Научная статья на тему 'Современная социально-экономическая ситуация в Еврейской автономной области в период реализации инвестиционных проектов'

Современная социально-экономическая ситуация в Еврейской автономной области в период реализации инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРЕЙСКАЯ АВТНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / JEWISH AUTONOMOUS REGION / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIAL AND ECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищук С.Н., Калинина И.В.

В работе представлены современные тенденции социально-экономического развития Еврейской автономной области, обусловленные реализацией крупных инвестиционных проектов. Предложены два прогнозных варианта развития области. Инерционный прогноз исходит из сохранения существующих тенденций, оптимистический подразумевает значительные финансовые вложения, что поможет ЕАО выйти из кризисной ситуации и начать свое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern social-economic situation in Jewish Autonomous Region in the period of implementation of investment projects

The paper presents the current socio-economic trends in Jewish Autonomous region, due to the implementation of major investment projects. Two forecast versions of the region's development are proposed. The inertial forecast involves preservation of existing trends, while the optimistic one implies significant financial investments that will help the region overcome the crisis and begin its development.

Текст научной работы на тему «Современная социально-экономическая ситуация в Еврейской автономной области в период реализации инвестиционных проектов»

Региональные проблемы. 2017. Т. 20, № 4. С. 95-102.

УДК 911.372.7(571.621)

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

С.Н. Мищук, И.В. Калинина Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: svetamic79@mail.ru, gaevaiv@yandex.ru

В работе представлены современные тенденции социально-экономического развития Еврейской автономной области, обусловленные реализацией крупных инвестиционных проектов. Предложены два прогнозных варианта развития области. Инерционный прогноз исходит из сохранения существующих тенденций, оптимистический подразумевает значительные финансовые вложения, что поможет ЕАО выйти из кризисной ситуации и начать свое развитие.

Ключевые слова: Еврейская автномная область, инвестиционные проекты, социально-экономическая ситуация.

Актуальность

Проведение в России территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе, ставит перед исследователями широкий круг задач, связанных в том числе с управлением и прогнозированием регионального социально-экономического развития. Одной из важнейших задач управления регионом является оценка его развития при реализации крупных инвестиционных проектов. При этом реализованный проект интегрируется не только в национальную экономику, но и локально в экономическую систему, содержащую все необходимые для этого проекта межотраслевые связи. Территориальные границы экономической системы могут не совпадать с границами региона, в результате чего последний оказывается лишь частью новой воспроизводственной системы, в которую включен инвестиционный проект. При этом регион является целостным административным образованием и весьма важно понять, каков эффект от реализации крупного инвестиционного проекта будет в конкретном регионе, есть ли дополнительные возможности использования появившейся инфраструктуры, насколько сильным может быть социальный эффект для населения и т.д. Эти и многие другие вопросы можно решить, лишь зная специфику социально-экономического развития конкретного субъекта.

В настоящее время на территории области реализуются инвестиционные проекты, осущест-

вление которых может оказать влияние на социально-экономические показатели ее развития. Исходя из этого, целью данной работы является анализ современной ситуации и выявление сценариев социально-экономического развития ЕАО с учетом реализации инвестиционных проектов на ее территории.

Результаты исследования и их обсуждение В рамках модели развития Дальнего Востока России на период до 2025 г. поставлены следующие цели: удвоение ВРП Дальневосточного федерального округа, привлечение более 3 трлн. рублей внебюджетных инвестиций, создание 427 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, увеличение численности населения на 1 миллион человек [4]. В связи с реализацией этих целей в регионе создаются благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития всевозможных инвестиционных проектов. Одним из подобных проектов являются территории опережающего развития (ТОРы), которые создаются в соответствии с Федеральным законом №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (вступил в силу 3 0 марта 2015 года). По своей сути ТОР - это территория с особым правовым режимом ведения предпринимательской деятельности с масштабными налоговыми и административными государственными преференциями. В настоящее время в дальневосточном регионе создано 18 ТОР различной направленности (промышленная (легкая, пищевая, горно-добывающая, газохими-

