Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ФУНКЦИИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ'

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ФУНКЦИИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
589
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИУМ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Немчинова Елена Юрьевна

В данной статье рассматривается становление современной социальной рекламы в Интернете. В качестве материала исследования автор рассмотрел сайты, занимающиеся производством, продвижением, популяризацией социальной рекламы. Также были выявлены и обозначены основные функции социальной рекламы в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ФУНКЦИИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ»

УДК 659

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА: ФУНКЦИИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ

Е. Ю. Немчинова

Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск

В данной статье рассматривается становление современной социальной рекламы в Интернете. В качестве материала исследования автор рассмотрел сайты, занимающиеся производством, продвижением, популяризацией социальной рекламы. Также были выявлены и обозначены основные функции социалънойрекламы в Интернете.

Ключевые слова: социальная реклама, функции социальной рекламы, формы социальной рекламы, Интернет, социум, общество, социальные проблемы.

В разные временные периоды социальная реклама имела различные формы реализации. Ее предпосылки зародились еще в Средние века, когда на социальные проблемы общества не просто начали обращать внимание, но и стали предпринимать попытки их решения. Безусловно, в большей степени средневековая социальная реклама походила на форму благотворительности: богатые люди раздавали милостыню, создавались госпитали для больных, богадельни для престарелых и не имущих, а во Франции с XV века практиковался налог на роскошь. «Здесь же был создан Комитет бедных, который в 1624-1629 гг. возглавлял медик, известный тем, что безвозмездно лечил бедняков, - Те-офраст Ренодо. Примечательно, что этот незаурядный человек полагал, что обилие безработных частично является следствием отсутствия информации об имеющихся потребностях в рабочей силе. Именно данная мысль, в первую очередь, двигала им при создании знаменитого Адресного бюро в Париже в 1629 г. - прообраза современных рекламных агентств» [11. С. 188]. Более того, деятельность Теофраста Ренодо можно расценивать как прообраз социальной рекламной кампании, направленной на реальную помощь в улучшении жизни безработных.

В царской России большое развитие получает частная благотворительность, создаются различные благотворительные общества, в ведении которых находятся богадельни, приюты для людей, больницы и прочие объекты социальной инфраструктуры. Со временем социальная реклама развивает свой функциональный ряд, меняет формы, методы воздействия, что приводит к ее тотальному расцвету в конце XX - начале XXI веков.

Именно в это время в России повсеместно появляется информация о социально незащищенных слоях общества. «Стал зримым масштаб инвалидизации общества, на улицах появились бомжи и беспризорные, потоком хлынула информация о наркомании, ВИЧ/ СПИДе, бастовали шахтеры и учителя. Само понятие социального стало восприниматься как нечто кризисное, ущербное. «Социалка» - это невыплаченные зарплаты и пенсии, безработица, поликлиники без оборудования, школы без учителей, - такую картину рисовали СМИ начала 90-х [4]. Именно на волне данных явлений приобретает небывалую актуальность социальная журналистика, которая осуществляет связь между общественностью и властью. Социальная реклама же «оголяет» все скрытые пороки, и, соответствуя тематике, заданной общественными изменениями, показывает мрачные, грубоватые сюжеты, но, в то же время, призванные привести сознание людей к жизни.

В 1994 году начался отсчет эпохи Интернета в России, что позволило социальной рекламе занять свое место в виртуальном пространстве, и первый сайт, который был создан

специально для продвижения данного вида рекламы - «Социальная реклама в России» [9] - появился в 1999 г. По инициативе «Виртуального ресурсного центра для НКО». Сайт действовал как часть сети Trainet.org, размещая при поддержке российских и международных организаций материалы рекламных кампаний по профилактике СПИДа среди молодежи. «Появление сайта стало ответом на потребности общества в возрождении и укреплении социальных ценностей, гуманного отношения к человеку, избавлении общества от социальных язв, вызванных возрождением в стране капиталистического, рыночного образа жизни» [12. С. 293].

На самом сайте в 1999 году во вкладке «О проекте» создатели писали, что создание данного проекта заключается в попытке «систематизировать инструменты и материалы, связанные с информационными и рекламными кампаниями, проводимыми в России и имеющими социальную значимость: тексты, описания, пресс-релизы, печатную и презентационную продукцию, аудио - и видеоматериалы кампаний» [9]. Затем сайт был подвергнут реорганизации, что позволило ему расширить свои сервисы и возможности, а также начать независимую деятельность.

