Семченко Е.Е.
К.э.н., зам. нач. Управления оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Алимова Н.К.
Доцент, к.э.н., ИГУПИТ
Современная система образования и картины миропонимания: некоторые кративно-рискологические аспекты
Аннотация: Предложено четырехуровневое представление картин миропонимания (детерминированная, туннельная, взрывная и циклическая), используемых в современной системе образования. Показана генерационная роль всех картин миропонимания и их креативный и рискологический потенциал. Обоснован переход от одной картины миропонимания к другой по мере развития системы образования.
Ключевые слова: Мировоззрение, миропонимание,
детерминированность, вероятность, бифуркация, цикличность,
креативность, рискология.
Никто сегодня не оспаривает, что мир интенсивно изменяется. Представления об эволюции современной цивилизации в ЦИВИЛИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ И РИСКА (данное понятие принадлежит Я. Д. Вишнякову) требуют ставить вопрос о коренных изменениях к требованиям формирования и осуществления педагогических технологий, о возникновении новой науки - ЭДУКОЛОГИЯ. В этой связи, прежде всего, проявляется, и всё более прогрессирует необходимость в формировании креативных способностей человека. Если традиционные институты передачи и формирования знаний лишь затрагивают творческие способности, то парадигматические измененная системы образования должна прогнозировать, модернизировать (с частичным обновлением) и качественно использовать (в непрерывном режиме) творческие способности всех членов современного сообщества.
Но такой переход затруднен сложившимися представлениями о МИРОВОЗЗРЕНИИ и МИРОПОНИМАНИИ (причём первоначально
вопросы миропонимания играют более значимую роль, так как являются базовыми в период коренных изменений) как основополагающих понятиях любой системы образования. При этом необходимо особо отметить, что понятия «творчество», «креативность», «эвристичность», «риск», «опасность», «ущерб» в любой картине миропонимания играют ключевую роль.
В современной литературе считается, что мировоззрение -интегральная составляющая личностного сознания и познания. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». И как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, образуя в конечном итоге новую систему, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания (повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные и т. д.). Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору получает мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов.
Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Если вычленяется объективная составляющая мировоззрения, то принято говорить о миропонимании. Мировоззрение всегда субъективно, в то время как миропонимание стремиться к всеобщности, к объективности, к точности как идеалу -недосягаемому, но такому желанному. Знания и строящееся на их базе миропонимание никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Миропонимание включает знания о мире, в том числе и мире человека. В мировоззрении осмысливается на базе индивидуальных представлений также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле, жизни и смерти и другие), выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.
Программы жизни, действия, направленность поступков строятся всегда на знаниях и ценностях (сопоставление объёмов знаний и ценностей предопределяют специфику жизни «интеллектуальной системы»). Познание во многом устремлено к объективно-субъективному постижению реального мира и, прежде всего самого себя. Ценностное
сознание воплощает в себе целесообразность потребностей, интересов, что связано с тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) представления. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти, бога и дьявола, света и тьмы и т. д. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание, определение ценности происходящего. Система ценностной ориентации играет базовую роль в индивидуальном и групповом мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, как правило, внутренне (это не означает, что внешняя реакция других людей не может быть иной) уравновешены, приведены в согласие (не считая патологических отклонений). Достигаться динамическое, напряженное единство всех взаимодействующих компонентов, аспектов, уровней мировоззрения как в настоящий период так и для будущего. Соотнесение, сочетание, синтез -сложная и мучительная духовно-практическая работа, которая призвана обеспечивать связанность, логику развития человеческой индивидуальности, освоения личностного опыта, формируют всю систему ориентации субъекта в окружающей его среде.
Мировоззрение - система представления взаимосвязанных и согласованных подсистем виртуального мира личности: -
познавательной (применительно к данной подсистеме принято говорить о картинах миропонимания) и ценностной, объемлющих самые разные «уровни» функционирования человеческого интеллекта и обеспечивающего то или иное качество бытия.
