Научная статья на тему 'Современная система национальной безопасности России: структурно-функциональный анализ'

Современная система национальной безопасности России: структурно-функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1382
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИЛЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / «ТВЕРДАЯ» БЕЗОПАСНОСТЬ / «МЯГКАЯ» БЕЗОПАСНОСТЬ / «HARD» SECURITY / «SOFT» SECURITY / NATIONAL SAFETY / FORCES AND MEANS OF MAINTENANCE OF NATIONAL SAFETY / STRATEGY OF NATIONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хмелевский Сергей Владимирович

Статья посвящена исследованию современных угроз национальной безопасности, структуре и функциям системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, отражению в ее формировании и форматировании концепций «твердой» и «мягкой» безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern system of national safety of Russia: the structurally functional analysis

Article is devoted research of modern threats of national safety, structure and functions of system of maintenance of national safety of the Russian Federation, reflection in its formation and formatting of concepts of «hard» security and «soft» security

Текст научной работы на тему «Современная система национальной безопасности России: структурно-функциональный анализ»

5.3. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОМ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Хмелевский Сергей Владимирович, кандидат философских наук, доцент, капитан I-го ранга запаса.

Аннотация: Статья посвящена исследованию современных угроз национальной безопасности, структуре и функциям системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, отражению в ее формировании и форматировании концепций «твердой» и «мягкой» безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность; силы и средства обеспечения национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности; «твердая» безопасность; «мягкая» безопасность.

MODERN SYSTEM OF NATIONAL SAFETY OF RUSSIA: THE STRUCTURALLY FUNCTIONAL ANALYSIS

Khmelevsky Sergey Vladimirovich, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, the captain of the first rank of a stock

Annotation: Article is devoted research of modern threats of national safety, structure and functions of system of maintenance of national safety of the Russian Federation, reflection in its formation and formatting of concepts of «hard» seeurity and «soft» seeurity.

Keywords: national safety; forces and means of maintenance of national safety; Strategy of national safety; «hard» seeurity;

«soft» зесиг^.

Беспристрастный взгляд на происходящее внутри нашей страны и вокруг нее свидетельствует о наличии серьезных угроз национальной безопасности России.

Действительно, население Российской Федерации постепенно вымирает1, территория находится под угрозой сокращения и опустошения, уклад государственной и общественной жизни - под угрозой умышленного и естественного разрушения.

Причины тому - как внешние (ужесточение глобальной конкуренции, борьбы государств за иссякающие природные ресурсы), так и внутренние (критическое имущественное расслоение населения, неудовлетворительное состояние культуры безопасности личности, различных социальных групп, значительное ослабление инстинкта самосохранения правящей элиты и общества в целом).

Говоря о безопасности, надлежит всегда помнить, что имеешь дело с системной характеристикой, учитывающей способность одних объектов угрожать, а других - парировать такие угрозы, уклоняясь, защищаясь от них, а то и уничтожая их носителей в превентивном порядке.

Для формирования четкого представления о том, что есть система национальной безопасности, каковы ее структура, функции, параметры, необходимо исследовать такие феномены, как: безопасность, национальная безопасность, жизненно важные интересы, национальные интересы, стратегические национальные приоритеты, опасности, угрозы национальной безопасности. Кратко рассмотрим их.

Согласно этимологии этого слова, «безопасность» означает «отсутствие опасности», то есть отсутствие каких-либо угроз. Из этого, в свою очередь, следует,

1 По данным Всероссийской переписи населения, 14-25 октября 2010 г., население России к началу 2011-го года составило 142 млн. 905,2 тыс. чел., с 2002-го года сократившись на 2,2 млн. чел. (1,6%) из-за превышение числа умерших над числом родившихся на фоне миграционного прироста. Доля городского населения составила 73,7%. Имеет место значительное превышение численности женщин над численностью мужчин - 10 млн. 515 тыс. (соответственно, 76 млн. 700,2 тыс. и 66 млн. 205 тыс., или 53,7% и 46,3%). В сравнении с 2002-м годом это соотношение ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертью мужчин //Суринов А. Кем мы себя считаем. Росстат подвел итоги переписи населения //Российская газета. - 2011. - 28 марта

что под опасностью в широком смысле можно понимать возможность причинения ущерба чему(кому)-либо от чего(кого)-нибудь.

В большинстве случаев человек проецирует все опасности на себя постольку, поскольку именно он является основным объектом и субъектом безопасности, хотя бы потому, что наделен способностями чувствовать, мыслить, более-менее адекватно оценивать

складывающуюся вокруг себя ситуацию.

Отсюда в системе человеческих потребностей безопасность занимает ключевое по значимости место, уступая лишь физиологическим потребностям.

Более обобщенно безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, природных и техногенных систем от внутренних и внешних угроз, их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, обеспечение таких внешних и внутренних условий их существования, которые гарантируют им возможность нормальной жизнедеятельности и прогрессивного развития.

В отечественной литературе аргументирована позиция, что национальная безопасность характеризует состояние, прежде всего, государства, иных политических институтов общества, обеспечивающих эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности, общества, государства во взаимодействии с природой2.

Однако анализ новых реалий действительности приводит к выводу о недостаточности сложившегося подхода к трактовке национальной безопасности.

Рассмотрим, в первую очередь, как трактуется национальная безопасность по праву и понятиям нашей правящей элиты3. Здесь выделено несколько

2 См.: Общая теория национальной безопасности /Под общ. ред. А.А.Прохожева. - М., 2005; Федоренко В.Н. Проблемы национальной безопасности: теория и практика //Армия и общество. - 1999. - №3; Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства //Армия и общество. - 2000. - №1; Экономическая и национальная безопасность /Под ред. Е.А.Олейникова. - М., 2005 и др.

3

Перефразируя известное ленинское выражение, отметим, что право - это возведенная в закон воля правящей элиты, понятия

видов (или, правильнее говорить - уровней)

безопасности: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства, экологическая безопасность и пр.