ческая)), транспортно-логистическая, агропромышленная (животноводство, растениеводство), судостроение, портово-промышленная, туристи-ческо-рекреационная, индустриальный парк, рыболовство, водный транспорт, монтаж и ремонт оборудования, нефтехимическая направленность), в том числе на территории ЕАО одна - ТОР «Аму-ро-Хинганская» (легкая и пищевая промышленность, туристическо-рекреационная направленность) и несколько крупных инвестиционных проектов промышленной направленности [3].

В структуре иностранных инвестиций в проекты, реализуемые на территории субъектов ДВ, около 15% поступили из КНР, около 5% -Японии, также есть инвестиции из Сингапура, Южной Кореи, Австралии, Кипра. Закон не регламентирует количество создаваемых ТОРов, в связи с чем можно предположить, что будут создаваться новые площадки в регионах Дальнего Востока России в соответствии с инвестиционными интересами.

В ЕАО с 2007 г. на разных стадиях реализации находятся шесть крупных инвестиционных проектов: Кимкано-Сутарский ГОК, транспортный коридор Нижнеленинское (РФ)-Тунцзян (КНР), строительство логистического комплекса в с. Ленинское, строительство современного высокотехнологичного завода по производству металлоконструкций и сэндвич-панелей (г. Биробиджан), создание производств по глубокой переработке зерновых культур (соя) в с. Ленинское. Помимо этого в планах по развитию области рассматривают еще несколько проектов (санатор-но-рекреационный комплекс в п. Кульдур, производство продукции животноводства (КРС, свинина, баранина) и растениеводства (выращивание овощей и зелени), производство теплообменной техники и холодильных установок (агрегатов), сборка и ремонт сельскохозяйственной техники, производство трикотажных изделий и пр.) [7].

Согласно официальным источникам [2], в настоящее время в области отмечается снижение темпов развития по основным социально-экономическим показателям (табл.). Данные тенденции обусловлены совокупностью факторов, однако даже при частичной реализации инвестиционных проектов, располагающихся на территории области, для выхода из кризисной ситуации экономики области существующих проектов недостаточно, в связи с чем необходимы дополнительные финансовые и трудовые источники.

В области отмечается снижение не только экономических показателей, но и демографиче-

ских (рис. 1, 2) [5]. Естественная убыль населения несколько замедлила свои темпы, но все же имеет отрицательные значения. Миграционные потоки в область также сократились. Все это свидетельствует о сложной социально-экономической ситуации.

На основе анализа демографических и экономических показателей, динамики объектов социальной инфраструктуры авторами были построены инерционный и оптимистический прогнозы развития территории ЕАО в результате реализации инвестиционных проектов. Расчет прогнозов осуществлялся с 2007 г. до 2028 г. (со времени начала строительства одного из крупнейших инвестиционных проектов области - Кимка-но-Сутарского ГОКа до времени введения и полноценного функционирования запланированных инвестиционных проектов).

Инерционный сценарий исходит из предположения о том, что области в силу низкой конкурентоспособности экономики для полноценного развития не удастся привлечь крупные инвестиции, это можно увидеть, проследив динамику инвестиций в основной капитал (рис. 3).

