, осуществлен анализ личности рассматриваемой категории преступников в зависимости от уровня образования.
Обсуждение и заключения: основываясь на анализе данных официальной статистики, автор составляет современный социально-типологический портрет обучающегося-делинквента. Проведение дальнейших исследований, посвященных анализу иных характеристик личности обучающихся-пра-вонарушителей, позволит, по мнению автора, сформировать общие и специальные рекомендации по борьбе с преступлениями, совершаемыми школьниками и студентами, а значит, позволит повлиять на уровень криминологической защищенности системы образования в целом.
Ключевые слова: личность обучающегося-делинквента; школьник-преступник; борьба с преступностью; личность преступника; криминологическая характеристика личности; типология правонарушителей
Для цитирования: Сидорова Е.З. Современная социально-типологическая характеристика обучающихся, совершивших преступление // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 3. С. 318 - 323. DOI: 10.37973/KUI.2020.41.3.009
Introduction: the article is on the socio-typological features of the personality of delinquent students.
Materials and Methods: the author analysed academic law literature and statistics offered by the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Russian Federation Supreme Court, General Prosecutor's Office.
Results: the article was devoted to the analysis of individual socio-typological features of the personality of students who have committed a crime, their gender and age characteristics were given. In addition, the author analyzed the personality of the category of criminal under consideration, depending on the level of education of criminals.
Discussion and Conclusions: based on the analysis of official statistics, the author presents a modern socio-typological portrait of a delinquent student. Carrying out further study on the analysis of other characteristics of the personality of students-offenders, will form general and special recommendations for combating crimes committed by schoolchildren and students, and therefore will affect the level of criminological protection of the education system as a whole.
Keywords: personality of the student-delinquent; schoolboy-criminal; fight against crime; criminal personality; criminological characteristics of the individual; typology of offenders
For citation: Sidorova E.Z. Modern Socio-Typological Characteristics of Students who have Committed a Crime // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 3. P. 318 - 323. DOI: 10.37973/ KUI.2020.41.3.009
Введение
В научной литературе отмечается, что криминология представляет собой учение о преступности, ее детерминантах, личности правонарушителя и его жертвы, а также предупреждении совершаемых преступных посягательств [1, с. 101]. При всестороннем изучении такого негативного социального явления, как преступность, криминологи особое внимание уделяют характеристике личности правонарушителя. В настоящем исследовании мы обратились к анализу личности тех преступников, которые в период совершения преступления относились к категории школьников или студентов, то есть получали общее, среднее профессиональное или высшее образование. Иными словами, речь идет об обучающихся, совершивших преступление (по тексту используется также термин «обучающиеся-де-линквенты»).
Рассматривая указанных лиц в качестве самостоятельной категории преступников, важно иметь четкое представление об их современных криминологических характеристиках. Подобные криминологические исследования необходимы в целях дальнейшей разработки эффективных мер противодействия преступности в образовательной среде. Криминологический портрет обучающегося-де-линквента может быть составлен с помощью анализа социально-типологических, социально-ролевых, нравственно-психологических и уголовно-правовых характеристик. Настоящая работа посвящена исследованию отдельных социально-типологических признаков личности обучающихся-правонару-шителей: их полу, возрасту и уровню образования.
Обзор литературы
Исследование основывается на работах Ю.М. Антоняна, О.И. Горбатковой, М.Ю. Гребенкина, В.С. Овчинского, B.C. Четверикова, А.Е. Шалагина, на более ранних работах самого автора, а также на анализе современной криминологической статистики. Несмотря на то, что отдельные аспекты данной проблематики уже исследовались различными учеными в области криминологии и уголовного права, существуют вопросы, требующие дополнительного изучения. Целью настоящей статьи является восполнение некоторых научно-исследовательских пробелов в области криминологических знаний о преступности среди школьников и студентов.
Материалы и методы
Материалами исследования выступили современные статистические данные о преступлениях,
совершенных школьниками и студентами, представленные МВД России, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратурой России.
Для достижения поставленной задачи по оценке современного состояния преступности среди школьников и студентов были определены объект и методы исследования.
Объектом исследования выступает преступность школьников и студентов как вид преступности, ее отдельные криминологически значимые аспекты, именно социально-типологические характеристики обучающихся-деликвентов.
Методологической основой проведенного научного исследования выступили сравнительно-правовой, исторический, логический, системно-структурный методы.