Их значимость определяется характером

сложившейся системы общественных отношений, политическим устройством общества, спектром внутренних и внешних угроз.

Это подтверждает действующий Закон «О

безопасности»4, который характеризует безопасность (национальную безопасность) как комплексный и масштабный феномен, состоящий из безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 1). В свою очередь, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Стратегия НБ РФ-2020)5 национальная безопасность определена как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п.6).

Таким образом, безопасность государства - это состояние его защищенности от внутренних и внешних угроз, которое позволяет ему (государству) обеспечить не только свой, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность, но и конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан.

Безопасность общества (общественная безопасность6) предполагает наличие развитых институтов гражданского общества, культуры их существования и сосуществования, позволяющих сохранить, приумножить материальные, духовные ценности социума, наиболее полно реализовать конституционные права, свободы различных групп, граждан и оптимально нейтрализовать явления, ведущие к расколу общества (в том числе диктаторские, иные противоречащие принципам демократии действия со стороны государства, его органов и должностных лиц).

Общественная безопасность может быть охарактеризована такими параметрами, как: социальная справедливость; режим правозаконности; социально-экономическое благополучие граждан;

которой, в свою очередь, публично отражены не только в законах, но и в различных политических декларациях, оформленных в виде стратегий, доктрин, концепций и т.п.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая. Этот законодательный акт заменил Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности», переживший несколько редакций.

5 Стратегия национальной безопасности Российской

Федерации до 2020 года (действующая редакция), утверждена Указом Президента России от 12 мая 2009 г. №537

//КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

6 В общей теории безопасности общественная безопасность трактуется шире, чем в правовых науках, где рассматриваемый

феномен означает нормальное функционирование источников

повышенной опасности, их безаварийную эксплуатацию человеком, соблюдение правил безопасности на производстве и

в быту, в работе со взыво- и пожароопасными предметами, системами и т.п.

демократический плюрализм; национальная определенность и т.п. При этом государственная безопасность выступает средством, а должный уровень общественной безопасности - целью данного вида национальной безопасности.

Экологическая безопасность - это состояние, при котором путем надлежащего исполнения субъектами соответствующих отношений правовых,

экономических, природоохранительных, инженернотехнических, градостроительных, санитарных, иных норм, правил, а также регулярного проведения предусмотренных ими мероприятий достигается предотвращение техногенных, экологических катастроф, других негативных явлений, опасных для жизни, здоровья людей, разрушительных для государства и общества.

Безопасность личности состоит в обеспечении конституционных прав, свобод, законных интересов, достойных качества и уровня жизни граждан, и предполагает формирование комплекса правовых и нравственных норм, институтов гражданского общества, позволяющих индивиду чувствовать себя комфортно и безопасно в системе межличностных отношений, развивать и реализовывать значимые для него способности, удовлетворять соответствующие потребности и интересы, не испытывая при этом противодействия со стороны государства и общества.

Иные виды (уровни) безопасности, как официально (законом, иным нормативным правовым актом или публичной декларацией в форме стратегии, доктрины, концепции, основ государственной политики и пр.), так и неофициально выделяемые в системе общей (национальной) безопасности, представлены:

- политической безопасностью7;

- военной безопасностью8;

- информационной безопасностью9;

7 Политическая безопасность - способность политической системы общества эффективно противостоять внутренним и внешним угрозам за счет нормального функционирования легитимной и легальной публичной власти, гарантий избирательных, иных политических прав и свобод граждан, их защищенности от политического произвола и экстремизма внутри страны, от политического давления и агрессии извне. Отсюда очень плохо, если национальная избирательная система России «воспринимается критически значимой частью общества как беспардонный фарс. Огромная часть избирателей убеждена в том, что итоги выборов определяются не их голосованием, а закулисными манипуляциями, доходящими до прямых фальсификаций, и, похоже, они правы. В итоге, прогнозирование итогов выборов заключается в оценке не столько мнений народа России, сколько интересов правящей тусовки. Для этой тусовки принципиальна необходимость одновременно новизны и хотя бы минимального правдоподобия... Правдоподобие нужно как для сдерживания роста внутреннего недовольства, уже сейчас грозящего делегитимацией публичной власти, так и для умасливания западного общественного мнения, которое может, демократически влияя на свои правительства, поставить под угрозу выведенные из России активы "оффшорной аристократии", которыми она не может пожертвовать» //Делягин М.Г. Перестановка мест слагаемых. Как изменится политическая карта России //Независимое военное обозрение. - 2011. - 31 мая.

8 Военная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять (подп. «а» п.6 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. №146 /действующая редакция/. См. по: //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая).

9 Информационная безопасность - состояние, обеспечивающее безопасность функционирования информационных и

- экономической безопасностью10;

- продовольственной безопасностью11;

- медико-биологической безопасностью12;

- энергетической безопасностью13 и др.

Система национальной безопасности, так или иначе, направлена на обеспечение жизненно важных (фундаментальных) интересов, удовлетворение которых обеспечивает нормальное существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Национальные интересы отражают общие жизненно важные интересы личности, общества и государства, сформулированные правящей элитой как объективная форма потребностей государственно-организованного социума на основе ее (элиты) ценностных предпочтений и с учетом складывающейся обстановки14. Можно сказать иначе: это - совокупность внутренних и внешних суверенных потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства, и реализуемых посредством стратегических национальных приоритетов. Последние отражают важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, как они сформулированы

телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в государстве, повышение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создание и совершенствование единой системы информационнотелекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности.

10 Экономическая безопасность - живучесть, устойчивость национальной экономики, ее защищенность от внешних и внутренних угроз, способность обеспечить достойные качество и уровень жизни граждан, обороноспособность страны. Она понимается и как защищенность хозяйственной жизнедеятельности личности, общества, государства от криминальных, противоправных, подрывных явлений и процессов, равная правовая защита разных форм собственности, свобода предпринимательства, конкуренция и пр.