Необходимо отметить две важные даты в истории первого сайта социальной рекламы в России. С 2008 года ресурс lsoc.ru поддерживается Центром рекламных исследований ОгапёРпх, специализация которого заключается в развитии социальной рекламы, проверке ее эффективности, а также продвижении конкурсов и фестивалей. Кроме этого, в ноябре 2017 года проект «Социальная реклама в России» стал партнером всероссийского конкурса социальной рекламы «Реклама Будущего».

Сегодня проект позиционирует себя в качестве ресурса для профессионалов социальной рекламы, основными задачами которого является оказание помощи по продвижению социальной рекламы в регионах, а также по развитию других сайтов социальной рекламы. «Как показала практика, сайт охотно включается в партнерские проекты, принимает конструктивные предложения по разработке новых социальных проектов и программ, выработке оценок успешности социальной рекламы, публикует большой объем новостей о функционировании и проблемах российской социальной рекламы» [12. С. 294].

Следующий интернет-ресурс, посвященный социальной рекламе, появился в 2002 году - «Лаборатория социальной рекламы» [3]. Идея создания портала по социальной рекламе принадлежит автору учебника «Социальная реклама: теория и практика», доценту НИУ ВШЭ, эксперту комиссии по развитию благотворительности и совершенствованию законодательство о НКО, Гюзелле Николайшвили, а также ее студентам. Создатели отмечают, что лаборатория включает в себя агентство по производству и продвижению социальной рекламы и по реализации образовательных проектов в области социального РК Ввиду того, что на российском телевидении социальная реклама размещается на безвозмездной основе, основной принцип «Лаборатории социальной рекламы» заключается в том, чтобы «произвести качественный, эффективный и позитивный продукт, который будет выделяться на фоне потока коммерческой рекламы и заинтересует федеральные и региональные СМИ. В таком случае, СМИ найдут возможность разместить продукты в более релевантное целевой аудитории время и в более широкой ротации, что позволит кампании социальной рекламы быть наиболее эффективной» [3].

Существующий уже 16 лет сайт ведет активную деятельность и сегодня развивает три основных направления. В первую очередь - производственное направление, главным назначением которой является создание и распространение социальной рекламы, а также документальных фильмов на социальные темы. За реализацию этих задач отвечает непосредственно сам сайт www.soclaboratory.ru. Помимо этого, вторым направлением деятельности является развитие информационно-аналитического портала о социальной рекламе и социальной сфере жизни в принципе, а также информационная поддержка событий и мероприятий, посвященных социальной рекламе. Эти задачи выполняются с

помощью сайта www.socreklama.ru. Наконец, третье направление деятельности - образовательное, которому соответствует разработка комплексных образовательных программ, реализация тренингов, мастер-классов, курсов по созданию социальной рекламы. Эти данные располагаются на сайте www.esarussia.ru.

Как отмечают непосредственно на головном сайте: «Наша миссия - содействовать решению актуальных проблем общества через выстраивание эффективных коммуникаций между всеми участниками рынка социальной рекламы и социального PR в России» [3]. За все годы деятельности «Лаборатория социальной рекламы» реализовала более 100 проектов в различных видах деятельности: создание и продвижение всех видов социальной рекламы; проведение образовательных программ и консалтинга на тему социального PR и рекламы; поддержка федеральных и региональных фестивалей социальной рекламы; реализация программ по социальной тематике от партнеров и спонсоров; ведение научной деятельности, проведение исследований и экспертиз. Например, в 2012-2013 годах «Лаборатория социальной рекламы» провела большую дистанционную программу обучения в двенадцати регионах России. Основной целью данной программы являлось создание и производство рекламных кампаний. Участниками стали представители некоммерческих и государственных учреждений, преподаватели и студенты профильных вузов, рекламные агентства и производственные студии.

Необходимо упомянуть, что в числе первооткрывателей социальной интернет-рекламы медиаисследователи отмечают сайт AdMe, появившийся в 2003 году, - «крупнейшее в России электронное издание о рынке рекламы, PR и маркетинга, лидер среди сайтов отраслевой рекламы, ориентированных на деловой мир России. Особое внимание его создатели обращают на творческий уровень рекламы, использование инновационных методов решения задач. В 2005 и 2006 гг. данный ресурс был признан лучшим отраслевым сайтом в Рунете и награжден премией «ЕЖЕ РОТОР». <...> Авторы этого сайта верят в то, что качественные контент и сервис могут стать ценным вкладом в развитие индустрии рекламы и надеются, что могут помочь российской рекламе стать лучше. Сайт связан с крупнейшими рекламными агентствами, которые снабжают его лучшими работами. Одна из задач сайта - популяризировать качественную российскую рекламу на Западе» [12. С. 295].