Жизнь людей в обществе носила, носит и будет носить со всё увеличивающемся значением (это обуславливается изменением характера взаимодействия «человек - природа») исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические
средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы, и, в конечном итоге, отношение к постижению и созданию знаний (аспект рассматриваемый в данной работе). Мировоззрение (составляющая «миропонимание» в более динамичном режиме, что является одной из проблем образования - гармонизация развития структурных составляющих мировоззрения) человеческих сообществ, социальных групп, личностей подвержено в той или иной мере (другая проблема образования - приведение в соответствие изменение среды и наличествующего мировоззрения) историческим переменам. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно
общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы
жизнедеятельности, т. е. выделяют общие черты интеллектуального и эмоционального настроя той или иной эпохи. В реальной
действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями, группами в качестве определяющих жизнь доминант.
Строго говоря, каждый человек (или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку, например, по социальному положению, уровню образования, профессии, приверженности к какой-либо религии и т. п.), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них, самые общие представления о ценностях и жизненные программы (образование, прежде всего,
интересуют обще человеческие ценности, которые связаны большей частью с картинами миропонимания - ещё одна из проблем системы образования).
Человечество подошло к рубежу, когда от своих собственных «успехов» может погибнуть как цивилизация, так и вся биосфера в целом. Прогресс ведет к гибели человечества. Современная
цивилизация создала такое мировоззрение, которое несовместимо с существованием и развитием самой цивилизации.
Какой же выход из создавшейся ситуации? Естественно, смена мировоззрения, что в свою очередь требует смены миропонимания. Не понимания этой глобальной проблемы (прежде всего для образования) подвигает в прямом и переносном смысле Человечество к краю пропасти, и создаёт предпосылки к его исчезновению. В литературе по проблематике формирования мировоззрения констатируется, что во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. Однако, учитывая реалии сегодняшнего дня необходимо зафиксировать смену приоритетов по формированию мировоззрения. Из сферы быта оно всё больше и больше трансформируется в сферу образования, где куётся нравственное мышление миллионов людей, становиться импульсом их жизни, действия.
Новый образ жизни, новая система образования, производства, новая семья, замена технологии на более прогрессивную, экологически чистую, безвредную для окружающей среды, поднятие морального облика
населения путем познания духовных ценностей и проникновения их в массы, поднятие жизненного уровня, обращение к разуму человека, к научному осмыслению происходящего не могут обходиться без очерчивания, пусть первоначально в самом схематизированном виде, глобальных проблем на этом пути и, прежде всего, образования.
Образование - главная его функция - должно давать знания, связанные с миропониманием как объективной составляющей мировоззрения.
При рассмотрении систем образования с позиций учета ими проблем миропонимания необходимо особо акцентировать внимание на креативную деятельность человека как основы глубинных изменений окружающего мира и самого себя.
Проблемы созидания волновали людей на протяжении всего существования Человечества, являясь одним из основных моментов миропонимания. На заре становления Ното Баріеш как нового биологического вида отдельной особи и объединения этих особей, существовавших в естественной среде, в познании окружающего мира, были ограничены собственными чувствами и переживаниями (см. рис. 1). По мере того как гений Человека совершенствовал средства познания и воздействия на окружающую среду, расширялись представления о том, что такое внешний мир и сам Человек. Первоначально Человек в доступных ему пределах открыл материальный мир, с которым, как правило, соотносился на уровне большого дневного охотника, поскольку не знал ничего другого.
Впоследствии сделанные открытия и передача их способами культуры, прежде всего, образовательными технологиями, через поколения привели к качественному скачку, в результате которого миропонимание разделилось на обыденное и научное (см. рис. 2). Как обыденное, так и научное миропонимание развиваются по своим внутренним законам. Естественно, что оба миропонимания взаимодействуют друг с другом, и первоначально они шли рука об руку. Но однажды Человек открыл НЕЧТО, что уже не было собственно материей - энергию, приводящую материю в движение. С этого времени научное миропонимание разделилось на две взаимопроникающие и взаимосогласованные части - естественнонаучное и общественно-научное миропонимание (рис. 3).