11 Продовольственная безопасность - фактор сохранения государственности и суверенитета России, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условием реализации стратегического национального приоритета

- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения (п.2 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 /действующая редакция/. См. по: КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая).

12 Медико-биологическая безопасность связана с охраной здоровья населения, с прогнозированием, предупреждением и преодолением инфекционных и других заболеваний, эпидемий, эпизоотий, с обеспечением надежного контроля над состоянием продуктов питания, воды, воздуха и выработкой соответствующих рекомендаций и мер.

13 Основным содержанием энергетической безопасности

являются устойчивое обеспечение потребительного спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных

производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.

14 Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. -М., 2009. - С.17.

правящей элитой, заключаются в развитии демократии, институтов гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращении России в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях

многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются

национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

Приоритеты национальной безопасности, в свою

очередь, прямо и опосредованно связаны с приоритетами устойчивого развития, которыми декларированы: повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, здравоохранение и

культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования

государственно-частного партнерства; экология живых систем и рациональное природопользование,

поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного

воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной (в противовес однополярной) модели мироустройства.

Весьма интересным для анализа представляется перечень опасностей и угроз, сформулированных нашей правящей элитой. Сравним их с тем, как опасности и угрозы трактуются в так называемой «мягкой концепции» безопасности.

Дело в том, что в странах Западной Европы все более популярной становится идея «мягкой» безопасности, трактующий безопасность как повсеместное уважение и защиту основных прав и свобод человека, гражданина, сохранение социальной стабильности, создание условий, позволяющих раскрыться всем креативным способностям личности и максимально обезопасить ее, в том числе от самой себя.

Уже в конце XIX века в Западной Европе формируются некоторые принципы концепции «мягкой» безопасности, нашедшие применение, в частности, во внешней (колонизаторской) политике Великобритании, Франции, Италии и ряда других метрополий. Речь идет, в частности, о концепции «мягкого» подавления сопротивления населения оккупированной страны (как вариант: «разделяй

кнутом и пряником и властвуй»), предложенной Ж. Галлиени и Л. Лиотэ и использованной ими во французских, в то время, Индокитае и на Мадагаскаре в 1896-1905 годах. По их мнению, удовлетворенность туземцев, подкрепленная хорошим урожаем картофеля, «перевешивает дорогостоящее

использование армейского корпуса». В рекордный срок Франция построила здесь дороги и целые города для аборигенов. Однако на практике у «мягкой» безопасности вскрылась одна, весьма неприглядная

сторона: ее реализация оказалась возможной только при кооперировании с жестокими и коррумпированными представителями местной элиты

- племенными вождями, главарями банд, наркобаронами и мздоимцами-губернаторами.

Надо заметить, что концепция «мягкого» подавления сопротивления населения оккупированной страны, пройдя ряд трансформаций, была использована воинскими контингентами стран - членов НАТО в операциях на территории бывшей Югославии, а в настоящее время широко применяется в Афганистане. Здесь эта концепция известна под названием «региональных восстановительных подразделений» (Provincial Reconstruction Teams, PRT). PRT декларирует, что военнослужащий армии Германии, Италии, иного государства - члена НАТО является не столько разрушителем, сколько миротворцем. Он оказывает помощь, применяя оружие в случае угрозы и для защиты жизней тех, кто несет населению оккупированной страны перспективы новой жизни - строит дороги, оросительные каналы, больницы, восстанавливает разрушенные таллибами памятники древности, воспитывает детей, растит хлеб, а не опиумный мак15.

Вместе с тем в настоящее время концепция «мягкой безопасности» применяется, в первую очередь, во внутренней политике западноевропейских государств.

По словам отечественного эксперта в области национальной безопасности Т. Г. Пархалиной, современный Запад «воспринимает безопасность в широком смысле этого слова, включая не только жесткую безопасность (hard security), то есть военнополитические аспекты национальной безопасности, но и мягкую безопасность (soft security). Например, после Второй мировой войны в Европе начал осуществляться грандиозный политический проект «Европейская интеграция». Главная цель его отцов-основателей Робера Шумана и Жана Монэ (Парижский договор от 1951 года) состояла в том, чтобы сцепить экономики, прежде всего, Франции и Германии, двух стран, которые на протяжении столетий генерировали войны на территории европейского континента. Сделать войны невыгодными ни экономически, ни политически. Цель достигалась посредством двух механизмов: военно-политического (НАТО с привязкой США) и социально-экономического (сначала общий рынок, затем Европейское экономическое сообщество и, наконец, Европейский союз). Проект европейской интеграции хотя и зигзагами, но неуклонно продвигается вперед»16.

Ключевые особенности «мягкой» безопасности в том, что она:

1) ориентирована не на конфликт, а на компромисс и общественное согласование;

2) подчеркивает самостоятельность личности и самоорганизацию общества;

15 Новикова Д.О. Проблема использования частных военноохранных компаний при проведении военных операций США //Мир и согласие. - 2010. - №1(42). - С.73.

16 Колесниченко О. Иная культура мягкой безопасности: Россия и

НАТО по-разному воспринимают угрозы. Интервью с Директором

Центра европейской безопасности, заместителем директора ИНИОН

РАН, вице-президентом Российской ассоциации Евро-атлантического сотрудничества, членом экспертного совета Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам Т.Г. Пархалиной //Независимое военное обозрение. - 2010. - 3 декабря.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) признает плюрализм, различие и напряженность;

4) носит преимущественно ненасильственный, мирный характер;

5) опираясь на частные опыт и интересы, выступает на стороне общего блага, даже если различные действующие лица, выступающие от лица публичной власти или институтов гражданского общества, понимают под безопасностью абсолютно разные вещи.