Результаты исследования
С учетом ранее проведенных нами исследований под термином «личность обучающегося, совершившего преступление», мы понимаем ряд определенных социально значимых признаков (биологических, социальных, психологических и иных свойств и качеств) человека, получающего образование и виновного в нарушении уголовно-правовых запретов, которые вместе с иными (внешними) условиями повлияли на выбор преступной модели поведения [2, с. 167].
Личность обучающегося-делинквента, как личность любого человека, характеризуется различными группами признаков. Одну из таких групп составляют социально-типологические признаки, то есть ряд социально значимых положений о личности, которые относят ее к определенной социальной группе [3, с. 63 - 64]. Главным образом, это такие демографические признаки, как пол, возраст, гражданство, род занятий, образование, семейный и материальный статусы, место жительства и иное. Анализ этих и других показателей преступности обучающихся необходим для разработки современных мер профилактики преступности обучающих-ся-делинквентов.
Остановимся на анализе демографических признаков личности обучающихся-правонарушителей.
1. Пол. Согласно данным официальной статистики, представленным Министерством внутренних дел России, преобладающее большинство об-учающихся-правонарушителей являются лицами мужского пола (88,1 %) (Таблица 1)1.
1 Состояние преступности за 2014 - 2019 годы: офиц. сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации / Состояние преступности: офиц. сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 07.02.2020).
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(41) 2020
Сведения о выявленных обучающихся, совершивших преступление, по половому признаку за 2014, 2016, 2018 гг.
Таблица 1
Information on Identified Students who Committed a Crime According to their Gender
for 2014, 2016, 2018
Table 1
Год 2014 2016 2018
Общее количество выявленных обучающихся, совершивших преступление 54 870 49 971 44 430
темп прироста, % - -8,9 -ПЛ
Из них лиц:
мужского пола 48 196 43 690 39 651
удельный вес в общем числе, % 87,8 87,4 89,2
темп прироста, % - -9,3 -9,2
женского пола 6 614 6 281 4 779
удельный вес в общем числе, % 12,2 12,6 10,8
те^ж прироста, % - -5,9 -23,9
Женщин среди обучающихся, совершающих преступления, значительно меньше (11,9 %). Данное явление объясняется общей закономерностью, характерной для преступности в целом: мужская преступность всегда преобладает над женской. Положение женщины в обществе, ее роль матери и жены, психологические особенности личности женщин, сложившиеся исторические традиции и иные факторы способствуют тому, что они реже избирают преступный путь поведения, в том чис-
ле в тех случаях, когда являются школьницами и студентками. Данное положение подтверждается и официальными статистическими данными.
2. Возраст. Для того чтобы определить наиболее криминально активный возраст обучающихся, необходимо обратиться к данным официальной статистики, согласно которым 70 % обучающих-ся-делинквентов составляют несовершеннолетние, то есть лица, не достигшие 18-летнего возраста (Таблица 2)1.
Таблица 2.
Сведения о выявленных несовершеннолетних обучающихся, совершивших преступление,
за 2014, 2016, 2018 гг.
Table 2.
Information on Identified Juvenile Students who Committed a Crime for 2014, 2016, 2018
Год 2014 2016 2018
Количество выявленных школьников и студентов, совершивших преступление 54 870 49 971 44 430
темп прироста, % - -8,9 -11,1
Из них:
несовершеннолетние 38 314 35 028 30 598
удельный вес в общем числе, % 69,8 70,1 68,9
темп прироста, % - -8,6 -12,6
'Там же.
Используя данные о несовершеннолетних пра- среди подростков чаще всего преступления совер-вонарушителях, основную массу которых состав- шают лица, достигшие возраста 16 - 17 лет (44,3 ляют обучающиеся, можно констатировать, что %) (Таблица 3)1.
Таблица 3.
Сведения о выявленных обучающихся-правонарушителях по возрастному признаку
за 2014, 2016, 2018 гг.
Table 3.
Information on Identified Delinquent Students by Age for 2014, 2016, 2018
Год 2014 2016 2018
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН 159 795 142 841 131 008
темп прироста, % - -10,6 -8,3
Из ник совершили правонарушение в возрасте:
до 13 лет 37 936 35 370 32 187
удельный вес е общем числе, % 23,7 24,8 24,6
темп прироста, % - -6,8 -9,0
14 - 15 лет 48 454 44 135 42 801
удельный вес в общем числе, % 30,3 30,9 32,7
темп прироста, % - -8,9 -3,0
16—17 лет 73 405 63 336 56 020
удельный вес в общем числе, % 46,0 44,3 42,7
темп прироста, % - -13,7 -11,6
Реже (31,3 %) правонарушения совершают лица 14 - 15 лет и (24,4 %) - лица до 13 лет, то есть до достижения возраста наступления уголовной ответственности.