Вплоть до начала ХХ века в Европейском сознании естественнонаучное миропонимание доминировало и давало базу для разработки картин миропонимания.
Обобщая существующие в научном представлении картины миропонимания, можно в самом простейшем, исходном состоянии выделить четыре, которые получили название детерминистская, туннельная, взрывная и циклическая [1].
Первая картина миропонимания. Ее обычно называют детерминистская. Она исходит из однозначности всех процессов и явлений. Первая картина миропонимания предполагает строжайшую предопределенность всего и всея. Так устроена Вселенная Ньютона. Она воплощена в знаменитом образе демона Лапласа, существа, которое знает положение дел во всей Вселенной на всех ее уровнях, во всех ее частях -от самой ничтожной частицы до всеобщего целого, законы, движущие каждым из элементов, и может определить все и вся состояния мира в любой момент времени от бесконечно далекого прошлого до бесконечно далекого будущего. Это означает, что в каждый данный момент мир пребывает в каком-то одном состоянии, которое предопределено изначально; прошлое определяет настоящее строгим однозначным образом, так же как настоящее полностью определяет будущее. Развитие Вселенной, в том числе Человечества, и ее креативного потенциала неуклонно идет в направлении от «А» к «В» по прямой линии (геометрический образ отсутствия каких-либо отклонений от заданного направления), все точки которой однозначно определены и отклониться от которой невозможно (см. рис. 4). Естественно, что понятие риска, неопределенности, неоднозначности в данной картине миропонимания нет.
Человек в согласно детерминистской картине миропонимания не обладает никакой личной свободой. Его созидательные, креативные, рисконесущие порывы предопределены, не играют никакой роли в развитии событий, хочет человек или не хочет, все его поступки заданы некой силой [2]. В отдельных случаях говорят о силе природы, в других случаях говорят о божественной силе и он этой силе полностью подчиняется.
Рис. 2. Взаимоотношение обыденного и научного миропонимания
Естественнонаучное Общественно-научное
миропонимание миропонимание
2.1 2.2
Рис. 3. Структура научного миропонимания на первом этапе его развития.
Первая кадтита Вторая картина Третья к:артина Четверная картина
миропонимания миропонимания миропонимания
миропонимания 7
Рис. 4. Модели научного миропонимания
XXX
ы ю —
Против такой «объективности» восставал, восстает и будет восставать пытливый ум ученых. Влияние детерминистической картины миропонимания на интеллектуальные ценности общества крайне велико до настоящего времени. Детерминизм покоится на понятиях: АБСОЛЮТНОСТЬ; ИСТИННОСТЬ; ВЕЧНОСТЬ; ЕДИНСТВЕННОСТЬ; ОДНОЗНАЧНОСТЬ. Детерминизм предполагает: каждое мельчайшее движение содержится в мировой формуле, которой человек сейчас не может пользоваться только по неведению и недостаточности данных.
Для однозначности нет свободы совести и свободы мнений: любое мнение, которое можно высказать, уже предопределено, содержится в абсолютной формуле. Менеджмент крайне сложно работает с детерминизмом. Чем больше менеджер стремится к детерминизму, тем сильнее он оторван от жизни. К сожалению, многие учебники по менеджменту строятся на первой картине миропонимания, что не просто их обедняет, выхолащивает истину и делает непригодным для практики.