В 2015 г. инвестиции (12977,4 млн. руб. в действовавших ценах) привлекались на следующие виды экономической деятельности: транспорт и связь - 31,4%, государственное управление и обеспечение правопорядка, социальное страхование - 16%, добыча полезных ископаемых -15,5%. В 2015 г. было привлечено 17% инвестиций в сферу здравоохранения (в связи с проведением работ для трех больниц г. Биробиджана) [5]. Однако с 2009 г. основными направлениями являлись транспорт и связь (до 75,6% в 2011 г.), добыча полезных ископаемых (до 29,6% в 2014 г.) и распределение электроэнергии, газа и воды (до 20,8% в 2012 г.). Если же рассмотреть структуру инвестиций по видам основных фондов, то в 2015 г. в области отмечается значительный перевес в строительство нежилого фонда (в 1,7 раза выше общероссийских или 1,4 раза дальневосточных показателей) в убыток зданиям жилого назначения и машинам, оборудованию и транспортным средствам (соответственно в 1,5 раза и 1,8 раза выше общероссийских показателей и в 1,5 раза ниже и в 1,7 раза выше дальневосточных показателей). Рассматривая структуру форм собственности, можно увидеть следующее - 79,4% составляют российские инвестиции (из них на частные приходится лишь 8,9%) и чуть больше 20% - иностранные. Как правило, инвестиции на социальную сферу, такую как здравоохранение, либо минимальные,

Темпы роста (снижения) основных социально-экономических показателей Еврейской автономной области (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему периоду) [2]

The rate of growth (decline) of the basic socio-economic indicators in Jewish Autonomous Region (in comparable prices, in percentage to the previous period) [2]

Таблица

Table

Годы

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Валовой региональный продукт 105,3 119,4 100,8 95,5 117,0 104,8 101,5 82,5 100,6 98,3

Продукция промышленности 104,2 122,7 118,6 81,2 102,5 100,1 104,1 102,6 113,3 91,4

- добыча полезных ископаемых 74,7 91,2 90,0 82,3 183,2 97,5 95,1 67,8 110,4 123,6

- обрабатывающие производства 109,9 99,9 121,0 68,7 96,1 117,6 99,8 107,0 113,0 84,5

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 98,3 в 2,1 раза 115,2 104,7 102,9 90,4 108,9 101,8 113,9 94,0

Внешнеторговый оборот 170,0 121,2 168,9 50,0 157,2 154,4 85,5 166,4 92,0 82,7

Валовая продукция сельского хозяйства 101,8 106,0 103,2 92,2 109,0 100,6 87,9 63,4 132,1 99,5

Объем строительных работ 80,4 142,9 56,3 108,9 в 2,1 раза 92,0 76,9 96,9 71,7 59,1

Инвестиции в основной капитал 98,8 120,3 104,5 83,7 в 2,0 раза 121,6 92,5 59,8 53,9 3) 117,5

Ввод в действие жилых домов 130,3 142,2 131,5 123,8 107.7 100,8 102,1 116,8 164,6 57,3

Оборот розничной торговли 105,4 106,1 108,1 101,9 102,7 94,2 104,2 101,4 98,5 96,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения 107,3 103,6 111,0 106,3 103,4 95,8 100,9 100,2 97,6 97,6

Уровень безработицы, в % к ЭАН 9,2 9,0 10,1 10,5 9,4 8,8 8,5 8,3 8,7 7,9

либо разовые для реконструкции лечебных учреждений областного центра. Для сферы образования инвестиции не составляли больше 2,9% (в 2009 г.) от общего числа.

Источники финансирования, на которые следует рассчитывать при реализации инерционного сценария, ограничиваются в основном дотациями из областного бюджета и финансированием за счет целевых региональных и федеральных программ. По данным стратегии развития ЕАО до 2020 гг. [6], на реализацию стратегических инвестиционных проектов из федерального бюджета

должно поступить 46 233 млн руб. (в том числе на развитие связанной с ними транспортной инфраструктуры 36 490,5 млн руб.). Также из федерального бюджета будет профинансировано рыбное хозяйство - 1233,6 млн руб., водохозяйственные объекты - 1233,6 млн руб., жилищно-коммунальное хозяйство - 2183,77 млн руб., строительство объектов социальной инфраструктуры -4748,9 млн руб.