В ранее проведенных нами научных исследованиях также отмечалось, что согласно результатам опроса экспертов, в роли которых выступили руководители образовательных организаций, анализа материалов уголовных дел, опроса осужденных, совершивших преступление в период обучения в образовательных организациях, среди обучаю-щихся-правонарушителей преобладают лица 16 - 17-летнего возраста [4, с. 75]. «Такая закономерность объясняется более осознанным отношением к жизни, в отличие от возрастной категории 14 - 15 лет, и менее зрелым пониманием своих действий и их последствий, в отличие от возрастной категории 18 - 20 лет. 16-летние и 17-летние школьники и студенты, относящиеся в первую очередь к категории социально неблагополучных и малообеспеченных, более остро воспринимают социальное неравенство и стремятся завладеть объектами
материального мира, которые имеют другие, что влечет совершение такими лицами преступлений имущественного характера. Совершение преступлений насильственного характера может стать следствием возникшего у указанных лиц желания завоевать авторитет и дружбу тех, кто старше и сильнее. В целом в научной литературе справедливо отмечается, что агрессия и жестокость, к сожалению, стали обыденностью школьной жизни во всем мире [5, с. 190]. Осознание того, что реализация наркотических и психотропных веществ может принести 16 - 17-летнему школьнику или студенту определенный финансовый заработок, может привести к совершению преступлений против здоровья населения и общественной нравственности» [4, с. 76 - 77].
3. Уровень образования. Согласно официальным статистическим данным, представленным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, уровень образования выявленных лиц, совершивших преступление, различен (Таблица 4)2.
'Там же.
2Социальный портрет преступности: портал правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/social_portrait (дата обращения: 07.02.2020).
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(41) 2020
Таблица 4.
Сведения о выявленных лицах, совершивших преступление, в зависимости от уровня образования
за 2014, 2016, 2018 гг.
Table 4.
Information on Identified Persons who Committed a Crime, Depending on the Level of Education for
2014, 2016, 2018
Год 2014 2016 2018
Количество выявленный лиц, совершивших преступление 1 006 003 1 015 875 931 107
темп прироста, % - +1,0 -8,3
Из них лица, имеющие образование:
высшее 77 628 89 164 88 833
удельный вес в общем числе, % 7,7 8,8 9,5
темп прироста, % - +14,9 -0,4
среднее профессиональное 283 251 308 542 300 932
удельный вес в общем числе, % 28,2 30,4 32,3
темп прироста, % - +8,9 -2,5
среднее общее (11 классов) 224 800 212 845 189 696
удельный вес в общем числе, % 22,3 21,0 20,4
темп прироста, % - -5,3 -10,9
начальное и основное общее (9 классов и менее) 386 505 372 529 323 830
удельный вес в общем числе, % 38,4 36,7 34,8
темп прироста, % - -3,6 -13,1
не имеют образования 33 819 32 795 27 816
удельный вес в общем числе, % 3,4 3,1 3,0
темп прироста, % - -3,0 -15,2
Ежегодно из всех выявленных лиц, совершивших преступление, 37 % получили только начальное и основное общее образование (9 и менее классов), 29% лиц имеют среднее профессиональное образование, 22 % - среднее общее образование (11 классов), 8 % - высшее образование и 4 % - не имеют образования.
Полученные и проанализированные данные свидетельствуют о том, что чаще всего преступления совершают лица, не имеющие высшего образования. Данная тенденция объясняется тем, что лица, обладающие профессиональными навыками, реже совершают общеуголовные преступления (убийства, причинение вреда здоровью, сексуальное насилие и иное). Для таких лиц характерно совершение коррупционных преступлений, преступлений экономической направленности и иных уголовно наказуемых деяний, характеризующихся высоким уровнем
латентности, тщательно скрываемых и требующих большой интеллектуальной проработки и подготовки.
Наибольшей криминальной активностью обладают лица, имеющие начальное (до 9 классов), основное общее (9 классов) либо среднее профессиональное образование. Именно они чаще всего совершают кражи, грабежи, убийства, насильственные действия и иные виды противоправных деяний, составляющих общеуголовную преступность. Связано это с тем, что для более сложных преступлений требуются, как правило, специальные знания или навыки, которые отсутствуют у таких лиц в связи с недостаточным уровнем образования, однако общие мотивы и побуждения, такие как корысть, зависть, ненависть, алчность и иное, характерны для них и зачастую толкают на совершение преступления.