Вторая картина миропонимания. Она учитывает роль случая, а, следовательно, и вероятности с её неопределённостью. Вторую картину миропонимания обычно называют туннельная. В отдельных ситуациях, желая подчеркнуть вероятностный характер данной картины миропонимания, ее называют стохастической. Переход от первой картины миропонимания ко второй естественно вызвал изменения во многих науках, что в свою очередь нашло отражение в представлениях ученых. Вот, например, как об этом пишут в значительной степени
родоначальники системологии как науки В. И. Дружинин и Д. С. Конторов: «Классические точные науки занимаются разработкой моделей, которые выражают строгую однозначную зависимость между состоянием входа Х и состоянием выхода У, заданную при помощи переходной функции [3]
У = к (Х),
где Я оператор преобразования (эту операцию называют «Я-преобразование»). На ранних этапах развития науки Я-преобразование понималось только как однозначная детерминированная функция, и только позднее, под давлением фактов, получило вероятностное
толкование; соответственно стали говорить о детерминированных 81-системах и стохастических 82-системах и о детерминированном Я1-преобразовании и стохастическом Я2-преобразовании». [4].
Геометрический образ данной картины миропонимания представлен на рис. 4.
Реальное развитие идет вокруг определенной генеральной линии (на
рис. 4 генеральная линия показана жирной чертой, а реальное развитие -пунктиром). Чем больше отклонение от генеральной линии (детерминированной составляющей), тем менее оно вероятно, и закон больших чисел каждый раз приближает реальное явление к генеральному направлению, т. е. к "закону среднего". Колеблющаяся линия на плоскости, заключенная в определенные рамки (границы сверху и снизу) может служить моделью такой картины миропонимания. Границы возможных отклонений как бы образуют "туннель", где может происходить реальный процесс (жизнедеятельность системы), именно поэтому данную картину миропонимания называют туннельной. Вопросы созидания, проблемы интеллектуальных систем впервые начинают прослеживаться в этой картине миропонимания, но это лишь общие представления, не связанные с качественными преобразованиями систем. Основная задача интеллектуальных систем - минимизировать отклонения от генерального направления. Современная система образования восприняла лишь определённые понятия данной картины миропонимания. Случайность и риск с его неопределённостью, пока крайне редко используются в педагогической практике (одна из проблем образования -переход на новую картину миропонимания), однако необходимо констатировать, что в последнее время имеются подвижки в этом направлении. Так, ряд передовых ВУЗов ввел в свои учебные планы курсы дисциплин теории рисков и управление рисками. При подготовке менеджеров читается солидный курс статистики. Однако, как показывает практика, современные менеджеры крайне редко используют знания из данного курса и это, прежде всего, связано с тем, что другие дисциплины, осваиваемые как раньше, так и позже строятся на первой картине миропонимания. В настоящее время требуется переход, к преподаванию любой дисциплины исходя не из детерминизма, а из стохастичности. Понятие «риск» должно красной нитью проходить через все осваиваемые дисциплины в менеджменте. Естественно, что такой переход невозможно осуществить в один день. Нужна кропотливая и масштабная работа в данном направлении.
Третья картина миропонимания. Она обычно носит название «взрывная», а в отдельных случаях ее называют бифуркационной. Третья картина миропонимания предусматривает наличие в системе качественных преобразований. Такое явление называют "скачком", "революцией", "кризисом, "катастрофой" и т. д. Будем далее в
соответствии с теорией антикризисного управления говорить о переходном периоде. Модель третьей картины миропонимания представляет собой как минимум три последовательно сменяющих друг друга периода (время в такой постановке приобретает принципиально другое значение, и из предмета спора о вечности и истинности переходит в разряд «рабочей лошадки»):
• первый период квазистабильной жизнедеятельности системы, описываемый полностью второй картиной миропонимания;
• второй период, заключающийся в переходе системы в качественно новое состояние (под качеством здесь понимается приобретение/потеря хотя бы одного эмерджентного свойства объектом интереса или системой исследования);
• третий период квазистабильной жизнедеятельности системы, также полностью описываемый второй картиной миропонимания.