В указанном отношении «мягкая» безопасность выступает социально-политической стратегией, направленной на формирование такого общества, в котором люди смогут мирно, безопасно сосуществовать как частные лица в кругу своей семьи и как граждане в общественной жизни, самостоятельные и свободные, без мелочной опеки со стороны государства, проявляя терпимость к культурному, религиозному, этническому и пр. многообразию.

При этом в качестве главных источников опасности теперь уже считаются не внешние, а внутренние угрозы, такие как паразитизм крупных бизнес-корпораций и финансовых институтов, имеющих «местную прописку», низкий уровень их социальной ответственности17, терроризм, коррупция, незаконная торговля наркотическими средствами и психотропными веществами, оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, торговля людьми, инфекционные болезни, эпидемии, эпизоотии, ухудшение состояния окружающей среды и т.п. Таким образом, понятие безопасность становится многомерным и органично включает в себя экологическую, экономическую, человеческую,

общественную, культурную, информационную,

этническую и другие уровни (виды) безопасности.

При использовании таких подходов сами граждане через свои объединения, иные институты гражданского общества начинают принимать активное и более ответственное участие в обеспечении безопасности и построении сотрудничества в целях достижения безопасности.

Появляется множество общественных организаций, занимающихся проблемами экологии, гендерного равенства, миграции, общественного здоровья,

защитой прав этнических и других меньшинств, развития вширь и вглубь толерантности, то есть терпимости ко всему, что кажется чужим, враждебным и непонятным.

И, конечно же, меняются методы обеспечения безопасности. На смену силовым приходят несиловые методы, такие, как переговоры, совместные

многоформатные исследовательские проекты, программы, договоренности.

Этот факт говорит о том, что в современных условиях невозможно обеспечить безопасность

17 Проникаясь желанием сделать в максимально возможной степени безопасным существование и сосуществование граждан, гражданское общество в странах Западной Европы, «даже обещает что-то противопоставить бурно развивающемуся и повсеместно торжествующему капитализму». При этом оно формирует «новый тип критики капитализма, так как логика гражданского общества, опирающаяся на обсуждение, конфликт и согласование, сулит иные возможности решения проблем, нежели логика рынка, которая базируется на конкуренции, обмене и оптимизации индивидуальных потребностей» //Кока Ю. Европейское

гражданское общество: исторические корни и современные

перспективы на Востоке и Западе. Пер. с нем. С.Шамхаловой //Неприкосновенный запас. - 2003. - №2(28). - С.7.

силами исключительно одного субъекта - государства. К тому же нередко общественное мнение с глубоким подозрением относится к государственным органам, непосредственно отвечающим за безопасность18. И здесь в качестве еще одного, а иногда и ведущего субъекта обеспечения безопасности постепенно, но все более уверенно начинает выступать гражданское общество. Это отражает широко распространенный скепсис по отношению к опеке со стороны «социального», «правового», и «интервенционного» государства - «ночного сторожа», которое, по мнению многих, и в современной Западной Европе достигло пределов своих сил и возможностей, регулируя слишком многое и, тем самым, перенапряглось.

Отсюда, в частности, формируется и совершенствуется надлежащий гражданский контроль над публичновластными структурами безопасности (вооруженными силами, правоохранительными органами, пр.) в виде специальных уполномоченных со стороны гражданского общества, инициированных общественностью парламентских расследований, широкими прерогативами СМИ в выявлении и придании огласке значимых для безопасности явлений и процессов.

С научной точки зрения выше перечисленное можно объяснить не иначе как тем, что высокоразвитое, прежде всего, в социально-экономическом отношении, цивилизованное государственно-организованное общество, взыскательно проанализировав свое историческое прошлое, с удивлением вдруг обнаружило, что насилие как реакция на угрозы безопасности личности, обществу и государство, зачастую бессмысленно и контрпродуктивно.

Более того: «с прогрессирующим ростом убойной силы оружия и плотности населения процент военных жертв на протяжении тысячелетий не возрастал. Но еще более выражена данная тенденция при сравнении жертв бытового насилия. Парадоксальное сочетание исторически возрастающего потенциала взаимного истребления со снижением реального процента насильственной смертности предполагает наличие культурно-психологического фактора, компенсирующего рост инструментальных возможностей общества» 9

Следовательно, чтобы не подвергать себя новым опасностям и угрозам, такое общество как бы обречено решать свои внутренние проблемы безопасности в форме диалога и достижения

18 В 2008 г. в США состоялся суд над организаторами, по версии следствия, терактов 11 сентября 2001 г., - шестью боевиками «Аль-Каиды». Им было предъявлено обвинение в заговоре, военных преступлениях, нападении на мирных граждан, захвате заложников, уничтожении гражданских объектов. Подробнее см.: Сайкин Ю., Сорокина Н. 200 тысяч лет тюрьмы или смерть грозят обвиняемым в терактах 11 сентября //Российская газета. - 2008. - 13 февраля. Однако общественность западноевропейских стран насторожило то, что «власти США длительное время не проявляли даже признаков подготовки к такому суду (хотя в Германии и Великобритании суды над пособниками террористов были проведены весьма оперативно)». «С учетом мощи и эффективности североамериканской правоохранительной системы такая пассивность может быть истолкована как нежелание предоставить террористам возможность разгласить неудобную для государства информацию... Таким образом, террористическая атака на США проводилась, по крайней мере, с косвенным участием вышедших из-под общественного контроля элементов спецслужб, и энергичная реакция развитых стран на теракт была призвана, в том числе скрыть этот неприглядный факт» //Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. - М., 2003. - С.359.

19 Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология.

- М., 2001. - С.6-7.

консенсуса между всеми членами социума, независимо от их национальности, профессиональной, конфессиональной принадлежности, половозрастных особенностей, социального статуса, нахождения в публичной власти, институтах гражданского общества или «выпадения» из них.