Однако в 2013-2014 годах на сайте произошел ребрендинг: из сайта про рекламу он превратился в сайт про творчество, основная задача которого - «делать в сети произведение искусства» [13]. На сайте публикуются работы фотографов, дизайнеров, рекламистов, художников, писателей, также материалы из социальных сетей и пр. Смену направленности сайта основатели проекта объясняют тем, что AdMe был популярен среди рекламщиков, но в качестве бизнес-проекта оказался не очень прибыльным. «Видимо, в этом заключается одна из причин, почему мы экспериментировали: нам стало понятно, что пора меняться, чтобы выжить. <...> Другой угрожающий фактор для специализированных сайтов - развитие социальных платформ, таких как Facebook или «ВКонтакте». Потому что специализированные сайты - это всегда сообщество людей, которые объединены общими интересами, друзьями, новостями. Социальные сети идеологически предлагают почти то же самое - войти в это сообщество путем нужных контактов. Если раньше, чтобы обсудить что-то, нужно было писать в профильное СМИ, то теперь известный креативный директор просто делает пост в своем ФБ. И всё» [1]. Таким образом, из-за соображений выживания, желания перемен, сайт пересмотрел свое основное назначение, перейдя из нишевого, специализированного сайта о рекламе в портал, охватывающий творчество в глобальном смысле.

Со временем сайтов, посвященных социальной рекламе, становится больше. Так, в 2014 году появился сайт 2social.info, который зародился в социальных сетях: «После трех лет функционирования паблика ВКонтакте, а также в Twitter и Facebook, решено перене-

сти весь накопленный материал на отдельный сайт» [8]. На сайте публикуется социальная реклама из разных стран мира: есть галерея социальной рекламы в виде фотографий и баннеров, также новостная подборка, где выкладываются новинки социальной рекламы (в виде изображений и видеозаписей) и их краткое описание. Здесь можно найти информацию о конкурсах и фестивалях социальной рекламы, а также ссылки на источники, где можно подробнее о них прочитать. Кроме этого, с сайта можно скачать социальную видеорекламу. Во вкладке «Рубрики» выделены основные темы социальной рекламы на сайте, нажав на которые выходит подборка новостных заметок, где отражена выбранная проблема. Данный сайт, в отличие от своих предшественников, видит своей основной целью лишь продвижение качественной социальной рекламы. На нем не публикуется подробная информация о конкурсах, также совсем нет аналитических записей или интервью с экспертами социальной рекламы, как, например, на сайте www.socreklama.ru.

Также отметим сайт «Социальная реклама в России» [10]. Сайт направлен на популяризацию социальной рекламы в стране, причем в качестве основных проблем, на которых необходимо заострять внимание, создатели отмечают «алкоголизм (в последние годы участился алкоголизм в возрасте 25-40 лет), ухудшающаяся экологическая обстановка, рост смертности детей в результате самоубийств, несоблюдение правил дорожного движения и многое другое» [10]. В приоритете сайта «Социальная реклама в России» практическая сторона, то есть распространение социальной рекламы по городам: «Здесь Вы сможете узнать, как Вы можете начать размещать социальную рекламу в своём городе на постоянной основе» [9]. Таким образом, на первый план выходит распространение не столько в Интернете, сколько ее продвижение в городах.

Данный ресурс понятен в обращении: во вкладке «Новости» публикуется информация о том, в каких городах появилась баннерная социальная реклама. Также интересна вкладка «Статьи», где администраторы рассказывают о теории социальной рекламы, о ее задачах, целях, функциях, законности; о том, как правильно делать социальную рекламу, где ее лучше всего размещать, на какие конкурсы и фестивали можно отправить; а также публикуют тематические статьи и заметки. Далее следует вкладка «Каталог», где по формату и тематическим группам разбита различная социальная реклама: представлены плакаты про патриотизм, трезвость, детей, экологию, семью и пр. Любую рекламу можно скачать, выбрав нужный формат: формат А, билборд, стенгазета, сити-формат. Данные изображения как раз и являются теми, которые размещаются в городах-партнерах сайта. На сайте также есть ссылки на различные дружественные организации и разные полезные ресурсы.