Очевидно, что можно дать много различных моделей третьей картине миропонимания. Наиболее часто встречающейся является модель, предусматривающая переструктурирование исходной модели с образованием как минимум двух других (например, одна, возникшая в ходе переходного периода, несет новое качество, другая остается со старыми атрибутами и свойствами). Пусть в момент ^ (на рис. 4 для третьей картины миропонимания данная точка названа “точка разделени процессов”) развитие может пойти в любом из двух направлений и пусть одно направление имеет новое качество, а второе направление развивается по уже сформировавшимся законам. Момент времени в точке % - момент равновесия сил, когда возможен любой исход. Чаще всего срабатывает какой-то незначительный фактор, который обрушивает "снежную лавину". Такой механизм перехода в новое качество называют механизмом "спускового крючка". Необходимо отметить, что переходной период берет свое начало, как правило, на микроуровне системы и лишь его дальнейшее развитие приводит к выходу на макроуровень. Конечно, каждый переход сопровождается неизбежными последствиями, у него в определенной степени есть своя детерминированность. В различных науках переходные периоды называют по-разному - критические точки (теория катастроф); время реакции (химия); период вынашивания плода (зоотехника) и т. д., но суть от этого не меняется. Все эти процессы можно описать третьей картиной миропонимания.
С возникновением третьей картины миропонимания наука пришла к тому, чтобы придать историческому и футурологическим процессам их значимость. В ньютоновской схеме каждое мгновение содержит в себе вечность, каждый момент содержит в себе прошлое и будущее. История и будущее наличествуют в формуле настоящего.
Со второй картиной миропонимания обстоит иначе. Имеется совокупность недетерминированных вероятностей (по сравнению с первой картиной миропонимания это более общий случай, который содержит детерминированность во всем ее величии как частный случай). Следовательно, единственный способ понять настоящее и дать прогноз
(прогноз всегда вероятностен) - проследить, и как можно более точно, предшествующее развитие. Без истории нет ни настоящего, ни будущего. Но, как не парадоксально звучит, эти прогнозы игнорируют рискологические проблемы - генеральная линия не знает, что такое «риск», она дана заранее и она знамя, на которое необходимо равняться.
В механистической (первой) картине миропонимания индивидуум, интеллектуальная система со своими проблемами и рисками отсутствуют вообще. Во второй картине миропонимания универсальной личности отводится определенная роль, но только в рамках исторической необходимости, и лишь третья картина миропонимания делает его творцом истории, настоящего и будущего, она объясняет (пока лишь в общих чертах) роль меньшинства, великих людей, пророков и т. д. В этой картине миропонимания интеллект возводится на пьедестал феномена, ему вручаются понятия озарения и вдохновения, гениальности и всеохватности и даже умения работать с неопределённостью.
Креативные процессы во взрывной картине миропонимания (“взрыв” обусловлен точкой перехода на модели) возможны, хотя во многих аспектах спорны, но им присущи (уготована роль, дано предназначение) непредсказуемость и, в какой-то мере, даже всемогущество. Все это связано с тем, что причины переходных процессов, “взрывов” и скачков остаются вне поля зрения, третья картина миропонимания лишь констатирует их появление, но не объясняет их причинно-следственной связи.
Она не отвечает на вопрос - почему происходит структурный сдвиг, в ней лишь констатируется его появление и не более. Но это уже огромный прогресс в осознании системности мира, это позволяет говорить о неопределённости, неизвестности, непредсказуемости и т. п., что выводит всю науку на новый уровень.
Четвертая картина миропонимания. Она обычно носит название циклическая и лишь в отдельных случаях ее называют волновая или периодическая. Четвертая картина миропонимания еще более усложняет представления о процессах, протекающих в обществе и природе, и строится на представлениях о смене поколений систем независимо от их принадлежности и генезиса. Обыденное миропонимание свободно оперирует теми понятиями (прежде всего, это относится к понятию «риск»), до которых к концу ХХ века дошла тернистыми путями мировая наука. В нормальной жизни одновременно сосуществуют, взаимодействуют и переплетаются в своих действиях несколько поколений людей (дети, родители, родители родителей и т. д., иногда до пяти поколений в один и тот же временной срез).