Между тем, несколько иное преломление «мягкой» безопасности происходит в областях внешней и военной политики государств. Как известно, с незапамятных времен во многих странах, в том числе и в нашей стране, доминировала так называемая модель «жесткой» безопасности («Карфаген должен быть разрушен», «разрубить Гордиев узел»), когда приоритетными считались внешние угрозы, и ставка делалась, главным образом, на силовое решение проблем20.

Достаточной спецификой отличается вариант «мягкой» безопасности США в современном глобализованном мире. В его основе - теория хаоса или модель так называемой «самоорганизованной критичности», разработанной, прежде всего, З.Бжезинским21, и которая наиболее полно и последовательно реализована в действующей уже, по меньшей мере, двадцатилетие стратегии национальной безопасности США.

Интересно, что в политической науке существует ряд категорий, которые намекают на критичность. Представление международного кризиса в качестве «пороховой бочки», как взрывоопасного предмета, ожидающего поднесения спички, является наиболее распространенным. Одной из новейших категорий выступает понятие «спелости»: некоторые

политически критичные системы (проблемы) нестабильны (неразрешимы) до тех пор, пока не пройдет определенное время и они не « поспеют». Следовательно, ключ к успеху в политическом урегулировании ситуации, к примеру, в Египте, Ливии, Сирии, Тунисе, иной стране Средиземноморья, а также Ближнего Востока и Персидского залива, которой «посчастливилось» попасть в сферу жизненных интересов США, лежит в определении момента «спелости» ситуации и эксплуатации ее критического состояния.

«Самоорганизованная критичность»22 предполагает, что каждый актор в политически критических системах продуцирует энергию конфликта, активную силу, которая непосредственно провоцирует смену статус кво, участвуя, таким образом, в создании следующего критического состояния. Эта энергия проистекает от мотиваций, ценностей и возможностей специфических акторов (правительств, неправительственных организаций, частных лиц). «Жестко» манипулируя ими, а порой и жертвуя ими, как фигурами в шахматной игре, или «мягко» корректируя их энергию конфликта, можно направить развитие политически критической системы по пути, желательному для целей национальной безопасности США. Требуется лишь изменить «программное обеспечение» акторов, произвести общую

20 Золотарев В.А. Военная безопасность Государства Российского. - М., 2001. - С.12.

21 См.: Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. Пер. с англ. - М., 1998; Bzezinski Z. Out of Control: Global Turmoil on the Eve of the 21st Century. - N.-Y., 1993.

22 Подробнее см.: Делягин М.Г. Эскалация безответственности. Внешняя экспансия как средство снятия внутренних противоречий. США: экспорт нестабильности и глобальная неустойчивость. Последствия сомализации России /В его книге: Мировой кризис: Общая теория глобализации.

«перезагрузку» политически критической системы или запустить в нее «вирус»-идеологию.

С помощью «вируса»-идеологии в качестве «мягкого» оружия США с наименьшими затратами и потерями смогут выиграть любую войну, победить в которой с использованием «жестких», жестоких и даже запрещенных международным гуманитарным правом средств, форм и методов вооруженной борьбы невозможно. Необходимо лишь рассчитать время и выбрать, исходя из стратегии национальной безопасности США, какие цели-народы нужно «заразить» «вирусом»-идеологией. С расширенными преимуществами в 1Т-технологиях, коммуникациях и увеличивающимися возможностями глобального перемещения посредством Интернет, «вирус»-

идеология будет самовоспроизводящимся и станет распространяться хаотическим путем. Поэтому национальная безопасность США будет иметь наилучшие гарантии, если Соединенные Штаты посвятят усилия не «бряцанию оружием», а борьбе за умы и культуры, которые отличаются от североамериканских23.

В нашей стране понимание «мягкой» безопасности именно в таком ее формате только начинает складываться. При этом, разрабатывая соответствующие стратегии, доктрины, иные политикоправовые документы, их разработчики исходят из тех внешних и внутренних угроз, которые уже публично продекларированы24.

Стратегия НБ РФ-2020 использует, главным образом, дефиницию «угроза национальной безопасности» - то есть прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию России, обороне и безопасности государства (п. 6).

Основными внешними угрозами национальной безопасности России являются: несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евроатлантическом регионе, исключительно на Организацию Евро-атлантического договора (НАТО); планы продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам России; попытки придания этой Организации глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права; рецидивы односторонних

23 Таким образом, настоящее поле битвы в сфере национальной безопасности является, говоря метафорически, «вирусным» по природе. Стабильность - не более чем следствие и уже не может быть целью. Подлинной целью стратегии национальной безопасности США является формирование и форматирование широкого контекста политически критических систем (вопросов), направленного на достижение «самоорганизованной критичности» с более-менее «мягким» сдвигом. Отсюда, суверенитет, независимость многих технологически неразвитых в аспекте управления киберпространством государств уже в ближайшее время могут оказаться под угрозой. При этом высокотехнологичным оружием станут не самолеты-невидимки и высокоточные крылатые ракеты морского и воздушного базирования, а специальные информационные этаЛ-рслег кибертехнологии, посредством которым будет формироваться (а в ряде случаев, по убеждению автора, уже формируется) иная киберреальность в государствах-противниках.

24 Угрозы - это совокупность условий, факторов, создающих

опасность интересам граждан, общества и государства, а также общепринятым ценностям и образу жизни. К данной категории близки по содержанию понятия «опасность», «вызов», «риск».

силовых подходов в международных отношениях; противоречия между основными участниками мировой политики; угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов; совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий; возможность нарушения сложившегося баланса сил вблизи границ России и границ ее союзников; риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия;

возможность размещения в Европе элементов

глобальной системы ПРО США.