Также есть вкладка «Сотрудничество», где с опытной точки зрения описано, каким образом необходимо размещать социальную рекламу. Предлагается три алгоритма работы: 1) использование информации и плакатов с сайта, их размещение в рамках существующих организаций (установление сотрудничества между данным проектом и уже существующей организацией города, которая занимается чем-то социальным - экология, трезвость, здоровый образ жизни и пр.); 2) создание самостоятельного проекта по размещению социальной рекламы в своем городе (не ссылаясь на сайт «Социальная реклама в России», а, действуя лишь от своего лица); 3) создание филиала проекта «Социальная реклама в России» (преимущество данного способа заключается в перспективе регистрации филиала в качестве НКО). Здесь же дается подробный алгоритм, как подготовиться и заняться размещением социальной рекламы в городе.

Стоит отметить, что данный сайт существует под эгидой «Движения за разумное общество», которые свою идею формулируют следующим образом: «Люди неразумны, и неразумность является причиной всех проблем общества. У человечества есть только один путь дальнейшего развития, не имеющий альтернативы, - избавление от неразумности» [7]. То есть в корне всех проблем лежит неразумность, и один в качестве одного

из методов борьбы с ней организаторы движения видят в распространении социальной рекламы, которая будет помогать в решении социальных проблем.

Сайт Биржа Социальной Рекламы- это проект Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), который появился не просто для развития социальной рекламы в Украине, а для повышения ее профессионального уровня. «Социальной рекламы в Украине немало, но по-настоящему работающих идей, которые эффективно помогают решать социальные проблемы общества - пока единицы. Многие рекламные агентства готовы делиться своим опытом: создавать эффективную и действенную социальную рекламу, создавать яркие идеи для социальных проектов. Но, к сожалению организации, которые занимаются созданием социальной рекламы, не знают о такой возможности» [2]. Для этого сюда входят ведущие рекламные агентства, которые помогают организациям, занимающимся социальной рекламой, исполнять заказы, создавая качественный продукт, то есть БСР (Биржа Социальной Рекламы) является посредником между этими двумя сторонами.

На сайте представлено портфолио в количестве 40 реализованных БСР социальных проектов. Каждый проект включает в себя наименование заказчика, исполнителя, а также то, на что направлена рекламная кампания, например, «Твоя одежда помогает другим!», «Гепатит С. Он ближе, чем ты думаешь», «Повышение престижности профессии учителя» и пр. Тут же прикреплены разные варианты изображений социальной рекламы на обозначенную тему. Ниже идут новости, касающиеся Биржи, а также в целом мира социальной рекламы: аналитические статьи, интервью, объявление о конкурсах и т. д.

И, наконец, третья часть - формы связи «Для заказчиков социальной рекламы» и «Для создателей социальной рекламы». Данные кнопки вынесены в самый верх сайта, в его шапку, чтобы две основные целевые аудитории сайта могли сразу найти для себя необходимую информацию. Заказчикам предлагается подробная форма, где создатели сайта отразили все стороны будущего проекта, чтобы работа была выполнена качественно и полноценно. В первую очередь идет блок вопросов об организации, которой требует социальный проект: название, сфера деятельности, осуществленные проекты и пр. Затем идут развернутые вопросы, касающиеся непосредственно проекта: цель; целевая аудитория (по демографическим и психологическим характеристикам; описание проблемы, которую должна решить социальная реклама, с точки зрения аудитории, являющейся источником проблемы; формулировка главной идеи рекламы одним предложением; эмоциональная составляющая социальной рекламы (какие чувства должна вызывать); форма рекламного продукта; обязательные элементы; бюджет; возможности произвести и разместить рекламные материалы. Заключительный блок «Контакты», где указываются всевозможные способы связи, а также дедлайн выполнения заказа. Во вкладке «Для создателей» находятся заполненные формы в открытом доступе, благодаря чему любое заинтересованное рекламное агентство может предложить свои услуги. Самый первый заказанный проект на сайте датирован 27 января 2013 года. Примечательно, что многие заказы можно встретить во вкладке «Портфолио», это говорит о том, что они были реализованы.