Необходимо отметить, что доходы местного бюджета не покрывают даже текущих расходов. Инвестиции, вложенные иностранными контра-

Рис. 1. Естественный прирост в Еврейской автономной области в 2007-2015 гг. на 1000 человек населения

Fig. 1. Natural increase in Jewish Autonomous Region for 2007-2015 per 1000 population

Рис. 2. Миграционный прирост в Еврейской автономной области в 2007-2015 гг. на 10 000 человек населения

Fig. 2. Migration growth in Jewish Autonomous Region or 2007-2015 per 1000 population

млн. руб

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал в Еврейской автономной области в 2007-2015 гг. Fig. 3. Investments in fixed assets in Jewish Autonomous Region or 2007-2015

гентами, направлены на конкретные виды экономической деятельности (строительство и функционирование горно-металлургического кластера (Кимкано-Сутарского ГОКа), транспортного коридора (железнодорожный мост через Амур)) и, как правило, не распространяются на нематериальные сферы (здравоохранение, культура, образование). Соответственно, если данные тенденции сохранятся, то реального эффекта от реализации инвестиционных проектов в области для социальной сферы не предвидится.

Из заявленных пяти крупных инвестиционных проектов (Кимкано-Сутарский ГОК, транспортный коридор (Нижнеленинское-Тунцзян), строительство логистического комплекса в с. Ленинское, строительство современного высокотехнологичного завода по производству металлоконструкций и сэндвич-панелей, создание производств по глубокой переработке зерновых культур (соя)) на сегодняшний момент времени в области реализуются четыре, связанные между собой (Кимкано-Сутарский ГОК, ТОР «Амуро-Хинган-ская», транспортный коридор, логистический комплекс). В сентябре 2017 г. начал функционировать завод по производству сэндвич-панелей. Однако объемы производства промышленной продукции в области (Кимкано-Сутарский ГОК, Теплоозер-ский цементный завод) достигли половины от запланированных объемов [5].

Одним из показателей, отражающих рост экономики области, выступает наличие и развитие объектов малого и микро-предпринимательства. В 2015 г. в области функционировало 262 малых предприятия, основной доход от которых относился к объектам торговли [5]. Организаций с участием иностранного капитала в области было всего 55 единиц. Необходимо отметить, что после 2014 г. (резкого падения курса рубля) произошло снижение общей численности количества малых и микро-предприятий (в 1,1 раза с 2013 г.). Можно предположить, что собственники функционирующих предприятий будут поддерживать и частично модернизировать существующие производства либо закрывать убыточные или неперспективные. Поддержка развития малого бизнеса, оказанная федеральным и местным бюджетами, может обеспечить повышение занятости и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет. При поддержке из областного бюджета могут быть осуществлены отдельные мероприятия по развитию сельского хозяйства, строительству объектов ЖКХ. Созданный в области бизнес-инкубатор позволит получать поддержку отдельным инновационным

видам экономической деятельности (основные виды поддержки - это высокотехнологические проекты, связанные с пищевой, рудной промышленностью, 1Т-разработками и пр.). Однако при существующих тенденциях количество предприятий будет стабильно либо сокращаться. Реализация инвестиционных проектов не окажет значительного влияния на развитие малого и микро-бизнеса в области.

Развитие инвестиционных проектов будет направлено на получение максимальной прибыли в экономическом плане. При этом затраты на развитие прилегающих территорий, особенно сельских, будут незначительны. Реализация проектов будет способствовать увеличению численности занятого населения, но необходимо отметить, что в существующих проектах не сказано о территориальной составляющей привлекаемых занятых. Основываясь на современных тенденциях, можно предположить, что это будут работники из других регионов России, что в целом отразится на росте экономических показателей области, однако эффект будет временным и нестабильным.

Анализ и прогноз демографических тенденций в ЕАО позволяет заметить явные колебания для занятых 16-49 лет. Возможно, меры по улучшению экономической ситуации в области будут временно способствовать росту экономики и увеличению численности занятых (фаза подъема), однако в целом социально-экономическая система области будет устойчиво возвращаться к показателям занятости конца 1990-х гг. (фаза спада) [8].