Следовательно, в отношении с НАТО Россия придерживается «твердой» безопасности:

«определяющим фактором в отношениях с Организацией Северо-Атлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры Альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права» (п.17 Стратегии НБ РФ-2020). Что касается Евросоюза

который, «действительно, занимается «мягкой

безопасностью» в регионе, а не конфронтацией с Россией»25, «Российская Федерация выступает за

всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом, включая последовательное формирование общих пространств в сферах экономики, внешней и внутренней безопасности, образования, науки, культуры. Долгосрочным национальным интересам России отвечает формирование в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе» (п.16 Стратегии НБ РФ-2020).

Основными угрозами военной безопасности России являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего, в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования глобальной системы ПРО США и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений; распространение ядерных, химических, биологических технологий; производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Перечень внешних угроз заставляет сделать вывод, что во многом противоречивая международная среда, в которой существует Россия, изобилует для нее опасностями и угрозами, обусловливающими как «жесткий», так и «мягкий» варианты реагирования и, следовательно, комбинированный («жестко-мягкий») формат обеспечение национальной безопасности.

Основными угрозами национальной безопасности России в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная

деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических

25 Сорокина Н. Александр Рар - Эксперт Германского совета по внешней политике: «мягкая» безопасность //Российская газета. -2008. - 2 сентября.

организаций, группировок и отдельных лиц,

направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования

органов государственной власти (включая

насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность

общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность

националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности России, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, связанных с коррупцией.

Представляется, что именно в сфере

предотвращения внутренних угроз вариант «мягкого» обеспечения национальной безопасности был бы для России более предпочтительным, так как именно во внутренней жизни скрывается большое количество угроз ее безопасности.

Выделены также основные угрозы безопасности России в пограничной сфере, а именно: наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы; незавершенность международно-правового оформления

государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами; деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий; активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции; недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов.

Что касается главных угроза национальной безопасности России в экономической сфере, таковыми признаны: сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры; потеря контроля над национальными ресурсами; ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность; низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы; сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции; недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики; снижение темпов экономического роста;

появление дефицита торгового и платежного баланса; сокращение доходных статей бюджета; дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов; принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России; периодические кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.

Основными угрозами национальной безопасности России в сфере науки, технологий и образования являются: отставание в переходе в последующий технологический уклад; зависимость от импортных поставок научного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов; несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий; необоснованные односторонние санкции в отношении научных и образовательных организаций России; недостаточное развитие нормативно-правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики; низкие уровень социальной

защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава, качества общего среднего образования, профессионального

начального, среднего и высшего образования.

Основными угрозами национальной безопасности России в сфере здравоохранения и здоровья нации декларированы: низкие эффективность системы

медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения;

недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования

развития системы высокотехнологичной медицинской помощи; незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью.

Главными угрозами национальной безопасности России в сфере культуры являются: засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев; противоправные посягательства на объекты культуры; попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории; пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность, насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Основными угрозами национальной безопасности России в экологической сфере признаны: истощение запасов минерально-сырьевых, водных и

биологических ресурсов; наличие экологически неблагополучных регионов; сохранение значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды.

Обращает на себя внимание то, что приведенный выше перечень основных угроз национальной безопасности России, перечисленных в Стратегии НБ РФ-2020, экспертным сообществом признается не полным. Так, Институтом социологии РАН аргументирована тезис, что коррупция, высокая изношенность основных фондов промышленности, сокращение численности населения и сохранение

экспортно-сырьевой модели экономики - таковы сегодня основные угрозы национальной безопасности России26.

Показательно, что первое место в составленном экспертами рейтинге угроз национальной безопасности занимает именно коррупция. И с этим нельзя не согласиться. Еще в 2006-м году в рейтинге «Индекс восприятия коррупции», составленном Международным общественным движением по противодействию коррупции, Россия находилась на 127-м месте из 163-х, рядом с Руандой, Гондурасом и Филиппинами27. По мнению официальных представителей Генпрокуратуры России, коррупционный рынок «оценивается в 240 миллиардов долларов США. Размеры взяток доходят до такого уровня, что за год "средний" продажный чиновник может позволить себе купить квартиру площадью в 200 квадратных метров»28. Аналитики МВД России подсчитали, что средняя сумма взятки по стране в 2009-м году составляла 27 тыс. рублей29. Эксперты ИС РАН оценили угрозу коррупции в 6,1 балла по 7балльной шкале. Она, по их мнению, подрывает национальную безопасность по всем направлениям и проявлениям. Ели подобный тренд сохранится, нашу страну ждет полный упадок.

Приведенные расхождения в оценках угроз национальной безопасности во многом характерны для современной России, в которой представители публично-властных структур, как правило, преисполнены оптимизма, а ученые и общественные деятели им оппонируют с критических позиций. Ведь «как бы ни старалось государство, какие бы сигналы ни давало, представители неправительственных организаций всегда находили и будут находить негативные моменты в жизни страны, что, по сути, и является частью их обязанностей»30.

Следует отметить и еще один немаловажный момент. Согласно Стратегии НБ РФ-2020, обеспечение национальной безопасности

представляет собой целенаправленную деятельность государственных институтов по выявлению, предупреждению и пресечению различных угроз безопасности личности, обществу и государству, защите национальных интересов Российской Федерации. Вместе с тем уже в Законе «О

26 Официальный сайт Института социологии Российской академии наук (ИС РАН) //http:www.isran.ru. На этом сайте представлена статья Еникеевой А. Национальная безопасность: виноваты чиновники, а не шпионы, датированная 24 ноября 2010 г. (material.aspx?CatalogId=222&d_no=35162), где автор описывает презентацию Аналитического доклада ИС РАН: «Национальная безопасность России в оценках экспертов», в основе которого -результаты опроса более чем ста тридцати ученых, общественных деятелей, правозащитников, журналистов, специалистов Совета Безопасности России, Службы внешней разведки, Главного разведуправления ГШ ВС России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России. Им было предложено оценить уровень безопасности, угрозы безопасности, степень защищенности от них личности, общества, государства, эффективность сил обеспечения безопасности и перспективы национальной безопасности Российской Федерации.