Итак, появление Интернета сыграло свою важную роль в развитии социальной рекламы. В эпоху рассвета глобальной сети произошло неожиданное знакомство общественности с социальными проблемами. При этом социальная журналистика и реклама призывали население задуматься не столько о наличии этих проблем, сколько о возможных путях их решения или предотвращения. Сегодня, в связи с тем, что человек не мыслит свой день без Интернета и социальных сетей, размещение социальной рекламы на этих площадках стало рациональным зерном для реализации просветительской функции, в качестве напоминания о нерешенных остросоциальных проблемах, предложения задуматься о них в привычной для человека обстановке Интернета.

Любая реклама своего рода является пропагандой, не исключение и социальная, объектом пропаганды которой являются личностные качества человека, моральные устои

общества, общечеловеческие поведенческие модели. Многие медиаисследователи отмечают, что распространение Интернета, провокационной и, зачастую, недостоверной информации социальных сетей негативно сказывается на морально-этической стороне жизни, нарушая внутренние, нравственные человеческие законы. Отмечается, что «наряду с несомненными достоинствами социальных сетей и их включенностью в систему средств массовой информации, существуют и реальные проблемы, требующие пристального внимания с этической точки зрения. Это подтверждает на практике и проведенный нами мониторинг: в социальных сетях присутствуют различные виды нарушения этических норм. Они чаще всего связанны вопросами достоверной информации, воздействием на психику и поведенческие реакции аудитории, нарушением языковых норм и нарушением законодательной базы РФ и др.» [5. С. 61] Перечисленные нарушения свойственны Интернету в целом, и в определенной степени влияют на поведенческие модели общества, в негативном ключе изменяя их. Поэтому еще одной важной функцией социальной рекламы в Интернете является идеологическая, основной задачей которой стоит продвижение определенных ценностей, моделей поведения, морально-нравственных качеств.

Помимо всего прочего, социальная реклама в Интернете реализует функцию формирования общественного мнения. С помощью социальной рекламы происходит процесс закрепления в общественном сознании определенных форм морали, суждений, поведенческих установок по отношению к тем или иным процессам действительности.

Немаловажной функцией социальной рекламы в Интернете стала производственная, основной задачей которой является распространение готовых социальных проектов, а также поиск источников, направленных на производство социальной рекламы. Можно отметить существование большого количества сайтов, заинтересованных в продвижении социальной рекламы, причем не только в Интернете, но и за его пределами.

Также отметим образовательную функцию, направленную на повышение профессионального уровня рекламистов, занимающихся созданием социальной рекламы. Для реализации данной функции на просмотренных нами сайтах выкладываются теоретические данные по созданию социальной рекламы, советы по ее размещению, а также эталонные образцы.

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что на сегодняшний день для успешного продвижения социальной рекламы необходимо находить новые формы и площадки подачи. Сайт, полностью направленный на продвижение социальной рекламы, будет замечен лишь теми, кто работает в данной сфере или проявляет к ней интерес. Для побуждения населения к обращению внимания на социальные проблемы требуется размещение рекламы на самых посещаемых площадках, а также в социальных сетях, поскольку именно там сосредоточена большая часть населения. Не лишним будет пересмотреть содержание социальных проектов, и, опираясь на зарубежный опыт, создать продукт, кардинальным образом отличающийся от уже существующих.

Список литературы

1. AdMe.ru: Мы были популярным проектом про рекламу, но неуспешным бизнесом [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/5499-new-adme (дата обращения: 14.02.2018).

2. Биржа Социальной Рекламы [Электронный ресурс]. - URL: http://socialadvertising. com.ua/ (дата обращения: 21.02.2018).

3. Лаборатория социальной рекламы [Электронный ресурс]. - URL: http://www. soclaboratory.ru/lab/ (датаобращения: 14.02.2018).

4. Методические рекомендации по преподаванию спецкурса «Социальная журналистика» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.infohome-altai.ru/node/436 (дата обращения: 14.02.2018).

5. Морозова, А. А. Информационный контент социальных сетей в контексте морально-этических норм: мнение аудитории [Текст] / А. А. Морозова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2016. -№1 (18). - С. 60-70.

6. Морозова, А. А. Социальная журналистика на учебном радио [Текст] / А. А. Морозова, Ю. А. Ткаченко // Известия высших учебных заведений. - Челябинск, 2012. -№ 2. - С. 85-92.

7. Движение за разумное общество [Электронный ресурс]. - URL: http://dzro.org/o-dvizhenii/ (дата обращения: 21.02.2018).