Обсуждение и заключения
В завершение исследования отметим, что одной из ключевых задач, стоящих перед криминологией, является выработка предложений по противодействию криминальным проявлениям в обществе, в первую очередь преступности. В частности, предупредительные меры могут реализовываться через государственные, муниципальные и локальные программы и планы [6, с. 80]. К сожалению, в настоящий период преступления совершаются во всех сферах жизни общества. Исключением не является и сфера образования. Рассматривая в качестве самостоятельной категории преступников школьников и студентов, совершивших уголовно-наказуемые деяния, и проанализировав их личностные характеристики, можно составить современный криминологический портрет обу-чающегося-делинквента. Личность обучающего-ся-правонарушителя характеризуется различными группами признаков, в том числе социально-типо-
логическими признаками, в число которых входят пол, возраст и уровень образования.
Анализ данных официальной статистики позволяет заключить, что в настоящий период обучаю-щийся-правонарушитель - это в 88 % случаев лицо мужского пола, в 44 % случаев достигшее возраста 16 - 17 лет и в 37 % случаев на момент совершения преступления имеющее только основное общее образование (до 9 классов). Таков современный социально-типологический портрет обучающегося-де-линквента. Проведение исследований, посвященных анализу как рассмотренных, так и иных характеристик личности обучающихся-правонарушителей, имеет практическую значимость, поскольку позволит в дальнейшем сформировать общие и специальные рекомендации по борьбе с преступлениями, совершаемыми школьниками и студентами, в том числе меры, опирающиеся на передовые научные технологии, за которыми, по мнению ученых, стоит будущее [7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шалагин А.Е., Гребенкин М.Ю. Российская криминология: история и современность // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. Т. 4. № 2 (8). С. 101 - 108.
2. Гиниятуллина Е.З. Социально-ролевые и уголовно-правовые характеристики личности лица, получающего общее или среднее профессиональное образование и совершившего преступление // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. №3. С. 167 - 175.
3. Четвериков B.C., Четвериков В.В. Криминология : учеб. пособие. М.: Новый юрист, 1997. 143 с.
4. Сидорова Е.З. Обеспечение криминологической безопасности в организациях общего и среднего профессионального образования: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2018. 226 с.
5. Горбаткова О.И. Проблема насилия в школах в зеркале современных российских медиа // Медиаобразование. 2017. № 4. С. 189 - 205.
6. Антонян Ю.М. Преступность, криминология, общество // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 77 - 83.
7. Овчинский В.С. Технологии будущего против криминала. М.: Книжный мир, 2017. 288 с.
REFERENCES
1. SHalagin A.E., Grebenkin M.YU. Rossijskaya kriminologiya: istoriya i sovremennost' // Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2019. T. 4. № 2 (8). S. 101 - 108.
2. Giniyatullina E.Z. Social'no-rolevye i ugolovno-pravovye harakteristiki lichnosti lica, poluchayushchego obshchee ili srednee professional'noe obrazovanie i sovershivshego prestuplenie // CredeExperto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. 2015. №3. S. 167 - 175.
3. CHetverikov B.C., CHetverikov VV. Kriminologiya : ucheb. posobie. M.: Novyj yurist, 1997. 143 s.
4. Sidorova E.Z. Obespechenie kriminologicheskoj bezopasnosti v organizaciyah obshchego i srednego professional'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08. M., 2018. 226 s.
5. Gorbatkova O.I. Problema nasiliya v shkolah v zerkale sovremennyh rossijskih media // Mediaobrazovanie. 2017. № 4. S. 189 - 205.
6. Antonyan YU.M. Prestupnost', kriminologiya, obshchestvo // YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2019. № 1 (45). S. 77 - 83.
7. Ovchinskij V.S. Tekhnologii budushchego protiv kriminala. M.: Knizhnyj mir, 2017. 288 s.
Об авторах: Сидорова Екатерина Закариевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России email: [email protected]
About the authors: Sidorova Ekaterina Z., Candidate of Law (Research doctorate), East Siberian Institute of MIA of Russia, Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology email: [email protected] © Сидорова Е.З., 2020
Статья получена: 07.02.2020. Статья принята к публикации: 18.09.2020. Статья опубликована онлайн: 23.09.2020.