Если говорить об уровне занятости населения в ЕАО (то есть отношения численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах), то по прогнозным данным здесь произойдет фактически исчерпание ресурса занятости когорты 30-49 лет и снижение занятости молодежи 16-29 лет, возможно, из-за низкого уровня дохода работников без стажа (или с небольшим стажем) работы. Таким образом, при исчерпании ресурса занятости населения области в возрасте 30-49 лет и в целом нестабильной динамики числа занятых в возрасте от 16 до 49 лет здесь сохраняется высокая доля занятого населения, работающего за пределами нашего региона, что связано не только с более высокими заработными платами, но и с наличием вакантных мест.

Необходимо рассмотреть и другую сторону рынка труда - спрос со стороны работодателей на рабочую силу. По данным управления трудовой

занятости населения правительства области, в течение девяти месяцев 2017 г. в Центр занятости населения было заявлено 11,7 тыс. вакансий (против 14,4 тыс. ед. в аналогичном периоде прошлого года), однако уменьшение было вызвано снижением потребности в рабочей силе, предполагающей привлечение иностранных работников (5,6 тыс. вакансий против 8,4 тыс. вакансий в январе-сентябре 2016 года соответственно).

Выводы о возможном сокращении «рабочей силы» подтверждены фактами о снижающемся количестве обучающихся в области в целом (в 1,3 раза студентов ПУ, в 1,5 раза студентов ссузов и в 2,4 раза студентов вузов) и по востребованным на современном рынке специальностям (39,2% от всех вакансий требуется для занятости в сельском хозяйстве, 20,7% в обрабатывающем производстве, 12,5% в строительстве) [5]. Использование иностранных работников не поможет решить проблемы безработицы в области, напротив, в некотором роде данные меры будут только усугублять существующие тенденции.

В целом необходимо отметить, что при данном сценарии не удастся существенно повлиять вектор изменения демографической ситуации. Численность населения будет устойчиво снижаться, в том числе и в связи с миграционной составляющей. Из-за дефицита рабочих мест усилится маятниковая миграция трудоспособного населения. Будет увеличиваться отток молодежи, что впоследствии может привести к сжатию освоенного пространства и запустению значительной части территории области.

Оптимистический путь социально-экономического развития области будет исходить из предположения, что все заявленные и предполагаемые инвестиционные проекты (а их более 10) полноценно функционируют или на заключительных этапах внедрения. Привлечение корпоративных инвестиций позволило вовлечь в хозяйственный оборот разведанные месторождения полезных ископаемых и реконструировать имеющиеся. По данным управления экономики правительства Еврейской автономной области, в полную силу будут работать ОАО «Теплоозерский цементный завод» в п. Теплоозерск, производящий 1750 тыс. т цемента в год, Кимкано-Сутарский ГОК будет производить 7 млн т железорудного концентрата в год и 2 млн т чугуна, разработан Тополихинский участок Союзненского месторождения графитовой руды, приносящий 40 тыс. т графита, на Юж-но-Хинганском марганцеворудном месторождении ежегодно добывается 200 тыс. т руды, ведется

строительство обогатительной фабрики по выпуску концентрата мощностью 60 тыс. т и пр. Все это сопровождается строительством новых объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры на территории всей области.

В сельском хозяйстве области будет развит полный цикл сельскохозяйственного производства высокого качества и экологической направленности (эко-продукты). Созданные производства по глубокой переработке зерновых культур (соя) обеспечат повышение доли добавленной стоимости и наладят производство импортозамещающей продукции. Будет налажен сбыт готовой продукции как в соседние российские регионы, так и в сопредельные страны. Интенсивное развитие сельского хозяйства стимулирует создание логистических центров районного значения во всех сельскохозяйственных районах области. В несельскохозяйственных районах будет развита промышленность и сельское хозяйство (круглогодичное производство овощей в закрытом грунте для поставок в крупные административные центры соседних регионов РФ).