Обобщая изложенное, применительно к системе образования различные картины миропонимания образуют взаимодополняющую систему представлений о реальной жизни (см. табл. 1, 2, 3 и 4). Чем выше по уровню картина миропонимания, тем ближе она к жизни, к ее действительным ценностям, тем больше она влияет на мировоззрение, тем сильнее в ней начинает пробиваться голос рискологических представлений. Другими словами, объективная составляющая мировоззрения становится все больше и больше, а, следовательно, система образования, несущая данную составляющую, приобретает не только объяснительную (познавательную) функцию, но и ценностную.
Новая парадигма развития Человечества в третьем тысячелетии, формирующая понятийную основу цивилизации знания и риска должна учитывать данные положения, а для парадигмы образования четвертая картина миропонимания должна (однако от должна до могу, а затем и буду - длинный и тернистый путь, который, хотим мы того или нет, предстоит пройти) являться фундаментом построения эдукологических технологий [5].
Таблица 1
Варианты четвертой картины миропонимания
№ вариан та Название варианта Краткая характеристика варианта
1 Единствен ность Система с данной номенклатурой и величиной показателей, возникнув и осуществив свою жизнедеятельность один раз, более не возникает
2 Мерцание Система с данной номенклатурой и величиной показателей возникает и осуществляет свою жизнедеятельность через определенные промежутки времени. Причем циклы жизнедеятельности систем не накладываются друг на друга, т. е. они разделены во времени
Система с данной номенклатурой и величиной показателей возникает и осуществляет свою жизнедеятельность через определенные промежутки времени. Причем циклы жизнедеятельности систем накладываются друг на друга. Возникает понятие поколений систем.
Таблица 2
Специфика использования различных картин миропонимания (КП) в
образовательном процессе
№ Название Главная Особенности Наличие научных
К картины задача, функциониров изысканий по
миропон решаемая ания системы проблематике
П имания интеллектуаль образования совершенствования
(КП) ными системами системы образования
1 Вывод Жесткие В части уяснения истин
“мировой правила, (божественных, научных
Детерми формулы” отклонения и т. д.)
нистичес (открытие недопустимы
кая универсального закона природы и общества)
2 Минимизация Менеджмент В постановочном плане
отклонений от коллективами, общие представления о
“генеральной осуществляющи том, как развивается
Туннель линии” ми личность, общество.
развития минимизацию Стремление все
ная отклонений от “генеральной линии” формализовать, математизировать, дать жесткую схему действий и поведения
3 Выяснение Возникает Создание основ
природы и проблема креативного управления,
причин управления прежде всего связанного
переходных переходными с формализацией
процессов с их процессами. разработки технических
Взрывна я моделирование Допускается решений при
м и поиск своей проектировании
управлением линии технических систем.
построенных поведения Технократические
моделей представления являются основой всей жизни
4 Выяснение Управление Создание креативного
природы и коллективами с управления системой
причин их циклами образования,
циклической жизнедеятельно позволяющего
жизнедеятельно сти. Творчество значительно
Цикличе сти систем с их становится интенсифицировать
управлением, основой созидательные процессы
ская предсказание образовательны осуществляемые
качественных х технологий. интеллектуальными
изменений 14 системам. Переход на качественно новую парадигму образования.
Таблица 3.
Характеристики картин (моделей) миропонимания
Номер картины ми-ропони Название картины миро- ХАРАКТЕРИСТИКА
I Детермин и- сткая Все процессы четко и однозначно заданы извне. Никаких отклонений от законов жизнедеятельности не существует и не может существовать в принципе. Все и вся предопределено. Если имеется некое существо, называемое "демоном Лапласа", которое знает все
II Туннельн ая Существует "генеральное направление развития системы", вокруг которого происходит (колеблется, эволюционирует и т. д.) реальное движение системы (объекта, явления). Отклонения могут быть не больше наперед заданных ограничений, которые образуют как бы туннель, . ^ . . . тт.