27 Кукол Е. Чиновник из «группы риска» //Российская газета. -2007. - 4 сентября.

28 Шаров А. Ни дать, ни взять. Генпрокуратура России начала новое наступление на коррумпированных чиновников //Российская газета. - 2006. - 7 ноября.

29 Пять событий недели глазами Л.Млечина //Российская газета. - 2009. - 30 июля.

30 Кузьмин В. С правом на защиту //Российская газета. - 2009. -

16 апреля.

безопасности», принятом позже данной Стратегии, закрепляется, что не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и граждане, общественные организации, которые обладают правами и обязанностями по участию в деятельности по обеспечению безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и иную защиту. И это очень важный момент, который заставляет по-новому осмыслить роль гражданского общества и его институтов в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Основным инструментом реализации политики национальной безопасности является система ее обеспечения, то есть совокупность государственных и общественных институтов, действующих в целях достижения необходимого уровня защищенности национальных интересов от опасностей и угроз в различных сферах жизнедеятельности личности, общества, государства.

Иначе говоря, это система, элементами которой выступают взаимосвязанные субъекты (силы) обеспечения национальной безопасности (публичноправовые образования, институты гражданского общества, граждане) плюс средства и ресурсы обеспечения национальной безопасности (технологические, технические и иные средства, используемые для мониторинга состояния национальной безопасности, бюджетное финансирование и пр.), нормативная правовая база (законодательство и пр.), регулирующая общественные отношения по формированию, функционированию и совершенствованию элементов системы обеспечения национальной безопасности.

Следует обратить внимание на то, что, согласно Стратегии НБ РФ-2020, система обеспечения национальной безопасности включает: 1) силы и 2) средства обеспечения национальной безопасности (п.6). Силы обеспечения национальной безопасности -Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая

телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Среди сил обеспечения национальной безопасности фактически выделяются только соответствующие государственные структуры, при этом институты гражданского общества вообще не упоминаются. Между тем, сами целевые функции системы обеспечения национальной безопасности31

31 Наряду с целевыми, инструментальными функциями системы обеспечения национальной безопасности России являются: мониторинг (выявление, адекватная реальности оценка, прогнозирование) внешних и внутренних угроз национальности безопасности Российской Федерации, реализация комплекса кратковременных (оперативных) и долговременных

предполагают активное участие институтов гражданского общества. Так, целевыми функциями системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: обеспечение

социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия в обществе; обеспечение надлежащего уровня устойчивости национальной экономики и ее мобилизационного потенциала; повышение уровня качества деятельности органов публичной власти, формирование действенных механизмов их взаимодействия с институтами гражданского общества для реализации гражданами России права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и полноценное культурное развитие.

Система обеспечения национальной безопасности предусматривает функционирование на уровне двух взаимосвязанных подсистем: публично-правовой

(государство и его органы, органы местного самоуправления) и частной (институты гражданского общества, граждане и организации). Ее компонентами выступают: силы обеспечения национальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

безопасности, адекватные им средства, ресурсы, механизм правового регулирования общественных отношений по формированию, функционированию и совершенствованию данной системы.

Ее акторами выступают: во-первых, силы обеспечения безопасности, то есть Вооруженные Силы России, иные войска, воинские формирования и органы, где официально предусмотрена военная и (или)

правоохранительная служба (Внутренние войска МВД России, Пограничная служба ФСБ России и др.), государственные органы федерального уровня, привлекаемые к участию в соответствующих

мероприятиях; во-вторых, органы публичной власти регионального и местного уровней; институты

гражданского общества, граждане, участие которых в обеспечении национальной безопасности предусмотрено действующим законодательством. Средствами обеспечения национальной безопасности выступают соответствующие техника, технологии, методы, используемые для мониторинга угроз национальной безопасности и принятия мер по их нейтрализации.

Целевыми функциями системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: обеспечение социальной стабильности и согласия в обществе; адекватных складывающейся ситуации устойчивости национальной экономики и ее мобилизационного потенциала; повышение уровня качества деятельности органов публичной власти, институтов гражданского общества для реализации права на жизнь, иных конституционных прав и свобод, законных интересов граждан России.

Целевые функции системы обеспечения национальной безопасности России являются

(стратегических) мер по их предупреждению и нейтрализации с учетом развития теории и практики безопасности; формирование и поддержание в постоянной готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности России; управление силами и средствами обеспечения национальной безопасности России в условиях нормальной жизнедеятельности и при чрезвычайных ситуациях; осуществление комплексных мер по восстановлению нормального функционирования объектов обеспечения национальной безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций; участие в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

необходимым, но недостаточным условием ее

надлежащего функционирования, в связи с чем она наделена инструментальными функциями, среди которых: мониторинг внешних и внутренних угроз национальности безопасности России, реализация мер по их предупреждению и нейтрализации;

поддержание в постоянной готовности соответствующих сил и средств; управление ими в нормальной обстановке, чрезвычайных ситуациях, мероприятиях по обеспечению национальной

безопасности за пределами национальной территории согласно международным договорам России.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря

2010 г. №390-ФЗ «О безопасности» (действующая

редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

2. Военная доктрина Российской Федерации, утверждена

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. №146 (действующая редакция)

//КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента России от 12 мая 2009 г. №537 (действующая редакция) //КонсультантПлюс. - 2011. - 20 мая.

5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы. Пер. с англ.

- М., 1998.

6. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория

глобализации. - М., 2003.

7. Делягин М.Г. Перестановка мест слагаемых. Как изменится политическая карта России //Независимое военное обозрение. - 2011. - 31 мая.

8. Еникеева А.. Национальная безопасность:

виноваты чиновники, а не шпионы

//http:www.isгan.гu.mateгial.aspx?CatalсgId=222&d_nс=35162.

9. Золотарев В.А. Военная безопасность Государства Российского. - М., 2001.