В области реализуются проекты по развитию сельского хозяйства (за основу были приняты проекты, предусмотренные в стратегии развития ЕАО до 2020 г. [6]: по созданию и развитию животноводства (строительство комплекса по содержанию крупного рогатого скота на 1,5 тыс. голов в Ленинском районе (производство до 9 тыс. т молока в год) и свинокомплекса на 54 тыс. голов в Смидовичском районе (производство до 5 тыс. т мяса в год)). Проведенная реконструкция Теплов-ского и Биджанского лососевых рыбоводных заводов обеспечивает выращивание 60 млн шт. молоди осенней кеты в год.

Для реализации данного сценария также необходимы значительные государственные вложения, без которых социально-экономическое развитие области невозможно. Привлечение инвестиций со стороны Китая сыграет значительную роль в экономическом развитии данных территорий, при этом грамотная политика в отношении сопредельного государства не повлечет за собой негативные последствия.

Растущая потребность территории области в электроэнергии будет обеспечена за счет реконструкции действующей и строительства новых ЛЭП, подстанций [6]. Строительство ВЛ-220 кВ «ПС Биробиджан-Нижнеленинское» и подстанции 220 кВ «Нижнеленинская» мощностью подстанции 63 МВА, протяженностью ВЛ 120 км, а также СПС-110/35/6кВ «Парк» и ВЛ-110 кВ

«БВС-Парк» мощностью подстанции 50 МВА, протяженностью ВЛ 7 км позволит повысить надежность и эффективность системы передачи электроэнергии потребителям области. Повышению эффективности системы передачи электроэнергии потребителям области служат и реконструкция ПС-110/35/10кВ «Благословенное» со строительством ВЛ-110 кВ «ПС Дежнево-Бла-гословенное», мощностью подстанции 32 МВА, протяженность ВЛ 65 км и ПС-35/6 кВ «МК» с переводом на напряжение 110 кВ, строительство ВЛ-110 кВ «ПС Биробиджан-МК», «МК-Парк», мощностью подстанции 50 МВА, протяженность ВЛ 15 км.

Функционирование нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» и газификация области природным газом позволят привлечь дополнительные средства для развития экономики региона [1]. Повсеместная газификация сельской местности (обусловленная строительством магистрального газопровода Хабаровск-Биробид-жан-Облучье протяженностью 189,6 км и строительство межпоселковых, уличных и квартальных газопроводов, общей протяженностью 801 км) позволит удешевить коммунальные платежи населения, освободит население от баллонного обеспечения газом, а также позволит развивать промышленность в сельской местности. В результате внедрения данных программ в жизнь улучшится благоустройство не только городской, но и сельской местностей, что приведет к повышению качества жизни всего населения области.

Развитие малого бизнеса будет происходить в сфере потребительского рынка, производства сельскохозяйственной продукции, в перерабатывающей сельскохозяйственную и промышленную продукцию промышленности. Активное использование бизнес-инкубатора позволит реализовать в области и новые, нехарактерные для нее проекты (не только высокотехнологические проекты, связанные с IT-разработками, рудной промышленностью, производством и переработкой высококачественной пищевой продукции, сельским хозяйством специфического направления (выращивание грибов, разведение отдельных видов промысловых рыб и пр.). В результате реализации данного сценария развития произойдет существенная диверсификация экономики, что особо отразится на сельских территориях, до настоящего момента развивающихся только за счет недостаточно прибыльного в условиях зоны рискованного земледелия сельского хозяйства. Данный сценарий повлечет повышение эффективности промышленного

и сельскохозяйственного производств, тем самым стимулируя соответствующее повышение доходов районных и областного, в целом, бюджетов.

Сфера образования получит дополнительное финансирование на реализацию образовательных проектов по востребованным специальностям (создание на базе существующих образовательных учреждений дополнительных наборов по «заказу предприятий»). На контрактной основе для обучения за счет предприятия (будущего работодателя) будет привлекаться молодежь или население среднего возраста, желающее переквалифицироваться и устроиться на работу на созданные предприятия.