8. О сайте [Электронный ресурс]. - URL: http://www.2social.info/o-sayte/ (дата обращения: 21.02.2018).

9. Первый сайт о социальной рекламе в России [Электронный ресурс]. - URL: http://lsoc.ru/pages/view/l (датаобращения: 14.02.2018).

10. Социальная реклама в России [Электронный ресурс]. - URL: http://sociama.ru/ (дата обращения: 21.02.2018).

11. Старых, Н. В. Социальная реклама: Учебное пособие [Текст] / Н. В. Старых, В. В. Ученова. - М.: ИндексМедиа, 2006. - 304 с.

12. Тертычная, М. А. Интернет как средство социальной рекламы [Текст] / М. А. Тер-тычная II Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Белгород, 2011. -№ 6 (101). - С. 288-298.

13. Что такое AdMe? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.adme.ru/about/ (дата обращения: 14.02.2018).

MODERN SOCIAL ADVERTISING: FUNCTIONS AND FORMS OF IMPLEMENTATION ON THE INTERNET

E. Yu. Nemchinova

ChelyabinskState University, Chelyabinsk, le.yudina2011@yandex.ru

This article discusses the development of modern social advertising on the Internet. As the material of the research the author considered the sites engaged in the production, promotion, popularization of social advertising. The main junctions of social advertising on the Internet were also identified.

Keywords: social advertising, social advertising, social advertising, Internet, society, society, social problems.

References

1. AdMe.ru: My byli populyarnym proyektom pro reklamu. no neuspeshnym biznesom [=We were a popular project about advertising, but unsuccessful business], available at: https:// vc.ru/5499-new-adme, accessed 14.02.2018. (InRuss.).

2. Birzha Sotsialnoy Reklamy [=The Exchange Of Social Advertising], available at: http:// socialadvertising.com.ua/, accessed21.02.2018. (InRuss.).

3. Laboratoriya sotsialnoy reklamy [=The laboratory of social advertising], available at: http://www.soclaboratory.ru/lab/, accessed 14.02.2018. (InRuss.).

4. Metodicheskiye rekomendatsii po prepodavaniyu spetskursa «Sotsialnaya zhurnalistika [=Methodical recommendations for teaching the course «Social journalism»], available at: http://www.infohome-altai.ru/node/436, accessed 14.02.2018. (InRuss.).

5. Morozova, A. A. (2016) Informatsionnyy kontent sotsialnykh setey v kontekste moralno-eticheskikh norm: mneniye auditoria ^Information content of social networks in the context of

moral and ethical standards: audience opinion], in: Znak: problemnoyepole mediaobrazovani-ya [=Sign: problem field of media education], Chelyabinsk, pp. 60-70. (In Russ.).

6. Morozova, A. A. and Tkachenko, Yu. A. (2012) Sotsial'naya zhurnalistika na uchebnom radio [=Social journalism in educational radio], in: Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy [=News ofhigher education institutions], Chelyabinsk, pp. 85-92. (In Russ.).

7. Dvizheniye za razumnoye obshchestvo [=The movement for a rational society], available at: http://dzro.org/o-dvizhenii/, accessed21.02.2018. (InRuss.).

8. О sayte [=About the site], available at: http://www.2social.info/o-sayte/, accessed 21.02.2018. (InRuss.).

9. Pervyy sayt о sotsialnoy reklame v Rossii [=The first website about social advertising in Russia], available at: http://lsoc.ru/pages/view/l, accessed 14.02.2018. (InRuss.).

10. Sotsialnaya reklama v Rossii [=Social advertising in Russia], available at: http://so-ciama.ru/, accessed 21.02.2018. (InRuss.).

11. Staryh, N. V. (2006) Social'naya reklama: Uchebnoe posobie [=Social advertising: A tutorial], Moscow, p. 304. (In Russ.).

12. Tertychnaya, M. A. (2011) Internet как sredstvo social'noj reklamy [=The Internet as a means of social advertising], in: Nauchnye vedomosti BelGU [=Scientific sheets of BelSU], Belgorod, pp. 288-298. (In Russ.).

13. Chto takoe AdMe? [=What is AdMe?], available at https://www.adme.ru/about/, accessed 14.02.2018. (InRuss.).

Немчинова Елена Юрьевна - магистрант, Челябинский государственный университет.

Ie.yudina201 l@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.