10. Кока Ю. Европейское гражданское общество: исторические корни и современные перспективы на Востоке и Западе. Пер. с нем. С.Шамхаловой //Неприкосновенный запас. - 2003. - №2(28).

11. Колесниченко О. Иная культура мягкой безопасности: Россия и НАТО по-разному воспринимают угрозы. Интервью с Директором Центра европейской безопасности, заместителем директора ИНИОН РАН, вице-президентом Российской ассоциации Евроатлантического сотрудничества, членом экспертного совета Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам Т.Г.Пархалиной //Независимое военное обозрение.

- 2010. - 3 декабря.

12. Кузьмин В. С правом на защиту //Российская газета. -2009. - 16 апреля.

13. Кукол Е. Чиновник из «группы риска» //Российская газета.

- 2007. - 4 сентября.

14. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность.

- М., 2009.

15. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте

Универсальной истории: Синергетика, психология и

футурология. - М., 2001.

16. Новикова Д.О. Проблема использования частных военноохранных компаний при проведении военных операций США //Мир и согласие. - 2010. - №1 (42).

17. Пять событий недели глазами Л.Млечина //Российская газета. - 2009. - 30 июля.

18. Общая теория национальной безопасности /Под общ. ред. А.А.Прохожева. - М., 2005.

19. Сорокина Н. Александр Рар - Эксперт Германского совета по внешней политике: «мягкая» безопасность //Российская газета. - 2008. - 2 сентября.

20. Суринов А. Кем мы себя считаем. Росстат подвел итоги переписи населения //Российская газета. - 2011. - 28 марта

21. Федоренко В.Н. Проблемы национальной безопасности: теория и практика //Армия и общество. - 1999. - №3.

22. Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства //Армия и общество.

- 2000. - №1.

23. Шаров А. Ни дать, ни взять. Генпрокуратура России начала новое наступление на коррумпированных чиновников //Российская газета. - 2006. - 7 ноября.

24. Экономическая и национальная безопасность /Под ред. Е.А.Олейникова. - М., 2005.

25. Bzezinski Z. Out of Control: Global Turmoil on the Eve of the 21st Century. - New-York, 1993.

20. Novikova D.O. A Problem of Use of the Private MilitarySecurity Companies at Carrying out of Military Operations of the USA //The World and the Consent. - 2010. - №1 (42).

21. Sharov A. Neither to give, nor to take. The State Office of Public Prosecutor of Russia has begun new approach to corrupting of official's //The Russian newspaper. - 2006. - on November, 7th.

22. Sorokina N. Alexander Rar - the Expert of the German council about foreign policy: "soft" safety //The Russian newspaper. - 2008. - on September, 2nd.

23. Surinov A. As Whom We Consider Ourselves. Rosstat has summed up Population Census //The Russian newspaper. -2011. - on March, 28th.

24. The General Theory of National Safety /Under the general edition A.A.Prohozhev. - М., 2005.

25. Zolotarev V.A. Military Safety of the Russian State. - М., 2001.

Reference list:

1. The Federal Law of the Russian Federation from December, 28th, 2010 №390-FL «About Safety» (operating edition) //The Russian newspaper. - 2010. - on December, 29th; ConsultantPlus. - 2011. - on May, 20th.

2. The Doctrine of Food safety of the Russian Federation, is confirmed by the Decree of the President of the Russian Federation from January, 30th, 2010 №120 (operating edition) //ConsultantPlus. - 2011. - on May, 20th.

3. The Military doctrine of the Russian Federation, is confirmed

by the Decree of the President of the Russian Federation from February, 5th, 2010 №146 (operating edition)

//ConsultantPlus. - 2011. - on May, 20th.

4. The Strategy of National Safety of the Russian Federation till 2020, is confirmed by Decree of the President of Russia from May, 12th, 2009 №537 (operating edition) //ConsultantPlus. -2011. - on May, 20th.

5. Bzezinski Z. Out of Control: Global Turmoil on the Eve of the 21st Century. - New-York, 1993.

6. Bzezinski Z. A Great Chessboard. Domination of America and its Geostrategic Imperatives. The translate with English - М., 1998.

7. Chugunov V.M. Military Safety of Russia as a Qualitative Condition of the State //Army and a society. - 2000. - №1.

8. Deljagin M. Shift of places composed. As the political Russia map //The Independent military review. - 2011. - on May, 31s

9. Deljagin M. World Crisis: the General Theory of Globalization.

- М., 2003.

10. Economic and National Safety /Ed. by E.A.Olejnikov. - М., 2005.

11. Fedorenko V.N. Problems of national safety: the theory and practice //Army and a society. - 1999. - №3.

12. Five events of week by L.Mlechina's eyes //The Russian newspaper. - 2009. - on July, 30th.

13. Enikeeva A. National safety: officials, instead of spies are guilty //http:www.isran.ru.material.aspx?CatalogId=222&d_no=35162.

14. Koka J. The European civil society: historical roots and modern prospects in the East and the West. The lane with it. S.Shamhalovoj //the Emergency ration. - 2003. - №2(28).

15. Kolesnichenko O. Other culture of soft safety: Russia and the NATO differently perceive threats. Interview to the Director of the Center of the European safety, the deputy director the INION of the Russian Academy of Sciences, the vicepresident of the Russian association of Euro-Atlantic of cooperation, a member of advisory council of Committee of the Federation Council of Federal Meeting of the Russian Federation on T.G.Parhalinoj's international affairs //The Independent military review. - 2010. - on December, 3rd.

16. Kukol E. The official from «risk group» //The Russian newspaper. - 2007. - on September, 4th.

17. Kuzmin V. With the right to protection //The Russian newspaper. - 2009. - on April, 16th.

18. Logunov A.B. Regional and National Safety. - М., 2009.

19. Nazaretjan A.P. Civilization crises in a context of Universal history: Synergetic, psychology and futurology. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.