За счет формирования местных квалифицированных кадров улучшится ситуация на рынке труда. Численность населения вследствие инерционности демографических процессов на первом этапе продолжит свое снижение, а затем стабилизируется с перспективой на увеличение, обусловленное как естественным приростом населения, так и миграционными процессами.

При развитии сельскохозяйственного и промышленного производства, улучшении социально-экономической инфраструктуры произойдет диверсификация хозяйственной деятельности населения, что окажет влияние на развитие населенных пунктов. Во всех районах области уменьшится количество сельских населенных пунктов без населения и без официально зарегистрированной занятости.

Таким образом, на современном этапе реализация инвестиционных проектов не оказывает значительного влияния на показатели социально-экономического развития области. В данное время проекты находятся на первоначальной стадии реализации.

При существующих тенденциях наиболее вероятна реализация инерционного сценария развития области, при этом необходимы финансовые вливания (как со стороны федерального бюджета, так и внешних источников). В целом при данном сценарии вектор демографической ситуации существенно не изменится, в результате чего численность населения будет устойчиво снижаться, в том числе и в связи с миграционной составляющей. Из-за дефицита рабочих мест усилится маятниковая миграция трудоспособного населения, увеличится отток молодежи, что впоследствии может привести к сжатию освоенного пространства и запустению значительной части территории области.

Исследование выполнено по програм- 3. ме фундаментальных исследований ДВО РАН «Дальний Восток» на 2015-2017гг. в рамках проектов «Институциональные, ресурсно-спро- 4. совые и инвестиционные импульсы в процессе социально-экономического развития субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа (на примере Еврейской автономной и 5. Магаданской областей)» (№ 15-I-8-001 о), «Сценарии социально-экономического развития региона при реализации крупных инвестиционных 6. проектов (на примере Еврейской автономной области)» (№ 15-I-8-008).

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Газовой надеждой» ЕАО стал проект «Сила Сибири» от компании «Газпром». URL: http:// eaomedia.ru/news/eao/02.01.2015/412749/ 7. gazovoy-nadezhdoy-eao-stal-proekt-sila-sibiri-ot-komp.html (дата обращения: 31.08.2016).

2. ЕАО в цифрах. Официальный портал органов государственной власти Еврейской автоном- 8. ной области. URL: http://www.eao.ru/o-eao/ eao-v-tsifrakh-/ (дата обращения: 31.08.2016).

Инвестиционная карта Дальневосточного федерального округа. URL: http://investmap.erdc. ru/app (дата обращения: 11.11.2017). Романов М.Т. Владивосток, Ляньюньган и евразийские трансконтинентальные экономические оси // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 2. С. 38-46.

Статистический ежегодник Еврейской автономной области: стат. сб. Биробиджан: Евр-стат, 2016. 275 с.

Стратегия социально-экономического развития Еврейской автономной области до 2020 года. URL: http://www.eao.ru/o-eao/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-eao-/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-eao-do-2020-goda--2/ (дата обращения: 19.04.2017). Утвержден План перспективного развития ТОР «Амуро-Хинганская. URL: https://minvr. ru/press-center/news/9424/ (дата обращения: 10.11.2017)

Хавинсон М.Ю., Кулаков М.П. Моделирование динамики численности возрастных групп занятых в южных регионах Дальнего Востока России // ЭКО. 2017. № 2 (512). С. 146-152.

MODERN SOCIAL-ECONOMIC SITUATION IN JEWISH AUTONOMOUS REGION IN THE PERIOD OF IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS

S.N. Mishchuk, I.V. Kalinina

The paper presents the current socio-economic trends in Jewish Autonomous region, due to the implementation of major investment projects. Two forecast versions of the region's development are proposed. The inertial forecast involves preservation of existing trends, while the optimistic one implies significant financial investments that will help the region overcome the crisis and begin its development.

Keywords: Jewish Autonomous region, investment projects, social and economic situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.