III Взрывная Существует некий момент жизнедеятельности системы, в котором из-за накопившихся противоречий происходит как бы "взрыв" системы с образованием, новых направлений развития. "Взрыв" приводит в действие небольшой толчок,
IV Цикличес- кая Системы существуют автономно, осуществляя свою жизнедеятельность по внутренним законам и закономерностям с учетом внешних воздействий. Мир является системой систем. Каждая система "имеет начало и конец" и осуществляет жизнедеятельность циклически. Кризисы
- данное понятие не используется в данной картине миропонимания
+
і
й
м
=
=
о
Гб
я
о
=
33
ч
8
Гб
8
п
я
о
-
сг
и>
V!
Гб
н
п
33
со
й
м
=
=
о
ВС
я
м
43
ч
в
=
Гб
в
43
о
а
о
=
в
м
=
в
33
3 ни ни ни ни ни ни - Термин
+ + + + ЖИЗНЬ
+ + + + > БОГ
+ + + + НЕОТВРАТИМОСТЬ
+ + + + нрпрррктнпгтк
+ + + + ДВИЖЕНИЕ
+ + + + ^1 МИР
+ + + 1 X СЛУЧАЙНОСТЬ (ВЕРОЯТНОСТЬ)
+ + + 1 о ГРАНИЦА
+ + + 1 о ВОЗМОЖНОСТЬ
+ + + 1 - ОБЪЕКТИВНОСТЬ
+ + + 1 НАПРАВЛЕНИЕ
+ + + 1 > ПРЕДЕЛ
+ + 1 1 ЧАСТЬ (ЦЕЛОЕ)
+ + 1 1 л АВТОНОМНОСТЬ
+ + 1 1 3\ КРИЗИС
+ + 1 1 ^1 НЕОПРДЕЛЁННОСТЬ
+ + 1 1 X КАЧЕСТВО
+ + 1 1 о ПРОГРЕСС (ЭВОЛЮЦИЯ)
+ 1 1 о О СИСТЕМА
+ 1 1 ЦИКЛ
+ 1 1 о ПОКОЛЕНИЕ
+ 1 1 о л ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ
+ 1 1 о СИНЕРГЕТИКА
+ 1 1 о л ИННОВАЦИЯ
+ 1 1 о 3\ РИСК
н
м
о>
-
в
а
м
■к-
Понятийный аппарат, используемый в данной картине миропонимания
Циклическая картина миропонимания позволяет по-новому оценить происходящие в настоящее время в системе образования инновационные сдвиги. Исходя из целей данной работы, прежде всего, интересны изменения парадигматического масштаба.
Знание парадигматических основ системы образования, научной и практической деятельности и т. д. является велением времени. Вот что по этому поводу писал в прошлом веке Н. Н. Моисеев (в принятой им терминологии): «Мировоззренческий феномен современной науки я вижу как раз в том, что при множественности интерпретаций (в том числе и не научных) возникает, тем не менее, некая единая голографическая картина, которая и оказывает определяющее влияние на формирование современной цивилизации» (Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990, стр. 59) .
ЛИТЕРАТУРА
1. Кирсанов К. А. Прогнозирование в СССР. М: Поиск, 1992.
2. Кирсанов К.А., Буянов В.П., Михайлов Л.М. Теория труда: Учебное пособие. / К.А.Кирсанов, В.П. Буянов, Л.М. Михайлов - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 416 с.
3. Кирсанов К. А., Киринюк А. А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. Т.1.- Национальный институт бизнеса. 2005. - 440 с.
4. Дружинин В.И., Конторов Д.С. Системология. - М.: Сов. Радио, 1976...
5. Плаксий С.И. Качество высшего образования. - М.: Национальный институт бизнеса. 2003. - 654 с.